Межконфессиональные и государственно-конфессиональные отношения: теоретико-методологические основы исследования. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Межконфессиональные и государственно-конфессиональные отношения: теоретико-методологические основы исследования.

2017-12-12 820
Межконфессиональные и государственно-конфессиональные отношения: теоретико-методологические основы исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение.

Актуальность темы исследования. Россия является поликонфессиональной страной. В ней насчитывается около 20 основных религиозных течений (всего около 70) и около 21 тысячи религиозных организаций. Этот факт, с одной стороны, говорит о демократических основаниях существования российского общества (реализация принципа свободы совести), а, с другой – актуализирует вопросы государственно-конфессионального и межконфессионального взаимодействия. Проблемы данного взаимодействия привлекают пристальное внимание не только зарубежных, но и российских исследователей.

Общеизвестен тот факт, что государственно-конфессиональные и межконфессиональные отношения являются важной составляющей общества в любом демократическом государстве. В этом случае основному институту политической системы необходимо искать не только оптимальную модель взаимодействия с религиозными организациями, но и способствовать укреплению межконфессионального сотрудничества и диалога. В таком контексте проблема координации межконфессиональных отношений и роли в ней государственных структур становится актуальной.

Появление структурных подразделений органов власти, занимающихся проблемами взаимодействия государства и религиозных объединений, принятие социальных доктрин российскими конфессиями, образование комиссии по вопросам толерантности и реализации свободы совести в Общественной палате России свидетельствуют о том, что существует взаимное стремление государства и конфессий к упорядочиванию религиозной жизни российского общества.

Существующие проблемы свидетельствуют о том, что вопросы государственно-конфессионального и межконфессионального взаимодействия имеют высокую степень актуальности при проведении научных исследований в России. Можно даже утверждать, что тема предложенного диссертационного исследования коснулась одной из самых наболевших тем в исследовательском политологическом поле за последние 15-17 лет.

Работа представляется актуальной и с точки выбора предмета исследования. Межконфессиональные и государственно-конфессиональные отношения являются неким связующим звеном между существенными элементами (государство и конфессии) российского общества. Именно их (элементов) направленность на взаимодействие и интеграцию или на неприятие друг друга будет либо способствовать укреплению российского государства, либо приведет к угрозе его целостности. Помимо этого, государственно-конфессиональные и межконфессиональные отношения взаимосвязаны таким образом, что тип взаимодействия государства и конфессий, принятый в какой-либо стране, определяет интенсивность и направленность межконфессионального взаимодействия. Именно здесь решение проблемы координации межконфессионального взаимодействия является наиболее необходимой. Либо государство берет на себя обязательство координировать межконфессиональные взаимодействия, либо данная координация происходит без его участия.

К настоящему времени накоплен достаточно большой объем эмпирического материала по исследуемой проблематике. Это, с одной стороны, актуализирует решение вышеуказанных проблем и противоречий, а с другой – создает основу для поиска лучших принципов координации межконфессиональных отношений и нахождения оптимальных моделей государственно-конфессионального и межконфессионального взаимодействия.

Наконец, актуальность данной работы заключается в недостаточной разработанности исследуемой проблемы, которая объясняется сложностью исследуемых процессов, а также трудностями, которые возникают при построении методологического инструментария исследования.

Степень теоретической разработанности проблемы. Проблемы координации межконфессиональных отношений в политической науке являются недостаточно разработанными. Объективными причинами, которые обуславливают такое положение дел, можно назвать следующие:

1) большинство российских и зарубежных исследователей акцентируют свое внимание не на межконфессиональном взаимодействии, а на государственно-конфессиональных отношениях, так как последние имеют более обширную теоретическую и эмпирическую базу. Важно заметить, что в исследовании государственно-конфессиональных отношений уже имеются работы, составляющие концептуально-теоретическую базу данной тематики.

2) научный методологический инструментарий исследования проблем координации межконфессионального взаимодействия и роли государства в ней находится только в стадии своего формирования. При этом уникальность каждой модели межконфессионального взаимодействия не позволяет создать их обобщенную типологию.

