Деловая игра как перспективная форма активных методов обучения. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Деловая игра как перспективная форма активных методов обучения.

2017-12-10 536
Деловая игра как перспективная форма активных методов обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Традиционные методы обучения нередко ставят студентов в позицию исполнителя, что не развивает мышления и не стимулирует проявление творческой активности. С целью активизации мыслительной деятельности студентов могут использоваться имитационно-игровые и неимитационно-игровые методы. Имитационно-игровые методы (ролевые, деловые), в отличие от неимитационно-игровых, направлены на выработку профессиональных умений и навыков в области будущей профессиональной деятельности. Имитационно-игровые методы, основанные на моделировании предметного и социального содержания труда специалиста, помогают улучшить профессиональную подготовку специалиста, так как приближают учебную деятельность студентов к решению реальных проблем.

В процессе игровой деятельности существуют 3 основных этапа:

1. Подготовительный: а) вводная информация и формулировка проблемы; б) обсуждение проблемы в микрогруппах и выработка по ней позиции;

2. Основной (коллективное обсуждение позиций микрогрупп, решение проблемы);

3. Заключительный (оценка преподавателем и студентами результатов своего труда, т.е. рефлексия).

Цель деловых игр заключается в активизации мышления, повышении самостоятельности студентов, внесении творчества в учебный процесс.

Деловая игра решает педагогические задачи:

1. Формирование у обучаемых целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике;

2. Приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и коллективных решений;

3. Развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере;

4. Формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации.

Все деловые игры рекомендуют проводить по методу малых групп или микрогрупп.

В ходе преподавания общественных наук можно применять следующие виды деловых игр:

1. Инсценировка «ОГОНЬ НА ПОДГРУППУ» используется для развития у студентов умения задавать вопросы и отвечать на них. По определенной теме одна из подгрупп берется «на прицел». Другие группы начинают интенсивно атаковать ее вопросами. Вопросы должны задаваться с целью выяснения знаний по теме. При подготовке к этой игре студентам необходимо поупражняться в технике составления вопросов. Если знания находящейся под «прицелом» подгруппы полностью выяснены, «огонь» переносится на другую подгруппу. Преподаватель должен позаботиться о том, чтобы у каждого студента было несколько вопросов, чтобы вопросы задавались интенсивно, беспрерывно. Когда под «прицелом» побывали все подгруппы, подводятся итоги, сообщаются занятые участниками места.

2. Деловая игра «АТАКА МЫСЛЕЙ» - это такая форма проведения занятия, при которой сообща анализируется какая-либо тема. Назначаются эксперты и секретарь, сообщаются правила и критерии оценки. Затем начинается «атака мыслей», где каждый студент может выступить по рассматриваемому вопросу. Преподаватель постоянно поддерживает «атаку мыслей», стараясь с помощью реплик, констатирующих и одобряющих замечаний заставить студентов напряженно и интенсивно думать. Когда активность студентов иссякла, «атака мыслей» заканчивается. Эксперты ее анализируют. Преподаватель подводит итоги и сообщает результаты игры.

3. Деловая игра «ВЫХОД ИЗ ЛАБИРИНТА». По этой методике можно провести игру на тему, на вопросы которой еще не найден ответ. Игра проводится методом малых групп с использованием приема «обсуждение вполголоса». Члены групп должны выработать общее мнение, которое обнародуется для всей учебной группы. На обсуждение вполголоса отводится 15-20 минут, после чего представители каждой группы одновременно пишут на доске свои решения, затем начинают вырабатывать общее решение.

4. Деловая игра «РАСЧИСТКА ЗАВАЛОВ» (осмысление студентов уроков истории). Смысл игры заключается в определении болевых точек проблемы и попытках наметить методику излечения. По этим проблемам студентам заранее предлагается продумать определенные вопросы.

Кроме указанных видов деловых игр, можно использовать и другие: «АЛЬТЕРНАТИВА» (анализ узловых моментов исторической ситуации через игровую имитацию), «СИНТЕЗ МЫСЛЕЙ» (используется с целью поиска оригинальных решений практических проблем), «МНЕМОТУРНИР» (применяется для восстановления в памяти, повторения и закрепления ранее воспринятой информации).

Деловые игры имеют достоинства и недостатки.

Достоинства: а) учащиеся испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения; б) происходит подготовка к профессиональной деятельности, студенты учатся применять свои знания; в) послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний; г) достигаются комплексные педагогические цели (познавательные, воспитательные, развивающие).

Недостатки: а) высокая трудоемкость подготовки к занятию; б) не все преподаватели владеют умением проводить деловые игры; в) большая напряженность для преподавателя, так как он постоянно сосредоточен на творческом процессе и должен быть одновременно актером и режиссером во время игры; г) сами студенты могут быть не готовы к работе с использованием деловой игры; д) деловые игры требуют много времени и порой специального изменения в расписании занятий.

Следует помнить, что деловые игры нужно использовать там, где они действительно необходимы.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.