Формирование культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Формирование культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива

2017-12-12 518
Формирование культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мочалов Денис Владимирович

Формирование культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива

Диссертация

на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Специальность 13.00.05 – теория, методика и организация

социально-культурной деятельности

 

Научный руководитель

Заслуженный деятель науки РТ,

докт. пед. наук, профессор

Р.С. Гарифуллина

 

 

Казань

 

Оглавление

с.

Введение 3

Глава I.Теоретические аспекты формирования

культуры художественного творчества 14

1.1.Научная разработанность проблемы творчества как основы развития художественной культуры 14

1.2.Творческий потенциал самодеятельного хореографического

коллектива 33

1.3.Развитие культуры художественного творчества подростков в самодеятельном хореографическом коллективе языком танца 51

1.4.Досуговая деятельность в формировании культуры художественного творчества 69

Глава II.Экспериментальная работа по формированию культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива 84

2.1.Организационно-педагогические условия формирования культуры художественного творчества в самодеятельном хореографическом

коллективе 84

2.2.Механизм реализации педагогической модели формирования

культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива и результаты ее апробации

в самодеятельном хореографическом коллективе 112

2.3.Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию

культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива 123

Заключение 132

Список использованных источников и литературы 135

Приложения 153

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В условиях инновационных процессов, происходящих сегодня в обществе, формированию культурных ценностей подрастающего поколения уделяется особое внимание, поскольку творчество лежит в основе формирования личности, ориентированной на инновационные преобразования. Взаимосвязь творчества и инноваций проявляется и в социокультурной модернизации общества, что усиливает потребность в формировании культурных ценностей в обществе, важнейшим компонентом которых является художественное творчество, которое может осуществляться в различных сферах общественной жизни, в том числе в сфере искусства, как профессионального, так и любительского. Внимание к творчеству обусловлено необходимостью воспитания креативной личности, способной осуществлять ответственный социальный выбор, проявлять активность, принимать эффективные решения в условиях неопределённости и кардинальных преобразований, преодолевать кризисные ситуации и всевозможные трудности, участвовать в формировании культуры общества. Хореографическое искусство представляет собой сферу непосредственного контакта творческого опыта личности с художественным и эстетическим опытом, накопленным в профессиональном и народном творчестве. Как свидетельствует практика, в современных условиях недостаточное внимание уделяется вопросам развития культуры художественного творчества в самодеятельных хореографических коллективах, которые в большей степени ориентированы на постановочные занятия и показательные выступления.

Формирование культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива следует рассматривать с позиции системного подхода как целостную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Танец в этой системе является элементом, способствующем раскрытию духовных сил личности, воспитывает художественный вкус, любовь к прекрасному, вдохновляет к творчеству. В этой связи, с одной стороны, танец оказывает оздоравливающее действие на растущий организм, благотворно влияя на работу сердца, органов дыхания, кровообращения, укрепляя мышцы и улучшая осанку, с другой стороны – танец способствует воспитанию гармонически развитой личности, позволяет развивать ее творческую составляющую.

Таким образом, создание условий для формирования культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива средствами хореографии определяет актуальность темы исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема формирования культуры художественного творчества достаточно многогранна, поэтому её осмысление потребовало обращения к работам философов, социологов, культурологов, педагогов и психологов.

Общетеоретические исследования представлены работами современных теоретиков и практиков танцевального искусства, таких как Л.Д.Блок, В.М.Богданов-Березовский, И.Я.Вершина, К.Я.Голейзовский, Р.В.Захаров, Н.М. Садовская, Ю.Е.Соколовский, В.И.Уральская и др. Эстетические и философские проблемы хореографии рассматривают исследователи Р.Арнхейм, В.В.Ванслов, А.Л.Волынский, П.М.Карп, Г.П.Меньчиков и др. Методика преподавания хореографии исследовалась в работах Ю.Б.Абдокова, Л.С.Андрусенко, Г.Ф.Богданова, А.В.Занковой, Э.А.Куруленко, А.К.Кульбековой, Е.В.Коноровой, Е.В.Николаевой, В.Н. Нилова, Б.Б.Мануйлова, И.Н.Мордовиной, П.А.Пестова, Г.Н. Прибылова, М.В. Судаковой, Т.В.Тарасенко, Е.Н. Фокиной, Н.А.Хайкара, А.С.Яценко и др. Работы вышеперечисленных авторов составляют основу теории и практики российской системы хореографического образования.

