Охрана земель: понятие, основные направления и правовые формы осуществления. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Охрана земель: понятие, основные направления и правовые формы осуществления.

2017-12-10 1090
Охрана земель: понятие, основные направления и правовые формы осуществления. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Охрана земель - это система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земли из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, на воспроизводство и повышение плодородия почв.

Необходимость охраны земель закреплена в Конституции РФ, в земельном законодательстве и в правовых актах субъектов РФ.

Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

 

Правовую основу регулирования государственной охраны

раны земель составляют:

1) Земельный кодекс РФ (глава 2);

2) ФЗ «О землеустройстве» от 18.06.2001 г.;

3) ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.200.11\

№7;

4) ФЗ «О мелиорации земель» от 10.01.1996 г.;

5) ФЗ «О безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.1997 г.;

 

Правовые меры государственной охраны земель подразделяются на три группы:

1) рациональная организация земель;

2)защита почв от эрозии, загрязнения и иных вредных воздействий;

3) восстановление нарушенных земель.

 

1.Рациональная организация земель включает:

- землеустройство;

- мониторинг земель;

- государственный земельный контроль.

 

Землеустройство включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

 

Мониторинг представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

Задачами государственного мониторинга земель являются:

1) выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2) информационное обеспечение государственного земельного надзора за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным.

 

Осуществление государственного земельного контроля отнесено к компетенции Федерального агентства кадастра объектов недвижимости РФ.

 

Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы осуществляют государственный земельный контроль за:

- соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю;

- предоставлением достоверных сведений о состоянии земель;

- своевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

- использованием земель по целевому назначению;

- своевременным и качественным выполнением обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;

- выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.

 

2.Защита земель от вредных воздействий направлена на предотвращение деградации земель.

Данная группа мер включает:

- мелиорацию земель;

- государственное регулирование использования агрохимикатов и пестицидов;

- нормирование предельно допустимых концентраций вредных веществ в почве.

 

Мелиорация земель — коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротсхнических и других мелиоративных мероприятий.

 

Государственное регулирование использования агрохимикатов и пестицидов осуществляется в соответствии с Законом РФ «О безопасности обращения с пестицидами и агрохимикатами»

Пестициды и агрохимикаты могут применяться территории РФ только после их регистрации. Регистрации подлежат пестициды и агрохимикаты, и которым проведены регистрационные испытания и получены положительные заключения экспертизы результатов регистрационных испытаний.

 

Нормирование негативных воздействий на состояние земель осуществляется на основании ФЗ от «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и пр.

Санитарные правила устанавливают требования к качеству почв населенных мест и сельскохозяйственных угодий, обусловливающих соблюдение гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов различного назначения, в том числе и тех, которые могут оказывать неблагоприятно-воздействие на состояние почв.

 

3.Восстановление нарушенных земель осуществляется посредством:

- рекультивации нарушенных земель;

- консервации деградированных земель.

 

Под рекультивацией понимают комплекс мероприятий по восстановлению нарушенных земель в целях включения их в сферу хозяйственного использования.

Рекультивации подлежат земли, нарушенные при:

- разработке месторождений полезных ископаемых, добыче торфа;

- прокладке трубопроводов, проведении строительных и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;

- ликвидации промышленных, военных и иных объектов и сооружений;

- складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; и т.д.

В зависимости от целей восстановления нарушенных земель, выделяют несколько направлений рекультивации

- Сельскохозяйственная рекультивация,

- Лесохозяйственная рекультивация,

- Водохозяйственная рекультивация,

- Строительная рекультивация,

- Рекреационная рекультивация

- Природоохранная рекультивация.

 

Консервация нарушенных земель означает временное исключение из хозяйственного оборота земель, отрицательно влияющих на окружающую природную среду, рекультивация которых для использования в хозяйственном обороте экономически неэффективна.

Консервация земель проводится с целью предотвращения и устранения процессов деградации почв, восстановления плодородия почв и реабилитации загрязненных территорий.

47.Экологические требования к планировке и застройке населенных пунктов.

Землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные чертой от земель других категорий (ст. 83 ЗК РФ).

Основное назначение земель поселений состоит в обеспечении необходимых условий жизнедеятельности населения на соответствующей территории.

Земли поселений неоднородны по своему составу и делятся на территориальные зоны с различным разрешенным режимом использования, включая зоны жилой застройки, общественно-деловые и иные зоны. Однако правовой режим этих зон подчинен главной задаче — обслуживанию различных нужд населения.

Генеральные планы поселений и городских округов служат основой градостроительного зонирования земель поселений.

Документы зонирования территорий утверждаются нормативно-правовыми актами местного самоуправления (правилами землепользования и застройки) (ч. 1 п. 2 ЗКРФ).

