Государственная поддержка развития малого предпринимательства в Беларуси — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Государственная поддержка развития малого предпринимательства в Беларуси

2017-12-12 329
Государственная поддержка развития малого предпринимательства в Беларуси 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства» к субъектам малого предпринимательства относятся:

индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

малые организации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно. Регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства не требуется.

Государство гарантирует субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства равные права для осуществления деятельности, защиту их прав и законных интересов, а также создание благоприятных условий для развития конкуренции.

Основными целями государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства являются:

· создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и конкуренции;

· оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) на рынок Республики Беларусь и рынки иностранных государств;

· увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

· увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) в объеме валового внутреннего продукта.

Основными принципами государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства являются:

· обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее оказания, установленными законодательством, а также гласности и комплексного подхода при ее предоставлении;

· участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства в формировании государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства, подготовке проектов нормативных правовых актов, регулирующих вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства.

В целях реализации государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь законодательством могут предусматриваться:

· особые режимы налогообложения для субъектов малого предпринимательства;

· сокращенный состав бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства, а в предусмотренных законодательными актами случаях - освобождение их от обязанности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности;

· упрощенный порядок представления субъектами малого предпринимательства государственной статистической отчетности;

· меры по упрощению порядка совершения в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства административных процедур, сокращению их количества;

· особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг);

· меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

· меры по развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется государственными органами и иными государственными организациями в соответствии с их компетенцией по следующим основным направлениям:

· определение и реализация государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства;

· осуществление защиты прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства;

· разработка и реализация республиканских, отраслевых и региональных программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;

· содействие развитию системы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

· содействие развитию системы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

· формирование и развитие системы информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

· содействие формированию и развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

· содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, включая содействие развитию производственных, торговых, научно-технических, информационных связей с иностранными юридическими и физическими лицами;

· содействие созданию и развитию системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;

· организация проведения научно-исследовательских работ по проблемам развития малого и среднего предпринимательства.

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с республиканской и отраслевыми программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, разрабатываемыми уполномоченными Советом Министров Республики Беларусь республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, а также региональными программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, разрабатываемыми местными исполнительными и распорядительными органами.

Государственная финансовая поддержка за счет средств, предусмотренных программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - государственная финансовая поддержка), оказывается субъектам малого предпринимательства Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей путем предоставления:

· финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;

· имущества на условиях лизинга (финансовой аренды);

· гарантий по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь.

Государственная финансовая поддержка оказывается субъектам малого предпринимательства областными и Минским городским исполнительными комитетами путем предоставления:

· финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;

· субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами;

· субсидий для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей по договорам лизинга (финансовой аренды) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя;

· субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией.

Государственная финансовая поддержка оказывается субъектам малого предпринимательства банками Республики Беларусь путем предоставления льготных кредитов за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) этих банков.

Государственная финансовая поддержка оказывается субъектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства путем предоставления областными и Минским городским исполнительными комитетами субсидий для:

· приобретения необходимого имущества, реконструкции, ремонта здания (части здания) в целях реализации задач по поддержке и развитию субъектов малого предпринимательства;

· возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией;

· компенсации расходов на проведение мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства (конференции, маркетинговые исследования, семинары и др.).

 

