Автор : д.э.н., профессор кафедры менеджмента - С.П. Болотов — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автор : д.э.н., профессор кафедры менеджмента - С.П. Болотов

2017-12-10 180
Автор : д.э.н., профессор кафедры менеджмента - С.П. Болотов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Факультет управления

Кафедра менеджмента

 

УТВЕРЖДАЮ

________________________

«___» ________2011г.

Протокол №.

 

 

Рабочая программа дисциплины

«ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА: ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

 

 

Направление подготовки: МЕНЕДЖМЕНТ

Профиль подготовки:

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

Форма обучения: дневная,

Всего часов: 108

в т.ч. – лекции - 36

- практич - 18

- самостоят.- 54

Итоговый контроль - зачет

 

 

Сыктывкар 2010

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению Менеджмент и профилю подготовки.

Раздел 1 – Практика менеджмента раннего периода

1.1.Менеджмент как наука. История управленческой мысли

1.2. Управленческие революции

1.3.Условия и факторы возникновения науки менеджмента.

Содержание раздела 1.

Древние организации в поселениях, военные, религиозные. Революции в практике менеджмента от древних организации до современных. Различие современных организаций от древних. Появление менеджмента как науки в статьях и книгах. Субъект и объект менеджмента. Сущность экономики и место менеджмента в ней. Сущность организационных законов и закономерностей. Исследования экономистов в области менеджмента.

Раздел 2 - Научные концепции менеджмента

2.4. Этапы развития науки менеджмента.

2.5. Школа науки управления

2.6. Административная школа менеджмента.

2.7. Содержание классической теории менеджмента

2.8. Первые организационные исследования в России

2.9. Школа человеческих отношений.

2.11. Количественная школа менеджмента:

2.12. Школа социальных систем:

2.13. Ситуационная теория менеджмента

2.14. Зарубежные концепции управления 1970- 1990-х годов.

 

Содержание раздела2.

Этапы развития науки менеджмента в 20-м веке. Содержание исследований Ф. Тейлора. Развитие тейлоризма в США и других странах. Организационные исследования в России в начале 20 века. Всеобщая теория организации Александра Богданова (Малиновского).

Вклад в теорию менеджмента Анри Файоля. Основные функции управления по Файолю. Теория бюрократии М. Вебера. Создание административной теории менеджмента в Англии. Сущность и состав классической теории менеджмента.

Отличительные черты школы человеческих отношений. Взаимоотношения в трудовых коллективах. Хоуторнские эксперименты Э. Мейо. Производительность за счет человека. Групповая динамика. Неформальные организации: модель Хоманса.

Поведенческая концепция менеджмента (бихевиоризм). Закономерности поведения человека. Мотивация деятельности персонала: а) содержательные теории (Маслоу, МакКлеланд (власть-успех-причастность), Герцберг (двухфакт модель) б) процессуальные (В. Врум-теория ожиданий, теория справедливости, Модель Портера-Лоулера.

Стили управления (Курт Левин, Стили лидерства Лайкерта, Двумерная модель Университета Огайо-структура задачи-внимание к подчиненным, Решетка Блейка-Моутона, Митчел-Хаус - «путь – цель»= усилие- производительность-результаты-ценность вознаграждения, ситуационная модель Фидлера: «отношение руководителя с подчиненными; структура задачи; объем должностных полномочий. Власть, влияние, лидерство. Контроль. Конфликты

Теория систем Л. ФонБерталанфи. Понятие социотехнической системы. Теория менеджмента организации Г. Саймона. Структуры менеджмента, их типы и характеристики. Программно-целевые стуктуры. Управление через меню, Управление по целям: Теория принятия управленческих решений.

Количественная школа менеджмента. Математические методы решения сложных управленческих задач. Исследование операций. Кибернетика и ее методы. Применение всеобщих законов управления в менеджменте. Применение компьютеров. Автоматизированные системы управления. Информационные системы в менеджменте.

Зарубежные концепции менеджмента 1970-х, 1980-х годов. Ситуационный менеджмент. Сравнительный менеджмент. Маркетинг менеджмент. Стратегический менеджмент. Теория конкуренции. Инновационный менеджмент. Развитие организации.

 

 

Раздел 3 - Основные модели менеджмента

3.15. Плановый менеджмент в СССР.

3.16. Американская модель менеджмента

3.17. Японская модель менеджмента.

