Глава 1. Теоретические понятие методики и техники дрессировки — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Глава 1. Теоретические понятие методики и техники дрессировки

2017-12-11 386
Глава 1. Теоретические понятие методики и техники дрессировки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ланкис Лолита Адриановна

Выпускная квалификационная работа

 

На тему «Структура и применение оперантного научения»

 

Специализация – кинология

Квалификация – «Кинолог – специалист по организации племенного дела»

 

 

Руководитель д.в.н., профессор С.П. Еремин

 

 

К защите разрешаю

 

руководитель Центра кинологии и

фелинологии, доцент А.П. Еремин

 

 

Работа защищена «____» ___________ 201_ г.

 

с оценкой _________________ протокол № _____

 

 

Нижний Новгород – 2016

 

 

Содержание

 

Глава 1. Теоретические понятие методики и техники дрессировки

Глава 2. Оперантное научение – дрессировка без наказания?

2.1 Основные приемы подкрепления.

2.2 Что такое кликер

2.3 Что лучше: кликер, слово-маркер или просто кусок, который вы даете собаке, если она делает то, что вам нравится?

2.4 Понятие шейпинга.

Глава 3. Описание практической части.

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение.

 

Всю большую популярность в мире кинологии приобретает метод Положительного подкрепления, часто именуемый как «ПП». Метод основывается на теории виднейшего теоретика бихевиоризма Б.Ф. Скиннера. Освещение данной темы мне видится необходимостью, так как оперантный метод – мощнейший инструмент в дрессировке, особенно в сложных случаях.

Социальная значимость темы определяется тем, что многие до сих пор не берут во внимание новые исследования учёных-этологов, и остаются верны так называемой «теории доминирования». Эти темы тесно связаны, т.к. оперантный метод предоставляет выход для работы с собаками с огромным диапазоном проблем, не применяя механического воздействия или принуждения.

Особое значение приобретает вопрос со спортивными собаками, когда с каждым годом соревнования выходят на новый уровень, и оценивается не только выволнение, но и энтузиазм, замотивированность собаки.

В связи с этим, целью данной работы является определить возможные области применения данного метода, разобраться в составляющих и принципах работы.

Для теоретической части я буду использовать в основном труды самого Б.Ф. Скиннера, а для практической использую щенка бельгийской овчарки малинуа, 4х месяцев и суку шпица одиннадцати лет.

 

Глава 2.1. Основные приемы подкрепления.

 

В этой главе стоит разобрать виды подкреплений, маркеров. В основном маркеры аудиальные. Кликер, слово, или выданное в нужный момент лакомство.

Маркером может быть что угодно – слово, щелчок или само лакомство. Ну, в таком случае, почему бы не пользоваться только лакомством? Если бы в дрессировке мы использовали только лакомство, диапазон наших возможностей бы сильно сократился. Важно не просто дать собаке еду, а важен сам факт понимания собакой того, что именно она сделала, за что получила лакомство.

 

 

Глава 2.2. Что такое кликер.

Когда в Россию пришла книга Карен Прайор «Дрессировка с помощью кликера» - это было одно из первых масштабных заявлений о дрессировке без наказания. Сама К.Прайор работала с дельфинами, что в большей степени ограничивает физическое воздействие на животное.

Кликер - маленькое приспособление, издающее щелчок. На этот щелчок мы закрепляем уловный рефлекс. Плюсы кликера очевидны: щелчок (сигнал)

Всегда одинаков, и не зависит ни от интонаций, ни от настроения дрессировщика,- этим мы очень упрощаем собаке задачу. А так же стоит брать во внимание понятие тайминга – когда мы хотим отметить буквально секунду в поведении собаки, кликер помогает воплощать базовые принципы дрессировки: от простого – к сложному.

В основном кликер используется для обучения новому поведению и для отработки, шлифования деталей и мелочей. Это лишь инструмент обучения, от которого на определенном этапе в конкретном упражнении мы отказываемся.

Понятие шейпинга.

Шейпинг – методика кликер-тренинга, при которой собака обучается поведению с нуля, без каких-либо подсказок со стороны тренера.

 

При шейпинге инициатива переходит к собаке. Мы не используем подсказок и не используем наведение лакомством – это огромный шаг вперед,если вы хотите, чтобы ваша собака сама просила поработать с ней. Собака учится просить вас поощрить ее, с самого начала предлагая какое-либо поведение. Кроме того, собака, привыкшая к шейпингу, научиться продолжать предлагать различные варианты поведения даже в том случае, если она не получает поощрение. Это облегчит работу с продолжительными цепочками поведения без поощрения, например, комплекс (ОКД или Обидиенс).

