Инструкция о действиях должностных лиц при проведении таможенного досмотра Приказ 2190 от 25.10.2011 г. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Инструкция о действиях должностных лиц при проведении таможенного досмотра Приказ 2190 от 25.10.2011 г.

2017-12-09 315
Инструкция о действиях должностных лиц при проведении таможенного досмотра Приказ 2190 от 25.10.2011 г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Инструкция разработана в целях реализации статьи 116 Таможенного кодекса Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796) (далее - Кодекс) и Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 260 "О формах таможенных документов" (далее - Решение Комиссии).

Инструкция определяет последовательность действий должностных лиц таможенных органов Российской Федерации при организации, проведении и оформлении результатов таможенного досмотра до выпуска товаров.

Таможенным досмотром являются действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами (пункт 1 статьи 116 Кодекса).

При принятии решения о проведении таможенного досмотра используется система управления рисками, основанная на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для недопущения и (или) предотвращения нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Решение о проведении таможенного досмотра может быть принято уполномоченным должностным лицом только при выявлении риска, содержащегося в действующем профиле риска, предусматривающем проведение таможенного досмотра.

Таможенный досмотр проводится в целях идентификации товаров для таможенных целей либо при наличии информации о нарушении таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в целях проверки такой информации, а также проведения таможенного контроля на основе выборочной проверки, а именно:

а) для идентификации товаров в случаях, когда выявляется риск, содержащийся в действующем профиле риска, предусматривающий уточнение физико-химических и технических характеристик товаров, определение количественных показателей в основных и дополнительных единицах измерения и, в необходимых случаях, качества (безопасности), определение наименования и прочих характеристик товаров;

б) для организации проведения таможенным органом таможенного досмотра при наличии информации о возможном правонарушении в области таможенного дела, предусматривающей утверждение ФТС России и направление в таможенные органы соответствующих профилей рисков;

в) для выборочной проверки на основании соответствующих действующих профилей рисков, предусматривающих выбор товаров, подвергаемых таможенному досмотру, с использованием генератора случайных чисел.

Таможенный досмотр проводится:

а) до выпуска товаров (статья 96 Кодекса);

б) после выпуска товаров (статья 99 Кодекса);

в) при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза (статья 100 Кодекса).

Порядок проведения таможенного досмотра после выпуска товаров и при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, определяется иным правовым актом.

Должностные лица таможенных органов проводят таможенный досмотр в отношении товаров при следующих таможенных операциях и таможенных процедурах: прибытие товаров на таможенную территорию Таможенного союза; убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза; таможенный транзит; временное хранение товаров; таможенное декларирование товаров; выпуск товаров.

Таможенный досмотр может проводиться исключительно уполномоченными должностными лицами таможенных органов.

Принятие решения о проведении таможенного досмотра и организация его проведения

Принятие решения о проведении таможенного досмотра

Решение о проведении таможенного досмотра до выпуска товаров принимает: начальник таможенного поста или лицо, его замещающее, в регионе деятельности которого находятся товары. Полномочия по принятию решения о проведении таможенного досмотра вместо начальника таможенного поста или лица, его замещающего, могут быть переданы иным должностным лицам таможенного поста при одновременном соблюдении следующих условий:

наличие приказа таможни о наделении лица полномочиями по принятию решения о проведении таможенного досмотра;

наличия в должностных инструкциях (должностных регламентах) должностного лица права принятия решения о проведении таможенного досмотра.

Должностное лицо таможенного органа, выявившее необходимость проведения таможенного досмотра, направляет докладную записку начальнику таможенного поста или лицу, его замещающему, для принятия решения о проведении таможенного досмотра не позднее 10 минут с момента выявления необходимости проведения таможенного досмотра.

При этом в докладной записке должностное лицо указывает время выявления необходимости проведения таможенного досмотра, а также время ее передачи начальнику таможенного поста или лицу, его замещающему, для принятия решения о проведении таможенного досмотра.

В случае установления необходимости проведения таможенного досмотра на этапе приема и регистрации документов и сведений при прибытии товаров на территорию Российской Федерации докладная записка не направляется.