3.18. Менеджмент в Европе

3.19. Современный менеджмент в России.

3.20. Перспективы развития менеджмента.

 

Содержание раздела 3.

Советская система управления в СССР. Планирование развития народного хозяйства: плюсы и минусы. Становление науки менеджмента в СССР после Сталина.

Американский менеджмент в современных условиях. Особенности обучения менеджеров в США. Плоды профессионального менеджмента в США. Особенности менеджмента в американских компаниях.

Развитие японской экономики. Самурайская культура в Японии. Японские методы управления. Результаты менеджмента в Японии.

Европейская модель менеджмента. Особенности Европейской культуры. Влияние англо-американской модели менеджмента на европейский менеджмент. Развитие менеджмента в Скандинавских странах. Достижения европейских ученых в области менеджмента.

Особенности современной российской экономики. Развитие менеджерского образования в России. Современные промышленные компании и их менеджмент. Участие зарубежного капитала и иностранных менеджеров в российских компаниях.

Глобализация экономики. Пути привлечения иностранного капитала и менеджеров. Уровень профессионализма Российских менеджеров. Новые горизонты профессионального образования менеджеров. Смена поколений в российском менеджменте. Участие российских компаний в зарубежных компаниях.

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Преподавание материала курса будет вестись в форме, доступной пониманию обучающихся. При проведении занятий следует сочетать лекционную форму подачи материала с самостоятельной работой студентов над учебным материалом (обсуждение конкретных ситуаций, подготовка тематического доклада, выполнение контрольных заданий).

Наряду с лекционными занятиями предусмотрены практические занятия, письменные самостоятельные работы, цель которых - ознакомить студентов с основами деятельности управленческого аппарата, привить навыки изучения специальной литературы и развить умение логически мыслить.

Программа определяет основные составляющие теории менеджмента. Последовательность изучения тем курса установлена логически от «обшего к частному и обратно к общему». Построение соответствующих разделов и тем проведено так, чтобы у студента сложилось целостное представление о менеджменте, об основных направлениях деятельности менеджера, о взаимодействии его со специалистами и методах его воздействия на управляемые процессы.

Курс «История управленческой мысли» предусматривает проведение семинарских занятий по заданным темам. На практических занятиях студенты будут изучать конкретные ситуации по различным темам и выступать с их анализом

Одно занятие будет посвящено работе с анкетами по изучению концептуального управленческого мышления студентов и характеристикам организационной культуры студентов.

Половина практических занятий будет посвящена выступлению студентов по результатам самостоятельной работы по заданию преподавателя. Доклады (рефераты), выполненные в письменном виде по специальной методике должны быть преданы для оценки преподавателю. Студентам поручается сделать устное выступление по теме доклада, после которого ему задают вопросы другие студенты группы. Преподаватель помогает докладчику в ответах на сложные вопросы.

 

 

ТЕМАТИКА докладов для подготовки к семинарским занятиям

 

1. Роль менеджеров на предприятии и их влияние на прибыль.

2. Административный менеджмент: вклад А.Файоля.

3. Развитие науки управления и количественного подхода к менеджменту.

4. Основы системного подхода к управлению.

5. Предназначение (миссия) предприятия и его профиль деятельности.

6. Основные функции менеджмента, их содержание и последовательность.

7. Конкретные функции управления по сферам деятельности (объектам управления).

8. Стратегическое планирование: роль в управлении.

9. Распределение задач и полномочий в системе управления.

10. Управленческое обследование: анализ сильных и слабых сторон организации.

11. Управление по целям: теория и практика.

12. Типы структур управления и их применение.

13. Методы оценки эффективности системы управления.

14. Содержательные теории мотивации и их применение.

15. Сущность контроля и организация контролирования.

 

 

ТЕМАТИКА контрольных вопросов для текущего контроля

1. Определите формальную организацию с точки зрения ее основных характеристик.

  1. Определите различие между горизонтальным и вертикальным разделением труда.
  2. Почему необходимо управление?
  3. В чем разница между предпринимателем и менеджером?
  4. Когда организация можно считать успешной?
  5. В чем различие современных организаций от древних?
  6. В чем сущность классической теории управления?
  7. Каковы отличительные черты школы человеческих отношений?
  8. Что такое управление: наука или искусство?
  9. Что такое социотехнические системы?
  10. Какие основные переменные следует учитывать менеджеру при управлении?
  11. Какова роль структуры организации?
  12. Каковы цели создания организации?

