Права и обязанности преподавателя в использовании лекционной формы занятий. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Права и обязанности преподавателя в использовании лекционной формы занятий.

2017-12-10 350
Права и обязанности преподавателя в использовании лекционной формы занятий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Преподаватель имеет право:

· определять вид и формы проведения лекции;

· самостоятельно отбирать содержание лекционного материала в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными целями профессиональной подготовки студентов, особенностями дисциплины и своими научными интересами;

· выбирать структуру предъявления учебного материала на лекции;

· пользоваться планом или подробным конспектом;

· вербально, графически и демонстрационно подкреплять текст лекции (в том числе использовать современные электронные средства презентации информации).

Преподаватель обязан:

· знать психолого-педагогические требования к лекциям в университете;

· отлично владеть содержанием лекционного материала, иметь план или конспект лекции, соответствующий ГОС ВПО, учебному плану и рабочей программе по дисциплине профессиональной подготовки;

· учитывать психологические особенности и уровень подготовки аудитории, а также закономерности восприятия устной речи;

· использовать различные методические приемы формирования аттракции в системе преподаватель-слушатель;

· владеть техниками аргументации и контраргументации в подаче материала.

 

Литература

1. Антипова, В.М. Уровни проблемности в вузовской лекции: научно-методические основы проблемного обучения [Текст] / В.М. Антипова. – Изд-во Ростов. ун-та, 1988.

2. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А.А. Вербицкий. – М.: Высшая школа, 1991.

3. Косогова, А.С. Обучение и воспитание в высшей школе: учеб. пособие [Текст] / А.С. Косогова. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос.пед. ун-та, 2003.

4. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования: уч. пособие для пед. вузов / М.М. Левина; Межд. акад. наук пед. образов. – М.: Академия, 2001.

5. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие [Текст]. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

6. Пидкасистый, П.И. Портнов, М.Л. Искусство преподавания [Текст] / П.И.Пидкасистый, М.Л.Портнов. – М.: Российское пед. агентство, 1998.

7. Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы [Текст] / П.И.Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов. – М.: Пед. общество России, 1999.

8. Сластенин, В. А. Исаев, И. Ф. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений [Текст] / В. А.Сластенин, И. Ф. Исаев и др. – М.: Школа-Пресс, 2002.

9. Шантуров, А.Г. Вузовская лекция [Текст] / А.Г. Шантуров. – Иркутск, 1994.

Семинарские, практические и лабораторные занятия в вузе как формы учебной деятельности студентов под руководством преподавателя

План

Практическое занятие

Семинарское занятие

Лабораторная работа.

Практическое занятие

 

Процесс обучения в ВШ предусматривает практические занятия (ПЗ). Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны: уроки, лабораторные работы, семинарские занятия, практикумы.

Цель практических занятий: призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

 

План ПЗ отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем.

Методика ПЗ может быть различной, она зависит от авторской индивидуальности преподавателя. Важно, чтобы различными методами достигалась общая дидактическая цель.

Доцент, профессор должен сам вести ПЗ, хотя бы в одной группе, посещать занятия ассистентов для координации теоретической и практической частей курса. Между лекцией и ПЗ планируется самостоятельная работа студентов, предполагающая изучение конспекта лекций и подготовку к практическим занятиям.

 

Структура ПЗ в основном одинакова:

• вступление преподавателя;

• практическая часть как плановая;

• ответы на вопросы студентов по неясному материалу;

• заключительное слово преподавателя.

 

Виды ПЗ: обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты.

Эффективность ПЗ зависит от следующих факторов: 1) понятность цели для студентов; 2) нарастание сложности выполняемых заданий, 3) наличие положительных эмоций от переживания собственного успеха в учении, 4) наличие творческой деятельности.

 

Семинарское занятие

 

Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности. Само слово "семинар" происходит от латинского "seminarium" - рассадник и связано с функциями "посева" знаний, передаваемых от учителя к ученикам и "прорастающих" в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний. Семинары проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений учителей. С XVII в. эта форма обучения используется в Западной Европе, а с XIX в. - в российских университетах. Семинарские занятия носили практический характер и представляли собой школу того или иного ученого, под руководством которого студенты практически осваивали теоретический курс дисциплины, методику научного исследования. Семинарская форма обучения постоянно развивалась, все более четко реагируя на задачи высшей школы.