Решение о проведении таможенного досмотра оформляется путем осуществления следующих действий:

наложения на докладной записке лицом, уполномоченным на принятие решения о проведении таможенного досмотра, соответствующей резолюции (могут быть указаны объем и степень досмотра, а также необходимые для его проведения технические средства таможенного контроля в случае, если данные сведения не определены в соответствии с действующим профилем риска, на основании которого принимается решение о проведении таможенного досмотра) с проставлением даты и времени принятия решения;

формирования поручения о проведении таможенного досмотра (далее - поручение) уполномоченным должностным лицом таможенного поста, выявившим необходимость проведения таможенного досмотра, по установленной форме, и его подписания лицом, уполномоченным на принятие решения о проведении таможенного досмотра.

Таможенный досмотр может проводиться в отсутствии декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей в случае (пункт 5 статьи 116 Кодекса):

- неявки указанных лиц либо если такие лица неизвестны;

- при существовании угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных, окружающей среде, угрозы возникновения эпизоотической ситуации, угрозы сохранению объектов национального культурного достояния государств - членов Таможенного союза и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства, в том числе при наличии признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, а также если товары распространяют неприятный запах;

- пересылки товаров в международных почтовых отправлениях;

- оставления на территории Российской Федерации товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз.

Таможенный досмотр в указанных случаях проводится в присутствии двух понятых.

Применение средств измерений

В ходе таможенного досмотра при определении количественных показателей товаров должны применяться только пригодные к применению средства измерений, имеющие действующее поверительное клеймо (свидетельство о поверке, неповрежденные закрепительные пломбы - при их наличии).

Запрещается использование средств измерений с просроченным сроком действия поверительного клейма (свидетельства о поверке), с поврежденным знаком поверительного клейма или, в случае утраты свидетельства о поверке, с поврежденными закрепительными пломбами, в случае сомнений в правильности их показаний или при неудовлетворительной их работе.

При определении количественных показателей товаров другими методами измерений, как единицы товара, так и упаковок (ящиков, штабелей, бункеров и т.п.), производство замеров должно осуществляться только в соответствии с требованиями аттестованных установленным порядком методик измерений (далее - МИ).

Применение технических средств таможенного контроля

Для ускорения проведения таможенного досмотра и повышения его эффективности применяются различные виды технических средств таможенного контроля (далее - ТСТК), позволяющие выявлять необходимые сведения о товарах (их количество, состав, физические и химические свойства, подлинность, наличие тайников и т.п.).

При применении ТСТК должностные лица таможенных органов должны соблюдать необходимые меры безопасности в целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, а также товарам и транспортным средствам.

Фотоаппаратура (видеоаппаратура) применяется должностным лицом при условии наличия в поручении на таможенный досмотр отметки о необходимости применения технических средств таможенного контроля (в частности, фотоаппаратуры, видеоаппаратуры).

Перед применением фотоаппаратуры (видеоаппаратуры) должностное лицо, проводящее таможенный досмотр, проверяет ее исправность (в т.ч. полный уровень заряда аккумулятора (наличие годных батареек питания), наличие свободного места на накопителе (при использовании цифровых фотоаппаратов), либо пленки (для пленочного фотоаппаратов), выставление точной даты и времени в настройках фотоаппарата, а также в установке оптимальных настроек качества фотосъемки (видеосъемки).

Фотографии (видео) не должны быть излишне затемненными.

Фотографии (видео) должны обеспечить возможность идентификации досматриваемых товаров.

Средства идентификации

На транспортные средства, грузовые отсеки транспортных средств, грузовые места, помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары, на сами товары, находящиеся под таможенным контролем, должностные лица, осуществляющие таможенный досмотр, могут накладывать средства идентификации.

При обнаружении в результате таможенного досмотра признаков правонарушений или преступлений средства идентификации накладываются при необходимости обеспечения неизменности состояния товаров и транспортных средств, защиты их от подмены.

