Московский институт экономики, менеджмента и права — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Московский институт экономики, менеджмента и права

2017-12-09 203
Московский институт экономики, менеджмента и права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА

Кафедра менеджмента и маркетинга

Итоговый междисциплинарный

Экзамен

По специальности 061100 (080507)

«Менеджмент организации»

Программа

И перечень письменных экзаменационных заданий

 

 

Москва 2011


Составители: к.филос.н., доцент А.В.Аверин;

к.э.н., доцент Алексеев А.Н.

 

 

Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности 061100 (080507) «Менеджмент организации»: Программа и перечень письменных экзаменационных заданий. / Сост.: Аверин А.В., Алексеев А.Н.. М.: Изд-во МИЭМП, 2011, с.

 

 

 

© Московский институт экономики, менеджмента и права, 2011


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА 5

2. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ 7

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ 9

Раздел 1. Экономические основы менеджмента 9

Раздел 2. Сущность и функции менеджмента 21

Раздел 3. Теоретические и методологические основы менеджмента 24

Раздел 4. Управленческая деятельность 26

Раздел 5. Организационные основы менеджмента 28

Раздел 6. Технология менеджмента 30

Раздел 7. Стратегический менеджмент 33

Раздел 8. Функциональное управление 36

Раздел 9. Организационное поведение и управление персоналом 38

ПРИЛОЖЕНИЯ Ошибка! Закладка не определена.

Приложение 1. Перечень письменных экзаменнационных заданий 42

Приложение 2. Перечень открытых вопросов 67

Приложение 3. Ситуационные задания. 70

Приложение 4. Критерии и параметры оценки ответов на письменные экзаменационные задания 78


ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» №125-Ф3 итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение по программе высшего профессионального образования в высших учебных заведениях является обязательной.

Итоговая государственная аттестация выпускников включает:

- итоговый междисциплинарный государственный экзамен по специальности;

- защиту выпускной квалификационной работы.

Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 061100 (080507) «Менеджмент организации».

По результатам итоговой государственной аттестации выпускников Государственная аттестационная комиссия принимает решение о присвоении квалификации по специальности и выдаче диплома о высшем профессиональном образовании.

Итоговый междисциплинарный государственный экзамен по специальности «Менеджмент организации» наряду с требованиями к содержанию дисциплин учитывает также общие требования к выпускнику, предусмотренные государственным обязательным стандартом по специальности.

К итоговому междисциплинарному экзамену по специальности и защите выпускной квалификационной работы допускаются лица, завершившие полный курс по профессиональной образовательной программе и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом.

Сдача итогового экзамена проводится на заседаниях государственных экзаменационных комиссий, состоящих из научно-педагогического персонала ВУЗа и лиц, приглашенных из сторонних организаций.

Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования определены государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 061100 (080507) «Менеджмент организации». В соответствии с ним предусмотрено, что программу, формы и содержание итогового квалификационного экзамена, а также критерии оценки знаний студента устанавливает вуз (кафедра). В его состав в обязательном порядке должны включаться основные вопросы по основным учебным дисциплинам специальности.

 

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

Государственный экзамен по специальности проводится в виде итогового междисциплинарного экзамена после завершения полного курса теоретического обучения. Дата его проведения устанавливается графиком итоговой аттестации выпускников и сообщается студентам после выполнения учебного плана.

Перечень дисциплин, выносимых на государственный экзамен, определяется выпускающей кафедрой, исходя из требований к профессиональной подготовленности студентов, и утверждается протоколом заседания кафедры. Состав дисциплин может пересматриваться по мере необходимости, если на это имеются существенные основания, например, утверждение нового Государственного образовательного стандарта, введение в учебный план новых дисциплин специализации. Вопросы государственного экзамена, как правило, корректируются ежегодно с тем, чтобы отразить последние достижения теории и нововведения экономической политики.

В помощь студентам перед экзаменом ведущими преподавателями проводятся обзорные лекции. На них преподаватели знакомят студентов с порядком проведения экзамена, обращают внимание на проблемные вопросы, изменения в законодательстве, отвечают на вопросы, которые вызывают затруднения у студентов, и проводят анализ ошибок, допущенных студентами в прошлые годы.

В задачу преподавателей не входит проведение обзора по всем вопросам, вынесенным на государственный экзамен, поэтому студент еще до начала обзорных лекций должен повторить основное содержание материала с тем, чтобы лучше запомнить изложенное лектором и задать оставшиеся непонятными вопросы.

