Культура Древнего Рима: развитие правовой культуры — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Культура Древнего Рима: развитие правовой культуры

2017-12-12 812
Культура Древнего Рима: развитие правовой культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Культура Древнего Рима: развитие правовой культуры

Культура Древнего Рима как продолжение и развитие традиций Греции

Периоды культурного развития.

Социально-политическая структура.

Создание системы единого гражданского права.

Вклад Рима в мировую культуру.

Культура Древнего Рима как продолжение и развитие традиций Греции

Взгляды на римскую культуру исследователей достаточно противоре­чивы. Одни полагают, что Рим не создал своей культуры, и его культу­ра является плагиатом греческой. Другие считают, что Рим — это этап кризиса античного мира, когда невозможно было культурное произ­водство, и Рим реализовывал себя как цивилизация; третьи утвержда­ют, что римская культура дала миру особую систему ценностей, кото­рая позволила стать городу Риму столицей огромной империи.К I в. до н. э. Римом была завоевана вся эллинистическая Греция. Римляне столкнулись с культурой, превосходящей глубиной и разно­образием их собственную. Гораций писал, что Греция «плененная пле­нила своих победителей». Несомненно, правы те, которые утвержда­ют, что Рим активно перенимал и подражал греческой культуре. Но также, возможно, правы и те, которые полагают, что Рим так и не до­стиг высот ее духа, поскольку римляне были слишком практичны и имели прагматичное мышление. При всем при этом римляне продол­жали и развивали традиции Греции, что дало возможность Древнему Риму внести достойный вклад в мировую сокровищницу, а всем его Достижениям стать базой европейской культуры и цивилизации. Культура Римской империи являлась культурой военизированного государства, где господствовал культ практицизма, государственно­сти, закона. Главные интересы лежали в сфере политики, войны, уп­равления. Если Афины в период своего расцвета — республика, Рим — империя. В отличие от Эллады в Римской империи широко использо­вался рабский труд. Столица империи Рим блистала роскошью и ве­ликолепием, там существовали около 1780 дворцов, множество памят­ников в честь побед полководцев.

Римская культура — это, прежде всего, культура языческая. Но эпоха поздней Римской империи ознаменована широким распростра­нением в ее пределах нового вероучения — христианства, которое одержало окончательную победу в Риме при императоре Константи­не (324-330 гг. н. э.). Четвертое столетие нашей эры было временем расцвета христианского вероучения. Обилие церковных споров и по­лемика с язычниками породили обширную христианскую литературу. Особенную остроту идеологическая борьба между христианами и языч­никами приняла в V в. н. э. — в последние десятилетия существования великой Римской державы.

Варварские нашествия V в. можно рассматривать как события, ус­корившие преобразования, глубоко изменившие весь мир. Но вместе с гибелью Римского государства античная культура не исчезла, хотя и прекратилось ее развитие как единого органического целого. Потен­циал античной культуры, ее сокровища, несмотря на длительное заб­вение, были оценены и востребованы потомками.

Культура Древнего Рима — во многом продолжательница античных традиций Греции (об этом мы будем говорить далее), но отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней це­лесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Ассимилировав греческую культуру, Рим обеспечил ей долголетие. В свою очередь, культура Древнего Рима во многом определила куль­туру последующих эпох в Западной Европе.

Архаический период

Господство этрусков в Риме установилось в конце VII в. до н. э. Начи­нается царский период в Риме, где правило семь царей, последние три из них были этрусками. Происхождение этрусков до сих пор остается тайной, хотя и существует около 10 тыс. памятников этой культуры. Они в основном занимались земледелием, но развитым было и ремесло. Этрурия была сильная морская держава. По всему Средиземноморью были известны этрусские пираты. Искусство этрусков было реалис­тичным, особенно это проявилось в портрете, что было заимствовано римлянами.

Ранняя форма религии — анимистическая, признававшая существо­вание духов; поздняя — антропоморфная. Продолжали также почитать­ся и другие божества: маны — души умерших; гении — духи, покро­вители мужчин; лары — хранительницы домашнего очага; пенаты — покровители дома, города. Существовали коллегии жрецов-предсказа­телей: авгуры, гаруспики и др. Верховным жрецом был понтифик. Позднее у римлян возник пантеон богов, аналогичный этрусскому.

