Предпосылки появления, характеристика, проблематика, основные черты и направления западноевропейской средневековой философии. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Предпосылки появления, характеристика, проблематика, основные черты и направления западноевропейской средневековой философии.

2017-12-10 250
Предпосылки появления, характеристика, проблематика, основные черты и направления западноевропейской средневековой философии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Философия средневековья характеризуется следующими чертами:

- во-первых, ей был свойственен Библейский традиционализм и ретроспективность, поскольку Библия стала отправным источником и мерой оценки любых теорий философии;

- во-вторых, поскольку Библия понималась как свод законов бытия и повелений Бога, особое значение приобретала экзегетика - искусство правильного толкования и разъяснения положений Завета;

- в-третьих, философии средневековья была присуща тенденция к назидательству и учительству.

Основные положения христианского вероучения принимают в религиозной философии и теологии форму руководящих установок, которые определяют способ восприятия, осмысления и переработки мыслительного материала.

Главенствующей идеей христианского мировоззрения является идея Бога. Средневековое мировоззрение теоцентрично, поскольку реальностью, определяющей все сущее в мире для христианства, является сверхъестественное начало - Бог. При этом развитие, смысл истории и мировоззрения, человеческие цели и ценности приобретают особый надмировой ракурс, возвышающийся над конечными житейскими и историческими ситуациями.

Этот главный принцип религиозно-философского теоретизирования стал называться супранатурализмом. Он конкретизируется в христианской теологии такими принципами, как сотериологизм - ориентация всей жизнедеятельности человека на спасение души; ревеляционизм - принцип богооткровенности. Теоцентризм характеризуется также креационизмом - учением о сотворении мира Богом, антропоцентризмом - учением об исключительной роли человека среди творений Бога; провиденциализмом - учением о предназначенности человека к сверхъестественной судьбе; эсхатологизмом - учением о конце мира и наступлении «царства божьего».

Христианскую философию II - VIII веков принято называть патристикой, то есть периодом деятельности «отцов Церкви». К ранней патристике (апологетике, II-III вв.) относят Юстина, Татиана, Климента, Оригена. К зрелой патристике (III-V вв.) причисляют «отцов-каппадокийцев» (Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова Назианина и др.) и Августина Аврелия. Именно в это время оформляется основа христианского вероучения — «чистая доктрина». В связи с этим происходит окончательное размежевание учения на догматическое и еретические. Борьба с ересями (арианством, монтанизмом, докетизмом, монофизитством, гностицизмом и др.) становится центральной задачей ортодоксальных христианских мыслителей. Среди представителей поздней патристики (V-VIII вв.) следует назвать Иоанна Дамаскина, Боэция, Иоанна Скота Эриугену, чья деятельность заложила основы средневековой схоластики (восточного и западного вариантов).

К характерным чертам патристики следует отнести, во-первых, психологическую самоуглубленность. Средние века, по сути дела, открыли жанр исповеди. Впервые самостоятельным предметом исследования становится творческая лаборатория мыслителя. Благодаря неоплатонизму, человек открывает свое внутреннее «Я». Во-вторых, это дидактичность. На публичное обсуждение выносится логика собственных ошибок и прозрений. В-третьих, — такая черта, как символизм. Мир воспринимается как тайна, шифр. Тайна никогда не может быть раскрыта, но она может быть явлена в виде знака, символа. В символе совпадают реальное и идеальное, сущность и явление, конечное и бесконечное. В средние века символ становится методом нахождение истины. Сообщение тайны возможно только посредством непрямой коммуникации, основным жанром которой становится притча. Притча передает не какое-то определенное знание, а некое состояние сознания, и поэтому допускает множество интерпретаций.

Примерно с XI века в Европе растет количество учебных заведений, в том числе и университетов. В связи с этим появляется так называемая «школьная философия» (схоластика) — интеллектуальный феномен, ставивший своей целью рациональное обоснование и систематическую концептуализацию христианского вероучения. В развитии средневековой схоластики выделяют два этапа:

1) ранняя схоластика (XI-XII вв.) (Основные представители: Перт Дамиани, Ансельм Кентерберийский, Беренгар Турский, Иоанн Росцелин, Гийом из Шампо, Пьер Абеляр, Гильберт Порретанский и др.)

2) зрелая и поздняя схоластика (XIII-XIV вв.) (Основные представители: Альберт Великий, Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Дунс Скот, Бонавентура, Сигер Брабантский, Вильям Оккам, Жан Буридан, Раймонд Луллий и др.)

Если формирование ранней схоластики связано в основном с возникновением городских школ как центров образованности, то зрелая схоластика связана уже с университетским образованием (прежде всего, Парижским и Оксфордским университетами).

Развитие схоластики осуществлялось на основе и в рамках концепции «двойной истины», предполагающей независимое сосуществование истины знания и истины веры при неоспоримом примате веры.

 

 



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.