Согласно ст. 85 ЗК РФ в состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

1) жилым;

2) общественно-дедовым;

3) сельскохозяйственного использования;

4) рекреационным;

5) занятые лесами;

6) специального назначения;

7) производственным;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1.основные виды разрешенного использования;

2.условно разрешенные виды использования;

3.вспомогательные виды использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношение к основным.

Основные и вспомогательные виды использования выбираются правообладателем земельного участка и объекта капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Условно разрешенный вид пользования осуществляется на основе специальных разрешений.

В отношении застроенных или подлежащих застройке территорий осуществляется разработка документации по планировке территории. К документации по планировке территории относятся следующие документы:

• проект планировки территории;

• проект межевания территории;

• градостроительные планы земельных участков.

Несмотря на различия правового режима, установленного для отдельных составных территориальных зон, правовому режиму земель населенных пунктов присуще основополагающее общее начало, состоящее в обеспечении единства правового режима земельного участка и объектов капитального строительства, расположенных в его границах, установлении ведущей роли градостроительных требований в определении режима земельного участка.

 

 

Экологические требования в городских и сельских поселениях, обеспечивающие благоприятные условия проживания населения, устанавливаются в соответствии с Законом ООС (охрана окружающей среды) и Градостроительным кодексом РФ (принят 8 апреля 1998 г.).

Различают два вида поселений: городские (города и поселки) и сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные).

В зависимости от численности населения городские и сельские поселения соответственно подразделяются на:

• сверхкрупные города (численность населения свыше 3 млн. человек);

• крупнейшие города (от 1 до 3 млн.);

• крупные города (от 250 тыс. до 1 млн.);

• большие города (от 100 до 250 тыс.);

• средние города (от 50 до 100 тыс.);

• малые города и поселки (до 50 тыс.);

• крупные сельские поселения (свыше 5 тыс.);

• большие сельские поселения (от 1 до 5 тыс.);

• средние сельские поселения (численность населения от 200 до 1 тыс.);

• малые сельские поселения (менее 200 человек).

К поселениям, которые являются объектами градостроительной деятельности особого регулирования, могут быть отнесены:

• города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург;

• города — центры субъектов Федерации;

• города-курорты;

• исторические поселения, а также поселения, на территориях которых имеются памятники истории и культуры;

• городские и сельские поселения с особым режимом жизнедеятельности (военные городки и другие закрытые административно-территориальные образования, поселения в государственных природных заповедниках, национальных парках, природных парках и т.д.);

• городские и сельские поселения, которые расположены в регионах с экстремальными природно-климатическими условиями или особо неблагоприятными экологическими условиями вследствие радиоактивного загрязнения, повышенной сейсмичности или подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

В России насчитывается 1087 городов и более 2000 поселков городского типа, различных по численности населения, природно-климатическим условиям размещения, экономическому и природноресурсному потенциалу. Практически во всех городах, особенно в крупных, последние 40 лет зрели неразрешенные проблемы, связанные с ухудшением качества земель и их охраной. Эти проблемы обусловлены многими факторами техногенного и природного свойства, а также синергическим эффектом от их сочетаний.

В зависимости от степени

загрязнения и способа оздоровления указанных территорий может быть введен особый режим их использования или установлено иное функциональное

назначение.

На землях городских и сельских поселений могут устанавливаться следующие виды территориальных зон: жилые; общественно-деловые; производственные; инженерной и транспортной инфраструктур; рекреационные; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов, иные зоны режимных территорий.

В территориальных зонах могут выделяться подзоны, особенности использования территорий которых определяются градостроительным регламентом с учетом ограничений на их использование. В территориальные зоны могут включаться территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами. Территории общего пользования в городских и сельских поселениях предназначены для удовлетворения общественных интересов населения.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются между промышленными предприятиями и жилыми или общественными зданиями. Они служат для защиты населения от вредного воздействия производства. Размер санитар-но-защитных зон зависит от мощности, условии осуществления технологического процесса, характера и количества выделяемых в окружающую среду вредных и неприятно пахнущих веществ, шума, вибраций, электромагнитных волн, радиочастот, ультразвука и других вредных факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния промышленных предприятий на окружающую среду.

Санитарная охрана земель городов осуществляется с целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, среды обитания человека и обеспечения благоприятных условий его жизнедеятельности (см. Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения). В этом Законе содержатся санитарно-эпидемиологические требования к планировке и застройке городов. Санитарные правила включают порядок:

• сбора твердых, жидких бытовых и пищевых отходов;

• обезвреживания отходов;

• уборки населенных мест;

• уборки объектов с обособленной территорией (пляжи, рынки, парки, лечебно-профилактические учреждения). Утверждение норм проектирования и реконструкции объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам;

• содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, соблюдения уровня радиационного фона;

• соблюдения санитарных норм.

Контроль за выполнением данных требований осуществляет Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации, входящая в систему органов Минздрава России (Положение об этой Службе утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 г.).

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.