Раздел I. Актуальные проблемы науки и религии. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Раздел I. Актуальные проблемы науки и религии.

2017-12-11 156
Раздел I. Актуальные проблемы науки и религии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Наука и религия»

Составитель: к.ф.н., асс. Г.Е. Боков

Год

1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель курса: способствовать формированию у студентов основных компетенций в области истории взаимоотношений науки и религии и современного состояния их взаимодействия.

1.2. Задачи курса: рассмотреть особенности научной и религиозной картин мира, специфику философского и теологического подходов в решении мировоззренческих проблем; проследить историю развития научного знания и взаимоотношение науки и религии на разных этапах истории и в разных культурах; исследовать развитие естественнонаучных представлений в контексте их взаимодействия с теми или иными теологическими направлениями; выявить методологические предпосылки конфликта науки и религии и показать его развитие в истории и современности, определить возможность или невозможность его преодоления; рассмотреть проблемы соотношения веры и знания, возможности рационального доказательства существования Бога; охарактеризовать теологические интерпретации современного естествознания, а также обоснования теизма и креационизма с помощью естествознания; критически рассмотреть феномен паранауки и его историю.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: курс представляет собой профессиональную дисциплину федерального компонента подготовки бакалавра религиоведения.

2. Требования к студентам

Оценка за семестр складывается из суммы оценок за 1) качество докладов, 2) умение работать с источниками и научно-исследовательской литературой (реферат), 3) участие в дискуссиях на занятиях, 4) письменную итоговую работу (эссе) и 5) итогового экзамена.

2.1. Эссе на тему « Наука и религия » должно быть построено следующим образом: титульный лист, оглавление, введение, содержащее постановку проблемы; основная часть, состоящая из нескольких глав, в которой на основе прочитанной литературы раскрывается проблема истории взаимоотношений науки и религии, а также современного состояния их взаимодействия; заключение, в котором формулируются общие выводы, связанные с анализом различных мировоззренческих позиций, библиография, включая всю литературу, как самостоятельно прочитанную по данной теме, так и обсуждаемую на занятиях. В работе необходимо излагать различные взгляды на проблему, обязательным является использование цитат со сносками на страницы источника или интернет-страницу. Работа может иметь любой подзаголовок, по усмотрению автора. Объем: около 10 страниц основного текста, Times New Roman, 14 шрифт, одинарный интервал, выравнивание по ширине. В электронном виде эссе необходимо выслать к 01 мая для предварительной проверки на email: [email protected]

Итоговая защита эссе состоится на последнем и/или предпоследнем занятии, тогда же будут подведены предварительные итоги.

2.2. Реферат пишется по одной полностью прочитанной книге и предполагает краткое изложение содержания объемом 5-7 страниц основного текста, требования прежние. Работы также обсуждаются на последнем занятии и должны быть высланы к 01 мая.

 

2.3. Темы докладов: доклады делаются в течение семестра, желательным является наличие презентаций и различных иллюстративных материалов, демонстрация умения работы с интернет-ресурсами.

1. Научная и религиозная картины мира. (Ичетовкина Александра) 28 февраля.

2. Наука и религия в античности. (Шерова-Игнатьева Полина) 13 марта.

3. Место научного знания в средневековой религиозной парадигме. (Байрон Александр) 20 марта.

4. От средневековой магии и алхимии к новоевропейской науке. (Герматическая традиция Ренессанса). (Спиридонов Александр) 20 марта.

5. Коперниканская революция и ее значение: битва за космос. (Шушулков Дмитрий) 27 марта.

6. Место религии в классической механистической научной парадигме Нового времени. (Шадура Ольга) 03 апреля.

7. Полемика эволюционизма и креационизма и ее значение. (Родимова Лидия). 10 апреля.

8. Наука и религия в России. (Шерова-Игнатьева Полина) 17 или 24 апреля.

9. Неклассическая и постнеклассическая наука и религия. (Тарасова Анна) 08 мая.

10. Паранаука и многообразие вненаучного знания. (Шипков Юрий). 15 мая

11. Наука и религия в современном мире. (Апанасова Ольга). 22 мая

 

Неподготовленный или плохо подготовленный доклад предполагает обязательное выполнение письменной работы по выбранной теме, которая пишется параллельно с эссе и в соответствии со всеми требованиями, обозначенными в пункте 2.1.