Семинар представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.

На семинарах решаются следующие педагогические задачи (по А. М. Матюшкину):

• развитие творческого профессионального мышления;

• познавательная мотивация;

• профессиональное использование знаний в учебных условиях:

 

а) овладение языком соответствующей науки;

б) навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;

в) овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.

Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:

• повторение и закрепление знаний;

• контроль;

• педагогическое общение.

 

В современной ВШ наиболее распространены семинарские занятия трех типов:

1. Просеминар.

2. Собственно семинар.

3. Спецсеминар.

 

Просеминар - занятие, готовящее к семинару, проводится на первых курсах. Цель - ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы над ними.

 

Опыт показывает, что студенты первого курса не умеют работать с несколькими источниками и, прочитав список рекомендуемой литературы, не знают, как отобрать необходимый материал, максимально его синтезировать и изложить в соответствии с темой. Поэтому особое внимание следует обратить на развитие навыков работы с литературой, на творческую переработку материала, предостеречь от компиляции и компилятивного подхода к решению научных проблем, которые развиваются именно при неправильной подготовке к семинару.

Второй этап работы в просеминаре - подготовка рефератов на определенные темы, чтение и обсуждение их с участниками просеминара с заключением руководителя.

Спецсеминар.

Это школа общения начинающих исследователей по определенной научной проблеме. Здесь успех в большей мере зависит от опыта ведущего. Спецсеминар приучает студентов к коллективному мышлению и творчеству. На итоговом занятии преподаватель, как правило, делает полный обзор семинаров и студенческих научных работ, раскрывая горизонты дальнейшего исследования затронутых проблем и возможности участия в них студентов.

Собственно семинар

 

В ВШ практикуется 3 типа семинаров:

 

1. Семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним.

2. Семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы.

3. Семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.

Форма семинарских занятий: а) развернутая беседа по заранее известному плану; б) небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара; в) семинар-дискуссия; г) семинар-исследование.

Выступления в беседе - уже краткие доклады. Метод докладов предполагает обмен мнениями, т.е. момент живой беседы.

Семинар-дискуссия - диалогическое общение участников, в процессе которого через совместное участие обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы курса. На обсуждение выносятся наиболее актуальные проблемные вопросы изучаемой дисциплины. Каждый из участников дискуссии должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию.

Семинар-исследование. Он чаще всего применяется при чтении спецкурса.

В начале семинара по предложению преподавателя студенты образуют небольшие группы из 7-9 человек, которые получают список проблемных вопросов по теме занятия. В течение 5-15 минут студенты обмениваются мнениями; готовят выступление. Подгруппа выделяет докладчика. Остальные студенты подгруппы отвечают на вопросы, заданные преподавателем или студентами других подгрупп. В конце занятия преподаватель подводит итоги и оценивает работу студентов.

 

Содержание семинарских занятий:

1) узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки;

2) вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения. Их обсуждение следует проводить в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие каждого студента.

 

Роль преподавателя на семинаре:

1. Определить круг проблем и вопросов, подлежащих обсуждению.

2. Подобрать основную и дополнительную литературу по теме семинара для докладчиков и выступающих.

3. Распределять формы участия и функции студентов в коллективной работе.

4. Готовить студентов к выбранному ролевому участию.

5. Руководить работой семинара.

6. Подводить общий итог дискуссии.

 

Критерии оценки семинарского занятия:

1. Целенаправленность: постановка проблемы, стремление связать теорию с практикой, с использованием материала в будущей профессиональной деятельности.

2. Планирование: выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы.

3. Организация семинара: умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя.

4. Стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса.

5. Отношения "преподаватель - студенты": уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные.

6. Управление группой: быстрый контакт со студентами, уверенное поведение в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентами или, наоборот, повышенный тон, опора в работе на лидеров, оставляя пассивными других студентов.

7. Замечания преподавателя: квалифицированные, обобщающие или нет замечаний.

Студенты ведут записи на семинарах: регулярно, редко, не ведут.

