МЧС России по дополнительным специальностям — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

МЧС России по дополнительным специальностям

2017-12-12 268
МЧС России по дополнительным специальностям 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЧС России по дополнительным специальностям

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)

Рассмотрено и одобрено на учебно-методическом совете МЧС России

от «30» марта 2009 года протокол № 1

Департамент пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил

гражданской обороны МЧС России

 

Москва 2009 год

Содержание тома 2 «Сборник примерных программ по дополнительным специальностям»

№ п/п Наименование Страница  
1.   Промышленный альпинизм  
2. Горная подготовка  
3. Спелеологическая подготовка  
4. Водная подготовка (Горные реки)  
5. Спасатель – водолаз 1 класса  
6. Спасатель – водолаз 2 класса  
7. Спасатель – водолаз 3 класса  
8. Ремонт и обслуживание гидравлического аварийно-спасательного инструмента  
9. Оказание первой помощи при ДТП  
10. Эксплуатация электроустановок  

 

 


Промышленный альпинист

Примерный учебно-тематический план

  № темы Наименование разделов и тем Занятия и количество часов
№ Занятия     Лекции Групповые Практические Всего
I. Организация работ методом промышленного альпинизма
  Основы промышленного альпинизма     - -  
  Организация рабочего места и безопасность труда     - -  
  Документация при введении работ     - -  
II. Снаряжение и теоретические основы страховки
  Снаряжение для промышленного альпинизма 1-2   - -  
  Теоретические основы страховки     - -  
III. Технологии исполнения в промышленном альпинизме
  Технологии исполнения в промышленном альпинизме     - -  
IV. Медико-психологическая подготовка
  Основы психологической подготовки в промышленном альпинизме 1-2   - -  
  Ситуационные задачи     - -  
  Оказание первой помощи - -   -  
  Зачет на допуск к полигонной практике - -   -  
V. Полигонная практика
  Техника подъема с применением веревки для страховки или передвижения 1-6 - -    
  Техника спуска 1-4 - -    
  Техника пространственных перемещений 1-3 - -    
  Техника применения противовеса 1-2 - -    
  Решение ситуационных задач   - -    
  Спасательный операции на зданиях и сооружениях 1-6 - -    
Комплексный экзамен - - - -  
Итого          
               

Общие положения

Программа дополнительного профессионального образования по специальности промышленный альпинизм предназначена для подготовки в системе МЧС России исполнителей высотных работ на промышленных и других объектах с применением альпинистской техники передвижения и страховки.

При разработке Программы учитывались государственные стандарты системы стандартов по безопасности труда (ССБТ) и “Строительные нормы и правила” (СНиП).

Обучение производится с отрывом от производства. К обучению допускаются спасатели, имеющие квалификацию спасателя не ниже 3 класса и стаж работы спасателем не менее 1 года. Кандидаты на обучение должны отвечать установленным требованиям морально-психологической подготовки.

Для обучения организуется группа 8 - 12 человек, которая для отработки практических приемов делится на расчеты по 4 человека. Слушателям, окончившим полный курс обучения и успешно сдавшим экзамен квалификационной комиссии, присваивается квалификация промышленного альпиниста (о чем делается запись в книжке спасателя) и выдаются свидетельства установленного образца “Специалист по промышленному альпинизму”.

 

Задачи обучения

Исполнитель высотных работ на промышленных и других объектах с применением альпинистской техники передвижения и страховки (промышленный альпинист) должен:

знать теоретические основы страховки; положения стандартов по безопасности труда; характеристики снаряжения, применяемого для производства высотных работ методом промышленного альпинизма; правила организации рабочей зоны при проведении высотных работ; правила организации страховки работников при проведении высотных работ; конструктивные и прочностные особенности элементов зданий, сооружений, конструкций, на которых проводятся высотные работы; порядок расследования несчастных случаев при производстве высотных работ;

уметь применять специальное снаряжение для производства высотных работ методом промышленного альпинизма; обеспечивать страховку работников, инструмента и материалов; организовывать перемещение по высотным промышленным сооружениям и конструкциям с целью выполнения работ или оказания помощи пострадавшим; обеспечивать оказание помощи пострадавшим и их транспортировку (подъем или спуск) к месту дальнейшей эвакуации; составлять проект выполнения работ и вести необходимую документацию.

