Характеристика социальной дезадаптации детей и подростков вследствие соматических нарушений — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Характеристика социальной дезадаптации детей и подростков вследствие соматических нарушений

2017-12-10 255
Характеристика социальной дезадаптации детей и подростков вследствие соматических нарушений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В отечественной медицине психологии больного всегда уделялось пристальное внимание. Еще классики клинической медицины М.Я. Мудро, З.П. Боткин, Г.А. Захарькин, Н.И. Пирогов довольно убедительно обосновали принципы лечения не болезни, а больного. Большую роль в формировании медицинской психологии, а, следовательно, и в психологии больного сыграли исследования И.М. Сеченова. В последующем большой вклад в изучение этих проблем внесли такие известные советские клиницисты и психологи как Р.А. Лурия, Е.А. Шевалев, Е.К. Краснушкин, В.И. Мясищев, Л.Л. Рохлин и др. Несмотря на это, многие вопросы психологии больного остаются актуальными и в настоящее время.

Порой внимание врача-специалиста приковано к проявлениям самого заболевания, а особенности реагирования целостного организма и своеобразие личности больного оценивается недостаточно.

Психология больного нами понимается как субъективное отражение болезни, его интрапсихологическая переработка представления о ней. Другими словами, это оценка больным своего соматического страдания, отношения к нему и его исходу, к семье, близким, общественно-трудовой деятельности, окружающей среде. В психологии больного главным для врача является отношение к болезни.

Соматическое и психологическое, хотя и являются качественно различными явлениями, но реально представляют собой лишь различные стороны единого, живого, конкретного человека и отрывать эти стороны друг от друга в исследовании такой проблемы, как проблема болезни представляется принципиально неверным. На это еще в 30-х годах прошлого столетия указывал советский клиницист Р.А. Лурия в своей книге «Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания». На единство психического и соматического указывают и более современные отечественные исследователи: Г.В. Морозов, Ф.В. Бассин, Г.И. Царегородцев, и многие другие.

Большое внимание уделяет проблеме психосоматики Ф.В. Бассин. Он разрабатывает так называемый психосоматический подход к проблеме развития и преодоления болезни, который характеризуется рассмотрением патологических явлений с учетом целостности человека в условиях болезни. Тяжелое хроническое соматическое заболевание существенно изменяет всю социальную ситуацию развития человека. Оно изменяет уровень его психологических возможностей осуществления деятельности в целом, т.е. меняет объективное место, занимаемое человеком в жизни, а тем самым его «внутреннюю позицию» по отношению ко всем обстоятельствам жизни.

Другим важным компонентом социальной ситуации развития соматически больного является то, что человек вступает в новую жизненную ситуацию с уже сформированными особенностями психической организации: определенным уровнем преморбидных познавательных возможностей, мотивационной структурой личности, сложившимся уровнем оценки своих возможностей и ожиданий. Болезнь может изменить все перспективы человеческой жизни, характер ее ориентации на будущее. Как показывает опыт работы с больными, будущее для них часто становится неопределенным, теряет свои четкие очертания, в ряде же случаев развертывается перед больным в оскудевшем виде, не соответствующем сложившимся планам и ожиданиям.

Еще одним направлением анализа социальной ситуации развития в условиях соматической болезни является изучение социальных последствий болезни, среди которых важнейшими являются изменения профессионального и семейного статуса человека. Вынужденный отказ от привычной профессиональной деятельности (необходимость в смене профессии), переход на инвалидность, превращение в объект семейной опеки, изоляция от привычного социального окружения (стационарное лечение), все это в комплексе сильно изменяет весь психический облик больного.

