Формой контроля является зачет. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Формой контроля является зачет.

2017-12-10 154
Формой контроля является зачет. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Биолого-почвенный факультет

Кафедра генетики

 

«УТВЕРЖДАЮ»____________

И.о. ректора ЮФУ

Профессор Захаревич В.Г.

 

учебно-методический комплекс

ДИСЦИПЛИНЫ

«Концепции современного естествознания»

 

Ростов-на-Дону

Учебная программа принята в фонд учебно–методического управления

ЮФУ _____________________________________________2012 г.

 

 

Составитель: к.б.н., доцент кафедры генетики ЮФУ Вардуни Т.В.

 

Учебно – методический комплекс принят кафедрой генетики

«____»________________2012 г.

 

Зав.кафедрой генетики д.б.н., проф. Шкурат Т.П.

 

Учебно-методический комплекс одобрен экспертным советом блока биологических дисциплин «______»______________________2012 г.

 

Председатель экспертного Совета (ученая степень, звание, должность)

_____________________________________________________________ФИО

 

 

Учебная программа утверждена Ученым Советом университета «______»___________________2012 г.

 

Председатель Ученого Совета,

И.о. ректора ЮФУ, профессор Захаревич В.Г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курс «Концепции современного естествознания» входит в деятельностный модуль общепредметного блока образовательного минимума содер­жательной общепрофессиональной программы.

Целью курса «Концепции современного естествознания» является обеспечение фундаментальности и целостности высшего образования, формирование у студентов естественнонаучного мировоззрения, которое не является простой суммой специализированных знаний в отдельных областях науки и основано на интересе к естествознанию.

Задачами курса являются:

-формирование грамотного, разносторонне подготовленного специалиста, творчески подходящего к решению вопросов современной науки и умеющего применять полученные знания в педагогической практике;

- ознакомление с историей естествознания, достижениями современного естествознания;

-овладение понятийным аппаратом естественных наук;

-приобретение опыта анализа информации, проникающей в массовое сознание,

-усвоение основных методов естествознания.

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2005г.

Предлагаемая программа содержит историческую часть предмета, ме­тодологические аспекты, a также основные положения современного ес­тествознания.

Изучение курса «Концепции современного естествознания» основано на получении студентами следующих знаний:

- роль естествознания в современном обществе, естествознание как сложнейшая совокупность наук о природе;

- предмет естествознания и его соотношение с предметами конкретных естественных наук;

- основы научного метода: методы эмпирического и теоретического познания;

- особенности становления и развития естествознания в исторические эпохи (античный период, эпоха средневековья, эпоха Возрождения, Новое время);

- общая картина современного естествознания:

микромир (понятия об элементарных частицах, их свойствах и классификации; свойства и взаимодействия атомов и молекул), макромир (понятие о неживой и живой материи, уровни организации живой материи, происхождение жизни на Земле, теория эволюции, биосферная теория, понятие ноосферы) мегамир (Солнечная система, основные понятия космологии и законы, действующие в мегамире); современные естественнонаучные концепции.

Предмет «Концепции современного естествознания» позволяет:

- использовать полученные знания для объяснения природных явлений с позиций современных представлений естественных наук;

- применять системный подход к решению учебно-педагогических и научно-методических задач по специальности;

- ориентироваться в новейших достижениях естественных наук и работать с большим объемом современной информации.

Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» для студентов юридического факультета включает лекционные (32 ч.), однако, в ее содержании предусмотрены также элементы семинарских занятий, различные виды самостоятельной работы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Понятие естествознания. Естествознание как система наук. Наука как часть культуры общества. Классификация наук. Системный подход к классификации наук. Фундаментальные и прикладные науки, их взаимосвязь. Пограничные естественные науки и их роль в интеграции естественнонаучных знаний. Взаимоотношения различных наук. Роль естественных наук в жизни общества на нынешнем этапе развития. Иерархия естественных наук. Современные тенденции развития науки – дифференциация и интеграция.

Роль и место системного подхода в естествознании. Системный метод. Общая теория систем и ее основные понятия. Классификация систем. Связи- как важнейшее понятие общей теории систем и их классификация.

Предмет естествознания. Научные факты, научные методы и научные результаты, их общность и различия. Понятие научной революции.