 
 


Авгуры — предсказатели по полету и крику птиц.

Гаруспики — жрецы, гадавшие по внутренностям жертвенных животных и тол­ковавшие также явления природы (гром, молнию и др.).

 
 


Этруски были опытными судостроителями, торговцами. Во время царствования этрусков в Риме производились большие строительные работы. Но было развито не только градостроительство и ремесло — этруски являются изобретателями латинского алфавита, римских цифр, они изготовляли железо, бетон, ювелирные украшения. Этруски со­здали эмблему Рима: капитолийскую волчицу, вскормившую основа­телей Рима — Ромула и Рема. Было очень развито гадание по внутрен­ностям жертвенных животных, которое получило у римлян название «этрусская наука». Закончилось владычество этрусков в Риме в 510 г. до н. э. в результате восстания римлян против последнего царя Тарквиния Гордого.

Республиканский период

После свержения власти царей в конце VI в. до н. э. в римской истории начинается период республики. В экономическом отношении Рим представлял собой аграрное государство, при этом и римское государ­ство, и общество были высоко милитаризованы. Риму удалось подчи­нить себе весь Апеннинский полуостров и южные греческие города, что ускорило приобщение римлян к более высокой греческой культуре. Большое влияние на римскую культуру оказала греческая религия. Римские боги стали отождествляться с греческими: Юпитер с Зевсом, Нептун с Посейдоном, Юнона с Герой, Венера с Афродитой, Минерва с Афиной и т. д. Покровительница матерей Юнона, ремесел Минерва во главе с Юпитером составили так называемую капитолийскую троицу. Главное отличие римской религии от греческой состояло в том, что в первой антропоморфизм не получил такого развития, как во второй. Римские представления о богах не отличались такой образностью, как греческие, а скорее были ближе к различным отвлеченным понятиям. Боги и богини римлян не были, подобно греческим, существами с люд­скими потребностями и слабостями, но главным образом покровите­лями разных знаний и отношений. Поэтому у них встречались даже чисто отвлеченные боги, вроде Януса — божества входа и выхода, вся­кого начала, изображавшегося с двумя лицами. У римлян, как и у гре­ков, существовал культ предков, связанный с почитанием домашнего очага. Богиня очага у римлян называлась Веста (греческая Гестия), в честь нее существовал храм, на алтаре которого особые жрицы (вес­талки) постоянно поддерживали священный огонь.

В отличие от греческой религии, в которой господствовала свобода поэтического творчества, в римской царил формализм (отношения с богом представлялись как договорные: человек чтит богов, принося ясертвы и вознося молитвы, а боги за это должны были оказывать ему покровительство). У римлян особые жрецы — понтифики знали все заклинания, подробности культа и осуществляли надзор за другими жрецами, ведавшими обрядами. Римский пантеон никогда не был замк­нутым, в его состав принимались иноземные божества, поскольку счи­талось, что этим усиливается мощь римлян.

Римская литература, поэзия, философия под влиянием греческой поднялись на более высокую ступень. Первым римским поэтом был грек Ливии Андроник, который переводил на латынь греческие коме­дии и трагедии, так он перевел «Одиссею» Гомера. Цицерон был не только выдающимся государственным деятелем, прекрасным орато­ром, юристом, знатоком философии, но и замечательным писателем. Мастером лирической поэзии был Катулл; Лукрецием была написана философская поэма «О природе вещей», которая выражала материа­листическое воззрение на природу и человека. В Риме наиболее рас­пространенными были учения эпикурейцев, стоиков, но самостоятель­ные философские системы созданы не были.