Продолжительность выполнения письменной работы не может превышать четырех академических часов. Отсчет времени, отведенного на письменную работу, идет по завершении процедуры раздачи заданий и размещения студентов. В течение этого времени студент может воспользоваться программой государственного экзамена, законами и другими материалами, которые кафедра сочтет возможным и необходимым предоставить студентам. Их список утверждается ежегодно на заседании кафедры.

Результаты итогового государственного междисциплинарного экзамена определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются студентам не позднее, чем на следующий день после окончания проверки письменных работ.

Итоговый междисциплинарный экзамен проводится в письменной форме. Комплексные контрольные задания (далее – ККЗ) составляются кафедрой и утверждаются председателем ГАК. Структура ККЗ следующая:

- первая часть – 25 тестовых заданий по экономической теории, мировой экономике, финансам и 15 тестовых заданий по общему и функциональному менеджменту; оценка: за каждый правильный ответ – 1 балл (максимальное число баллов – 40); тестами проверяется и оценивается освоение студентом основных понятий и категорий специальности, понимания логических связей между ними;

- вторая часть – открытый вопрос по функциональному менеджменту; требующий развернутого описания и характеристики факта (примерные теоретические вопросы – см. Приложение 2), явления или процесса профессиональной деятельности (анализ, сопоставление, сравнительная характеристика, обобщение). При ответе на такой вопрос студент должен показать необходимый уровень компетентности, продемонстрировать понимание вопроса (явления, факта, категории, понятия), выраженное в способности студента доказать, аргументировать, классифицировать, сравнивать, объяснить и/или интерпретировать данные; максимальная оценка – 10 баллов;

- третья часть – конкретная ситуация или профессиональная задача по специализации (ситуация и 5 заданий, примеры ситуаций и примерный перечень заданий – см. Приложение 3), направленная на оценку способности студента применять теоретические знания в типовых профессиональных ситуациях, а также аналитических и логических навыков, использование которых приводит к верному ответу. Задание на анализ ситуации или решение профессиональной задачи включает: детальное описание ситуации (четкую и не предполагающую двусмысленностей формулировку условий), и вопросы, на которые студент должен ответить в результате анализа или решения. Максимальная оценка – 50 баллов (1задание – 10 баллов).

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ

Оценка первой части ККЗ – за каждый правильный ответ – 1 балл (максимальное число баллов – 40)

Оценка второй и третьей части ККЗ (ответов на открытые вопросы, решение ситуационных заданий) производится по степени отражения в ответе необходимых дидактических единиц и соответствия установленным критериям.

При написании экзаменационной работы необходимо иметь в виду, что на оценку также влияет следующее:

- знание учебного материала предмета (учебной дисциплины);

- умение выделять существенные положения предмета;

- умение формулировать конкретные положения предмета;

- умение применять теоретические знания для анализа конкретных экономических ситуаций и решения прикладных проблем;

- общий (культурный) и специальный (профессиональный) язык ответа.

Более детальные критерии и параметры оценки ответов на теоретические вопросы и практические задания приведены в Приложении4.

Особое внимание, в частности при анализе ответов по третьей части, уделяется реалистичности предлагаемых результатов работы и проектных решений с учетом специфики анализируемой конкретной профессиональной задачи. Высокой оценки заслуживают ответы, в которых отмечается целевая направленность предложений студента по решению поставленных задач на достижение конкретных практически значимых результатов, связанных с комплексным решением проблем повышения качества и эффективности управления проектом и социально-экономическими системами (предприятие, организация).

Таким образом, итоговая оценка складывается из оценок по отдельным частям задания (тесты – максимум 40 баллов, вопросы – максимум 10 баллов, ситуации – максимум 50 баллов) и переводится в традиционные отметки по следующей шкале:

- 90-100 баллов – отлично

- 71-89 баллов – хорошо

- 55-70 баллов – удовлетворительно

- 54 балла и менее – неудовлетворительно.

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Тема 4. Товар и деньги

Определение товара. Товар и продукт труда. Свойства товара: потребительная стоимость, меновая стоимость. Субъективистский и объективистский подходы к анализу стоимости. Трудовая теория стоимости А.Смита и Д. Рикардо. Двойственный характер труда, воплощенного в товаре. Величина стоимости товара. Общественно-необходимые затраты труда, общественно-необходимое рабочее время. Изменение затрат труда на единицу стоимости товара с ростом производительности и интенсивности труда. Стоимость и полезность. Теория предельной полезности. Взаимообусловленность трудовой теории стоимости и теории предельной полезности на современном этапе экономического развития общества. Деньги как результат развития обмена. Развитие форм стоимости и появление денег. Цена как денежная форма стоимости. Сущность денег. Функции денег: мера стоимости, средства обращения, средства платежа, средства образования сокровищ, мировые деньги. Эволюция форм денег: полноценные, бумажные, кредитные, электронные. Денежные системы и их эволюция.