1.1.4. Признаки предпринимательства и предпринимательская среда

Самостоятельный характер деятельности Никто не стоит над предпринимателем, и не командует им. Граждане и юридические лица осуществляют деятельность в своих интересах, организуя ее по своему усмотрению. Под имущественной самостоятельностью понимается наличие имущества необходимого и достаточного для осуществления деятельности, под организационной самостоятельностью следует понимать возможность принятия самостоятельных решений в процессе осуществления деятельности
Предпринимательский риск Осуществление предпринимательской деятельности не гарантирует субъекту регулярного получения прибыли. В силу этого данный признак означает риск своим имуществом в случае неудачи
Самостоятельная имущественная ответственность Индивидуальный предприниматель отвечает по обязательствам имуществом, принадлежащим ему на праве собственности Для обеспечения самостоятельной имущественной ответственности коммерческих организаций законодательством предусмотрены два способа: установление минимального размера уставного фонда (например, для ОАО и ЗАО) и закрепление субсидиарной ответственности учредителей (для ОДО)
Цель деятельности – систематическое получение прибыли Приращение имущества за счет предпринимательских операций. Следует подчеркнуть, что предпринимательская деятельность изначально должна быть направлена на получение прибыли, а не на решение каких-либо других задач, иначе деятельность не будет являться предпринимательской

 

Два слова: «предпринимательство» и «рынок» связаны неразрывными узами. Самое краткое и емкое определение рыночной экономики звучит просто: «экономика свободного предпринимательства». Рыночная экономика всегда характеризовалась как мир бизнеса. А бизнес и предпринимательство – по сути одно и тоже.

Переход белорусской, как и любой другой экономики к рыночным отношениям, неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Так что, говоря об экономике вообще и о рыночной экономике в частности, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой части экономической деятельности.

Крупный банкир и владелец небольшого магазина, обладатель контрольного пакета акций акционерного общества и дилер по недвижимости, фермер и один из собственников страховой компании. Всех перечисленных лиц объединяет принадлежность к особому слою общества – предпринимателям. Род их занятий можно, соответственно, определить как предпринимательство. Существование предпринимательства – обязательное условие функционирования рынка.

В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда. Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерских связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса.

В условиях рынка от предпринимателя требуется умение действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.

Функционирование предпринимательской структуры зависит от различных факторов.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА

Внутренняя Внешняя
Ресурсы; психологический микроклимат; производственная (состав основных и вспомогательных цехов и обслуживающих хозяйств и их взаимосвязь), организационно-управленческая структура (состав, взаимосвязь и соподчиненность подразделений, выполняющих различные функции) Элементы прямого воздействия: конкуренты, поставщики, потребители, контактные аудитории Элементы косвенного воздействия: демографическая ситуация, экология, международные события, социально-политическая стабильность, инновационные технологии, социально-культурные факторы

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите отличия между понятиями «бизнес» и «предпринимательство».

2. Определите мотивы, подталкивающие граждан к занятию предпринимательством.

3. Укажите факторы, оказывающие влияние на предпринимателя.

4. Назовите признаки предпринимательской деятельности.

5. Определите важность государственной поддержки для предпринимателя.

6. Перечислите формы поддержки развития предпринимательства в Республике Беларусь

7. Перечислите организации, оказывающие материальную поддержку предпринимателям.

 

Литература: [1], [4], [11], [15], [20]

 

Тема 1.2. Основные цели, принципы и функции предпринимательства

План

1. Цели, принципы и функции предпринимательства

2. Субъекты, виды и формы предпринимательства

 

1. 2. 1. Цели, принципы и функции предпринимательства

В соответствии с Гражданским Кодексом Республики Беларусь, все юридические лица, в зависимости от основной деятельности подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Коммерческими организациями признаются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий. Некоммерческие организации не ставят своей целью получение прибыли и распределение ее между участниками.

Предмет деятельности предпринимателя имеет право на реализацию только в случае положительной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель при планировании и организации своей деятельности не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя. У предпринимателя в условиях рыночной экономики нет иного пути воздействия на потребителя, кроме как действовать в унисон с его интересами. Однако такая ситуация вовсе не означает, что предприниматель обязан действовать только в строгом соответствии с уже выявленными интересами потребителя. Сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности. К этому как раз и сводится положение о двух способах организации предпринимательской активности: на основе выявленного интереса потребителя или на основе "навязывания" ему нового товара.

Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость «завоевать» потребителя, создать круг собственных потребителей.

Основными принципами осуществления предпринимательской деятельности являются:

· Самостоятельная реализация своих бизнес - проектов;

· Самостоятельное и ответственное решение проблем бизнеса;

· Способность идти на оправданный предпринимательский риск;

· Нацеленность на получение прибыли, на долговременный коммерческий успех на рынке и др.

