Оздоровительное влияние двигательной активности на организм ребенка — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Оздоровительное влияние двигательной активности на организм ребенка



В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребёнок. Но потребность детей в движении не всегда реализуется на должном уровне.

Ограничение их двигательной активности, как в семье, так и в детском саду вызвано возрастными познавательными интересами, стремлением насытить мозг ребёнка всё возрастающим объёмом информации: компьютерные игры, просмотр телепередач и видео, часто без всяких временных и тематических ограничений со стороны взрослых; дополнительные занятия в студиях развития. Даже, если родители занимаются с ребёнком дома, то предпочтение отдаётся «сидячим» играм: мозаики, лото, пазлы, конструкторы. При этом не принимается во внимание следующее: стать усидчивым ребёнок может только в том случае, если будет полностью удовлетворёна его естественная потребность в движении. Дети овладевают сначала навыками управления движениями, а затем статистикой. Всё это приводит к тому, что у ребёнка уменьшается естественная потребность в движении, снижается двигательная активность вообще. А в результате развиваются расстройства ЦНС и внутренних органов, ожирение, формируются дефекты осанки.

Следовательно, важнейшей задачей дошкольного учреждения сегодня является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. А для этого необходима правильная организация двигательного режима ребёнка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности, как по содержанию, так и по составу движений.

Двигательный режим в детском саду складывается из самостоятельной двигательной деятельности и организованных физкультурных мероприятий: утренняя гимнастика, занятия по физической культуре, подвижные игры, спортивные игры и развлечения.

Утренняя гимнастика – одно из средств оздоровления и профилактики болезней. Она проводится нами, как и в спортивном зале, так и на улице. В зале мы проводим комплексы с использованием пособий (гимнастических палок, флажков, гантелей, кубиков), что очень нравится детям. При выполнении упражнений следим за тем, чтобы дети правильно и в полном объёме выполняли наклоны, повороты, приседания, чтобы движения были координированы, учим детей правильно дышать, соизмерять с движениями вдох и выдох. При проведении утренней гимнастики на улице следим, чтобы одежда была лёгкой, не стесняющей движений, соответствовала погоде. В результате утренней гимнастики у детей пропадает сонливость, появляется чувство бодрости, повышается работоспособность. Виды деятельности-утренняя гимнастика (ежедневно) мл. группа 6 мин, ср. группа-8 мин, и т.д. Двигательная разминка (ежедневно во время перерыва) мл. группа 5 мин, ср.группа-6 мин, Физкультминутка (ежедневно во время перерыва)



№п/п Виды деятельности Организация Млад. гр. Сред. гр Стар. гр. Подг. гр.
1. Утренняя гимнастика Ежедневно, (теплое время на воздухе) 6 мин. 8мин. 10мин. 12мин.
2. Двигательная разминка Ежедневно во время перерыва между занятиями 5мин. 6мин. 7мин. 10мин.
3. Физкультминутка Ежедневно во время занятия 2мин. 3мин. 4мин. 5мин.
4. Подвижные игры на прогулке Ежедневно утром и вечером 8мин. 10мин. 12мин. 14мин.
5. Индивидуальная работа Ежедневно утром и вечером 5мин. 7мин. 8мин. 10мин.
6. Оздоровительный бег Два раза в месяц во время утренней прогулки 3мин. 4мин. 5мин. 6мин.
7. Физкультурные упражнения на прогулке Ежедневно утром и вечером 8мин. 10мин. 12мин. 15мин.
8. Гимнастика после сна, профилактические мероприятия Ежедневно 4-6мин. 5-8мин. 6-10мин. 6-10мин.
9. Неделя здоровья (во время каникул) 2 раза в год
10. Физкультурный досуг Один раз в месяц - - 40мин. 50мин.
11. Спортивный праздник 2 раза в год 20-25мин 20-25мин. 50-60мин. 50-60мин.
12. Спортивное развлечение 1 раз в месяц 20мин. 20мин. 30мин. 35мин.
13. Физкультурные занятия 3 раза в неделю 15мин 20мин. 25мин. 30мин.
14. Самостоятельная двигательная активность Ежедневно под руководством воспитателя

Во время занятий обязательны физкультминутки, которые проводятся по мере утомления детей. Между занятиями проводятся подвижные игры, глазная гимнастика, релаксационные минутки в комнате здоровья для успокоения и расслабления детей. Очень любят дети посещать тренажёрный зал.



В любое время года дети должны находиться на воздухе. Оздоровительное значение прогулки несоизмеримо возрастает, если она насыщена разнообразной, увлекательной деятельностью. Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закаливания детей. Движения предохраняют организм от переохлаждения. Во время энергичного движения увеличивается потребность организма в кислороде, усиливается дыхание, кровообращение, совершенствуются его физиологические возможности.

