Профессиональная игра «Подарок» — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Профессиональная игра «Подарок»

2017-12-10 174
Профессиональная игра «Подарок» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вданном игровом упражнении несколько необычным образом специ­ально организуется обсуждение некоторых особенностей конкретной рас­сматриваемой профессии, что позволяет участникам лучше осознать спе­цифические моменты данной профессиональной деятельности.

Инструкция: «Представьте, что у нас есть общий друг, который при­гласил всех на свой день рождения, Отказаться и не пойти никак нельзя. В течении 30 секунд каждый должен придумать, какой он сделает подарок своему другу». При этом важно выполнить 3 условия:

1.Подарок должен содержать намек на его профессию;

2.Подарок должен быть с «изюминкой «, т.е. веселым, необычным (пред­лагается, что друг - это человек с юмором, который может даже обидеться, если ему подарят что-то обычное, как бы откупиться).

3. Подарок должен быть доступен по цене. Вместе с группой ведущий определяет, что это за воображаемый друг. Определяется, мужчина это или женщина, примерный возраст и обязательно, какая у него (у нее) профес­сия.

Когда называется подарок, ведущий или любой участник могут зада­вать уточняющие вопросы. Например, какое отношение имеет подарок к профессии друга, сколько подарок будет стоить и т. п. такие вопросы игра­ют дополнительную активизирующую роль, поскольку заставляют участ­ников более ответственно и обосновано предлагать свои варианты подар­ков. Обосновывая свои варианты подарков, игрок вынужден соотносить с особенностями рассматриваемой профессии и таким образом фактически раскрывать наиболее интересные элементы данного профессионального труда. В конце игры определяется, чьи подарки оказались наиболее интерес­ными.

Игра «Стажеры-инопланетяне»

Игра служит для знакомства учащихся 7-х—9-х клас­сов (а в более усложненном варианте — и для учащихся 10-х— 11-х классов) с основными структурными подраз­делениями различных предприятий и организаций, а также для выработки умения соотносить качества работ­ника с требованиями профессий. По времени методика занимает около урока. Для игры требуется обычная клас­сная доска. Общий порядок проведения методики следу­ющий.

1. Еще до того как будет объявлено название игры, сле­дует выбрать двух добровольцев на главные роли.

2. Далее оглашается название игры и классу предлага­ется примерно следующая инструкция: «Планета Земля недавно установила контакт с другой цивилизацией. На­чался период интенсивного изучения друг друга: наши специалисты летают на новую планету, а оттуда летят спе­циалисты к нам. Вот два специалиста-инопланетянина, изучающие профессиональный труд, прибывают на одно типичное земное предприятие (в организацию), чтобы не только понаблюдать за работой различных профессиона­лов, но, по возможности, самим попробовать некоторые земные профессии на себе, как бы «постажироваться». Посмотрим, насколько это получится у наших гостей из космоса. В роли инопланетян будут два наших доброволь­ца, а все остальные — в роли руководителей различных служб предприятия, профиль которого мы еще определим чуть позже поточнее».

3. После этого все вместе (и руководители, и инопла­нетяне) уточняют, какое предприятие (или какую фирму) они хотели бы рассмотреть в нашей игре. Ведущий выпи­сывает название этого предприятия на доске и обязатель­но уточняет, что именно производит это предприятие или что делает данная фирма.

Далее все вместе определяют, какие основные служ­бы имеются на данном предприятии. Ведущий может под­сказать учащимся типичные подразделения, которые, как правило, имеются на самых разных предприятиях: дирек­ция, планово-экономический отдел, бухгалтерия, отдел кадров, отдел сбыта и снабжения, транспортная служба. охрана и т. п1. В зависимости от профиля организации мо­гут быть выделены: вычислительный центр, конструктор­ские отделы, конкретные производственные цехи и участ­ки, а также склады, столовые, рекламные службы, адми­нистративно-хозяйственные службы, пожарная охрана и даже социально-психологические подразделения. Веду­щий выписывает 10—15 таких подразделений на доске (см. пример в табл.). Можно также отдельно предста­вить основные структуры предприятия в виде несложной схемы, но на доске при этом основные подразделения (и соответствующие профессии) обязательно должны быть представлены в виде перечня. Следует помнить, что из-за ограниченного времени просто невозможно выписать все возможные службы, поэтому выписывается лишь то, что как-то заинтересует учащихся.