И наконец, новая социальная ситуация развития становится предметом активной внутренней «работы» самого больного, вследствие которой формируется новая внутренняя позиция человека, содержание и динамика которой отражают основные смысловые изменения в структуре личности. Новая социальная ситуация развития может стать источником формирования у человека как психологических позитивных для судьбы новообразований (виде компенсаторных приспособительных проявлений), так и негативных черт психики с тенденцией к оскудению и обеднению всего психического облика, сужению связей с миром и т.п. Последнее в медицинской литературе классифицируется в понятиях невротического, психоподобного или патохарактерологического развития больного. И когда речь идет о соматически больном подростке, то можно говорить об изменении «социальной ситуации развития, ведь «всякий телесный недостаток не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект или порок реализуется как социальная ненормальность поведения».

Таким образом, для изучения изменений психики соматически больного необходимо рассматривать социальную ситуацию развития в условиях болезни. Основными ее составляющими являются: преморбидные особенности психики; основные социальные последствия болезни; изменения внутренней позиции больного по отношению ко всей совокупности обстоятельств.

В медицинской психологии наиболее актуальной остается проблема внутренней картины болезни, которую в свое время исследовал Р.А. Лурия. Он выделил два основных уровня: сенситивный, включающий в себя ощущения и переживания, размышления больного о своем состоянии. Р.А Лурия считает, что интеллектуальный уровень обладает большим влиянием на течение патологических процессов.

В.В. Николаева выделила четыре уровня внутренней картины болезни:

1. Сенситивный уровень ощущений.

2. Эмоциональный - это различные виды реагирования на болезнь.

3. Интеллектуальный - представления больного о своем заболевании.

4. Мотивационный - отношение больного к своему заболеванию.

А.Р. Конечный и М. Боухал в работе «Психология в медицине» (Прага, 1974) выделяют следующие уровни:

1. Сенситивный - локальные боли, расстройства.

2. Эмоциональный - эмоциональные переживания.

3. Волевой - усилие справиться с болью.

4. Рациональный, информативный - оценка болезни.

Среди многих структур внутренней картины болезни интересна структура, которую предложили Т.Н. Резникова и В.М. Смирнов. Они рассмотрели внутреннюю картину болезни с нейрофизиологической стороны и ввели понятие «церебральное информационное поле болезни» (ЦИПБ), которое формируется на основе всей информации, относящейся к болезни. Но на основе самого ЦИПБ формируется «психологическая зона информационного поля болезни», которое состоит из двух блоков:

1. Сенсорно-эмоциональный блок, его формирование происходит под влиянием впечатлений и переживаний, вызванных болезнью.

2. Логический блок, включающий в себя те объяснения, которые производит больной, чтобы объяснить симптомы болезни.

При этом авторы выделяют, что полная модель внутренней картины болезни создается тогда, когда складывается система логических, смысловых и эмоциональных отношений к болезни.

Также интересна точка зрения В.Е. Кагана на данную проблему. Он вел новую концепцию о «внутренней картине здоровья», и тем самым соотнес понятие внутренняя картина болезни не только с понятием «болезнь» но и с понятием «здоровье». В.Е. Каган говорит, что «здоровье» - это не только антоним «болезни», но и есть мера отклонения от физиологической, статистической и индивидуальной нормы. Человек - субъект этой индивидуальной нормы - так или иначе знает, что такое здоровье соотносит с ним свое актуальное состояние. Человек считает себя больным только лишь когда его переживания своего состояния не вписываются в его «внутреннюю картину здоровья» и напротив, представления о здоровье могут быть настолько широкими, что обнимут широкий круг патологических состояний» [16; с. 1024].

Вышесказанное позволяет рассмотреть ситуацию полнее и, кроме этого, можно обратиться к проблеме культуры здоровья и индивидуальной внутренней картины здоровья.

Особенностью внутренней картины болезни является то, что она включает в себя типы реакций на болезнь, и разные авторы выделяют свои классификации этих реакций:

1. Нормальная, то есть соответствует состоянию пациента или тому, что было ему сообщено о заболевании.

2. Пренебрежительная, когда больной недооценивает серьезности заболевания.

3. Отрицательная, при которой пациент не обращает внимания на болезнь.

Ипохондрическая, при которой пациент убежден, что он заболел, сосредоточен на своей болезни.