В отдельных работах и публикациях раскрыты вопросы организации и творческой деятельности хореографических коллективов (М.С.Боголюбская, В.Е.Боровик, Л.В.Бухвостова, В.С.Гончарова, О.А.Горобчук, Г.П.Гусев, Н.В. Даренская, В.П.Догаев, Н.В.Кипрушева, Г.В.Майер, И.Н.Мордовина, Л.Я.Николаева, А.Ф.Родин, С.Н.Темлянцева, В.Ф.Чабанный и др.).

Проблематика реализации педагогического потенциала социально-культур-ной практики раскрыта в исследованиях видных отечественных специалистов: М.А.Ариарского, Г.М.Бирженюка, В.В.Гладких, Е.И.Григорьевой, М.И.Долженковой, В.З.Дуликова, А.Д.Жаркова, А.С.Корчагиной, Т.Г.Киселевой, Ю.Д. Красильникова, В.И.Курбатова, Н.Ф.Максютина, И.Ю.Марченко, А.П.Маркова, В.Е.Новаторова, Р.Г.Салахутдинова, А.В.Соколова, Ю.А. Стрельцова, Е.Ю. Стрельцовой, В.Я.Суртаева, П.П.Терехова, В.Е.Триодина, В.В.Туева, Д.В.Шамсутдиновой, Н.Н. Ярошенко и др.

Несмотря на значительный объем литературы по различным аспектам становления и развития творческой личности, формированию культуры художественного творчества подростков не уделено достаточного внимания. Так, например, в ряду проблем развития культуры художественного творчества в условиях социально-культурной деятельности специально не исследовался механизм формирования культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива. Между тем в реальной социально-культурной практике существует ряд противоречий:

- между растущей потребностью общества в творческих личностях, способных полноценно функционировать в современных условиях, и нереализованностью воспитательного потенциала хореографии в самодеятельном коллективе по формированию культуры художественного творчества его участников;

- между социальной потребностью общества в формировании культуры художественного творчества и недостаточной разработанностью технологии эффективного использования хореографии в качестве средства формирования культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива.

Проблема настоящего исследования может быть определена как: каковы организационно-педагогические условия формирования культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива?

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия формирования культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического

коллектива.

Объект исследования – процесс формирования культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива.

Предмет исследования – организационно-педагогические условия формирования культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива.

Гипотеза исследования: формирование культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива может быть эффективным при реализации следующих организационно-педагогических условий:

-создания педагогически комфортной образовательной среды, включая психологический климат и благоприятную творческую атмосферу, на принципах оптимального общения между участниками самодеятельного хореографического коллектива и педагогами-хореографами, руководителями коллективов;

-развития интеллектуальной мобильности и эмоциональных возможностей на основе рефлексивной самореализации творческой самостоятельности участников самодеятельного хореографического коллектива;

-использования индивидуального подхода к членам коллектива в процессе занятий хореографией с учетом возрастных особенностей характера;

-разработки и внедрения модели формирования культуры художественного творчества участников в самодеятельном хореографическом коллективе.

Для достижения цели данного диссертационного исследования нами были поставлены следующие задачи:

1.Раскрыть сущность категории «культура художественного творчества» и дать собственную трактовку понятия «формирование культуры художественного творчества» как организационно-педагогического процесса.

2.Определить творческий потенциал хореографии, способствующий формированию культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива.

3.Выявить специфику досуговой деятельности в формировании культуры

художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива.

