Межконфессиональные организации и Всемирный Русский Народный Собор как виды межконфессиональных отношений. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Межконфессиональные организации и Всемирный Русский Народный Собор как виды межконфессиональных отношений.

2017-12-12 378
Межконфессиональные организации и Всемирный Русский Народный Собор как виды межконфессиональных отношений. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Межконфессиональные организации – еще один вид, который могут принимать межконфессиональные отношения. Координация, основанная на принципах толерантности и свободы совести, здесь является наиболее действенной. Таким образом, принцип толерантности и свободы совести закрепляется уже на институциональном уровне. Именно здесь такие элементы социальной системы (российского общества) как конфессии будут наиболее интегрированы между собой, т.е. будет укрепляться целостность самой системы, так как в этой ситуации взаимозависимость элементов системы проявляется наиболее сильно.

Мы акцентируем свое внимание на Межрелигиозном Совете России и Всемирном Русском Народном Соборе, который является международной общественной организацией и форумом.

23 декабря 1998 г. по инициативе председателя ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла состоялась встреча глав и представителей традиционных конфессий России: РПЦ, общин последователей ислама, иудаизма и буддизма. Главный вопрос, который обсуждался на этой встрече: усиление и укрепление межконфессионального диалога во всех его вариантах, возможности сотрудничества, которые направлены на координацию усилий традиционных религий по духовному и нравственному возрождению общества. Основным итогом встречи стало создание Межрелигиозного совета России. Учредителями Совета стали: РПЦ, Совет муфтиев России и Центральное духовное управление мусульман России, Буддистская традиционная Сангха России, Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России. Организация является общественной и не имеет статуса юридического лица. Целью МРС является «координация совместной деятельности традиционных религиозных организаций в деле укрепления и развития их диалога, обеспечения и поддержания межрелигиозного и межнационального мира, достижения согласия и стабильности в обществе, предотвращения возможных конфликтов на этноконфессиональной почве и уврачевания уже существующих, утверждение в обществе традиционных духовных ценностей, диалога с государственной властью России и других стран, международными межправительственными и межрелигиозными организациями»[229]. Мы видим, что координация совместной деятельности данной организации, помимо всего прочего, подразумевает укрепление межрелигиозного мира, и, следовательно, согласование интересов всех российских конфессий. Это невозможно без толерантного отношения представителей религиозных организаций друг к другу и соблюдения принципа свободы совести. МРС не ставит своей целью сближение вероучений и доктрин, также абсолютно не имеет богослужебных форм деятельности и собственных теологических позиций. Важно, что при конституционном принципе отделения церкви от государства МРС не ассоциирует себя с государством или с какой-либо политической силой.

В организационную структуру МРС входят: Президиум (формируемый Учредителями из числа своих официальных представителей), исполнительный орган – Секретариат (его возглавляет исполнительный секретарь), Экспертная группа и Попечительский Совет. Со дня образования на заседаниях МРС России обсуждались актуальные вопросы межконфессиональных и государственно-конфессиональных отношений[230]: проведение I и II межрелигиозных миротворческих форумов, участие МРС в Европейской Ассамблее Православия, перспективы преподавания предмета «Теология» в ВУЗах России, принятие в состав Совета Координационного центра мусульман Северного Кавказа и Федерации еврейских общин России, учреждения МРС стран СНГ, возможной поддержки МРС съемок второй части телевизионного сериала «Тайный знак», посвященного разрушающему воздействию тоталитарных сект и многое другое.

МРС России уже выступал с заявлениями[231] относительно террористических актов в Беслане, Москве, США; о прекращении бомбардировок Югославии; об обеспокоенности непрекращающимися конфликтами на Святой Земле (ближний Восток); о выражении крайней обеспокоенности в связи с военными действиями в Ираке и др.

Межконфессиональное российское сотрудничество в 2004 г. сделало еще один шаг в укреплении принципа толерантности. Достигнув определенного уровня сотрудничества между традиционными конфессиями внутри страны, духовными лидерами был образован МРС СНГ. Целями его деятельности являются: «координация совместной деятельности традиционных религиозных организаций стран СНГ в деле укрепления межнационального и межрелигиозного мира, достижения согласия и стабильности в обществе, развития диалога между духовными лидерами, объединения усилий в борьбе с общими вызовами, утверждения в обществе традиционных духовных ценностей; содействие сотрудничеству стран-членов Содружества путем упрочнения связей между их духовными лидерами и религиозными общинами; всесторонний и систематический обмен опытом в сфере государственно-религиозных отношений, миротворчества, социального служения и иных насущных вопросов»[232].

