Понятиеодозахлекарственныхпрепаратов(терапевтическая,токсическая,смертельная,разовая,суточная,ударная,поддерживающая,курсовая,высшая). — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Понятиеодозахлекарственныхпрепаратов(терапевтическая,токсическая,смертельная,разовая,суточная,ударная,поддерживающая,курсовая,высшая).

2017-12-10 199
Понятиеодозахлекарственныхпрепаратов(терапевтическая,токсическая,смертельная,разовая,суточная,ударная,поддерживающая,курсовая,высшая). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Слово«доза»происходитотгр.dosis—порция,прием.Поддозойобычнопонимаютколичестволекарственногопрепарата,вво­димоговорганизм.

Высшуюдозу,допустимуюнаодинприем,называютразовойилиодноразовой(dosisprodosi),анаприемнапротяжениисуток—высшейсуточнойдозой(dosisprodie).

Отвеличиныдозызависитконцентрациялекарственноговеществаворганизме,азначит,иинтенсивностьфармакологическойреакции.Самуюмаленькуюдозу,способнуювызватьфармакологическуюре­акцию,называютминимальнодействующей(пороговой)дозой.

Высшуюдозу,приприменениикоторойнаблюдаютсяпатологи­ческиеявления,называюттоксическойдозой(dosistoxica).

Минимальнуюдозулекарственногосредства,вызывающуюсмер­тельныйисход,называютсмертельной(летальной)дозой(dosisletalis).

Такимобразом,одноитожевещество,взависимостиоттого,вка­койдозеоновведено,можетбытьилекарственнымсредством,иядом.

Следуетиметьввиду,чтовлечебнойпрактикемогутбытьис­пользованылишьтедозылекарственногосредства,которыенахо­дятсявдиапазонемеждуминимальнодействующейитоксическойдозами.Этотдиапазонназываютширотойтерапевтическогодействия.

Посколькуминимальныетоксическиедозынемогутбытьуста­новленыначеловеке,возникланеобходимостьопределитьносящиеусловныйхарактервысшиедозы,которыевсегданиже(вцеляхбе­зопасности)минимальныхтоксическихдоз.

Дозылекарственныхсредств,превышающиеминимальнодейству­ющуюдозуиневызывающиепатологическихотклоненийворганиз­ме,называютлечебными,илитерапевтическими,дозами.Лечебныедозы,всвоюочередь,делятнасредниеивысшие(максимальные).

Всвоейпрактическойдеятельностиврачипользуютсядозамивпределахмеждуминимальнойдействующейивысшей.Вседозы,находящиесявэтомдиапазоне,называютсясреднимитерапевти­ческимидозами,которыеобычносоставляют1/2—1/3максималь­ной(высшей)дозы.Онаобычносодержитсявединицедозированнойлекарственнойформы(таблетка,ампула,капсула)иширокоприме­няетсявлечебнойпрактике.

Дляядовитыхисильнодействующихсредствустанавливаютсявысшие(максимальные)терапевтическиедозыдляразовогоисуточ­ногоприемадлявзрослыхиотдельнодлядетей,атакжеоднократ­ныедозыдляживотных.Этидозыприводятсявгосударственнойимеждународнойфармакопеяхвспециальныхтаблицах.Крометого,высшиеразовыеисуточныедозыядовитыхисильнодействующихле­карственныхвеществуказываютвфармакопейныхстатьяхналекар­ственныесредства(с2001г.—АНД).Способпримененияидозыприводятсятакжевинструкциипомедицинскомуприменениюле­карственногопрепарата.Иногдавтяжелыхслучаяхзаболеванияилиотравления,когдачувствительностьорганизмаизменена,врачпри­меняетдозы,превышающиемаксимальные.Например,приотрав­лениибарбитуратамипревышаютвысшиетерапевтическиедозыстрихнинанитратаидругиханалептиков(вещества,возбуждающиецентральнуюнервнуюсистему).