Тёплое время года наиболее приятно для развития движений. В это время года мы используем такую форму физического воспитания, как туризм (походы в лес, на луга, к реке). Общение с природой, смена обстановки, психологическая разгрузка и физическая активность – всё это способствует укреплению здоровья детей. При этом отрабатываются навыки ходьбы и бега. В естественных условиях мы закрепляем уже усвоенные движения:

- лазанье (подлезть под низкие ветки, перелезть через бревно),

- прыжки (перепрыгнуть через канавку, спрыгнуть с пенька),

- метание (бросить в цель шишку, камешек – в воду на дальность).

Развитие движений на прогулке не менее эффективно и зимой. Для различных упражнений мы используем снежные валы (лазанье), ледяные дорожки (упражнение на равновесие), снег (метание снежков в цель и на дальность). Большие возможности для совершенствования движений заложены в играх. Они являются обязательным компонентом прогулок. Подвижные игры вносят много веселья и радости. Для самостоятельной деятельности детей мы выносим на участок различные пособия. Летом - это машины, мячи, скакалки, кегли, бадминтон, а зимой – санки, лопаты, лыжи, ледянки. Мы стараемся, чтобы прогулка не была однообразной, чтобы правильно чередовались различные виды деятельности. После игр с высокой активностью мы предлагаем детям заняться более спокойной игрой, пассивных и малоподвижных детей чаще привлекаем к участию в играх и спортивных упражнениях.

Более подробно хочется остановиться на игре, так как это основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма. Принимая во внимание специфику нашей логопедической группы, при проведении игры мы решаем не только задачу повышения двигательной активности детей, но и ряд логопедических задач (развитие слухового внимания, фразовой речи, дыхания и голоса, нормализация темпа и ритма речи, формирование правильного звукопроизношения). Поэтому мы широко используем подвижные народные игры с текстом (гуси-гуси, зайка беленький сидит, лохматый пёс, у медведя во бору…). Игровые действия детей повышают их двигательную активность, стимулируют память, развивают речь.

Для развития мелкой мускулатуры рук и пальцев мы проводим пальчиковую гимнастику (используем разработки логопеда Бардышевой «Разговорчивые пальчики», созданные на основе детских потешек).

Таким образом, для соблюдения двигательного режима физические упражнения вводятся в утреннюю гимнастику, в занятия по различным видам деятельности в виде физкультминуток, несложных подвижных игр, игровых заданий, эстафет, организуются двигательные действия между занятиями, имеющими малоподвижный характер, вводятся упражнения после дневного сна, которые рассматриваются как воздушные ванны, предусматриваются условия для активизации самостоятельной двигательной деятельности детей в группе и на улице.

В процессе двигательной активности дети познают себя, своё тело, знакомятся с его строением, свойствами, возможностями. У ребят значительно улучшаются показатели ловкости, они овладевают более сложными движениями, быстро приспосабливаются к изменяющимся условиям. Ежедневное использование физических упражнений организует и дисциплинирует детский коллектив, формирует интерес к физическим упражнениям, привычку их выполнять, вырабатывает такие качества, как воля, смелость, умение доводить дело до конца, решительность. Таким образом, достаточная двигательная активность благотворно сказывается не только на физическом, но и на всех остальных сторонах развития ребёнка.

14. Модель двигательного режима: учебная работа, физкультурно-оздоровительная работа, активный отдых, задания на дом, самостоятельная двигательная деятельность

Модель организации двигательного режима

Физкультурно-оздоровительные мероприятия:

1.Утренняя гимнастика(ежедневно)

2.Физкультурная минутка(ежедневно), по мере необходимости(3-5 мин)

3.Подвижные игры (ежедневно на прогулке) (20-30) 2 раза в день.

4.Оздоровительный бег(ежедневно в конце прогулки) ср. и старш. возраст 3-7мин.

5.Индивидуальная работа по развитию движений (ежедневно дневн. и вечер. прогулка)12-15мин.

6.Гимнастика после сна (ежедневно)5мин.

7.Спортивные упражнения 2 раза в неделю.

8.Спортивные игры 2раза в неделю (старшие гр.)

Непосредственно образовательная деятельность

1. Физическая культура в зале: 2раза в неделю. На улице: 1раз в неделю.

2. Урок здоровья (безопасности) 1раз в месяц (вторник, каждого месяца)

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно в помещении и на прогулке

Физкультурно-массовые мероприятия

День здоровья. 1раз в квартал.