Помимо толерантного отношения между традиционными конфессиями, необходимо обратить внимание на отношения между традиционными и нетрадиционными конфессиями, так как при столкновении традиционных и новых религиозных идеологий особенно важно соблюдать уважение к мировоззренческой позиции иноверцев. Хотя все же необходимо упомянуть, что несмотря на неоднозначность межконфессиональных отношений, есть взаимные попытки наладить их. Помимо МРС, в некоторых регионах России действуют межконфессиональные форумы и «круглые столы». Они являются еще одним видом межконфессиональных отношений. Основная их задача – координация и усиление деятельности религиозных организаций по вопросам благотворительности, укрепление духовно-нравственного здоровья и патриотического воспитания. Консолидацию христианских конфессий мы также можем наблюдать на российском религиозном поле. Так, для координации деятельности христианских организаций был создан Комитет продолжения работ (КоПР), который преобразовался в Христианский межконфессиональный координационный комитет (ХМКК), но работа его не является достаточно активной. Есть и другие примеры межхристианских объединений, а также прослеживается тенденция к образованию региональных Межрелигиозных советов.

Особое внимание хотелось бы обратить на Всемирный Русский Народный Собор. В контексте межконфессиональных отношений Всемирный Русский Народный Собор на сегодняшний момент является одним из крупнейших общественных форумов. Свою работу ВРНС начал в 1993 г. и провел уже 11 Соборов. С точки зрения МП РПЦ, ВРНС играет значимую роль в формировании гражданского общества. Одной из важных особенностей данных встреч является то, что на Соборы приглашаются представители не только высшего духовенства традиционных конфессий России, но и всех ветвей власти, а также лидеры общественных движений, студенты и преподаватели, деятели науки и культуры, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья. Председательствует на заеданиях Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Будучи ежегодным форумом, Собор стал местом встречи людей самых разных политических убеждений, объединенных заботой о будущем России, настроенных на конструктивный диалог и деятельное соработничество[233]. Когда межконфессиональные отношения реализуются в виде форумов, координация этих отношений на основе принципа толерантности и свободы совести становится намного наглядней. Поэтому считаем необходимым уделить внимание работе этого общественного форума – ВРНС[234].

На первом ВРНС «Российская соборная мысль», который состоялся 26-28 мая 1993 г. Патриарх отметил: «РПЦ была и будет силой, способствующей становлению национального духа России, созидающей ее духовную культуру, заботящийся о ее единстве и целостности как национально-государственного организма. Любовь к Родине – патриотизм – изначально благословлялся Церковью…»[235]. Цели данного Собора: наметить пути укрепления единства русского народа, установление межнационального, гражданского согласия. Первый Собор показал, что его участники для поставленных целей направлены на толерантное отношение друг к другу.

На втором ВНРС «Через духовное обновление к национальному возрождению», который состоялся 1-3 февраля 1995 г., был принят пакет документов, а также оглашена общая мысль, возникнувшая в ходе обсуждения проблем. Она сводилась к тому, что «для сохранения русской нации необходима нераздельная связь православно-христианского сознания, государственного единодержавия и самобытных свободных форм народной самоорганизации»[236]. Здесь, как мы видим, акцент делается уже на православно-христианском сознании. Данный факт свидетельствует о том, что, несмотря на поликонфессиональность(!) российского общества, РПЦ пытается доминировать над точками зрения представителей иных конфессий. Демонстрируя, таким образом, тенденцию к господствующему положению христианско-православных ценностей в российском обществе и исключительному праву РПЦ влиять на сознание людей. В свою очередь, это влечет появление предпосылок к нереализации принципа свободы совести, а также отсутствию толерантного отношения.

