Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Дисциплины:
2017-12-10 | 186 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
VI-IV вв. до н.э. -ознаменовались значительными переменами в социальной и духовной жизни Индии. Шел трудный, мучительный процесс перехода от родоплеменных структур жизни к социально дифференцированному и государственно-организованному обществу. Чувство и сознание напряженности, не благоустроенности, катастрофичности жизни было достаточно характерны для общего фона жизни (9, с. 506-518). Но это было время формирования и интенсивного раз-вития целого ряда течений и школ философской и религиозно- философской мысли: джайнизм, буддизм, санкхья локаяnа, адживика и т.д. Возникали они в одинаковой социальной и духовно-культурной среде, работали с однородным идейно-мировоззренческим материалом, спорили друг с другом, заимствовали друг у друга некоторые идеи.
обменивались» представителями. Странничество было характерным способом жизни мудрецов и проповедников в древней Индии. Многие из них были отшельниками, вели аскетическое и скитальческое сущетвование. В дальнейшем имеется в виду специально остановиться на буддизме. Но предварительна-стоит сделать общий обзор, фиксируя некоторые моменты понимания человека и человеческой жизни, налиествовавшие В' философских и религиозно-философских школах и учениях этого периода.
а) Отношение к ведической традиции.
Насущным для этих школ и учений был вопрос об отношении к дам, к ведийско-брахманистской традиции. Согласно ортодоксальyому взгляду', веды - это высшая, ниспосланная.людям истина. В них вящалась варновая система, неравенство людей по рождению. В них выделялись правила и ритуалы, соблюдение которых влияет на кармческую траекторию перевоплощений. В них обосновывалась исключительная роль высшей касты брахманов (браминов). Только через них выссшая истина вед могла быть доступна другим. Только для брахманов та открыта возможность освобождения, преодоления сансары.
|
Уже в поздних ведах, в Упанишадах, звучат мотивы критики брахмистской монополии на истину и освобождение. Брахман - это: тот. кто родился брахманом, а тот, кто «непосредственно...постиг I». Брахман - это тот, кто «свободен от привязанности, страсти и недостатков, наделен спокойствием и прочими достоинствами: оден от зависти и жажды, надежды, ослепления и прочих состоя- пребывает в мыслях, не затронутых обманом самосознанием и м. Кто обладает названными свойствами тот поистине брахман» 93). Ну а кто ими не обладает, не есть подлинный брахман, даже г он рожден в варне брахманов. Утверждалось даже, что и неприка- наделенный подлинным религиозным знанием, выше брахма- ' произносящего веды. Под вопрос ставится само различие между варнами. Проговари- «асль об исходном равенстве людей. Одному из представителей | «Махабхарате» приписываются такие слова: вожделения, усталости, голода и заботы, печали, страха, гнева се несвободны, зачем различать тогда варны? (2. с. 109). ачинают звучать, причем иногда очень резко, критические мо- отношении вед как выражения ниспосланной свыше истины, данной в откровении. В одной из книг «Махабхараты», есть в. в которых откровение делается объектом рационалистического обсуждения. В частности говорится:
Откровение (агама) - ничто, если оно нарушает очевидность и умозаключение.
Где бы ни было такое рассуждение, с ним надо покончить!
Почти как у Декарта получается: есть самоочевидные посылки, есть методичное, строго выполняемое умозаключение. И все. что этому противоречит, ничего не стоит. С ним надо покончить, где бы оно, ни было, даже в ведах.
Были и более резкие позиции в отношении вед. Локаятики..например, подвергли их прямому осуждению. По их мнению, ведийские гимны «отличаются тремя пороками: лживостью, противоречиями и многословием. Опять же мошенники, которые называют себя знатока-ми вед, взаимно опровергают друг друга - доказательства сторонников «пути знания» отрицаются сторонниками «пути действия», а сторонники знания не приемлют доказательства сторонников действия» (см. 3, с. 168). Веды, таким образом, предстают как противоречивое, лишённое внутренней целостности, различно толкуемое образование.
|
Сам факт, что веды стали предметом специального размышления, теоретической рефлексии, логического анализа, есть свидетельство роста теоретического начала в философии, формирования автономно и самостоятельно мыслящего человека.
