Терминологическая энтропия в экопсихологии — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Терминологическая энтропия в экопсихологии

2017-12-10 233
Терминологическая энтропия в экопсихологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В настоящее время термин экопсихология применяется в научной литературе для обозначения ряда близких, но не тождественных областей исследуя: экопсихологию, психологию окружающей среды, экологический подход в психологии, которые имеют самостоятельные предметы исследования, свои задачи и методологические особенности.

Предмет экологической психологии

Экология зародилась и развивалась как раздел биологии который изучает отношение живых организмов между собой и с окружающей средой.

В дальнейшем в список объектов исследований был включен человек. В результате этого возникла такая научная дисциплина как Экология человека и Социальная экология.

Постепенно в исследованиях экологов, где традиционно изучалась химическое, физическое, биологическое влияние среды все больше внимания стало уделяться психологическому аспекту. Это привело к возникновению специального раздела экологии - экопсихологии.

Предмет исследования экопсихологии - это влияние факторов на психику человека.

 

Задачи экопсихологии:

1-выделение наиболее значимых для психики человека эко факторов

2-изучение ПФ аспекта и влияние на психическое здоровье, и поведение человека

3-разработка методик оптимальной организации этих факторов

 

Экологический подход в психологии начал формироваться в конце 60-ых годов в США.

Исходным положением данного подхода является представление о том, что человек реально живет не в «физ. Мире», а в «эко мире».

«Физ. Мир» такой как его, исследуют и описывают физика, химия, и др. естественные науки.

«Эко мир» тот который можно видеть, слышать, воспринимать на ощупь.

Автор эко подхода в психологии- Дж. Гибсон.

В рамках этого подхода исследователь абстрагируется от тех свойств и качеств объекта которые не являются значимыми для ж/д данного организма и с одной стороны рассматривают только те из них и создает реальную экологическую, а не физическую среду проживания, а с другой стороны изучает формирование психики в природных экологических условиях.

Задание эко подхода в психологии

Эта разработка психологии человеком в экологическом мире, т.е. дополнение существующей психологии человека в физическом мире.

Психология окружающей среды

Предмет психологии окружающей среды. В 60-ых годах 20ст в среде психологов возникло понимание того что сущ лабораторная Ψ не может дать полного представления о поведении чел в реальном мире из-за невозможности учета всех факторов существующих природных условиях. На рубеже 80-ых годов разнообразные исследования взаимодействия человека со средой удалось объединить в рамках нового направления, которое получило название психологии окружающей среды.

Основные современные направления:

1.Пространственное познание

2.Пространственное поведение

3.Восприятие качества среды

4.Реакции человека на взаимодействие с окружающей средой.

 

Предмет исследования психологии окружающей среды - отношение человека к среде обитания, взаимосвязи между переменными факторами среды и разными характеристиками.

Методология особенностей психологии окружающей среды:

1) Рассмотрение человека и окружающей среды взятых в целостности как единственной системы

2) Представление о том, что среда существенно влияет на поведение человека, а именно в реакциях разных людей на идентичную среду можно констатировать больше общего, чем разного.

 

Исследование природы окружающей среды:

1) Природная среда не имеет определенных твердо фиксированных границ во времени и пространстве.

Чаще всего границы внутри природной среды создаются, конструируются тем специалистом, который воспр их соотв цели и хар-ру своей д-сти. эти границы сущ лишь в его субъективном восприятии.

Зачастую границы (субъективные) могут даже противоречить реально существующим в природе взаимосвязей между разными её элементами.

 

2) Природная среда одновременно влияет на все органы чувств. В то же время восприятие природной среды не являются лишь суммированием информации (зрительной, слуховой и т.д.) что была получена от разных рецепторов. Оно сверхмодальное.

 

3) Восприятие природной среды обусловлено характером деятельности.

В зависимости от характера деятельности в данной природной среде, сенсорная информация, которая поступает про ее элементы, является главной или периферической.