 

 

Заключение.

 

Как мы видим, принципы работы с так называемой «оперантной» собакой разительно отличаются, и данный метод имеет множество плюсов. Самый главный из которых ­– энтузиазм, с которым собака предлагает новое поведение. Многие до сих пор думают, что оперантная дрессировка – это кликер, но кликер – лишь инструмент, повышающий эффективность в опрделенных условиях работы. Самое важное – принципы данного метода и видение в нашей работе ситуаций, в которых оперантная дрессировка будет самым верным решением или прекрасным дополнением к иному методу.

 

 

Список литературы

1. Скиннер Б.Ф. Оперантное поведение

2. Прайор К. «Не рычите на собаку»

3. Прайор К. «Дрессировка с кликером»

 

Ланкис Лолита Адриановна

Выпускная квалификационная работа

 

На тему «Структура и применение оперантного научения»

 

Специализация – кинология

Квалификация – «Кинолог – специалист по организации племенного дела»

 

 

Руководитель д.в.н., профессор С.П. Еремин

 

 

К защите разрешаю

 

руководитель Центра кинологии и

фелинологии, доцент А.П. Еремин

 

 

Работа защищена «____» ___________ 201_ г.

 

с оценкой _________________ протокол № _____

 

 

Нижний Новгород – 2016

 

 

Содержание

 

Глава 1. Теоретические понятие методики и техники дрессировки

Глава 2. Оперантное научение – дрессировка без наказания?

2.1 Основные приемы подкрепления.

2.2 Что такое кликер

2.3 Что лучше: кликер, слово-маркер или просто кусок, который вы даете собаке, если она делает то, что вам нравится?

2.4 Понятие шейпинга.

Глава 3. Описание практической части.

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение.

 

Всю большую популярность в мире кинологии приобретает метод Положительного подкрепления, часто именуемый как «ПП». Метод основывается на теории виднейшего теоретика бихевиоризма Б.Ф. Скиннера. Освещение данной темы мне видится необходимостью, так как оперантный метод – мощнейший инструмент в дрессировке, особенно в сложных случаях.

Социальная значимость темы определяется тем, что многие до сих пор не берут во внимание новые исследования учёных-этологов, и остаются верны так называемой «теории доминирования». Эти темы тесно связаны, т.к. оперантный метод предоставляет выход для работы с собаками с огромным диапазоном проблем, не применяя механического воздействия или принуждения.

Особое значение приобретает вопрос со спортивными собаками, когда с каждым годом соревнования выходят на новый уровень, и оценивается не только выволнение, но и энтузиазм, замотивированность собаки.

В связи с этим, целью данной работы является определить возможные области применения данного метода, разобраться в составляющих и принципах работы.

Для теоретической части я буду использовать в основном труды самого Б.Ф. Скиннера, а для практической использую щенка бельгийской овчарки малинуа, 4х месяцев и суку шпица одиннадцати лет.

 

Глава 1. Теоретические понятие методики и техники дрессировки

Бе́ррес Фре́дерик Ски́ннер (англ. Burrhus Frederic Skinner; 20 марта 1904 — 18 августа 1990) — американский психолог, изобретатель и писатель.

• Внёс огромный вклад в развитие и популяризацию бихевиоризма — школы психологии, рассматривающей поведение человека как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Скиннер наиболее известен своей теорией оперантного обусловливания, в меньшей степени — благодаря художественным и публицистическим произведениям, в которых он продвигал идеи широкого применения развиваемых в бихевиоризме техник модификации поведения (например, программированного обучения) для улучшения общества и осчастливливания людей, как форму социальной инженерии.

• В 1972 году Американская психологическая ассоциация (в которой уже в то время насчитывалось около ста тысяч членов) назвала самых выдающихся психологов XX столетия. По их почти единодушному мнению, этот почётный список возглавил в ту пору здравствовавший Беррес Скиннер, опередивший даже Зигмунда Фрейда (тот был назван вторым).