б) Взгляд на карму.
Предметом пристального внимания многих мыслителей рассматриваемой поры стало представление о карме, о ее существовании, о влияющих на нее факторах, о возможностях человека как-то воздействовать на свою карму.
Вот позиция, изложенная в одной из книг «Махабхараты»: некоторые мудрецы в карме видят причинность, другие - в божественном определении. Но вещие, размышляющие о бытии, в само сущей природе видят причинность.
Кто возникновения и гибели существ не постигает,
Тот может по-детски удивляться, не удивляется разумный.
Сворачивается и разворачивается в силу своей природы
Все существующее и несуществующее... ' •
Все сопряжено с самосущей природой (2, с. 109).
Карма божественное определение - это все результат незнания подлинных связей бытия. И это незнание порождает детское удивление. Размышление приводит человека к самосущей природе.
Локаяты развивали мысль о том, что душа (джива) не есть что-то гоятелыюё й отдельное от тела. И все наши впечатления, испытания и страдания переживаются в теле и через тело. И каким образом с коннцом тела йожет испытываться то, что было испытано через по- о тела? «Не будет ли это... то же, что говорить, будто с исчез-», нием головни от нее где-нибудь останется свет» (3, с. 166). И даже допустить, что сознание может существовать вне тела и может ь при рождении в иное тело, внося то. что пережито ранее, то му тогда о прежнем теле памяти в сознании нет» (см. 3. с. 167). же аргумент формулировал и древнеримский философ-эпикуреец рений Кар в своей поэме «О природе вещей». Признание неразрывности души с телом, признание смертности -Гзш подрывало представление о карме. Ведь карма предполагает не- ~ерывность существования души, преемственность и накапливание в некоего содержания и последствий человеческих желаний, стра- действий. Если этого нет, карма невозможна, теряет смысл. А эго нет, если ду ша нераздельна с телом и кончается вместе с телом. Один из странствующих мудрецов (шраманов) той поры Аджита Хесакамбали утверждал: «Ничто не переходит из этого мира в иной. Ъслуги не передаются по наследству. Нет жизни после Смерти... Когда югибает тело, и умный и глупец равно обращаются в прах. Никто не ■юкет пережить собственной смерти» (см. 3, с. 71). Здесь открыто от- жргаются брахманистские взгляды на мир и человека, мысль, о нена- -тедовании заслуг (как и прегрешений) есть прямой вызов идеологии Зрахманизма и его социальным претензиям.
|
Но и те мыслители, которые не отвергали представления о пере-воплощении и связанного с ним представления о карме, значительно расходились с ведистско-брахманистской традицией. В ведизме собст-венная активность человека, его внутренние усилия не имели особого и самостоятельного значения. Главное - это действие по закону (дхарме) гарны, соблюдение ритуала, осуществление жертвоприношений и т.д. Задача человека не пренебречь имеющимися средствами.
В отличие от такого взгляда начинает проговариваться мысль о собственных усилиях человека, об активизации им своих сил для ре-шения коренных задач. Например, в джайнизме целью души признава-лось освобождение. И для реализации этой цели человек должен быть ориентирован только на такие действия и этические нормы, которые ей (цели) соответствуют. К ним относятся ахимса (ненасение вреда живому), правдивость, честность, воздержание в делах, словам и помыслах полное отречение от земных интересов. Для обеспечения всего этоп необходимой почиталась аскетическая практика, причем в самых суро вых формах. Чтобы не нанести вреда жизни, аскет процеживает вод] (дабы ненароком не проглотить какой-либо организм), подметает пре; собой дорогу (чтобы ненароком не раздавить какое-нибудь насекомое) Высшим подвигом для него считалась смерть от добровольного голода В доведении аскетизма до предельной крайности джайнизм, вероятно превзошел все другие течения и школы.
|
Предметом критики делается ведийский ритуал, его значение дл] человеческой жизни, для определения ее кармической судьбы. Религи озные обряды и церемонии соотносятся с естественным ходом собьь тий, с ритмами вселенского бытия. В «Махабхарате» есть такие строки
Закономерность вселенной нарушилась, если б дары и обряды
Плоды приносили, но ведь в этом цель вед и мирских начинанш (2, с. 111).