 

3. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля

 

Форма обучения Дневная
Всего аудиторных занятий  
Из них лекций Семинарских занятий  
Самостоятельная работа студента  
Итого  
Семестры, в которых изучается дисциплина  

 

Форма итогового контроля: экзамен

 

 

4. Содержание дисциплины

4.1. План занятий на 2011 год.

Занятие 1-2. 14 февраля. Вводное: Религия в век науки.

Занятие 3-4. 21 февраля. Актуальные проблемы науки и религии

Занятие 5-6. 28 февраля. Наука и научное знание. Научные традиции и научные революции. Научная и религиозная картины мира.

Занятие 7-8. 06 марта. Проблема зарождения протонаучных знаний. Мифология и преднаука: история и современность. Преднаука и религия в древнем мире.

Занятие 9-10. 13 марта. Философия, наука и религия в античности.

Занятия 11-12. 20 марта. Религия, наука и вненаучное знание в Средние века и эпоху Возрождения.

Занятия 13-14. 27 марта. Коперниканский переворот: «астрономический» конфликт науки и религии.

Занятия 15-16. 03 апреля. Наука и религия классической новоевропейской парадигмы.

Занятия 17-18. 10 апреля. Теория эволюции и религия.

Занятия 19-20. 17 апреля. Просвещение в России: М. В. Ломоносов и наука XVIII века. Планируется: Занятия в музее М.В. Ломоносова (может быть другая дата!).

Занятия 21-22. 24 апреля. Наука и религия в России XIX – ХХ вв. + Планируется что-то из этого: Музей истории СПбГУ, Храм СПбГУ Приход Церкви Свв. Апп. Петра и Павла (встреча с о. Кириллом (Копейкиным)), или Музей Д.И. Менделеева, или Музей И.П. Павлова.

Занятия 23-24. 1 мая. Если выходной, то: самостоятельный просмотр научно-популярных фильмов Т.В. Черниговской «Покажем зеркало Природе» и «Звездное небо мышления».

Занятия 25-26. 08 мая. Неклассическая и постнеклассическая наука и религия.

Занятия 27-28. 15 мая. Паранаука и религия.

Занятия 29-30. 22 мая. Наука и религия в современном мире. Мировоззрение, этика и ответственность ученого. Биоэтика и религия.

Занятие 31-32. 29 мая. Подведение итогов: защита эссе.

4.2. Тематический план

Примерный список вопросов к экзамену.

1. Наука как социо-культурный феномен и особенности научного мировоззрения.

1. Основные характеристики научного знания и классификации наук.

2. Структура научных революций и понятие парадигмы.

3. Мифологическая, религиозная и научная картины мира.

4. Проблема зарождения протонаучных знаний. Рудиментарная наука.

5. Научные прозрения в цивилизациях Древнего Востока.

6. Наука и религия в античном мире.

7. Античная астрономия и демифологизация Вселенной.

8. Значение древнегреческой науки для утверждения рациональной картины мира.

9. Аристотелевско-Птолемеевская система и христианская картина мира.

10. Христианизация античного знания.

11. От средневековой магии и алхимии к науке.

12. Конфликт религии и наука в Средние века.

13. Герметическая традиция Ренессанса.

14. Арабо-мусульманская философия, теология и наука.

15. Аверроизм и его значение. Проблема веры и разума и способы ее решения в период схоластики.

16. Коперниканская революция и значение.

17. Становление коперниканской модели и смена картин мира.

18. Инквизиция в борьбе с наукой.

19. Классическая наука Нового времени в конфликте с религией.

20. Философия Нового времени между наукой и метафизикой.

21. Наука и религия в эпоху Просвещения.

22. Значение теории эволюции Ч. Дарвина. Дарвин о религии.

23. Естественная теология.

24. Актуальность полемики между эволюционизмом и креационизмом: основные проблемы.

25. Религиозный эволюционизм де Шардена и отношение Католической Церкви к научному эволюционизму.

26. От протестантского фундаментализма к «процесс-теологии»: креационизм и/или эволюционизм.

27. М. В. Ломоносов и наука XVIII века в России.

28. Значение Российских Университетов для становления передовой научной мысли.

29. Русские ученые-естественники XIX века в полемике с Православной Церковью.

30. Русский космизм: между религией и наукой.

31. Критика религии в советский период: миф о «научном атеизме».

32. Неклассическая наука и ее значение. Смена познавательных установок и новый взгляд на религию.

33. Парадоксы квантовой физики и восточный мистицизм.

34. Революции астрофизики. Проблема Большого взрыва.

35. Постнеклассическая научная парадигма и религия.

36. Синергетическая модель и ее интерпретации: наука и паранаучный мистицизм.