Только после этого двум главным игрокам (иноплане­тянам) предлагается выйти на 2—3 минуты в коридор и представить свой облик, который по условию игры дол­жен сильно отличаться от облика жителей нашей плане­ты. При этом рост инопланетян не должен превышать трех метров, а вес — пятисот килограммов. Придумав свой облик, игроки должны будут затем быстро нарисовать его на доске и кратко прокомментировать некоторые свои особенности (особые достоинства и обязательно какие-то недостатки).

5. Пока инопланетяне готовятся в коридоре, ведущий с оставшимися игроками тренируется, как можно было бы определять готовность различных инопланетных су­ществ для работы по земным профессиям. Для этого он быстро рисует на доске какое-то необычное существо и предлагает кому-то из учащихся представить себя на месте начальника одной из выписанных на доске служб нашего предприятия и сказать, сможет ли такое существо успеш­но трудиться в его службе или нет и попытаться объяс­нить, почему он так считает. Поскольку все прекрасно по­нимают условность игры, то более важной является имен­но идея необычного существа, что не требует от ведущего

ú Например, при проведении игры с учащимися, ориентированными на профессии нефтегазовой отрасли, следует рассмотреть типичную ор­ганизацию по добыче нефти и газа с соответствующими профессиями, если рассматривается предприятие по производству автомобилей, то соответственно рассматриваются подразделения и профессии этой организации и т. п выступать в роли «художника», пытающегося изобразить что-то выдающееся (важна идея, пусть даже выполненная несколько неаккуратно).

6. Далее приглашаются инопланетяне, быстро рисуют свое изображение на доске, кратко комментируют то, что нельзя было отобразить на рисунке, а также отвечают на уточняющие вопросы. Ведущий должен проследить за тем, чтобы таких вопросов было немного, иначе игра пре­вратится в сплошную «пресс-конференцию».

7. После этого учащиеся в классе начинают высказы­ваться о пригодности таких стажеров-инопланетян к ра­боте по земным профессиям. Порядок высказывания следующий: учащийся просит слова (поднимает руку, как это часто делается и на «взрослых» производствен­ных совещаниях); называет своё подразделение (он выбирает его самостоятельно из перечня; выписанного на доске); говорит, смогут или не смогут инопланетяне ра­ботать по типичной для данного подразделения профес­сии и обязательно объясняет, почему он так считает. Вы­сказывания инопланетян отмечаются на доске напротив конкретных подразделений (например, если, по мнению самих инопланетян, они не подходят для данной профес­сии, то ставится «минус», если подходят — «плюс», а если мнение неопределенное — «знак вопроса»). Далее поэтому поводу кратко могут высказываться и остальные игроки (насколько они согласны с доводами только что выступившего «руководителя»). Только потом, в завер­шение могут кратко высказаться и основные игроки (смогут они работать в качестве стажеров по рассматри­ваемой профессии или нет и почему). Высказывания школьников также отмечаются на доске в другой коло-ночке, размещенной рядышком («плюсы», «минусы» и «вопросы»). Может высказываться и сам ведущий, кор­ректируя ошибочные представления учащихся, но если их мнения и обоснования окажутся в основном верны­ми, то ведущему лучше помолчать. Мнение ведущего также отмечается в отдельной колоночке на доске, на­против каждого рассматриваемого подразделения (см.пример — в табл.)

Пример заполненной таблицы для игры «Стажеры-инопланетяне».

Обозначения: «плюсы» — инопланетяне подходят для данной работы, «минусы» — не подходят, «вопросы» — неопределенное мнение

 

Подразделения и профессии автомобильного завода Мнения инопланетян Мнения класса Мнение ведущего игры
Цех сборки автомобилей + +,+,+,-,- ?
Испытательный полигон +,? +,+,+ +
Отдел технического контроля + + +
Планово-экономический отдел + + +
Администрация предприятия -,? -,-,? ?
Бухгалтерия + +,- +
Охранное подразделение + +,+,? +
Столовая -,? ?,-,-,-,- -

