Экологический контроль: виды и формы. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Экологический контроль: виды и формы.

2017-12-10 325
Экологический контроль: виды и формы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правовые формы участия общественности в охране окружающей природной среды.

Роль общественного экологического контроля заклю­чается в том, что граждане и природоохранительные об­щественные объединения наряду с государственными органами участвуют в определении природоохранитель­ной политики, а также в осуществлении контроля за ее осуществлением.

Общественный экологический контроль имеет свои особые функции и формы их реализации. Основные функции общественного экологического контроля состоят в следующем:

1) просветительская, или информационная.

2) превентивная функция, состоящая в предупрежде­нии экологических правонарушений;

3) содействие в осуществлении мероприятий, направ­ленных на пресечение экологических правонаруше­ний и привлечение виновных лиц к ответственности.

Общественные организации являются самостоятель­ными участниками отношений в сфере экологического контроля. Вмешательство государственных органов в дея­тельность общественных объединений не допускается. Та­ким образом, позиция общественных экологических объе­динений не обязательно должна совпадать с решением го­сударственных органов и должностных лиц. Более того, общественные объединения вправе добиваться реализаций своих решений политико-правовыми методами.

Поэтому основное направление развития обществен­ного экологического контроля на современном этапе со­стоит в обеспечении населения достоверной экологичес­кой информацией, создании банка экологической ин­формации. Гарантией реализации данного требования должна являться система юридической ответственности за невыполнение должностными лицами государствен­ных и муниципальных органов требований по предостав­лению экологически значимой информации или предо­ставление недостоверной информации.

Основными организационными формами обществен­ного экологического контроля являются:

1) Контроль общественных организаций.

Выделяют два вида общественных экологических организаций:

♦ общероссийские организации. Они отражают инте­ресы тех лиц, которые добиваются проведения оп­ределенной экологической политики в стране в це­лом, направленной, например, на реализацию про­ граммы расширения парков в России, ограничение застройки ландшафтов и т. д.;

♦ общественные организации, имеющие региональ­ный и местный характер. Эти организации объеди­няют такие круги населения, которые обеспокоены охраной здоровья и возможными нарушениями нор­мальных условий быта из-за появления в данной ме­стности определенных промышленных и иных объек­тов, в частности, атомных электростанций, свалок, «дымящих» производств и других объектов.

Такие организации возникают, как правило, в каче­стве реакции на нежелательные проекты и носят в боль­шинстве случаев временный характер.

2) Контроль органов местного самоуправления.

3) Контроль отдельных граждан, осуществляемый не­посредственно на основе участия в референдумах и в иных формах,

Новой формой участия общественности в охране при­родной среды является институт уполномоченных по правам человека.

Таким образом, развитие системы общественного эко­логического контроля требует принятия нормативных актов, которыми бы закреплялись права и гарантии реа­лизации прав граждан и общественных объединений при осуществлении экологического контроля.

 

Экологические правонарушения: понятие и виды.

Экологическое правонарушение можно определить как противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Первые – менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, материальными, административными и гражданскими правонарушениями. В соответствии с видами экологических правонарушений наступает дисциплинарная, материальная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

В соответствии с общей теорией права экологическое правонарушение по своей структуре состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти отношения по своему содержанию касаются собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных воздействий, защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием или охраной окружающей среды на территории России или территории, находящейся подееюрисдикцией.

Состав субъектов варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники предприятий, уголовной – должностные лица и граждане, административной – юридические лица, должностные лица и граждане.

В соответствии с действующим законодательством административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную – с 18 лет. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным. Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений относительно применения дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений в трудовой сфере.

Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:

а) противоправность поведения;

б) причинение или реальная угроза причинения экологического вреда, либо нарушение иных законных прав и интересов субъектов экологического права;

в) причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда, либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.

Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Под виной понимается психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Закон предусматривает две формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность. Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы своего производства на опушке леса, т.е. не в установленном для этого месте). Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Гражданский кодекс РФ вводит понятие грубой неосторожности. Правда, речь идет о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению или увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда правонарушителем (ст. 1083).

