Лекций № 4. Документационное обеспечение системы транспортировки грузов — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Лекций № 4. Документационное обеспечение системы транспортировки грузов

2017-12-10 1800
Лекций № 4. Документационное обеспечение системы транспортировки грузов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для обеспечения эффективного транспортного процесса необходимо соблюдать некоторые условия, важнейшим из которых является наличие следующих документов на перевозку грузов:

а) договор перевозки – соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить обусловленный груз своими средствами до места назначения в установленные сроки, а отправитель – уплатить за перевозку заявленную денежную сумму;

б) накладная – оформляется отправителем груза, содержит основные реквизиты: место назначения, наименование отправителя и получателя, их почтовые адреса, масса груза, число мест. Она является основанием для расчетов заказчика с перевозчиком;

в) коносамент – документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю при перевозке грузов морским путем, который одновременно служит распиской в получении груза;

г) путевой лист – первичный документ учета работы водителя автомобиля;

д) дорожная ведомость – документ, сопровождающий груз в пути следования по железной дороге;

е) счет-фактура – документ, на основании которого производится оплата автомо- бильных перевозок груза с учетом НДС;

ж) сертификат качества груза.

Основными документами, регламентирующими правила перевозок, являются Устав железных дорог РФ, внутреннего водного, автомобильного транспорта, Кодекс торгового мореплавания.

Уставы и Кодекс определяют обязанности и права, а также ответственность транспортных организаций и граждан, пользующихся транспортом. Они регламентируют взаимоотношения транспортных организаций между собой и с потребителями продукции.

При перевозке грузов заключается договор в виде соглашения, по которому перевозчик принимает на себя обязательства доставки груза своими средствами от места направления и до конечного пункта в установленные сроки, а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату.

Для разных видов транспортных перевозок существуют разные договора.

Договором при грузоперевозке на железнодорожном транспорте является накладная, которую оформляет отправитель груза. Дорожная ведомость – документ, который сопровождает груз в пути следования.

Вагонный лист – документ, составляемый на каждый загруженный вагон.

В линейном судоходстве договором является коносамент, который одновременно служит распиской перевозчика в получении груза.

Коносаменты бывают именные (составленные на определенного получателя), ордерные, предъявительные (действуют по предъявлении).

В заграничном плавании, при нелинейной форме судоходства, договор оформляется чартером.

При перевозке морским транспортом первичным документом является погрузочный ордер.

В прямом, водном или смешанном сообщении вместо погрузочного ордера используется накладная.

Накладными оформляется буксировка плотов и других плавучих объектов, перевозки на воздушном транспорте.

Для автотранспортных организаций установлен типовой договор. Водителю грузового транспорта при выходе автомобиля в рейс выписывается путевой лист, который является основным документом учета работы, он выдается, как правило, на один день и в конце работы возвращается.

Товарно-транспортная накладная является основанием для расчетов заказчика с автотранспортным предприятием.

Перечень документов, необходимых для перевозки грузов: товарно-транспортная накладная, накладные, доверенность на перевозку, спецификация, счет-фактура поставщика, доверенность на перевозку, сводные ведомости.

Для разных видов транспорта существует своя терминология, относящаяся к документированию перевозок, и составляемые погрузочные документы имеют свои особенности.

Для железнодорожного транспорта первичным документом, имею силу договора, является железнодорожная накладная, составляемая отправителем.

Накладная - транспортный документ, применяемый при железнодорожных и речных перевозках, а также при перевозке грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном и прямом водном сообщениях. Накладная заполняется грузоотправителем и содержит следующие сведения: наименование и адрес правителей и получателей груза и их банковские реквизиты, пункты отправления, назначения и перевалки, полное и точное наименование груза, число массу и объем груза, его отправительскую маркировку, наименование желе дороги, если пунктом назначения является железнодорожная станция. Накладная следует с грузом, а отправителю в удостоверение принятия груза к перевозке выдают квитанцию при перевозках в пределах нашей страны и дубликат накладной при перевозках в прямом международном сообщении.

В необходимый комплект сопроводительной документации, кроме накладной, входят дорожная ведомость, корешок дорожной ведомости и квитанция о приеме груза.

В накладной отправитель указывает станцию и дорогу назначения именование отправителя и получателя, почтовые адреса, число погрузочных мест, вид упаковки, массу груза, данные о вагоне и норму его загрузки.

Эти же данные заносятся и в остальные три упомянутых документа.

