Оценка показателей логических приемов мышления по И.С. Телегиной — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Оценка показателей логических приемов мышления по И.С. Телегиной

2017-12-12 399
Оценка показателей логических приемов мышления по И.С. Телегиной 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Показатель Баллы
         
Анализ Не разделяет на части Владеет менее ½ эталона Выделяет ½ эталона Выделяет более ½ эталона В соответствии с эталоном
Сравнение Отсутствует По одному несущественному признаку На существенном и несущественном основании На существенном основании с ошибками Владеет в соответствии с эталоном
Обобщение Отсутствует Оперирует конкретными знаниями Перенос на обобщение знания Перенос на обобщенные знания: отделение существенного с ошибками Владеет на уровне понятий
Классифи-кация Отсутствует На несущественном основании На несущественном и существенном основании по одном из признаков По нескольким признакам на существенном основании В соответствии с эталоном

 


Оценка показателей базы экологических знаний
и опыта творчества по Л.В.Моисеевой

Показатели Баллы
     
Полнота знаний Отсутствие знаний Знания до ½ требуемого объема Знания в соответствии с эталоном
Полнота познания Не задает вопросов Задает 3-5 вопросов из одной области знаний Задает не менее 8 вопросов более чем 3-х областей знаний
Доказатель-ность Отсутствие аргументов, неумение устанавливать причинно-следственные связи Последовательная аргументация на несущественном основании, случайное оперирование причинно-следственными связями, устанавливающими промежуточную связь Аргументация на существенном основании, установление причинно-следственных связей на уровне эталона. Устанавливает 4-5 промежуточных связей, определяет причину

Система оценки ответственного отношения к природе

По Л.В.Моисеевой

Показатель Балл
     
Соотнесение уровня экологических знаний и характера поведения Не знает и не соблюдает нормы и правила поведения в природе Экологические знания хорошие, но поведение не соответствует нормам и правилам Экологические знания высокие, поведение в природе соответствует нормам и правилам
Практическая природоохранная деятельность Уклонение от практической природоохран-ной деятельности Практическая природоохранная деятельность носит ситуативный характер Активно участвует в природоохранной деятельности. Имеет сформированную систему мотивов деятельности
Интерес к природе Отсутствие интереса к природе Проявляет слабый интерес и желание охранять природу Мечтает о больших делах по охране природы, проявляет большой интерес к природе
Эмоциональное отношение к природе Отсутствие положительных эмоций по отношению к природе Незначительная эмоциональность, умеет видеть красоту природы, но эмоционально не проявляет отношения к природе Эмоционально отзывчив. Использует эмоциональные выражения. Желает выразить свое отношение в творчестве
Природоохранная пропаганда Не пропагандирует идеи охраны природы, считает это не нужным Не занимается пропагандой, хотя считает это необходимым Умеет оценивать свои и чужие поступки, осуждает неправильное поведение

3.3. Диагностические карты для определения знаний, отношений,
практических умений дошкольников В.В. Смирновой, Н.И. Балуевой
(из Программы экологического образования «Тропинка в природу»)

Стимульный материал: диагностические карты

Раздел 1

Карта 1 Цель:Выявить, кого и что дети относят к живому и неживому. Содержание:дидактическая игра «Разложи картинки на живое и неживое» Пример: Летают самолет и птица; Ходят робот и человек; Плавают рыба и корабль и т.п. Вопросы: «Почему ты решил, что это живое?» «Почему ты решил что это неживое?»

 

Карта 2 Цель:Выявить знания детей об особенностях внешнегостроения живых организмов и функциях конкретного органа. Содержание:дидактическая игры «Назови части тела животных», «Назови части растения» . Вопросы: «Что есть у птиц, человека, зверя, дерева, комнатного растения и т.д.?» «Зачем?»

 

Карта 3 Цель:Выявить знания детей об основных потребностях живых организмов в тепле, воздухе, пище, месте обитания Содержание:дидактическая игра «Дай каждому то, что ему надо для жизни» . Вопросы: «Что нужно человеку (собаке, кошке, дереву, цветку и т.д.), чтобы жить?»

 

Карта 4 Цель:Выявить знания детей о том, что могут чувствовать отдельные живые организмы Содержание:дидактическая игра «Помоги им!» . Вопросы: «Как чувствует себя девочка (птичка и т.д.?» «Почему она (он, оно) оказалась в таком состоянии?» «Что нужно сделать, чтобы помочь девочке (птичке, дереву и т.д.)»

 

 

Карта 5 Цель:Выявить умение детей ценить жизненные проявления каждого индивида природы Содержание:дидактическая игра «Найди различия и сходство двух животных, растений» . Вопросы: «Чем различаются дети, цветы, яблоки?» «Почему она (он, оно) оказалась в таком состоянии?» «Чем они похожи?»