В современном мире предприниматель – это человек, способный понять перспективу и потребности рынка и сочетать это понимание со знанием в области управления производством и использованием производственных ресурсов в расчете на получение дохода.

Профессия предпринимателя не имеет четкого определения. Но можно выделить следующие основные функции, наиболее характерные для нее:

1) Ведение финансов и учета. Привлечение и эффективное использование финансовых ресурсов занимает в бизнесе ведущее место. При этом предприниматель должен достигнуть положительного соотношения между притоком и оттоком денег, а также обеспечить эффективное вложение избыточных денежных средств для достижения устойчивого роста предприятия.

Прежде чем начать свое дело, необходимо ознакомиться с действующей системой бухгалтерского учета и внедрять ее для отслеживания развития бизнеса, управления им и выявления проблем. Задача учета состоит в том, чтобы научиться управлять событиями, оперативно получать информацию о переменных и постоянных издержках, прибыли бизнеса, кредиторской и дебиторской задолженности. Эта информация необходима для прогнозирования движения наличных денежных средств и расчета прибыльности бизнеса.

2) Кадровая. Предприниматель должен уметь мотивировать людей производительно и эффективно работать, в первую очередь в свое отсутствие, чтобы вместе с ними обеспечить реальное развитие своего бизнеса.

3) Функция материально-технического обеспечения. Предприниматель определяет, какие материалы необходимы для изготовления его продукции, где, у кого и на каких условиях предполагает закупать необходимые сырье, материалы, комплектующие. Предприниматель осуществляет активный поиск поставщиков необходимых материальных ресурсов и оборудования, выбирает оптимальных поставщиков, устанавливает с ними хозяйственные связи, организует поставку и контролирует выполнение заключенных договоров.

4) Производственная функция. Предприниматель определяет место размещения производства товаров, предполагаемую производственную мощность, необходимое для выпуска конкурентоспособной продукции оборудование (взятое в лизинг, новое, старое и т.д.), необходимые виды транспортных средств, оценивает возможные издержки производства и др.

5) Маркетинговая функция. Успех бизнеса зависит от всех составляющих формулы маркетинга: товара, цены, методов распределения товара и стимулирования сбыта. Первая задача любого начинающего предпринимателя – заявить о себе потенциальным покупателям, вторая – добиться того, чтобы они приобрели продукцию фирмы. Значительная роль в решении этих задач принадлежит рекламе, которая информирует потребителей о товарах и преимуществах, увеличивает количество покупателей, объем продажи и прибыли. Для привлечения внимания потребителей предприниматель может использовать фирменный знак, внешнее оформление здания, торгового зала, элементы мерчендайзинга, эффективное сервисное обслуживание, различные методы стимулирования продаж и др.

1. 2. 2. Субъекты, виды и формы предпринимательства

Субъектами предпринимательства являются:

· физические лица, не ограниченные в правах в порядке,

определяемом законодательными актами Республики Беларусь, в том числе граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства в пределах прав и обязанностей, предусмотренных действующим законодательством Республики Беларусь;

· юридические лица - группы граждан (партнеров), коллективы

предпринимателей. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом (в ред. Законов Республики Беларусь от 25.05.2002 N 104-З, от 20.06.2008 N 347-З

Не допускается занятие предпринимательской деятельностью должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах.

Предпринимательская деятельность весьма разнообразна. Любой бизнес в той или иной степени связан с основными фазами воспроизводственного цикла – производством продукции и услуг, обменом и распределением товаров, их потреблением. В зависимости от сферы деятельности различают следующие виды предпринимательства:

- производственное;

- коммерческое;

- финансовое;

- консультационное (консалтинговое).

Производственное предпринимательство можно назвать ведущим видом предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги. К производственному предпринимательству относятся инновационная, научно-техническая деятельность (разновидность – венчурный бизнес), непосредственно производство товаров и услуг, производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях. Результатом производственной деятельности предпринимателя являются реализация продукции или работ, услуг покупателю, потребителю и выручка определенной суммы денег. Разность между денежной выручкой и издержками производства составит прибыль предприятия.

