Медицина в христианской культуре — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Медицина в христианской культуре

2017-12-12 291
Медицина в христианской культуре 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В христианской культуре сформировалось представление о том, что Бог карает грешника болезнями или посылает испытания праведникам, напоминая тем и другим о бренности земного бытия. Влияние богословских текстов и терминов на разные аспекты европейской культуры, в том числе и на развитие медицинских представлений, часто бывает неявным и раскрывается лишь при внимательном прочтении. Приведем несколько примеров. До настоящего времени словом «плацебо» называется безвредное вещество (например, дистиллированная вода), которое иногда предлагается в качестве лекарства. Его эффективность зависит от веры больного в исцеление. Слово «реанимация» происходит от латинского «animatio», что значит «оживление», оно пришло в медицину из богословия. В XIV в. во время эпидемий в Европе стали задерживать людей и товары на пограничных пунктах в течение
40 дней. В результате появился термин «карантин» (от итал. «quaranta gironi» — «сорок дней») в память о 40-дневном пребывания Христа в пустыне. Еще в XVII столетии в Англии эпидемию чумы называли «visitation», что значит «испытание», «кара Господня».

Религиозные представления средневековья побуждали людей искать в церкви не только утешения и помощи, но и исцелений.

Это интересно. В VII-VIII вв. при монастырях были организованы многочисленные приюты и больницы для странников. Ночью и во время ураганов они звонили в колокола, зажигали свет в окнах обители и с колокольчиками выходили навстречу путникам. В приюте замерзших отогревали и оказывали посильную врачебную помощь. Если странника не удавалось вернуть к жизни или в горах находили тело умершего, его отпевали и относили на ледовое кладбище в горах. В средневековых монастырях создавались больницы, которые первоначально предназначались для братьев святой обители, однако с увеличением числа странников их пришлось расширить. Монахи, сведущие в лечебном деле, выращивали в монастырских садах лекарственные растения. Монастырь часто имел свою аптеку и был центром, где больные из окрестных деревень могли получить совет и помощь.

Успехи профилактической медицины в средневековье связаны прежде всего с санитарным состоянием городов. Средневековые города возникли в IX-XI вв., однако водопроводы и водоотводы в них начали сооружать лишь несколько столетий спустя. Мусор и пищевые отходы горожане выбрасывали на улицу, низкий уровень гигиены способствовал распространению инфекций и эпидемий. Общественных бань западное средневековье не знало до XIII в.

Улицы в дождливую погоду превращались в болото, а в жаркую — покрывались пылью. Во время эпидемий чумы, холеры и оспы именно в городах была самая высокая смертность.

Средневековая Европа пережила две колоссальные эпидемии чумы: «чуму Юстиниана», которая в VI в. пришла из Египта и в течение почти 60 лет опустошала страны Средиземноморья; и «черную смерть» 1346-1348 гг., завезенную с Востока через Италию. Смерть наступала через несколько часов после заражения. В Генуе умерло
50 % населения, в Венеции — 70 %, в Лондоне — 90 %.

Это интересно: Знаменитый хирург Ги де Шолиак оставил подробное сообщение об эпидемии чумы в Авиньоне 1348 г., которая длилась 7 месяцев. Помогая больным, он сам заразился и болел шесть недель. Врачу удалось вылечить себя с помощью лекарства сложного состава из 20 различных веществ, среди которых основными считались ароматические травы и драгоценные камни. Подобные лекарства рекомендовали и врачи эпохи Возрождения.

По улицам европейских городов ходили процессии людей, которые занимались покаянием и самобичеванием, призывая соотечественников последовать их примеру. Лечению заразных болезней во многом способствовало изучение медицинских трактатов арабских авторов: врачи и хирурги начинают практиковать прижигание язв и вскрытие чумных нарывов.

