З/ Аналитическая психология Юнга — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

З/ Аналитическая психология Юнга

2017-12-10 113
З/ Аналитическая психология Юнга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

4/ Сознание и бессознательное

 

5/ Парапсихология

6/ Особенности психологии мужчин и женщин

 

Изучение мозга человека

Некоторые из современных наук имеют вполне законченный вид, другие интенсивно развиваются или только становятся. Это вполне понятно, так как наука эволюционирует, как и природа, которую она изучает.

Одной из перспективных областей естествознания являет­ся изучение человеческого мозга и связи психических процессов с физиологическими.

Изучение высшей нервной деятельности возможно физичес­кими, химическими методами, гипнозом и т. п.

Среди тем, интерес­ных с естественнонаучной точки зрения можно выделить:

1) непо­средственное воздействие на мозговые центры;

2) опыты с наркоти­ками (ЛСД, в особенности);

3) кодирование поведения на расстоянии.

Цель изучения мозгапонять механизмы поведения и на­учиться ими управлять.

Знания о процессах, происходящих в мозгу, необходимы для лучшего использования умственных способностей и достижения психологического комфорта.

Что же знает естествознание о деятельности мозга? Еще в про­шлом веке выдающийся русский физиолог Сеченов писал, что физио­логия располагает данными о родстве психических явлений с нервны­ми процессами в теле. Благодаря Павлову, физиологическому изуче­нию головного мозга стало доступно все, включая сознание и память.

Мозг рассматривается как центр управления, состоящий из

1) нейронов;

2) проводящих путей;

3) синапсов (в мозгу человека 1011 свя­занных между собой нейронов).

Ныне существуют технические возможности эксперимен­тального исследования мозга. На это нацелен метод электрическо­го раздражения, посредством которого изучаются отделы мозга, ответственные за память, решение задач, распознавание образов и т. п., причем воздействие может быть дистанционным.

Можно исскуственно вызывать мысли и эмоции — вражды, страха, тре­воги, наслаждения, иллюзию узнавания, галлюцинации, навязчи­вые идеи. Современная техника может в буквальном смысле сде­лать человека счастливым, воздействуя непосредственно на цент­ры удовольствия в мозгу.

Исследования показали, что:

1) ни один поведенческий акт невозможен без возникновения на клеточном уровне отрицательных потенциалов, которые сопро­вождаются электрическими и химическими изменениями и деполя­ризацией мембраны;

2) процессы в мозгу могут быть двух видов: возбуждающие и тормозящие;

3) память подобна звеньям цепи и можно, потянув за одну, вы­тянуть очень много;

4) так называемая психическая энергия представляет собой сумму физиологической активности мозга и получаемой извне ин­формации;

5) роль воли сводится к тому, чтобы привести в действие уже сложившиеся механизмы.

К достижениям нейрофизиологии можно отнести и обнаруже­ние асимметрии в функционировании головного мозга.

Профессор Калифорнийского технологического института Р. Сперри в начале 50-х годов доказал функциональное различие полушарий мозга при почти полной идентичности анатомии.

Левое полушарие — аналитическое, рациональное, последо­вательно действующее, более агрессивное, активное, ведущее, уп­равляющее двигательной системой.

Правое полушарие — синтетическое, цело­стное, интуитивное; не может выразить себя в речи, но управляет зрением и распознаванием форм. Павлов говорил, что всех людей можно разделить на художников и мыслителей. У первых, стало быть, доминирует правое, у вторых — левое полушарие.

Более ясное представление о механизмах центральной нерв­ной системы позволяет решать проблему стресса.

Стресс — понятие, характеризующее, по Г. Селье, скорость изнашивания человеческо­го организма, и связан с деятельностью неспецифического защитно­го механизма, увеличивающего сопротивляемость к внешним фак­торам.

Синдром стресса проходит три стадии:

1) «реакция тревоги», во время которой мобилизуются защитные силы;

2) «стадия устой­чивости», отражающая полную адаптацию к стрессору;

3) «стадия истощения», которая неумолимо наступает, когда стрессор оказыва­ется достаточно силен и действует достаточно долгое время, по­скольку «адаптационная энергия», или приспособляемость живого существа всегда конечна» (Г. Селье. От мечты к открытию.- М., 1987.-С. 71-72).

Многое в деятельности мозга остается неясным. Электричес­кое раздражение двигательной зоны коры головного мозга не способ­но вызвать точных и ловких движений, присущих человеку, и стало быть существуют более тонкие и сложные механизмы, ответствен­ные за движение.

Отсутствует убедительная физико-химическая модель сознания, и стало быть неизвестно, что такое сознание как функциональная сущность и что такое мысль как продукт сознания.

Можно лишь заключить, что сознание — результат особой организа­ции, сложность которой создает новые, так называемые эмерджентные свойства, которых нет у составных частей.