Говоря об инновационном предпринимательстве, следует упомянуть и о получившем в последние годы широкое развитие венчурном бизнесе. Венчурный бизнес – это бизнес, ориентированный на практическое использование технических и технологических новинок, результатов научных достижений, еще не опробованных на практике. Венчурным бизнесом обычно занимается коммерческая научно-техническая организация, занятая разработкой и внедрением новых и новейших технологий и продукции с неопределенным заранее доходом, т.е. с рискованным вкладом капитала.

Венчурное предпринимательство базируется на принципах разделения и распределения риска. Оно позволяет авторам идей, не имеющим в достаточном объеме собственных средств, реализовать эти идеи в практической деятельности. Опыт преуспевающих зарубежных компаний показывает, что большинство предпринимателей всячески стараются избегать использования венчурного капитала. Это связано с тем, что такой капитал предоставляется в обмен на огромную долю будущей прибыли бизнесмена. Венчурные инвесторы берут на себя ответственность за высокую степень риска коммерческой организации в обмен на получение столь же высоких доходов от возможного будущего его роста. Инвесторы могут играть как активную, так и пассивную роль в деятельности организации с высокой степенью риска, могут участвовать в управлении организации, если это связано с достижением их собственных целей.

Венчурный бизнес имеет ряд преимуществ перед другими формами организации инновационного предпринимательства в малом бизнесе: высокая гибкость, динамизм и др. Историческая справка: венчурное финансирование зародилось в начале 60-х годов в США, в 80-х его объем достиг скромного первого миллиарда долларов. С этого в большой степени началась экономика информационных технологий и биотехнологий. В настоящее время США и Европа переживают бум венчурного инвестирования. В США – первой стране венчурного капитала – с 1990 по 1995 годы венчурными капиталистами вкладывалось в среднем 3-5 млрд. долларов в год примерно в тысячу с небольшим компаний.

Беларусь готова к тому, чтобы начать эффективно развивать венчурный бизнес. Владельцы денежных средств начинают понимать, что вложение на несколько лет является нормой, более того, оно может быть эффективным.

Наибольшее развитие при переходе к рыночной экономике в странах СНГ получило коммерческое предпринимательство. Оно характеризуется операциями и сделками по купле и продаже товаров и услуг. Здесь быстрее можно получить отдачу. Эта сфера, во многом ограниченная ранее, благодаря усилиям энергичных, инициативных людей стала стремительно развиваться, главным образом как частное, индивидуальное предпринимательство. Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные биржи и торговые организации.

Особым видом предпринимательской деятельности является финансовое (или финансово-кредитное) предпринимательство. Сфера его деятельности – обращение, обмен стоимостей. Финансовая деятельность проникает и в производственную, и в коммерческую, однако она может быть и самостоятельной: банковское, страховое дело и др. Основным полем деятельности финансового предпринимательства являются страховые фирмы, коммерческие банки и фондовые биржи.

Страхование связано с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства в результате разрушительных последствий страховых случаев. Страхование представляет собой совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба предприятиям и организациям.

К рискам, которые необходимо страховать, относятся вероятные потери от:

- пожаров и других стихийных бедствий,

- автомобильных аварий,

- порчи и уничтожения в результате неправильного хранения,

- невыполнения договорных обязательств партнерами,

- неправомерных действий конкурентов,

- возможной смерти или болезни исполнителей бизнес – операции.