Основные категории естествознания: материя, движение, пространство, время, организация. Материя как объективная реальность. Формы материи: вещество, поле, вакуум; их взаимопревращения. Формы движения материи. Волны и корпускулы. Квантово-волновой дуализм. Элементы квантовой механики.

Организация как свойство движущейся материи. Виды организации: хаос, структура и ритм.

Пространство как форма существования материи. Абсолютное и относительное, однородное и неоднородное, дискретное и непрерывное пространство.

Время как форма существования материи. Понятие о трехмерном и многомерном пространстве. Свойства пространства и времени, интерпретируемые с позиции специальной и общей теории относительности.

Понятие научного метода. Общенаучные методы эмпирического познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент). Измерение – основа количественного опыта. Требования, предъявляемые к эксперименту. Общенауч­ные методы теоретического познания (абстрагирование, идеализация, формализация, индукция, дедукция). Догадка, гипотеза и теория как этапы теоретического осознания явлений. Проверка гипотез. Методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания (анализ и синтез, аналогия и моделирование). Объективные условия возрастания роли моделирования в современной науке. Виды научных моделей: идеальные и материальные, физические и математические модели.

Микромир.

Элементарные частицы как низший уровень материальных структур. Классификация элементарных частиц по различным критериям (массе, электрическому заряду, времени жизни и др.). Гипотеза кварков и ее значение для объяснения многообразия элементарных частиц. Фундаментальные взаимодействия в природе. Виды фундаментальных взаимодействий и их основные характеристики. Современные научные представления о единстве фундаментальных взаимодействий.

Объединение эле­ментарных частиц в атомные ядра. Объединение ядер и электронов в атомы. Объединение атомов в молекулы. Основные агрегатные состояния вещества. Плазма – особое состояние вещества.

Макромир.

Объединение молекул в простые вещества. Виды и особенности химических связей. Геологические породы – основные структуры неживой природы. Общая характеристика и иерархия геологических пород. Геосфера Земли.

Структурные уровни биологической ветви организации материи. Молекулярный уровень организации материи. Биологические макромолекулы. Структурные уровни биологической ветви организации материи. Основные типы биомакромолекул. Структура и функции углеводов. Химическая структура и функции жирных кислот и липидов. Структура и функции аминокислот и белков. Химическая структура и функции нуклеиновых кислот.

Понятие жизни. Свойства живого. Возникновение жизни как закономерный этап земной эволюции. Гипотезы происхождения и разви­тия жизни на Земле. (креационизм, гипотеза самопроизвольного зарождения, гипотеза стационарного состояния, гипотеза панспермии и индуцированной панспермии, гипотеза биохимической эволюции). Результаты новейших попыток обнаружения жизни на других планетах с помощью космических аппаратов и методом анализа образцов метеоритов инопланетного происхождения. Абиогенный и биогенный этапы происхождения жизни (А.И.Опарин, Дж.Холдейн). Опыты С. Миллера как практическое подтверждение гипотезы Опарина-Холдейна.

Клеточный уровень организации материи. Клетка – структурная и функциональная единица живого. Особенности строения прокариотических и эукариотических клеток. Органоиды клеток про- и эукариот. Типы деления клеток. Матричные процессы в клетках. Строение плазматической мембраны клетки. Вирусы как неклеточная форма существования материи.

Метаболизм (пластический и энергетический обмен). Типы питания. Фотосинтез.

Наследственность и изменчивость как основные свойства живого. Генетический код и его свойства. Основные закономерности наследования признаков. Современные проблемы генетики.

Тканевой, органный и организменный уровни организации материи. Типы тканей. Органы и системы органов. Организм. Человек – тело и разум. Ветвь интеллекта в организации материи. Единство материального и идеального в организации мозга. Человеческий мозг как высший уровень организации материи.

Популяционно-видовой уровень организации материи. Биологический вид как структурная единица эволюционного процесса и таксономическая единица. Карл Линней и бинарная номенклатура. Генетический критерий вида. Взгляды Дарвина и Ламарка на происхождение биологических видов. Роль отбора и вопрос о наследовании приобретенных признаков. Центральная догма молекулярной биологии как решающий аргумент в споре Дарвина и Ламарка. Моле­кулярные механизмы наследственной изменчивости и естественного отбора. Теория номогенеза Берга. Микроэволюция и макроэволюция. Вопрос об искусственных видах. Синтетическая теория эволюции. Понятие популяции. Структура популяции (половая, возрастная, экологическая и.т.д.). Популяционные волны. Особенности популяция человека. Закон Харди-Вайнберга.