14. Какая связь существует между функциями и структурой управления?

15. В чем состоят преимущества децентрализованных структур?

16. Какое описание соответствует матричной структуре?

17. В каких документах фиксируется организационная структура?

18. Какова последовательность действий при разработке организационной структуры управления?

19. Каково описание стратегии предприятия?

20. Какие факторы внешней среды анализируются при определении стратегии предприятия?

21. Почему миссия организации являются основой для ее существования?

22. Что представляет собой процесс управленческого обследования?

23. Каковы характеристики стратегических целей?

24. Кратко объясните, что такое стратегия.

25. Что включает процесс реализации стратегии?

26. Что такое тактика, политика, процедуры и правила?

27. Кратко опишите процесс управления по целям, применяемый для реализации стратегии.

28. Какова взаимосвязь между стратегией и структурой?

29. Как функции управления делятся на подфункции?

30. Какова взаимосвязь функций управления?

31. Как дифференцируются сферы деятельности аппарата управления?

32. Как соотносятся между собой понятия “цель”, “сфера деятельности”, “функция”?

33. Что необходимо сделать, чтобы получить конкретные функции управления?

 

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины « История Управленческой Мысли»

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная:

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. - М.: «Экономистъ», 2005. - 670 с.

2. Чудновская С. История менеджмента. Уч. Для ВУЗов. С-Пб. ПИТЕР. 2004. – 240 с.

3. Кравченко В. История менеджмента. Учебник для ВУЗов. М.: ЮНИТИ, 2006. -

4. Кредисов А.И. История учений менеджмента. Киев, ВИРА-Р, 2000. – 336 с.

5. Мазур И.И., Шапиро В.Д., и др. Всеобщая история менеджмента 2006, 888 c.

6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - 5-е изд. М.: «Вильямс», 2006. – 720 с.

7. Поршнев А.Г., Румянцева З. П. Менеджмент организаций. Учебник., М: Инфра-М, 2005 г., 716 с.

 

Вопросы к зачету

Факультет управления

Кафедра менеджмента

 

УТВЕРЖДАЮ

________________________

«___» ________2011г.

Протокол №.

 

 

Рабочая программа дисциплины

«ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА: ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

 

 

Направление подготовки: МЕНЕДЖМЕНТ

Профиль подготовки:

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

Форма обучения: дневная,

Всего часов: 108

в т.ч. – лекции - 36

- практич - 18

- самостоят.- 54

Итоговый контроль - зачет

 

 

Сыктывкар 2010

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению Менеджмент и профилю подготовки.

Автор: д.э.н., профессор кафедры менеджмента - С.П. Болотов

 

Рецензент:

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры менеджмента

Протокол № ……. от «……» …………………….2010

Зав. Кафедрой менеджмента

Д.э.н.. профессор ______________ В.В. Фаузер

 

СОГЛАСОВАНО:

Декан факультета управления

К.э.н., доцент _______________ Л. И. Бушуева

 

Председатель УМК факультета

К.э.н., доцент ____________________ / Л.Н. Фролова

 

 

1. Цели освоения дисциплины « История Управленческой Мысли»

Бакалавр по направлению подготовки 080200 Менеджмент должен решать профессиональные задачи в соответствии со своими видами профессиональной деятельности.

Программа учебной дисциплины «История Управленческой Мысли» предназначена для реализации государственных требований к содержанию и уровню подготовки выпускников, осваивающих основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению на дневном отделении.

Целью освоения дисциплины « История Управленческой Мысли» является изучение менеджмента с точки зрения его исторического развития. Студентам предоставляется возможность рассмотрения эволюции теории менеджмента. Они должны изучить историю разработки теорий и концепций менеджмента и увидеть закономерности появления новых теорий в соответствии с историческими условиями в развитых странах.

Этот предмет поможет понять связи между разделами менеджмента и представлять дальнейшее развитие теории и практики менеджмента. На основе этой программы студент должен получить знания, ориентированные на его будущую профессиональную деятельность.

Общекультурной целью изучения истории менеджмента является развитие у студентов:

а) представлений о деятельности менеджмента в организации;

б) ожиданий о направлениях и методах работы менеджеров;

в) современной организационной культуры.