4.Выявить, обосновать и экспериментально апробировать организационно-педагогические условия по формированию культуры художественного творчества участников в самодеятельном хореографическом коллективе.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

на философском уровне: учение о гармоничном и всестороннем развитии личности, путях и средствах развития ее творческой направленности (А.И.Арнольдов, Н.А.Бердяев, А.Я.Флиер, П.А.Флоренский, и др.); концепции социального формирования личности (В.Д.Булгаков, Р.Х.Гильмеева, Ю.Н.Дрешер, Т.И.Ключенко, В.Ш.Масленникова, Г.П.Меньчиков, В.Е.Новаторов, З.А.Сафиуллина, Л.Ю.Сироткин, Р.Р.Юсупов и др.);

на общенаучном уровне: природа творчества, сущность и содержание творческого воспитания (Ю.К.Бабанский, Ю.Б.Борев, Дж.Гилфорд, О.М.Дьяченко, Т.И.Ильина, М.Х.Герондоков, И.И.Киященко, М.С.Каган, В.М.Пивоев, З.М.Явгильдина и др.);

на конкретно-научном уровне:

-исследования, посвященные истории, теории, технологии и современной социально-культурной деятельности (Б.С.Алишев, М.А.Ариарский, Т.И.Бакланова, С.Б.Брижатова, Е.И.Григорьева, А.Д.Жарков, А.С.Каргин, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, Е.Л.Кудрина, В.Е.Новаторов, Н.Ф.Максютин, А.П.Марков, Р.Г.Салахутдинов, Е.И.Смирнова, Ю.А.Стрельцов, В.Я.Суртаев, В.М.Рябков, В.Е.Триодин, Д.В.Шамсутдинова, Н.Н.Ярошенко и др.);

-исследования, посвященные методике работы в хореографическом коллективе (Л.В.Бухвостова, А.Я.Ваганова, Г.П.Гусев, И.Н.Мордовина, В.Ф.Чабанный и др.);

-исследования процесса формирования личности средствами хореогра-фического искусства (М.С.Боголюбская, Л.А.Каюмова, Э.А.Куруленко, Б.Б.Мануйлов, А.М.Мессерер, И.Н.Мордовина, Е.В.Николаева, В.Н.Нилов, В.В.Окунева, Н.И.Тарасов, Т.С.Ткаченко, Т.А.Устинова, А.Б.Череднякова,

А.С.Яценко и др.).

-исследования, посвященные разработке и реализации педагогических моделей в педагогической и социокультурной практике (Н.М.Борытко, Л.Н.Буйлова, Б.С. Гершунский, В.В.Краевский, В.М.Монахов, В.А.Сластенин, В.В.Сериков, П.П.Терехов и др.);

-исследования, посвященные социально-культурной деятельности личности

(Г.М.Бирженюк, В.З.Дуликов, Р.С.Гарифуллина, Е.И.Григорьева, Л.С.Жаркова, А.П.Марков, Б.Г.Мосалев и др.);

Методы исследования. В процессе исследования были использованы системный подход, методы сравнения, обобщения, анкетирования, беседы, экспертный опрос и интервью, анализ официальной документации и контент-анализ материалов прессы, социально-культурное моделирование, педагогический эксперимент.

База исследования: хореографический коллектив «Пестрая компания» (г.Казань), хореографические коллективы при общеобразовательных школах №174 и №175 Советского района г.Казани, хореографический коллектив при музыкальной школе №30 (г.Казань), частная хореографическая школа Helderse Balletschool Martine Goedegebuure г. DenXeldern (Нидерланды).

Для проведения мастер-классов по формированию культуры художественного творчества участников в самодеятельном хореографическом коллективе использовались ресурсы кафедры современного и спортивно-бального танца ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств».

Этапы исследования. Исследование осуществлялось с 2007 по 2012 гг. и проходило в три этапа.

Первый этап (2007–2008 гг.) – поисковый: изучалась философская, культурологическая, социологическая, психологическая литература по теме диссертации; исследовался совокупный практический опыт самодеятельных хореографических коллективов; определялись основные направления, содержание и формы развития творческой направленности личности в условиях

самодеятельного хореографического коллектива.

