Культурное и духовное жизнь Беларуси 30-х — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Культурное и духовное жизнь Беларуси 30-х

2017-12-10 227
Культурное и духовное жизнь Беларуси 30-х 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1930-е гг. отмечен началом рождения сталинского тоталитарного режима. Его отличительными чертами становятся однопартийность при Вседержитель-авторитарным характере партии, ликвидация общественных свобод, массовый террор, контроль за всеми сферами жизни, включая и культуру. Централизация власти над личностью и обществом была доведена до абсолюта. Культ личности "вождя", его празарливасци, гениальности господствовал повсюду.

Если 20-е гг. характеризовались определенной свободой творческого поиска, то скоро ситуация изменилась коренным образом. 26 мая 1928 г. вышло постановление бюро ЦК КП (б) Б "О белорусского литературного художественной и театральной критике". Она диктовала исключительную монополию партии на литературу. Поэтому с небывалой силой поднялось всплеск литературной критике против писателей. Наиболее известными критиками были Я. Бронштейн, Л. Бенда, М. Климкович. Они сеяли атмосферу враждебности. Под партийным принуждением 3, 14 декабря 1930 г. в печати появились "открытые письма" Янки Купалы и Якуба Коласа, в которых писатели вынуждены были перечеркнуть прошлое, назвать "нашенивской" период реакционным, националистическим, подчиниться несуществующим обвинениям.

Однако в докладе 1937 говорилось о крупных достижениях белорусских писателей. Декларируемый успех в культурном развитии не соответствовал действительности. Еще не завершился процесс первоначального культурного подъема народных масс. Ощущался дефицит общей и политической культуры общества, низкий общеобразовательный уровень народа и руководителей партии.

Постановлением ЦК КП (б) Б "О перестройке литературно-художественных организаций в БССР" провозглашалось создание Организационного комитета союза советских писателей, в который вошли М. Климкович (председатель), М. Линьков, Платон Головач, Кузьма Черный (всего 16 человек). Они вынуждены были проводить политику противостояния писателям, которые не выполняли требований партии. Партия, в свою очередь, проводила политику "Кнута и пряника": то применяла карательные акции к писателей-"нацдэмавцав", то награжала их орденами. По указу президиума Верховного Совета СССР награжден были 132 советские писатели за дасягненнни в литературе: Я. Купала, Я. Колас - орденом Ленина, З. Бядуля, М. Линьков - орденом Трудового Красного Знамени.

В республике была проведена работа по созданию новых учебных заведений. В 1931 г. на базе педагогического факультета БГУ открывается Высший педагогический институт. В Гомеле i Могилеве создаются учительские институты, в Минске - медицинский. Всего в 1932 г. насчитывалось 31 высшее учебное заведение, где занимались 10 574 студента.

. В 1933 г. в Горках был восстановлен Белорусский сельскохозяйственный Институт, в состав которого вошли ранее выделенные институты. В июне 1933 г. на базе планово-экономического, финансово-экономического i кооперативного институтов начал работать Институт народного хозяйства с четырьмя факультетами. В июле 1933 г. был создан Белорусский палитэхичны институт. В 1937 г. на его 8 факультетах i отделениях обучалось около 1700 студентов. В 1936 - 1937 гг. открываются учительские институты в Минске, Витебске, Рогачеве, в 1937 г. - в Могилеве i Гомеле. Надо отметить, что некоторые из открытых учебных заведений начинали работу в исключительно сложных условиях, что не могло не сказаться на уровне подготовки кадров. Это касалось, например, Оршанского учительского института, который начал работать в здании педтехникуме. Не было читального зала, вся учебная база состояла из 9 классных комнат, военного i физкультурного кабинетов, зала для заседаний.