Рыночные отношения, когда каждый предприниматель действует на свой страх и риск, повышают роль и значение страхования. В рыночной экономике страхование является средством защиты бизнеса и благосостояния людей. Возможны такие виды страхования коммерческого риска: от прямых потерь (убытки от простоя …); от косвенных потерь доходов (перерыв в торговле, упущенная выгода). Для каждого вида бизнеса есть наиболее вероятные риски. Наибольшей популярностью пользуется страхование бизнес - имущества. Офисы, склады, цеха и другие объекты недвижимости страхуются от обычных рисков: пожара, залива водой, стихийных бедствий, кражи, взлома. Кроме страхования имущества предприятия, важно думать о страховании от убытков при возникновении перерыва в коммерческой деятельности. Если, к примеру, случился пожар, то понадобится время для ремонта помещений и возмещения всех прочих потерь.

Любая производственная организация может застраховать свою ответственность за качество выпускаемой продукции, а предприятие сферы услуг – за ненадлежащим образом выполненную работу. При возникновении претензии и требований возместить ущерб у исполнителя есть выбор: нести риск самостоятельно или переложить его на страховщика. Полисы страхования ответственности за качество произведенных товаров и оказанных услуг приобретают обычно фирмы, предоставляющие юридические услуги, аудиторы, оценщики, туристические фирмы и частные охранные предприятия, химчистки, автостоянки.

Различают следующие виды страхования имущества коммерческой организации:

- Страхование основных и оборотных фондов коммерческой организации(зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, готовой продукции, сырья). Договор страхования может заключаться на все имущество или на его часть. Имущество страхуется на случай уничтожения или повреждения в результате пожара, взрыва, стихийных бедствий, кражи со взломом, аварий водопровода и отопительной сети. Страховая стоимость имущества определяется по основным средствам по балансу, по товарно-материальным ценностям и готовой продукции по себестоимости.

- Страхование грузов, перевозимых по суше, воздушным, водным путем, включая нефте- и газопроводы. Договор страхования заключается грузоотправителем или грузополучателем с ответственностью за все риски, связанные с перемещением грузов (кражи; гибель при пожаре, стихийных бедствия, столкновениях транспорта; пропажи транспортного средства).

- Страхование урожая сельскохозяйственных культур, а также при падеже и гибели скота колхозами, совхозами, фермерскими хозяйствами.

- Страхование транспортных средств на случай гибели, повреждения (кроме шин), дорожно-транспортного происшествия, неправомерных действий третьих лиц (кроме угона, хищения). По желанию страхователя может одновременно с транспортным средством быть застрахован груз (прицеп), принадлежности к транспортному средству. Возможно дополнительное страхование транспортного средства от угона, хищения.

Коммерческий банк – это финансово-кредитное учреждение акционерного типа, кредитующее на платной основе преимущественно коммерческие организации, осуществляющие прием денежных вкладов (депозитов) и другие расчетные операции по поручению клиентов. Источником доходов коммерческого банка является разница между процентными ставками депозитных (привлеченных) и ссудных средств.

Под фондовой биржей понимается организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов. Принцип функционирования фондовой биржи базируется на оперативном регулировании спроса и предложения.

В последние годы все большее развитие получает такая перспективная форма, как консультативное предпринимательство. Оно имеет множество направлений и, сопоставляя уровень его развития в нашей стране с другими развитыми странами, можно сделать вывод, что в ближайшие годы консалтингу предстоит стремительно развиваться. Начинающим предпринимателям может оказываться помощь в открытии своего дела, а в последующем – в консультировании по различным аспектам деятельности.

Наиболее известны три вида консультирования: экспертное, процессное и обучающее. Экспертное консультирование - пассивная форма консалтинга. Консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению, а клиент при этом обеспечивает консультанта всей необходимой информацией.

При процессном консультировании специалисты консалтинговой организации на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют с клиентом, предлагая ему высказывать свои идеи, предложения. Консультант совместно с клиентом анализирует проблемы и разрабатывает конкретные предложения по повышению эффективности проекта.

При обучающем консультировании главной задачей специалистов является подготовка почвы для возникновения идей и выработки конкретных решений. Консультант проводит для клиента лекции, семинары, разрабатывает методические рекомендации и оказывает необходимую теоретическую и практическую помощь. В практике работы применяются комбинации всех трех методов консультирования.