Второй этап (2009–2010 гг.)организационный: осуществлялись длительное включенное наблюдение и опытно-экспериментальная работа: систематически отбирался эмпирический материал, проводились локальные и фронтальные исследования в действующих хореографических коллективах, осуществлялась непосредственная педагогическая работа в базовых учреждениях. Параллельно велась разработка теоретической структурно-функциональной модели развития творческой направленности в условиях самодеятельного коллектива.

Третий этап (2011–2012 гг.) – обобщающий: проведены обработка и систематизация теоретических и экспериментальных данных, сформулированы теоретические выводы и практические рекомендации. Результаты исследования систематически отражались в профессиональной печати, докладах на научных конференциях разного уровня. Осуществлена научная и литературная редакция текста диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1.Уточнены и скорректированы понятия:

- «культура художественного творчества» (на базе понятий «творчество», «культура» и «художественное творчество») понимается как взаимосвязанное и своеобразно пересекающееся явление социальной жизни в рамках досуга, направленное на преобразование действительности, создание новых социально значимых культурных ценностей;

- «формирование культуры художественного творчества» понимается как процесс развития новаторства, преемственности культурных ценностей человека как личности и творца всей культуры общества.

2. Раскрыт творческий потенциал хореографии в всестороннем развитие личности, который предопределен синтезирующим характером хореографии, объединяющем музыку, ритмику и движение, развивающем зрительные, слуховые и двигательные формы чувственного и эмоционального восприятия мира, снимающем умственную усталость и дающем дополнительный импульс для всех

аспектов жизнедеятельности личности.

3.Определены организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива, в том числе:

-создание педагогически комфортной образовательной среды, включая психологический климат и благожелательную творческую атмосферу на принципах оптимального общения между участниками самодеятельного хореографического коллектива и педагогами-хореографами, руководителями коллективов;

-развитие интеллектуальной мобильности и эмоциональных возможностей на основе рефлексивной самореализации творческой самостоятельности участников самодеятельного хореографического коллектива;

-использование индивидуального подхода к членам коллектива в процессе занятий хореографией с учетом возрастных особенностей характера;

-разработана и внедрена модель формирования культуры художественного творчества участников в самодеятельном хореографическом коллективе.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

– осуществлены систематизация и развитие исследовательских подходов к проблеме формирования культуры художественного творчества в самодеятельном хореографическом коллективе в условиях досуговой деятельности;

– уточнена сущность понятия «культура художественного творчества» применительно к участникам самодеятельного хореографического коллектива;

– теоретически обоснована и экспериментально доказана эффективность организационно-педагогических условий формирования культуры художественного творчества участников в самодеятельном хореографическом коллективе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные результаты исследования доведены до конкретных методических рекомендаций и могут быть использованы при разработке программ по формированию культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива. Материалы исследования могут быть использованы педагогами учреждений дополнительного образования при разработке спецкурсов и учебных дисциплин. Выводы и основные положения диссертации могут быть использованы руководителями самодеятельных хореографических коллективов в процессе практических и индивидуальных заданий, а также в системе переподготовки и повышения квалификации педагогов-хореографов.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью исходных теоретических положений, использованием адекватных методов исследования, корректной реализацией исходных теоретических положений и понятийно-терминологического аппарата. Проведенное автором диссертации научное исследование подкреплено практической деятельностью, корректным применением аппарата математической статистики для обработки экспериментальных данных, тщательной проверкой гипотезы исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1.Танец представляет собой синтез потенциалов искусства постановщика-хореографа и участников самодеятельного хореографического коллектива, реализующих его замысел средствами хореографии; является средством интерпретации творчества и потенциала хореографии при формировании культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива.

2.Для принятия решений по управлению процессом формирования культуры художественного творчества в различных средах и различных по способностям личностей необходимо дифференцировать «творчество» по классификационному признаку. Можно выделить творчество объективное, которое может быть представлено оригинальными, новыми общественно значимыми продуктами (теориями, научными открытиями, произведениями искусства), и субъективное творчество личности, проявляющееся в овладении новыми для данной личности способами познавательной деятельности, в открытии новых смыслов в прежней деятельности.