Физкультурный досуг. 1раз в месяц (20-40 мин).

Спортивно-семейный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» 1раз в год с родителями и воспитанниками старших групп.

Игры-соревнования «Весёлые старты», «Весёлая лыжня» 2 -3раза в год старшая и подготовительная группы.

Дополнительное образование

Плавание (старшие группы) 1 раз в неделю.

Профилактические мероприятия

Витаминотерапия 2 раза в год; Аскорбиновая кислота ежедневно

Профилактика гриппа и простудных заболеваний (сезонно)

Режим проветривания, кварцевание, фильтр; ежедн.

Закаливание.

Контрастные воздушные ванны. После дневного сна, ежедневно

Босохождение (лето)

Утренняя прогулка (от 1 до 20 мин), 2 месяца, ежедневно.

Облегчённая одежда детей. В течение дня.

Определение уровня физической подготовленности детей. 2 раза в год (инструктор по физической культуре)

Требования и организация физкультурных занятий в ДОУ, структура занятий

Организация занятий по физкультуре в детском саду Занятия по физкультуре проводятся 2-3 раза в неделю в первой половине дня. Их продолжительность, как и остальных занятий в детском саду, - 15-20 минут. Это связано с тем, что очень сложно удержать внимание ребенка дольше этого времени. Если в детском саду есть специально оборудованный зал, то занятия по физкультуре проводятся в нем. Во многих садиках физкультурного зала, к сожалению, нет, тогда физкультурой занимаются прямо в группе. Физкультура может проводиться, как с музыкальным сопровождением, так и без него. На занятиях по физкультуре детей в игровой форме учат прыгать в длину, в высоту, запрыгивать на «ступеньку», прыгать на одной и на двух ногах, бегать, приседать, ходить паровозиком, ползать, лазать по шведской стенке, ловить и кидать в цель мячик. Помимо этого изучаются разные виды ходьбы: ребенок учится ходить, «как мишка косолапый», «как лисичка» и так далее (то есть опираться на разные части стопы), прыгать, «как зайчик попрыгайчик», высоко поднимать колени при ходьбе. В старших группах для детей проводятся эстафеты с преодолением препятствий (подлезть под перекладину, перепрыгнуть через барьер, бежать змейкой). Содержание занятий по физкультуре в конкретном детском саду напрямую зависит от имеющегося инвентаря и наличия спортзала. Многие современные детские сады помимо спортзала оборудованы бассейном, тогда 1 занятие в неделю проводится в воде.

Структура физкультурных занятий

Структура физкультурных занятий общепринятая с вводной частью (4—6 мин), основной (18—20 мин) и заключительной (3—4 мин). В первой части занятия предлагаются упражнения в ходьбе, беге, построении, перестроении, несложные игровые задания. Воспитателю следует обращать особое внимание на чередование упражнений в ходьбе и беге: их однообразие утомляет детей, снижает качество упражнений, а также может привести к нежелательным последствиям (нарушению осанки, уплощению стопы и т. д.). Во второй части занятия обучают упражнениям общеразвивающего характера, основным видам движений, проводится подвижная игра.
В заключительной части используют упражнения в ходьбе, несложные игровые задания.
Общеразвивающие упражнения. направленно воздействуют на организм в целом, на отдельные мышечные группы и суставы, а также способствуют улучшению координации движений, ориентировке в пространстве, положительно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную функции организма. Важное значение для правильного выполнения общеразвивающих упражнений имеет исходное положение. Используют различные исходные положения: стоя, сидя, стоя на коленях, лежа на спине и животе. Изменяя исходное положение, воспитатель может усложнить или облегчить двигательную задачу.

При обучении упражнениям общеразвивающего характера в старшей группе воспитатель применяет мелкий (флажки, кубики, скакалки, косички, палки, кегли и т. д.) и крупный (рейки, обручи большого диаметра, веревка) физкультурный инвентарь. Чередование физкультурного инвентаря в разной последовательности вносит разнообразие; так, например, выполнение упражнений с крупным инвентарем требует от детей осознанности, умения согласовывать свои действия с действиями товарищей,— это то новое, что характерно и доступно детям старшего дошкольного возраста.

В зависимости от того, какой инвентарь будет использован на занятии, воспитатель продумывает и планирует построение; например, в упражнениях с палками, флажками целесообразно построение в колоннах и на достаточном расстоянии друг от друга, так как построение в шеренгах не позволит достигнуть необходимой амплитуды движений и, кроме того, может привести к травмам.
В старшей группе при выполнении общеразвивающих упражнений перед детьми ставятся более сложные задачи: четко принимать различные исходные положения, выполнять упражнения с разной амплитудой (большой, малой), соблюдать направление движения и т. д.