На накладной ставится штемпель с датой приемки груза, отправителю выдают оформленную квитанцию. Накладная и дорожная ведомость отправляются вместе с грузом. Получатель принимает груз по накладной, а расписывается в его получении в дорожной ведомости. Основным документом для учета работы железной дороги является корешок дорожной ведомости, который остается у отправителя.

При отправке груза автомобильным транспортом основным документом является типовой договор на перевозку.

Договор - двусторонняя сделка об установлении, изменении или прекращении прав и обязанностей в отношении между сторонами. Условия, установленные сторонами в договоре, именуются его содержанием. Существен и условиями договора являются предмет договора, условия, предусмотренные законом, а также все те пункты, относительно которых по предварительному за­явлению хотя бы одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Для расчетов заказчика и автотранспортной организации обязательно со­ставляется товарно-транспортная накладная, которая представляет собой доку­ментальное подтверждение факта заключения договора перевозки груза. Она также служит документальным основанием для:

- списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя;

- оприходования товарно-материальных ценностей у грузополучателя;

- учета транспортной работы и других услуг, выполняемых транспортным предприятием для грузоотправителей и грузополучателей;

- проведения расчетов между потребителем и транспортным предприяти­ем за предоставленные услуги.

Как правило, товарно-транспортная накладная заполняется грузоотправи­телем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку. Если одним ав­томобилем перевозится одновременно несколько партий груза в адрес одного или нескольких грузополучателей, то товарно-транспортная накладная обяза­тельно выписывается на каждую партию груза в отдельности.

Товарно-транспортная накладная выписывается, как правило, в четырех экземплярах, при этом:

- первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначается для списания товарно-материальных ценностей. Остальные экземпляры, подписан­ные водителем и заверенные подписями и печатями отправителя, вручаются водителю;

- второй экземпляр сдается водителем грузополучателю и предназначает­ся для оприходования им товарно-материальных ценностей;

- третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями грузополучателя, сдаются в автотранспортное предприятие.

Третий экземпляр товарно-транспортной накладной служит основанием для расчета за перевозку. Он выписывается автотранспортным предприятием заказчику автотранспорта. Чаше всего заказчиком является отправитель, хотя в ряде случаев расчеты за перевозку производит грузополучатель или иное юри­дическое лицо.

Четвертый экземпляр товарно-транспортной накладной прилагается к пу­тевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисле­ния заработной платы водителю.

При необходимости грузоотправитель может выписывать дополнитель­ные экземпляры товарно-транспортной накладной для использования их при учете, взаиморасчетах с получателями и в других целях.

При выпуске автомобиля на линию водителю выдается путевой лист, ко­торый должен быть им возвращен по окончании работы.

Путевой лист - документ оперативного учета, который характеризует вы­полнение водителем производственных заданий (перевозок), учитывает режим работы водителя и транспортного средства, расход горюче-смазочных материа­лов.

При отправке груза морским транспортом в случае использования судна, совершающего регулярные рейсы, договором на перевозку является документ называемый коносаментом, который по содержанию является своего рода на­кладной.

Коносамент — документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю удостоверение факта принятия груза с обязательством доставить последний; порт назначения. Коносамент выполняет триединую функцию, являясь догово­ром морской перевозки груза (точнее доказательством наличия и содержания такого договора), выступая в качестве расписки перевозчика в приеме груза (которая обязывает его выдать держателю коносамента в целости и сохранно­сти) и играя роль товарораспорядительного документа в качестве титула собственности. В полном объеме все три функции коносамент выполняет в сфере, линейного судоходства. Коносамент является одним из основных документов, применяемых при таможенном оформлении и таможенном контроле товар перемещаемых морским транспортом.

Коносамент путешествует вместе с грузом, по нему получатель принимает груз и в нем расписывается в получении. Коносамент может быть именным, т.е. составленным на имя определенного получателя, ордерным, т.е. поручительным, и предъявительным, т.е. действительным по факту его предъявления.

Если судно совершает нерегулярный рейс на условиях фрахта, составленный договор морской перевозки называется чартером.