 

Методические указания

Программа обучения предусматривает теоретическую подготовку по дисциплинам в объеме 28 часов, практическую подготовку в объеме 30 часов и комплексный экзамен – 6 часов.

Для оценки уровня первоначальной подготовки слушателей проводится вступительное собеседование.

Для контроля за качеством усвоения материала предусматриваются проверки знаний в конце изучения темы (дисциплины) в виде контрольных опросов, тестирования.

После завершения теоретической подготовки при успешной сдаче зачета на допуск к полигонной практике, слушатели проходят практику под руководством инструктора, имеющего соответствующую подготовку. В процессе практических занятий особое внимание уделяется вопросам техники безопасности. На практических занятиях слушатели получают навыки самостоятельного выполнения работ методом промышленного альпинизма. Возможно проведение практических занятий с выполнением реально необходимых хозяйственных работ, в том числе, при необходимости, и вне полигона. В зависимости от уровня подготовки слушателей предусматривается возможность уточнения Программы для увеличения времени на отработку менее известных тем за счет сокращения времени на темы, отработанные слушателями при подготовке по другим специальностям.

Для активизации занятий и повышения их эффективности применяются методы активного обучения: семинары, обсуждения, постановка ситуационных задач в процессе практических занятий.

Каждое практическое занятие полигонной практики завершается выставлением индивидуальных оценок слушателям.

Тема 2. Техника спуска.

Занятие 1. Практическое занятие - 1 час. Выход за перегиб крыши, здания, сооружения.

Занятие 2. Практическое занятие - 1 час. Автономный спуск по веревке. Применение тормозных устройств и специальных узлов. Работа на карнизах. Попадание в помещения здания и на балконы для оказания помощи.

Занятие 3. Практическое занятие - 1 час. Пассивный спуск с применением веревки и тормозных устройств.

Занятие 4. Практическое занятие - 1 час. Организация спуска с помощью стального троса. Применение фрикционной гребенки для спуска. Применение тросового комплекта, блок-тормоза, лебедки, зажимов и т.п.

Тематический расчет часов

№ темы Наименованиеразделов и тем Всего часов в том числе
          теоретических практических
I. Первая помощь
  Особенности оказания первой помощи в горах     -
  Первая помощь при переломах, вывихах и растяжениях   -  
II. Техника передвижения в горах
  Горный рельеф и факторы высокогорья     -
  Обеспечение безопасности в горах      
  Техника передвижения по горному рельефу      
  Организация переправ через горные реки      
  Организация биваков      
III. Поисково-спасательные работы в горах
  Организация поисково-спасательных работ в горах     -
  Транспортировка пострадавшего по сложному горному рельефу      
  Организация радиосвязи в горах   -  
  Применение авиации при спасательных работах      
  Комплексный экзамен   -  
Итого      

Общие положения

Программа горной подготовки предназначена для углубленного изучения техники и тактики ведения поисково-спасательных работ в горах.

Обучение производится с отрывом от производства. К обучению допускаются лица мужского пола не моложе 18 лет, имеющие квалификацию «спасатель 3 класса». Кандидаты на обучение должны отвечать установленным требованиям морально-психологической подготовки и иметь образование не ниже среднего.

Слушателям, окончившим полный курс обучения и успешно сдавшим экзамен, выдается свидетельство установленного образца.

Слушатели, окончившие полный курс обучения, должны:

Знать теоретические основы страховки, характеристики снаряжения, применяемого при проведении поисково-спасательных работ в горах, технику и тактику ведения спасательных операций в горах, основы жизнеобеспечения в горах.

Уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим, применять тактические и технические приемы преодоления препятствий в горах различной категории трудности, транспортировать пострадавшего по сложному горному рельефу, применять различные транспортные средства (вертолеты, автотранспорт и др.) для эвакуации пострадавших в лечебные учреждения.

I. Первая помощь

Тема 5. Организация биваков

Занятие 1. Теоретическое – 1 час. Правила выбора места для бивака. Подготовка и организация бивака на различном горном рельефе. Бивачное снаряжение. Правила безопасности при организации бивака. Охрана природной среды.