8. Разобравшись с одной профессией, ведущий пред­лагает перейти к другому подразделению и также просит кого-нибудь выступить в роли «руководителя» и т. д. Обычно за урок удается рассмотреть около 7—10 профес­сий, что не так уж и мало, ведь в игре преследуется цель не только познакомить учащихся с подразделениями пред­приятия и типичными профессиями, но и научить их са­мостоятельно соотносить возможности работника с этими профессиями. Необычная игровая инструкция, а главное, использование необычных «возможностей» привносят в занятие дополнительный интерес и интригу. Поэтому, если в ходе игры будут возникать шутки и смех, следует отнестись к ним с пониманием, ведь сама игра провоци­рует воображение. Спокойнее надо относиться и к ситуа­ции, когда главные игроки (инопланетяне), «хохмы ради» изобразят на доске несколько нелепое существо, посколь­ку вполне может оказаться, что и для него подойдут неко­торые профессии. Естественно, все эти шутки должны касаться представленных образов инопланетян и существующих земных профессий, но не должны быть направлены на личности самих главных участников, а ведущий дол­жен обязательно следить за этим.

ú Поскольку мнения могут быть разные, то обозначаются все оценки тех, кто высказывает свое мнение при обсуждении готовности инопла­нетян работать в данном подразделении.

Одним из сложных моментов игры может оказаться ситуация, когда учащиеся проявят некоторую пассив­ность и не будут стремиться выступать в роли «руководи­телей» подразделений. Ведущий может использовать для предотвращения этого примерно следующие приемы. Уважительно обращаться к конкретным учащимся по именам и отчествам, например, «а что нам скажет Иван Иваныч, начальник транспортного цеха?». Не «застре­вать» на каком-то подразделении, если оно не вызывает интереса у учащихся. Если ведущий все-таки считает, что данное подразделение обязательно надо обсудить, то он сам может выступить в роли «временного руководителя (ВРИО)» и т. п.

Наконец, определяется в целом, удачной будет «стажи­ровка» инопланетян или нет, то есть смогут ли они попро­бовать свои силы по большинству профессий данного предприятия. Часто обнаруживается, что даже иноплане­тяне (сильно отличающиеся от обычных людей) все-таки «профпригодны» для многих земных профессий. Такая игра для кого-то из участников может оказаться «вдохнов­ляющим» условием для выбора тех профессий, по кото­рым у него могут быть сомнения в своей пригодности ра­ботать по данной профессии. А у кого-то такая игра помо­жет скорректировать представления о характере самой работы и требованиях к работнику.

Игра «Три судьбы»

Смысл игры — помочь старшеклассникам разобрать­ся, в чем могут быть основные смыслы трудовой жизни применительно к различным стереотипам людей. Если сказать немного проще, то помочь разобраться, чем прин­ципиально различаются стереотипы труженика, лентяя, бездарности и др.

Игра может проводиться как с классом, так и с под­группой. Время — около 30—45 минут. Основные проце­дурные этапы следующие.

1. С самого начала, еще до объявления названия игры, необходимо выбрать трех добровольцев на главные роли.

2. Общая инструкция: «Представьте, что дело происхо­дит в школе будущего, где-то в середине следующего сто­летия. К нам на диспут о смысле жизни приглашены три уважаемых человека-ветерана, каждый из которых в кон­це 90-х годов XX столетия закончил среднюю школу и прожил потом интересную жизнь, «дотянув» до нашего
времени. Каждому из приглашенных где-то около 70 лет. Но гости наши необычные (в школе будущего много чего необычно): мы решили пригласить разных по своим жизненным ориентациям людей. Первый — это труженик, уверенный, что только в честном труде заключается на­стоящее счастье. Второй — «выдающийся лентяй», считающий, что работать должны только дураки. Третий — «уди­вительная бездарность», убежденная, что высшее счастье — заниматься таким делом и сидеть на таких постах, которым ты явно не соответствуешь (и пусть перед тобой тре­пещут более умные и более достойные...), то есть как в бизнесе — выгодно продавать себя, даже тогда, когда ты гроша ломаного не стоишь... Но вот загадка, мы не будем знать, кто из наших гостей кем является. Сейчас они вый­дут в коридор и сами решат, кто какую роль на себя возь­мет (при этом они могут вообще играть одну и ту же роль...). Мы за это время попробуем придумать для на­ших гостей интересные вопросы, чтобы лучше понять этих людей, действительно ли они счастливы, а потом по­стараемся угадать, какие роли они играли».

