Эффективность и критерии управления государственной собственностью. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эффективность и критерии управления государственной собственностью.

2017-12-10 331
Эффективность и критерии управления государственной собственностью. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) управление собственность должно исключать ущерб народнохозяйственной эффективности. Иначе, нарушится технологическая составляющая различных видов производств.

2) эффективность той или иной системы управления в результате акционирования предприятий может быть выражена получением дивидендов.

3) эффективность управления собственностью необходимо рассчитывать отдельно для предприятий:

- на грани банкротства

- работавших рентабельно в период до приватизаций

- необходимых для народного хозяйства, независимо от их финансового состояния

Критерии оценки:

социальные - изменение количества рабочих мест в регионе; повышение жилищных и культурно-бытовых условий работников; улучшение условий труда.

Социальные результаты в большинстве случаев поддаются стоимостной оценке, включаются в состав общих результатов экономической эффективности управления собственностью;

рыночные - вероятность коммерческого успеха, объем продаж, позиция в конкурентной борьбе, эластичность цены, необходимость маркетинговых исследований, реклама для продвижения продукта на рынок, оценка препятствий для проникновения на рынок;

производственные - доступность сырья, материалов и дополнительного оборудования; новые технологии; производственный персонал по квалификации и численности; возможность использования отходов производства; издержки производства;

финансовые - инвестиции, стартовые затраты; потенциальный годовой размер прибыли; срок окупаемости; возможности использования налоговых льгот; финансовый риск;

внешние и экологические - правовая обеспеченность; реакция общественного мнения на его осуществление; снижение вредных продуктов в производственных процессах; воздействие на уровень занятости;

научно-технические - перспективность используемых решений;; перспективность применения полученных результатов в будущих разработках;

региональные - ресурсные возможности, степень социальной нестабильности, улучшение основных экономических показателей развития.

Общеэкономическая эффективностьуправления собственностью (на уровне народного хозяйства страны): вследствие различных оценок целесообразно рассмотреть подробнее.

Интересы народного хозяйства учитываются, когда речь идет об эффективности того проекта управления, в котором участвуют регионы, отрасли, организации и предприятия.

Социальные, экологические, политические и иные результаты рассматриваются в качестве дополнительных показателей эффективности и учитываются при принятии решения о реализации государственной поддержки проектов.

Когда рассчитываются показатели экономической эффективности на уровне региона (отрасли), в результаты проекта включаются:

-региональные - выручка от реализации продукции минус производственное потребление;

-социальные и экологические - достигаемые в регионе;

-косвенные финансовые - получаемые предприятиями и населением региона.

При расчетах показателей экономической эффективности на предприятии, в состав результатов проекта включаются:

-производственные - выручка от реализации произведенной продукции минус израсходованную на собственные нужды;

-социальные – которые относятся к работникам предприятий и членам их семей.

22.3. Пути повышения эффективности управления имуществом

Вначале необходимо ввести систему мониторинга эффективности использования имущества федеральными предприятиями и акционерными обществами, которые имеют государственную долю капитала.

Следует четко наладить работу подсистемы информационно-аналитического обеспечения данными о количестве акций, закрепленных в федеральной собственности; финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ; пакетах акций, находящихся в федеральной собственности.

Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом имеет все возможности совместно с соответствующими территориальными и муниципальными комитетами принять необходимые меры по уточнению состава имущества на территории области (края), совершенствованию методики оценки объектов недвижимости, земельных ресурсов и других элементов, образующих собственность области (края).

Органам государственной власти субъектов федерации с целью устранения повторения функций управления на региональном, муниципальном уровнях и оптимизации развития экономики необходимо уточнить распределение полномочий и сфер регулирования и ответственности, а также совершенствовать механизм взаимодействия органов государственного управления в условиях многообразия форм собственности.

 


Таблица 3

Система критериев государственного управления.

Вид критерия Объекты оценивания (предметные ценности) Признаки эффективности Критерии оценки
Ценностно-рациональный политическая стратегия, государственные программы, планы, социально-политические и экономические концепции, принципы, методы управления; уровень осуществления основных функций госуд. управления (сохранение системы, обеспечение целостности общества, прав и свобод граждан и др.); уровень рациональности решений, их легитимности, демократизм, свобода выбора; соответствие результатов и последствий решений государственным ценностям, принципам, общественным интересам;
Целе-рациональный государственные программы, планы, принципы деятельности управления, организационные структуры, формы, методы, нормы и стиль управленческой деятельности, правовое и информационное обеспечение, способы артикуляции интересов государства и граждан, защиты их, объем и виды услуг и т.д. полнота осуществления поставленных целей, уровень рациональности решений, легитимность, демократизм, законность, компетентность, информационное обеспечение, методы стимулирования участия граждан в управлении, степень свободы выбора, общественная цена выбора, рациональность использования всех видов капитала, инновационность решений; соответствие решений функциональным целям и задачам государственного субъекта, его статусу и полномочиям, правовому порядку, общественным потребностям и интересам, достижение оптимальных результатов в рамках регулируемых государственных ресурсов; соответствие решений ожиданиям конкурирующих социальных групп;
Прагма-тический непосредственные результаты изменения управляемых объектов общественная полезность, экономическая, социально-политическая выгода, рациональность использования ресурсов, инновационность решений, их оперативность, простота, созидательность методов управления. получение оптимальных результатов при минимальных затратах ресурсов, оценка по модели “затраты-выгода”.