Вместе с тем, существует научная литература, которая отражает те или иные аспекты исследуемой темы. Всю литературную базу, на которую мы опирались в данной диссертационной работе, можно систематизировать следующим образом:

1. Исследования, официальные документы (государства и конфессий) и материалы, посвященные концептуализации и типологизации государственно-конфессиональных отношений. Здесь можно выделить таких исследователей, как М.О.Шахов, М.П. Мчедлов, Г. Моран, С.А. Мельков, А.А. Нуруллаев, А.В. Пчелинцев, В.В. Ряховский, К.А. Писенко, М.И. Одинцов, К. Каневский, Е.Н. Салыгин, М.С. Стецкевич и др. [1]

2. Научная литература, посвященная изучению межконфессиональных отношений в России и за рубежом, а также официальные документы (социальные концепции российских конфессий), в которых отражены принципы отношения к инославию. Данной проблематикой занимаются такие исследователи, как Е.Г. Балагушкин, Я.И. Здоровец, А.А. Мухин, А.И Тиханский, Т. Ворожейкина, Е. Рашковский, А. Умнов, М.О. Шахов, М. Бурдо, С.Б. Филатов и др.[2]

3. Теоретические труды основоположников системного подхода и его использования в государственной политике и управлении (Т. Парсонс, Д. Истон, Г.Алмонд и др.), а также исследовательские работы, посвященные роли государства в координационных процессах (Н.И. Глазунова, Г.В. Атаманчук, Меркулов В.М.,Соловьев А.И.,Сморгунов Л.В., Кравченко С.А. др.[3])

4. Публикации, посвященные проблемам концептуализации и реализации принципа толерантности. Данные вопросы попадают в исследовательское поле таких ученых, как Б.А. Мизрахи, В.И Ничик, Г.В. Зайцев, В.Лекторский, Н.Г. Карпова, И.Н Степанова, Игумен Вениамин (Новик), Я.А. Афанасенко, Г.И. Романов, М.П. Мчедлов, О.С. Борисов, А.А. Баранец, А.В. Саввин и др. [4]

5. Исследования, посвященные изучению принципа свободы совести, его сущностному содержанию, формированию, а также его реализации в условиях демократического государства. Здесь можно выделить таких авторов, как М.О. Шахов, С. Шавцов, Д. Шавцова, О. Гуляк, С. А. Мозговой, А.В. Пчелинцев, В.В. Ряховский, М.С. Стецкевич, С.А. Бурьянов, Г.Г. Черемных, А.М. Верховский, О. Сибирева, А.И. Кудрявцев, М.И.Одинцов, О.В. Позднякова и др.[5]

6. Литература, посвященная обзору современного состояния российских конфессий. Данную проблематику можно найти в работах таких авторов, как М. Бурдо, С.Б. Филатов, Я.И. Здоровец, А.А. Мухин, Р. Гайнутдин, О.Ю. Васильева, Н.А. Трофимчук, Р.А. Силантьев, В.В. Кравчук, Л.Н. Митрохин и др.[6]

7. Исследования, посвященные проблемам межконфессионального диалога и сотрудничества в России. Здесь важно акцентировать внимание на таких исследователях, как В. Федоров, А.В. Журавский, М.П. Мчедлов, М.С. Стецкевич, Р. Гайнутдин, И.Ковалевский и др.[7]

8. Обширная нормативно-правовая база, регулирующая религиозную сферу современной России[8].

Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является исследование эффективности координации межконфессиональных отношений и определение в ней роли государства.

Задачи исследования. Для достижения обозначенной в диссертационной работе цели поставлены следующие задачи:

1. Определить теоретико-методологические основы исследования государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений в современной России.

2. Выявить концептуальные основания и особенности государственной вероисповедной политики в современной России.

3. Определить принципы межконфессионального взаимодействия, содержащиеся в социальных доктринах российских конфессий.

4. Выявить место и роль толерантности и свободы совести как принципов координации межконфессионального взаимодействия.

5. Определить формы и виды межконфессионального взаимодействия в современном российском государстве.

6. Проанализировать деятельность российских органов государственной власти по регулированию государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений.

7. Определить роль правовых норм в координации межконфессиональных отношений современной России.

8. Определить тенденции развития государственно-конфессиональных отношений в современном российском государстве.

Объектом исследования является сфера государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений.

В качестве предмета исследования выступают политические проблемы государственно-конфессиональных взаимодействий, межконфессиональные отношения и их координация.

Методологическая основа диссертационного исследования – теория координации государственно-общественных отношений, представленная в науке государственного управления, основные демократические принципы взаимодействия государства и конфессий, разработанные классиками политической и религиоведческой науки, а также принципы системного подхода.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Выявлены предпосылки для формирования кооперационной модели государственно-конфессионального взаимодействия в современной России.

2. Определены формы и виды межконфессиональных отношений в современной России; выявлена сотрудническая модель межконфессионального взаимодействия в решении общественных проблем, а также ее виды: межконфессиональный диалог; межконфессиональные организации, форумы, круглые столы; межконфессиональные соглашения.

