Основных стадии взаимодействия общества и природы: (этапы развития) — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Основных стадии взаимодействия общества и природы: (этапы развития)

2017-12-10 245
Основных стадии взаимодействия общества и природы: (этапы развития) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. (возникновение человечества – эпоха позднего палеолита) Общество и природа - функциональная незамкнутая глобальная социо-эко система. Люди не оказывают влияния на окружающую среду.

2. (длится от начала позднего палеолита до 20 ст – около 40000лет) Глобальная СЭС становится частично функционально замкнутой. Воздействия человека начинают вызывать определенную реакцию природной среды. Конфликт: опустынивание территории в средиземн. Азии.

Наблюдается «-» реакции природной среды на все возрастающее воздействие хозяйственной деятельности человека, которые носили локальный характер.

К середине 20вв – Бернадский: Человек - наиболее могущественная биол сила на нашей планете.

Научно техническая революция обусловила интенсивную урбанизацию и индустриализацию планеты, резкое возрастание численности населения на земле. Масштабы человеческой деятельности достигли и начали превышать масштабы могущественных стихийных явлений.

Вследствие этого взаимодействия общества и природы началась 3я стадия.

 

3. Глобальная СЭС стала функционально замкнутой, а ее динамич равновесие крайне не устойчиво.

В такой СЭС все природные и социально-экономические компоненты настолько тесно взаимосв, что любое незначительное возд чел на какой либо природный компонент затрагивает всю систему в целом и это создало реальную опасность возникновения необратимых глобальных разрушительных процессов, которые могут сделать окружающую среду непригодной для дальнейшего развития цивилизации и самого существования человечества.

 

Т.о. совр экологический кризис обусловлен доминирование антропоцентрического эко сознания.

Для его преодоления и устойчивого развития человечества и формирования ноосферы необходимо установление эко сознания экоцентического типа.

Возникновение в 70е годы 20 ст «Энвайроментальной парадигмы» свидетельствует о глубоком понимании важных эколого-этический поступков.

 

Принципы Современного экоцентрического мировоззрения:

1. Гармоническое развитие человека и природы – наивысшая ценность. Природа признается самоценной независимо от практического или другого ее значения для человека.

2. Отказ от иерархической системы мира характеризуется тем, что человек имеет не привилегии, благодаря уму, а обязанности.

3. Цель взаимодействия с природой заключается в мах удовлетворении потребностей человеческой и природной среды. Влияние на мир природы изменяется если человек с ним взаимодействует.

4. Характер взаимодействия с природой определяется эко императивом: разрешено лишь то, что не разрушает эко равновесие. (Императив – требование, приказ, закон).

5. Мир природы воспринимается как равноправный субъект взаимодействия с человеком.

6. Этически нормы распространяются на взаимодействие человека и мира природы.

7. Развитие человека и природы понимается как процесс ко-эволюции.

8. Природо-охранная д-сть обусловлена необходимостью оберегать природу ради нее и человека.

 

Экоцентрический тип экологического сознания – система представлений о мире, для которой характерна ориентация на эко целесообразность, отсутствие противопоставлений человека и природы, восприятие природных объектов как равноправных субъектов, баланс взаимодействия человека и природы.

Экологическая психология как междисциплинарное научное направление

(Предмет, задачи и основные направления исследований)

Термин «Эко пси» впервые был использован в 1949 году Роджером Барнелетом. В дальнейшем Джеромом Брунером (предмет).

В отдельное научное направление Эко пси сформировалась в 70е годы 20 столетия.

На территории постсоветского пространства в 1996 году – 1 Всероссийская Конференция по Эко пси (декабрь). В психологическом институте академии образования.

 

Эко пси –междисцип направление, а синтез экологии и психологии происходит в сл предметных обл:

1-Область экологии человека (изуч закономерности взаимодчеловека и окр среды, проблемы развития качества народонаселения, сохранность и развитие здоровья, соверш пФ возможностей чел).