3.Самодеятельный хореографический коллектив служит благоприятной средой для формирования культуры художественного творчества его участников,

способствует развитию их творческих способностей.

4.Творческий потенциал самодеятельного хореографического коллектива включает в себя три компонента:

-педагоги-хореографы – субъекты, владеющие суммой знаний, способные донести их до участников и формирующие культурные ценности языком танца;

-участники самодеятельного хореографического коллектива – объекты, способные принимать и воспринимать передаваемые им культурные ценности;

-организационно-педагогические условия, способствующие формированию культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива.

Формирование культуры художественного творчества в самодеятельном хореографическом коллективе происходит посредством взаимодействия педагогов-хореографов и участников через обучение основам искусства танца. И это взаимодействие многоаспектно.

5.Разработка модели формирования культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива предполагает проведение диагностики их потенциала педагогами-хореографами в целях формирования групп и создания для каждой из них педагогических условий, что позволит достичь поставленной цели - сформировать культуру художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива.

6.Алгоритм реализации модели по формированию культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива предполагает оценку эффективности организационно-педагогический условий на основании динамики критериев (культурно-познавательных, коммуникативно-поведенческих, эмоционально-эмпатийных и др.), определяющих уровень сформированности культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на протяжении всего времени работы над диссертацией, в течение пяти лет педагогической деятельности диссертанта в качестве преподавателя кафедры современного и спортивно-бального танца ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств» и педагога-репетитора хореографического коллектива «Пестрая компания» (г. Казань). Опытно-экспериментальная работа, проведенная диссертантом в самодеятельных хореографических коллективах г. Казани, дала необходимые основания для разработки и практической апробации в них модели формирования культуры художественного творчества.

Основные положения и результаты исследования неоднократно апробировались и обсуждались на научных конференциях: международных (г.Казань, 2010г., 2011г.; г.Бишкек, 2011г.), всероссийских с международным участием (г.Пермь, 2011г.), межвузовских (г.Казань, 2008г., 2009г.). Внедрение материалов исследования осуществлялось в ходе социально-культурной деятельности и организации учебного процесса на кафедре современного и спортивно-бального танца ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств», в хореографических коллективах «Пестрая компания», хореографических коллективах при общеобразовательных школах №174 и 175, ледового театра «Ривьера», (г.Казань), а также в частном хореографическом коллективе Helderse Balletschool Martine Goedegebuure Niderlande, о чем свидетельствуют акты о внедрение.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения, списка литературы (177 источников), 5 приложений.

Выводы по главе I

1. В условиях инновационных процессов, происходящих сегодня в обществе и его социокультурной модернизации, проблемам формирования культуры художественного творчества следует уделять особое внимание, поскольку творчество как высшее проявление человеческой деятельности, направленное на преобразование действительности, способствует созданию новых социально значимых культурных ценностей.

2. Проведена классификация категории «творчество» по различным признакам, необходимость которой заключается в выявлении сущности творчества и принятии решений по управлению процессом формирования и развития творчества в различных средах.

3. Для формирования культуры художественного творчества наиболее подходящим является подростковый возраст (от 12 до 15 лет), находясь в котором индивид наиболее подвержен как внешним (восприятию культурных ценностей), так и внутренним проявлениям (новаторство), в сумме определяющим развитие человека как личности и творца, формирующего культуру общества в целом.

4. Язык танца представляет собой синтез потенциалов искусства постановщика-хореографа и участников самодеятельного хореографического коллектива, реализующих его замысел средствами хореографии; является средством интерпретации творчества и одним из факторов формирования культуры художественного творчества участников самодеятельного коллектива.

5. Потенциалу самодеятельной хореографической культуры присущи сбалансированность между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным. Самодеятельная хореографическая культура отвечает потребностям подростков в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональной компенсации и психологической разрядке.