3. Обоснована действенность, место и роль толерантности и свободы совести как принципов координации межконфессионального взаимодействия.

4. Обоснованы природа и особенности государственно-конфессиональных, межконфессиональных, государственно-межконфессиональных соглашений.

5. Раскрыта роль принципа дифференциации в государственной политике по отношению к различным конфессиям.

6. Выявлена роль правовых норм в процессе координации межконфессионального взаимодействия современной России.

7. Определены тенденции развития государственно-конфессиональных отношений в современной России.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в выявлении форм и видов межконфессионального взаимодействия, в определении принципами координации межконфессиональных отношений толерантность и свободу совести, в использовании системного анализа к исследованию государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений и проблем координации.

Основные результаты работы могут быть использованы при анализе и регулировании государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений, при разработке курсов, книг и пособий по вопросам взаимодействия государства и религиозных организаций, а также межрелигиозного сотрудничества.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка литературы. Содержание диссертационной работы изложено на 234 страницах машинописного текста. Список литературы содержит 174 наименования.

Апробация работы. Основные положения диссертационной работы нашли свое отражение в статьях и докладах, с которыми автор работы выступала в 2005-2007 гг. на всероссийских научно-практических конференциях и семинарах. Результаты исследования изложены в ряде работ.

 

Заключение.

 

Данная диссертационная работа представляла собой исследование государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений в современной России.

Целью нашей работы являлось выявление форм и видов межконфессиональных отношений, при которых их координация будет наиболее эффективной, а также определение роли государства в этой координации. Важно заметить, что в современной России государство отделено от церкви, поэтому власти могут лишь опосредованно влиять на координацию межконфессиональных отношений через законодательство страны.

Для достижения поставленной цели:

1. Были определены теоретико-концептуальные основы государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений в России. Российская Федерация, по типологии, представленной исследователями РАГСа, относится к шестой группе стран – это страны, имеющие вековую историю главенствующего положения определенной религии, прошедшие этап секуляризации и сумевшие на сегодняшний день создать такую систему государственно-конфессиональных отношений, при которой не умоляется культурно-историческое значение традиционной церкви, соблюдаются права всех остальных конфессий, а государственное регулирование достаточно эффективно. Однако, проведя данное исследование, сопоставив процессы, происходящие в государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношениях Белоруссии и России, можно констатировать факт, что Россия, возможно, совершает переход в третью группу стран по указанной типологии исследователей РАГСа. К этой группе стран относятся секулярные, светские поликонфессиональные государства, в конституциях которых закреплены положения о светском характере государства, об отделении религиозных объединений от государства, о равенстве всех религиозных объединений перед законом, о праве граждан на свободу совести и свободу вероисповедания. При формальном дистанцировании от религиозных объединений и юридическом равенстве в правовом поле всех религиозных организаций, государство все-таки, как показывает практика, может допускать и даже поддерживать определенную активность конфессий, имеющих историко-культурные корни в жизни народов данного государства и ограничивать, порой даже очень жестко, распространение новых и нетрадиционных для данной страны религиозных движений. Данные процессы, происходящие сейчас в России, мы выявили в ходе исследования.

2. Принципами координации межконфессионального взаимодействия, на основе взглядов, декларируемых в социальных доктринах ряда российских конфессий, были определены принцип толерантности и принцип свободы совести, а также была, по возможности, продемонстрирована и обоснована их эффективность при координации межконфессиональных отношений в современной России

3. Были определены формы и виды межконфессионального взаимодействия. По типологии А.И. Тиханского, межконфессиональные отношения могут принимать следующие формы: кооперации, посредничества, конфликта, приспособления, ассимиляции[346]. В рамках данного исследования нам была наиболее интересна форма сотрудничества (кооперации), при которой межконфессиональные отношения могут принимать следующие виды: межконфессиональный диалог, межконфессиональные организации, форумы, круглые столы, возможность заключения межконфессиональных соглашений. Находясь именно в данной форме и видах, межконфессиональные отношения наиболее эффективно координируются на основе принципа толерантности и принципа свободы совести.

4. Анализ деятельности российских органов власти позволил выявить плюсы и минусы в регулировании государственно-конфессиональных отношений. Было акцентировано внимание на деятельности Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций, который отдает предпочтение в своем взаимодействии РПЦ. Исходя из этого, был рассмотрен процесс лоббирования интересов РПЦ в ГД РФ.