Спорен вопрос о начале сознания. Согласно одной из точек зре­ния, до рождения существует план сознания, а не готовое сознание. "Развитие мозга, — считает X. Дельгадо, — определяет отношение индивидуума к окружающему еще до того, как индивидуум стано­вится способным воспринимать сенсорную информацию об окружа­ющем. Следовательно, инициатива остается за организмом" (X. Дельгадо. Мозг и сознание.- М., 1971.- С. 45-46).

Существует так называемое «опережающее морфологическое созревание»: еще до рождения в темноте веки поднимаются и опускаются. Но новорож­денные лишены сознания и лишь приобретенный опыт ведет к узна­ванию предметов.

Реакции новорожденных столь примитивны, что их вряд ли можно рассматривать как признаки сознания. Да и мозга при рож­дении еще полностью нет. Стало быть, человек по сравнению с дру­гими животными рождается менее развитым и ему требуется определенный постнатальный период роста.

Инстинктивная дея­тельность может существовать даже при отсутствии опыта, психи­ческая — никогда.

Недостаточность сенсорного притока отрицательно влияет на физиологическое развитие ребенка.

Способность понимать видимое не является врожденным свойством мозга. Мышление не развивает­ся само по себе.

Формирование личности, по Ж.Пиаже, заканчивается в три года, но деятельность мозга зависит от сенсорной информации в течение всей жизни. «Животными и людям нужна новизна и непре­рывный поток разнообразных раздражителей из внешней среды» (Там же.- С. 66-67). Уменьшение поступления сенсорной информа­ции, как показали эксперименты, приводит к возникновению через несколько часов галлюцинаций и бреда.

Вопрос о том, насколько непрерывный сенсорный поток опре­деляет сознание человека, столь же сложен, как и вопрос о соотно­шении интеллекта и чувств.

Еще Спиноза считал, что «человеческая свобода, обладанием которой все хвалятся», не отличается от воз­можностей камня, который «получает определенное количество движения от какой-нибудь внешней причины» (Б. Спиноза. Избр. произв. В 2-х тт. Т. 2.- С. 592). Эту точку зрения пытаются обосновать современные бихевиористы. То, что сознание может резко меняться под влиянием внешних причин (причем и в сторону усиления пред­видения и образования новых свойств и способностей), доказывает поведение людей, получивших тяжелые травмы черепа. Косвенное (например, средствами рекламы) и прямое (оперативное) воздейст­вие на сознание приводит к кодированию.

Три направления нейрофизиологии привлекают наибольший интерес:

1. влияние на сознание посредствами раздражения опреде­ленных центров мозга с помощью психотропных и иных средств;

2. оперативное и медикаментозное кодирование;

3. изучение нео­бычных свойств сознания и их влияния на социум.

Эти важные, но опасные направления исследований зачастую засекречиваются.

Психоанализ Фрейда

Все направления изучения психики человека, которые занимаются выявлением роли бессознательного, настолько относятся к естест­вознанию, насколько гуманитарное в них определяется как надст­ройка над бессознательным базисом. Таков по преимуществу пси­хоанализ, основатель которого 3. Фрейд утверждал, что «каждый отдельный индивид виртуально является врагом культуры. Приме­чательно, что, как бы мало ни были способны люди к изолированно­му существованию, они тем не менее ощущают жертвы, требуемые от них культурой ради возможности совместной жизни, как гнету­щий груз» (3. Фрейд. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов.- М., 1989.- С. 95).

Схема Фрейда такова:

1. сначала возник первобытный человек,

2. затем культура как система запретов, которые сам же человек стре­мится нарушить, так как в основе его психической деятельности ле­жит сексуальное влечение и инстинкты. Лишения, вводимые куль­турными запретами, затрагивают всех, но страдающие от них им­пульсивные желания заново рождаются с каждым ребенком и проявляются в невротиках. Речь идет о желаниях инцеста, канниба­лизма и т. п., которые подавляются, чтобы преодолеть опасность все­общего самоистребления.

Выводя культуру из инстинктов, Фрейд пытается определить, как из последних вырастают ценности, например, религиозные. «Мы уже знаем, что пугающее ощущение детской беспомощности пробу­дило потребность в защите — любящей защите, — и эту потребность помог удовлетворить отец; сознание, что та же беспомощность про­должается в течение всей жизни, вызывает веру в существование какого-то, теперь уже более могущественного отца. Добрая весть бо­жественного провидения смягчает страх перед жизненными опасностями, постулирование нравственного миропорядка обеспечивает торжество справедливости, чьи требования так часто остаются вну­три человеческой культуры неисполненными, продолжение земного существования в будущей жизни предлагает пространственные и временные рамки, внутри которых надо ожидать исполнения этих желаний» (Там же.- С. 118).