Учебный i воспитательный процесс в вузах i техникумах проходил под постоянным контролем органов НКВД. Проверяли не только содержание лекций, но i состав преподавателей, студентов. В чэрвэни 1938 г. нарком внутренних дел А. Наседкина информировал секретаря ЦК КП (б) Б П. К. Пономаренко о "засоренности" Минского педагогического института. Так, с 1076 студентов 33 являлись членами семей репрессированных за антисоветскую деятельность, свыше 20 человек, которые были исключены из партии i комсомола. 3 83 преподавателей компрометирующие материалы был собран на сорок девятом Он служил основой для всяческих обвинений студентов, преподавателей. Далее шел знакомый сценарий - арест, расстрел на месте или высылка на север или восток страны.

 

 

40. Западная Беларусь в составе Польши (1921-1939 гг.), западнобелорусские земли, которые по Рижскому мирному договору отошли Польше, стали ее сырьевыми при­датками и объектом полонизации: промышленность Западной Беларуси ("Крэсы усходние", т.е. вос­точные окраины Польши) была слабо развита. В ней было занято 40 тыс. человек (из 3,4 млн. населения); помещики, которые составляли менее 1% жителей, владели по­ловиной земли; власть ограничивала национально-культурное развитие, прово­дила полонизацию белорусского народа. К 1939 г. все белорусские школы были превращены в польские, окончательно исчезли газеты, журналы, культурно-просветительные учреждения, которые работали на белорусском языке.Национальное и социальное угнетение вызвали широкое нацио­нально-освободительное движение, которое возглавляли: КПЗБ, БХД и другие демократические организации, самыми массовыми среди которых были Белорусская крестьянско-рабочая громада (БСРГ, 1925-1927 гг., председатель ЦК БСРГ — Бронислав Тарашкевич) и Товарищество белорусской школы (ТБШ, 1921-1937 гг., руководители — Бронислав Тарашкевич, Игнат Дворчанин, Григорий Ширма и др.). Перед началом Второй мировой войны польские власти запрети­ли деятельность всех демократических партий. Но национально-освободительное движение продолжалось в условиях подполья.

Вяликая айчынная вайны.

Начало ВОВ. ВОВ (Велика Отечественная война(началась нападением Германии на СССР 22 июня 1941 г. На территории Беларуси вела наступлении самая мощная из трех фашистских группировок вермахта – группа армий «Центр» (около 50 дивизий). Поддерживал ее второй воздушный флот, насчитывающий 1680 самолетов (50% сил всей авиации рейха). Несмотря на мужественное сопротивление Красной армии, немецкие войска быстро продвигались на восток и 28 июня ворвались в Минск. Были разбиты такие крупнейшие соединения Западного особого военного округа как 3-я, 4-я и 10-я армии. Советские Вооруженные силы перешли к обороне. Чрезвычайные меры, принятые по мобилизации сил: - 29 июня создана директива СНК СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям, всему народу перестроить жизнь на военный лад; - 30 июня создан Государственный комитет обороны (ГКО) во главе со Сталиным; - началась дополнительная мобилизация военнообязанных в Красную Армию (в Беларуси в июне-августе было мобилизировано 500 000 человек). Всю мощь удара войска вермахта ощутили под Оршей 14 июля, где были применены «Катюши». Под Сенно и Лепелем прошел серьезный контрудар гитлеровцам танковой битвой. С 4 по 27 июля советские войска сдерживали натиск танковой группы Гудериана в районе Могилева. Только 19 августа после огромных потерь фашистам удалось захватить Гомель. Однако летом 1941 г. фашистский план молниеносной войны был сорван. Борьба белорусского народа с фашистскими захватчиками велась в разных формах – от неисполнения мероприятий оккупационных властей до вооруженного сопротивления. Партизанское движение стало наиболее организованной и массовой борьбой. Первым вступил в борьбу Пинский партизанский отряд, возглавляемый Коржом. Ярка и трагична история Минского подполья, объединявшее более 9 000 человек. Главные удары партизаны и подпольщики наносили по вражеским коммуникациям, велась «рельсовая война»: 1 этап – во время Курской битвы 1943, 2 этап – во время вступления фашистов на территорию Беларуси, 3 этап – во время ее освобождения. К концу 1943 г. Партизаны контролировали 58% территории республики (более 20 партизанских зон). Освобождение Беларуси началось после разгрома войск вермахта под Курском. 23 сентября 1943 освобожден первым Комарин. Осень-зима 1943-44 – освободили Гомель и Мозырь и 32 района Беларуси. Решающую роль сыграло проведение белорусской наступательной операции «Багратион». Проведена 4-мя фронтами (1-ый Прибалтийский, 1-ый, 2-ой, 3-ий Белорусские) при поддержке партизан, Днепровской военной флотилией, 1-й армии Войска Польского под руководством маршалов Жукова и Василевского. 3 июля 1944 г. Освобождением Минска закончился первый этап «Багратиона», в результате которой группа армий «Центр» потерпела поражение. 28 июля 1944 освободили Брест, чем завершилось изгнание оккупантов.