5. Была определена роль источников правового регулирования в координации межконфессиональных отношений современной России. Несмотря на то, что государство может влиять на координацию межконфессиональных отношений лишь посредством законодательного регулирования и своей вероисповедной политики, оно достаточно сильно оказывает влияние на взаимоотношение конфессий. С нашей точки зрения, это затрудняет полную реализацию принципа свободы совести и вероисповедания на территории нашей страны.

6. В заключительном параграфе диссертационной работы были представлены возможные варианты развития государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений в России:

1) Позволить государству играть большую роль в координации межконфессиональных отношений / сильно влиять на координацию межконфессиональных отношений, что сопряжено с опасностью для реализации принципа свободы совести и вероисповедания (тенденция к увеличению роли государства в координации межконфессиональных отношений).

2) Отвести ему минимальную роль в координации межконфессиональных отношений / максимально снизить влияние на координацию, что сопряжено с расширением действия принципа свободы совести и вероисповедания (тенденция к уменьшению роли государства в координации межконфессиональных отношений).

Государство стремиться больше к первому варианту своих взаимоотношений с религиозными организациями. РФ имеет все предпосылки к формированию кооперационной модели государственно-конфессиональных отношений: РПЦ обладает привилегированным положением по сравнению с другими конфессиями (претендует на статус государственной религии), государство заключает соглашения с религиозными объединениями, в законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» завуалировано выделяются четыре ведущие традиционные конфессии. При всем этом по Конституции РФ Россия является светским государством, ни одна религия не может быть установлена в качестве государственной, декларируются принципы отделения церкви от государства и свободы совести. Это самое главное противотечение, которое существует в государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношениях современной России. Решение данного противоречия является, на сегодняшний момент, первостепенной задачей не только для законотворцев, но и для исследователей в области политологии и религиоведения.

Мы в своей диссертационной работе пытались показать плюсы второго варианта развития государственно-конфессиональных отношений, т.е. снизить влияние государства на координацию межконфессиональных отношений, решив указанное противоречие в сторону положений Конституции. Российские религиозные организации в состоянии без участия государства координировать свои действия, когда межконфессиональные отношения принимают вид межконфессионального диалога, образования межконфессиональных организаций, проведения форумов, заключения межконфессиональных соглашений и так далее. Тогда в российском государстве можно будет говорить о либеральном стандарте религиозной свободы.

Данная диссертационная работа представляет собой комплексное исследование государственно-конфессиональных и межконфессиональных отношений в современной России и может служить материалом для других исследовательских работ.

 