Перед началом занятия воспитатель подготавливает крупный и мелкий физкультурный инвентарь и располагает его в определенном месте. По указанию педагога дети самостоятельно берут флажки, палки, кубики и т. д., а по окончании упражнений кладут их на место. При перестановке и переноске крупного инвентаря воспитатель привлекает детей. При этом необходимо учитывать, что излишняя нагрузка вредна для ребенка-дошкольника и может привести к нежелательным последствиям: образованию пупочных и паховых грыж, нарушению осанки.
Обучение основным видам движений является определяющим. Упражнения подбираются в соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду». В целях гармоничного физического развития детей в течение года предусматривается примерно одинаковое количество упражнений по каждому виду движений.

На каждом занятии даются три основных вида движений. Их повторяют в определенной последовательности, усложняя и варьируя через сравнительно небольшие интервалы времени. При этом важна не только сочетаемость движений, но и задачи обучения для каждого вида на разных этапах: при разучивании упражнений, при повторении и закреплении.

В предлагаемой ниже системе планирования. В первую неделю каждого месяца следует разучивать с детьми упражнения в равновесии, повторять упражнения в прыжках и закреплять упражнения в метании. Во- вторую — для обучения используют упражнения в прыжках, а повторяют и закрепляют умения в метании и лазанье . В- третью — разучивают упражнения в метании, а повторяют и закрепляют лазанье и равновесие; в четвертую — обучают лазанью, а упражняют в равновесии и прыжках.
Заключительная часть обеспечивает ребенку постепенный переход от возбужденного состояния к относительно спокойному, дает возможность переключиться на другую деятельность.

В соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» в старшей группе детского сада проводятся три занятия в неделю, одно из которых обязательно на свежем воздухе; поэтому на методике и организации третьего физкультурного занятия следует остановиться подробнее.

Структура каждого третьего занятия является общепринятой и строится по той же схеме (вводная, основная и заключительная части). Однако в проведении физкультурных занятий на прогулке имеются и некоторые специфические особенности.
Первая часть служит той же цели: ввести организм в состояние подготовленности к основной, второй части — и предлагает несложные задания в ходьбе, беге, комбинации с различными заданиями, которые выполняются по сигналу воспитателя. Вторая часть включает упражнения в игровой занимательной форме с использованием прыжков, бега, метания, лазанья и т. д. Организация детей, при которой они делятся на большее количество групп (команд), позволяет увеличить двигательную активность, обеспечить разнообразие и интерес к выполняемым упражнениям. К тому же в этих упражнениях присутствует элемент соревнования между детьми и группами одновременно.
Третья, заключительная часть занятия на свежем воздухе также небольшая по объему; в ней проводятся игры и игровые упражнения малой интенсивности, способствующие постепенному снижению двигательной активности, приближающейся к исходному уровню.

Таким образом, на занятиях, проводимых на свежем воздухе, обучение основным видам движений строится посредством игровых упражнений в беге, прыжках, метании, а также с использованием игр с элементами спорта, подвижных игр.
В весенне-летний период, когда одежда не стесняет движения детей, воспитатель по своему усмотрению может включить упражнения обще развивающего характера без предметов и с различным инвентарем. Это в большей степени относится к регионам с мягким теплым климатом. И, наоборот, в условиях продолжительной зимы, вполне возможно увеличить количество занятий с использованием упражнений на санках, лыжах и т. д.

При проведении занятия на свежем воздухе главное — правильно и четко организовать детей. При этом возможны различные варианты, например:

дети одновременно выполняют: (фронтальный способ) игровые упражнения в шеренге (перебрасывание мячей, прокатывание обручей)., Затем делятся на пары (в играх с мячом, с элементами спорта — бадминтон, футбол, хоккей, баскетбол);

дети делятся на подгруппы. Одна занимается под наблюдением воспитателя, другая самостоятельно выполняет подряд два или три упражнения, затем дети меняются местами;

дети делятся на три-четыре подгруппы, каждой предлагается задание, а по условному сигналу происходит смена мест и заданий.

При проведении подвижных игр, эстафет важно соблюдать меры по предупреждению травматизма: сохранять расстояние между детьми во время бега, прыжков; переносить пособия с достаточным количеством детей. Время занятий на прогулке зависит от климатических и погодных условий. Проводить физкультурное занятие на свежем воздухе можно непосредственно перед прогулкой, затем переодеть детей и продолжить прогулку или же проводить занятие в конце прогулки.






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.018 с.