Основные тезисы тринадцатой главы — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Основные тезисы тринадцатой главы

2017-12-12 165
Основные тезисы тринадцатой главы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Совершенные взаимоотношения

• Нет двух людей с совершенно одинаковой точкой зрения.

• Большое Я любит без всяких причин и условий, а малое я ищет причины для любви.

• Любовь, созданная малым я, — это любовь обусловленная.

• Твое Истинное Я не позволит обусловленной любви длиться долго.

• Твои страдания не прекратятся оттого, что ты изменишь свое поведение. Однако поведение изменится благодаря тому, что ты покончишь со страданиями.

• Взаимоотношения побуждают нас обнаруживать свое Истинное Я в других людях.

• Когда мы общаемся с обыденным миром как с Богом, мы отказываемся от индивидуальной борьбы ради вселенской гармонии.

• Если Бог постоянно пребывает во всем, тогда мы — тоже Бог.

• Совершенные взаимоотношения начинаются с осознания своего Истинного Я и этим же осознанием заканчиваются.

Глава 14

КАК НЕ-ЗНАТЬ

Любое знание есть невежество.

Нисаргадатта

Наивысшая сложность — в простоте.

Леонардо да Винчи

 

Знаем, что можем, но верим, что не можем

Терпеть не могу начинать главу с оговорок, однако сейчас я намерен сделать именно это. Боюсь, что в противном случае аналитический ум, которому нужно понять все немед-ленно, перенапрягся бы до мучительной мигрени. Так что все, что я скажу в следующих нескольких абзацах, сказать необходимо. Иначе книга была бы незавершенной. Если содер-жание дальнейших страниц будет тебе интересно и понятно, прочти эту главу до конца, если нет… все равно читай. Чтение главы «Как Не-знатъ» откроет для тебя уйму возможностей попрактиковаться в искусстве присутствия. А для меня это возможность еще раз проде-монстрировать тот факт, что безмятежность обеспечивается не знанием. Пусть слова прихо-дят и уходят — не пытайся зацепиться за них. Исследование He-знания — завораживающий опыт, проходящий за пределами ума. Воспринимай текст как один длинный коан, космический анекдот — ибо это и есть космический юмор в самом лучшем его проявлении. Как говорил мой отец: «Рота, стоять! Рюкзаки снять! Самое время немного поразвлечься».

Наш мысленный образ собственного потенциала — как индивидуального, так и коллек-тивного — бесцветен, одномерен и скучен. И это так даже в том случае, когда мы стремимся спасти мир. Органы чувств дают пищу для ума, а ум управляет органами чувств — вот так, разворачиваясь во времени, следует наша линейная жизнь, эволюционируя в сторону своего завершения. В сравнении с громадой мироздания мы не более заметны, чем прыщик на заду у электрона. Мы носим шоры и «ходим по струнке», потому что верим своим учителям, как они верили своим.

Одна моя приятельница утверждала, что люди на самом деле никогда не меняются. Тогда я спросил, зачем она записалась на мои занятия. Она ответила, что хочет, чтобы в жизни ее стало больше безмятежности. «К чему стараться, — заметил я, — если люди все равно не меняются?» Человек — это загадка, своего рода неразрешимая циклическая голо-воломка. Мы знаем, что можем, но верим, что не можем.

Внутри нас живут соперничающие взгляды, и они тянут нас каждый в свою сторону. С одной стороны, нам свойственно врожденное стремление к экспансии, росту, развитию и завершению. А с другой — мы видим, что на протяжении многих поколений эволюции людям так и не удалось оставить позади некоторые самые примитивные животные модели поведения. Мы не «думаем», что это возможно, поскольку до сих пор не удавалось. С тяж-ким вздохом откуда-то из глубочайших глубин нашего существа доносится вопрос: «Неужели это все, что у нас есть?»