Все это сулит гигантское облегчение для человеческой психики: преодолевается и Эдипов комплекс — фаза развития сексуального инстинкта, возникающая в возрасте 3 — 5 лет и заключающаяся в бессознательном влечении к родителю противо­положного пола и ревности со страхом к родителю того же пола (от греческого мифа об Эдипе, который убивает своего отца и женится на собственной матери).

Религиозное чувство Фрейд выводит из биоло­гического отношения «отец — сын». Бог аналогичен отцу. Религия для Фрейда — повторение детского опыта защиты у отца.

Совокупность инстинктивных влечений Фрейд называет Оно и отличает от него Я — сознание, отделившееся от Оно в процессе эво­люции с целью адаптации в внешней среде, и сверх-Я — совокуп­ность норм и предписаний, выполняющих роль «цензуры» по отноше­нию к Я. Под воздействием Сверх-Я происходит сублимация — трансформация эмоций, энергии инстинктов (прежде всего — сексуального влечения) в социально приемлемые формы, например, творчество.

При этом большое значение имеет вытеснение нежела­тельных представлений в подсознание. Поскольку они сохраняют всю свою энергию, они стремятся вернуться, но сознание оказывает. сопротивление, и человек испытывает страх, чувство вины, муки со­вести. Стыд, отвращение, мораль удерживают желания в состоянии вытеснения. Появляется комплекс — подавленное эмоциональное содержание психики, которое вызывает постоянное психологическое раздражение.

Лечение в психоанализе основывается на том, что человек бо­леет истерией или неврозом, потому что какие-то его, часто детские, представления, вытесненные Сверх-Я в подсознание, пытаются, но безуспешно, пробиться в сознание. Выявить эти вытесненные пред­ставления пытается психоанализ. Если вспомнить, при каких усло­виях симптомы болезни проявились впервые, больному становится легче. Рассказав о психической травме, он излечивается.

Фрейд приводит такую аналогию. Я выгоняю кого-то из ауди­тории, а он продолжает шуметь за дверью. Больной — это человек, который не смог вытеснить свои желания. Тогда лучше договориться и впустить их с тем, чтобы они больше не мешали. В этом и состоит ме­тод психоанализа. Иначе вытесненное может послать в аудиторию своего заместителя, от которого больной будет страдать. Этот замес­титель и есть симптом.

Надо осознать свое желание и направить его на высокую, невозбуждающую сомнений цель. Это и есть сублимация.

«Чем сильнее искажение под влиянием сопротивления, теми меньше сходства между возникающей мыслью — заместителем вы­тесненного и самим вытесненным» (3. Фрейд. Психология бессозна­тельного.- М., 1989.- С. 361-362).

Сон, при котором ослабляется созна­тельная деятельность, предстает как исполнение вытесненных из со­знания желаний. «Явное содержание сновидений есть искаженный заместитель бессознательных мыслей, и это самое искажение есть дело защитных сил Я, т. е. тех сопротивлений, которые в бодрствую­щем состоянии вообще не допускают вытесненные желания бессоз­нательного в область сознания» (Там же.- С. 365-366). «Страх есть од­на из реакций отстранения нашим Я могущественных вытесненных желаний, а потому легко объясним и в сновидения» (Там же.- С. 367).

Сознательное, по Фрейду, не сущность психического, а только одно из его качеств, поверхностный слой душевного аппарата. «Я олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность Оно, содержащему страсти» (Там же.- С. 431).

Я можно сравнить с всадником, а Оно — с лошадью. В эволюции чело­веческой психики постепенно усиливается Сверх-Я и тем меньше требуется внешнее принуждение.

Фрейд показал, что недостаточно социальных контактов и осо­бенно их исчезновение («потеря любви») относится к числу факто­ров, благоприятствующих агрессии, что подтверждено этологией.

В то же время он полагал, что в человеке действуют две основные силы (аналогично физическим силам притяжения и отталкивания) — во­ля к жизни и воля к смерти.

С этим не согласился К. Лоренц. Для него инстинкта смерти не может быть, потому что он небиологичен, а то, что так интерпретируется, лишь искажение инстинкта агрессии.

Возможно разногласие между Фрейдом и Лоренцом разрешается таким образом, что инстинкт смерти существует только у человека, поскольку он осознает свою смертность. Это подтверждает и то, что только человек хоронит своих сородичей.

Психоанализ близок к естествознанию, поскольку основывает­ся на приоритете естественных, а не культурных феноменов, связы­вая вторые с первыми.

Естественнонаучное значение психоанализа заключается в попытке объяснения деятельности сознания особен­ностями функционирования бессознательного и сведением последне­го к немногим основным инстинктам.

Посылка о детерминации созна­ния бессознательным, хотя и не содержит достаточного естественно­научного подтверждения, привлекает к себе большое внимание.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.