Лабораторные работы

Лабораторные занятия – то сочетание теоретико-методологических знаний с практическими умениями и навыками студентов в процессе деятельности учебно-исследовательского характера.

"Лаборатория" происходит от латинского слова "labor" - труд, работа, трудность. Его смысл с далеких времен связан с применением умственных и физических усилий для разрешения возникших научных и жизненных задач.

Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику в зависимости от учебной специальности. Поэтому в каждом конкретном случае уместны частные методические рекомендации.

Общепедагогические рекомендации:

1. Совместная групповая деятельность - одна из самых эффективных форм. Важно так ставить практические задания, чтобы они вели студентов к дальнейшей углубленной самостоятельной работе, активизировали их мыслительную деятельность, вооружали методами практической работы.

2. Важнейшей стороной любой формы практических занятий являются упражнения. Основа в упражнении - пример, который разбирается с позиций теории, развитой в лекции.

 

Литература

1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А.А. Вербицкий. – М.: Высшая школа, 1991.

2. Косогова, А.С. Обучение и воспитание в высшей школе: учеб. пособие [Текст] / А.С. Косогова. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос.пед. ун-та, 2003.

3. Логунов, А.П. Саенко, Г.Ф. Построение семинарских занятий на проблемной основе и их роль в приобщении студентов к интеллектуальному сотрудничеству: научно-методические основы проблемного обучения в вузе [Текст] / А.П. Логунов, Г.Ф. Саенко. – Изд-во Ростов. ун-та, 1988.

4. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие [Текст]. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

5. Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы [Текст] / П.И.Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов. – М.: Пед. общество России, 1999.

6. Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе [Текст] / Ю.Г. Фокин. – М.: Академия, 2002.

Самостоятельная работа студентов

План:

1. Понятие самостоятельной работы.

2. Виды самостоятельной работы.

3. Самостоятельная работа студентов-заочников.

4. Управление самостоятельной работой.

1. Понятие самостоятельной работы

Согласно Типовому положению об образовательном учреждении системы полного образования - самостоятельная работа является одним из видов учебных занятий студентов.

Понятие «самостоятельной работы» студентов в научной литературе не имеет однозначного толкования.

а) это выполнение студентом «методических указаний для подготовки к лекциям, лабораторными практическим занятиям, выполнение домашних заданий или дополнительной работы над наиболее трудным материалом».

б) это самостоятельная мыслительная работа студентов в процессе труда на лекциях, практических и семинарских занятиях под руководством преподавателя»

в) она охватывает деятельность студента, осуществляемую в соответствии с учебным планом во внеурочное время (работы с книгой, конспектирование первоисточников, обработка лекционных записей и др.).

Роль и объем СР в настоящее время повышается.

Основная цель самостоятельной работы - пробуждение у студентов потребности к профессиональным знаниям, развитие способностей к учебно-исследовательской работе.

Задачи самостоятельной работы:

- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

- углубление и расширение теоретических знаний;

 

- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную
документацию и спец. литературу;

- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой
инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развитие исследовательских умений.

2. Виды самостоятельной работы

- по характеру познавательной деятельности: репродуктивная и творческая;

- по учебным действиям: выполнение упражнений, работа с учебником, наблюдение, чтение дополнительной литературы, подготовка докладов и сообщений и т.д.

Подготовка реферата.

Реферат

Реферирование - интеллектуальный творческий процесс, который включает осмысление текста, преобразование информации аналитико-синтетическим способом и создание нового (вторичного) текста. Реферат - адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отражает главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные. Подготовка рефератов - один из наиболее сложных видов самостоятельной работы, реферирование приучает человека вдумчиво работать с литературой, ориентироваться в ней, выбирая необходимую информацию. Реферат должен быть информативным, отличаться полнотой изложения, объективно передавать содержание первичного текста, корректно оценивать материал, содержащийся в первоисточнике.

Основные особенности реферата:

- реферат — наименее самостоятельная разновидность студенческой работы и к нему предъявляется меньше всего требований;

- реферат пишется не только по специальным, но и по общим предметам;

- обычно сдача рефератов является формой зачета;

- реферат не должен содержать никаких элементов новизны;

- объем реферата должен быть не менее 5 и не более 15 печатных страниц через два интервала. В тексте не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме или уводящего от нее, никаких ненужных отступлений.

