Коммуникативных способностей у дошкольников — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Коммуникативных способностей у дошкольников

2017-12-12 675
Коммуникативных способностей у дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(А.М.Щетинина, М.А.Никифорова)

Цель: изучение проявлений коммуникативных способностей у дошкольников на основе экспертной оценки.

В качестве экспертов могут выступать педагоги, специалисты ДОУ, имеющие возможность наблюдать за проявлениями коммуникативных способностей дошкольника.

 

Проявления Редко (1 балл) Чаще всего (2) Всегда (5 баллов)
1. Коммуникативные качества личности 1.1. Эмпатийность: - ребенок проявляет эмоциональный отклик на чувства и переживания партнера по общению; - идентифицируется с партнером, заражается его чувствами; - выражает сочувствие, сопереживание собеседнику; - выражает понимание потребностей, желаний другого (соглашается, заинтересованно спрашивает, повторяет мимику другого, стремится помочь).      
1.2. Доброжелательность - ребенок проявляет расположенность слушать партнера; - старается понять и ответить на вопросы собеседника; - выражает симпатию (улыбается, обнимает, чем-то делится с партнером); - не конфликтует, уходит от конфликта, предвидя его; - проявляет выраженный интерес к тому, что говорит собеседник.          
Проявления Редко (1 балл) Чаще всего (2) Всегда (5 баллов)
1.3. Непосредственность, аутентичность, искренность: - ребенок говорит и действует напрямую, открыто демонстрируя свое отношение к людям, проблемам; - искренен в своих высказываниях, в проявлении своих чувств; - открыто заявляет о своих намерениях ("Если ты мне не дашь машинку, то я тебя ударю"); - не "подхалимничает"      
1.4. Открытость в общении: - ребенок открыт к общению, выражает готовность к нему (позой, мимикой); - выражает желание общаться как со взрослыми, так и со сверстниками.      
1.5. Конфронтация: - ребенок смело отстаивает (но бесконфликтно) свою позицию; - доказывает, аргументирует, пытается убедить в своей правоте.      
1.6. И нициативность: - ребенок сам проявляет инициативу в общении; - понимает и поддерживает инициативу другого.      
2. Коммуникативные действия и умения 2.1. Организационные: - ребенок выступает организатором, инициатором игр, общения, взаимодействия; - является лидером в отдельных видах деятельности; - владеет организаторскими навыками.      
2.2 Перцептивные: - ребенок стремится понять другого, его мысли, чувства ("А чего ты обиделся?"); - наблюдателен, видит и осознает особенности других детей, взрослых.      
2.3. Оперативные: - ребенок в общении экспрессивно выразителен (у него богатая мимика, жесты, позы); - свободно владеет вербальными средствами общения (язык); - увлекает партнера по общению своими действиями; - умеет продолжительное время поддерживать контакт; - умеет спровоцировать желаемую реакцию партнера.      

 

Обработка: подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям, дается вывод об уровне развития коммуникативных способностей ребенка: 116-145 баллов - очень высокий, 87-115 баллов - высокий, 58-86 баллов - средний, 29-57 баллов - низкий.

 

2.9. Методика «Экологическая воспитанность дошкольников»
Н.Н. Кондратьевой (из Программы экологического образования «Мы»)

Цель: определение уровня экологической воспитанности дошкольников по следующим показателям: представления, отношение детей к природе, практическая деятельность в природе.

Задание 1.1. «Выявление характера представлений ребенка о живом»

Форма проведения: индивидуальная.

Процедура. Используется метод индивидуальной беседы, включающей три части. Беседа с ребенком может проводиться полностью или по частям в разное время (в зависимости от его интереса, состояния).

В первой части беседы выявляются представления ребенка о существенных признаках живого и целостности как важнейшем условии жизни организма. Для этого дошкольнику предъявляется 10 картинок с изображениями объектов живой природы (животные, растения, человек), неживой природы (солнце, дождь), предметов, созданных человеком (машина, самолет). Из всех представленных ему предлагается выбрать картинки с изображением живого. После этого задаются вопросы: «Как ты узнал, что все это живое? Почему ты считаешь, что (называется конкретное животное, растение) живой? Расскажи, что есть у (называется конкретное животное, растение, человек)? Зачем нужны (называются части и органы)? Сможет ли (называется объект) жить без (называются части и органы)? Почему?»

Во второй части беседы акцент делается на изучении представлений о свойствах целостного живого организма: его потребностях в условиях среды, состоянии. Ребенку задаются следующие вопросы: «Как ты думаешь, что нужно животным (растениям, человеку), чтобы жить и хорошо себя чувствовать? Как нужно ухаживать за животными(растениями)? Что делает человек, чтобы быть здоровым? Как себя чувствует это растение (животное, человек)? Как ты это узнал? Как ему помочь?»