Для осуществления контроля за наличием и состоянием средств идентификации в поручении и акте таможенного досмотра указываются сведения об их количестве, типе, номерах пломб, печатей, нанесенной цифровой, буквенной и иной маркировке, идентификационных знаках, проставленных штампах, взятых пробах и образцах, описаниях товаров, составленных чертежах, изготовленных масштабных изображениях, фотографиях, иллюстрациях, использовании товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации.

В случае изменения, удаления, уничтожения или замены средств идентификации должностным лицом таможенного органа составляется акт об изменении, удалении, уничтожении или замене средств идентификации по форме, утвержденной Решением Комиссии.

Оформление результатов проведения таможенного досмотра

Результаты таможенного досмотра фиксируются в акте таможенного досмотра в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения, регистрации, хранения, учета актов таможенного досмотра (осмотра) незамедлительно после окончания фактической проверки товаров.

Акт таможенного досмотра составляют должностные лица, проводившие таможенный досмотр, по форме, утвержденной Решением Комиссии.

Если при таможенном досмотре присутствуют представители других контролирующих государственных органов или должностные лица ФТС России, РТУ и таможен, сведения о них вносятся в акт таможенного досмотра как о присутствующих лицах. Заполненный акт таможенного досмотра подписывается указанными лицами. В этом случае допускается передача им копий акта таможенного досмотра.

Если таможенному досмотру была подвергнута часть товаров, указанных в таможенной декларации как товары одного наименования, а результаты такого досмотра были распространены на все такие товары, указанные в таможенной декларации, и при этом декларант либо иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, до получения второго экземпляра акта таможенного досмотра мотивированно считает, что результаты проведенного досмотра не могут быть распространены на все товары и требует проведения дополнительного таможенного досмотра оставшейся части товаров, то уполномоченное должностное лицо таможенного органа, принявшее решение о проведении таможенного досмотра, изменяет объем и степень таможенного досмотра в поручении на таможенный досмотр, которые согласно требованиям лица, уполномоченного в отношении товара, позволят полностью установить фактические сведения о всех предъявленных товарах с учетом требований пункта 3.1.5 настоящей Инструкции. При этом новый акт таможенного досмотра не составляется.

После проведения таможенного досмотра (осмотра) уполномоченные должностные лица осуществляют заполнение электронной копии акта таможенного досмотра.

Электронная копия акта таможенного досмотра (осмотра) заполняется путем внесения уполномоченным должностным лицом сведений из поручения на досмотр (если составлялся) и акта таможенного досмотра (осмотра) с результатами проведения фактического контроля в соответствующие поля электронной копии акта таможенного досмотра (осмотра) с помощью штатных программных средств, включенных в Фонд алгоритмов и программ ФТС России.

Удаленный выпуск при ЭД-2

Распространение применения электронного декларирования посредством Интернет - технологий является одним из основных звеньев стратегического плана развития Нижегородской таможни. В соответствии с Решением коллегии Приволжского таможенного управления от 27 января 2011 года таможням приволжского федерального округа поставлена задача в 2011 году довести долю деклараций на товары, подаваемых через Интернет, до 80 % от общего количества оформляемых деклараций. И это не предел. Цель, обозначенная Президентом и Правительством РФ, полный переход на электронное декларирование в ближайшем будущем.

Данная перспективная технология в последнее время активно развивается и расширяется. Если в начале 2010 года процент интернет – деклараций составлял порядка 26%, то на сегодняшний день около 87% всех таможенных деклараций. Данный рост обусловлен реальным облегчением и ускорением прохождения таможенных операций для участников внешнеэкономической деятельности. Если раньше декларанту необходимо было обязательно подавать бумажную таможенную декларацию на таможенный пост, а зачастую он находится на значительном удалении, то сейчас это можно сделать не выходя из офиса. Обязательным условием является наличие доступа в интернет. На сегодняшний день о преимуществах интернет – технологии известно практически всем участникам внешнеэкономической деятельности и значительная их часть успешно применяет передовой опыт на практике.

Необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» с 01 января 2014 участники ВЭД будут иметь возможность подать декларацию на товары только в электронном виде. Данная законодательная норма говорит о неизбежности перехода на электронные формы работы в будущем. В этой связи мы настоятельно рекомендуем всем участникам ВЭД, не применяющим электронное декларирование, внедрять и использовать данную технологию уже сейчас с целью отладки данного процесса и применения в дальнейшем.

Совершенствуется и нормативно – правовая база. Так, приказом ФТС России от 14.07.2010 № 1331 сняты ограничения по декларированию в электронной форме товаров, подлежащих квотированию и лицензированию.

Для развития системы электронного декларирования ФТС России принято решение о создании новых организационных структур – центров электронного декларирования. В их компетенции совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, сведения о которых передаются с помощью Интернета. Причем эти операции будут связаны только с осуществлением документального контроля, а фактический контроль будет осуществляться иным таможенным органом, в регионе деятельности которого находится товар. Таким образом, деятельность центров электронного декларирования основана на технологии удаленного выпуска товаров, о которой мы поговорим чуть ниже. За такими центрами будущее не только электронного декларирования и в целом организация таможенного декларирования и совершения таможенных операций в РФ.

На сегодняшний день центр электронного декларирования создан на базе Башкортостанской таможни. На сегодняшний день создан аналогичный центр на одном из постов Нижегородской таможне.

Несколько слов о роли бумажных носителей документов при осуществлении Интернет – декларирования товаров.

В соответствии со статьей 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в т.ч. документов, на основании которых был заявлен классификационный код товара по ТН ВЭД ТС и страна происхождения товаров, а также документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.

При электронном декларировании представление таможенному органу подтверждающих документов осуществляется в соответствии с Альбомом форматов электронных форм документов. Однако, в настоящее время существует ряд случаев необходимости обязательного представления бумажных носителей определенных документов. Так, требуется представление сертификатов происхождения товаров для подтверждения заявленной страны происхождения и, соответственно, предоставления тарифных преференций, разрешительных документов по нетарифке, технической документации (паспортов, формуляров, ТУ и т.п.), а также иных документов.

Анализ бумажных документов.

Не секрет, что полноценное применение электронного декларирования товаров посредством сетей Интернет подразумевает использование готовых электронных документов, полученных от иностранного контрагента (при импорте), а также от государственных организаций в случае необходимости предоставления отдельных разрешительных документов. На сегодняшний день основную долю документов, необходимых для электронного декларирования товаров, участники ВЭД вынуждены формализовать, что в свою очередь влечет за собой дополнительные трудозатраты, а также при этом присутствует вероятность совершения ошибок при вводе информации вручную. Однако некоторыми организациями, например ООО «ТЗК ГАЗ» на таможенном посту ГАЗ, успешно налажен информационный обмен с иностранными организациями – отправителями товара, что позволяет использовать электронные документы иностранных контрагентов при электронном декларировании товаров. Учитывая, что в большинстве стран широко применяется электронный документооборот, считаем, что, в целях упрощения процедуры подготовки комплектов документов, данный подход должен быть взят на вооружение всеми участниками ВЭД.

Таким образом, основной проблемой реализации Интернет – декларирования является отсутствие единого информационного пространства между таможенными органами, иными контролирующими государственными структурами и участниками ВЭД.

Создание единого информационного пространства между государственными органами приведет к упрощению процедуры декларирования, вследствие сокращения объема представляемых участниками ВЭД документов. Сегодня государственные контролирующие органы занимаются созданием межведомственного банка разрешительных документов, в котором будут накапливаться сведения о выданных разрешительных документов. Это позволит участникам ВЭД не представлять многократно в таможенный орган разрешительные документы, ограничившись направлением сведений о реквизитах необходимых документов.

Это хорошо видно на примере паспорта сделки. Паспорт сделки для вывозимых товаров не требует при наличии его в совместной базе ФТС и Центробанка России.

Предложения рабочей группы при консультативном совете.

Использования архива документов.