В то же время в природоохранительной практике, как уже отмечалось, может иметь место безвиновная (абсолютная) ответственность – за вред, причиненный источником повышенной опасности. Возмещение такого вреда регламентируется ст. 1079 ГК РФ.

Одни экологические правонарушения могут быть совершены при любой форме вины (например, правонарушения, последствиями которых является загрязнение атмосферного воздуха или вод), другие – только при умышленной форме вины (незаконная охота или рыбная ловля), третьи – по неосторожности (например, небрежное обращение с огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах).

 

 

37. Понятие экологического преступления. Классификация видов экологических преступлений. Под экологическим преступлением понимают винов­ное общественно опасное деяние, посягающее на уста­новленный в РФ экологический правопорядок, причиня­ющее вред природной среде либо создающее угрозу тако­го причинения и запрещенное уголовным законом под угрозой наказания.

Объектом экологического преступления является эко­логический правопорядок. Составной частью экологи­ческого правопорядка признается экологическая безо­пасность человека и общества.

Под экологической безопасностью понимают сово­купность мер, обеспечивающих защищенность жизненно важных прав и интересов человека, в том числе право на здоровую и благоприятную для жизни природную среду.

Понятие «экологическая безопасность» включает в себя новый объект уголовно-правовой охраны, которым является «экологическая безопасность человечества». Преступление против экологической безопасности чело­вечества является разновидностью преступлений против мира и безопасности человечества.

К числу преступлений данной группы относится эко­цид. Состав данного преступления предусмотрен ст. 358 УК РФ. Под экоцидом понимают массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферного воздуха и водных ресурсов; в также совершение иных действий, способных вызвать экологическую ката­строфу.

Предметом экологического преступления являются охраняемые законом природные объекты и комплексы.

Однако не всякое преступление, где фигурирует при­родный объект, относится к разряду «экологических пре­ступлений». Для отнесения преступления к категории «экологических» необходимо наличие такого признака, как реальное причинение вреда либо создание угрозы такого причинения.

Субъектом экологического преступления может яв­ляться лицо, достигшее 16-летнего возраста. Отдель­ными составами преступлений предусмотрены специ­альные субъекты уголовной ответственности, то есть лица, в обязанности которых в силу должностного по­ложения или служебного поручения нормативными и правоприменительными актами включено выполнение определенных действий по применению мер безопас­ности, контролю в области природопользования и дру­гие функции.

Субъективную сторону преступного деяния состав­ляет вина правонарушителя в форме умысла или неосто­рожности. Форма вины правонарушителя имеет значе­ние для определения степени социальной опасности деяния.

Большинство составов экологических преступлений включает умышленную форму вины. Неосторожная фор­ма вины является признаком экологического преступле­ния в отдельных случаях, в частности, когда экологическое преступление повлекло смерть человека, когда совершено уничтожение или повреждение леса и в других случаях.

В широком смысле понятие «экологические преступ­ления» охватывает все виды преступлений, предметом посягательства которых выступает окружающая природ­ная среда. Данные преступления классифицируются на две основные группы:

1) смежные составы экологических преступлений. Непосредственным объектом противоправного по­сягательства в этих составах выступают отношения собственности, отношения в сфере обеспечения экологической безопасности и др.;

2) собственно экологические преступления, предус­мотренные гл. 26 УК РФ. Непосредственным объек­том данной группы преступлений являются отноше­ния по поводу охраны природной среды.

В зависимости от объективных признаков преступле­ния выделяют:

♦ материальные составы экологических преступле­ний, связанные с причинением реального вредатприродной среде;

♦ формальные составы, предусматривающие ответ­ственность за создание «угрозы» причинения вреда природной среде.

Общим предметом экологического преступления признается окружающая природная среда в целом. Данный предмет присутствует во всех составах экологи­ческих преступлений.

Наряду с общим предметом выделяют родовые предме­ты уголовно-правовой охраны, к числу которых относятся:.