 

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

 

Учебная дисциплина «История Управленческой Мысли» входит в курс «Теория менеджмента» и принадлежит к циклу Общепрофессиональных дисциплин.

Исходными дисциплинами для успешного изучения менеджмента являются курсы «Макроэкономика» и «Психология менеджмента»

Профессиональный цикл подготовки бакалавров менеджмента в базовой части начинается с изучения теории менеджмента, которая состоит из трех дисциплин: 1)История Управленческой Мысли, 2) теория организации; 3) организационное поведение. Изучение теории менеджмента – это важная составляющая фундаментальной подготовки специалиста.

История управленческой мысли является основой для изучения следующих двух дисциплин курса, поскольку она объясняет какие теории менеджмент, какими учеными, в какое время и в какой стране были разработаны.

В последующих управленческих дисциплинах будут объясняться многие теории и студенты, изучив на первом курсе в рамках дисциплины «История Управленческой Мысли» основные данные по ним, будут заострять внимание больше на содержании этих теорий и меньше требуется запоминать их авторов, время и место их разработки. Дисциплина «История управленческой мысли» дает общие краткие знания почти ко всем предметам профессионального цикла.

Студенты первого курса – это выпускники школы, не имеющие практического опыта, а только ориентированные на свое направление. Они не имеют специальных знаний и умений в области менеджмента, поэтому методика преподавания данной дисциплины строится на изложении исторических событий в сфере менеджмента и роли различных теорий менеджмента в практике бизнеса. Лекции поэтому будут сопровождаться практическими примерами.

Краткое изложение содержания основных теорий менеджмента предполагается довести до понимания студентов как результаты исследований ученых. Студенты должны быть готовы воспринимать сущность теорий менеджмента, логически рассуждать об их структуре и понимать логику развития теорий менеджмента.

 

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

- иметь представление о роли и месте менеджмента в современной экономике, его методах и их применении;

- знать об использовании методов организации управленческого труда при выполнении менеджером своей работы.

Выпускник-бакалавр в области организационно-управленческой деятельности должен обладать профессиональными знаниями основных этапов эволюции управленческой мысли (ПК-1).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать следующими общекультурными компетенциями

Знать:

· основные этапы развития менеджмента как науки и профессии;

· базовые ценности мировой науки и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);

Понимать:

· законы развития общества в сфере менеджмента и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

· необходимость занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);

В области информационно-аналитической деятельности выпускники должны обладать способностью к экономическому образу мышления (ПК-26);

Эти компетенции будут закрепляться во время проведения практик (базовой- 1, профильной учебной, производственной)..

Самостоятельная работа проводится в форме подготовки тематических докладов по курсу, которые сдаются преподавателю для проверки и делается устный доклад на семинарских занятиях.

Также знания будут использованы при написании выпускной квалификационной работы в конце 4 года обучения.

При прохождении курсов вариативной части профессиональной подготовки может быть дополнительно изучен материал по развитию какой-либо теории менеджмента и компетенция (ПК-1) будет закреплена.

В результате освоения дисциплины « История Управленческой Мысли» формируется

начальные знания в области менеджмента в виде понятий и определений, связанных логикой их разработки.

Выпускник-бакалавр должен в результате изучения курса «История управленческой мысли»:

•Уметь: анализировать и оценивать исторические события и процессы в экономике

•Владеть методом логического анализа способов применения основных понятий менеджмента и методом структурирования материала по основным школам и теориям менеджмента.

 

4. Структура и содержание дисциплины « История Управленческой Мысли»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц и 108 часов.

№ п/п Раздел дисциплины Семестр /Неделя Виды учебной работы (час) Формы текущего контроля успева-емости (по неделям семестра). Итого-вая аттестация.
Всего В том числе
Лек ции Прак Заня Самос Работа Кон Раб
  Практика менеджмента раннего периода              
             
             
  Научные концепции менеджмента                  
             
             
             
             
            контрольная
             
             
             
             
    Основные модели менеджмента             контрольная
             
             
             
             

ВСЕГО 18 108 36 18 54 2 ЗАЧЕТ

 

Основная задача курса - ознакомить студентов с основными научными положениями менеджмента, дать содержание основных понятий этой дисциплины и методов работы менеджера. В результате изучения «История Управленческой Мысли» студенты будут понимать содержание работы аппарата управления и правильно воспринимать задачи и требования к ним на работе.

Курс содержит 3 раздела и 18 тем.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.