37. Понятие паранауки. Многообразие вненаучного знания и религиозный эклектизм современного массового сознания.

38. Когнитивные науки: их актуальность и значение для современного религиоведения.

39. Религия в век науки: основные актуальные проблемы и пути к примирению.

40. Официальная позиция Русской Православной Церкви в отношении науки и образования в России, частные мнения и «Письмо десяти».

41. Конфликт науки и религии в сфере образования и современная проблема преподавания религиоведческих дисциплин.

42. Мировоззрение, этика и социальная ответственность ученого. Научный гуманизм и религия.

 

Литература

Распределение литературы по темам и вопросы для обсуждения!!!

Литература по теме.

Обязательная:

Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / ред. И. Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990.

Касавин И. Т. «Паранаука» // Философский энциклопедический словарь (2004): http://www.iph.ras.ru/elib/2262.html

Дополнительная:

Волькенштейн М.В. Трактат о лженауке // «Химия и жизнь», № 10, 1975. http://vivovoco.rsl.ru/VV/MISC/1/FALSE.HTM

В защиту разума. Материалы международного симпозиума «Наука, антинаука и паранормальные верования». Москва, 3-5 октября 2001 г. / Сост. и ред. проф. В. А. Кувакин. М., 2003. http://www.atheismru.narod.ru/humanism/symposium/content.htm

Интернет пресс-конференция члена Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований В. А. Кувакина // Лента.ру, 4.05.2010: http://www.lenta.ru/conf/kuvakin/

Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований: интервью с акад. Е.Б. Александровым: http://humanism.su/ru/articles.phtml?num=000390

Кузнецов В. И. «Из исторического опыта науки» // Вестник РАН, том 73, № 9 с. 812—821 (2003): http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/VRAN/03_10/DISPUT.HTM

Чиков Б. Не все так просто с лженаукой // В защиту науки. Бюллетень № 2. 2007. http://moi-vzn.narod.ru/VZN_02.PDF

 

Тема 3.10. Наука и религия в современном мире.

Биоэтика и религия. Этика, религиозные и атеистические взгляды, и ответственность ученого.

Литература по теме:

Обязательная:

Барбур И. Религия и наука: история и современность. М., 2001.

Введение в биоэтику. / Под ред. Б.Г. Юдина и П.Д. Тищенко. М., 1998.

Гинзбург В.Л. Наука и религия в современном мире: http://ufn.ru/tribune/nirvsm.html

Гинзбург В.Л. Об атеизме, религии и светском гуманизме. М., 2008.

протоиерей Кирилл (Копейкин). Наука и религия на рубеже III тысячелетия:http://www.bogoslov.ru/text/487713.html

Православие и проблемы биоэтики. / Под ред. проф. Силуяновой И. В. М., 2001.

Дополнительная:

Биоэтика: принципы, правила, проблемы. / Под ред. Б.Г. Юдина. М., 1998.

Брызгалина Е.В. Индивидуальность человека. М., 2000.

Брук Дж. Х. Наука и религия: Историческая перспектива. М., 2004.

Девятова С.В. Религия и наука: шаг к примирению? М., 1993.

Наука – философия – религия: в поисках общего знаменателя / Отв. ред. П.П. Гайденко, В.Н. Катасонов. ИФ РАН. М., 2003.

Лукьянов А.С., Лукьянова Л.Л., Чернавская Н.М., Гилязов С.Ф. Биоэтика. Альтернативы экспериментам на животных. М., 1996.

Полинхорн Дж. Наука и богословие: Введение. М., 1998.

Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. М., 1997.

Силуянова И.В. Этика врачевания. М., 2000.

Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика. Учебник. М., 2001.

Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: проблемы и дискуссии. М., 1986.

 

 

Дополнительная литература ко всем разделам (исследования).

1. Аринин Е.И., Торвальдсен С., Жакелен А. Наука и религия. Введение в основные концепции и термины: учеб. пособие в 2 т. Владимир, 2004.

2. Ахундов М.Д., Баженов Л.Б. (ред.) Естествознание в борьбе с религиозным мировоззрением. М.: Наука, 1988

3. Барбур Й. Религия и наука: история и современность. М.: ББИ, 2001.

4. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

5. Бохеньский Ю. Сто суеверий. М., 1993.

6. Блюменфельд Л.А. Решаемые и нерешаемые проблемы биологической физики. М., 2002.

7. Брук Дж. Х. Наука и религия: Историческая перспектика / Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). М., 2004.

