Понятие и классификация музыкальных фестивалей — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Понятие и классификация музыкальных фестивалей

2017-12-12 726
Понятие и классификация музыкальных фестивалей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фестиваль – массовое празднество, показ достижений профессионального и самодеятельного творчества.

Исходя из этого определения, можно вывести более конкретное определение музыкальному фестивалю, т.к. научного определения нет.

Музыкальный фестиваль – это массовое мероприятие, празднество, показ достижений профессионального и самодеятельного музыкального творчества.

Музыкальные фестивали - это одна из главных форм развития музыкального туризма. Для местной экономики – это еще более прибыльное явление, поскольку зачастую они охватывают несколько дней или, по крайней мере, выходные. Кроме того, музыкальные фестивали, как правило, включают в себя более чем одну группу, увеличивая вероятность, что люди захотят присутствовать.

В некоторых городах или регионах решили заработать на приезжих за счет фестиваля музыки, одновременно затрагивая иные события, такие как фестивали еды или другие общественных мероприятия, которые могут генерировать дополнительный доход. Аналогичным образом, в некоторых городах с учетом культурных особенностей, связанных с определенным стилем музыки, стали привлекать исполнителей и поклонников на почти постоянной основе.

В музыкальной индустрии туризма существует развитие практически типов музыки, хотя рок-музыка является самым популярным. Все больше и больше независимых групп сейчас едет на гастроли, однако, часто это не большие площадки в городах. Это дает даже владельцам малого бизнеса возможность заработать дополнительный доход от музыкальной индустрии туризма. Например, владельцы небольших ресторанов и кафе, баров, организовывают площадки, места, позволяющие музыкантам выступать, и часто даже одно шоу может принести хороший доход. [10]

Пока музыка соответствует предпочтениям клиентов, часто посещающих заведение, это может способствовать большому повышению доходов.

Музыкальные фестивали начали проводиться еще в незапамятные времена, В самом широком смысле являются одними из старейших и наиболее распространенных форм музыкального туризма. Музыканты были неизменной частью празднества вокруг урожаев, равноденствий, сельских ярмарок. Но невозможно проследить, когда фестивали начали развивать туристическое измерение. На название «старейшего фестиваля Европы» претендует фестиваль хора в Англии фестиваль, который восходит к 1724 (и до сих пор продолжается) в соборе города Херефорд, Глостер и Вустер, хотя Antrim’s Oul’ Lammas Fair – фестиваль-ярмарка в Балликасл был основан в 1606 году. В середине 1800-х годов во многих европейских городах получили распространение оперные и оркестровые фестивали, важные направления на Гранд Тура.

Подъем музыкальных фестивалей стал ответом на увеличение спроса, которое объясняется относительным ростом после Второй мировой войны располагаемых доходов и свободного времени, наряду с этим становятся дешевле авиа-перелеты, увеличивается количество автострад, усложняется туристическая инфраструктура. Фестивали первоначально стали развлечением преимущественно для среднего класса в рамках туристических впечатлений.

Пожалуй, первым из по-настоящему масштабным событием, случившимся в 60-е, несомненно, можно назвать Вудсток. Интересно, что с точки зрения промоушна, его устроители сработали ниже всякой критики: совершенно непотребные афиши, сложности с продажей билетов (их можно было купить только в ряде районов Нью-Йорка, а также по почте через одну не самую известную радиостанцию) и многое другое.

Особо показательно «позиционирование» события. Один из музыкантов, некто Тони Джеймс (Tonne James) со своей группой, отказался от участия в фестивале - и вот по какой причине: «Когда мы были на Гавайях, мой секретарь позвонил мне и сказал, что какой-то хозяин свинофермы под Нью-Йорком приглашает там выступить…».[11]

В то же время, результат, как говорится, был налицо - тогда на фестиваль приехали около полумиллиона человек. И это говорит не только о сильнейшей программе события и о флюидах «лета любви», как теперь называют то лето, но и о том, что спрос на такие мероприятия явно превышали предложение.

