Социокультурные основания, этапы развития и основные темы классической русской философии. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Социокультурные основания, этапы развития и основные темы классической русской философии.

2017-12-12 300
Социокультурные основания, этапы развития и основные темы классической русской философии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Русская философия сравнительно позднее образование, хотя предпосылки ее далеко уходят в глубь славянской истории. В 11 веке в трудах киевского митрополита Иллариона и других деятелей Киевской Руси ставились вопросы исторического места русского народа, выкристаллизовывался идеал «священной Руси», сыгравший впоследствии важнейшую роль в развитии русского религиозного самосознания. Бесценными литературными источниками, отразившими процесс формирования русской средневековой мысли, явились «Слово о полку Игореве», летописные своды «Повести временных лет», в которых поднимались вопросы политического единения государства, образования русской национальности, приобщения Руси к европейской культуре и др.

В период формирования и укрепления Московского княжества в русском религиозном сознании рождается идея святой Руси как хранительницы христианства. Она была достаточно четко выражена в 15 веке монахом Филофеем в тезисе «Москва – третий Рим». В 13 веке в России получают распространение идеи средневековой схоластики. Даже в 18 веке идеи М.В. Ломоносова и А. Радищева, выступающих с позиций материализма в философии, в значительной мере являются лишь подготовительным этапом в становлении подлинно русской философской мысли с присущей ей тематикой и формой выражения.

Русская оригинальная философия начинается с 19 века и у истоков ее стоял П. Чаадаев. В своих знаменитых «Философических письмах». Чаадаев объявляет себя приверженцем ряда принципов католицизма и связывает с ним достижения западноевропейской цивилизации. Вместе с тем, он считает, что католицизм исчерпал опыт социального развития человечества. Определенный позитивный потенциал Чаадаев видел в православии. В итоге он построил систему, которая включала некоторые элементы «философии тотальности» и установки «философии индивидуализма». Эти идеи получили развитие в философии славянофилов и западников. Славянофилы (И. Киреевский, А. Хомяков, И. Аксаков, Ю. Самарин) рассматривали православие как фундамент мировоззрения, обеспечивающий гармонию всех способностей человека. С их точки зрения, монархия – идеальное государственное устройство, а крестьянская община – идеальный мир, сочетающий личностное и коллективное начала. В сохранении этих устоев они видели будущее России, ее самобытный путь развития. В полемике со славянофилами складывалось западничество (Грановский, Н. Бакунин, В. Белинский, А. Герцен). Западники ориентировались на западноевропейскую цивилизацию, критиковали православие, связывали будущее России с приобщением ее к достижениям западной культуры, выступали с позиций материализма и атеизма.

Наиболее полно материалистическая философия была представлена Н. Чернышевским. В статье «Антропологический принцип в философии» в единстве и целостности человека он видел результат многообразия всех форм материи. Взгляды Чернышевского развил Н. Добролюбов. В вопросах социального развития он стоял на позициях революционных демократов, делая ставку на социализм и революцию.

В конце 19-го – начале 20-го веков в России сложилось мощное религиозно-философское направление. Его наиболее видными представителями были Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Данилевский, К. Леонтьев. Вершиной же религиозно-философского мировоззрения в России конца 19-го начала 20-го веков является философия В. Соловьева. В. Соловьев в славянофильской традиции противостояния западному «рационализму» выдвинул идею «свободной теософии», совмещающей в себе эмпиризм, рационализм и мистику. Социальный идеал Соловьева – «вселенская церковь», объединяющая православие, католицизм и протестантизм. Реализация этого идеала предполагает создание «богочеловечества» -- конечной стадии истории. Основной пафос «философии всеединства» Соловьева – «оправдание добра». Согласно ей, изначально существуют два мира – «мир зла» и «мир добра», или мир времени и мир вечности. Задача человечества – поиск путей из мира времени в мир вечности. Источник добра Соловьев сидел в Боге. С Богом он связывает надежду на победу добра над злом.

В 80-90-х гг. 19-го века в Россию проникают идеи марксизма. Видным пропагандистом этих идей выступил Г. Плеханов. Развитие идей марксизма в России связано с именем В.И. Ленина. В это же время со своими философскими идеями выступают С. Булгаков и Н. Бердяев, в творчестве которого получили продолжение многие идеи традиции философии 19-го века.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.