Общая характеристика предпринимательства — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общая характеристика предпринимательства

2017-12-12 350
Общая характеристика предпринимательства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Предпринимательство: понятие, содержание, основные черты

В рыночной экономике встречаются и действуют различные люди со своими целями, задачами, с определёнными типичными поступками и характерными чертами поведения. Среди них наиболее активной фигурой является предприниматель [1, с. 69].

В римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался арендатор - человек, ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего, к таким относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Один из первых примеров такого предпринимательства дает Марко Поло, путешественник, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Отправляясь в путешествие торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Хотя во время такого путешествия на долю предпринимателя выпадали различные физические и моральные испытания, по его окончании он был вынужден 75% своей прибыли отдавать купцу (банку). К предпринимателям также относили организаторов парадов, балаганов и представлений. Кроме того, это понятие использовалось применительно к руководителям крупных производственных и строительных проектов. Глава такого проекта ничем ни рисковал – он всего лишь руководил всеми работами по его организации, используя предоставленные ему финансовые, материальные и торговые ресурсы [2, c.5].

В средние века вместо понятия «предприниматель» использовали слова «антрепренер», что в переводе с французского языка означает посредник.

С XV века французский термин «entreprendre» - «предпринимать» ложится в основу английского «enterprise», что имеет три значения:

1. сложный, рискованный проект или дело;

2. готовность к активным действиям, инициативность;

3. совместное хозяйственное предприятие; разновидность бизнеса; по­стоянная направленная деятельность [3, с.4].

Родоначальником предпринимательства на российской и белорусской землях считается Пётр Столыпин – великий реформатор сельскохозяйственного уклада, реформы, которого разрушили общину и дали возможность инициативным крестьянам заняться предпринимательством [2, c. 6].

Понятия «предприниматель» и «предпринимательство» в современном смысле впервые употребил английский экономист конца XVII – начала XVIII веков Р. Кантильон (1680-1734). Он высказал мнение, что предприниматель – это человек, действующий в условиях риска [1, с. 69].

Француз К. Бодо пошел дальше Р. Кантильона. Он отмечает, что предприниматель должен обладать определенным интеллектом, т. е. различной информацией и знаниями. Другой французский экономист Тюрго считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль – цель успеха предпринимателя, основа развития производства [2, c. 6].

Значительный вклад в разработку теории предпринимательства внёс А. Смит. Предприниматель, по Смиту, - это собственник капитала, который ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли идёт на экономический риск. По мнению учёного, предприниматель большей частью является капиталистом.

А. Смит – первый учёный-экономист, который был против вмешательства государства в предпринимательскую деятельность. Он был сторонником развития конкуренции между предпринимателями и противником крупных монополий [4, c. 5].

Позже французский экономист Ж.-Б. Сей в книге «Трактат политической экономии» (1803) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединение, комбинирование трёх классических факторов производства – земли, капитала, труда [1, c. 70]. Предпринимательство определялось им как оперирование с факторами производства — извлечение их в одном месте, где они дают малый доход, затем перемещение и новая их комбинация в другом месте, где они дают наибольший доход [3, c. 9].

К сожалению, основатели классической школы политической экономии не очень интересовались фигурой предпринимателя. И лишь на рубеже XIX - XX вв. началось осознание значения и роли предпринимательства. Французский экономист А. Маршалл первым добавил к упомянутым трем классическим факторам производства четвертый – организацию. С этого времени понятие предпринимательства расширяется, как и придаваемые ему функции [3, с. 11].

Й. А. Шумпетер (1883-1950) видел в предпринимательской дея­тельности основу капиталистической системы хозяйствования. Под предпринимателем он понимал «хозяйственных субъектов, функцией которых является осуществление новых комбинаций...». Предприниматель это не обязательно собственник, но человек, способный к организационной и управленческой деятельности, к творчеству в условиях риска, к достижению успеха. Важнейшим его качеством является способность внедрения инноваций в практику хозяйственной деятельности. Появление чего-то нового на рынке приводит к нарушению равновесия, инициатор этого получает прибыль и провоцирует всплеск экономической активности в данной отрасли рынка [3, с. 12].

В свою очередь, известные американские учёные Р. Хизрич и М. Питерс дают следующее определение: «Предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение достигнутым» [4, с. 20].

Определённый интерес вызывает точка зрения российского ученого-экономиста А. В. Бусыгина. Он определяет предпринимательство как особый вид экономической активности, целью которой является извлечение прибыли, дохода. Под целью предпринимательской активности им понимается производство и реализация такого товара, который имел бы на рынке спрос и принес предпринимателю прибыль.