В отличие от первого собора, на пятом, который состоялся 6-7 декабря 1999 г. и назывался «Россия накануне 2000-летия Христианства. Вера. Народ. Власть», говорилось не только о единении русского народа, но и о единении (обретении целостности) власти и народа, что способствовало бы более сильному укреплению общественной морали, нравственности, общественного согласия и духовного возрождения в целом.

На шестом Соборе «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох», который состоялся 13-14 декабря 2001 г., опыт в сфере межрелигиозного взаимодействия многими участниками заседания был оценен как положительный. Максимум внимания уделялось проблеме терроризма в связи с участившимися террористическими актами. Поднимались вопросы о несправедливости в мире – экономической и политической; о построении мира на началах многополярности, а не однополяроности; о ненавязывании чужих ценностей, информационного и культурного единообразия, чуждых России схем правового и политического устройства и т.д. Получили одобрение суждения относительно того, что Россия и другие страны, должны развиваться, основываясь на своем культурном прошлом, традициях, приемлемых и исконных для каждой определенной страны моделей политического и экономического устройства. Отрицается попытка установить идеологическую монополию на духовные и философские начала глобального развития. Также собор не согласен с мнением некоторых ученых, что произойдет столкновение христианской и исламской цивилизации. Собор поддержал принципы, изложенные в Основах социальной концепции РПЦ. Сделан акцент на историческом принципе соработничества традиционных конфессий в России: христианства, ислама, иудаизма и буддизма. Пришли к выводу, что Россия может стать посредницей между западным миром и миром ислама. Принцип соработничества является одним из немногих путей, ведущих к толерантности, следовательно, координация основанная, на принципе толерантности, будет эффективно осуществляться, опираясь именно на соработничество российских конфессий.

Особенно важным для православия был восьмой Собор «Россия и православный мир», который состоялся 3-5 февраля 2004 г. ВРНС затронул один из важнейших вопросов религиозной сферы – проблемы и перспективы взаимодействия России и всего православного мира. Здесь важно сделать отступление: мировое православие «для нового возвещения Евангелия миру не имеет нужды прибегать к насильственным и неискренним методам, которые иногда повреждали чистоту различных «христианских миссий»[237]. Акцент делается на том, что мировое православие для распространения своего вероучения не использует метода навязывания. Оно пытается уважительно относиться к другим конфессиям. Если же речь идет о вступлении человека в данное православное сообщество, то оно должно носит добровольный характер. В контексте проблематики нашей диссертационной работы важно сказать, что «приверженцы других вероисповеданий [неправославных] жестко критикуют различные христиански миссии, когда видят в них проявления самодовольства и эгоизма или связь с государственной властью и другими нерелигиозными интересами»[238]. Таким образом, мы видим, что к мировому православию, из за его стремления сотрудничать с государством, иные конфессии могут проявлять нетерпимость. Поэтому существенным моментом на соборе было участие представителей Поместных Православных Церквей как признак консолидации мирового и российского православия. На Соборе присутствовали представители Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского, Грузинского, Сербского, Румынского, Болгарского Патриархата, а также представители Кипрской, Элладской, Албанской, Польской Православных Церквей, Православной Церкви в Чешских землях и Словакии и Православной Церкви в Америке. Патриарх Алексий II убедил присутствующих в значимости таких встреч, а Митрополит Кирилл, проводя братские собеседования с представителями Поместных церквей, обсудил вопросы двухсторонних отношений, а также произошел плодотворный обмен информацией и новостями церковной жизни. Основная мысль Собора: в условиях глобализации, сохранить национальную самобытность, не поддаться приспособлению к унифицированным стандартам западного мира и продолжать активную интеграцию с мировым православием. Положительно отмечено взаимодействие органов власти и Православной церкви с Межпарламентской Ассамблеей Православия. Сделан акцент на роли России как одного из важных центров восточно-христианской цивилизации.

На девятом Соборе «Единство народов, сплоченность людей - залог Победы над фашизмом и терроризмом», который состоялся 9-10 марта 2005 г., обсуждался вопрос о нахождении эффективного средства борьбы с терроризмом. Участники собора данным средством считают сплоченность и единство нации. «Опыт войны показал, что Победа была достигнута на основе небывалого единства власти, армии, народа, людей всех национальностей, религий, единством оружия духовного и материального»[239]. По мнению участников собора, Россия должна взаимодействовать со всеми народами, принадлежащими к «русской цивилизации»[240], определить свое отношение к основным мировоззренческим идеям, которые предлагаются сейчас в качестве основ мироустройства. В ходе заседания собора была затронута одна из важных и острых тем – Православие на Украине. На соборе было отмечено, что российское общество почти преодолело идеологическое размежевание и нетерпимость к иным точкам зрения.