Таблица 4

Общие критерии и показатели эффективности формирования и использования государственной собственности.

  Критерии эффективности Показатели эффективности (неэффективности)  
       
Приватизация, национализация, передача объектов в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации Соответствие затрат полученным результатам Дополнительные результаты (результаты более высокого качества), которые могли бы быть получены при более эффективном использовании средств  
Дополнительные средства, которые могли бы быть получены при выборе иного времени или иных условий приватизации или национализации данного объекта  
Соответствие результата цели  
Объем излишне затраченных бюджетных средств  

 

Продолжение таблицы 4

     
Использование государственной собственности в целях выполнения государственных задач и функций Степень выполнения задач и функций Полнота выполнения задач и функций – в соответствии с утвержденными программами работы, плановыми заданиями
Качество выполнения задач и функций – соответствие установленным требованиям
Соответствие затрат получаемым результатам Разница в объемах использованных средств на получение аналогичных результатов данной и иными организациями
  Разница в объемах использованных средств на получение аналогичных результатов данной организацией в разные периоды времени в сопоставимых условиях
  Дополнительные результаты (результаты более высокого качества), которые могли бы быть получены при более эффективном использовании имущества
Отсутствие или наличие и величина излишне использованного имущества
Полнота использования средств Отсутствие или наличие и величина неиспользования имущества
Обеспечение сохранности средств Отсутствие или наличие и величина утраты имущества, приведения его в негодность, снижения эксплуатационных характеристик вследствие ненадлежащего хранения или эксплуатации

 

Окончание таблицы 4

     
Использование государственной собственности в целях получения прибыли Прибыльность Прибыльность использования имущества в сравнении с аналогичными случаями для данного вида имущества, периода времени, отрасли и региона.
Соответствие затрат получаемым результатам Разница в объемах использованных средств на получение аналогичных результатов данной и иными организациями
  Разница в объемах использованных средств на получение аналогичных результатов данной организацией в разные периоды времени в сопоставимых условиях
  Дополнительные средства, которые могли бы быть получены при более эффективном использовании имущества
Полнота и отсутствие избыточности в использовании имущества Отсутствие или наличие и величина неиспользования имущества
Отсутствие или наличие и величина неполного обеспечения государственным имуществом выполнения целевых задач и функций (связанное с отвлечением имущества в целях получения прибыли)
Обеспечение сохранности имущества Отсутствие или наличие и величина утраты имущества, приведения его в негодность, снижения эксплуатационных характеристик вследствие ненадлежащего хранения или эксплуатации

Рекомендуемая литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2, 3, 4. М.: Юрайт-Издат, 2011.

2. Федеральный закон РФ «О государственном земельном кадастре № 28-ФЗ от 02.01.2000.

3. Федеральный закон РФ «О приватизации государственного и муниципального имущества» № 178-ФЗ от 21.12.01.

4. Федеральный закон РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» № 161-ФЗ от 14.11.02.

5. Федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96 (в ред. от 28.12.02).

6. Федеральный закон РФ «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» № 74-ФЗ от 16.05.95.

7. Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по усилению контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ» № 104 от 03.02.2000.

8. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления акционерных обществ» № 1116 от 04.10.99.

9. Постановление Правительства Российской Федерации «О создании реестра показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности» № 23 от 11.01.2000.

10. Постановление Правительства Российской Федерации «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» № 409 от 12.06.02.

11. Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» № 234 от 16.03.2000.

12. Постановление Правительства Санкт-Петербурга «Об эффективности использования объектов недвижимости в административных районах Санкт-Петербурга» № 38 от 18.06.01.

13. Абрамова А. В. Муниципальная казна и основы управления объектами муниципальной недвижимости // Строительный комплекс: экономика, управление и инвестиции: Тр. Всерос. конф. Челябинск: «Библиотека А. Миллера», 2007.

14. Блохин А. А. Кризис системы собственности в Российской экономике // Проблемы прогнозирования. 2009. № 1.