Тема 23. Экономический рост

Понятие экономического роста. Основные способы измерения экономического роста, оценка показателей. Проблема оптимальности экономического роста. Направления исследования экономического роста. Факторы экономического роста: факторы предложения, факторы спроса, факторы распределения. НТП как важнейший фактор экономического роста. Новые факторы экономического роста конца XX в. Обоснование перспектив экономического развития. Метод моделирования при исследовании проблем экономического роста. Модели экономического роста. Позитивные и негативные результаты экономического роста. Государственное регулирование экономического роста через факторы производства. Текущее регулирование экономического роста. Сбалансированный (равновесный) рост экономики и эффективный рост.

Тема 4. Методы менеджмента

Понятие метода управления. Классификация методов. Административные методы в системе менеджмента. Основные средства административного воздействия. Экономические методы управления. Средства экономического воздействия и их преимущества. Социально-психологические методы управления, их специфика.

Тема 5. Функции менеджмента

Функции менеджмента как результат разделения труда в аппарате управления. Классификация функций менеджмента. Понятие общих (универсальных) функций управления и специфических, различия между ними. Содержание планирования, организации, мотивации и контроля как основных функций управления.

Тема 6. Планирование в системе управления организацией. Виды и назначение планов

Планирование как процесс определения целей организации и путей их достижения. Период планирования и виды планов. Стратегическое планирование и его задачи. Текущее планирование и его формы. Специфика оперативного планирования, его назначение. Система планов организации.

Тема 7. Организация как функция менеджмента, ее смысл и содержание

Сущность организации как функции управления. Два аспекта организации: формирование организационной структуры и координация работ. Понятие и виды структур управления6 механистические и органические структуры. Факторы, определяющие характер организационной структуры. Понятие организационных полномочий. Линейные и аппаратные полномочия. Делегирование как средство распределения организационных полномочий. Баланс полномочий и ответственности.

Тема 9. Содержание контроля как функции менеджмента

Назначение и основные виды контроля. Предварительный, текущий и заключительный контроль. Основные этапы контроля: установление стандартов, сравнение, выявление отклонений, регулирование. Требования, предъявляемые к контролю: стратегическая направленность, своевременность, гибкость, экономичность, результативность.

Тема 4. Содержание процесса разработки и принятия управленческих решений

Процесс принятия решения и его структура. Стадия разработки и выбора решения: анализ ситуации, определение проблемы, разработка альтернатив, определение критериев выбора. Организация и контроль выполнения решения. Необходимость согласования решений.

Тема 7. Содержание и функции организационной культуры

Понятие организационной культуры. Функции организационной культуры: социализационная, интегративная, регулятивная. Компоненты организационной культуры: философия организации, организационные (корпоративные) ценности и нормы, организационный климат, артефакты. Факторы, влияющие на организационную культуру. Национальные особенности организационной культуры. Типы организационных культур (М.Бурке, Ч.Хэнди, А.Дейл и Д.Кеннеди и др.).

Тема 5. Планирование маркетинговой деятельности предприятия

Разработка стратегии предприятия. Стратегия инновации. Стратегия дифференциации продукции. Стратегия диверсификации. Стратегия снижения издержек производства. Стратегия завоевания доли рынка. Стратегия концентрации на сегменте. Разработка тактики предприятия. Основные разделы плана маркетинга.

Приложение 1

Приложение 2

Перечень открытых вопросов

 

 

Технология менеджмента

36. Дайте сравнительную характеристику понятиям «власть» и «лидерство».

37. Раскройте содержание понятия «распределение полномочий».

38. Раскройте содержание понятия «делегирование полномочий».

39. Раскройте содержание понятия «централизация управления».

40. Раскройте содержание понятия «децентрализация управления».

41. Раскройте содержание понятия «управленческие решения».

42. Раскройте содержание видов управленческих решений.

43. Охарактеризуйте этапы процесса разработки управленческих решений.

44. Раскройте суть этапов процесса принятия управленческих решений.

45. Дайте сравнительную характеристику моделям принятия решения.

46. Раскройте суть методов принятия решения.

47. Выявите различия между видами организационных коммуникаций.

48. Охарактеризуйте основные элементы коммуникационного процесса.

49. Раскройте содержание основных этапов коммуникационного процесса.