Конечно, нeт. Это всего лишь то, что мы обрели до сих пор. На нас надеты шоры. Если ты смотришь только строго перед собой, то двигаться будешь только строго вперед и даже не узнаешь о том, что есть по сторонам. Снять шоры очень просто, но это редко бывает лег-ко. Для этого нужны решимость, отвага и энергия. Снять шоры — это очень естественно и в то же время необычно. Это противоречит нашим внешним навыкам, хотя полностью согла-суется с внутренним потоком. Поначалу попытки раскрыться для более полной реализации своего потенциала сопряжены со смятением и даже некоторой тревогой. Однако, если про-явить немного терпения, шоры упадут к нашим ногам и скоро мы о них забудем. Тогда мир засияет для нас в полную силу.

Жизнь как линия на песке

Многие из нас представляют себе собственную жизнь как линию, начертанную на пес-ке. Там, где мы коснулись песка кончиком палки, — рождение. Сама линия — это наш жиз-ненный опыт, а то место, где мы оторвали палку от песка, — смерть. Одни говорят, что тут все и заканчивается, другие утверждают, что вслед за этим душа навечно поселяется на Небесах, а третьи верят, что душа снова возвращается в мир, чтобы начертить еще одну линию.

В контексте нашего сегодняшнего разговора не имеет значения, каких именно взглядов придерживаешься ты. Мы сосредоточимся на линии жизни от того места, где палка косну-лась песка, до места, где мы ее оторвали. Линейная жизнь ограничена жизнью в жилище жи-вых мертвецов. (Попробуй-ка произнести это быстро три раза подряд!)*

Есть и другая модель для описания жизни, и она более уместна в эпоху квантовой меха-ники. Я называю ее моделью грампластинки. Хм, вот я и выдал свой возраст. Лучше назову это моделью CD. Используя слово «грампластинка», я заставлю молодых читателей вопроси-тельно склонить голову, как это делает сидящая перед фонографом собачка на эмблеме зву-козаписывающей студии «Виктрола».

Модель CD заключается в следующем. Вместо прямой линии судьба человека описы-вает концентрические круги наподобие дорожек компакт-диска, на котором записаны песни нашей жизни. Дорожка записи представляет жизнь. Или если ты веришь в реинкарнацию, то каждая песня на CD представляет одну из ряда жизней. И опять-таки это не имеет практичес-кого значения, поскольку спиральное закручивание нашей жизненной линии в случае одной жизни влечет за собой точно такой же результат, как и в случае многих. Ты можешь предста-вить себе, что разные песни — это не прошлые и будущие жизни, а воспоминания и надеж-ды, — по существу от этого ничего не меняется. Если ты находишься на середине CD, мо-жешь считать, что ты посередине одной жизни или посередине цикла из 10 000 жизней, — самое главное, что из своего текущего положения ты можешь мгновенно перескочить к пере-живаниям будущего или прошлого. Предположим, что под воздействием некой внешней силы — например, из-за удара по проигрывателю — лазерный луч перескочил на другую композицию. Если он перескочил в одну сторону, ты оказался в прошлом, если в другую — в будущем.

 

* В оригинале — это фраза-скороговорка: Linear living is limited living in the land of the living dead.

 

DVD-модель

Давай несколько расширим эту модель, включив в нее не отдельную жизнь, а все миро-здание. Так сказать, добавим сюда еще и видеоинформацию и назовем это DVD-моделью. Теперь скачок между дорожками можно уподобить перемещению в другую часть Вселен-ной. Это словно червоточина в нашем сознании, позволяющая заглянуть в другие миры, тем самым делая их частью нашего мира.

Фактически, так мы отходим от нашей прочерченной на песке индивидуальной жизни и смотрим на жизнь в целом с высоты птичьего полета. Вселенная — не линейна. А это подво-дит нас к интересной идее. Проигрывая DVD-диск, мы можем наслаждаться звуком и изоб-ражением потому, что на этом диске хранятся плененные электромагнитные импульсы. Про-бегая по сохраненным импульсам, лазерный луч пересылает информацию на считывающее устройство, и мы видим образы в том виде, в каком они были записаны много лет назад.