2-Психология труда (труд как обменный эко-соц и психо-эко феномен, эко безопасность труда).

3-Область педагогической психологии (изуч проблемы эко образвания, формирования личности).

4-Психология безопасности (изучает проблемы эко безопасности и ее обеспечения).

5-Географическая психология (влияние ландшафта на психику, как чел преобраз силу природы).

6-Социальная экология (феномен эко сознания, аксеологические аспекты эко сознания).

7-Глобальная экология (проблемы неосферогенеза и устойчивого развсистемы «общество-природа»).

8-Область культурологи (взаимовл культ и цивилизационного процесса и состояние окр среды).

 

Содержательно эко пси раскрывается в качестве составной части прикладной экологии (психологический компонент технологии решения эко пробелем и в качестве таковой, особое внимание уделяется лицам участвующим в этом процессе, исследует их мотивационную сферу, систему ценностей, наличие установок, разрабатывает Ψ способы экологизации сознания).

 

Исследования в области эко пси приобретают в настоящее время особую актуальность в связи с поиском эффективных путей выхода из эко кризиса. В результате на первый план выдвигаются следующие проблемы: Задачи:

1- исследование эко сознания, путем выявления особенностей восприятия человеком его окружающей среды, выделение значимых для субъекта факторов ее неблагаприятного развития.

2- выявление мотивации эко поведения раскрывающие причины поступков лиц как ответственных за нанесение ущерба окружающей среде, так и стремящихся любыми, в том числе и неадекватными, способами воспрепятствовать этому процессу.

3- анализ закономерностей психологических исследований эко кризиса (нарушение психического здоровья, демографические сдвиги).

4- разработка психологических средств пропаганды ориентированной на формирование представлений адекватной, истинной психологической обстановки.

5- внедрение новых, научно-технических проектов и разработок так или иначе воздействующих на среду, должно подвергаться эколого-психологической экспертизе.

Т.о. Предмет Эко пси - рожденное природой и обществом «психическое» человека, является носителем особой геологической и комической силы, сравнимой с естественными природными силами по влиянию на судьбу планеты.

Круг теоретических задач, включающий 3 уровня:

1- изучение эко условий сохранения и развития психики. Определение предельно допустимых значений различных параметров среды в поиске оптимума.

2- исследоваение психологических свойств личности определяющих разрушительный и созидательный характер деятельности. Разработка методом ПД. Эко ориентация личности и способов ее формирований, эколого-психологический анализ труда, вопросы психологии труда в природоохранной сфере.

3- психологчиеские проблемы неосферогенеза. Н – природный процесс, может тем не менее происходить под влиянием человеческого разума организованного наукой нового типа.

 

Практические задачи:

1- изучение психологических свойств окружающей среды. Механизмом действия Ψ загрязнений и Ψ явлений, сопутствующих природным и технологическим катастрофам.

2- оценка медицинских и социально-психологических следствий проникновения в зонах с различным качеством окружающей природной среды, прежде всего в зонах с экстремальными условиями жизни (Заполярье) и на территориях эко бедствия в эколого-географическом аспекте.

3- разработка технологий медицинской и социально-психологической реабилитации населения с учетом роли географических факторов традиционной культуры и религии в процессах реабилитации.

4- изучение мед и соц-Ψ следствий вынужденного переселения на территорию с резко отличными от прежних эко условий. Также реабилитация беженцев.

5- оценка влияния эколого-географических факторов на ПФ характеристики индивида и построения на этой основе интегральных критериев оценки эко обстановки.

6- разработка и научное обоснование медико-экологического и эколого-психологического подходов к проектированию, рекреационных и особо охраняющихся объектов.

7- разработка методик проведения мед-экол и эколого-Ψ экспертизы соц-экол систем.

8- изуч и выработка оптимальных средств распространения и популяризации географических, медико-экол и эколого-психологических знаний среди населения и научной общественности.

9- оценка влияния св-в индивида и личности на решение экологических проблем различного уровня.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.