Оценивая студенческий реферат, преподаватель обращает внимание на ваше умение работать с научной литературой, вычленять проблему из контекста, навыки логического мышления, культуру письменной речи, знание оформления научного текста, ссылок, составления библиографии.

Типы и виды рефератов

Реферат может быть репродуктивным, воспроизводящим содержание первичного текста, и продуктивным, содержащим критическое или творческое осмысление реферируемого источника.

· Репродуктивные рефераты бывают двух видов: реферат-конспект и реферат-резюме.

o Реферат-конспект содержит в обобщенном виде фактическую информацию, иллюстративный материал, сведения о методах исследования, полученных результатах и возможностях их применения.

o Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста.

· Продуктивные рефераты представлены рефератом-обзором и рефератом-докладом:

o Реферат-обзор составляется на основании нескольких первичных текстов, дает сопоставление различных точек зрения по конкретному вопросу.

o Реферат-доклад имеет развернутый характер, наряду с анализом информации, приведенной в первоисточнике, дает объективную оценку состояния проблемы.

В структуре реферата любого типа выделяются три основных компонента:

· библиографическое описание,

· собственно реферативный текст,

· справочный аппарат.

Как и любой научный текст, реферат имеет определенную композицию:

1. Вступление. Задачи вступления могут быть следующими: дать исходные данные текста (название исходного текста, где опубликован, в каком году), сообщить сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, специальность, ученая степень, ученое звание), вскрыть смысл названия работы, чему она посвящена, в связи с чем написана.

2. Перечисление основных вопросов и проблем, о которых говорится в первоисточнике.

3. Анализ самых важных, по мнению референта, вопросов, содержащихся в исходном тексте. Проводя такой анализ, необходимо обосновать важность выбранных вопросов, коротко передать мнение автора по этим вопросам, выразить свое мнение по поводу суждений автора первоисточника.

4. Общий вывод о значении всей темы или проблемы реферируемого текста.

Таким образом, реферат имеет следующие признаки:

· содержание реферата полностью зависит от содержания реферируемого источника;

· содержит точное изложение основной информации без искажений и субъективных оценок;

· имеет постоянные структуры: заголовочную часть с библиографическим описанием, собственно реферативную часть, в которой обобщаются сведения об авторах, называются основная тема и проблематика источников, дается подробное или сжатое изложение наиболее важных вопросов, делаются выводы.

В реферате используются речевые клише, характерные для данного жанра научного стиля речи:

Оценивая, он отмечает…

o Далее автор рассматривает…

o При этом он отмечает…

o Самым серьезным последствием этого является…

o Отсюда автор делает вывод, что…

o Задача, по мнению автора, заключается в том, чтобы…

o Автор рассматривает…

Подготовка конспекта

Конспектирование - процесс мыслительной переработки и письменной фиксации основных положений читаемого или воспринимаемого на слух текста. При конспектировании происходит свертывание первичного текста. Результатом конспектирования является запись в виде конспекта.
Конспект выявляет, систематизирует и обобщает наиболее ценную информацию, он позволяет восстановить, развернуть исходную информацию.

Работая над конспектом, необходимо помнить следующие правила конспектирования:

1. Следует записать название конспектируемого произведения (или его частей) и его выходные данные.

2. Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.

Составить план - основу конспекта.

3. Конспектируя, оставить широкие поля для дополнений, заметок, записи терминов и имен, требующих разъяснений.

4. Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.

5. Запись следует вести своими словами, что способствует лучшему осмыслению текста.

6. Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.

7. Соблюдать правила цитирования - цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.

Для скорозаписи лекции студенты часто используют приёмы сокращения слов. Существует большое количество их вариантов, важно, чтобы они были понятны студенту даже через длительное время. К наиболее часто встречающимся можно отнести следующие:

1. Можно не дописывать окончания слов или даже отдельных предложений. В этом случае необходимо оставить место для их последующего дополнения. Доработку следует делать сразу после лекции, иначе можно потерять смысл записанного.

2. Запись слова по первому и последнему слогам, например, общепринятые сокращения: ун-т (университет); лит-ра (литература); об-во (общество); гос-во (государство) и т.п.