8. Будущее науки в XXI веке. Следующие пятьдесят лет / под ред. Джона Брокмана; пер. с англ. Ю.В. Букановой. – М., 2008.

9. Виргинский В. С. Хотеенков В. Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до середины XV века. М., 1993.

10. Виргинский В. С. Очерки истории науки и техники с XVI-XIX веков. М., 1984.

11. Владимиров Ю.С. Фундаментальная физика и религия. М., 1993.

12. Волков Г. У колыбели науки. М., 1971. http://lib.rus.ec/b/208361

13. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой:Учеб. Пособие для вузов. М.; СПб.: Per Se: Университетская книга, 2000.

14. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М., 2003.

15. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М., 1980.

16. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.

17. Гинзбург В.Л. Об атеизме, религии и светском гуманизме. М., 2008.

18. Горфункель А. Х. Джордано Бруно. М., Мысль, 1973.

19. Границы науки. / Отв. ред. Л.А. Маркова. ИФ РАН. М., 2000.

20. Данилевский В. В. Очерки истории техники XVIII—XIXвв. М.-Л., 1934.

21. Девятова С.В. Религия и наука: шаг к примирению? М., 1993.

22. Ежов А.Н. Ветхий Завет и наука. 2005.

23. Емельянов В.В. Предфилософия Древнего Востока как источник нового философского дискурса. http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=69

24. Ермолаева В.Е., Ермолаев И.А. Философия великой личности. Сыктывкар, 2007.

25. Ершова Г.Г., Черносвитов П.Ю. Наука и религия: новый симбиоз? Моделирование картины мира: исторический, психологический, системный и информационный аспекты. - СПб., 2003.

26. Жильсон Э. Разум и Откровение в Средние века // Богословие в культуре Средневековья. Киев, 1992. http://www.fidel-kastro.ru/filosofy/jilson/jilson4.htm

27. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / ред. И. Т. Касавин. М.: Политиздат, 1990.

28. Ильин В.В. Критерии научности знания. М., 1989.

29. Кедров Б. М. О великих переворотах в науке. М., 1986.

30. Кикоин И. К. Рассказы о физике и физиках. М., 1965.

31. Кириллин Л. Л. Страницы истории науки и техники. М., 1986.

32. Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. М., 1987.

33. Кимелев Ю.Н., Поляков Н.Л. Наука и религия: Историко-культурный очерк. М., 1988.

34. Копелевич Ю. Х. Возникновение научных академий. Л., 1974.

35. Кузнецов В.Г. Джордано Бруно и генезис классической науки.

36. Ломоносов М.В. Философские произведения.

37. Любищев А.А. Наука и религия. СПб., 2000.

38. Маркова Л.А. Наука и религия: проблемы границы. СПб., 2000.

39. Наука и религия. Междисциплинарный и кросс-культурный подход: науч. тр. / Ин-т философии РАН. - М., 2006.

40. Наука и лженаука: интервью с акад. Евг. Александровым. Интернет-ресурс:

41. Наука – философия – религия: в поисках общего знаменателя / Отв. ред. П.П. Гайденко, В.Н. Катасонов. ИФ РАН. М., 2003.

42. Полкинхорн Дж. Наука и богословие. М., 1998.

43. Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. М., 2002. http://lib.ru/FILOSOF/PORUS/racionalnost.txt

44. Православие и проблемы биоэтики / Под ред. проф. Силуяновой И. В. М., 2001.

45. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос и квант. М., 1991.

46. Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии, № 8, 1989.

47. Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

48. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979.

49. Рожанский И. Д. Античная наука. М. 1980. http://naturalhistory1.narod.ru/Person/Lib/Antnauka/Index.htm

50. Рожанский И. Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М., 1988.

51. Свободомыслие и атеизм в древности, средние века и в эпоху Возрождения / Ин-т философии АН СССР; Под ред. А. Д. Сухова. М., 1986.

52. Семенов Н. Н. Наука и общество. М., 1973.

53. Сухов А.Д. Атеизм передовых русских мыслителей. Радищев. Декабристы. Революционные демократы. Естествоиспытатели-материалисты. Революционные народники. М., 1980.

54. Степин В. С. Научные революции // Степин В.С. Теоретическое знание: Структура, ист. эволюция / (М., 2000. С. 533-640).

55. Таннери П. Исторический очерк развития естествознания в Европе (с 1300 до 1900 гг.) М., 1934.

56. Чиков Б., проф. Не все так просто с лженаукой. http// www…

57. Чичерин Б.Н. Наука и религия. - М., 1999.