3. Главные игроки примерно на 3—4 минуты отправля­ются в коридор, чтобы разобраться с игровыми ролями и продумать основные этапы своей жизни, а ведущий пред­лагает оставшимся придумать по 2—3 душещипательных

ú Сразу может оказаться, что желающие не объявятся, даже тогда, когда
по многим признакам видно, что учащиеся хотели бы «поиграть». Есть
простые приемы, позволяющие решить эту проблему. Например, ве­дущий может просто сказать, что если через 3 (через 5) секунды добро­вольцев не будет, то игры не получится и придется заняться чем-то другим. Обычно на последней секунде появляется даже больше жела­ющих, чем требуется. Или другой прием: опытный педагог сразу уви­дит, кто хочет быть главным игроком, но еще не «созрел» окончатель­но, чтобы заявить об этом. Иногда достаточно легкого кивка головой такому учащемуся, чтобы тот смело вышел для участия в игре.

ú Возможны разные варианты использования данного правила. Напри­мер, ведущий может сам раздать карточки участникам с указанием их ролей, может вообще не задавать ролей, а может в присутствии всего класса предложить игрокам самим распределить эти три роли вопроса, касающихся не только профессиональной дея­тельности, но и их личной, семейной жизни, досуга и всего, из чего складывается жизнь.

4. Когда ведущий пойдет в коридор приглашать глав­ных игроков в класс, он должен спросить у них (еще в ко­ридоре), какие роли (стереотипы) каждый из них собира­ется представлять.

5. Главные игроки приглашаются в класс, усаживаются на «почетные места», и им предлагается по очереди кратко (за 3—4 минуты) рассказать об основных этапах прожитых
жизней.

6. После того как все главные игроки кратко расскажут о своих судьбах, ведущий предлагает начать пресс-конфе­ренцию, то есть предлагает остальным учащимся задавать
краткие вопросы и получать на них краткие ответы. Что­бы обращение к гостям было более уважительным, можно каждого из них попросить представиться — обязательно
по имени и отчеству. Может оказаться так, что на каком-то этапе вопросы иссякнут и тогда, чтобы поддержать ин­терес к игре, сам ведущий должен задать один-два инте­ресных вопроса. Но для этого он должен подготовить та­кие вопросы заранее... Может оказаться, что все вопросы будут адресованы только одному (самому интересному) иг­року. В этом случае ведущий также должен сам задать во­прос тому, о ком вроде бы и «позабыть успели», переклю­чив таким образом внимание класса и на других «гостей».

7. Примерно за 15—20 минут до конца занятия пресс-конференция прекращается, гостей благодарят и им предлагается занять свои места в классе, чтобы участ­вовать в общем обсуждении.

8. Обсуждение организуется следующим образом. Сна­чала ведущий может спросить у всех присутствующих, кто из «гостей» показался более счастливым и почему. При этом мнения могут быть очень разными. Далее можно по­ интересоваться, у кого какие роли (стереотипы) получи­лись и соотнести их с теми ролями, которые планирова­лись самими игроками (еще в коридоре).

10. Прокомментировать табл. 6 можно следующим обра­зом. Выделяется только два основных критерия: 1) жела­ние хорошо делать конкретное дело; 2) способность хорошо его делать (чем меньше таких критериев, тем по­нятнее, о чем идет речь). Труженик (настоящий, а не ка­рикатурный) — это человек, который умеет и мечтать, и реализовывать свои мечты. Лентяй (по определению) — это тот, кто не хочет, не способен по-настоящему мечтать, хотя способности у него могут и быть. В этом смысле лен­тяй близок к дураку: мог сделать что-то значительное, но Опыт показывает, что до данного этапа игра проводит­ся без особых затруднений, а все сложности начинаются именно на этапе обсуждения. Главная трудность — кого же считать настоящим тружеником, лентяем и бездарностью. При всей внешней легкости и очевидности их различения на «интуитивном» уровне сказать об этом внятно, понятно и просто получается далеко не у всех, да­же у взрослых... 9. Чтобы разобраться, кому какие роли удалось (или неудалось) сыграть на самом деле, ведущий может задать классу вопрос: «А чем вообще принципиально различают­ся труженик, лентяй и бездарность (безотносительно к на­шей игре: в чем их различие вообще)? Если мы вообще сможем их различить, то это поможет нам разобраться и
с нашими игроками». На доске ведущий выписывает критерии различе­ния этих стереотипов, предлагаемые школьниками, но сам пока никак их не комментирует и свои
критерии не называет. Единственное, о чем должен на­помнить ведущий игрокам, — это о том, что критерий раз­личения не должен быть применим ко всем рассматривае­мым стереотипам, например, если какое-то качество есть у труженика, то либо у лентяя, либо у бездарности его быть не должно, иначе все оказываются одинаковыми, без
различия... При этом сами учащиеся могут высказывать сомнения в том, что выписанные на доске критерии дей­ствительно позволяют различать труженика, лентяя и без­дарность. Очень часто в таких спорах участники игры сильно запутываются и в группе наступает некоторая рас­терянность (это особенно ощущается, когда игра прово­дится не в спешке, а при наличии резервного времени).