Занятие 2. Практическое – 2 часа. Устройство бивака на скалах. Устройство бивака на снегу и льду.

Занятие 3. Практическое – 3 часа. Устройство бивака на горном рельефе при отсутствии бивачного снаряжения.

 

Тематический расчет часов

№ № п/п Наименование раздела, темы Всего часов В том числе
теорети- ческих. практи- ческих
I. Первая помощь
1. Особенности оказания первой помощи пострадавшим в пещерах      
2. Первая помощь при переломах, вывихах и растяжениях   -  
II. Техника передвижения в пещерах
1. Образование пещер     -
2. Личное и групповое снаряжение     -
3. Тактико- техническое описание пещер      
4. Техника и тактика прохождения горизонтальных и вертикальных пещер     -
5. Прохождение пещер различной категории трудности *   -  
6. Подземные лагеря. Жизнеобеспечение *     -
III. Поисково-спасательные работы в пещерах
1. Организация поисково-спасательных работ в горизонтальных и вертикальных пещерах     -
2. Проведение поисково-спасательных работ в пещерах различной категории трудности*   -  
3. Организация связи     -
4. Эвакуация пострадавшего в лечебное учреждение     -
  Комплексный экзамен     -
Итого      

* Проводится в зависимости от уровня подготовленности спасателей.

Общие положения

Программа спелеологической подготовки предназначена для углубленного изучения техники и тактики ведения поисково-спасательных работ в пещерах.

Обучение производится с отрывом от производства. К обучению допускаются лица мужского полу в возрасте не моложе 18 лет, имеющие квалификацию «спасатель 3 класса» или 3-й разряд по альпинизму. Кандидаты на обучение должны отвечать установленным требованиям морально-психологической подготовки и иметь образование не ниже среднего.

Слушателям, закончившим полный курс обучения и успешно сдавшим экзамен, выдается свидетельство установленного образца.

Слушатели, закончившие полный курс обучения, должны:

Знать теоретические основы страховки; характеристики снаряжения, применяемого при проведении поисково-спасательных работ в пещерах; технику и тактику ведения спасательных операций в пещерах; основы жизнеобеспечения в пещерах.

Уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в пещерах; применять тактические и технические приемы передвижения в горизонтальных и вертикальных полостях различных категорий трудности; транспортировать пострадавшего в горизонтальных и вертикальных пещерах; применять различные транспортные средства (вертолеты, автотранспорт и др.) для эвакуации пострадавших в лечебные учреждения.

I. Первая помощь

Тема 1. Образование пещер

Занятие № 1. Теоретическое-2 часа. Карстовые явления. Условия, необходимые для образования пещер. Классификация пещер по образованию и строению. Спортивная классификация пещер. Крупнейшие пещеры России и Мира.

 

Тема 3. Организация связи.

Занятие № 1 Теоретическое-2 часа. Средства связи, применяемые при проведении спелеологических поисково-спасательных работ.

 

Тема 4. Эвакуация пострадавшего в лечебное учреждение.

Занятие № 1. Теоретическое-2 часа. Транспортировка вручную, с использованием автомобильного транспорта, авиации.

 


4. Водная подготовка (горные реки)

 

Тематический расчет часов

№ темы Наименование Всего часов В том числе
теоретических практических
I. Первая помощь
  Особенности оказания первой помощи пострадавшим на воде *      
II. Техника передвижения по горным рекам
  Общие сведения об акваториях     -
  Обеспечение безопасности при сплаве по горным рекам *      
  Техника преодоления препятствий на горных реках*      
  Тактика сплава по горным рекам      
  Организация биваков *      
III. Поисково-спасательные работы на горной реке
  Организация поисково-спасательных работ на горных реках     -
  Тактика и техника ведения поисково-спасательных работ на горных реках      
  Организация радиосвязи в горах   -  
  Применение авиации при спасательных работах*      
Комплексный экзамен   -  
Итого      

Обшие положения

Программа водной подготовки предназначена для углубленного изучения техники

Программы учитывался опыт водной подготовки и практической работы спасателей.

Обучение производится с отрывом от производства. К обучению допускаются лица мужского пола в возрасте не моложе 18 лет, имеющие квалификацию «спасатель» или подготовку в объеме программы обучения матросов-спасателей. Кандидаты на обучение должны отвечать установленным требованиям морально-психологической подготовки и иметь образование не ниже среднего.

