Психологическая характеристика воли. Произвольная и волевая регуляция. Критерии и функции воли. Строение волевого процесса. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Психологическая характеристика воли. Произвольная и волевая регуляция. Критерии и функции воли. Строение волевого процесса.

2017-12-10 650
Психологическая характеристика воли. Произвольная и волевая регуляция. Критерии и функции воли. Строение волевого процесса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Определение:

воля — сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создать усилие и удерживать его так долго, как это надобно. Способность человека достигать поставленных целей в условиях преодоления препятствий, проявляемая в самодетерминации и саморегуляции своей деятельности и различных процессов психических. Благодаря ей человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать свою деятельность психическую и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположные. (СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГА ПРАКТИКА. ГОЛОВИН С.Ю. 2001 МИНСК ХАРВЕСТ)

 

по Аристотел ю, воля - основа человеческих действий и основа нравственности, ведь именно свободная воля делает человека ответственным за свою судьбу и благополучие. «Человек – сила действующая. Первоначало действия, как хорошего, так и плохого, - это намерение, воля. Мы свои действия изменяем добровольно, так что и первоначало, т.е. намерение и воля, меняются добровольно. Отсюда ясно, что от нас зависит быть хорошими или дурными».

Л. С. Выготский и А. Р. Лурия рассматривали волю как овладение собственным поведением, которое становится возможным благодаря изобретению и употреблению знаков — искусственных «средств поведения». Развитие воли у ребенка начинается с приобретения способности управлять своими движениями, что совершается в окружении взрослых и под их руководством (С. Л. Рубинштейн).

А.Н.Леонтьев считает, что волевое действие – есть процесс победы открыто социальных и идеальных мотивов (в индивидуальной системе иерархии мотивов) над объектно-предметными и наглядными. Допустим человек «не хочет есть» (объектный, биологический мотив), но при этом он хочет «сделать приятное жене», приготовившей обед (социальный мотив). Возникает равновероятная альтернатива. Леонтьев говорит, что победит не тот мотив, который сильнее: у сложившейся личности решающую роль играет социальный мотив.

У недостаточно зрелой личности или в ситуации экстремально сильного действия биологического мотива регулирующая роль перейдет к чужой воле – приказу или перейдет во внешний план самокоманды(Солдат хотел пить,ему было лень вставать, ради офицера он принес воды, а офицер заставил солдата выпить)

Волевой акт разворачивается в направлении актуализации социального по происхождению и идеального по форме мотива в ущерб биологическому и наглядному.(Например, вам нужно заставить маленького ребенка съесть кашу. Вы обещаете ему, что он получит вкусное пирожное после того, как съест кашу (идеальная форма мотива) – он мгновенно проглотит нелюбимое блюдо. Или же вы кладете вожделенное пирожное перед ним – ребенок разразится плачем.)

(это грубо общие черты теории Леонтьева)

 

Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений к действиям, выполняемым по собственным решениям человска, но не отвечающим его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желаний человека, связанном с постановкой проблем свободы воли (---> воля свободная).

Как основные функции воли выделяются:

1) выбор мотивов и целей;

Выбор мотивов и целей (как функция воли):

1. Необходимость выбора одного из двух физически несовместимых действий и стоящих за ними желаний (например подготовка к экзамену и игра в футбол);

2. Необходимость выбора одной из двух целей: а) обусловленных разными мотивами, б) отвечающие одному и тому же мотиву, но приводящие к разным последствиям;

3. Конфликт между желаемой целью и последствиями действия;

4. Конфликт между социально заданной целью и личными мотивами.

2) регуляция побуждения к действиям - при недостаточной или избыточной их мотивации;

3) организация процессов психических -в систему, адекватную выполняемой деятельности;

4) мобилизация физических и психических возможностей -при преодолении препятствий к достижению поставленных целей.

 

 

Функции воли на примере с утренней пробежкой:

1) Селективная функция: выбор мотивов и целей при их конфликте (нужно выбрать один мотив из нескольких конкурирующих: «спать», «встать», «поваляться в постели и посмотреть телевизор»).