43 Основные тенценции всемирного развития после 2 мир войны. Беларусь на международной арене в середине 40- середине 80 годов наблюдались раз­ные тенденции: во-первых, устройство мира на основе Ялтинско-Потсдамской системы междун отношений, резолюций и рекомендаций ООН; во-вторых, конфронтация между двумя социально-политическими системами «холодная война» между ними; 1 января 1942 г. участники антигитлеровской коалиции при­няли Декларацию объединенных наций, в которой провозглашались общие принципы междунар интеграции, а в 1944 г. на конфе­ренции в Думбартон-Оксе обсуждался Устав будущей ООН и в г. Бреттон-Вудс достигнуто соглашение о создании в рамках ООН Ме­ждународного Валютного фонда (МВФ) и Международного банка ре­конструкции и развития (МБРР). В соответствии с Бреттон-Вудским соглашением доллар стал международной валютой. Ялтинская (Крымская) конференция 4-11 февраля 1945 г. не только согласовала военные планы союзных гос-в, но и наметила основные прин­ципы их послевоенной политики. В соответствии с достигнутыми договоренностями 25 апреля -26 июня 1945 г. в Сан-Франциско состоялась Учредительная конферен­ция ООН, на которой был принят Устав этой организации.Главными руководящими органами ООН стали Генеральная ас­самблея, в состав которой входят все члены этой организации, и Со­вет Безопасности из 11 членов. 27 апреля 1945 г. БССР вклю­чении в число стран-основателей ООН. Устав ООН вступил в силу 24 октября 1945 г. с момента его ратификации большинством стран. Среди под­писавших Устав ООН были профессор БГУ В.М. Перцев и Ф.П. Шмыгов. После войны возникли острые противоречия междуСША и СССР. США. СССР, несмотря на колоссальные потери, не только вернул потерянные Российской империей и РСФСР (в 1905-1920 гг.) Курилы, Западную Беларусь и др территории, но и увеличил пространство для противостояния Западу за счет Восточной Европы: 29 ноября 1945 г. Югославия, в которой была ликвидирована монархия, стала Федеративной Нар республикой (в 1946 г. ФНРЮ, в 1963-СФРЮ); 15 сентября 1946 г. провозглашена Нар республика Бол­гария; в январе 1947 г. на выборах в Польше одержала победу Поль­ская рабочая партия, 22 июля 1952 г. сейм принял конституцию ПНР; 30 января 1947 г. Румыния была провозглашена нар рес­публикой; в феврале 1948 г. под нажимом СССР президент Чехословакии.Бенеш вынужден был сложить полномочия, и власть полностью перешла к коммунистам; 1 февраля 1946 г. республикой стала Венгрия, которая после прихода к власти Венгерской партии рабочих в августе 1949 г. про­возглашена нар республикой; 7 октября 1949г. СССР инициировал создание ГДР. Подобные изменения произошли и в Юго-Восточной Азии: 2 сентября 1945 г. под руководством коммунистов возникла Де­мократическая республика Вьетнам (ДРВ); 9 сентября 1948 г. провозглашено создание Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР); 1 октября образовалась Китайская Народная Республика (КНР). Подписание в 1950 г. Договора о союзе СССР и КНР явилось на­стоящим вызовом совокупному могуществу Западного мира: с этого времени полумиллиардному Западу противостоял миллиардный ев­разийский союз. Объединенная Советским Союзом группа государств получила название «мировой системы социализма». что образование мировой системы социализма во главе с СССР явилось причиной обострения международных отношений и возникновения «холодной войны» как формы противостояния двух социально-политических блоков.Холодная война», начавшаяся в середине 40-х гг., была прекра­щена только в конце 80-х - начале 90-х годов. Окончание «холодной войны» связано, главным образом, с демократическими преобразо­ваниями в странах бывшей «мировой системы социализма» Одной из важнейших тенденций мирового развития после Второй мировой войны является распад колониальной системы: В 1945-1961 гг. политическую независимость получили более 40 государств с населением 1,5 млрд. человек, т.е. почти половина насе­ления планеты. В 1960 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла дек­ларацию о предоставлении независимости всем остальным колони­альным владениям Только в 1960 г. («Год Африки») 17 африканских колоний были провозглашены независимыми государствами.