Вудсток не стал ежегодным – зато появились другие фестивали, которые стали проводиться на радость публике и рекламодателям из года в год. Так, в 1970 году состоялся первый концерт ставшего за последующие годы всемирно известным Glastonbury Festival (кстати, в цену входного билета (1 фунт), тогда почему-то вошла порция молока - неожиданная, однако оставшаяся в веках «придумка»). Через год в городе Roskilde (Дания) состоялся Sound Festival, организованный при полном отсутствии средств, зато на большом энтузиазме (впрочем, это можно сказать о большинстве фестивалей тех лет).

С тех пор их число с каждым годом увеличивается. И кстати, многие из них, так или иначе (в названии, в продвижении и т.п.) обыгрывают слово «Вудсток».

Сегодня же в мире проходит необычайное количество разнообразных музыкальных фестивалей и с каждым годом их становиться все больше. Возможности фестивалей растут очень быстро. Конечно, сегодняшние фестивали не отличаются координально от родоначальников этого мероприятия, но перемены все же происходят.

Сейчас одной из основных тенденций становится многоформатность. Если раньше формат «все в одном» расценивался скорее как «минус» событию (первый Roskilde Festival собрал фолк, джаз, рок- и поп-музыкантов

все же скорее от бедности), то теперь это несомненный «плюс». Чем больше музыкальных жанров представлено на фестивале, тем больше публики он привлечет.

Соответствует этой тенденции и позиционирование – так, один из крупнейших в Европе российский open-air пивной фестиваль «Крылья» всеми силами стремится уйти от приставки «рок-фестиваль». И дело здесь не только в том, что термин «русский рок» себя давным-давно дискредитировал, но и в общей тенденции - своеобразной «музыкальной политкорректности», когда приверженность одному жанру становится все менее характерной как для слушателей, так и для самих артистов.

При этом, такая многоформатность может стать не только трендом, но, по сути, и брэндом, одинаково привлекательным и престижным как для публики, так и для участников. Например, один из самых статусных мировых фестивалей Montreaux Jazz Festival (Швейцария) проходит одновременно на нескольких площадках. Это позволяет не в ущерб вкусам уж совсем ярых приверженцев того или иного жанра собирать ключевых артистов самых разных жанров: в этом году там участвуют Deep Purple, Massive Attack, B.B.King, Kid Koala, Sigur Ros и многие другие.

Еще одна тенденция – все менее навязчивое спонсорское участие. Еще лет 10 назад корпорации стремились максимально «логотипизировать» фестиваль – можно вспомнить едва ли не самый активного в мире спонсора музыкальных фестивалей компанию Pepsi и фестиваль Sziget, несколько лет подряд называвшийся Pepsi Sziget. Теперь же спонсоры, как правило, стараются вести себя спокойнее и ищут другие пути продвижения своей идеологии. Так, «Старый мельник» (пивоварня Москва-Эфес) «отбивает» свое участие в «Крыльях» более тонкими способами – еще один слоган события, «душевный музыкальный фестиваль», стал таковым благодаря декларируемой брендом душевности пива «Старый мельник». Многие бренды обходятся даже без этого, довольствуясь небольшими, но более-менее заметными логотипами.

Классификация музыкальных фестивалей:

1 По масштабу:

- местные;

- региональные;

- в масштабе одного государства (всероссийские);

- глобальные.

2 По национальной принадлежности участников:

- национальные;

- международные.

3 По стоимости входа:

- платные;

- бесплатные.

4 По музыкальной направленности или формату:

- Рок - фестивали;

- Метал - фестивали;

- Реп - фестивали;

- R'n'B-фестивали;

- Джаз фестивали;

- Фестивали электронной музыки;

- Смешанные или многоформатные фестивали.

5 По месту проведения:

- на открытой местности (Open air);

- в закрытом помещении.

Рассмотрим подробнее некоторые виды музыкальных фестивалей.

Местные или локальные фестивали проводятся с участием местных исполнителей и приглашенными хэд-лайнерами (известная в стране группа). Реклама и распространение информации происходит в городе, в котором проходит фестиваль, в других городах и регионах информация не распространяется.[12]

Региональные фестивали проводятся с участием исполнителей не с одного города, а со всего региона. Так же бывают хэд-лайнеры – главные гости.