58. Шахнович М. И. Приметы верные и суеверные. Очерки народного знания и бытового суеверия. Л., 1984.

59. Шахнович М.М. Когнитивное религиоведение: от интерпретации к объяснению // Очерки по истории религиоведения. СПб., 2006.

60. Шахнович М.М. Учение о Боге как объект профессиональной деятельности

61. Шишаков В. А. Галилео Галилей. М., 1974.

62. Энгельгардт М.А. Николай Коперник: http://www.belletrist.ru/books/peoplebook/zzlbook/p-kopernik.htm

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Наука и религия»

Составитель: к.ф.н., асс. Г.Е. Боков

Год

1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель курса: способствовать формированию у студентов основных компетенций в области истории взаимоотношений науки и религии и современного состояния их взаимодействия.

1.2. Задачи курса: рассмотреть особенности научной и религиозной картин мира, специфику философского и теологического подходов в решении мировоззренческих проблем; проследить историю развития научного знания и взаимоотношение науки и религии на разных этапах истории и в разных культурах; исследовать развитие естественнонаучных представлений в контексте их взаимодействия с теми или иными теологическими направлениями; выявить методологические предпосылки конфликта науки и религии и показать его развитие в истории и современности, определить возможность или невозможность его преодоления; рассмотреть проблемы соотношения веры и знания, возможности рационального доказательства существования Бога; охарактеризовать теологические интерпретации современного естествознания, а также обоснования теизма и креационизма с помощью естествознания; критически рассмотреть феномен паранауки и его историю.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: курс представляет собой профессиональную дисциплину федерального компонента подготовки бакалавра религиоведения.

2. Требования к студентам

Оценка за семестр складывается из суммы оценок за 1) качество докладов, 2) умение работать с источниками и научно-исследовательской литературой (реферат), 3) участие в дискуссиях на занятиях, 4) письменную итоговую работу (эссе) и 5) итогового экзамена.

2.1. Эссе на тему « Наука и религия » должно быть построено следующим образом: титульный лист, оглавление, введение, содержащее постановку проблемы; основная часть, состоящая из нескольких глав, в которой на основе прочитанной литературы раскрывается проблема истории взаимоотношений науки и религии, а также современного состояния их взаимодействия; заключение, в котором формулируются общие выводы, связанные с анализом различных мировоззренческих позиций, библиография, включая всю литературу, как самостоятельно прочитанную по данной теме, так и обсуждаемую на занятиях. В работе необходимо излагать различные взгляды на проблему, обязательным является использование цитат со сносками на страницы источника или интернет-страницу. Работа может иметь любой подзаголовок, по усмотрению автора. Объем: около 10 страниц основного текста, Times New Roman, 14 шрифт, одинарный интервал, выравнивание по ширине. В электронном виде эссе необходимо выслать к 01 мая для предварительной проверки на email: [email protected]

Итоговая защита эссе состоится на последнем и/или предпоследнем занятии, тогда же будут подведены предварительные итоги.

2.2. Реферат пишется по одной полностью прочитанной книге и предполагает краткое изложение содержания объемом 5-7 страниц основного текста, требования прежние. Работы также обсуждаются на последнем занятии и должны быть высланы к 01 мая.

 

2.3. Темы докладов: доклады делаются в течение семестра, желательным является наличие презентаций и различных иллюстративных материалов, демонстрация умения работы с интернет-ресурсами.

1. Научная и религиозная картины мира. (Ичетовкина Александра) 28 февраля.

2. Наука и религия в античности. (Шерова-Игнатьева Полина) 13 марта.

3. Место научного знания в средневековой религиозной парадигме. (Байрон Александр) 20 марта.

4. От средневековой магии и алхимии к новоевропейской науке. (Герматическая традиция Ренессанса). (Спиридонов Александр) 20 марта.

5. Коперниканская революция и ее значение: битва за космос. (Шушулков Дмитрий) 27 марта.

6. Место религии в классической механистической научной парадигме Нового времени. (Шадура Ольга) 03 апреля.

7. Полемика эволюционизма и креационизма и ее значение. (Родимова Лидия). 10 апреля.

8. Наука и религия в России. (Шерова-Игнатьева Полина) 17 или 24 апреля.

9. Неклассическая и постнеклассическая наука и религия. (Тарасова Анна) 08 мая.