Раздел 2

Карта 1 Цель:Выявить знание детей о приспособленности строения и поведения живых организмов к условиям определенной среды. Содержание:дидактическая игра «Определи место для каждого животного и растения» Вопросы: «Люди придумали слово «приспособление». Что оно означает? Каким словом его можно заменить?» «Где может жить птица, яблоня, рыба и т.д.?» «А может ли рыба жить на воздухе?» «Почему не может?»
Карта 2 Цель:Выявить знания детей о приспособленности живых организмов к изменению среды по сезонам. Содержание:дидактическая игра «Разложи картинки по сезонам Вопросы: «Как приспособился заяц (медведь, человек, дерево и т.д.) жить зимой?» «Как приспособился человек (волк, лиса, куст) жить летом?»
Карта 3 Цель:Выявить знания детей о приспособленности живых организмов к суточным изменениям к природе. Содержание:дидактическая игра «Разложи картинки по частям суток Вопросы: «Как приспособились звери, птицы, человек, растения и т.д. к разным частям суток (конкретно)?»

Раздел 3

Карта 1 (см.карту 1, разд.1) Цель:Выяснить знания дошкольников о том, кто может иметь детей. Содержание:беседа на тему «У кого могут быть дети?»

 

Карта 2 Цель:Выявить знания детей о том, как появляются на свет растения, животные и человек. Содержание:показать картинку с изображением взрослых растений и животных и попросить ответить на вопросы. Вопросы: «Как появляются новые растения?» «Как появляются маленькие птенцы?» «Откуда берутся щенки и котята?» «Как рождаются маленькие рыбки?» «Как появляется ребенок у человека?»

 

Карта 3 Цель:Выявить знания детей о росте и развитии живых организмов. Содержание:работа с набором картинок, наглядно представляющих рост и развитие живых организмов. Задание: разложи картинки так, чтобы было видно, как растет и развивается растение, птица, зверь, человек, насекомое, рыба.

 

Обработка. Уровни экологических знаний дошкольников

Экологические знания
Высокий уровень Знают большинство существенных признаков живого. Правильно относят животных и растения к живому. Знания о живом носят обобщенный характер: характеризуют всю группу живого в целом
Средний уровень Знают наиболее существенные признаки живого (движение, питание, рост). По ним относят к живому большинство животных и растений. Называют разные признаки у животных и растений
Низкий уровень Неустойчивые представления о некоторых особенностях живого: существенных и несущественных. Относят к живому животных по существенным признакам. Не относят растения к живому по сходным с живым признакам
Экологическое отношение
Высокий уровень Сильные эмоциональные проявления, радость от отношения с животными и растениями. Интерес к познанию живого. Проявляют сочувствие к попавшим в беду, стремятся самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильно определяют состояние объекта, устанавливают необходимые связи. Стремятся удовлетворить потребности живого организма. Проявляют гуманные чувства к живому
Средний уровень Неустойчивость в проявлении интереса, его изобретательность, ситуативность: интересуют лишь знакомые животные. Отношения проявляют эмоционально, стремятся деятельно выразить отношение по предложению взрослого. Удовлетворяют свои потребности в общении с живым в деятельности, в получении эмоционального удовольствия
Низкий уровень Слабые эмоциональные проявления или вообще отсутствуют. Интереса нет или он ситуативен. Наблюдает по предложению взрослого. Быстро переходит от одного объекта к другому
Практические умения
Высокий уровень Самостоятельно и качественно выполняют знакомые трудовые процессы
Средний уровень Трудовой процесс по уходу за живым организмом выполняют с небольшой помощью взрослого. Достигают результата
Низкий уровень В трудовом процессе могут выполнить трудовые действия. Качество труда низкое. Не достигают результата

 

 

3.4. Стандартизированная беседа «Расскажи о себе» (А.М.Щетинина)

Беседа проводится индивидуально с каждым из детей обследуемой группы и состоит из нескольких этапов (частей), на каждом из которых решаются свои диагностические цели.

Цель: изучение уровня и характера оценки, сформированности образа "Я", степени осознания своих особенностей.

Содержание и ход беседы.

Первая часть беседы. Вначале психолог (воспитатель) просит ребенка рассказать о себе все, что знает. То есть ребенку предоставляется возможность высказать о себе все, что он уже достаточно хорошо осознает. Затем взрослый задает вопросы (помимо нижеозначенных могут быть дополнительные вопросы-подсказки). Здесь приведены вопросы, обращенные к мальчику (если беседа проводится с девочкой, то вопросы надо переформулировать). Задача: оценить степень сформированности у ребенка образ физического Я.

Вопросы:

- Опиши свою внешность.

- Как ты думаешь - ты красивый?

- Почему ты так считаешь?

- Кто еще считает тебя красивым?

- Ты сильный, ловкий?

- Как бы ты хотел выглядеть?

- На кого ты хотел бы быть похожим?

Задача: определить особенности осознания ребенком своих личностных качеств. Вопросы:

- А какой ты человек - хороший или плохой?

- Почему ты так думаешь?

- За что тебя можно назвать хорошим?

- Кто еще считает тебя хорошим (плохим) человеком?