Международные фестивали или глобальные в России пока не проводятся, но в мире такие, конечно же, есть. Такие фестивали собирают людей разных национальностей, но с одной идеологией или стилем со всего мира на несколько дней в одном месте. Это очень масштабные фестивали и сейчас выступление на них стало престижным. Самым известным фестивалем такого рода является metal-fest «Waken» в Германии

Фестивали на открытых местностях и в закрытых помещениях связаны с платными и бесплатными. В закрытых помещениях фестивали всегда платные, т.к. ограниченны места. Фестивали на открытом воздухе (Open air) бывают как платные, так и бесплатные.

Фестивали, смешанные по музыкальным направленностям - самые распространенные. Они обычно проходят в несколько дней. В основном это Open air. На таких фестивалях существует несколько сцен, каждая из которых соответствует своему стилю. Фестивали смешанного типа очень познавательны. Здесь можно посмотреть на совершенно разных людей, послушать абсолютно разную музыку. Человек, который всегда был приверженцем какого-то определенного стиля музыки и был в этом законсервирован, на таком фестивале обязательно расширит свой кругозор.

Масштабные фестивали, как уже упоминалось, чаще всего проводятся в теплое время года, то есть летом. Длительность таких фестивалей, как правило от двух до пяти дней. Места проведения выбирают, руководствуясь одним или несколькими из ниже перечисленных критериев, которые мы выделили:

- благоприятные природно-климатические условия;

- центральное положение площадки;

- равнинная местность;

- приличная удаленность от населенных пунктов.

Природные и климатические условия не всегда являются главным критерием. Организаторы, не могут нести ответственность за метеорологические условия, но что касается природных условий, то опен-эйры проводят на свежем воздухе, на полянах, подальше от городской суеты и выхлопных газов, где люди действительно расслабляются. Для некоторых фестивалей, например Каzантип, природный фактор выступает главенствующим. Их проводят на берегу моря, предоставляя посетителям не только возможность наслаждаться музыкой, но и отдыхать на пляже, купаться в море, что делает отдых более разнообразным и комплексным.

Однако для большинства фестивалей Европы характерно размещение фестивалей в городах, часто в столицах. И это легко объяснимо, ведь это города с самой высокой численностью и с развитой транспортной сетью, так что добраться до них можно с любого уголка страны и так как большинство стран входит в Шенгенскую зону, то на каждый фестиваль съезжаются туристы с соседних стран. Также, как было сказано выше, фестивали в Европе размещаются иногда совсем в небольших городках, отдаленных от столиц с целью подъема экономики этих регионов. Поэтому в Европе так много фестивалей. Уровень проведения, как и доход многих из них самый высокий в мире, этому способствует высокая плотность населения Европы и неограниченная возможность посещать соседние страны, входящие в Шенген и к этому можно добавить мягкие климатические условия.

Равнинная местность является неотъемлемым условием для проведения опен-эйров, так как это обеспечивает удобство организации фестиваля, транспортную доступность.

Удаленность от населенных пунктов характерна для многих фестивалей США для того чтобы шум и разъяренные толпы не мешали местным жителям и для того, обеспечения условия девственной природы и свежего воздуха для посетителей. Но обычно, если это фестивали, затягивающиеся ни на один день, то, как правило, их располагают в близости от населенных пунктов (деревень), где посетители могут снять жилье.

На территории фестиваля, как правило, обязательным является наличие инфраструктуры: пунктов питания, биотуалетов, медпункта и другое. Почти во всех фестивалях осуществляется продажа алкогольных напитков, сувениров с логотипом фестиваля и любого другого товара, не запрещенного для использования на территории лагеря; и проводятся дополнительные развлекательные программы: конкурсы, игры (в том числе спортивные, настольные) и многое другое. Спонсоры данных фестивалей устраивают различные рекламные акции.