15. Васильева Н. В. Жилищная сфера крупного города: проблемы управления и стратегия развития. СПб.: СПбГИЭУ, 2002.

16. Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р. Современная экономическая энциклопедия. СПб.: Изд-во «Лань», 2010.

17. Грибовский С. В. Оценка доходной недвижимости. СПб.: Питер, 2009.

18. Жуков Л. М. Проблемы финансирования инвестиций в России // Экономика строительства. № 1. 2008.

19. Краснянский Л. Н. Повышение инвестиционной активности в городском строительстве (состояние, проблемы, пути решения). М.: ЗАО «Издательство экономика», 2009.

20. Львов Д. С. Экономика развития. М.: Экономика, 2006.

21. Максимов С. Н. Основы предпринимательской деятельности на рынке недвижимости. СПб.: Питер, 2000.

22. Половинкин П. Д., Савченко А. В. Основы управления государственной собственностью в России: проблемы теории и практики. М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2008.

23. Премчанд А. Управление государственными расходами. Вашингтон: Международный валютный фонд, 1994.

24. Радыгин А. Д., Мальгинов Г. Н. Государственная собственность в российских корпорациях: проблемы эффективности управления и задачи государственного регулирования: Ин-т экономики переходного периода. М., 2001.

25. Смирнова И.В. Управление имуществом мегаполиса: проблемы и развитие. – СПб.: СПбГИЭУ, 2004. – 248 с.

26. Смирнова И. В. Экономика недвижимости: Учеб. пособие. СПб.: СПбГИЭУ, 2008.

27. Суханов Е. Общие положения о праве собственности и других вещных правах. МГУ, 2010.

28. Тарасевич Е. И. Анализ инвестиций в недвижимость / МКС. СПб., 2008.

29. Тарасевич Е. И. Финансирование инвестиций в недвижимость. СПб.: СПбГТУ, 2007.

30. Управление государственной собственностью: Учебник / Под ред. В. И. Кошкина. М.: ЭКМОС, 2008.


Терминологический словарь

Автономия — право руководствоваться собственными нормами и правилами в определенных, установленных государством пределах;

Административная комиссия — орган местной администрации, осуществляющий рассмотрение споров между участниками муниципального управления, обладающий правом наложения мер административной ответственности за нарушения правил в сфере местного самоуправления;

Администрация — органы исполнительной власти, должностные лица государства, местного самоуправления;

Бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;

Бюджетное регулирование — процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, с учетом государственных минимальных социальных стандартов;

Бюджетная система Российской Федерации — основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Глава муниципального образования — выборное должностное лицо местного самоуправления, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования;

Государственный внебюджетный фонд — форма накопления и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;

Градостроительная деятельность, градостроительство —деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строи­тельства и реконструкции объектов недвижимости с учетом инте­ресов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, при­родных особенностей указанных территорий и поселений;

Дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами;

Договор (контракт) на исполнение муниципального заказа — соглашение, заключаемое между заказчиком и исполнителем об установлении, изменении или прекращении их прав, обязанностей и ответственности в процессе исполнения муниципального заказа;

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

Заказчик муниципального заказа — орган местного самоуправления, осуществляющий функции по закупке товаров, работ, услуг на основе муниципального заказа и выступающий в отношениях, связанных с торгами, как организатор торгов;

Исполнитель (поставщик, подрядчик) муниципального заказа — гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, или юридическое лицо, заключившие договор (контракт) на исполнение муниципального заказа;

Местная казна — средства местного бюджета, а также иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями;

Местные налоги и сборы — налоги и сборы, устанавливаемые представительными органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с федеральными законами;

Муниципалитет — в муниципальном праве европейских государств — единица социально-территориальной структуры общества, обычно город и прилегающие к нему местности, охваченные единой системой управления. В муниципальном праве России обычно применяется понятие «муниципальное образование»;

Муниципальное предприятие — предприятие, находящееся в муниципальной собственности и используемое как инструмент экономической деятельности органов местного самоуправления. Имущество муниципального предприятия или вклад органа местного самоуправления в предприятие смешанной формы собственности образуется за счет ассигнований из средств соответствующего местного бюджета или вкладов других муниципальных предприятий, полученных доходов, других законных источников и находится в собственности муниципальных образований;

Муниципальная собственность — собственность муниципального образования (средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли, природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество);

Органы местного самоуправления — выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти;

Торги — состязательная процедура в форме открытого или закрытого конкурса, предусматривающая выбор исполнителя муниципального заказа;

Фонд финансовой поддержки муниципальных образований — денежные средства, образуемые в бюджете субъекта Российской Федерации для оказания финансовой помощи муниципальным образованиям и распределяемые в соответствии с фиксированной формулой.


[1] Конституция Российской Федерации


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.