Надо признать, что существуют и технические проблемы, связанные со сбоями и затруднениями при осуществлении информационного обмена. Технические службы таможни и таможенных постов проводят всю необходимую работу по минимизации временных потерь, возникающих при информационном обмене. В этих же целях с 01 марта 2011 года в составе ПТУ создано отделение круглосуточной технической поддержки информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения.

Как результат развития технологии Интернет – декларирования в последнее время начинает активно развиваться удаленный выпуск товаров. Основой такой технологии является принцип разделения процесса оформления на документальный и фактический контроль в различных таможенных органах. Технология удаленного выпуска позволяет осуществлять декларирование на внутреннем таможенном посту товара, находящегося в регионе деятельности приграничных таможенных органов. Данная технология основана на оперативном обмене информацией по электронным каналам связи между внутренним и приграничным таможенными постами. Применение удаленного выпуска позволяет разгрузить транспортную инфраструктуру в крупных городах и, безусловно, способствует оптимизации логистических связей между грузоотправителем и грузополучателем. Товары, перемещаемые автомобильным видом транспорта, резмещаются на складах временного хранения, находящихся в регионе деятельности приграничных таможенных органов. При этом обмен информацией между внутренним и внешним таможенными органами осуществляется в электронном виде в рамках технологии Интернет – декларирования. Кроме того, при недостатке квалифицированных специалистов по оформлению ДТ в приграничном таможенном органе технология удаленного выпуска позволяет привлечь кадровый потенциал внутреннего таможенного орагна, одновременно с ускорением сроков доставки уже оформленных грузов до получателя. Товары после завершения оформления, минуя крупные города и избегая очередей на внутренних СВХ, направляются непосредственно потребителю.

Перечень таможенных органов, участвующих в технологии удаленного выпуска, постоянно расширяется. В последней редакции он утвержден приказом от 24.01.2011 № 123 и включает в себя три внутренних таможенных поста Нижегородской таможни (ГАЗ, Дзержинский и Кстовский) совместно с тремя приграничными таможенными постами Брянской, Смоленской и Кингисеппской таможен.

Некоторым сдерживающим фактором в развитии данной технологии является возможность её применения только в закрепленных между собой таможенных органах, указанных в вышеупомянутом перечне. Предложение об использовании удаленного выпуска товаров без жесткого закрепления между собой внутреннего и внешнего таможенного органа было доведено до руководства ПТУ на итоговом совещании 2010 года.

Однако уже в ближайшее время её потенциал будет развит за счет распространения данной технологии в отношении оформления товаров, перемещаемых не только автомобильным, но также железнодорожным и воздушным видами транспорта. ФТС России проводит работу по подготовке нормативных правовых актов, расширяющих сферу применения этой технологии. В реализацию этого Нижегородской таможней были направлены предложения в ПТУ о включении в перечень таможенных органов, участвующих в технологии удаленного выпуска, таможенного поста Аэропорт Нижний Новгород совместно со всеми остальными таможенными постами таможни.

Процесс электронного декларирования заключается в проведении удаленной процедуры таможенного оформления товаров, в ходе которой декларант и инспектор могут находиться на любом расстоянии друг от друга и вести диалог по сети Интернет. Электронное декларирование позволяет формализовать и ускорить большинство процедур таможенного оформления и контроля, а также значительно экономит время. При этом декларант с одного рабочего места может одновременно декларировать товары на разных таможенных постах.

Процесс электронного декларирования имеет строго формализованную структуру и осуществляется с использованием комплекса программных и технических средств, самостоятельная реализация которого — достаточно длительный и дорогостоящий процесс.

Избежать неоправданно высоких затрат позволяет организация работы через лицензированного информационного оператора, в основе которой лежит принцип предоставления пользователю всех возможностей технологии электронного декларирования при условии оплаты участником ВЭД каждой успешно переданной и оформленной ГТД.

99. СМК в таможенных органах. Политика, цели, задачи, применение.

 

В настоящее время законодатель ставит перед таможенными органами принципиально новые задачи, не случайно в ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», первым среди критериев оценки работы таможенных органов стоит скорость совершения таможенных операций и сокращение издержек лиц, заинтересованных в результатах таможенной деятельности (прозрачность деятельности таможенных органов и их обращенность к представителям бизнеса).