2) Инициирующая функция: восполнение дефицита побуждения к действию при отсутствии его достаточной мотивации (реализована, если вам удалось усилием воли заставить себя одеться и выйти на улицу).

3) Ингибирующая функция: ослабление избыточной мотивации при нежелательности действия (с помощью воли вам необходимо будет ослабить действие актуального мотива «спать»).

4) Стабилизирующая функция: поддержание выбранного уровня выполнения действия при наличии помех (может встретиться продуктовый магазин и актуализироваться новый пищевой мотив и возникнет цель – «зайти туда на минутку и купить свежего хлеба к завтраку», но вы будете сохранять темп бега и не отвлекаться).

5) Произвольная регуляция внешних и внутренних действий и психических процессов.

 

 

Характеристики волевого акта по Д.Н.Узнадзе:

1) В волевом акте субъект как бы «выпадает» из потока бытия и оценивает себя самого и мотивы своей деятельности извне. Чтобы внутренне согласиться с признанием своей ошибки, необходимо субъективно противопоставить себя самого и свою деятельность.

 

2) Воля всегда проспективна по своей сути, она направлена в будущее. Совершая волевой поступок, человек думает том, каким его положение станет в дальнейшем.

 

3) Волевое поведение никогда не бывает реализацией актуального импульса (например, захотел воды, встал, подошел к столу и налил в стакан), значит, необходимую для реализации деятельности энергию заимствует из другого источника. Узнадзе: источник волевого поведения – личность человека.

 

Воля проявляется, когда появляются трудности на пути к цели: препятствия внешние —время, пространство, противодействие людей, физические свойства вещей и прочее; препятствия внутренние -отношения и установки, болезненные состояния, усталость и пр. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают усилие волевое, кое создает нужный тонус, мобилизационную готовность для преодоления трудностей. Многообразие ситуаций, требующих срочной волевой регуляции -преодоление препятствий, направленность действия в будущее, конфликт мотивов, конфликт между требованием подчинения нормам социальным и имеющимися желаниями и прочим, сводимо к четырем типам критериев проявления воли:

1. В волевых действиях;

2. В выборе мотивов и целей;

3. В регуляции внутренних состояний человека, его действии и различных психических процессов;

4. В волевых качествах личности.

 

Как социальное новообразование психики, волю можно представить как систему различных процессов психических или как особое внутреннее действие, включающее различные внешние и внутренние средства. Участие мышления, воображения, эмоций, мотивов и прочего в волевой регуляции приводило в истории науки к преувеличенной оценке либо интеллектуальных процессов (теории воли интеллектуалистические), либо аффективных процессов (теории воли эмоциональные). Появились теории, где воля рассматривалась как первичная способность души (--> волюнтаризм). Волевая регуляция поведения и действий —-это произвольная регуляция активности, формируемая и развиваемая под воздействием контроля за поведением со стороны общества, а затем - самоконтроля личности.

Как основание волевых процессов выступает характерная человеку опосредованность поведения за счет использования общественно выработанных орудий или средств. На этом строится процесс сознательного контроля над эмоциональными состояниями или мотива; ми, значительно вариативный индивидуально. За счет этого контроля извлекается возможность действовать вопреки сильной мотивации или игнорировать сильные эмоциональные переживания. Волевая регуляция проявляется как личностныи уровень произвольной регуляции, отличающийся тем, что решение о ней исходит от самой личности и в регуляции используются личностные средства. Одно из таких средств личностной регуляции –изменение смысла действий. Намеренное изменение смысла действия, приводящее к изменению побуждения, может достигаться:

1) переоценкой значимости мотива;

2) привлечением дополнительных мотивов;

3) предвилением и переживанием последствий действия;

4) актуализацией мотивов -посредством воображаемой ситуации, и пр.