Третья часть беседы посвящена выявлению представлений дошкольника о приспособлении живых существ к различным средам обитания с целью удовлетворения потребностей. Ребенку предъявляются цветные изображения основных сред обитания живого (воздушной, водной, наземной), силуэтные картинки животных и предлагается проблемно-игровая ситуация: «Кто-то (любой игровой персонаж) перепутал животных и места их обитания». Задаются вопросы: «Правильно ли «расселили» животных? Почему ты так думаешь? Помоги животным и посели их так, чтобы им хорошо жилось. Почему (называется конкретное животное) удобно жить (называется среда обитания)? Хорошо ли разным животным и растениям жить вместе (в лесу, в водоеме, на лугу)? Почему?».

В беседе можно использовать (в сокращении) рассказы из книги Н.Сладкова «Не долго думая, или дела и заботы Жалейкина», отражающие нарушение связей приспособления живого к среде и связей в экосистеме. Ребенку предлагается оценить поведение Жалейкина и мотивировать ответ.

Задание 1.2. «Изучение особенности понимания
ребенком ценности природных объектов»

Форма проведения: индивидуальная.

Процедура. Ребенку задаются вопросы: « Любишь ли ты животных и растения? С какими живыми существами тебе нравится встречаться, с какими не нравится? Почему? Зачем нужны животные и растения? Могут ли люди прожить без животных и растений? Почему? Может ли человек прожить без других людей? Почему?»

Задание 1.3. «Выявление представлений ребенка
о нормах отношения к живому»

Форма проведения: индивидуальная.

Процедура: ребенку предлагается ситуация, в которой персонаж истории (герой художественного произведения) предпочитает помощи живому существу развлечения. Задаются вопросы: «Как поступил мальчик (девочка)? Почему? Как бы ты поступил на его (ее) месте? Какие добрые дела ты делал для животных, растений, людей?»

Через некоторое время создается аналогичная практическая ситуация, в которой дошкольнику нужно сделать реальный выбор между игрой и помощью живому.

Задание 2.1. «Выявление характера отношения ребенка к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях»

Процедура: используются наблюдения за отношением детей к объектам в группе, на участке детского сада, во время прогулок и экскурсий.

Задание 2.2. «Изучение особенностей отношения дошкольника к животным растениям в специально созданных условиях»

Процедура: используются наблюдения за отношением детей к живым существам в комнате природы. Созданные условия могут заключаться в том, что некоторые из живых существ нуждаются в помощи (растения – в поливе, удалении пыли; животные – в кормлении, чистке клетки и др.), для чего приготовлены необходимые средства. В комнате также размещаются материалы для занятия другими видами деятельности (изобразительной, игровой и т.п.). Это позволяет создать для детей ситуацию выбора деятельности – либо с природными объектами, либо другой. Для осуществления диагностики в комнату приглашают двоих детей и предлагают каждому заняться в ней тем, чем они хотят. Если ребенок не догадывается о необходимости оказания помощи живому, его внимание привлекается к состоянию объектов с помощью наводящих вопросов: «Как себя чувствует живой объект? Как ты это узнал? Как ему можно помочь? Хотел бы ты помочь животному или растению? Почему ты хочешь ему помочь?»

Задание 2.3. «Выявление особенностей отношения ребенка к живым объектам в ситуации выбора»

Процедура: моделируется реальная ситуация выбора между оказанием помощи живому и другим, более привлекательным занятием. Воспитатель предлагает обеспечить ребенку уход за нуждающимися в помощи животными или растениями. После принятия дошкольником задания его зовут играть в игру. За поведением дошкольника ведется наблюдение и выясняется, почему он сделал тот или иной выбор.

Задание 3.1. «Выявление умения ребенка осуществлять уход за растениями»

Процедура: дошкольнику предлагается полить растение, удалить с него пыль, разрыхлить почву. (Каждый вид ухода выполняется отдельно).

Сначала у ребенка выясняется, хотел бы он ухаживать за растениями и для чего это нужно делать. Затем предлагается:

  • выбрать из уголка природы растение, нуждающееся в поливе (удалении пыли, рыхлении) и объяснить свой выбор;
  • ответить, каким станет растение после ухода за ним;
  • рассказать, как он будет осуществлять каждый вид ухода;
  • подобрать необходимое оборудование для предстоящего вида труда;
  • объяснить, как узнать, что уход достаточен.
  • Ребенку предлагается полить растение (удалить пыль, рыхлить землю). Воспитатель фиксирует практические действия и качество результата труда.

Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.