Биоценотический и биогеоценотический уровни организации материи. Понятие и структура биоценоза. Биотоп. Биогеоценоз. Цепи и сети питания. Правило экологической пирамиды. Понятие экосистемы.

Биосферный уровень организации материи. Биосфера как глобальная экосистема. Классификация экологических факторов. Роль антропогенного фактора в биосфере. Возникновение интеллекта, разу­ма - закономерный этап эволюции. Разви­тие мозга. Научные данные о формировании мозгового интеллекта. Техносфера как продукт антропогенеза. Понятие ноосферы. Искусственный и естественный интеллекты: взаимоотношения и перспективы эволюции. Познание как важнейшее свойство разума.

2.5. Мегамир.

Структуры мегамира: планеты, звездно-планетные системы, звездные системы (галактики). Законы, действующие в мегамире (СТО и ОТО А.Эйнштейна).

Гипотеза Ж.Леметра «Большого взрыва» Вселенной, ее теоретические и опытные обоснования, Закон Э.Хаббла и его значение для космологии. Эффект Доплера. Гипотезы, альтернативные «Большому взрыву» и их обоснования. Общие представления о возникновении и развитии Вселенной согласно гипотезе «Большого взрыва». Хронология эволюции Вселенной (основные эры и эпохи). Основные параметры Вселенной в настоящее время, методы их определения. Теоретические модели будущего развития Вселенной и основные сценарии этого процесса. Плотность вещества Вселенной как основной критерий выбора адекватной модели ее развития. Образование звездно-планетных систем – закономерный этап развития Вселенной.

Формирование Галактик и первичных звезд. Основные характеристики галактик и звезд. Эволюция звезд. Необычные объекты Вселенной (Черные дыры, пульсары).

Строение и состав Солнечной системы (планеты, спутники, кометы, метеориты). Теории происхождения солнечной системы. Параметры Солнца как звезды Галактики. Основные характеристики главных планет Солнечной системы.

Земля как планета солнечной системы. Внутреннее строение Земли. Научные представления о происхождении и эволюции нашей планеты. Земля как динамическая неравновесная система.

2.6. Ритмичес­кая организация материи. Современные подходы к классификации природных ритмов. Внешние и внутренние ритмы. Гипотетические представления о внутренней природе, происхождении и эволюции естественных ритмов. Электромагнитные взаимодействия как субстрат и причина большинства известных ритмов. Их проявление в изменениях состояний атомов, молекул и надмолекулярных структур. Астрономические мегаритмы и их проявление на уровне глобальных геологических и биологических процессов. Солнечные ритмы. Гравитационные солнечно-лунно-земные ритмы и их проявление на нашей планете. Земные общепланетные ритмы: годичные и суточные.

Важнейшая роль циркадных ритмов в процессах жизнедеятельности, современные научные данные о циркадных ритмах человека. Внутриземные ритмы, обусловленные протеканием внутренних геофизических процессов и проявляющиеся в движении магнитных земных полюсов, вулканических извержениях, колебаниях и перемещениях земной коры и т.д. Их влияние на общебиологические процессы. Внутриклеточные биохимические и физиологические ритмические процессы, их роль в жизнедеятельности. Понятие о «внутренних часах» и научные данные об их изучении.

2.7. Проблема научного описания самоорганизации материи: ограничения, накладываемые классической (равновесной) термодинамикой. Идеи Э.С.Бауэра, Э.Шредингера об исключительной неуравновешенности живых организмов. Понятие о диссипативных структурах и их основные свойства (И.Пригожин). Значение изучения диссипативных структур для объяснения механизмов структурной самоорганизации.

Синергетический подход к построению теории самоорганизации материи и его отличие от неравновесно-термодинамического. Предмет изучения и области применения синергетики. (Г.Хакен).

Общее понятие о новых научных направлениях теоретического описания эволюции систем различной природы (теории самодезорганизации, бифуркации, перестроек, катастроф, нелинейных колебаний и волн, эволюционика).

Симметрия – универсальное свойство природных объектов и процессов. Симметрия физических явлений и процессов и ее связь с симметрией пространства и времени. Проблема роли симметрии и ее нарушений в происхождении и эволюции материального мира. Фундаментальная роль науки о симметрии в естествознании.