10. Паранаука и многообразие вненаучного знания. (Шипков Юрий). 15 мая

11. Наука и религия в современном мире. (Апанасова Ольга). 22 мая

 

Неподготовленный или плохо подготовленный доклад предполагает обязательное выполнение письменной работы по выбранной теме, которая пишется параллельно с эссе и в соответствии со всеми требованиями, обозначенными в пункте 2.1.

 

3. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля

 

Форма обучения Дневная
Всего аудиторных занятий  
Из них лекций Семинарских занятий  
Самостоятельная работа студента  
Итого  
Семестры, в которых изучается дисциплина  

 

Форма итогового контроля: экзамен

 

 

4. Содержание дисциплины

4.1. План занятий на 2011 год.

Занятие 1-2. 14 февраля. Вводное: Религия в век науки.

Занятие 3-4. 21 февраля. Актуальные проблемы науки и религии

Занятие 5-6. 28 февраля. Наука и научное знание. Научные традиции и научные революции. Научная и религиозная картины мира.

Занятие 7-8. 06 марта. Проблема зарождения протонаучных знаний. Мифология и преднаука: история и современность. Преднаука и религия в древнем мире.

Занятие 9-10. 13 марта. Философия, наука и религия в античности.

Занятия 11-12. 20 марта. Религия, наука и вненаучное знание в Средние века и эпоху Возрождения.

Занятия 13-14. 27 марта. Коперниканский переворот: «астрономический» конфликт науки и религии.

Занятия 15-16. 03 апреля. Наука и религия классической новоевропейской парадигмы.

Занятия 17-18. 10 апреля. Теория эволюции и религия.

Занятия 19-20. 17 апреля. Просвещение в России: М. В. Ломоносов и наука XVIII века. Планируется: Занятия в музее М.В. Ломоносова (может быть другая дата!).

Занятия 21-22. 24 апреля. Наука и религия в России XIX – ХХ вв. + Планируется что-то из этого: Музей истории СПбГУ, Храм СПбГУ Приход Церкви Свв. Апп. Петра и Павла (встреча с о. Кириллом (Копейкиным)), или Музей Д.И. Менделеева, или Музей И.П. Павлова.

Занятия 23-24. 1 мая. Если выходной, то: самостоятельный просмотр научно-популярных фильмов Т.В. Черниговской «Покажем зеркало Природе» и «Звездное небо мышления».

Занятия 25-26. 08 мая. Неклассическая и постнеклассическая наука и религия.

Занятия 27-28. 15 мая. Паранаука и религия.

Занятия 29-30. 22 мая. Наука и религия в современном мире. Мировоззрение, этика и ответственность ученого. Биоэтика и религия.

Занятие 31-32. 29 мая. Подведение итогов: защита эссе.

4.2. Тематический план

Раздел I. Актуальные проблемы науки и религии.

Тема 1. Вводное занятие. Религия в век науки. Занятия 1-4.

Предварительное определение науки и ее предметного поля. Характер отношений религии и науки. Религия и наука как относительно самостоятельные формы сознания и способы отношения к миру. Претензия религии на наиболее полное и достоверное знание. Конфликт религии и науки.

Основные области взаимодействия/конфликта науки и религии: формирование картины мира, взгляды на природу и система образования. Мировоззренческая и социальная значимость этих проблем.

Глобальные проблемы современности и варианты их решения со стороны науки, философии и религии. Этика и ответственность ученого. Теологический модернизм: современное богословие и наука. Понятие биоэтики. Теологическое осмысление открытий в области астрономии, клонирования, генной инженерии, абортов, эвтаназии и т.д. Современный эволюционизм и креационизм. Физика и современная телеология. Теологические пути к примирению. Наука и религия: конфликт мировоззрений. Проблема диалога мировоззрений в XXI веке.

Тема 2. Общие представления о науке и религии. Занятия 5-6.

2.1. Наука как социокультурный феномен. Понятие науки. Проблема определения и возникновения науки. Наука как один из способов познания мира, как социальный институт, как особая сфера культуры. Наука и философия. Философия науки. Социальная роль и функции науки. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Социокультурный статус науки.

Накопление научного знания в изменяющемся социокультурном контексте. Наука и культура. Наука, техника и технология. Социальные формы организации науки. Основные этапы развития науки.

Наука и картина мира. Понятие «парадигма»: наука и смена мировоззренческих парадигм. Научные революции: классическая постклассическая и постнеклассическя наука и смена типов рациональности. Структура научных революций. Социокультурные аспекты научного знания. Проблема роста научного знания и границ познания. Сайентизм и антисайентизм.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.155 с.