Главной составляющей фестиваля является событийность. Фестиваль-это событие, привлекающее внимание телевидения и других СМИ. А внимание со стороны прессы, в свою очередь, укрепляет позицию руководства фестиваля по отношению к политическим лидерам, спонсорам и финансирующим организациям. Такой интерес объясняется тем, что фестивали и народные празднества вносят значительный вклад в социальную и экономическую жизнь страны, влияют на социо-культурную ситуацию в местах проведения. А поскольку фестивали – мероприятия массовые, они привлекают внимание политических деятелей и бизнес-организаций своими рекламными и коммуникационными ресурсами. Органы власти европейских государств, считают исследователи, стремятся стать покровителями культурных массовых мероприятий, пользующихся успехом, и готовы выделить на это определенные бюджетные средства. Это связано с возможностью публичного выступления, демонстрации своего покровительства искусству и, тем самым, приобретением положительного имиджа.

На посещаемость фестиваля влияют самые различные факторы, в том числе качество программы, доступность (жилье, транспорт, легкость приобретения билетов), гибкость передвижения по территории фестиваля и разнообразие событий, а также дополнительные достопримечательности в окружающего района или города.

2.2. История фестивалей

Впервые фестивали, которые появились в Великобритании, были музыкальными. С ХХ века становятся популярными международные (Всемирные) фестивали. Некоторые фестивали молодежи и студентов проходили под лозунгами «За мир и дружбу»; «За солидарность, мир и дружбу». В СССР первые музыкальные фестивали проводились в 30-е годы.

Художественный контекст, который является для любого фестиваля доминирующим, во времена нормативного, идеологизированного управления художественными процессами, оказывался едва ли не второстепенным и вспомогательным по отношению к политическим установкам на создание видимости реальности, интернациональности, народности и партийности советской многонациональной культуры. Современные художественные задачи фестивальной практики значительно более многообразны, чем банальное обрамление тех или иных партийно-политических задач.

Большинство из ныне известных и популярных фестивалей появилось в 1950-е годы. Их развитие, совершенствование, видоизменение и постоянно увеличивающийся объем деятельности связаны не только с обновлением зрелищных форм общения в структуре современной городской культуры, но и с глобальными политическими изменениями. В это время в международных отношениях формируется и утверждается концепция единого европейского пространства, в котором каждая страна, сохраняя исторически сложившиеся политические институты, национальную и культурную самобытность, является частью общего межгосударственного пространства. Это привело к формированию общеевропейского культурного пространства, в котором сеть крупнейших международных фестивалей играет важную интегрирующую роль в качестве престижного поля для международного артистического обмена, демонстрации лучших достижений национальных культур[13]. В культурных практиках современной Европы можно встретить еще одну форму фестиваля - единовременной культурной акции. Это фестивальные проекты, организуемые международными культурными институтами ЮНЕСКО, Международным институтом театра, Международной ассоциацией детских театров, Европейской ассоциацией новой музыки и другими. Такие фестивальные проекты не имеют четкой периодичности проведения, их организаторы стремятся каждый последующий фестиваль провести в одной из стран - членов международных институтов. Фестиваль может функционировать и как единовременная и как систематически повторяемая культурная акция. Практика фестивалей исполнительских искусств как единовременных акций в последние годы не имеет широкого распространения в Европе. Как правило, это культурные акции, посвященные юбилеям деятелей искусств и историческим датам.

Музыкальный фестиваль - циклы концертов и спектаклей, объединённые общим названием, единой программой и проходящие в особо торжественной обстановке. Музыкальные фестивали различны по продолжительности (от нескольких дней до полугода) и содержанию. Существуют Музыкальные фестивали монографические (посвящённые музыке одного композитора), тематические (посвященные определённому жанру, эпохе или стилистическому направлению), исполнительского искусства и другие.