2.8. Развитие естественнонаучных концепций в контексте современных открытий: синтетическая теория эволюции, социобиология, концепция коэволюции природы и общества, генная и клеточная инженерия, генетически модифицированные продукты, особые состояния вещества, супрамолекулярная химия, антропный принцип, основные постулаты кибернетики. Теория информации.

2.9. Вненаучные методы познания природы: мифология, религия, искусство, литература (в т.ч. научно-художественная и научно-фантастическая), рациональный опыт, обыденное сознание. Их возможности, сравнительные особенности и основные достижения. Взаимодополнительность научных и вненаучных методов познания природы.

«Две культуры» в общественном развитии как следствие исторических условий и сложности социогенеза (Ч.Сноу). Закономерный переход к синтезу достижений культуры в настоящее время. Существующие проблемы и способы их преодоления на пути к единой культуре.

 

В предлагаемой программе распределение учебного времени по курсу «Концепции современного естествознания» по семестрам и видам занятий, количество часов, отведенное на чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий, самостоятельную работу и т.д. носят рекомендательный характер. При использовании данной программы для преподавания курса «Концепции современного естествознания» на разных факультетах естественнонаучной направленности, где количество времени, отводимого на этот курс, может сильно варьировать, необходимо вносить соответствующие коррективы.

Космология – это наука

1. об освоении космоса

2. о Вселенной в целом и ее структуре

3. о происхождении и развитии небесных тел

4. о происхождении жизни и разума во Вселенной

5. об устройстве Солнечной системы

Световой год – это

1. время, за которое луч солнца достигает земли

2. промежуток между «летним» и «зимним» временем

3. время, за которое земля обращается вокруг солнца

4. расстояние, которое свет проходит за год

5. расстояние, которое земля проходит вокруг солнца за год

Кварки – это

1. космические тела с избыточным рентгеновским излучением

2. химические катализаторы нового поколения

3. элементарные частицы с дробным зарядом

4. ископаемые рептилии

5. тектонические разломы в земной коре

Ключ к тестовым вопросам.

1. 10

2. 3

3. А)

4. 3.

5. 2.

6. 4.

7. 4.

8. 3

9. 2.

10. 5.

11. 1.

12. 3

13. 4.

14. 3.

15. 12. 3.

16. 3.

17. наблюдение

18. 4.


Вопросы к зачету по курсу «Концепции современного естествознания».

 

ГЛОССАРИЙ

 

Аналогия – прием познания, при котором на основании сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других свойствах. Однако, выводы по аналогии всегда вероятностны.

Антропный принцип космологии -Вселенная (и, следовательно, фундаментальные параметры, от которых она зависит) должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателя.

Античастица – элементарная частица с той же массой, что у данной частицы, но с противоположным зарядом (или магнитным моментом - для нейтральных частиц).

Биогеоценоз (экосистема) - совокупность особей разных видов, проживающих в определенном ареале со всеми абиотическими факторами среды.

Биосфера – область распространения жизни на Земле.

Вакуум – низшее энергетическое состояние поля с нулевым числом квантов.

Виртуальная частица – элементарная частица в промежуточных (ненаблюдаемых) состояниях, рассматриваемая как существующая условно.

Время – выражает порядок смены физических состояний и является объективной характеристикой любого физического процесса или явления.

Галактика – звездная система, в которой находится Солнце, содержит порядка 100 млрд. звезд.

Гравитационное взаимодействие – характерно для всех материальных объектов вне зависимости от их природы. Заключается во взаимном притяжении тел и определяется фундаментальным законом всемирного тяготения

Гипотеза панспермии - во Вселенной вечно существуют зародыши жизни.

Гипотеза стационарного состояния - жизнь и материя, по Вернадскому, взаимосвязаны, между ними нет временной последовательности.

Движение - рассматривается в физике как изменение состояния физической системы.

Диссипативные структуры – новые структуры, требующие для своего образования большого количества энергии; способны к самоорганизации.

Естественнонаучная картина мира – это система важнейших принципов и законов, лежащих в основе окружающего нас мира.

Измерение – материальный процесс сравнения какой-либо величины с эталоном, единицей измерения.

Изотропность Вселенной означает, что ее свойства не зависят от направления.

Инерциальная система – система, движущаяся прямолинейно и равномерно, или находящаяся в состоянии покоя.

Квант – неделимая порция энергии.