[1] Шахов М.О. Конституционно-правовые основы государственно-конфессиональных отношений в российской Федерации. - М.: Изд-во РАГС, 2005; Вероисповедная политика Российского Государства / Отв.ред. М.О. Шахов - М.: Издательство РАГС, 2005; Толерантность./ Общ. ред. М.П. Мчедлова. - М.: Республика, 2004; Моран Г. С испанской точки зрения// Религия и демократия. М., 1996; История религий в России./ Под общей редакцией О.Ю. Васильевой, Н.А. Трофимчука. - М.: Изд-во РАГС, 2004; Шкурова Е.В. Межконфессиональное взаимодействие и государственно-конфессиональные отношения в Республике Беларусь// Научно-практический журнал: проблемы управления, №2 (23), 2007; О социальной концепции русского православия/ Под общей ред. М.П. Мчедлова; ИЦ «Религия в современном обществе» - М.: Республика, 2002; Основы социальной концепция русского православия. 2000.// http://www.mospat.ru/index.php?mid=90; Проект Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями в Российской Федерации// http://www.state-religion.ru/cgi-bin/cms/show.cgi?in=104051614474865&id=204051614494560;Проект концепции государственной религиозной политики Российской Федерации// http://www.religare.ru/print8227.htm;Основные положения социальной программы российских мусульман. 2001.// http://www.archipelag.ru/agenda/strateg/konfess/conception/islam/?version=forprint;Мельков С.А Социальная программа мусульман: к партнерству и взаимопониманию.// Религия и право, № 3, 2001; Нуруллаев А.А. О социальной концепции мусульманских религиозных организаций России.\\ http://www.rlinfo.ru/projects/conf0302/nurullaev.html; Основы социальной концепции российского иудаизма. 2003.// http://www.archipelag.ru/agenda/strateg/konfess/conception/judaism/?version=forprint; Основы социальной концепции Российского объединенного Союза христиан веры Евангельской. 2002..// http://www.archipelag.ru/agenda/strateg/konfess/conception/roshve/; Проект социальной концепции Евангельских Церквей России, входящих в ассоциацию христианских церквей "Союз христиан". 2004.// http://www.archipelag.ru/agenda/strateg/konfess/conception/project/; Социальная позиция протестантских церквей. 2003. // http://bibleapologet.narod.ru/doctrine.htm; Религиозные объединения. Свобода Совести и вероисповедания. Религиоведческая экспертиза. Нормативные акты. Судебная практика. Заключение экспертов/ Сост. и общ. ред. А.В. Пчелинцева и В.В. Ряховского. 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИД «Юриспруденция», 2006; Писенко К.А. Соглашения о сотрудничестве между религиозными объединениями и исполнительными органами государственной власти РФ как разновидность административного договора.// Государство и право. М.: Изд-во «Наука», № 3, 2004; Писенко К.А. Соглашения о сотрудничестве между религиозными объединениями и исполнительными органами государственной власти России.// http://www.pravoslavie.ru/analit/050323112424; Одинцов. М.И. Деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ по защите свободы совести.// http://www.rlinfo.ru/projects/seminar1200/05.html; Одинцов М.И. Информация о работе Отдела по религиозным вопросам и культурным правам Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2002 году.// «Религия и право», 2003, № 1; Мухаметшин Ф.М. Деятельность государственных органов по реализации федерального законодательства о свободе совести и вероисповедания, их взаимодействие с религиозными организациями.// http://www.rlinfo.ru/projects/conf0302/muhamedsh.html; Каневский К. Религиозный ренессанс в России: Проблемы государственно-конфессиональных отношений// Российская юстиция, 2002, № 11; Салыгин Е.Н. Какими быть государственно-церковные отношения в России?// Российская юстиция, 1998, № 2; Стецкевич М.С. Конституционный принцип отделения религиозных объединений от государства и РПЦ. Религия и гражданское общество: проблема толерантности. Материалы круглого стола (16 ноября 2002). - СПБ.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003; Федяева О. Государственно-церковные отношения: переходный период// Религия и право, №1 2001; Симонов И. Государство и церковь: какими должны быть отношения// Религия и право, №3, 2001; Максимов Ю. Государство выбирает концепцию своих взаимоотношений с церковью// http://www.state-religion.ru/cgi-bin/cms/show.cgi?in=1&id=204051615031055 Михайлов Г.М. Отношение государства и религиозных организаций: вчера и сегодня// http://www.rlinfo.ru/projects/seminar1200/04.html Михайлов Г.А. Государственно-церковные отношения: традиции и современность// http://www.rlinfo.ru/projects/suzdal/mihajlov.html; Шахов М. Концептуальные проблемы формирования государственной вероисповедной политики// религия и право, № 1, 2001; Залужный А. Правовые проблемы формирования вероисповедной политики в современной России// Религия и право, №3, 2004.

 

[2] Вероисповедная политика Российского государства / Отв. ред. М.О. Шахов - М.: Изд-во РАГС, 2003; Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфол. анализ/ РАН. Ин-т философии. - М., 1999. - Ч. 1; Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т. I-IV/ Отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов - М.: Логос, 2004; Здоровец Я.И., Мухин А.А. Конфессии и секты в России. Религиозная, политическая и экономическая деятельность. М.: ЦПИ, 2005; Тиханский А.И. Этноконфессиональные отношения в обществе и их влияние на национальную безопасность Республики Беларусь. - Мн.: ИНБ Респ. Беларусь, 2003; Ворожейкина Т., Рашковский Е.,Умнов А. Гражданское общество и религия// Мировая экономика и международные отношения, №8, 1997; Типы новых религиозных движений // http://www.vladnar.trial4you.ru/index.php?page=newage_0; Основы социальной концепция русского православия. 2000.// http://www.mospat.ru/index.php?mid=90; Нуруллаев А.А. О социальной концепции мусульманских религиозных организаций России\\ http://www.rlinfo.ru/projects/conf0302/nurullaev.html; Основные положения социальной программы российских мусульман. 2001.// http://www.archipelag.ru/agenda/strateg/konfess/conception/islam/?version=forprint; Мельков С.А. Социальная программа мусульман: к партнерству и взаимопониманию.// Религия и право, № 3, 2001; Основы социальной концепции российского иудаизма. 2003.// http://www.archipelag.ru/agenda/strateg/konfess/conception/judaism/?version=forprint; Основы социальной концепции Российского объединенного Союза христиан веры Евангельской. 2002.// http://www.archipelag.ru/agenda/strateg/konfess/conception/roshve/; Проект социальной концепции Евангельских Церквей России, входящих в ассоциацию христианских церквей "Союз христиан". 2004.// http://www.archipelag.ru/agenda/strateg/konfess/conception/project/; Социальная позиция протестантских церквей. 2003. // http://bibleapologet.narod.ru/doctrine.htm.