Фестивали организуются государственными и местными властями, филармониями и музыкальными обществами, а также фирмами и частными лицами. Музыкальные фестивали проводятся регулярно (ежегодно, раз в 2—4 года) или в связи с какими-либо торжественными событиями. Устраиваются обычно в городах, славящихся музыкальными традициями, либо связанных с жизнью и деятельностью крупных музыкантов.
Музыкальный фестиваль зародился в Великобритании (Лондон, 1709) и сначала были связаны с церковной музыкой. Со второй половины XVIII века проводились во многих странах центральной Европы, преимущественно в Германии. Распространение получил Музыкальный фестиваль в XX веке, особенно с середины 40-х годов. Наиболее крупные из них способствуют пропаганде музыкального искусства, развитию культурных связей между народами. Наиболее известные Музыкальные фестивали — Зальцбургский фестиваль, «Венские музыкальные недели» (Австрия), Глайндборнский и Эдинбургский Музыкальный фестиваль (Великобритания), «Будапештские музыкальные недели» (Венгрия), «Берлинские фестивальные дни», Датский королевский Музыкальный фестиваль. Не менее известны – «Флорентийский музыкальный май», «Фестиваль двух миров», знаменитый фестивальв Сан-Рэмо» (Италия), Нидерландский Музыкальный фестиваль, «Варшавская осень» (Польша). А также Фестиваль имени Дж. Энеску (Румыния), «Неделя Сибелиуса» (Финляндия), Безансонский фестиваль (Франция), «Пражская весна», «Братиславские музыкальные празднества» (Чехословакия)
В 60 — 70-х годах стали популярными фестивали эстрадного искусства и песни, особенно в Европе, где их насчитывается более 150.
В СССР первые Музыкальные фестивали устраивались в Ленинграде (30-е годы). Большое распространение Музыкальный фестиваль получил с конца 50-х годов. В 1957 были организованы фестивали советской музыки в Латвии, Литве, Эстонии. 1962 - первый в СССР Всесоюзный фестиваль современной музыки в г. Горьком. 1964 — Музыкальный фестиваль «Московские звёзды» и «Русская зима» в Москве, «Белые ночи» в Ленинграде, а также Музыкальный фестиваль общесоюзного, республиканского и местного масштабов [14]. В СССР были распространены фестивали киноискусства союзных республик, тематические показы, связанные с большими общественно-политическими событиями, со знаменательными датами в жизни страны; с 1958 года проводился Всесоюзный Кинофестиваль, на котором демонстрировались кинокартины, поставленные на киностудиях всех союзных республик[15].
Первый Международный кинофестиваль состоялся в 1932 году в Венеции. В 1935 году впервые состоялся кинофестиваль в Москве. Широкую популярность кинофестивали приобрели во второй половине 40-х годов.
Лучшим картинам и их создателям присуждаются премии, призы, дипломы.
Международной ассоциацией продюсеров (основанной в 1933 году), одна из задач которой – соблюдение правил проведения кинофестивалей, установлено несколько классов международных кинофестивалей. К классу «А» отнесены: кинофестиваль в Венеции (учреждён в 1932 году), в Канне (1946 год), Карлови-Вари (1950 год), Западном Берлине (1951 год), Сан-Себастьяне (1953 год), Москве (1959 год).

Один из крупнейших смотров мирового киноискусства – Международный кинофестиваль в Москве, который проводится один раз в два года под девизом: «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами». В конкурсе участвуют художественные, документальные, научно-популярные и детские фильмы.

Советские фильмы многократно одерживали победы, покоряя зрителей своей правдивостью изображения жизни и высоким мастерством. В современной России кинофестивали продолжают свою историю. Например: 8-й Международный фестиваль продюсерского кино "Кино-Ялта 2008".

Конкурсные картины, как правило,оцениваются по следующим номинациям:

- «За лучший фильм»,

- «За лучшую режиссерскую работу»,

- «За лучшее исполнение женской роли»,

- «За лучшее исполнение мужской роли».

Театральный фестиваль – показ достижений театрального искусства. Фестивали ведут начало от Олимпийских игр Древней Греции, от состязаний средневековых трубадуров, миннезингеров и др. В Европе получили распространение с конца века (Швейцария). Первоначально носили характер торжественных шествий, кортежей; позднее стали театрализованными массовыми представлениями, связанными с определёнными событиями. Среди театральных фестивалей – Байрёйтские фестивали, посвященные операм Р. Вагнера (с 1882 года ежегодно устраиваются в г. Байрёйт, Бавария), фестивали шекспировских спектаклей на родине великого драматурга (г. Стратфорт-он-Эйвон; регулярно с 1886 года).