4. Нозофобия, когда пациент боится болезни, проходит обследование несколько раз у разных врачей.

5. Нозофильная, связанная с определенным успокоением и приятным чувством болезни.

А.В. Квасенко, Ю.Г. Зубарев в работе «Психология больного» выделяют четыре типа реакций:

1. Нормосоматогнозия - правильная оценка больным своего состояния.

2. Гиперсоматогнозия - переоценка значимости отдельных симптомов.

3. Гипосоматогнозия - недооценка тяжести заболевания.

4. Диссоматогнозия - отрицание наличия заболевания.

Кроме вышеперечисленных они выделяют патологический тип реагирования, при котором наблюдаются депрессивные, фобические, истерические, ипохондрические признаки.

Такое многообразие типов реакций на болезнь говорит о том, что формирование внутренней картины болезни зависит от многих факторов. В.В. Николаева указывает на важность преморбидной личности больного и на актуальность его жизненной ситуации. А.Р. Конечный, М. Боухал говорят о характере заболевания, об обстоятельствах, в которых протекает болезнь и на преморбид личности (возраст, степень чувствительности, темперамент, ценности, социальное положение). В.А. Ташлыков в «Психологии лечебного процесса» утверждает, что формирование внутренней картины болезни зависит от ведущих и внутренних систем, а также от механизмов защиты и компенсации.

Причинами возникновения социальной дезадаптации детей и подростков вследствие соматических нарушений, связанных с психосоматикой могут послужить: сильные переживания, стрессы, длительное нахождение человека в отрицательной психологической обстановке и т.п.

Существуют взаимосвязи между душевными переживаниями и реакциями организма (в рамках этого подхода рассматриваются многочисленные соматические заболевания и функциональные расстройства организма, возникновение и течение которых зависит преимущественно от психосоциальных обстоятельств).

Заболевания часто являются реакцией организма на конфликтные переживания, проявляющиеся как нервным перенапряжением, так и патологией со стороны того или иного органа.

Современная психосоматика основывается на экспериментально доказанном и подтвержденном факте, согласно которому эмоции могут решающим образом влиять на соматическое состояние человека.

При длительном существовании неудовлётворенности жизненной ситуацией может развиваться то или иное хроническое соматическое заболевание. Ведь именно неудовлетворенные потребности создают скрытые мотивы (в том числе неосознаваемые самим человеком), часто проявляющиеся в форме физического недомогания.

Стресс влияет на усиление восприимчивости организма к заболеваниям. Хронический стресс приводит к гормональным нарушениям и к подавлению иммунной системы организма.

Уровень эмоционального стресса, вызванного внешними событиями, зависит от того, как этот конкретный человек эти события интерпретирует и переживает.

Возникновение психосоматических расстройств напрямую связано с подавлением своих эмоций и желаний (то есть их нужно выражать).

Линия психосоматического заболевания может развиваться так: потеря, которая воспринимается, как нарциссическая травма и чувство потери воспринимается непреодолимым - депрессия с чувством беспомощности и безнадёжности - телесные нарушения.

В объяснении психосоматических заболеваний признаётся многофакторность - совокупность причин, которые взаимодействуют между собой. Среди них: личностные особенности - такие как - инфантилизм, алекситимия (неспособность воспринимать и обозначать словом чувства), недоразвитость межличностных отношений, черты темперамента, к примеру, низкий порог чувствительности к раздражителям, трудности адаптации, высокий уровень тревожности, замкнутость, сдержанность, недоверчивость, неспособность контролировать эмоции и прочие.

 

Список литературы

1. Ежова Н.В., Русакова Е.М., Кащеева Г.И. Педиатрия. М.: Высшая школа. М., 2003.

2. Гуровец Г.В. Детская невропатология. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2005.

3. Држевецкая И. Эндокринная система растущего организма. М., 1987.

4. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. М.:

Просвещение, 1979.

5. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды истории поведения. М., 1993.

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.