44.Новый тенденции в развитии Западной Европы и США в второй половине 20. Переход к постиндустриальной цивилизации Война укрепила эконом зависимость Великобритании и других европ. Гос-тв от США. В конце 1945 г. было подпи­сано англо-американское финансовое соглашение. США предоста­вили кредит в 3,8 млрд. долларов при условиях: использования его главным образом для закупки американ. товаров; привязки курса фунта стерлингов к доллару и т.д. Одновременно правительство США разработало широкомасштабную программу восстановления и развития Европы («План Маршалла»). Этот план был обнародован его автором - госсекретарем Джорджем Маршаллом 5 июня 1947 г. Американскую помощь в размере 12,5 млрд. долларов кредитов на протяжении 1948-1951 гг. приняли 18 европейских стран: Реализуя «план Маршалла», США не только открыли европейский рынок для своих товаров и по­ставили под контроль страны-реципиенты (получатели помощи), но и сделали первые шаги на пути к интеграции Европы. С этой целью в рамках «плана Маршалла» (для распределения американской помо­щи) была создана Организация Европейского Экономического Сотруд­ничества (ОЕЭС, 16 апреля 1948 г.). Одновременно с европейской интеграцией США предпринимали шаги по расширению международной интеграции под своим руково­дством. В 1961 г. ЕЭС была преобразована в Организацию Экономи­ческого Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую кроме евро­пейских государств вошли еще 6 стран: Австралия, Канада, Новая Зеландия, Соединенные Штаты Америки, Турция и Япония. В конце 70-х - начале 80-х годов внутри ОЭСР сформировалась «большая семерка» (Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки, Италия, Франция, Канада, ФРГ и Япония), которая стала координиро­вать внутреннюю и внешнюю политику этих ведущих государств. в 60-70-е годы XX в. западные страны в ре­зультате структурной перестройки экономики перешли в постиндуст­риальную стадию. Переход к постиндустриальной цивилизации ха­рактеризуется стремительным развитием «индустрии знаний», соз­данием новых, гибких информационных систем. Поэтому наше обще­ство с 80-х годов называют информационным. Если символом техно­логической революции для индустриального общества выступала фабричная труба, то для постиндустриального - компьютер. Новая, третья (после первой - аграр­ной и второй - индустриальной) волна технологических и социальных трансформаций вызвана распространением компьютера, лазерной техники, биотехнологии, генной инженерии, информатики, электрони­ки, теле- и видеокоммуникаций, которые составляют базовые отрас­ли постиндустриального производства. Ведущую роль в постиндуст­риальном обществе приобретают: сфера услуг (разветвленная сервисная экономика); доминирование слоя квалифицированных научно-технических специалистов (на смену пролетариям приходит «когнитариат», т.е. интеллектуальный работник); ведущая роль теоретических знаний (кодифицированные теоре­тические знания для осуществления технологических нововведений).