Таким образом, предпринимательство – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и, либо нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предприниматель – человек, осуществляющий предпринимательскую деятельность.

Объектами предпринимательской деятельности является всё, что способно приносить прибыль. Это имущество, товары (вещи и услуги), деньги и ценные бумаги, информация, результаты интеллектуальной деятельности (патенты, лицензии, произведения литературы, науки, «ноу-хау»). Они, как правило, могут продаваться и покупаться свободно. В виде исключения купля-продажа некоторых объектов может быть запрещена либо ограничена законом (например, торговля оружием, наркотиками и др.).

Объектами предпринимательской деятельности являются также предприятия – имущественные комплексы, осуществляющие предпринимательскую деятельность. В имущество предприятия входит всё, необходимое для его деятельности: земельный участок, здание, оборудование и сооружения, сырьё, готовая продукция, фирменное наименование, товарные знаки, интеллектуальная собственность.

Субъектами коммерческой деятельности – теми, кто её осуществляет, являются физические и юридические лица [5, с. 42 - 43].

Наиболее комплексно сущность предпринимательства проявляется в сочетании всех присущих ему функций. Выделяют следующие:

· общеэкономическая (предпринимательская деятельность направлена на производство товаров, выполнение работ, услуг и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства);

· ресурсная (развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов; предприниматель как собственник ресурсов заинтересован в их рациональном использовании);

· творческо-поисковая (инновационная функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей);

· социальная (выражается в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности);

· организаторская (одна из важнейших функций предпринимательства, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела) [4, с. 25-26].

На деятельность предпринимательства в условиях рыночной экономики оказывает влияние целый ряд факторов:

1. по направлению действия – позитивные и негативные;

2. по составу причин – сложные и простые;

3. по времени воздействия – постоянные и временные;

4. по содержанию – общие и специфические;

5. по возможности измерения – поддающиеся и не поддающиеся измерению;

6. по возможности влияния на предприятие – субъективные и объективные;

7. по влиянию на характер развития деятельности – экстенсивные и интенсивные;

8. по источнику возникновения – внутренние и внешние.

В свою очередь, можно рассмотреть конкретнее внешние и внутренние факторы, влияющие на предпринимательство:

Таблица 1 – Факторы, влияющие на предпринимательскую деятельность

Факторы
Внешние Внутренние
1. Покупательная способность населения 1. Материально-технические
2. Возможность получения кредита 2. Социально-экономические (стимулирование труда, размер издержек, уровень квалификации и образования работников, отношение к труду, трудовая дисциплина и др.)
3. Изучение потребительских предпочтений
4. Политическая стабильность
5. Демография
6. Уровень культуры
7. Уровень развития науки и техники 3. Организационные (уровень квалификации персонала, уровень менеджмента и т.д.)
8. Кредитная и налоговая политика государства
9. Экономические тенденции (подъём, депрессия, инфляция и т.д.)  
10. Международная конкуренция  
11. Фактор времени  

Примечание – Источник: [1, с. 83, таблица 2]

Основные внешние факторы также можно разделить на:

· экономические (это предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; платежеспособность покупателей, государственное регулирование, инфляция);

· социальные (включают стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде; демографическая ситуация);

· правовые (подразумевают наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятий; защита предпринимателя от государственного бюрократизма; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности, развития совместной деятельности отечественных предпринимателей с зарубежными.) [1, c. 82].

Внутренним факторам соответствуют следующие:

· объективные (те, которые не зависят от субъекта управления);

· субъективные (те, которые обусловлены деятельностью самого предприятия);

· материально-технические (факторы, связанные с уровнем развития техники и технологии, внедрением в производство научных открытий, совершенствованием орудий и предметов труда);

· организационные (факторы, обусловленные совершенствованием организации производства, труда и управления; выбором организационно-правовой формы) [1, с. 84].

Решения в деятельности предпринимательских организаций приходится принимать в условиях неопределённости, когда необходимо выбирать направление действий из нескольких возможных вариантов [4, с. 449]. Между тем принятие решений в условиях неполной информации связано с неизбежным риском.

Риск – один из ключевых, важнейших элементов предпринимательской деятельности. Наиболее сложные и ответственные решения, связанные с риском, принимаются по вопросам обоснования реконструкции предприятия, выбору производственной структуры, новых технологических процессов, переходу на выпуск новой продукции и т.д. Опыт человечества показывает: кто умеет вовремя рисковать, оказывается в большом выигрыше [5, с. 445].

Вся окружающая предпринимателя действительность представляется в виде неподвластной ему неопределенности, что и порождает коммерческий риск.