Это означает, необходимость поиска новых подходов на основе баланса интересов всех заинтересованных в результатах таможенной деятельности сторон – государства, участников ВЭД и персонала таможенных органов. Такой подход предлагает система менеджмента качества, базирующаяся на требованиях международных стандартов ИСО серии 9000.

Вопросами разработки и внедрения СМК Приволжское таможенное управление занимается с 2009 года, когда были предприняты первые шаги по внедрению элементов системы менеджмента качества, а именно, реализации процессного подхода и только в 2011 году, набравшись знаний и определенного опыта, нами разработана полноценная система менеджмента качества. Широкомасштабное её внедрение было осуществлено в июле текущего года. Главным преимуществом СМК является создание устойчивых предпосылок для принятия должностными лицами правомерных решений.

Из области применения СМК ПТУ на сегодня пока выведены финансово-бухгалтерская, правоохранительная деятельность и деятельность подразделений таможенной инспекции. В то же время в дальнейшем мы планируем расширить сферу распространения системы менеджмента качества на всю деятельность таможенных органов ПТУ.

Международными стандартами ИСО серии 9000 определены 8 принципов менеджмента качества.

Ориентация на потребителя.

Организация зависит от своих потребителей, и поэтому должна понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

На основе баланса интересов всех заинтересованных в результатах таможенного контроля сторон – государства, участников ВЭД и должностных лиц таможенных органов была разработана Политика и выстроены стратегические цели в области качества, осуществлена их декомпозиция по всем задействованным таможенным органам и структурным подразделениям, определены показатели, характеризующие степень достижения стратегических целей.

Политика и стратегические цели в области качества, а также показатели, характеризующие степень их достижения, были оформлены отдельными документами, утверждены начальником управления и введены в действие приказом ПТУ.

 

Лидерство руководителя.

Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.

 

Вовлечение персонала.

Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности.

При создании СМК нельзя не учитывать тот факт, что качество это категория особая, по сути своей являющаяся продуктом интеллектуальной и профессиональной деятельности человека. Поэтому фундаментом дальнейшей работы является получение необходимых знаний в области управления качеством.

Обучение разнесено по времени, дифференцировано по должностным лицам и осуществляется каскадным методом.

В первую очередь обучение требованиям стандартов ИСО и методам построения СМК проходят члены рабочей группы – разработчики системы и документации СМК.

Далее идет обучение требованиям стандартов ИСО руководящего состава – от начальников таможенных органов до руководителей среднего звена, начальников структурных подразделений.

После разработки документации СМК обучение проходят руководители процессов и весь личный состав.

Одновременно происходит обучение группы внутренних аудиторов технологии проведения внутренних проверок СМК.

Обучение необходимо и в иных целях, а именно уменьшение сопротивления персонала, изменениям, которые неизбежно появляются в процессе разработки СМК. Такое сопротивление возникает всегда, когда нарушаются привычные стереотипы и привычный ритм работы. В этот период необходимо проводить разъяснительную работу, объясняя цели, смысл, принципы системы менеджмента качества. ПТУ, к примеру, с целью обеспечения информирования разрабатывали различные документы, составленные в достаточно простой и доступной форме, такие как методическое пособие «Просто и доступно о стандартах ИСО серии 9000». В таможенных органах также большое внимание уделялось наглядной агитации.

Для оперативного обмена информацией и установления обратной связи мы используем единую интегрированную информационно-справочную систему на основе портальных технологий, где осуществляется размещение документации СМК. Всем должностным лицам структурных подразделений обеспечен доступ к Порталу.

Естественно, что при создании СМК поначалу возникает немало вопросов, и, конечно, здесь не обойтись без привлечения внешних консультантов –специалистов в области системы менеджмента качества. Таких специалистов мы получили в лице ЗАО «Центр «Приоритет».

Одним из возможных инструментов мотивации является введение механизма ведомственной аттестации системы управления таможенным органом на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001:2008 и использование его результатов при определении лучшего коллектива таможенных органов и поощрения руководящего состава и должностных лиц таможенных органов.