6. Сущность досуга проявляется в творческом поведении (взаимодействие с окружающей средой) людей в свободном для выбора роде занятий и пространственно-временной среде, детерминированной внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

7. Досуг дает возможность подростку развивать многие стороны своей

личности, даже собственный талант. Для этого необходимо, чтобы к досугу он подходил с позиций своей жизненной задачи, своего призвания – всесторонне развивать собственные способности, сознательно формировать себя.

8. Задачей культурно-досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для подростков, в основе которых лежит принцип доступности организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи.

9. Применительно к диссертационному исследованию под термином «формирование культуры художественного творчества» следует понимать процесс развития новаторства, преемственности культурных ценностей человека как личности и творца всей культуры общества средствами хореографии в социокультурной деятельности самодеятельных хореографических коллективов.

 

Пример заполнения диагностической карты участника самодеятельного хореографического коллектива

ФИО Возраст Танцева льный опыт Дата заполнения: 01. 09. 2011 г. …… ПУСХКвх., единиц
Физические данные, бал. Музыка льность, бал. Темпе рамент, бал. Профессиональные навыки Восприимчиво сть, бал.
Мухина Анна   нет, муз.школа, класс скрипки             0,44
Петров Антон   в д/с             0,28
АгишеваМадина   нет             0,14

*Составлено автором на основании данных констатирующего эксперимента

На основании диагностики формируются группы. Так, например, согласно показателям, представленным в табл. 2.2, рекомендуется формировать три группы, в которых педагоги-хореографы, готовые к воспитанию культуры художественного творчества, будут применять педагогические условия, исходя из контингента и его готовности и предрасположенности к восприятию культуры художественного творчества.

Выбор педагогических условий определяется задачами, решаемыми педагогами-хореографами на каждом этапе формирования культуры художественного творчества. Это могут быть следующие задачи:

– художественно-творческие;

– художественно-коммуникационные;

– организационно-управленческие;

– художественно-образовательные;

– культурно-эстетические.

Педагоги-хореографы используют в своей работе для достижения высокого уровня сформированности культуры художественного творчества соответствующие методы (диалог, сотрудничество, показ, рассказ, соревнование, поощрение, включение в творческую деятельность), методики (традиционная, инновационная), средства (художественные, технические) и формы (исполнительские, игровые, развлекательные, познавательные).

Предложенная модель нашла отражение в основных положениях программы «Формирование культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива» (приложение 5).

На рисунке 2.3. представлен алгоритм механизма реализации модели формирования культуры художественного творчества. На основании комплексной диагностики потенциала участника самодеятельного хореографического коллектива, проводимой педагогами-хореографами в течение определенного времени (мониторинг может осуществляться с разной периодичностью) и сравнения полученных данных с входными параметрами диагностики учащегося можно определить потенциал участника самодеятельного хореографического коллектива.

Как видим, сравнение динамики потенциала участника самодеятельного хореографического коллектива до и после проведения мероприятий по формированию культуры художественного творчества (табл. 2.2 и 2.3) показало, что у Мухиной Анны потенциал вырос на 0,16 единиц (16%), у Петрова Антона на 0,18 един. (18%), у Агишевой Мадины на 0,01 един. (на 1%).

Согласно предлагаемой нами модели, комплексная диагностика на входе выражается количественно:

ПУСХКвх=0,1-0,5

На выходе, по истечении времени, после реализации мероприятий по формированию культуры художественного творчества:

ПУСХКвых =0,6-0,95

Эффективность модели по формированию культуры художественного творчества определяется по формуле:

ПУСХКвых - ПУСХКвх =0,45-0,5

Таким образом, согласно модели, только у Мухиной Анны потенциал достиг желаемого уровня и имеет тенденцию к росту.


 
 

110


Таблица 2.3.