Разумеется, успешная борьба с такими эпидемиями была непосильной задачей для средневековой медицины, и все-таки практика предупреждения болезни достигла успехов. Это показали тяжелые времена эпидемии чумы XIV в. С самого начала ее принимали строгие меры для изоляции больных; появились десятки трактатов, посвященных чуме. В течение десятилетий в европейских странах создана целая система мер борьбы с чумой: закрывали гавани; устраивали изоляционные пункты для больных и ухаживающего персонала; о каждом заболевшем обязаны были сообщить; сжигали все, что было в соприкосновении с больным и не могло быть дезинфицировано.

Специальной дезинфекции с помощью серных окуриваний подвергались письма и деньги, которые участвовали в торговом обороте. Учения о чуме, холере, проказе, чесотке, трахоме, дифтерии, сибирской язве и другие заразных болезнях были включены в XIV в. в особый канон новых учений о «заразных болезнях» (лат. «morbi contagiosi»).

В санитарном отношении средневековые европейские города весьма уступали античным. Хотя мыло было изобретено уже в древности, многие народы в эпоху средневековья продолжали при умывании пользоваться глиной, бобовой мукой или ячменной закваской. Авиценна рекомендовал мыло только для удаления перхоти, при кожных заболеваниях и для обмывания прокаженных. Здоровые люди, по его мнению, должны были применять глину, которая хорошо очищает тело. В 1399 г. король Генрих V основал орден, особой привилегией членов которого считалось мытье в бане с мылом.

Постепенно формировалась система медицинских учебных заведений в странах Западной Европы. Наибольшую известность получили представители Салернской врачебной школы Мавр и Урсо. Первому принадлежит лучшее и наиболее обстоятельное изложение учения Салернской школы об исследовании мочи, а также сочинение о кровопусканиях.

Это интересно: В европейской медицине XII—XV вв. осмотр мочи был одним из основных средств постановки диагноза. Изображение уржария — сосуда для сбора мочи, становится в это время одним из символов медицины.

В эпоху позднего средневековья составлялись многотомные трактаты по уроскопии — искусству обследования мочи на глаз. В XIII—XIV столетиях различали несколько сот разновидностей мочи, из них 20разновидностей по цвету (различали, например, 6 оттенков белого цвета), несколько десятков разновидностей — по количеству плавающих примесей и так далее. Уринарий рассматривали как аналог организма человека: в верхней трети искали следы присутствия болезней в области головы; в средней — в области туловища; в нижней — болезней нижней части тела. Рассматривая мочу, врачи пытались не только поставить диагноз и составить прогноз лечения болезни, но определить возраст, пол и характер больного. Часто врач отказывался от осмотра больного. Достаточно было того, что кто-нибудь из его родных или знакомых приносил мочу в дом врача.

Урсо, серьезный врач и мыслитель, рассуждает в своих сочинениях о гуморальной теории, о действии качеств (теплое, холодное, сухое и влажное) на процессы в природе вообще и на человеческий организм в частности. Его перу принадлежат «Афоризмы» — сборник собственных мыслей о врачебном искусстве.

Арнольд из Виллановы известный врач и алхимик, магистр медицины в Монпелье, составил сборник мудрых советов и наставлений, известный как «Салернский кодекс здоровья». В него вошли медицинские стихи, написанные в Салерно и других медицинских школах.

 

Медицина эпохи Возрождения

 

К XV в. в Европе было более 40 университетов, многие из них имели медицинские факультеты. Характер эпохи требовал всестороннего, энциклопедического подхода ко всем явлениям жизни и природы. Врачебное искусство было связано не только с философией и науками о природе, но также с живописью и литературой. Великие художники эпохи Возрождения — Тициан, Микеланджело, Леонардо да Винчи, А.Дюрер, П.Веронезе и многие другие иллюстрировали анатомические сочинения XVI в., «золотого века анатомии».

С появлением книгопечатания античные медицинские тексты приобрели вторую жизнь в иллюстрированных изданиях. В XV-XVI столетиях стали известны греческие рукописи Галена, которые существовали ранее только в арабских переводах. Еще большее значение имело открытие греческого оригинала «Гиппократова сборника». Кроме того, были извлечены из забытья труды Корнелия Цельса. Его энциклопедический труд «О медицине», Труды Плиния, Галена, Мондино и других известных авторов, различные трактаты о чуме, популярные книги о лекарственных растениях неоднократно переиздавались в XV-XVI вв. Они часто иллюстрировались прекрасными миниатюрами.