Театральное искусство представляется на фестивалях «Пражская весна» (основанного в 1946 году), Эдинбургском фестивале театра и музыки (с 1947 года), Авиньонском фестивале (г. Авиньон, Франция; основанном в 1947 году Ж. Виларом), «Дубровницких летних играх» (г. Дубровник, Югославия; с 1950 года), «Флорентийском мае» (с 1951 года). С 1960 регулярно организуются фестивали детских театров в ГДР (с 1996 года), Болгарии (1968, 1972), Югославии (1971); кукольных театров – в Румынии (1958,1960,1965), в Польше (1962), Чехословакии (1964), Венгрии (1971),

Франции (1972).

Прошли международные фестивали артистов мюзик-холла в Париже (1957), циркового искусства в Варшаве (1957), клоунов в Милане и циркового юмора в Софии (оба в 1965), артистов пантомимы в Берлине (1970) и Праге (1971)

С середины 30-х годов стали организовываться фестивали, посвященные только театральному искусству. Среди них: Международный Театральный фестиваль в Москве (с 1933 по 1937), Театральный фестиваль детских и кукольных театров (1935, 1937 – 38, 1940). Всероссийский (1935) и Всесоюзный (1939) смотры совхозно-колхозных театров, смотры спектаклей русской классики (1945 – 46), на современные темы (1951), по пьесам М. Горького (1968, в связи со 100-летием со дня рождения писателя), смотры актёрской и режиссёрской молодёжи (1938, 1940, 1943 – 44, 1951, 1958 – 59), фестивали-смотры кукольных театров (1940,1945, 1952, 1962).[16]

Ряд Всесоюзных фестивалей связан со знаменательными датами в истории Советского государства – 40-летием Советской власти (1957), 50-летием Октябрьской революции (1967), 50-летием Ленинского комсомола (1968), 100-летием со дня рождения В. И. Ленина (1970), 50-летием образования СССР (1972).

В знак дружбы народов СССР с народами других социалистических стран прошли фестивали, посвященные постановкам на советской сцене классической и современной драматургии Польши (1965, 1969), Болгарии (1969), Венгрии (1971), Чехословакии и Румынии (1973), ГДР (1975).

С середины 60-х годов организуются фестивали «Московские звёзды», «Русская зима», ленинградские «Белые ночи», «Днепровские зори», «Киевские вёсны» и другие, в которых принимали участие артисты драматического и музыкального театров, эстрады и цирка.

Практика фестивалей - единовременных акций в течение многих лет широко использовалась в культурной жизни нашей страны. Традиционными были дни культуры союзных и автономных республик, проводившиеся в Москве, Ленинграде и других городах. Наряду с большими многожанровыми фестивалями при содействии органов управления культурой и творческих союзов проводились многочисленные театральные фестивали, фестивали классической и народной музыки и танца, они в немалой степени способствовали поддержанию культурного пространства страны и создавали условия для плодотворного профессионального общения работников творческих организаций.

Традиционные Российские Фестивали:

- Всероссийский фестиваль детского художественного творчества «Адреса детства – Россия»;

- Всероссийский фестиваль детского и юношеского творчества «Праздник детства»;

- Национальный фестиваль музыкально-художественного творчества «Планета детства»;

- Московский открытый фестиваль студенческого творчества «Фестос»;

- Всероссийский фестиваль авторской песни «Бабье лето»;

- Всероссийский фестиваль народного творчества «Родники России»;

- Всероссийский открытый фестиваль детского и юношеского киновидеотворчества «Петербургский экран»;

- Открытый фестиваль Петербургских кинолюбителей «Белые ночи»;

- Фестиваль «Игрушка-говорушка» в Воронежской области;

- «Международный Фестиваль уличных театров в Архангельске», включен в список мероприятий «Всемирного Десятилетия Развития Культуры» (1988-1997 годы), провозглашенного ЮНЕСКО. [17]

 

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.