Захватнические войны II в. до н. э. принесли Риму не только новые территории, множество рабов, небывалый приток богатств, но и гре­ческие культурные достижения: алфавит, медные монеты, театр и др. В этот период складывается структура римского войска с жесткой дис­циплиной: легион (3-6 тыс. пехотинцев), центурии, когорты. Практи­кой римского войска стали грабежи завоеванных городов. Наряду с рабами и материальными ценностями в Рим привозили в огромном количестве статуи и другие предметы искусства. Большой приток греческих шедевров и их копирование тормозили развитие собствен­но римской скульптуры. Доминирующее значение получили портрет­ные статуи, в них проявилось своеобразие римского искусства.

Покоряя мир, римляне знакомились с новыми способами архитек­туры и живописи. Вследствие этого римская архитектура испытала сильное влияние как этрусской, греческой, так и архитектур других народов. Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы. В частности, повсеместное использование арок было обус­ловлено наличием мягкого туфа как строительного материала (из него не удавалось вытесывать длинные балки, поэтому приходилось созда­вать арочные своды). Широко применяли купола, колонны, пилястры. Появились новые типы зданий, в частности базилика, где совершались торговые сделки и вершился суд; амфитеатры, где устраивались гла­диаторские бои; цирки, где происходили соревнования колесниц. В Ри­ме возник новый тип монументального сооружения — триумфальная арка. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие. В отличие от греков создавались не храмы, а сооруже­ния для практических нужд: базилики, термы, амфитеатры, цирки, ак­ведуки.

 
 


Пилястр (от лат. pila — колонна, столб), плоский вертикальный прямоуголь­ный в плане выступ на стене или столбе, является преимущественно декора­тивным элементом, членящим стену.

Базилика — прямоугольная зала, состоящая обычно из трех или пяти продоль­ных частей (нефов), ориентированных с запада на восток и разделенных ко­лоннами или столбами.

 
 


Большое развитие получила юриспруденция — наука о праве. Пер­вые исследования появились еще во II в. до н. э., а в I в. до н. э. уже существовала обширная юридическая литература. В результате было создано Римское право: -«Закон XII таблиц». В Риме систематически шла борьба между патрициями и плебеями, поскольку народ был уг­нетаем и не участвовал в управлении.

Римская империя

В 30-е гг. до н. э. начинается новая страница в истории Рима. Это время расцвета рабовладения, завоевания Северной Африки, Восточного Сре­диземноморья, большей части Европы; это период развития географии (Птолемей, Страбон, Плиний Старший), литературы (поэты Вергилий, Гораций, Овидий; писатель Плутарх; историк Тацит); расцвет культурных центров (Афины, Александрия, Рим); создание величе­ственных архитектурных сооружений (Колизей, Пантеон). Существен­ные изменения происходят в политическом плане: римское государство меняет форму правления и переходит от республики к монархии. «Зо­лотым веком» римской культуры считают правление императора Ок-тавиана Августа, который вел политику поощрения творчества с це­лью художественного оформления идеи величия Рима. Эта политика оказалась благоприятной и для науки, и для литературы, и для архи­тектуры.

Империя была высокоразвитым в экономическом и научно-техни­ческом отношении государством. Технический прогресс в первые два века империи затронул и ремесло, и сельское хозяйство. В энцикло­педическом труде «Естественная история» говорится об изобретении колесного плуга и о машине, напоминающей жатку. Производство ха­рактеризовалось высоким уровнем разделения труда — различные ча-рти одного изделия производились в разных городах. | В этот противоречивый период характерной чертой жизни римского (общества был всеобщий интерес к философии. Главную роль в филосо­фии того времени играл стоицизм. Крупнейшими римскими стоиками того времени (I-II вв.) были Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Боль­ших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь. Обуче­ние состояло из трех ступеней: начальной, школы грамматики и шко­лы риторики, которая считалась высшей ступенью. В школе риторики обучались искусству красноречия, которое высоко ценилось в Риме. Императоры ассигновали большие суммы на содержание этих школ. Центрами научной деятельности оставались эллинистические и гре­ческие города: Александрия, Родос, Пергам, Афины и, конечно, Рим и Карфаген. Старые римские культы дополнялись культами присое­диненных территорий, более того, возникли культы, связанные с по­читанием и обожествлением императоров.

Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие ком­муникаций: каменных мостов, водопроводов (акведуков), канализа­ции (клоаки). В Риме было 11 водопроводов, 2 из которых работают до сих пор. Площади Рима и других городов украшались триумфаль­ными арками в честь военных побед, статуями императоров и других общественных деятелей. Строились дома в 3-5 этажей, здания обще­ственных купален (терм), гимнастические залы.

Изобразительное искусство Римской империи впитало в себя об­разцы всех завоеванных народов. Дворцы и общественные здания ук­рашались настенными росписями из греческой и римской мифоло­гии. Особое развитие получила портретная скульптура, характерной особенностью которой была реалистическая передача черт изобра­жаемого лица. Многие произведения искусства представляли собой прекрасно выполненные копии классических греческих произведе­ний искусства.

Причиной величия Рима явилось то, что его государственность ос­новывалась на социальном опыте этрусков, а культура базировалась на величайших достижениях греков. В конце II—III вв. н. э. начинает­ся кризис Римской империи, поскольку, как утверждают исследовате­ли, материальный прогресс в империи опережал духовное развитие общества. Материальные затраты Рима часто были направлены не на жизнь, а на утверждение богатства и величия империи. Причиной Упадка Римской империи послужило падение нравов как патрициев, так и плебеев. Власть народа и страх перед внешними врагами держали знать в узде, но когда был разрушен Карфаген, сдерживающее начало исчезло. Жажда власти и богатства стала проявляться более открыто, в силу этого аристократы своими подачками развратили и граждан. Нравы римского общества поздней империи свидетельствуют о рас­тущей опустошенности духовного мира человека. Государственное уп­равление приобретает форму неограниченной монархии восточного типа. Для искусства этого времени характерен пессимизм.

Главной особенностью этого периода является сосуществование и борьба уходящей античной традиции и новой — христианской. Христианство приходит из восточных провинций и несет в себе идею ожидания мессии — спасителя. Центральной идеей христианской культурной традиции является убеждение, что в лице Иисуса Христа Сын Божий воплотился в человеке. В период своего возникновения (на рубеже новой эры) христианство вызывало лишь подозрения со стороны властей. В середине III в. н. э. оно было запрещено, а христиане подвергались гонениям (особенно во время правления Нерона). Этот период описывает Г. Сенкевич в своем произведении «Камо грядеши».

Чем объяснить терпимость римских правителей к восточным и иным культам и жестокость по отношению к христианам? Во-первых, это несовместимость христианских представлений об истинном Боге с по­литикой обожествления императоров. Согласно учению христиан, все люди (включая императоров) равны перед Богом. Во-вторых, христи­анский монотеизм отрицал все другие культы, считавшиеся христиа­нами ложными.

Но уже в первой половине IV в. император Константин признает христианство как равноправную религию наряду с другими, а в 392 г. император Феодосии официально запрещает языческие культы. Хрис­тианство превращается в государственную религию. Победное шествие христианства в свою очередь сопровождается разгромом языческих храмов, расправами с представителями науки (так, женщина-ученый, математик из Александрии — Гипатия была досмерти забита христиа­нами), запретом Олимпийских игр, гибелью множества памятников античности. Начинает формироваться христианская литература, закла­дываются основы схоластики и богословия, которые получат распро­странение в Средние века, начинают строить христианские храмы — базилики. Наиболее отчетливо черты христианской культуры прояв­лялись в живописи (иконография), где выразительность и содержа­ние были важнее, чем реалистичность.

396 г. явился годом разделения Римской империи на Западную д Восточную. А уже 476 г. традиционно считается годом конца Запад­ной Римской империи, годом конца античности и начала Средневеко­вья. Восточная Римская империя просуществовала до 1453 г. как Ви­зантия. Ее культура была продолжением в большей мере греческой культуры, но в христианском варианте.

Культура Древнего Рима: развитие правовой культуры

Культура Древнего Рима как продолжение и развитие традиций Греции

Периоды культурного развития.

Социально-политическая структура.

Создание системы единого гражданского права.

Вклад Рима в мировую культуру.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.