Хотя риск и является органической компонентой предпринимательской деятельности, само предпринимательство не связано со склонностью к риску. Нацеленность предпринимателя на обращение рыночной неопределенности и свою пользу выступает решающим фактором при принятии им решений. Не человеческие качества в виде склонности к безрассудному риску, а предполагаемое вознаграждение заставляет предпринимателя идти на риск. Поэтому величина принимаемого им на себя риска напрямую зависит от вероятного увеличения дохода.

Коммерческий риск отличается от риска вообще тем, что основывается на трезвом расчете и учете возможных отрицательных последствий. Стремление к успеху здесь всегда уравновешивает0ся Основные формы организации предпринимательства (единоличное владение, партнерство, корпорация).

Единоличное владение - в буквальном смысле самостоятельное ведение дел в своих интересах. Владелец имеет материальные ресурсы и капитальное оборудование, необходимое для производственной деятельности, или приобретает их, а также лично контролирует деятельность предприятия.

Преимущества.

1. Единоличное владение легко учредить, так как практически нет бюрократической волокиты и расходов на юридические услуги.

2. Владелец сам себе начальник и располагает значительной свободой действий.

Недостатки.

1. За редким исключением, финансовые ресурсы единоличного предпринимателя недостаточны для того, чтобы фирма могла вырасти в крупномасштабное предприятие

2. Осуществляя полный контроль над деятельностью предприятия, владелец должен выполнять все основные функции по управлению.

3. Наиболее важный недостаток заключается в том, что единоличный владелец является субъектом неограниченной ответственности. Это означает, что самостоятельные предприниматели рискуют не только активами фирмы, но и своими личными активами.

Партнерство как форма организации бизнеса в большей или меньшей степени является естественным развитием единоличного владения. Партнерство - это форма организации бизнеса, при которой два или более отдельных лица договариваются о владении предприятием и его управлении.

Преимущества.

1. Подобно единоличному владению, партнерство легко организовать. Почти во всех случаях заключается письменное соглашение, причем бюрократические процедуры необременительны.

2. Благодаря большему числу участников соглашения становится возможной более высокая специализация в управлении.

3. Также благодаря тому, что объединяются несколько участников, финансовые ресурсы компании будут менее ограниченны, чем ресурсы единоличного владения.

Недостатки.

1. Когда несколько человек участвуют в управлении, подобное разделение власти может привести к несовместимости интересов, к несогласованной политике или к бездействию, когда требуются решительные действия.

2. Финансы компании все еще ограниченны, хотя значительно превосходят возможности единоличного владения.

3. Продолжительность деятельности партнерства непредсказуема. Выход из партнерства или смерть партнера, как правило, влекут за собой распад и полную реорганизацию фирмы, потенциальный срыв ее деятельности.

4. Наконец, неограниченная ответственность угрожает партнерствам точно так же, как и единоличным владениям.

Корпорация — это правовая форма бизнеса, отличающаяся и отделенная от конкретных лиц, ими владеющих. Эти признанные правительством "юридические лица" могут приобретать ресурсы, владеть активами, производите и продавать продукцию, брать в долг, предоставлять кредиты, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком, а также выполнять все те функции, которые выполняют предприятия любого другого типа.

Преимущества.

1. Корпорация — наиболее эффективная форма организации бизнеса в вопросах привлечения денежного капитала. Через рынок ценных бумаг корпорации могут объединять в общий фонд финансовые ресурсы огромного числа отдельных лиц.

2. Другое существенное преимущество корпораций — это ограниченная ответственность. Владельцы корпорации (то есть держатели акций) рискуют только той суммой, которую они заплатили за покупку акций.

3. Благодаря своим привилегиям в области привлечения денежного капитала преуспевающей корпорации легче увеличивать объем и расширять масштабы операций, а также реализовать преимущества объединения капиталов.

4. Поскольку корпорация является юридическим лицом, она существует независимо от ее владельцев и в этом отношении — от ее собственных должностных лиц.

Недостатки.

1. Регистрация устава корпорации сопряжена с некоторыми бюрократическими процедурами и с расходами на юридические услуги.

2. С общественной точки зрения в корпоративной форме бизнеса заложены возможности для некоторых злоупотреблений.

3. Следующий возможный недостаток корпорации касается вопросов, связанных с налогообложением прибыли корпорации. Речь идет о проблеме двойного налогообложения: та часть дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций, облагается налогом дважды — первый раз как часть прибыли корпорации и второй раз как часть личного дохода владельца акции.

4. В крупных корпорациях, акции которых широко распылены среди сотен тысяч владельцев, появляется значительное расхождение между функциями собственности и контроля.


 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.