Слушателям, закончившим полный курс обучения и успешно сдавшим экзамен, выдается свидетельство установленного образца.

Слушатели, закончившие полный курс обучения, должны

Знать теоретические основы страховки, характеристики снаряжения, применяемого при проведении поисково-спасательных работ на горных реках, технику и тактику ведения спасательных операций на горных реках, правила и приемы оказания первой помощи пострадавшим на воде

Уметь оказывать первую помощь пострадавшим на воде, применять тактические и технические приемы сплава по горным рекам различных категорий сложности, вести поисково-спасательные работы на горных реках, применять различные транспортные средства (вертолеты, автотранспорт и др.) для эвакуации пострадавших в лечебные учреждения

 

I. Первая помощь

Тема 1. Особенности оказания первой помощи пострадавшим на воде

Занятие 1.Теоретическое-2 часа.Заболевания, характерные для водных походов, их симптомы и лечение. Гипоксия. Переохлаждение, Солнечный и тепловой удар. Предупреждение заболеваний. Характерные травмы. Состав медицинской аптечки. Понятие о клинической и биологической смерти. Признаки утопления.

Занятие 2.практическое-8 час. Подготовка пострадавшего к проведению искусственного дыхания. Искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Применение аппаратов искусственного дыхания. Отработка приемов и способов оказания первой помощи при переломах костей конечностей, основания черепа (и других черепно-мозговых травмах), ребер, позвоночника и таза. Разрывы связок, вывихи. Иммобилизация. Виды кровотечений. Порядок наложения давящей повязки и кровоостанав­ливающего жгута. Возможные осложнения после наложения кровоостанавливаю­щего жгута. Основные признаки внутреннего кровотечения. Оказание первой помощи при внутреннем кровотечении.

 

II. Техника и тактика сплава по горным рекам

Тема 1. Общие сведения об акваториях

Занятие № 1. Теоретическое-2 часа. Общие сведения и терминология. Основные знаки судоходной обстановки. Характеристика рек. Естественные и искусственные препятствия, терминология, их влияние на категорию сложности реки.

Тема 2. Обеспечение безопасности при сплаве по горным рекам.

Занятие № 1. Теоретическое-2 часа. Правила безопасности. Средства обеспечения безопасности. Причины несчастных случаев на горных реках. Принципы организации страховки с воды и берега. Взаимная страховка.

Занятие № 2. практическое-4 часа. Страховка во время прохождения препятствий с судна, расположенного ниже препятствия (нижняя страховка). Береговая страховка с использованием веревки с «легкостью», «кораблика» и др. Страховка «живцом». Эффективность различных способов страховки. Требования к месту страховки и страхующим. Правила поведения страхующих Приемы самостраховки. Поведение попавших в воду. Профилактические меры, связанные с общей организацией безопасности. Экипировка. Снаряжение. Страховочные системы. Снаряжение личное и групповое.

Общие положения

Подготовка спасателей проводится в объеме профессиональных знаний, отвечающих требованиям квалификационной характеристики водолазов 1-й, 2-й групп и 3-й группы специализации водолазных работ, за исключением строительных работ. При составлении программы учитывалась специфика выполнения спасательных работ. За основу при разработке программы взяты требования “Единых правил по безопасности труда на водолазных работах РД 31.84.01-90” и типовые программы подготовки водолазов.

Водолазная подготовка проводится в специализированных центрах (организациях) на договорной основе, а также в период проведения региональных сборов в соответствии с руководящими документами по водолазной подготовке. Особое внимание уделяется обучению спасателей технике безопасности при ведении водолазных работ.

Учебно-методические сборы спасателей-водолазов проводятся не реже одного раза в год со сдачей зачетов по техминимуму для подтверждения квалификации водолаза.

Учебно-тренировочные сборы спасателей-водолазов с организацией тренировочных погружений и отработкой учебных задач проводятся не реже одного раза в полгода.

В группы по подготовке спасателей-водолазов принимаются спасатели (аттестованные) не моложе 18 лет, признанные при медицинском освидетельствовании годными к водолазным спускам и работам.