В промышленно развитых странах консультационные услуги много лет являются одним из важнейших элементом инфраструктуры рыночной экономики, поэтому консалтинг выделен в отдельную отрасль. Экономическое и управленческое решение не принимается без использования консультантов. Консалтинговые услуги могут быть самыми разнообразными. Европейский справочник-указатель консультантов по менеджменту в настоящее время выделяет 84 вида консалтинговых услуг, объединяемых в восемь групп: общее управление, администрирование, финансовое управление, управление кадрами, маркетинг, производство, информационная технология, специализированные услуги.

Различают следующие формы предпринимательства:

· частная, осуществляемая индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами на основе собственного имущества и различных форм привлечения собственности других физических и юридических лиц;

· коллективная, осуществляемая на основе собственности группы граждан и различных форм привлечения имущества других физических и юридических лиц;

· контрактная, осуществляемая руководителем фирмы на основе контракта с собственником имущества

Предпринимательство может осуществляться без образования юридического лица и с образованием юридического лица, без использования наемного труда и с использованием наемного труда. Особой формой предпринимательства является предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом (органом) наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Укажите основные цели предпринимательства.

2. Охарактеризуйте функции, осуществляемые предпринимателем.

3. Назовите субъекты предпринимательской деятельности.

4. Перечислите виды предпринимательства и охарактеризуйте их.

5. Охарактеризуйте коммерческое предпринимательство.

6. Обоснуйте перспективность развития консультативного предпринимательства.

7. Охарактеризуйте методы консультирования.

8. Перечислите формы предпринимательства, дайте их характеристику.

 

Литература: [1], [2], [4], [7]

 

 

Раздел 2. Правовые условия предпринимательской деятельности

Тема 2.1. Законодательная база предпринимательской деятельности

1. Характеристика законодательной базы предпринимательской

деятельности

2. Права, обязанности и ответственность предпринимателя

3. Юридическая ответственность за нарушения в сфере предпринимательской деятельности

 

2.1.1. Характеристика законодательной базы предпринимательской

деятельности

К источникам правового регулирования предпринимательской деятельности относятся:

Ø Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 № 2875-ХП (ред.17.11.2004 г.).

Ø Кодексы (Гражданский кодекс Республики Беларусь, Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь, Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, Таможенный кодекс Республики Беларусь и др.);

Ø Законы (Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь»и др.);

Ø Декреты и указы Президента Республики Беларусь (например, Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. № 1 (ред. от 01.03.2010 г.) «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»; Указ Президента Республики Беларусь от 29.12.2007 № 685 «О дополнительных условиях осуществления предпринимательской деятельности» и др.);

Ø Постановления Правительства Республики Беларусь (Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о поставках товаров в Республики Беларусь» и др.);

Ø Постановления республиканских органов государственного управления;

Ø Инструкции, правила, приказы;

Ø Решения органов местного управления и самоуправления.

Правовое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в Республике Беларусь следующими основными нормативными правовыми актами:

1. Гражданским Кодексом Республики Беларусь 07 декабря 1998 года N 218-З (с последующими изменениями и дополнениями) определены основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, ответственность их учредителей, органы управления, порядок создания и др.

2. Инвестиционный Кодекс Республики Беларусь 22 июня 2001 г. N 37-З

определяет деятельность предприятий с иностранными инвестициями.

3. Налоговый кодекс Республики Беларусь (особенная часть) от 29.12.2009 № 71-З (в ред. От 10.01.2011 № 241-З)

4. ЗаконРеспублики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З "О поддержке малого и среднего предпринимательства"

5. Закон Республики Беларусь от 18.07.2000 N 423-З (ред. от 31.12.2009) "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступившими в силу с 15.02.2010)

6. Декрет Президента № 1 от 16 января 2009 г. «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» утвердил Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования и Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, определил порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций, а также порядок ликвидации предпринимательской структуры.

7. Указ Президента Республики Беларусь от 01. 09. 2010 № 450 направлен на комплексное регулирование отношений в области лицензирования и предусматривает утверждение Положения о лицензир


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.