Эти электромагнитные импульсы представляют собой метавшие во времени мысли и действия, места и события. Один-единственный пучок импульсов может содержать в себе всю жизнь человека, зафиксированную на соответствующем участке диска. И когда луч про-бегает по этому участку, импульсы обретают жизнь на нашем телеэкране. После того как луч оставит участок позади, все эти импульсы снова станут всего лишь дремлющим семенем изображений и звуков. В реальности лазер скорее похож на электромагнитную линзу. Она движется достаточно близко к нам, чтобы мы могли видеть формы — узнавать уникальные энергетические структуры. Помни, что все в мире представляет собой энергию, застывшую в материальных формах. Автомобиль, звезда и твой лучший друг — всего лишь узнаваемые структуры из застывшей энергии.

Мы начали с одномерной линии на земле, представляющей нашу жизнь. Хотя линия жизни и одномерна, но она проживается в четырехмерном пространстве-времени. «Так в чем же проблема?» — спросишь ты. Проблема в пространстве и времени. Мы все еще верим, что человек обязан жить в пространстве-времени. Ведь так живут все и всегда — если не считать крайне немногочисленных индивидуумов в каждом поколении. Мы, фактически, принимаем учение людей, ограниченных временем и пространством, и отвергаем парадигму тех немно-гих, кому удалось избежать этих цепей. Естественно, имеются в виду великие просветлен-ные — Христос, Будда, Шанкара, Эйнштейн, Сократ и Лао-цзы... А также менее знаменитые метеоры, которые безмолвно прочерчивают вспышками света полночное небо, пока все человечество спит.

DVD-модель дает нам некоторые идеи относительно того, как можно расширить свое видение за пределы пространства-времени. Ключ к пониманию DVD-модели не в структуре самого диска, но в устройстве считывающего лазера. Сам DVD-диск содержит застывшую энергию, или информацию. Она остается неизменной. Но когда на информационный пакет падает лазерный луч, он на миг озаряет и высвобождает эту информацию — чтобы тут же двинуться дальше. Именно это мгновенное прикосновение луча порождает ощущение вре-мени. У DVD-фильма, составляющего нашу жизнь, есть начало и конец. Лазерный луч исправно бежит по спиральной дорожке, пробуждая нашу вселенную по одной мысли за раз. Если лазер дернется в сторону, ты сможешь увидеть конец фильма прежде, чем середину. Но это нежелательно, поскольку нарушает наши представления о хронологическом порядке. Начало-середина-конец — вот как все должно быть. Дискуссия окончена. Начало-середина-конец — совсем как линия на песке.

Я уже чувствую, как кто-то из читателей нетерпеливо перебивает меня: «Ну и правиль-но! Кому хочется раньше времени видеть окончание фильма? Это нелепо». Согласен, Пока я ограничен рамками времени-пространства, знать конец раньше времени не интересно. Я возвращаю бракованный DVD продавцу, ворча: «Только время зря потратил».

Я не получил, чего хотел. Эпизод с испорченным фильмом огорчил меня, как порой огорчает жизнь, когда при движении через время я не вижу порядка. Нет ощущения ритма, нет ощущения контроля. И тут я осознаю, что ощущение дискомфорта вызвано, собственно, ожиданием порядка, а не самим беспорядком. Один из самых прекрасных и вдохновляющих фильмов, которые мне доводилось видеть на DVD, не имеет сюжета и в нем нет явного по-рядка. Фильм называется «Барака», и он состоит из серии неигровых эпизодов-образов, от-снятых в разных уголках мира. Люди и места мелькают перед нами без очевидной логичес-кой последовательности и без комментариев. Именно так: нам не говорят ни слова. К концу фильма я ощутил такую глубокую и сострадательную связь со своим миром, какую не про-буждал во мне ни один фильм, имеющий четко обозначенное начало, середину и финал. Я много раз смотрел «Бараку» с друзьями, и все они реагировали точно так же*. Они испы-тали ощущение расширения сознания и изумления, которые невозможно описать словами. Нам всем с детства вдолбили в голову, что линейное мышление — как и линейная жизнь — это надежный путь к преодолению проблем и обретению безмятежности. И несмотря на то, что из жизнеописаний величайших философов и ученых нам известно об их нелинейном многомерном мышлении, мы упрямо не желаем отказываться от мысли, что подход к жизни, подразумевающий начало-середину-конец, является единственным путем к успеху и чувству завершенности. Именно эта упрямая решимость пройти все по порядку от начала до конца, пробиваясь сквозь любые препятствия, и заставляет нас смаковать все оттенки вкуса стра-даний, доступные нам в пространстве-времени.