 

Виднейший теоретик строгого бихевиоризма Б.Ф. Скиннер настаивал на том, что научными методами можно познать все поведение человека, поскольку оно детерминировано объективно (окружающей средой). Скиннер отвергал понятия скрытых психических процессов, таких, как мотивы, цели, чувства, бессознательные тенденции и пр. Он утверждал, что поведение человека почти всецело формируется его внешним окружением. Такую позицию называют иногда инвайронментализмом (от англ. environment — среда, окружение). «Черный ящик человеческой психики» должен быть, по мнению Скиннера, исключен из эмпирического исследования, усилия должны быть направлены на изучение открытого, доступного непосредственному наблюдению, поведения человека, на установление тех факторов среды, которые в конечном счете определяют и контролируют действия человека.

Скиннер считал, что экспериментальный анализ поведения животных (крыс, голубей) позволит открыть принципы поведения, общие для животных и человека. С опорой на всеобщие закономерности поведения важнейшая практическая психолого - педагогическая задача обучения и воспитания становится решаемой. Манипулируя переменными окружающей среды (т.е. независимыми переменными), можно прогнозировать и контролировать поведенческие реакции индивида (зависимые переменные).

Скиннер признавал существование двух основных типов поведения: респондентного и оперантного. Однако он полагал, что главное — оперантное поведение, т.е. спонтанные действия, для которых не существует первоначального стимула, поддающегося распознаванию. Для животных и человека важны последствия — события, наступающие в результате поведения. В зависимости от последствий складывается определенная тенденция в отношении такого поведения в будущем. Оперантные реакции постепенно приобретают характер произвольных. По оперантному типу научения происходит формирование множества форм человеческого поведения (умение одеваться, привычка читать книги, сдерживать проявления агрессии, преодолевать застенчивость и т.п.).

Реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться. Так, в большинстве семей можно наблюдать оперантное научение плачу. Крик и плач как безусловные реакции ребенка на физический дискомфорт вызывают у родителей стремление подойти к ребенку, успокоить его, оказать помощь и внимание. Такая забота оказывается мощным позитивным подкреплением для плача ребенка; и плач становится оперантно обусловленным средством контроля за поведением родителей.

В то же время вероятность повторения реакции, за которой следует негативный результат или наказание, уменьшается. Если знакомый в ответ на приветствие поджимает губы и делает вид, что нас не замечает, мы скоро перестанем здороваться с ним.

Подкрепление — ключевое понятие концепции Скиннера. Подкрепление усиливает реакцию, увеличивает вероятность ее по­ явления. В бихевиоральном научении признавали два типа подкрепления: первичное (или безусловное — вода, еда, секс) и вторичное (или условное — деньги, внимание со стороны значимого другого, одобрение родителей, сверстников, учителей). По Скиннеру, вторичные подкрепляющие стимулы становятся подкреплением в результате прошлого опыта, они общие для большинства людей и оказывают сильное влияние на их поведение.

Скиннер выделял также подкрепление позитивное и негативное. Позитивное подкрепление усиливает реакцию, сопровождая ее приятными последствиями (пища, внимание). Негативное подкрепление тоже усиливает поведенческую реакцию, но за счет устранения раздражающих стимулов (подросток начинает употреблять ругательные слова и выражения, стремясь избежать насмешек приятелей типа «маменькин сынок, малыш»).

Поведение может контролироваться также с помощью наказания (мать подростка может ударить его по губам за ругательства или лишить карманных денег). Такое последствие призвано прекратить, изжить поведенческую реакцию. Техника наказания в современном обществе применяется чаще всего, но Скиннер стремился доказать, что подобный контроль поведения неэффективен (лишь временно откладывает нежелательное поведение) и, что еще хуже, вызывает негативные побочные эффекты (страх, тревогу, падение самооценки, грубые формы асоциального поведения). Он настаивал на том, что позитивное подкрепление (поощрение желательных образцов) гораздо более надежный метод формирования поведения и у детей, и у взрослых.

В случае научения сложному поведению (такому, как навыки письма или межличностного общения или выработка аккуратности) используется метод последовательного приближения, или формирования. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой, подкрепление многократно включается при изменении поведения в направлении желаемого. Другой принцип научения — незамедлительность подкрепления.

При обучении самостоятельной аккуратной еде ребенка последовательно подкрепляют: хвалят за попытку взять ложку в руку, направить ее в рот, восхищаются его усилиями, подбадривают малыша, хотя на первых порах он и теряет по дороге почти все содержимое. И только в результате постепенного приближения к нужному результату добиваются от ребенка аккуратности и чистоты одежды и стола.

Скиннер утверждал, что даже вербальное поведение, или устная речь, приобретается через процесс успешного последовательного приближения. Однако многие психологи совершенно не согласны с тем, что язык может быть усвоен таким способом, подчеркивая тем самым столь высокую скорость речевого развития в раннем детстве, которую невозможно объяснить, исходя из принципов оперантного обусловливания.