Дозулекарственногосредстваназначаетврачвзависимостиотхарактеразаболевания,возраста,полаидругихпричин.Приэтомучитывается,чтоодноитожелекарственноевеществоможетпри­менятьсявсильноразличающихсямеждусобойдозах.Например,дибазолдлялеченияполиомиелитовиполиневритовприменяетсявдозе0,005годинразвдень,адлялечениягипертоническойболезниистенокардии—вдозе0,02г2—3разавдень.Вширокомдиапазо­нетерапевтическихдозприменяютсябромиды.

Кромеуказанныхдоз,напрактикепользуютсятакназываемы­миударнымидозами,когданачальнаядозазначительновышедру­гих,последующих.Этидозыширокопрактикуютсяприлеченииострыхинфекционныхзаболеваний,чащевсегоантибиотиками,сульфаниламиднымипрепаратамиидр.Спомощьюударныхдозудаетсясоздатьвкровиитканяхвысокуюконцентрациюлекар­ственноговещества,необходимуюдляполучениябыстрогоина­дежноголечебногоэффекта.

Длявеществ,способныхпридлительномлечениивызыватьтокси­ческиеявления,устанавливаютсякурсовыедозы,подкоторымипони­маетсяобщееколичестводанноголекарственноговещества,котороеразрешаетсявводитьвтечениекурсалечения.Пользуютсятакжедроб­нымидозами,когдаодноразовуюдозупринимаютвнесколькопри­емов.Вэкспериментедозырассчитываютна1кгмассытела.Высшие(разовыеисуточные)дозыядовитыхисильнодействующихлекарствен­ныхвеществпринимаютсякакотправные.Исходяизэтихдозврачучитывает,крометого,особенностииндивидуальныхреакцийнале­карственноевещество,зависящихотвозрастаидругихпричин.

Реакциядетскогоорганизманалекарственныевеществаотлича­етсяотреакциивзрослых.Вследствиеэтоговысшиедозыдлядетейдолжныбытьменьшими,чемдлявзрослых,идифференцированнымивзависимостиотвозрастаребенка.Раньшеотечественныефармако­пеиограничивалисьпомещениемтолькошкалы,покоторойвысшиедозыуменьшалисьвтакойпоследовательности:

· длямолодыхлюдейдо18лет—3/4дозыдлявзрослых;

· дляподростков14лет—1/2дозыдлявзрослых;

· длядетей7лет—1/3дозыдлявзрослых;

· длядетей6лет—1/4дозыдлявзрослых;

· длядетей4лет—1/6дозыдлявзрослых;

· длядетей2лет—1/8дозыдлявзрослых;

· длядетей1года—1/12дозыдлявзрослых;

· длядетейдо1года—1/24—1/12дозыдлявзрослых.

Придозировкелекарственныхвеществдетямвозникаютопреде­ленныетрудностииз-заразностимассытела,атакжевозрастнойвариабельностивчувствительности.Сучетомэтогосоставляюттаб­лицудоздлядетейповозрастамилина1кгмассытела.Имеетсярядформулдлярасчетадозыдлядетей,например:

Дозавзрослого•Массаребенка,кг

Дозаребенка=

Таблица«Высшихразовыхисуточныхдозядовитыхисильно­действующихлекарственныхсредствдлядетей»(см.ГФX,с.1037)имеетсущественнуюособенность,заключающуюсявтом,чтовнейуказанылекарственныесредства,которыезапрещаетсяприменятьдлялечениядетейгрудноговозраста.

Больнымстарше60летдозылекарственныхсредствуменьшают­сяна1/2—1/3дозывзрослого.Этосвязаностем,чтовстареющеморганизмепроцессыразрушениялекарственныхвеществзамедлены,поэтомувкровисоздаетсялечебнаяконцентрациявеществипривве­денииихсниженнойдозы.Явления,развивающиесяприповторномвведениипрепаратов(кумуляция,привыкание,сенсибилизация,лекарственнаязависимость.Примеры.