50. Опишите содержание основных функций организационной культуры.

51. Раскройте содержание основных этапов формирования и развития организационной культуры.

 

Стратегический менеджмент

52. Дайте сравнительную характеристику понятиям «стратегия» и «миссия».

53. Раскройте суть задач, решаемых в процессе стратегического управления.

54. Охарактеризуйте стратегические факторы внешней среды.

55. Опишите содержание компонентов внутреннего анализа организации.

56. Раскройте суть ключевых факторов внешней среды организации.

57. Дайте характеристику конкурентным преимуществам организации.

58. Выявите сходства и различия между методами разработки стратегии предприятия.

59. Дайте характеристику этапов стратегического планирования.

60. Охарактеризуйте (эталонные) базовые стратегии.

61. Опишите процесс управления реализацией стратегии.

62. Раскройте суть понятия «миссия организации».

Функциональное управление

63. Выявите различия между видами функционального менеджмента.

64. Раскройте суть понятия «финансовый менеджмент».

65. Охарактеризуйте основные функции маркетинга.

66. Выявите сходства и различия между основными маркетинговыми стратегиями.

67. Выявите сходства и различия между основными концепциями маркетинга.

68. Раскройте суть основных компонентов комплекса маркетинга.

69. Раскройте суть понятия «инновация».

70. Выявите сходства и различия между типами инновационной политики.

71. Раскройте суть понятия «инновационная стратегия».

72. Охарактеризуйте функции инновационного менеджмента.

73. Раскройте содержание юридических процедур банкротства в РФ.

74. Выявите различия между основными антикризисными стратегиями.

75. Раскройте суть понятия «несостоятельность» (банкротство) в РФ.

76. Раскройте суть понятия «уровень качества».

77. Раскройте суть понятия «интегрированная система менеджмента качества».

78. Выявите сходства и различия между понятиями «уровень конкурентоспособности» и «уровень качества».

79. Дайте сравнительную характеристику методам улучшения качества.

80. Раскройте суть понятия «процессный подход».

Приложение 3

Ситуационные задания

Приложение 4

Критерии и параметры оценки ответов на письменные экзаменационные задания

Оценка Параметр оценки Критерии оценки
8-10 баллов Содержание Представлен достаточный уровень общенаучной и специальной подготовки выпускника, а так же умение грамотно формулировать свои мысли, использовать специальные и общенаучные термины, учитывается целостность, логичность изложения материала, доказательность, лаконизм, четкое и ясное изложение материала, прослеживается внутренняя непротиворечивость текста, последовательность. Выявлена способность и умение применять теоретические и практические знания при решении конкретных профессиональных задач. Отмечается целевая направленность предложений студента по решению поставленных задач на достижение конкретных практически значимых результатов, связанных с комплексным решением проблем повышения качества и эффективности управления проектом и социально-экономическими системами (предприятие, организация). Особое внимание уделяется реалистичности предлагаемых рекомендаций и проектных решений с учетом специфики анализируемой конкретной профессиональной задачи.
Понимание Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов. Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи. Продемонстрировано умение излагать собственную точку зрения, опираясь на достоверные факты.
Структура и логика Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы.
Исполнение Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистических оборотах, манере изложения, по словарному запасу. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
5-7 баллов Содержание Представлен достаточный уровень общенаучной и специальной подготовки выпускника, а так же умение грамотно формулировать свои мысли, использовать специальные и общенаучные термины, учитывается целостность, логичность изложения материала, доказательность, лаконизм, четкое и ясное изложение материала, прослеживается внутренняя непротиворечивость текста, последовательность. Выявлена способность и умение применять теоретические и практические знания при решении конкретных профессиональных задач.
Понимание Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов. Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи. Продемонстрировано умение излагать собственную точку зрения, опираясь на достоверные факты.
Структура и логика Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы.
Исполнение Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы.
1-4 баллов Содержание Представлен достаточный уровень общенаучной и специальной подготовки выпускника, а так же умение грамотно формулировать свои мысли, использовать специальные и общенаучные термины, учитывается целостность, логичность изложения материала, доказательность, лаконизм, четкое и ясное изложение материала, прослеживается внутренняя непротиворечивость текста, последовательность.
Понимание Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур. Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Структура и логика Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа разорваны логически, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы.
Исполнение Текст ответа примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов.

 

Заведующий кафедрой «Менеджмент и маркетинг»,

к.ф.н., доцент Аверин А.В.

 

Председатель ГАК по специальности «Менеджмент организации»

д.э.н., профессор Аникин Б.А.

 

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.