 

45.Проблемы развития и модернизации экономики Обновление народного хозяйства после войны Восстановление народного хозяйства и культуры Б началось с 1943 до 1955 г. (достижение довоенного уровня в сельском хо­зяйстве) проходило в рамках принятой в СССР плановой системы: отсюда повышенное значение, которое придавалось пятилетним планам - четвертая пятилетка (1946-1950), пятая (1951-1955) и т.д.; акцент делался на ускоренное восстановление и развитие про­изводства средств производства, в том числе создание абсолютно новых для Беларуси отраслей промышленности - автомобилестрое­ние, тракторостроение, выпуск гидротурбин и др. Благодаря трудовому героизму, промышленность БССР к концу четвертой пятилетки (1950 г.) превысила довоенный уровень на 20%. Но деформация в сторону тяжелой индустрии привела к упадку лег­кой и пищевой отраслей промышленности, что отрицательно сказы­валось на обеспечении людей самым необходимым. Особенно сложным оставалось положение в аграрном секторе эко­номики: сказывались убытки, причиненные войной; выкачивание средств на нужды индустрии; проведение массовой, форсированной, насильственной коллективизации в Западных областях Беларуси (1949-1950 гг.) и т.д.Плановые показатели пятилетки даже по посевным площадям и производстве молока и мяса, не были выполнены. Довоенный уровень развития сельского хозяйства был дос­тигнут только в середине 50-х гг.Социально-экономическое и политическое развитие БССР в се­редине 50-х - середине 80-х годов происходило в условиях, когда в мире началась новая эпоха - эпоха НТР и построения постиндустриального общества Эти меры были направлены не на слом старой административно-командной системы, а на ее реформирование. В развитии народного хозяйства был взят курс на ускорение НТП, развитие машиностроения, создание средств механизации и автоматизации, современных технологий, нового оборудования. Беларусь не осталась в стороне от осуществ­ления НТР. В общесоюзном разделении труда нашей республике принадлежала важная роль в производстве машин, станков, средств механизации и автоматизации. Были построены Минский и Барановичский заводы автоматических линий, вычислительных машин, По­лоцкий перерабатывающий комбинат, Гомельский завод измери­тельных приборов и др. Укреплялась материально-техническая база колхозов, которые в ре­зультате реорганизации МТС (1958 г.) стали владеть техникой. Вводи­лась обязательная оплата труда колхозников, повышались цены на сельхозпродукцию. Колхозникам стали выплачивать пенсии.В середине 60-х годов были сделаны попытки провести в СССР экономические реформы. В промышленности они предусматривали: улучшение управления; совершенствование планирования; расши­рение хозяйственной самостоятельности предприятий и усиление экономического стимулирования производства. Для развития сель­ского хозяйства увеличились капиталовложения, были повышены закупочные цены на продукцию и введена 50% надбавка за сверх­плановую продажу продукции государству, увеличились поставки техники колхозам и совхозамЭти реформы дали определенный толчок развитию экономики. В Беларуси было введено в строй 140 крупных предприятий, таких как крупнейший в Европе Могилевский комбинат синтетического волокна, Гродненский и Гомельский химкомбинаты, Мозырский нефтеперера­б завод. С/х республики в 70-80-е годы по выпуску продукции на душу населения вышло на уровень разви­тия аналогичной отрасли в передовых странах мираОднако в целом экономические реформы, начавшиеся с середины 60-х гг., не достигли цели. Продолжали господствовать администра­тивно-командный принцип управления, недоверие к экономическим методам хозяйствования. Отставание научно-технического прогресса сдерживало переход экономики с экстенсивного на интенсивный путь развития

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.