Возможно, нам нужно полностью отмести логику и аналитическое мышление? Отнюдь. Вне всяких сомнений, способность глубоко обдумывать вещи — могучий инструмент. Нет нужды его отвергать. Нужно только отказаться от идеи, что это единственный путь в жизни. Если ты сомневаешься, тогда оглянись и обозри все эти великие знания, накопленные чело-вечеством. А теперь посмотри, насколько близко эти знания подвели нас к гибели. Линейное мышление, созданное разумом, уже неподконтрольно нам. Зубило пользуется скульптором.

А теперь давай вернемся к нашей DVD-модели и к проблемам, связанным с линейным мышлением. Ты можешь сказать, что дорожка на DVD — это не что иное, как та же прямая линия, только загнутая по спирали. И будешь прав. И даже когда лазерный луч перескаки-вает в прошлое или в будущее, он тоже движется по прямой. Так о чем же мы тут толкуем? Когда луч перескакивает из прошлого в будущее и обратно, он просто изменяет последова-тельность событий во времени. Он не исключает само время. По существу, скачущий лазер просто разрушает мышление типа «начало-середина-конец» и замещает его мышлением типа «поживем — увидим». А такое мышление тоже напрямую связано с временем.

Разобравшись в устройстве проигрывателя, ты обнаружишь, что сама лазерная головка (как и игла на звукоснимателе граммофона) практически не движется. Вращается DVD, а ла-зерная головка неподвижно ждет набегающие на нее информационные пакеты. Это важный момент. Лазер неподвижен, а информация движется. А может быть, и мы похожи на лазер-ную головку? У нас есть ощущение, что мы движемся по жизни. Но так ли это? Действи-тельно ли наши тела переносят сознание с места на место? В тех случаях, когда мы вообра-жаем что-то, или вспоминаем, или видим сон, совершенно очевидно, что это не так. Возмож-но ли, что и во всех других случаях эго, следуя своей потребности контролировать среду, просто создает иллюзию того, что мы движемся в мир для исследований и завоеваний? Возможно ли, что на самом деле мир наплывает на нас? Согласно DVD-модели, дела обстоят именно так.

Со стороны кажется, что у себя дома мы движемся из комнаты в комнату. Мы движем-ся от человека к человеку — день за днем, год за годом. Мы движемся из детства в зрелость, а затем в старость. И все это время мы являемся точкой фокусировки, тогда как весь осталь-ной мир материализуется, а затем уходит в память. В следующий раз, когда будешь ехать по шоссе, представь себе, что ты и твоя машина неподвижны, а пейзаж мчится навстречу. Это простое и приятное упражнение помогает переключить свою точку зрения с активного ре-жима на пассивный. Мы уподобляемся лазерному лучу, а наш мир — DVD. По мере того как мир проносится мимо, мы освещаем его лучом нашего сознания. Чего наше сознание не обнаруживает, того на деле и не существует.

* Переводчик (и редактор) присоединяется к восторгам автора и заодно рекомендует другой фильм под названием Koyaanisqatsi, очень похожий по духу на «Бараку» (Ваraка). Главным оператором Koyaanisqatsi (1983) и режиссером Ваraка (1992) является один и тот же человек — Рон Фрике (Ron Fricke).