3. Словосочетания, которые часто встречаются в тексте лекции, можно записывать начальными буквами, т.е. аббревиатурой. Например, ВР (воспитательная работа), СО (содержание образования), УВП (учебно-воспитательный процесс), ЛОО (личностно-ориентированное образование) и др.

4. «Кванторизация» (переворот буквы) – этот приём используется для сокращения вспомогательных слов типа «каждый» -, «рассмотрим» -; для слов длинных и часто употребляемых.

5. «Буква в обёртке» - начальную букву слова обводят кружком. Этот приём используется для сокращения терминов, характерных для данной науки.

6. Запись некоторых слов на иностранном языке. Важно, чтобы на иностранном языке слово было короче, чем на русском. Например, «if» – если, «some» - некоторые. Используются общепринятые в иностранных языках сокращения: z B. – «например» (немецкий), NB – “обратить внимание” (английский).

7. Использование условных обозначений, принятых в других науках, например, в математике: < - меньше, > - больше, t – температура, = - равно, + - прибавить, - - вычесть,! – обратить внимание,? – вызывает сомнения.

8. Можно воспользоваться так называемой “арабской грамотой” – записью только согласных букв в слове. Лучше записывать таким способом слова, которые начинаются и заканчиваются на согласные буквы. Например, пдрстк – подросток, всптнк – воспитанник, днвк – дневник и др.

9. Использование иероглифов, которые пишутся одним росчерком.

Противоречие:
- Иногда студенты пользуются некой пиктограммой, которую придумывают сами.
При конспектировании можно пользоваться схематическими записями, которые могли бы помочь усвоить и запомнить информацию.

Также существует ещё один приём записи – это рубрикация: размеры заголовков, расположение заголовков разных уровней, хорошо, когда заголовки выступают в какую-нибудь сторону, чтобы их можно было легче найти.

Не следует писать «сплошным текстом», так как его очень трудно читать и, следовательно, воспринимать.

Цветовой элемент в записи облегчает чтение и запоминание деталей. Различным цветом выделяются части записи, которые имеют разную значимость. Но следует помнить, что не стоит употреблять много цветов, вполне хватит двух-трёх, потому что если будет использоваться множество различных цветов, трудно будет найти важную информацию.

Все эти приёмы помогут конспектировать лекцию в два-три раза быстрее.

Подготовка доклада

Доклад — это самостоятельная форма работы, напоминающая реферат, но предназначенная по определению для устного сообщения. Обычно доклад задается студенту в ходе текущей учебной деятельности, чтобы он выступил с ним устно на одном из семинарских или практических занятий. На под­готовку отводится достаточно много времени (от недели и более). Как правило, текст доклада оформляется также, как и текст реферата, снабжается аналогичным титульным листом и планом и сдается преподавателю после устного выступления.

Основные особенности доклада:

- доклад изначально планируется как устное выступление, поэтому должен хорошо восприниматься на слух, быть интересен для аудитории.

- текст доклада должен быть построен в соответствии с регламентом предстоящего выступления;

- при изложении доклада следует использовать конспективный, или тезисный, способ разработки чернового текста; в этом случае можно записать только основные идеи выступления, а также выстроить на бумаге общую схему логического развития своих мыслей, то есть разработать то, что называется логическим конспектом;

- доклад обладает определенными возможностями в плане проявления с вашей стороны чувства юмора, нетривиальности подачи информации, литературных дарований.

Подготовка контрольной работы

Это традиционная форма контроля за усвоением учебного материала, принятая и в школе, и в вузе.

Контрольная — не научная работа, даже в самом отдаленном и приблизительном смысле. Это просто отчет студента о том, насколько он овладел учебным материалом по данной теме. Контрольные работы в вузе бывают аудиторные (выполняемые во время аудиторных занятий в присутствии преподавателя) и домашние, которые задаются на дом к определенному сроку; текущие.

Требования, предъявляемые к контрольной работе:

- объем контрольной работы должен составлять не более десяти печатных страниц;

- необходимые требования к оформлению: наличие титульного листа и развернутого плана;

- отсутствие грубых ошибок и приемлемая степень раскрытия вопросов.

Подготовка курсовой работы

Курсовая — это настоящее студенческое научное исследование. Написание курсовой — работа качественно иного уровня, чем в случае реферата, доклада, контрольной. Курсовая работа имеет статус экзамена.