Для обучения организуется группа из 8-12 человек. Для проведения теоретических и практических занятий привлекаются инженерно-технические работники, водолазные специалисты и врачи-физиологи, имеющие опыт работы по организации проведения водолазных спусков. Они же должны вести журнал учета теоретических и практических занятий.

Программа обучения предусматривает изучение новых видов работ, новой техники, технологии.

Все учебные спуски должны проводиться в присутствии врача-физиолога, водолазного специалиста и инструкторов-водолазов, при наличии подготовленной к действию рекомпрессионной камеры.

В программу могут быть внесены изменения и дополнения (сокращения), которые должны рассматриваться на учебно-методическом совете и утверждаться руководителем предприятия (отряда).

Обучение проводится с отрывом и без отрыва от производства. Для проведения практических занятий учебная группа делится на подгруппы, в каждой из которых создаются водолазные станции из 3-4 слушателей. Распределение слушателей по подгруппам и по водолазным станциям производится в начале обучения и сохраняется до конца подготовки. Состав подгрупп и водолазных станций может быть изменен только водолазным специалистом с обоснованием причин.

Темы программы подготовки спасателей-водолазов состоят из учебных вопросов, изучаемых на теоретических и практических занятиях. Общее время, отведенное программой на практические занятия, уменьшению не подлежит. После изучения теоретической части программы слушатели сдают зачеты по темам с оформлением допуска к выполнению учебных спусков под воду.

Закончившие полный курс обучения сдают квалификационные экзамены, которые предусматривают выполнение пробных практических работ и проверку теоретических знаний. Прием экзаменов в учебной группе проводится в два этапа. На первом этапе проверяются знания по теоретическим вопросам, на втором этапе проводятся квалификационные водолазные спуски. Слушателям, прошедшим полный курс обучения по программе 3, 2 и 1 классов и успешно сдавшим экзамены, выдаются свидетельства установленного образца и личные книжки водолазов (при первичной подготовке водолаза 3 класса), присваивается соответствующая квалификация, кроме того спасатель-водолаз 3 класса к началу обучения должен иметь водолазной практики не менее 200 часов пребывания под водой, а спасатель-водолаз 2 класса - 600 часов пребывания под водой.

 

Задачи обучения

Спасатель-водолаз 1 класса должен:

знать организацию работ и руководство водолазной станцией или группой станций на глубинах до 60 м; правила использования и ремонта всех видов водолазной техники, находящейся в эксплуатации подразделения (кроме механизмов, агрегатов и других устройств, обслуживаемых специалистами); основы устройства и применения телевизионной и другой радиотехнической аппаратуры, используемой водолазами под водой; основные виды аварий подводной части гидротехнических сооружений; порядок и правила обследования технического состояния подводной части ГТС, выполнение аварийно-восстановительных работ на этих сооружениях; чтение сложных чертежей; конструкции сложных ГТС; принципы действия электросварочных машин и аппаратов для сварки и резки металла под водой; основные свойства свариваемых металлов; назначение электроизмерительных приборов и приспособлений, применяемых для контроля; свойства газов и жидкостей, применяемых для контроля; свойства газов и жидкостей, применяемых при сварке и резке металла под водой (для резчиков-сварщиков); основные свойства и особенности применяемых аппаратуры и взрывчатых материалов и меры безопасности при обращении с ними (для взрывников); основные понятия в теории устройства судов, остойчивости судна; расчет подъем затонувших судов и размещения судоподъемных понтонов по длине затонувшего судна; технологию проведения водолазных работ по подъему затонувших судов и грузов;

уметь руководить работой группы водолазных станций; пользоваться всеми видами водолазной техники, применяемой в поисково-спасательной службе; оказывать первую медицинскую помощь при водолазных заболеваниях; руководить лечебной рекомпрессией до прибытия медицинских работников; вести подготовку водолазов; проводить тренировки, занятия; эксплуатировать компрессоры высокого давления; оформлять документацию по водолазному учету и отчетности; извлекать людей из воздушных подушек опрокинувшихся и затонувших объектов; выполнять все виды водолазных работ, оговоренные в квалификационных требованиях.