Вопрос ставится вполне рационалистически: взаимосвязь и взаи мообусловленность событий, закономерности движения вселенной» оставляют места для чудодейственного, спасительного влияния раз личных религиозных обрядов и ритуалов.
Правда, эти обряды и ритуалы могут быть обоснованы и призна ны имеющими смысл при условии, что есть божественная сила, кото рая возвышается над материально-природным бытием, его творит ] направляет. И ритуалы как форма контакта с такого рода силой оказы ваются не только оправданными, но и предстают как самое значите ль ное и важное в человеческой жизни. Но многие мыслители рассматри ваемой эпохи отвергают существование всемогущего творца и напра вителя мирских явлений. И одним из аргументов для такого отверже ния служит наличие в мире зла и страданий (см.: 3, с. 74—81; 9, с. 561 566). Если мир сотворен и направляем богом, значит и зло есть божь творение. Но это невозможно. Здесь индийские мудрецы столкнулись проблемой так называемой теодицеи, проблемой оправдания бога связи с наличием в сотворенном мире зла. Эта проблема неизбежна дч всякой религии и философии, предполагающих всемогущего бога.
в) Детерминизм и проблема человеческой вменяемости и акт и: ности.
Важный момент в рассуждениях индийских мудрецов о полож нии человека в мире, о его возможностях и жизненной стратегии св зан с постановкой вопроса о взаимосвязи и обусловленности все!
ад_мире. Каждое событие обусловлено, определено дру- и, в свою очередь, включается в обусловленность последующего. 1учается непрерываемая цепь событий. И в этой цепи все необходимо задано. В мире действует неумолимая и безразличная к че- еским стремлениям и усилиям судьба (ньяяти). А если так. то то, > называется свободой, выбором, решением, есть не более чем иллю- Взгляды в этом духе развивал Госала. один из странствующих едов (шраманов), глава школы адживиков. Ему приписывают та-: слова: «Как сильный, активный и смелый, так и слабый, ленивый и вый - все одинаково подчинены одному началу, предопреде- ему все существующее» (см. 3, с. 79). Из такого хода мысли следовали два странных вывода. Первый - так называемого этического релятивизма. Если воля, ответст- не имеют реального основания (все необходимо предопреде- с то теряет смысл различение нравственного и безнравственного, 1 и зла. И тот, кто совершает преступные действия, и тот, кто хло- о благе ближнего, одинаковы в том плане, что здесь нет их за- или прегрешения. Ведь они же обу словлены, предопределены в действиях. Упомянутый уже Госала утверждает: «Все, кто рож- дышит, живет, не знают ни власти, ни силы, но существуют, яенные судьбе» (см. 3, с. 79). В этом же духе рассуждал другой шраман (странствующий мыс- ь) Пурана Кассапи. Если кто, утверждал Кассапи, «отправится. южного берега Ганга, поражая и убивая, калеча и побуждая дру- иечить. утнетая и побуждая других угнетать, не будет в том вины рь, ни потом. Если он отправится вдоль северного берега Ганга, [ милостыню и приказывая другим делать это, принося жертвы уждая других к тому, не будет заслуги в этом ни теперь, ни по-,Е великодушии, в самообладании, в обуздании чувств, в высказы- [ правды не будет заслуги ни теперь, ни потом» (см. 9, с. 551). Древние индийские мыслители достаточно ясно и выразительно ии проблему, которая является фундаментальной для человече- чировоззрения, для человеческой ориентации и самоориентации олему соотношения причинности, обусловленности событий в: и возможности свободы и ответственности. И эта проблема стала гом напряженных размышлений и споров в последующей фило- восточной и западной. Второй вывод - это вывод о действии, точнее, недействии. Ведь | все обусловлено, предопределено, если судьба неумолима и без- к человеческим усилиям, то какой смысл имеют эти усилия.
|
человеческие стремления и действия? И некоторые мыслители делают вполне определенный вывод, отрицая эффективность, осмысленность всякого действия. Формулируется принцип недействия, воздержания от действия. На санскрите это называлось акриявада. доктрина недей-ствия. Активной критике эта доктрина подверглась со стороны буд- дюма, акцентировавшего значение личных усилий и активности чело-века. К рассмотрению буддизма мы и переходим
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!