В тоже время человек не свободный в восприятии свободной среды. Восприятие не является его своеволием, что именно и как будет воспринято человеком, в значительной мере определяется характером самой среды.

 

4) Каждый элемент природной среды наряду с физич и хим характеристиками имеет также и соц значение, в котором зафиксирован общественный опыт взаимодействия с природой. Эти социальные значения усваиваются чел в процессе социализации и определяют восприятие природной среды.

 

5) Восприятие природы как среды может иметь эгоцентрический характер.

В связи с этим, окружающая природная среда структурируется на основе позиций «свой -чужой», благодаря чему и возникает такой интересный психологический феномен как «родная природа».

6) В восприятии природной среды большую роль играет: противопоставление, центр, периферия. Центр среды и все, что находится в нем, имеет большую ценность, чем периферия.

Следует отметить, что никакого реального центра в самой природной среде не существует.

 

7) Восприятие природы как среды, характеризуется целостностью, и эта особенность является наиболее важной. Природная среда не является простой суммой объектов, поверхностей, форм, цветов, запахов, а существует как целое на фоне которого четко различаются отдельные детали, т.е. восприятие природной среды всегда общее, но в тоже время и исключительное.

Природная среда в целом выступает как гештальт.

 

Задание психологии окружающей среды – изучение взаимосвязи между переменными среды и разными характеристиками человека, его поведения.

 

4 ПУНКТ!!!!

Ключевая проблема эко психологии – исследование индивидуального и группового сознания.

 

Эко сознание – совокупность эко представлений существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.

Т.о. – предмет исследования эко психологии – это эко сознание, рассматриваемое в социогенетическом (общественном), онтогенетическом (индивидуальном) и функциональном аспектах.

 

Связь эко психологии с другими дисциплинами.

В эко психологии выделяются 4 основные направления исследования сознания:

1- подструктуры эко представлений;

2- подструктуры субъективного отношения к природе;

3- подструктуры стратегий;

4- технологии взаимодействия с природой.

 

Перед эко психологией стоят следующие задания, которые решаются в рамках каждого из этих направлений:

1- анализ развития в социогенезе - анализируется эко сознание в разные эпохи, рассматривается специфика представлений, отношений, стратегий и технологий взаимодействия с природой. Определяются основные тенденции развития, изучаются их движущие экономические, культурные, политические и др. факторы.

 

2- разработка типологий – разрабатывается типология как индивидуального так и исторически сформированного общественного эко сознания, анализируется структура эко представлений, рассматривается качественная специфика субъективного отношения к природе, создается система параметров и типология, т.е. психологическая характеристика разных типов отношения к природе).

 

3- анализ развития – анализируются основные тенденции развития в процессе онтогенеза индивидуального эко сознания, исследуются качественные характеристики и динамика в онтогенезе представлений о природе и взаимосвязях человека с ней. Образуется и место природы в образе мира личности. Рассматриваются факторы, которые определяют развитие субъективного отношения к природе, исследуются возрастные особенности мотивации выбора стратегий в контексте общего и личностного развития.

 

4- анализ механизмов формирования и формирование эко сознания.

 

5- анализ индивидуальной и групповой специфики. Согласно с этим заданием, изучаются особенности эко сознания в разных социальных профессиональных группах, устанавливаются взаимосвязи между социально-профессиональной принадлежностью и спецификой системы эко представлений, которые свойственны каждой социальной группе и отдельным ее членам.

 

6- разработка принципов и методов диагностики для экспериментального исследования названных проблем в рамках раздела эко психологии и экологической психодиагностики – создается специальный диагностический арсенал, который позволяет определить уровень сформированности и качественно своеобразие системы эко представлений, субъективного отношения к природе и применяемым стратегиям и технологиям взаимодействия с ней.

 

7- исследвание психологических функций, которые могут быть реализованы в результате взаимодействия человека с миром природы, их влияние на развитие личности, создание на этой основе методов психокоррекции и психотерапевтической работы.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.