 

Тема 1. Введение

Занятие 1. Ознакомление с квалификационной характеристикой спасателя-водолаза 3 класса (2 и 1 классов), настоящей программой, порядком проведения теоретических занятий и практической подготовки. Роль водолазов поисково-спасательной службы при спасении и подводных поисках людей. Органы, определяющие квалификацию спасателя-водолаза. Работы водолазные поисковые, аварийно-спасательные, спасательные (спасение людей), судоподъемные, обследование. Содержание работ, водолазная часть их.

 

Тема 6. Водолазные работы

Занятие 13 – 4 часа. Спасательные водолазные работы. Методы и приемы поиска затонувших предметов. Работы, выполняемые водолазами с целью спасения людей. Подъем затонувших предметов. Способы обнаружения и извлечения людей из воздушной подушки затонувших судов, автомашин, самолетов и т.д. Мероприятия по поддержанию жизнедеятельности людей, находящихся в воздушной подушке затонувших судов.

Занятие 14 – 2 часа. Правила поиска затонувших предметов с использованием подводных средств движения.

Занятие 15 – 2 часа. Осмотр подводной части судов. Осмотр гребных винтов, плавсредств.

Занятия 16 и 17 – по 6 часов. Теория судоподъема. Гидротехнические сооружения - организация спусков и работ. Электродуговая сварка и резка, организация и руководство спусками при работах по подводной сварке и резке.

 

Тема 8. Такелажное дело

Занятие 6 – 2 часа. Такелажное оборудование, работа с тросами. Характеристика и классификация тросов. Сигнальный водолазный конец, спусковой конец, ходовой конец, брасы к водолазным грузам, контрольный конец. Уход за тросами. Такелажные принадлежности (блоки, стропы, скобы и др.) и их назначение.

Занятие 7 – 4 часа. Вспомогательное имущество: якоря, рейдовые бочки, буи, понтоны и др. Такелажное оборудование для грузоподъемных работ: гини, тали, домкраты, лебедки и др.

Занятие 8 – 6 часов. Остропка и отстропка судоподъемных понтонов, крепление их, выравнивание и найтовка, подсоединение шлангов и шланговых соединений.

Спасатель-водолаз 2 класса

Примерный учебно-тематический план теоретических занятий

  № п/п   Наименование темы № занятия Количество часов
  Введение    
  Водолазное снаряжение и оборудование 17-25  
  Единые правила безопасности труда на водолазных работах 6-9  
  Физические и физиологические особенности водолазного труда. Профессиональные заболевания водолазов, их профилактика 7-10  
  Основы медицинского обеспечения водолазных работ 3-4  
  Водолазные работы 7-12  
  Спасательные средства и их применение 3-5  
  Такелажное дело 4-5  
  Основы законодательства    
  Подводные трубопроводы    
  Подводное бетонирование 1-2  
  Подводная электродуговая сварка и резка 1-2  
  Аварийные судовые работы    
  Квалификационные испытания -  
  Итого    

Общие положения

 

Подготовка спасателей проводится в объеме профессиональных знаний, отвечающих требованиям квалификационной характеристики водолазов 1-й, 2-й групп и 3-й группы специализации водолазных работ, за исключением строительных работ. При составлении программы учитывалась специфика выполнения спасательных работ. За основу при разработке программы взяты требования “Единых правил по безопасности труда на водолазных работах РД 31.84.01-90” и типовые программы подготовки водолазов.

Водолазная подготовка проводится в специализированных центрах (организациях) на договорной основе, а также в период проведения региональных сборов в соответствии с руководящими документами по водолазной подготовке. Особое внимание уделяется обучению спасателей технике безопасности при ведении водолазных работ.

Учебно-методические сборы спасателей-водолазов проводятся не реже одного раза в год со сдачей зачетов по техминимуму для подтверждения квалификации водолаза.

Учебно-тренировочные сборы спасателей-водолазов с организацией тренировочных погружений и отработкой учебных задач проводятся не реже одного раза в полгода.

В группы по подготовке спасателей-водолазов принимаются спасатели (аттестованные) не моложе 18 лет, признанные при медицинском освидетельствовании годными к водолазным спускам и работам.

Для обучения организуется группа из 8-12 человек. Для проведения теоретических и практических занятий привлекаются инженерно-технические работники, водолазные специалисты и врачи-физиологи, имеющие опыт работы по организации проведения водолазных спусков. Они же должны вести журнал учета теоретических и практических занятий.