Одна из главных тем обсуждения на десятом Соборе ВРНС «Вера. Человек. Земля. Миссия России в ХХI веке», который состоялся 4-6 апреля 2006 г.– права человека. В свете этой темы становится важным вопрос о связи идеи прав и свобод личности с проблемой ее нравственной ответственности в современном обществе. В связи с этим принята «Декларация о правах и достоинстве человека Х ВРНС»[241]. В данной декларации человек, определяемый как образ Божий, имеет особую ценность, которая ни в каких случаях не может быть отнята. Данная ценность должна уважаться каждым человеком, обществом и государством. Вечный нравственный закон, по мнению участников собора, имеет в душе человека твердую основу, не зависящую от культуры, национальности, жизненных обстоятельств. В Декларации различаются две свободы: внутренняя свобода от зла и свобода нравственного выбора. Свобода от зла является самоценной. Свобода же выбора приобретает ценность, а личность – достоинство, когда человек выбирает добро. Права человека имеют основанием ценность личности и должны быть направлены на реализацию ее достоинства. Именно поэтому содержание прав человека не может не быть связано с нравственностью. Участники форума выступают за право на жизнь и против «права» на смерть, за право на созидание и против «права» на разрушение. Признают права и свободы человека в той мере, в какой они помогают восхождению личности к добру, охраняют ее от внутреннего и внешнего зла, позволяют ей положительно реализоваться в обществе. В этом свете участниками ВРНС уважаются не только гражданские, политические права и свободы, но также социальные, экономические и культурные права. В Декларации определяются ценности, которые стоят, не ниже прав человека: вера, нравственность, святыни, Отечество. Отвергается политика двойных стандартов в области прав человека, а также попытки использовать эти права для продвижения политических, идеологических, военных и экономических интересов, для навязывания определенного государственного и общественного строя. Участники этого общественного форума готовы к сотрудничеству с государством и со всеми благонамеренными силами в деле обеспечения прав человека. Определяются области такого сотрудничества: сохранение прав наций и этнических групп на их религию, язык и культуру, отстаивание свободы вероисповедания и права верующих на свой образ жизни, противостояние преступлениям на национальной и религиозной почве, защита личности от произвола властей и работодателей, попечение о правах военнослужащих, охрана прав ребенка, забота о людях, находящихся в местах заключения и социальных учреждениях, защита жертв деструктивных сект, недопущение тотального контроля над частной жизнью и убеждениями человека, противодействие вовлечению людей в преступность, коррупцию, работорговлю, проституцию, наркоманию, игроманию. Участники ВРНС высказывают стремление вести диалог с людьми разных вер и взглядов по вопросам прав человека и их места в иерархии ценностей. Данная декларация по вопросам прав и свобод человека, по мнению некоторых участников форума, может использоваться как некий нравственный ориентир при разработке законопроектов. Законодательство, по мере возможности, должно учитывать моральные и духовные ценности общества. Но в тоже время Собор обеспокоен падением духовного и нравственного уровня нации. Самый главный ориентир всего российского общества должен быть направлен в сторону духовного возрождения. Было внесено предложение о создании Совета по духовно-нравственному воспитанию при Общественной палате России. Вызвало одобрение высказывание А.В. Шестопала (зав. каф. философии МГИМО(У)) относительно того, что немалая часть молодежи на данный момент интересуется проблемой межконфессиональных отношений и считает, что Церковь как образец единства, взаимопомощи и нравственности должна стать консолидирующим центром здоровых сил общества. Собор не первый раз поднимает вопрос о влиянии, часто отрицательном, западных ценностей на российскую культуру, которые способствуют потери национальной самобытности, а порой даже культуры. Сохранение национального лица является одной из первостепенных задач российских властей и общества. На данном соборе делается акцент на том, что РПЦ стремится вести конструктивный и интенсивный диалог с другими конфессиями России. На этот обстоятельство хотелось бы обратить особое внимание, поскольку при всех официальных заявлениях РПЦ относительно направленности на межконфессиональный диалог в реальности Церковь ведет не совсем толерантную политику в отношении иных конфессии.