11. Когда группа явно растеряется, ведущий может предложить свои критерии различения труженика, лентяя и бездарности. Для этого он использует уже нарисован­ную на доске таблицу (табл., нижняя часть).

Прокомментировать таблицу можно следующим образом. Выделяется только два основных критерия: 1) желание хорошо делать конкретное дело; 2) способность хорошо его делать (чем меньше таких критериев, тем понятнее, о чём идёт речь). Труженик (настоящий, а не карикатурный) – это человек, который умеет и мечтать, и реализовывать свои мечты. Лентяй (по определению) – это тот, кто хочет, не способен по настоящему мечтать, хотя способности у него могут и быть. В этом смысле лентяй близок к дураку: мог сделать что-то значительное, но не захотел, не сумел использовать свои возможности (луч­ший пример — алкоголики, любимая тема разговоров у которых — «вот какой я был — молодец, герой, супер­мен — раньше», «вот если бы я раньше захотел»...). Без­дарность — это тот, кто может и очень даже хочет, но со­вершенно не способен... (бездарность при этом может быть большим начальником и даже президентом). Бездар­ность способна пробраться на престижную работу, но са­му работу она делать не умеет, потому и — «бездарность». Для логической полноты можно выделить и такой сте­реотип, который и мечтать о значительном не способен (разрушенная мотивационная сфера), и делать толком ни­чего не умеет (разрушенная операциональная сфера) — это скорее всего больной человек, над которым просто грешно смеяться. И наконец, такой стереотип, который мечтает скромно и, главное, способен осуществлять свои скромные мечты, но не более того: он «свое место зна­ет» — это обычный, нормальный человек, у которого все как у людей (потому и — «норма»...).

Стереотип «нормального человека» как раз и интере­сен тем, что по сравнению с «настоящим тружеником» он близок к «стандарту», к однозначно понимаемому счастью. Суть «нормального человека» в том, что он не способен на жизненное творчество и строит свое счастье по уже прото­ренной кем-то дорожке...

В данной игре не стоит слишком сильно акцентиро­вать внимание на стереотипе «нормального человека», по­скольку это может быть неприятно многим подросткам, которые и планируют свои перспективы, исходя из суще­ствующих «норм» и «стандартов», ловко рекламируемых современными средствами массовой информации. Смысл обращения к данному стереотипу — как бы между прочим сравнить стереотип «нормального человека» с другими ва­риантами построения своего жизненного и профессио­нального пути в расчете на то, что, может быть, хотя бы у из подростков со временем появится желание прожить свою жизнь действительно творчески... Игра как бы ука­зывает принципиальную возможность построения иного, не «стандартизированного» счастья.

Кто же по-настоящему счастлив из выделенных стере­отипов? Если за критерий счастья взять степень соответ­ствия того, что человек способен хотеть, и того, что о способен достичь, то счастливыми должны быть труже­ник, как это ни удивительно — больной человек, если его хотя бы не обижать, ведь очень многого ему не надо (веро­ятно, из зависти к их простому счастью больных очень любят обижать недалекие люди...), а также счастливым должен быть нормальный человек, так как «звезд с неба» он не хватает, да и не нужны ему эти «звезды»(для нормаль­ного предел мечтаний — это машина, дача, семья, вещи и, конечно же, поездка в Америку...). А вот несчастными должны быть лентяи (к своему несчастью, они часто бы­вают неглупыми и рано или поздно осознают, что прожи­ли жизнь пустую), а также бездарности (даже на высоких постах бездарность чувствует, что ничего у нее не получа­ется, если, конечно, такая бездарность еще не вошла в полный маразм или не превратилась в откровенно боль­ную личность, но это уже другой случай...)


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.