Программа обучения предусматривает изучение новых видов работ, новой техники, технологии.

Все учебные спуски должны проводиться в присутствии врача-физиолога, водолазного специалиста и инструкторов-водолазов, при наличии подготовленной к действию рекомпрессионной камеры.

В программу могут быть внесены изменения и дополнения (сокращения), которые должны рассматриваться на учебно-методическом совете и утверждаться руководителем предприятия (отряда).

Обучение проводится с отрывом и без отрыва от производства. Для проведения практических занятий учебная группа делится на подгруппы, в каждой из которых создаются водолазные станции из 3-4 слушателей. Распределение слушателей по подгруппам и по водолазным станциям производится в начале обучения и сохраняется до конца подготовки. Состав подгрупп и водолазных станций может быть изменен только водолазным специалистом с обоснованием причин.

Темы программы подготовки спасателей-водолазов состоят из учебных вопросов, изучаемых на теоретических и практических занятиях. Общее время, отведенное программой на практические занятия, уменьшению не подлежит. После изучения теоретической части программы слушатели сдают зачеты по темам с оформлением допуска к выполнению учебных спусков под воду.

Закончившие полный курс обучения сдают квалификационные экзамены, которые предусматривают выполнение пробных практических работ и проверку теоретических знаний. Прием экзаменов в учебной группе проводится в два этапа. На первом этапе проверяются знания по теоретическим вопросам, на втором этапе проводятся квалификационные водолазные спуски. Слушателям, прошедшим полный курс обучения по программе 3, 2 и 1 классов и успешно сдавшим экзамены, выдаются свидетельства установленного образца и личные книжки водолазов (при первичной подготовке водолаза 3 класса), присваивается соответствующая квалификация, кроме того, спасатель-водолаз 3 класса к началу обучения должен иметь водолазной практики не менее 200 часов пребывания под водой, а спасатель-водолаз 2 класса - 600 часов пребывания под водой.

 

Задачи обучения

Спасатель-водолаз 2 класса должен:

знать организацию работы водолазной станции на глубине до 45 м; методику и способы обучения подчиненного водолазного состава новым приемам выполнения работ под водой; правила применения рабочих водолазных таблиц и использования декомпрессионных камер, ведения всех видов документации по водолазному делу и отчетности; способы выявления неисправности и приемы проведения предупредительного (текущего) ремонта водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков (кроме механизмов, агрегатов и других устройств, обслуживаемых специалистами); правила и сроки дезинфекции водолазного снаряжения; способы оказания первой помощи при водолазных заболеваниях; основы электротехники, конструкций корпусов судов и различных ГТС; приемы и способы обследования подводной части ГТС; все виды опасных морских животных и способы защиты от них; приемы и способы балансировки грузов, подъема затонувшей техники, контроля выполненной работы; приемы обследования внутренних помещений затонувших судов и перекатов; способы промывки траншей и туннелей, заводки проводников при судоподъеме; приемы и способы проведения испытаний новых образцов водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков;

уметь руководить работой водолазной станции; оказывать первую медицинскую помощь при профессиональных заболеваниях водолазов, пользоваться декомпрессионной камерой, проводить декомпрессию и рекомпрессию; оказывать первую помощь пострадавшим; проводить занятия и тренировки с водолазами станции; производить зарядку водолазных аппаратов от компрессора, производить ремонт водолазного снаряжения; производить водолазные спуски с вертолета; использовать в работе подводные средства движения, использовать снаряжение иностранных фирм; выполнять все виды водолазных работ, оговоренных в квалификационных требованиях.

Тема 1. Введение

Занятие 1 – 1 час. Ознакомление с квалификационной характеристикой спасателя-водолаза 3 класса (2 и 1 классов), настоящей программой, порядком проведения теоретических занятий и практической подготовки. Роль водолазов поисково-спасательной службы при спасении и подводных поисках людей. Органы, определяющие квалификацию спасателя-водолаза. Работы водолазные поисковые, аварийно-спасательные, спасательные (спасение людей), судоподъемные, обследование. Содержание работ, водолазная часть их.

 

Тема 6. Водолазные работы

Занятие 1. – 2 часа. Методы и приемы ост


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.