Кварки – частицы с дробным элементарным зарядом.

Кибернетика – наука об общих принципах управления.

Клетка - структурная и функциональная единица живого, единица роста и развития.

Континуальный – непрерывный.

Креационизм -религиозно-идеалистический подход к пониманию происхождения жизни, согласно которому жизнь является следствием божественного творческого акта.

Макромир - земной мир, привычный для людей, характеризующийся умеренными скоростями и энергиями взаимодействий, мир средних величин.

Материя - это философская категория, служащая для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Микромир – это мир атомов и элементарных частиц.

Моделирование – замещение исследуемого объекта его моделью для получения новой информации о самом объекте.

Мегамир – это мир галактик.

Наблюдение – это целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений с целью сбора фактов, укрепляющих или опровергающих гипотезу.

Нейтронные звезды – космические тела, состоящие из протонов и нейтронов.

Нестационарность Вселенной означает, что Вселенная не может находиться в статическом состоянии, а должна либо расширяться, либо сжиматься.

Ноосфера - высшая стадия развития биосферы. Сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная деятельность человека становится главным, определяющим фактором развития.

Нуклеиновые кислоты – кислоты (дезоксирибонуклеиновая – ДНК - и рибонуклеиновая – РНК), присутствующие в клетках всех живых организмов. Функция нуклеиновых кислот – хранение и передача наследственной информации.

Однородность Вселенной означает однородное в среднем распределение вещества во Вселенной.

Плазма - особое агрегатное состояние вещества, которое достигается при нагревании газов до высоких температур (103-106 К). В полностью ионизированном состоянии плазма состоит из свободных электронов и свободных "голых ядер".

Принцип близкодействия, согласно которому действия и сигналы могут передаваться с конечной скоростью (не превышающей скорость света) при посредстве полей.

Принцип вероятностно - статистический - согласно ему можно говорить лишь о вероятности того, где в данный момент времени находится частица;

Принцип дальнодействия, согласно которому действия и сигналы могут передаваться в пустом пространстве (без посредников) с какой угодно скоростью.

Принцип детерминизма (причинности), суть его состоит в признании возможности точного и однозначного определения состояния механической системы ее предыдущим состоянием;

Принцип дополнительности Бора: с помощью конкретного макроскопического прибора мы можем исследовать либо корпускулярные свойства микрообъектов, либо волновые, но не те и другие одновременно; обе стороны предмета должны рассматриваться как дополнительные друг к другу;

Принцип корпускулярно-волнового дуализма - в определенных условиях частицы вещества проявляют волновые свойства, а частицы поля – свойства корпускул.

Принцип механицизма или редукционизма - тенденция свести закономерности более высоких форм движения материи к законам простейшей его формы – механическому движению;

Принцип неопределенности Гейзенберга: знание точной координаты частицы приводит к полной неопределенности ее импульса, и, наоборот, точное знание импульса частицы – к полной неопределенности ее координаты;

Пространство – выражает порядок сосуществования физических тел.

Редукция – сведение сложного к простому.

Самоорганизация – процесс взаимодействия элементов, в результате которого возникает новый уровень порядка или структуры в системе.

Сильное взаимодействие – обеспечивает связь нуклонов в ядре и определяет ядерные силы.

Сингулярность – в космологии особенное состояние в «окрестностях» Большого взрыва.

Синергетика – учение о самоорганизующихся системах

Система – множество элементов, состоящих в отношениях взаимосвязи друг с другом, образующих целостность.

Слабое взаимодействие – описывает некоторые виды ядерных процессов. Интенсивность его на 10-11 порядков (в 1010-1011 раз) меньше интенсивности ядерных сил. Радиус его действия менее 10-15 см.

Структура – совокупность устойчивых связей объекта, определяющих его строение и функционирование.

Теория биохимической эволюции: жизнь возникла в результате процессов, подчиняющихся химическим и физическим законам.

Флуктуация – случайные отклонения системы от среднего положения.

Фотон – элементарная частица света.

Черная дыра – космический объект столь огромной массы, что от него не может вырваться даже электромагнитное излучение.

Экология – учение о окружающей среде и взаимоотношениях с ней.

Эксперимент – метод научного исследования, позволяющий изолировать исследуемый объект от влияния побочных, несущественных для него явлений, изучать объект в «чистом» виде, позволяет многократно воспроизводить ход процесса в строго фиксируемых, контролируемых условиях и планомерно изменять само протекание изучаемого процесса.