Искусство кровопусканий и использование кровососных банок, известных еще в античном мире, играло большую роль в медицине эпохи Возрождения. В эпоху позднего средневековья и Возрождения распространилось кровопускание с помощью пиявок. Античные сочинения упоминают о пиявках лишь тогда, когда предупреждают об опасной возможности случайно проглотить их с водой из открытых водоемов. Гирудотерапия (от лат. «hirudo» — пиявка) находит широкое применение и в современной медицине.

Среди книгопечатных изданий XVI столетия особое место занимают сочинения по анатомии и хирургии: эпоху Возрождения традиционно называют «золотым веком анатомии».

Одним из инструментов анатомических исследований в эпоху Возрождения было искусство рисования и живописи. Поскольку до начала XVI в. развитие анатомии тормозилось запретом на вскрытие трупов, распространилось тайное анатомирование. Известна легенда о том, что молодой Микеланджело изваял прекрасное распятие для одного из флорентийских монастырей, и настоятель в знак благодарности разрешил ему проводить анатомические исследования в монастырском подвале. Художник мог приобрести необходимые знания о строении человеческого тела только в результате практических занятий. В медицинских сочинениях и энциклопедиях того времени не было точных рисунков и анатомических описаний.

Большой интерес к анатомическим исследованиям проявлял Леонардо да Винчи (1452-1519) — великий художник и инженер эпохи Возрождения. Живопись побудила его уже в юношеские годы ученичества углубленно изучать анатомию. По свидетельству самого Леонардо, он заполнил анатомическими рисунками 120 альбомов. До нашего времени дошло несколько сотен этих изображений, главным образом костей и мускульной системы.

Изучение его рукописей, большей частью зашифрованных (прочесть их можно было только в зеркальном отражении), началось лишь в конце XVIII в.

Превращение анатомии в научную систему связано прежде всего с именами Андрея Везалия, Галена, Амбруаз Паре и других.

 

Учения о заразных болезнях

 

Эпидемии в XV- XVII вв. были такими же частыми и внезапными, как и в эпоху средневековья, и повсюду вызывали панику и страх. Большинство заразных болезней с тяжелыми кожными поражениями называли чумой. Салфетка или губка, пропитанная уксусом, была обычным для того времени дезинфицирующим средством. Торговцы, проходя через зачумленную деревню, оставляли ее жителям продукты в обмен на монеты, опущенные в заполненное специально выдолбленное углубление в камне. Такие камни ставили вдоль дороги во время эпидемий.

Причины эпидемий не были известны, их связывали с землетрясениями, заразными испарениями, порожденными подземным гниением, с ядовитыми извержениями вулканов, но главным образом — с особым положением звезд и планет, с появлением комет и затмений.

Первая теория распространения заразных болезней была выдвинута Джироламо Фракасторо (1478-1553) — итальянским ученым, физиком, астрономом и поэтом, одним из выдающихся деятелей эпохи Возрождения.

Обобщив взгляды предшественников на происхождение и лечение заразных болезней, Фракасторо дает подробное описание симптомов заразных болезней (оспы, кори, чумы, малярии, бешенства, проказы и других) и известных в то время методов их лечения. В этом труде изложены основы учения о «контагии» — живом, размножающемся заразном начале, который выделяется больным организмом. Автор писал о трех способах передачи инфекционной болезни: при непосредственном соприкосновении с больным человеком, через зараженные предметы и по воздуху на расстоянии. Введенный им термин «инфекция» (от лат. «inficere» — внедряться, отравлять) означал «внедрение», «проникновение», «порчу». Отсюда произошло название «инфекционные болезни». Термин «дезинфекция» также введен Дж. Фракасторо. Прекрасно образованный врач и педагог, друг Н.Коперника, он был одним из предшественников научной эпидемиологии.