 

[3] Парсонс Т. О социальных системах./ Под ред. В.Ф Чесноковой и С.А. Беланского. - М.: Академический проспект, 2002; Парсонс Т. Система современных обществ/ пер. с англ. Л.А.Седова и А.Д. Ковалева./ Под ред. М.С. Ковалевой. - М.: Аспект пресс, 1998; Парсонс Т. О структуре социального действия. - Изд. 2-е. - М.: Академический проспект, 2002; Файоль А. Общее и промышленное управление/ Пер. с франц. Науч. ред. и предисловие проф. Е.А. Кочерина. М.: Журнал «Контролинг», 1992; Глазунова Н.И. Государственное и муниципальное (административное) управление. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006, с 61.; Государственная политика и управление. В 2-х ч. Ч. II: Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления / Под. ред. Л. В. Сморгунова. - М.: РОССПЭН, 2007;Кравченко С.А. Социология: Парадигмы через призму социологического воображения. - М.: Экзамен, 2002; Абдуллаева Р.А. Социальная система переходного типа и ее стабилизация (социально-философский анализ).Автореф. дисс…канд. филос. наук. Волгоград, 2006;

 

[4] Ничик В.И. Религия в современной России: шаг вперед к религиозной толерантности или шаг назад к религиозному авторитаризму.// Общество и власть. Толерантность: теория и практика. Выпуск 12. Якутск, 2003; Мизрахи Б.А. Толерантность как феномен человеческого бытия// Общество и власть. Толерантность: теория и практика.Выпуск 12, Якутск, 2003; Г.В. Зайцев. Как воспитать взаимоуважение и толерантность// Общество и власть. Толерантность: теория и практика. Выпуск 12, Якутск, 2003; Игумен Вениамин (Новик). Духовный смысл толерантности// http://www.tolerance.ru/biblio/statii/igumen_veniamin.html; Карпова Н.Г., Степанова И.Н. Диалог и исповедь как универсальные формы бытия толерантности// Общество и власть. Толерантность: теория и практика. Выпуск 12, Якутск, 2003; Афанасенко Я.А. Религиозная толерантность как проблема.// Общество и власть. Толерантность: теория и практика. Выпуск 12, Якутск, 2003; Толерантность/ Общ.ред. М.П. Мчедлова. - М.: Республика, 2004; Г.И. Романов. Толерантность и религия// Общество и власть. Выпуск 12, Якутск, 2003; Борисов О.С. Религиозная толерантность. Религия и нравственность в секулярном мире. Материалы научной конференции 28-30 ноября 2001 года. СПб. Санкт-Петербургское философское общество, 2001; Баранец А.А., Саввин А.В. Межконфессиональная толерантность и ее границы в рамках религиозной безопасности// http://www.rel.org.ru/cgi-bin/run.cgi?action=show&obj=1105.

 

 

[5] Вероисповедная политика Российского Государства/ Отв. ред. М.О. Шахов - М.: Издательство РАГС, 2005; Шавцов С., Шавцова Д, Гуляк О. Свобода религий или убеждений в Белоруссии// Религия и право, №2, 2003; Конституция РФ. Официальный текст. - СПб.: ИД Громова, 2001; Религиозные объединения. Свобода Совести и вероисповедания. Религиоведческая экспертиза. Нормативные акты. Судебная практика. Заключение экспертов/ Сост. и общ. Ред. А.В. Пчелинцева и В.В. Ряховского. - 2-е изд., испр. и доп. – М: ИД «Юриспруденция», 2006; М.С. Стецкевич. Свобода совести. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2006; С.А. Бурьянов. Свобода совести в контексте проблем формирования гражданского общества в России// www.rlinfo.ru/projects/seminar1200/14.html; Черемных Г.Г. Свобода совести в РФ. - М.: Манускрипт, 1996; Марин Лютер. 95 тезисов/ Сост., выступ. ст., примеч. и коммент. И. Фокина. – СПб.: Роза мира, 2002; Хрестоматия по истории государства и права в России/ Сост. Ю.П. Титов. - 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007; Пчелинцев А.В. Свобода совести и вероисповедания как правовой институт// http://www.rlinfo.ru/projects/conf0302/pchelintsev.html; Верховский А., Сибирева О. Проблемы реализации свободы совести в России// http://religion.sova-center.ru/publications/8EA1CC7/8EA1EB3#konflikty; Кудрявцев А.И. Конституционно-правовые основы свободы совести в современной России// http://www.rlinfo.ru/projects/suzdal/kudrjavcev.html; Позднякова О.В. Свобода убеждений в России - гарант свободы совести// http://www.rlinfo.ru/projects/suzdal/pozdnjakova.html; Одинцов. М.И. Деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ по защите свободы совести// http://www.rlinfo.ru/projects/seminar1200/05.html; Одинцов М.И. Информация о работе Отдела по религиозным вопросам и культурным правам Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2002 году// Религия и право, 2003, № 1.