Требования, предявляемые к курсовой работе:

- Написание курсовой предусмотрено учебным стандартом только по специальным предметам.

- В течение учебного года пишется всего одна курсовая работа.

- Примерный объём работы в целом должен составлять ориентировочно 15—30 печатных страниц. Из этого объема около 10 % обычно занимает введение, от 5 до 10% — заключение.

- Критериями оценки курсовой работы являются актуальность выбранной темы, глубина освоения материала, качество подбора и использования источников, степень самостоятельности выводов, общая культура изложения.

- Курсовая работа по любой дисциплине строится единообразно.

3.Самостоятельная работа студентов-заочников

Возрастает численность студентов по заочной форме обучения. Это объясняется доступностью и более низкой стоимостью образовательных услуг, развитием дистанционных и информационных технологий.

Необходимо эффективно организовать подготовку студентов по этой форме обучения.

Виды СР по заочной форме обучения и требования, предъявляемые к ним:

1) ежедневные занятия по заранее продуманному графику (в нем указывается очередность дисциплин, количество недель и часов по каждой из них);

2) следует одновременно изучать не более 2-3 дисциплин, при этом необходимо придерживаться типового учебного графика, разработанного деканатом, представления контрольных и курсовых работ. Контроль за выполнением индивидуальных графиков осуществляется методистами деканата по журналу регистрации контрольных и курсовых работ.

3) По каждой дисциплине желательно ознакомиться с учебной программой и методическими указаниями, изучить материал по учебникам и учебным пособиям, составить конспект изучаемой литературы, проверить свои знания по вопросам для самопроверки, необходимо также пользоваться дополнительной литературой.

4) В целях оказания помощи студентам в выполнении учебного плана и программ кафедры вуза должны проводить групповые консультации, расписание которых своевременно доводятся до сведения каждого студента через деканат. При проведении консультаций преподаватели рассказывают о типичных ошибках, которые допускают студенты при решении некоторых задач, разъясняют все вопросы, вызвавшие затруднения из-за сложности материала, методических недостатков учебника или слабого усвоения предшествующего материала.

5) Вузу необходимо иметь свои представительства в отдельных, особенно отдаленных районах, куда должны выезжать преподаватели университета для проведения консультаций и там же проводиться профориентационная работа для поступающих на заочное и очное отделения.

В представительствах необходимо создавать компьютерные классы с доступом к серверу университета и в электронный каталог библиотеки, где нужно организовывать отдельный фонд - абонемент для студентов заочного обучения.

6) Традиционно в вузе должен быть «День заочника» по субботам.

7) Работа с использованием дистанционных технологий.

4. Управление самостоятельной работой состоит из следующих компонентов:

- квалификационный инструктаж: конкретное определение объема выполнения работы и ориентировка студентов на ее выполнение;

- выдача студентам графика выполнения задания;

- создание условий для успешной работы студентов (наличие необходимой литературы в библиотеке, дежурство консультантов - преподавателей и лаборантов)

Насколько ясны были цели и задачи для студента, насколько верно была спланирована СРС и грамотно управлялась преподавателем можно судить, сделав учет и проанализировав результаты, как на узловых этапах, так и на итоговых занятиях.

 

Литература

1. Волков, Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат [Текст] / Ю.Г. Волков. – М.: Феникс, 2001.

2. Кожекина, Т.В. Клименко, И.Ф. Подготовка и защита дипломных работ в педагогических образовательных учреждениях [Текст] / Т.В. Кожекина, И.Ф. Клименко. – М.: Вербум-М, 2002.

3. Колесникова, Н.И. От конспекта к диссертации: учебное пособие по развитию навыков письменной речи [Текст] / Н.И. Колесникова. – М.: Флинта, 2003.

4. Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект (75 простых правил) [Текст] / В.В. Радаев. – М.: ИНФРА-М, 2003.

5. Рогожин, М.Ю. Подготовка и защита письменных работ: учебное практическое пособие [Текст] / М.Ю. Рогожин. – М., 2001.

6. Эхо, Ю. Письменная работа в вузах [Текст] / Ю. Эхо. – М.: ИНФРА-М, 2002.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.141 с.