 

Развитие волевой регуляции прежде всего связано с формированием:

1) богатой сферы могивационно-смысловой;

2) стойкого мировоззрения и убеждений;

3) способности к волевым усилиям в особых ситуациях действия. А также -с переходом от внешних способов изменения смысла действия к внутренним.

 

Закрепленные волевые свойства обозначаются специальными терминами, такими как целеустремленность, решительность, выдержка, самостоятельность, мужество, настойчивость. Нужное волевое свойство можно сформировать и проявить далеко не при всех обстоятельствах; сверх того, эти свойства своеобразно зависят от характера дел, где проявляются.

 

Строение волевого процесса С.Л.Рубинштейн:

ВАЖНО, ЧТО ПО РУБЕНШТЕЙНУ НЕСКОЛЬКО ПО ДРУГОМУ ПРИНИМАЕТСЯ ВОЛЯ!

Воля – это действие, направленное на осуществление сознательно поставленной цели. Рубинштейн не различает произвольную и волевую регуляцию действий. Воля – любое целенаправленное действие.

Виды волевого действия:

- Простое – побуждение к действию, направленному на осознанную цель, непосредственно переходит в действие (без длительных сознательных процессов, посредством привычных действий, автоматически, соответствует 1 и 4 стадии сложного процесса)

- Сложное. Между импульсом и действием - опосредствующий действие сознательный процесс; включает целую цепь различных моментов, последовательность стадий (различные фазы в зависимости от условий приобретают различный удельный вес):

1. Возникновение побуждения и предварительная постановка цели. Побуждение переживается как стремление совершить то или иное действие. Стремление сменяется желанием. Желание – более определенно, содержит в себе представление о конкретной цели действия. Желание сменяется хотением. Это еще более определенное переживание, которое содержит еще и представление о средствах достижения цели. В отличие от Рубинштейна: Вундт - мотивы ВП существуют. Леонтьев: цель осознана, а мотив - нет.

2. Стадия обсуждения и борьбы мотивов. Побуждение часто вступает в конфликт с другими побуждениями человека. Из-за этого не происходит перехода в хотение, а наблюдается обдумывание вариантов решения и взвешивание мотивов. Цель поставлена, но побуждение само может еще быть не осознанным до конца, эти стадии относятся к моменту, когда действие не началось.

3. Принятие решения о действии или выбор цели из намеченных возможных альтернатив. Существуют 3 типа принятия решений, критерием разделения на которые служат основания, по которым принимаются решения:

1) Автоматическое принятие решения при отсутствии альтернатив и конфликтной ситуации (простой акт)

2) Принятие решения осуществляется вследствие разрешения конфликта, который вызвал борьбу мотивов (произвольная регуляция)

3) Решение принимается на основе осознания необходимости действовать в конфликтной ситуации (ситуация неразрешимого конфликта у Джемса) такое действие всегда вызывает противодействие со стороны конкурирующих мотивов, принесенных в жертву. Это напряжение переживается как волевое усилие.

4. Реализация действия, сам поступок, т.е. выполнение поступка, подчиненного цели, и контроль за исполнением принятого решения.

Если исполнение решения затягивается во времени или само действие – новое, сложное, то от решения отделяется намерение. Намерение – внутренняя подготовка отсроченного или затрудненного действия, это зафиксированная решением направленность на осуществление цели.

В сложных волевых действиях намерения бывает недостаточно, необходимо составить план действий. При этом путь к конечной цели расчленяется на ряд этапов. Кроме конечной цели появляется ряд подчиненных целей.

 

По теории Фромма есть ещё 2 вида воли:

воля ИРРАЦИОНАЛЬНАЯ -согласно Э. Фромму -иррациональнвте страсти и побуждения, захватывающие и подчиняющие человека, рабски реализующего неконтролируемые порывы (===> воля рациональная).

 

воля РАЦИОНАЛЬНАЯ - согласно Э. Фромму -целеустремленНое, реалистическое, дисциплинированное поведение и энергичные усилИЯ, направленные на достижение рациональной цели ((===> воля иррациональная).

 

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.