Тема: Как человек воспринимает окружающий мир. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема: Как человек воспринимает окружающий мир.

2017-12-10 173
Тема: Как человек воспринимает окружающий мир. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели: продолжитьформирование у младших школьников понятия о здоровом образе жизни человека, формировать представление об организме человека; воспитывать убеждение в единстве природы и человека, связанных тысячами нитей; содействовать осознанию учащимися, что человек – часть природы, пониманию ими, для чего нужно знать свой организм; развивать интерес к изучению организма человека, умения наблюдать, проводить простейшие исследования, делать необходимые выводы;

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Сообщение темы и целей урока.
  4. Изучение нового материала.

Урок начинается с работы над таблицей «Организм человека». Учитель спрашивает: Какие органы вам известны? Покажите их на таблице. Знаете ли вы, какую работу в организме выполняет сердце? Легкие? Желудок? Головной мозг? Зачем нам необходимо знать свой организм? Учитель по ходу поправляет, обобщает ответы учеников.

Основная часть урока посвящена знакомству учеников с органами чувств. Учитель предлагает учащимся рассмотреть таблицу или рисунок в учебнике на стр. 103 и определить, с помощью каких органов мы воспринимаем мир. Какой же орган чувств самый главный, т.е. с помощью какого органа чувств мы получаем больше всего информации? Чтобы ответить на последний вопрос, предлагается провести исследование.

Класс делится на микрогруппы для проведения исследовательской работы. Исследовательская работа проводится на основе наблюдений учащихся и практических работ в классе. Каждая микрогруппа получает набор предметов для исследования; некоторые предметы находятся на столе у учителя. Учитель говорит о том, что результаты исследовательской работы будут фиксироваться в следующей таблице:

Что воспринимаем: Органы зрения Орган слуха Орган обоняния Орган осязания Орган вкуса
Форма предметов +     +  
Размеры предметов +     +  
Цвет +        
Из чего сделан предмет? +        
Близко или далеко находятся предметы +        
Движется ли предмет +        
Звуки, речь   +      
Запахи     +    
Поверхность: гладкая, шероховатая, теплая, холодная, …       +  
Сладкий, соленый, горький, кислый, вкусный …         +

Учитель заполняет таблицу на доске, а ученики в своих тетрадях.

Ввиду значительного объема работы, целесообразно практическую работу провести под руководством учителя.

Учитель просит посмотреть на предметы, находящиеся на партах у детей и определить форму некоторых их них: кубика, стирки, стакана в руках учителя. Какой из предметов самый крупный? Самый мелкий? Какого цвета кубики? Из чего сделан стакан? А карандаш? С помощью какого органа чувств мы получили все эти сведения? После этого заполняется часть таблицы – ставится знак «+» в графе «Орган зрения». Учитель предлагает также ответить учащихся на основе их наблюдений, с помощью чего мы узнаем близко или далеко находятся предметы, движутся или нет. После заполнения этой части таблицы, ученики рассуждают, какие виды деятельности или действий мы можем совершать с помощью зрения.

Физкультпауза: упражнение для глаз.

Дальше работа продолжается в соответствии с содержанием таблицы. Работой учитель руководит с помощью вопросов: С помощью чего вы сейчас слышите меня? Какие приятные звуки позволяет нам слышать орган слуха? Какие звуки нам мешают работать или неприятны нам?

А дальше учитель просит всех взять в руки по одному предмету, находящемуся на столе у школьников (кубик, кусочек коры дерева, веточку тополя, резиновый мячик, какой-нибудь металлический предмет и т.п.), закрыть глаза и на ощупь определить, какая поверхность предмета: шершавая, гладкая, теплая, холодная. Ученики по просьбе учителя пробуют на ощупь также определить форму предметов (предметами ученики могут поменяться). После работы делается необходимый вывод, с помощью чего дети все это узнали, какое значение имеет в нашей жизни орган осязания. Учитель может сказать о том, что в некоторых случаях, например, в темноте, орган осязания заменяет нам глаза; особенно этот орган осязания хорошо развит у слепых.

Затем проводится исследование «Узнай по запаху» и «Узнай по вкусу» Эту часть исследовательской работы проводят как демонстрационный опыт. 2-м ученикам завязывают глаза и предлагают по запаху узнать овощи и фрукты с ярко выраженным запахом, например, лук, чеснок, лимон, апельсин. После проделанной работы делается вывод и заполняется таблица. Ученики вспоминают, какие запахи им нравятся, а какие нет. Необходимо порассуждать, какую роль в нашей жизни играют неприятные запахи.

Два других ученика с завязанными глазами определяют фрукты и или овощи по вкусу, например, кусочек яблока, апельсина или дольку мандарина. После практической работы школьники рассуждают, чтобы бы было, если бы человек не различал вкус пищи.

После заполнения таблицы, учитель просит посмотреть на нее внимательно и сделать вывод, с помощью какого органа чувств мы получаем больше всего информации о внешнем мире.

Следующий смысловой блок на уроке – бережное отношение к органам чувств. Микрогруппы работают по методике «Мозаика» (или «Обучение сверстников»). Каждая из пяти микрогрупп готовит сообщение о бережном отношении к одному из органов чувств на основе соответствующего текста в учебнике. Задания микрогруппам.

1-й микрогруппе:

1. Прочитай текст на стр.104

2. Узнай, что нужно делать для того, чтобы сохранить хорошее зрение.

 

2-й микрогруппе:

1. Прочитай текст на стр.104

2. Узнай, что нельзя делать для того, чтобы сохранить хорошее зрение.

 

3-й микрогруппе:

1. Прочитай текст на стр.105

2. Узнай, что нужно делать и чего нельзя для того, чтобы сохранить хороший слух.

 

4-й микрогруппе:

1. Прочитай текст на стр. 106

2. Узнай, что нужно делать для того, чтобы сохранить хорошее обонянение.

 

В каждой микрогруппе ученики рассчитываются по номерам от 1 до 5 и создают новые, мозаичные группы (за столом первой микрогруппы собираются первые номера со всех микрогрупп, за столом второй – вторые и т.д.), где каждый учащийся делится своими знаниями. Работу можно организовать и по методике «Обучение сверстников».


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.059 с.