Экстраполяция – метод научного исследования, заключающийся в распространении выводов, полученных из наблюдений над одной часть явления, на другую часть его.

Электромагнитное взаимодействие – связано с электрическим и магнитным полями.

Элиминация – удаление, устранение.

Энтропия – физическая величина, определяющая меру неравновесности системы, степень ее удаленности от порядка.

 

Литература.

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., Центр, 1998.

2. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для ВУЗов / Самыгин С.И., Басаков М.И., Голубинцев В.Л. Ростов-на-Дону, 1997.448с.

3. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для ВУЗов / Лавриненко В.Н. и др. М., 1997. - 271 с.

4. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для ВУЗов / Авт. коллектив под рук. С. И. Самыгина. М., 1999.

5. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для ВУЗов / Самыгин С.И., Басаков М.И., Голубинцев В.Л. Ростов – на - Дону, 1997.

6. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для Вузов / авт. коллектив под рук. С. И. Самыгина. М., 1999.

7. Липовко П.О. Концепции современного естествознания. Ростов-на-Дону, 2004.

8. Лось В.А. Основы современного естествознания. М., Инфра-М, 2000.

9. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М., Инфра-М, 2003. - 622с.

10. Поликарпов В.С. История науки и техники. Ростов-на-Дону, Феникс, 1999.

11. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. Учебное пособие для ВУЗов. М., 1999. - 286 с.

 

 

Дополнительная литература.

 

1. Баблоянц А. Молекулы, динамика жизни. М., 1990. – 373 с.

2. Бердников В.А. Эволюция и прогресс. Новосибирск, 1991. - 187 с.

3. Васильев М.В. Материя. М., 1977. – 383 с.

4. Вильвовская А.В. Человек и космос. М., 1994. – 253 с.

5. Грант, Берн. Эволюционный процесс. М., 1991. - 488 с.

6. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. М., 1999. –Т. 1-3.

7. Естественнонаучное и гуманитарное знание. Л., 1990. – 200с.

8. Михайловский В.Н., Хон Г.Н. Диалектика формирования современной научной картины мира. М., 1989. – 125 с.

9. Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.,1986. – 383 с.

10. Ребане К.К. Энергия, энтропия, среда обитания. М.,1985.–251 с.

11. Хакен Г. Синергетика. М., 1985. – 419 с.

12. Шугалей В.С. История науки в вопросах и ответах. Ростов-на-Дону, 2000. – 58с.

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Биолого-почвенный факультет

Кафедра генетики

 

«УТВЕРЖДАЮ»____________

И.о. ректора ЮФУ

Профессор Захаревич В.Г.

 

учебно-методический комплекс

ДИСЦИПЛИНЫ

«Концепции современного естествознания»

 

Ростов-на-Дону

Учебная программа принята в фонд учебно–методического управления

ЮФУ _____________________________________________2012 г.

 

 

Составитель: к.б.н., доцент кафедры генетики ЮФУ Вардуни Т.В.

 

Учебно – методический комплекс принят кафедрой генетики

«____»________________2012 г.

 

Зав.кафедрой генетики д.б.н., проф. Шкурат Т.П.

 

Учебно-методический комплекс одобрен экспертным советом блока биологических дисциплин «______»______________________2012 г.

 

Председатель экспертного Совета (ученая степень, звание, должность)

_____________________________________________________________ФИО

 

 

Учебная программа утверждена Ученым Советом университета «______»___________________2012 г.

 

Председатель Ученого Совета,

И.о. ректора ЮФУ, профессор Захаревич В.Г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курс «Концепции современного естествознания» входит в деятельностный модуль общепредметного блока образовательного минимума содер­жательной общепрофессиональной программы.

Целью курса «Концепции современного естествознания» является обеспечение фундаментальности и целостности высшего образования, формирование у студентов естественнонаучного мировоззрения, которое не является простой суммой специализированных знаний в отдельных областях науки и основано на интересе к естествознанию.

Задачами курса являются:

-формирование грамотного, разносторонне подготовленного специалиста, творчески подходящего к решению вопросов современной науки и умеющего применять полученные знания в педагогической практике;

- ознакомление с историей естествознания, достижениями современного естествознания;

-овладение понятийным аппаратом естественных наук;

-приобретение опыта анализа информации, проникающей в массовое сознание,

-усвоение основных методов естествознания.