 

[6] Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания. Т. I-IV/ Отв. ред. М. Бурдо, С.Б. Филатов - М.: Логос, 2004.; Здоровец Я.И., Мухин А.А. Конфессии и секты в России. Религиозная, политическая и экономическая деятельность. - М.: ЦПИ, 2005; Гайнутдин Р.Ислам в современной России. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004; История религий в России./ Под общей редакцией О.Ю. Васильевой, Н.А. Трофимчука. -М.: Изд-во РАГС, 2004; Силантьев Р.А. Новейшая история ислама в России/ Р.Силантьев. - М.: Алгоритм, 2007; Фундаментализм. - М.: Институт востоковеденья РАН - Издательство «Крафт+», 2003; Кравчук В.В. Новые религиозные движения в современной России// http://www.rlinfo.ru/projects/conf0302/kravchuk.html; Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. - М.: Новое литературное обозрение, 2002; Lewis M. Hopfe. Religions of the world. London and New-York. 1987; Атлас современной религиозной жизни России. Т. I/ Отв. ред. М. Бурдо, С.Филатов. - М.; СПб.: Летний сад, 2005; Православие в современном мире. - СПб.: Алетейя, 2005. - (Серия «Богословская и церковно-историческая библиотека»).

 

 

[7] Федоров В. Межконфессиональный диалог и проблемы толерантности. Религия и гражданское общество: проблемы толерантности. Материалы Круглого стола (16 ноября 2002). - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003; Ислам и христианство: на пути к диалогу. К 40-летию принятия декларации Nostra aetate/ серия «Диалог». - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006; Христиане и мусульмане: проблемы диалога. Хрестоматия/ Сост. А.В, Журавский. - М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея. 2000; Толерантность/ Общ.ред. М.П. Мчедлова. - М.: Республика, 2004; Принципы отношения в инославию РПЦ.// http://www.mospat.ru/index.php?mid=205; Православие и католичество: от конфронтации к диалогу. Хрестоматия/ Сост. Алексей Юдин. (Серия «Диалог»). - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Библейско-богословский институт св.апостола Андрея, 2005; Акт о каноническом общении РПЦ и РПЦЗ// http://www.pravoslavie.ru/arhiv/061101111359; Алексий II. Мы должны быть едино с иудеями.// http://www.jcrelations.net/ru/?item=2641; Стецкевич М.С. «Представления о «чужих» в современных российских конфессиях (православие и ислам). Компаративистика-II: альманах сравнительных социогуманитарных исследований. - СПб, 2002.

 

 

[8] Религиозные объединения. Свобода Совести и вероисповедания. Религиоведческая экспертиза. Нормативные акты. Судебная практика. Заключение экспертов/ Сост.и общ. Ред. А.В. Пчелинцева и В.В. Ряховского. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИД «Юриспруденция», 2006; ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». http://www.duma.gov.ru/obschestvo/pages/documents/zakons/oblagdeat.html; ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»// http://www.duma.gov.ru/obschestvo/pages/documents/zakons/osovesti.html; Проект Федерального закона «О социальном партнерстве государства и религиозных организаций» (автор – А.В. Чуев, вариант от июня 2004 г.)// http://www.state-religion.ru/cgi-bin/cms/show.cgi?in=104070716410243&id=204070716434527; Конституция РФ. Официальный текст. - СПб.: ИД Громова, 2001; Гражданский Кодекс Российской Федерации http://www.sclj.ru/law/rus/detail.php?ID=1138; Уголовный Кодекс Российской Федерации // http://www.sclj.ru/law/rus/detail.php?ID=1139; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях// http://www.sclj.ru/law/rus/detail.php?ID=1140; Налоговый кодекс Российской Федерации// http://www.sclj.ru/law/rus/detail.php?ID=1143; Трудовой Кодекс Российской Федерации// http://www.sclj.ru/law/rus/detail.php?ID=1142; Семейный Кодекс Российской Федерации// http://www.sclj.ru/law/rus/detail.php?ID=1141; Земельный кодекс Российской Федерации// http://www.sclj.ru/law/rus/detail.php?ID=1144.