Проблема социализации человека рассмотрена Скиннером в книгах «По ту сторону свободы и достоинства» (1971), «Размышления о бихевиоризме и обществе» (1978). В концепции Скиннера развитие ребенка — это обучение его нормативному поведению в соответствии с направлениями подкрепления. На ранних этапах агентами социализации и источниками подкрепления выступают родители, позже число источников подкрепления расширяется — это и соседи, и школа, и мнение сверстников.

Скиннер придерживался мнения, что поведение человека в течение жизни изменяется и периодически возникают кризисы. Кризисные явления вызываются такими изменениями среды, к которым индивид не имеет адекватного набора поведенческих реакций. В бихевиоризме не стоит проблема возрастной периодизации развития, так как считается, что среда формирует поведение ребенка постоянно, непрерывно и постепенно. Периодизация развития зависит от среды. Не существует единых для всех детей закономерностей развития в данный возрастной период: какова среда, таковы и закономерности развития данного ребенка. Речь может идти только о создании функциональной периодизации, которая позволила бы наметить этапы научения, формирования определенного навыка (этапы развития игры, обучения письму или игре в теннис).

Постоянный опыт научения создает то, что в других психологических школах называют личностью. Личность — это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Уникальность человека задается своеобразным сочетанием генетических характеристик и индивидуальным репертуаром научения. Психическое развитие, таким образом, отождествляется с научением, т.е. с любым приобретением знаний, умений, навыков — и в условиях специального обучения, и возникающих стихийно. Человек таков, каким он научился быть.

Идеи Скиннера нашли достаточно широкое практическое применение. Стратегия успешного последовательного приближения и техники позитивного подкрепления составили основу методов модификации поведения индивида, бихевиоралъного тренинга. Среди конкретных областей их приложения — преодоление разнообразных страхов, тревожных и навязчивых состояний, перестройка деструктивного поведения, обучение навыкам общения, тренировка уверенности в себе, тренинг с биологической обратной связью в лечении тревоги, мигрени, мышечного напряжения и гипертензии. Применяются оперантные методики и к детям дошкольного возраста, и к пациентам психиатрических клиник, и к заключенным в тюрьмах. Широкую известность получили методики «жетонного вознаграждения», сенсибилизации и десенсибилизации, «выключенного времени», или «тайм-аута». Программированное обучение с использованием компьютера строится во многом на принципах, разработанных Скиннером. Многие специалисты признают эффективность «технологии строительства поведения», но подчеркивают при этом механистичность метода, авторитарные тенденции руководителя и игнорирование внутренних факторов развития (интересов, чувств, мыслей человека) и предостерегают от чрезмерно широкого применения этого метода.

Подкрепляя это поведение, мы обязательно добьемся своего: это поведение будет встречаться чаще.

Логичным кажется и другой способ модификации поведения. Многие предполагают, что поведение, которое наказывается, штрафуется, т.е. ведет к последствиям, для индивида неприятным, должно исчезнуть. Этому выводу, однако, Скиннер не нашел подтверждения. С его точки зрения, наказание - довольно спорный способ отучить от нежелательного поведения, поскольку поведение, за которым следуют неприятные последствия, никуда не исчезает, оно лишь видоизменяется самым неожиданным образом. Человек в случае штрафа вынужден искать иные формы поведения, чтобы избежать штрафа. Часто оказывается так, что эти новые формы бывают еще менее желательными, чем те, которые вызвали наказание.

Конечно, человек (или любое другое живое существо) склонен избегать неприятных событий. Это - факт. Однако предсказать, к чему приведут его поиски альтернативных форм поведения - практически невозможно, если только не оказывать ему помощь - не продемонстрировать в явной форме образцы поведения, которые позволят наказания избежать.
И здесь Скиннер еще раз напоминал о том, что предотвращение негативных последствий само вызывает позитивные последствия, т.е. само является подкреплением. И эту форму подкрепления, конечно, можно использовать.

Принципиально в целях изменения поведения можно использовать пять различных типов последствий. Во-первых, это позитивное и негативное подкрепление, которое ведет к укреплению способов поведения, вслед за которыми оно следует. Далее следует позитивное и негативное наказание, ведущее к непредсказуемым последствиям, и игнорирование - то есть абсолютное отсутствие последствий, которое ведет к угасанию поведения и (как мы увидим далее) - к состоянию выученной беспомощности.

 

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.