Наиболее интересным для исследуемой проблематики, представленной диссертации, является работа секции «Православие – стержень совместного бытия народов России и восточных славян. Взаимодействие религий и этносов – условие существования и процветания русской цивилизации» одиннадцатого ВРНС «Богатство и бедность: исторические вызовы России», который состоялся 5-7 марта 2007 г. Среди обсуждаемых вопросов была тема православной цивилизации. «Сегодня мы все больше понимаем, что религия и мировоззрение – не только малозначимая особенность того или иного народа, но основа его общественного устройства, основа образа жизни, основа права, основа модели общества, которое строится той или иной цивилизацией. Поэтому, говоря о православной цивилизации, мы должны говорить не столько об особенностях кухни или одежды, но о том, каким образом Православие формирует общественный уклад, нормы и правила, по которым живет то или иное общество, устраивая ту или иную модель семейной жизни, экономической деятельности, государства, права. Православие сформировало общественные установки целого ряда народов и стран, и очевидно, сегодня есть смысл говорить о том, как Православие может вновь в полной мере стать основой политической культуры, модели социума, который существует как в отдельных странах восточно-христианского мира, так и в виде той или иной структуры объединения их интересов в рамках современных мировых общественных процессов»[242]. Уже название секции, подтверждает тот факт, что РПЦ отводит себе роль консолидирующей силы по сплочению народов России и претендует на роль стержня межконфессиональных отношений, даже при том, что второе предложение говорит о взаимодействии религий и этносов как условия процветания русской цивилизации. Мало того, учитывая роль православия в формировании общественных установок не одной страны, по мнению участников форума, создаются предпосылки для того, что бы православие стало основой политической культуры(!) в России. И это при том, что государство отделено от церкви и провозглашен принцип свободы совести.

Было выделено одно важное направление дискуссии в рамках заданной темы – отношения православных христиан с нехристианскими религиями и неславянскими этносами в созидании жизни русской цивилизации, включая темы религиозных меньшинств, миграции, межрелигиозной полемики, которую нельзя исключать из общественного пространства. Был обсужден и такой вопрос: как приверженцы разных религиозных мировоззрений могут вместе отстаивать интересы верующих людей в условиях секуляризующегося мира, теряющего веру. Таким образом, участники форума задались вопросом: как построить диалог и взаимодействие без смешения вер, без синкретизма, без сомнительных молитвенно-обрядовых экспериментов. Важно также, по их мнению, возродить взаимное познание культур и обычаев и верований разных народов через школы и СМИ[243]. Также обсуждалось единство церкви и противодействие попыткам ее разъединить государственными границами, национальным, социальным, политическим принципам. В.Н. Осипов, глава Союза «Христианское возрождение», выразил мнение, что в возрождении тысячелетней духовности – залог спасения народа и государства. Он рассказал собравшимся о ситуации с введением в регионах преподавания основ православной культуры.

Выводы: в данном параграфе диссертационной работы проанализирована работа Межрелигиозного Совета России и Всемирного Русского Народного собора. Их деятельность «набирает обороты», но при многих положительных моментах существует и ряд минусов:

1) В МСР входят только представители традиционных конфессий. Данный факт свидетельствует о том, что нетрадиционные конфессии России: во-первых, не представлены в данной межрелигиозной организации, а значит, их интересы не учитываются при принятии решений в данном Совете; во-вторых, посредством данной межконфессиональной организации нетрадиционные конфессии не могут принимать участие в развитии диалога, который должен привести к межрелигиозному согласию, а также оказываются на некой периферии в процессе утверждения духовных ценностей в современной России.

2) В работе ВРНС РПЦ имеет привилегированное положение, а также представлены только традиционные конфессии. Этот факт говорит об игнорировании мнений, взглядов, позиций нетрадиционных конфессий относительно проблем и вопросов, обсуждаемых в рамках данного форума.

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.