Пример диагностической оценки изменения потенциала участника самодеятельного хореографического коллектива

ФИО Возраст, лет Танцева льный опыт Дата заполнения: 01. 03. 2012 г. …… ПУСХКвх., единиц
Физические данные, бал. Музыка льность, бал. Темпе рамен, бал. Профессиональные навыки Восприимчиво сть, бал.
Мухина Анна   нет, муз.школа, класс скрипки             0,6
Петров Антон   в д/с             0,46
АгишеваМадина   нет             0,15

*Составлено автором на основании данных формирующего эксперимента

 

У Агишевой Мадины потенциал за полгода практически не изменился. Следует, что для нее необходимо поменять педагогические условия, выбрать наиболее подходящие для достижения поставленных целей, как это иллюстрируется алгоритмом реализации механизма модели по формированию культуры художественного творчества участника самодеятельного хореографического коллектива (рис. 2.3).

То же самое относится и к разработке программ по формированию культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива, содержание которых должно быть адекватно развитию культуры художественного творчества в досуговой деятельности и содержать критерии культуры художественного творчества, такие как интеллектуально-познавательные (развивающие), коммуникативно-поведенческие (воспитательные) и эмоционально-эмпатийные (творческие). Если программа отвечает критериям эффективности, то следует поддерживать достигнутый уровень и дальнейшее развитие культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива. Если же программа не отвечает критериям эффективности, то следует совершенствовать содержательный уровень программы включением в нее

инновационной составляющей художественного творчества.

 

Механизм реализации педагогической модели формирования культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива и результаты ее апробации в самодеятельном хореографическом коллективе

В процессе констатирующего эксперимента обследовались коллективы художественной самодеятельности г. Казани. На основе выводов и положений, содержащихся в трудах известных педагогов, культурологов и теоретиков социально-культурной деятельности (А.В. Сасыхов, Е.И. Смирнова, Ю.А. Стрельцов, Г.И. Фролова и др.) был выполнен комплексный анализ организационно-педагогических условий, в которых функционируют действующие в настоящее время хореографические коллективы. При этом акцент во всех случаях делался на развитие творческой направленности личности в условиях самодеятельного коллектива. В параграфе приводится развёрнутая характеристика позитивных достижений и нерешенных проблем, с которыми сталкиваются в настоящее время самодеятельные хореографические коллективы в плане реализации программ и проектов по формированию культуры художественного творчества их участников. В результате были сформулированы шаги и меры, необходимые для оптимизации деятельности педагогов-хореографов и организации в них творческой работы в целях развития культуры художественного творчества.

Необходимость системного подхода к проблеме формирования культуры художественного творчества продиктована тем обстоятельством, что танец раскрывает духовные силы личности, воспитывает художественный вкус, любовь к прекрасному и творчеству.

С одной стороны, танец оказывает оздоравливающее действие на растущий организм, благотворно влияя на работу сердца, органов дыхания, кровообращения, укрепляя мышцы и улучшая осанку, с другой стороны –

танец способствует воспитанию гармонично развитой личности, позволяет

развивать ее творческую направленность.

Все более очевидными становятся стратегические преимущества коллективов художественной самодеятельности, в практическую деятельность которых включены методы, способы и приемы, способствующие развитию творческого потенциала личности: в частности, имеют программы развития творческой личности и педагогов, которые, вложив в развитие этого направления ресурсы, активно развивают творческую направленность участников художественной самодеятельности [116].

Более двух лет успешно развивается программа развития творческой личности в частной хореографической школе Helderse Balletschool Martine Goedegebuure в Нидерландах и приносит не только заметный доход, но и способствует развитию личности в интеллектуальном, эмоциональном и деятельностном планах. Как показал опыт работы автора педагогом-репетитором в данной школе, существенную роль в достижении результатов сыграла активная позиция руководителя школы Martine Goedegebuure, которая, являясь инноватором, понимала, что без внедрения в практику творческих пятиминуток перед началом занятий по хореографии, без четко определенных целей и стратегического развития хореографической школы успеха в области развития творческой направленности личности не достичь.

По мнению большинства авторов, занимающихся проблемами формирования культуры художественного творчества, важнейшей задачей является развитие в личности творческого начала, в чем бы оно не проявлялось – в математике или в музыке, в физике или в танцах [101]. Там, где появляется т


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.