♦ здоровье и жизнь человека;

♦ состояние отдельных видов природных ресурсов и природных комплексов;

♦ порядок пользования отдельными природными объектами.

Родовой предмет присущ определенным видам пре­ступлений. Например, родовой предмет преступления против здоровья человека отличается от родового пред­мета экологических преступлений в узком значении.

 

Экологический контроль: виды и формы.

 

Экологический контроль — это комплекс мероприя­тий, включающих в себя наблюдение за состоянием окру­жающей природной среды, информирование населения о состоянии и факторах, влияющих на природную среду, проверку соблюдения экологического законодательства природопользователями и привлечение виновных лиц к административной ответственности.

В зависимости от субъектного состава отношений в сфере экологического контроля выделяют следующие виды экологического контроля:

1) государственный экологический контроль;

2) производственный экологический контроль;

3) муниципальный экологический контроль;

4) общественный экологический контроль.

Государственный экологический контроль осуществ­ляется государственными органами исполнительной вла­сти. Система государственных органов, наделенных фун­кцией осуществления экологического контроля, постро ена в соответствии с принципом разделения функций государственного экологического контроля и функций хозяйственного использования природных ресурсов (п. 5 ст. 65 Закона РФ «Об охране окружающей среды»).

Согласно ст. 67 Закона РФ «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполне­ния в процессе хозяйственной и иной деятельности ме­роприятий по охране окружающей среды, рационально­му использованию и восстановлению природных ресур­сов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законода­тельством в области охраны окружающей среды.

Муниципальный контроль как вид экологического контроля предусмотрен ст. 68 Закона РФ «Об охране ок­ружающей среды», Все уполномоченные на осуществление МЭК структу­ры можно свести к двум видам: органы местного самоуправ­ления и муниципальные учреждения.

Роль общественного экологического контроля заклю­чается в том, что граждане и природоохранительные об­щественные объединения наряду с государственными органами участвуют в определении природоохранитель­ной политики, а также в осуществлении контроля за ее осуществлением.

Правовые формы экологического контроля класси­фицируются по двум основаниям: во-первых, в зависи­мости от целевой направленности контрольных меропри­ятий, во-вторых, с учетом юридической значимости ре­зультатов контроля.

По первому основанию формы контроля классифи­цированы на две группы:

1) превентивный экологический контроль;

2) инспекционный экологический контроль.

Превентивный контроль, направленный на предуп­реждение экологических правонарушений, включает та­кие мероприятия, как экологический мониторинг, оцен­ка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяй­ственной деятельности, экологическая экспертиза.

Инспекционный контроль состоит в проведении проверок соблюдения экологического законодатель­ства природопользователями и привлечении виновных в совершении правонарушений лиц к юридической от­ветственности.

По второму критерию формы контроля также делят­ся на две группы — информационные и юрисдикционные формы.

К информационным формам контроля относятся экологический мониторинг, государственный учет, эко­логическая и радиационно-гигиеническая паспортизация предприятий и территорийПравовое значение данных мероприятий состоит в накоплении информационных ресурсов, необходимых для осуществления юрисдикционных форм контроля.

К юрисдикционным относятся такие формы контро­ля, как оценка воздействия на окружающую среду наме­чаемой деятельности, государственная экологическая экспертиза, декларирование безопасности промышлен­ных объектов, применение административной ответ­ственности, постановка вопроса о привлечении к уголов­ной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия.

Юрисдикционное значение данных мер состоит в при­нятии по результатам их осуществления правовых актов, порождающих либо прекращающих права и (или) обязан­ности участников экологических правоотношений.

Так, утверждение экологического обоснования по результатам оценки воздействия является основанием для принятия документов на государственную экологи­ческую экспертизу. Положительное заключение госу­дарственной экологической экспертизы является осно­ванием для начала финансирования и санкционирова­ния проекта намечаемой деятельности. Представление декларации промышленной безопасности, на которую получено положительное заключением государственной экологической экспертизы, является основанием для выдачи лицензии на данный вид деятельности и заклю­чения договора обязательного страхования риска граж­данско-правовой ответственности за причинение вреда.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.