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2005г.

Предлагаемая программа содержит историческую часть предмета, ме­тодологические аспекты, a также основные положения современного ес­тествознания.

Изучение курса «Концепции современного естествознания» основано на получении студентами следующих знаний:

- роль естествознания в современном обществе, естествознание как сложнейшая совокупность наук о природе;

- предмет естествознания и его соотношение с предметами конкретных естественных наук;

- основы научного метода: методы эмпирического и теоретического познания;

- особенности становления и развития естествознания в исторические эпохи (античный период, эпоха средневековья, эпоха Возрождения, Новое время);

- общая картина современного естествознания:

микромир (понятия об элементарных частицах, их свойствах и классификации; свойства и взаимодействия атомов и молекул), макромир (понятие о неживой и живой материи, уровни организации живой материи, происхождение жизни на Земле, теория эволюции, биосферная теория, понятие ноосферы) мегамир (Солнечная система, основные понятия космологии и законы, действующие в мегамире); современные естественнонаучные концепции.

Предмет «Концепции современного естествознания» позволяет:

- использовать полученные знания для объяснения природных явлений с позиций современных представлений естественных наук;

- применять системный подход к решению учебно-педагогических и научно-методических задач по специальности;

- ориентироваться в новейших достижениях естественных наук и работать с большим объемом современной информации.

Программа дисциплины «Концепции современного естествознания» для студентов юридического факультета включает лекционные (32 ч.), однако, в ее содержании предусмотрены также элементы семинарских занятий, различные виды самостоятельной работы.

Формой контроля является зачет.

Требования к знаниям студентов, сдающих зачет по дисциплине «Концепции современного естествознания»:

- владеть основными понятиями в рамках лекционного курса;

- уметь формулировать рассматриваемые в курсе естественнонаучные концепции;

- понимать существо и центральную проблему рассматриваемого вопроса;

- знать соотношение объектов исследования общего естествознания и предметов исследования конкретных наук о природе, место и роль естествознания в системе культуры, его незавершенность, основные направления развития и их главные проблемы;

- знать историю естественнонаучной мысли, включая эволюцию научной картины мира, а также панораму достижений современного естествознания;

- понимать организационное единство микро-, макро- и мегамира, единство фундаментальных законов его строения и эволюции;

- уметь ориентироваться в новейших достижениях естественных наук; давать научно-обоснованное толкование информации, проникающей в массовое сознание.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Понятие естествознания. Естествознание как система наук. Наука как часть культуры общества. Классификация наук. Системный подход к классификации наук. Фундаментальные и прикладные науки, их взаимосвязь. Пограничные естественные науки и их роль в интеграции естественнонаучных знаний. Взаимоотношения различных наук. Роль естественных наук в жизни общества на нынешнем этапе развития. Иерархия естественных наук. Современные тенденции развития науки – дифференциация и интеграция.

Роль и место системного подхода в естествознании. Системный метод. Общая теория систем и ее основные понятия. Классификация систем. Связи- как важнейшее понятие общей теории систем и их классификация.

Предмет естествознания. Научные факты, научные методы и научные результаты, их общность и различия. Понятие научной революции.

Основные категории естествознания: материя, движение, пространство, время, организация. Материя как объективная реальность. Формы материи: вещество, поле, вакуум; их взаимопревращения. Формы движения материи. Волны и корпускулы. Квантово-волновой дуализм. Элементы квантовой механики.

Организация как свойство движущейся материи. Виды организации: хаос, структура и ритм.

Пространство как форма существования материи. Абсолютное и относительное, однородное и неоднородное, дискретное и непрерывное пространство.

Время как форма существования материи. Понятие о трехмерном и многомерном пространстве. Свойства пространства и времени, интерпретируемые с позиции специальной и общей теории относительности.

Понятие научного метода. Общенаучные методы эмпирического познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент). Измерение – основа количественного опыта. Требования, предъявляемые к эксперименту. Общенауч­ные методы теоретического познания (абстрагирование, идеализация, формализация, индукция, дедукция). Догадка, гипотеза и теория как этапы теоретического осознания явлений. Проверка гипотез. Методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания (анализ и синтез, аналогия и моделирование). Объективные условия возрастания роли моделирования в современной науке. Виды научных моделей: идеальные и материальные, физические и математические модел


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.212 с.