 

Наше сознание пребывает там, где мы. Локализованное, оно ждет, что появится перед ним в следующий момент. В этом смысле у нас одномерный взгляд на мир. На нас надеты шоры. Вокруг существует целый Космос, а мы воспринимаем лишь бесконечно малую его часть. В этом таится проблема. И модель линии на песке, и DVD-модель подразумевают, что наше сознание ограничено узкой линией в пространстве и времени. Фактически, что ты ви-дишь, то и имеешь.

Существует ли завершенный способ «видения» — такой способ восприятия, который открывал бы наше сознание для всей полноты мироздания? Многие утверждали, что сущест-вует. В их числе — Христос. Он учил: «Замечай, что является твоему взгляду, и тогда тебе также откроется все скрытое. Ибо нет ничего тайного, что не стало бы явным». Христос совершенно четко указывает на альтернативный способ осознания, который обеспечивается нам лазерным лучом восприятия, проникающим во все скрытое. Но что это за способ? Как он работает?

Голографическая DVD-модель

DVD — это плоский диск. Он производит двухмерные образы. А что, если бы мы суме-ли сделать шарообразный DVD, производящий трехмерные изображения? Это были бы голограммы. Голограмма — это трехмерное изображение, создаваемое при помощи лазера. Три пространственных измерения (длина, ширина и высота) плюс время составляют то, что Эйнштейн называл пространством-временем. Пространство-время — это место, где мы жи-вем. Место, где мы передвигаемся и манипулируем вещами. Наши умы думают и чувствуют в пространстве-времени. Наши мысли и чувства ярки и сильны, они свободно плавают в реке времени. Это и есть жизнь. А какой еще она могла бы быть? Я серьезно: какой еще она могла бы быть?

Вместо плоского диска с данными, или информацией, на поверхности мы могли бы иметь наполненную информацией сферу. И информация была бы голографической. Это означает, что каждый фрагмент информации был бы соединен со всеми остальными фраг-ментами. Вернее, каждый пакет содержал бы одну и ту же информацию, но в разных фор-мах. А если быть совсем точным, то информация везде была бы совершенно идентичной до тех пор, пока на ней не сосредоточился лазерный луч нашего сознания. Только тогда инфор-мация проявлялась бы и интерпретировалась таким образом, чтобы оптимально соответс-твовать нашим потребностям.

Озадачен? Читай дальше. Когда понимаешь технологию изготовления голограмм, то понять такой голографический взгляд на вещи даже проще, чем наш общепринятый, линей-ный. В нашем привычном мире все пакеты информации предстают в виде отдельных форм — стул, шоколадное драже, лист фикуса. Они никак не связаны друг с другом, кроме как через твое взаимодействие с ними. Когда ты сидишь на своем любимом стуле под старым фикусом и ешь шоколадное драже, эти в общем-то совершенно не связанные друг с другом объекты образуют некое единство. Стоит тебе покинуть комнату, и общность между ними снова исчезает. Их взаимосвязь определялась тобой — твоими потребностями. С голограм-мой совсем другое дело.

Самое интересное в голограмме то, что каждый пакет информации содержит в себе все данные обо всех других ее информационных пакетах. Если ты разрежешь надвое фотогра-фию своего несравненного шнауцера по имени Джинджер, то на каждой половинке снимка окажется по полшнауцера. Но если ты разделишь надвое голограмму с изображением Джинджера, то оба кусочка будут содержать в себе по изображению целого шнауцера — только меньшего размера. (Такой метод размножения домашних животных позволяет не только сэкономить на услугах чистопородного кобеля, но также исключает «отбраковку» в помете.) На двухмерном изображении информация локализована и подвержена разделению и фрагментации. Целостность голографического изображения нарушить невозможно, на сколько бы частей ты ни делил носитель.

То же самое можно сказать и о нашей жизни, как она отображена на носителе сознания. Скованное цепями пространства-времени двухмерное сознание подвержено разделению и фрагментации. Фактически, это вполне можно сказать о нашей жизни. Голографическое же сознание всегда остается целостным. Голографическое сознание — это именно то, что нам нужно. Возможно, ты задаешься вопросом, откуда у меня эти экстравагантные идеи? Что ж, давай разбираться.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.