 

[9] Вероисповедная политика Российского государства/ Отв. ред. М. О. Шахов. - М.: Изд-во РАГС, 2003. С. 10-11

 

 

[10] Вероисповедная политика Российского государства/ Отв. ред. М. О. Шахов. - М.: Изд-во РАГС, 2003. С. 9

[11] ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125 от 26 сентября 1997 г. // http://www.duma.gov.ru/obschestvo/pages/documents/zakons/osovesti.html

 

[12] История религий в России. / Под общей редакцией О. Ю. Васильевой, Н. А. Трофимчука. - М.: Изд-во РАГС, 2004. С. 18

[13] Там же, с. 332, 251

[14] Там же, с.363

[15] Там же, с.332

[16] Религия: Энциклопедия./ Сост. и общ. ред. А.А. Грицанов, Г.В. Синило. - Мн.: Книжный Дом, 2007

[17] Там же

[18] Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфол. анализ/ РАН. Ин-т философии. - М.: 1999. Ч. 1. С.17

[19] Там же

[20] Там же, с.12

[21] Балагушкин Е.Г. Указ. соч., с.18

[22] Здоровец Я. И., Мухин А. А. Конфессии и секты в России. Религиозная, политическая и экономическая деятельность. - М.: ЦПИ, 2005. С. 130

[23] Типы новых религиозных движений// http://www.vladnar.trial4you.ru/index.php?page=newage_0

[24] Патриарх призвал общество и государство включиться в борьбу с псевдорелигиозными организациями// http://www.religio.ru/news/8397.html

[25] Шахов М. О. Конституционно-правовые основы государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации. - М.: Изд-во РАГС, 2005. С.51

[26]Бурьянов С.А. Свобода совести в контексте проблем формирования гражданского общества в России// www.rlinfo.ru/projects/seminar1200/14.htm

[27] Вероисповедная политика Российского государства/ Отв. ред. М. О. Шахов. - М.: Изд-во РАГС, 2005. С. 160-163

[28] Моран Г. С испанской точки зрения. // Религия и демократия. - М.,1996. С. 91

[29] Толерантность. / Общ. ред. М.П. Мчедлова. - М.: Республика, 2004. С. 110

[30] Толерантность. / Общ. ред. М.П. Мчедлова. - М.: Республика, 2004. С.123

[31] Там же, с 123

[32] Там же, с. 124

[33] Толерантность. / Общ. ред. М.П. Мчедлова. - М.: Республика, 2004. С. 124-125

[34] Толерантность./ Общ. ред. М.П. Мчедлова. - М.: Республика, 2004. С. 130

[35] Там же, с. 132-133

[36] Толерантность./ Общ. ред. М.П. Мчедлова. – М.: Республика, 2004. С. 138-139

[37] Ворожейкина Т., Рашковский Е., Умнов А. Гражданское общество и религия. // Мировая экономика и международные отношения, 1997. №8. С. 79

[38] Вероисповедная политика Российского государства. / Отв. ред. М. О. Шахов. - М.: Изд-во РАГС, 2003. С. 160-207

[39] Все о Великобритании. Религия// http://www.uk.ru/culture/religion.html

[40] Вероисповедная политика Российского государства/ Отв. ред. М.О. Шахов - М.: Изд-во РАГС, 2003. С. 165-170

[41] Все о Великобритании. Религия. // http://www.uk.ru/culture/religion.html

[42] Вероисповедная политика Российского государства/ Отв. ред. М.О. Шахов - М.: Изд-во РАГС, 2003. С. 165-170

[43] Там же, с. 165-170

[44] Все о Великобритании. Религия. // http://www.uk.ru/culture/religion.html

[45] Там же

 

[46] Вероисповедная политика Российского государства. / Отв.ред. М.О. Шахов. - М.: Изд-во РАГС, 2003. С. 165-170

[47] Там же, с. 192-195

[48] Конституции мира // Власть, №32(736) от 20 августа 2007. С. 62-63

[49]Вероисповедная политика Российского государства. / Отв. ред. М. О. Шахов. - М.: Изд-во РАГС, 2003. С. 177-185

[50] Там же, с. 177-185

[51] Вероисповедная политика Российского государства. / Отв. ред. М. О. Шахов - М.: Изд-во РАГС, 2003. С. 177-185

[52] Вероисповедная политика Российского государства. / Отв. ред. М. О. Шахов. - М.: Изд-во РАГС, 2003. С. 170-177

[53] Вероисповедная политика Российского государства. / Отв. ред. М. О. Шахов. - М.: Изд-во РАГС, 2003. С. 170-177

[54] Шкурова Е. В. Указ. соч. С. 180

[55] В Республике Беларусь подготов


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.