- Почему он так считает?

Задача: определить Я идеального.

Вопросы:

- А каким человеком ты хотел бы стать?

- Назови все, что ты умеешь делать.

Задача: определить Я-деятельностное ребенка.

Вопросы:

- Чему бы ты хотел еще научиться?.

- Что бы ты еще хотел про себя рассказать?

Вторая часть беседы направлена на изучение представлений ребенка о себе как друге (подруге):

- Скажи, пожалуйста, у тебя есть друг (подруга)?

- Как ты думаешь, он считает тебя хорошим другом?

- Почему ты так считаешь? Что ему в тебе нравится?

- А бывает, что вы ссоритесь?

- Почему это происходит?

- Кто чаще бывает виноват в ссоре - ты или он?

- Каким другом ты бы хотел стать?

Третья часть беседы направлена на выявление особенностей представлений ребенка о себе как о мальчике (девочке), сыне (дочке). Вопросы:

- Скажи, пожалуйста, кто ты - мальчик или девочка?

- Откуда ты знаешь это?

- Чем мальчик отличается от девочки?

Ребенок может называть внешние признаки и особенности полоролевого поведения. Если он не может сказать сам, то исследователь продолжает ставить вопросы:

- По каким внешним признакам можно узнать, что это мальчик?

- Чем чаще всего занимаются мальчики, мужчины?

- Как ведут себя мальчики в отличие от девочек?

- Как ведут себя мальчики по отношению к девочкам?

- Каким мужчиной ты хотел бы стать?

- Кто ты маме, папе, бабушке с дедушкой?

- Расскажи, какой ты сын?

- Тебе приятно быть сыном? Почему?

- Тебе нравится быть внуком? Почему?

- Мама (папа, бабушка) считает тебя хорошим сыном?

- Почему ты так думаешь?

- Каким бы ты хотел стать сыном (внуком)?

Ответы ребенка и его эмоциональные реакции обязательно подробно записываются, а затем подвергаются анализу по следующим направлениям.

Уровень самооценки, самопринятия. Самооценка и самопринятие считаются низкими в том случае, если ребенок говорит о себе больше в негативно-эмоциональном тоне и оценивает себя как не очень хорошего или же ссылается на низкую оценку его качеств взрослыми. В том случае, если ребенок большую часть сторон образа "Я" осознает с позитивной позиции и лишь отдельные качества считает в себе плохими (или таковыми их считают другие), то можно интерпретировать такие оценки как показатель среднего уровня самооценки и самопринятия. О высоком уровне самооценки и самопринятия свидетельствуют в основном позитивная оценка ребенком всех сторон своего "Я" как с собственной позиции, так и с позиций других людей.

Характер самооценки. Самооценка ребенка может быть общей, конкретной, абсолютной и относительной (по классификации Е.И.Савонько, Р.Б.Стеркиной). Общая самооценка связывается с целостным отношением ребенка к себе как к любимому и значимому для окружающих существу (или наоборот). Конкретная самооценка отражает отношение ребенка к успешности своего частного, определенного действия. Абсолютной характеризуется такая самооценка детей, которая никак не соотносится с отношением к ним других людей. Относительная самооценка означает отношение ребенка к себе в сопоставлении отношения других к нему и другим детям ("Я тоже хороший, как и Сережа", "Я хороший, меня тоже любит воспитательница"). Характеризуя самооценку ребенка, очень важно обращать внимание не столько на ее уровень (высокий - низкий), сколько на ее качество (положительная, отрицательная, абсолютная, конкретная и пр.). Кроме того, выделяют реальную и идеальную самооценку, т.е. то, каким видит ребенок себя сейчас, в данное время, и каким он хотел бы быть (Я-идеальное).

Уровень осознания своего "Я". Если ребенок самостоятельно называет и аргументирует (отвечает на вопросы "почему?") те или иные качества своего "Я" или делает это с незначительной помощью взрослого, то можно говорить о высоком уровне развития образа "Я". Аргументации носят развернутый, объяснительный характер ("Потому что я забочусь о маме, помогаю все делать"). Если же ребенок называет свои качества с помощью взрослого, но аргументирует лишь их отдельные оценки, то это можно расценивать как средний уровень осознания "Я". Характер аргументаций конкретно-ситуативный ("Потому что дал конфетку Кате"). Низкий уровень развития образа "Я" ребенка проявляется в том, что он даже с помощью взрослого называет лишь единичные качества сторон своего "Я", не объясняя их, или же аргументация повторяет характер оценки ("хороший, потому что хороший").

Анализ по выделенным направлениям проводится как каждой отдельной составляющей "Я", так и в целом образа "Я" ребенка. На основе анализа может быть составлена индивидуальная карта образа "Я" ребенка.

Таблица

Ф.И. ребенка __________________ Возраст _______ Дата заполнения________

Особенности целостного образа "Я" каждого ребенка можно свести в общую таблицу.

Особенности образа "Я" детей 6-7 лет

 



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.