Практические способы борьбы с заразными заболеваниями в эпоху Возрождения мало чем отличались от средневековых. Смертность от заразных болезней в XV-XVI столетиях была очень высокой: только оспой в Европе ежегодно заболевало около 10 млн. человек, из которых умирало от 25 до 40 процентов.

Исторические параллели: В течение столетий способы борьбы с заразными заболеваниями были основаны на рекомендациях, приведенных в «Эпидемиях» Гиппократа. Так, например, когда в Афинах началась эпидемия заразной болезни, он сказал, что болезнь принесли северные ветры и предложил зажечь костры с северной стороны города, чтобы помешать воздуху поступать в Афины. Такие мероприятия много раз применялись в эпоху средневековья и Возрождения. Знания античных врачей были развиты в трудах арабов и дополнены собственными мыслями и наблюдениями. Авиценна обстоятельно рассматривал значение воды в распространении заболеваний, рекомендовал простые способы ее фильтрования. Он учил обращать внимание не только на чистоту воды, но и на почву, с которой она соприкасалась (песчаная лучше очищает воду, чем каменистая); на скорость течения в реке или ручье (быстрое лучше медленного); на запах земли, по которой течет вода; на необходимость иметь в больших городах устройства для получения льда, чтобы иметь запасы чистой воды в случае необходимости.

В результате эпидемий целые районы становились безлюдными: замечая первые признаки эпидемии, жители часто пытались спастись бегством. Медицина не располагала в то время эффективными средствами борьбы с заразными болезнями. Например, при лечении чумы часто прикладывали к телу больного сушеных жаб, которые должны были вытянуть яд. Лишь очень редко, следуя советам арабских врачей, европейские медики решались вскрывать чумные нарывы. Первые лекарства, способные вылечить больных во время эпидемий, появились в лабораториях алхимиков.

АЛХИМИЯ долгое время не была прямо связана с медициной, хотя ее термины были традиционно близки к врачебным терминам.

Основными веществами для приготовления «медикаментов», согласно учению арабских алхимиков, считались «четыре духа» — сера, мышьяк, ртуть и нашатырь. Они часто вызывали подозрение не только у врачей и аптекарей: любого человека охватывал страх при одном упоминании о мышьяке, ртути, свинце. Прежде всего это предубеждение относилось к мышьяку, который традиционно считался основой ядов. Отравления в эпоху Возрождения были настолько распространены, что иногда имели характер эпидемий. Именно поэтому врачей-алхимиков часто боялись и называли отравителями.

А между тем алхимики преследовали фантастические задачи – поиски «философского камня», способного превращать неблагородные металлы в золото, и пытались отыскать «жизненный эликсир» и панацею исцеляющее средство от всех болезней. Приборы и аппараты для получения лекарств перешли в средневековую аптеку из лаборатории алхимиков.

Первая аптека открылась в Багдаде в 754г. Арабские алхимики изобрели водяную баню и перегонный куб. Описали операции плавления, декантации, вываривания, дистилляции, сублимации, растворения, коагуляции. Получили азотную и соляную кислоты, этанол, хлорную известь. Впервые в 975 г. было описано применение дистиллированной воды для фармацевтических целей.
Важную роль сыграли работы среднеазиатский ученых, особенно Бируни и Ибн-Сины. Бируни в «Минералогии» описал свойства и лечебное применение различных минералов и металлов. А также привел обширные и интересные сведения о хорошо известном на Востоке лекарственном средстве «мумие», которое в наши дни вновь привлекло к себе внимание исследователей.

Не малое место и в начале XVI столетия в практической деятельности алхимиков занимали учения о ядах: в их состав стали включать не только соли мышьяка, меди и фосфора, но и соки ядовитых растений, привезенных из Нового Света. Иглы, духи, кольца с ядом, отравленные перчатки, белье, косметика — многое из того, что поражает наше воображение при чтении исторических романов, существовало в действительности.

Изготовление ядов часто приписывали алхимикам. Их книги сжигали, и сами они нередко погибали. Человека могли преследовать только за один интерес к сочинениям по алхимии.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.