Договор морской перевозки - соглашение, определяющее условия перевозки морем грузов (пассажиров). Основное содержание договора морской перевозки грузов заключается в том, что перевозчик обязуется принять от отправителя груз, доставить его в сохранности в предусмотренное договором место назначения и там сдать получателю груза, а грузоотправитель обязуется уплатить обусловленную провозную плату (фрахт). Договор морской перевозки грузов может содержать также условия погрузки и перевозки, права, обязанности и пределы ответственности сторон при различных обстоятельствах, могущих возникнуть в процессе транспортировки, порядок уплаты фрахта и разрешения споров. Во всех случаях наличие договора морской перевозки должно быть подтверждено письменным документом (коносаментом).

Коносамент обязательно составляется и в этом случае, когда он служит лишь накладной, по которой получатель принимает груз и расписывается в его получении.

В случае перевозки груза в прямом водном сообщении (т.е. по принципу «море-река») или в смешанном железнодорожно-водном сообщении этот сопроводительный документ так и называется «накладная». При перегрузке груза с одного вида транспорта на другой составляется передаточная ведомость.

Передаточная ведомость - коммерческий документ, содержащий перечень грузов, передаваемых с одного вида транспорта на другой при прямых водных и прямых железнодорожно-водных перевозках. В передаточной ведомости указывают номера передаваемых накладных, род, массу и количество груза, марки, знаки, пункты отправления, назначения и перевалки.

Если же осуществляется межпортовая перевозка, т.е. морская перевозка в чистом виде, то первичным документом для передачи груза на судно является так называемый погрузочный ордер.

Погрузочный ордер - первичный транспортный документ, содержащий все необходимые данные о грузе и служащий основанием для его приема. По­грузочный ордер выписывают в нескольких экземплярах. Он содержит сле­дующие сведения: наименование, род и количество груза (число мест, масса, объем); вид упаковки; знаки и марки; наименование портов отправления и на­значения; название судна; дату составления. При погрузке груза на палубу по­грузочный ордер должен содержать оговорку о согласии на это грузоотправи­теля. Представителю судовой администрации вручают два экземпляра погру­зочного ордера, на одном из которых после погрузки он расписывается. Этот экземпляр погрузочного ордера является штурманской распиской и служит ос­нованием для выписки коносамента.

При перевозке грузов внутренним речным транспортом основным документом являются заключенные пароходством с грузоотправителем навигационные договоры. Эти договоры носят сезонный характер и заключаются обыч­но перед началом навигации. Документом, сопровождающим груз во все время его транспортировки, и в этом случае является накладная. Накладная для пере­возки грузов речным транспортом выполняется в нескольких вариантах: для сухогрузов, универсальных контейнеров, буксировки, для нефтепродуктов и смешанных перевозок.

Перевозка грузов воздушным транспортом также осуществляется соглас­но соответствующим образом оформленной накладной.

Обстоятельства, являющиеся основанием для ответственности железных дорог, грузоотправителей или грузополучателей, удостоверяются коммерче­скими актами или актами общей формы.

Коммерческий акт составляется:

- при выгрузке вагонов или контейнеров в местах общего пользования (на станциях) в день выгрузки;

- при выгрузке вагонов или контейнеров в местах необщего пользования в день выгрузки или в процессе выгрузки;

- в пути следования в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.

При невозможности составить коммерческий акт в указанные сроки он должен быть составлен в течение следующих суток.

Коммерческий акт составляется в трех экземплярах и заполняется без по­марок и подчисток.

Коммерческий акт должен содержать:

- точное и подробное описание состояния груза;

- данные о том, правильно ли погружены, размещены и закреплены гру­зы;

- в отношении скоропортящихся грузов к коммерческому акту приклады­вается выписка из журнала температур.

После доставки груза к грузополучателю сам груз и сопровождающие его документы следует проверить и, руководствуясь действующими инструкциями, произвести осмотр транспортных средств, контейнеров, грузовых мест, определить возможные повреждения, недостачу, или полную гибель груза. Грузополучатель должен в минимальные сроки предъявить претензии грузоперевозчику или грузоотправителю.

Письменная претензия о порче груза, его недостаче или скрытом ущербе должна предъявляться перевозчику в установленные сроки:

1) при морской транспортировке – срок 3 дня с момента передачи груза;

2) при воздушной транспортировке – срок 14 дней с момента передачи груза;

3) при железнодорожной транспортировке – срок 7 дней с момента получения груза;

4) при автомобильной транспортировке – срок 7 дней с момента передачи груза.

При непредъявлении грузоперевозчику письменной претензии в предусмотренные сроки право иска аннулируется, и транспортная фирма-перевозчик не несет ответственности за причиненный ущерб.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.