Повторноевведениелекарственныхсредствможетвызыватьснижениеилиповышениереакцииорганизмананих.Пониженнуюреакциюорганизманалекарственныесредства(гипореактивность)называютпривыканием,котороепроявляетсятолерантностьюилитахифилаксией.Повышеннаяреакцияорганизма(гиперреактивность)проявляетсяаллергией,сенсебилизациейиидиосинкразией.Приповторномвведениилекарственныхсредствмогутразвиватьсяособыесостояния—лекарственнаязависимость,которуютакжеотносяткпониженнымреакциям,иумуляция.

Привыкание(толерантность,лат.tolerantis—терпение)—этоснижениечувствительностикпрепаратупослеегоповторноговведения,чтотребуетувеличениядозыдлятого,чтобывызватьэффекттойжеинтенсивности,чтоимелместопослевведенияменьшейдозы.Устранитьпривыканиеможнокакувеличением(вдоступныхпределах)дозы,такизаменойпрепаратаилипрекращениемнанекотороевремяегоприменения.Быстроеснижениеэффективностилекарственногосредствапослеповторноговведения,котороеразвиваетсявтечениевремениотнесколькихминутдооднихсуток,называетсятахифилаксией(сгреч.tachys—быстрыйиphylaxis—защита).Зависимостьотлекарственныхидругихвеществ(пристрастие).лекарственнаязависимость—этопсихическоесостояние,иногдадажефизическое,котороеявляетсярезультатомвзаимодействиямеждуживыморганизмомилекарственнымвеществомсопределеннымиповеденческимиидругимиреакциями,когдажеланиеприниматьпрепаратпостоянноеиливозникаетпериодически,чтобыизбежатьдискомфорта,которыйвозникаетбезегопринятия.Пристрастие—этосильное,иногданепреодолимоетребованиесистематическогоприеманекоторыхлекарственныхсредствидругихпрепаратов,которыевызываютэйфорию(греч.еu—приятноиphero—переносить),дляповышениянастроения,улучшениясамочувствия,атакжеустранениянеприятныхощущений,возникающихпослеотменыэтихсредств.Различаютпсихическуюифизическуюзависимостьотлекарственныхвеществ. психическаязависимость —это"состояние,прикоторомлекарственноесредствовызываетчувствоудовлетворенияипсихическоговозвышения—состояниеэйфории,котороетребуетпериодическогоилипостоянноговведениялекарственногосредства,дляполучениячувстваудовлетворения,чтобыизбежатьдискомфорта"; физическаязависимость —адаптативноесостояние,которомусвойственныинтенсивныефизическиерасстройствапослепрекращенияприемаопределенноголекарственногосредства.Этирасстройства,т.е.синдромабстиненции(лат.abstinentia—воздержание;син.синдромотнятия,лишения)—комплексспецифическихпризнаковпсихическихифизическихнарушений,характерныхдляопределенногонаркотическогоанальгетика.

Кумуляцияможетбытьвызвананакоплениемворганизмеактивноговещества(материальнаякумуляция)илисуммациейееэффектов(функциональнаякумуляция).Материальнаякумуляциявозникаетпослеповторноговведениялекарственныхсредств,которыемедленновыводятсяизорганизма(фенобарбитал).Частоевведениетакихпрепаратовприводиткихнакоплениюисозданиювысокойконцентрациивкровиитканях,чтосопровождаетсяусилениемэффекта,вплотьдоразвитияинтоксикации.Функциональнаякумуляциясвойственна,главнымобразом,длясильнодействующихпсихотропныхвеществ.Этивеществавыводятсяизорганизмадовольнобыстро,новызванныеимифункциональныеизменениянеисчезаюткповторномуприему.Наэтомфонепоследующаядозаусиливаетэффект.Пример—нарушениепсихикиипрогрессирующаядеградацияличностиубольныхалкоголизмом(белаягорячка,корсаковскийпсихоз).Приемсердечныхгликозидовсопровождается смешаннойкумуляцией. Вслучаеприменениявеществ,способныхккумуляции,сначаланазначаютударнуюдозудлясозданияопределеннойтерапевтическойконцентрациивкрови(тканях),потомпереходятнаподдерживающуюдозу.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.