С позиций системного подхода, совокупность перспективных методов и технологий управления персоналом можно интегрировать в единую систему управления человеческими ресурсами, целью которой является обеспечение таможенных органов квалифицированными и мотивированными кадрами, формирование благоприятной внутренней среды и вовлеченности персонала.

 

 

Системный подход.

Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системой вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении ее целей. Системный подход не дает каких-то конкретных методов управления. Он обращает внимание на то, что при управлении сложной системой, какой является организация, необходимо видеть всю организацию в целом и понимать взаимосвязь всех ее составных частей. При системном подходе, воздействуя на какую-то часть, элемент или параметр организации в процессе управления, необходимо учитывать их связи с другими частями, элементами и параметрами, которые тоже будут реагировать на это воздействие, хотя оно и не направлено непосредственно на них.

 

Процессный подход.

В стандартах ИСО серии 9000 принцип процессного подхода является одним из фундаментальных. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. Для того, чтобы можно было его реализовать, стандарт ИСО 9001:2008 требует не только определение самих процессов, но и их документирование.

Любая деятельность, направленная на построение системы менеджмента качества, должна начинаться с идентификации и описания ключевых процессов и проведения их первичной оптимизации с применением стандартизованных техник. Основным (базовым) процессом в деятельности таможенных органов является процесс таможенного контроля.

Поэтому свою работу по внедрению системы менеджмента качества ПТУ начинало с описания именно этого процесса, осуществления его мониторинга, измерения и анализа. Было составлено подробное описание последовательности и содержания всех действий, осуществляемых в процессе таможенного контроля, систематизирована нормативная база. С целью управления процессом была разработана первичная документация СМК, методика мониторинга, анализа и оценки внедрения и функционирования элементов СМК.

В соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001-2008 по назначению и месту в системе менеджмента качества процессы классифицируются на основные (базовые), процессы руководства или менеджмента и вспомогательные (обеспечивающие), которые имеют только внутренних потребителей. Исходя из этих требований, в область действия создаваемой системы менеджмента качества были включены следующие процессы:

- базовый процесс - процесс таможенного контроля, описанием которого мы занимались длительное время;

- процессы менеджмента - мониторинг и измерение продукции (услуги), внутренний аудит, анализ со стороны руководства;

- обеспечивающие процессы, к которым относятся процессы «управление человеческими ресурсами», «закупки».

Одним из основных необходимых свойств любого процесса является его так называемая "способность" (Capability), под которой понимается способность процесса выполнять требуемые от него функции и производить на выходе результат с установленными и ожидаемыми свойствами. Поэтому если говорить о формуле процесса, то она довольно-таки наглядна и представляет собой сумму таких слагаемых как вход + ресурсы + функции + выход + требования к результату и процессу. Для обеспечения этого свойства необходим контур управления процессом, который формализован в виде карты процессов. Построив карты, мы смогли четко определить взаимосвязь процессов, а также наглядно показать, что процессы являются сквозными, то есть они пронизывают не только деятельность нескольких подразделений в рамках управления, но также и деятельность подразделений таможен и таможенных постов, то есть всю вертикаль сверху донизу.

Для того, чтобы процессы были управляемыми, разработана Матрица распределения ответственности и компетенции руководства, структурных подразделений и должностных лиц подразделений ПТУ, таможен, таможенных постов.

В соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001:2008 документы СМК должны быть управляемыми. В настоящие время стандартов ПТУ 8.

Стандарты утверждаются начальником управления и вводятся в действие приказом ПТУ. Подлинники документов хранятся в ПТУ. После введения в действие оригинал стандарта размещается на Портале ПТУ.

При разработке и внедрении СМК следует помнить, что ни один стандарт не является догмой с раз и навсегда установленными требованиями. Если стандарты не актуализируются, то с высокой степенью вероятности можно утверждать, что этот руководящий документ не носит прикладного характера, а издан только для демонстрации формального выполнения установленных стандартами требований, и на практике им никто не пользуется.

Важная часть управления процессом


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.