Тема: Формирование профессиональной направленности — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Тема: Формирование профессиональной направленности

2017-12-10 133
Тема: Формирование профессиональной направленности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Профессиональная ориентация, выбор профессии, выбор конкретного вида деятельности, проблема вечная, она существует столько же, сколько существует разделение труда в обществе, Ни одно поколение никогда не уходило от вопроса «Кем быть?» и решало свое профессиональное самооп­ределение на разных уровнях, руководствуясь различными мотивами.

Практический опыт и научные исследования показывают, насколько сложным является процесс выбора профессии. Поиски призвания отнима­ют у человека много времени и не всегда приводят к успешному решению. Каждый ищет по-своему, методом проб и ошибок, а порой и путем доказа­тельства от противного. Многие вообще не осознают необходимости и важ­ности самоопределения в жизни. Отсюда поздние раскаяния, неудачи, рас­терянность и душевные кризисы. Человек, сориентированный в мире профессии, обладающий коммуни­кативными навыками и элементами делового общения, успешно ориенти­руется в нашей сложной нестабильной обстановке, ему легче избежать стрес­са, переносить неудачи.

Классный час

Задание 1

Частота пульса у нетренированного взрослого человека колеблется в норме от 60 до 90 ударов в минуту. Измерьте свой пульс в состоянии покоя (41-60 уд/мин- отличный результат; 61-74- хороший; 75-90- удовлетвори­тельный; более 90- неудовлетворительный, следует обратиться к врачам).

Задание 2

Известный врач Н.А. Амосов для оценки физического состояния реко­мендует пробу с приседанием. Стоя (ноги вместе) сосчитать пульс за 30 секунд. Затем в медленном темпе сделать 20 приседаний, поднимая вперед и сохраняя туловище прямым. После снова подсчитайте пульс. Увеличение менее 25% - отличное состояние организма, 25-50% - удовлетворительной, на 75% и более - неудовлетворительный.

По своему влиянию на организм все профессии можно разделить на 6 групп:

1. Профессии, в условиях которых полностью отсутствуют неблагоп­риятный производственные факторы (продавец промтоваров, оператор ЭВМ, менеджер, художник-модельер). Рекомендовать их можно почти всем, име­ющим склонность и способность.

2. Профессии отличает не постоянное или умеренное воздействие не­
благоприятного фактора, например повышенной или пониженной влажно­сти. Эти профессии (повар, продавец овощного магазина) могут быть ре­комендованы тем, у кого хорошо развиты терморегуляция, органы дыхания и сердечно-сосудистая система . Профессии с воздействием нескольких неблагоприятных факторов (ткачиха - повышенная температура воздуха, запыленность, постоянный шум). Эти профессии не могут быть рекомендованы лицам с заболевания­ми сердечно-сосудистой системы, дыхания, органов слуха.

3. Профессия с тяжелыми и вредными условиями труда (сталевар, шах­
тер, водолаз). К работе по ним допускаются только лица, достигшие 18 лет с очень высоким индексом физического состояния.

4. Профессии, деятельность по которым проходит в обычных условиях,
но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работ­ника. Чтобы исключить возможность заражения детей, продуктов питания к контакту с ними не допускаются бациллоносители или с хроническими инфекциями (воспитатель детского сада, кондитер, фармацевт).

5.Профессии, требующие повышенной напряженности работы определенных органов. Если эти органы недостаточно выносливы у человека, то такая деятельность ему противопоказана (нарушения органов зрения - чертежник, сборщик часов и микросхем; органов слуха - стеногра­фистка, автослесарь; органов обоняния - повар).

Домашнее задание:

Обратите внимание, какие ощущения у вас возникают после поднятия на 4 этаж: легко дышится, нет неприятных ощущений - хорошая физичес­кая подготовленность; одышка на 4 этаже - средняя: на 3 этаже - плохая.

В заключение занятия с учащимися проводится профориентационная игра «Подарок» и опросник КОС.

Игра «Три судьбы»

Смысл игры — помочь старшеклассникам разобрать­ся, в чем могут быть основные смыслы трудовой жизни применительно к различным стереотипам людей. Если сказать немного проще, то помочь разобраться, чем прин­ципиально различаются стереотипы труженика, лентяя, бездарности и др.

Игра может проводиться как с классом, так и с под­группой. Время — около 30—45 минут. Основные проце­дурные этапы следующие.

1. С самого начала, еще до объявления названия игры, необходимо выбрать трех добровольцев на главные роли.

2. Общая инструкция: «Представьте, что дело происхо­дит в школе будущего, где-то в середине следующего сто­летия. К нам на диспут о смысле жизни приглашены три уважаемых человека-ветерана, каждый из которых в кон­це 90-х годов XX столетия закончил среднюю школу и прожил потом интересную жизнь, «дотянув» до нашего
времени. Каждому из приглашенных где-то около 70 лет. Но гости наши необычные (в школе будущего много чего необычно): мы решили пригласить разных по своим жизненным ориентациям людей. Первый — это труженик, уверенный, что только в честном труде заключается на­стоящее счастье. Второй — «выдающийся лентяй», считающий, что работать должны только дураки. Третий — «уди­вительная бездарность», убежденная, что высшее счастье — заниматься таким делом и сидеть на таких постах, которым ты явно не соответствуешь (и пусть перед тобой тре­пещут более умные и более достойные...), то есть как в бизнесе — выгодно продавать себя, даже тогда, когда ты гроша ломаного не стоишь... Но вот загадка, мы не будем знать, кто из наших гостей кем является. Сейчас они вый­дут в коридор и сами решат, кто какую роль на себя возь­мет (при этом они могут вообще играть одну и ту же роль...). Мы за это время попробуем придумать для на­ших гостей интересные вопросы, чтобы лучше понять этих людей, действительно ли они счастливы, а потом по­стараемся угадать, какие роли они играли».

3. Главные игроки примерно на 3—4 минуты отправля­ются в коридор, чтобы разобраться с игровыми ролями и продумать основные этапы своей жизни, а ведущий пред­лагает оставшимся придумать по 2—3 душещипательных

ú Сразу может оказаться, что желающие не объявятся, даже тогда, когда
по многим признакам видно, что учащиеся хотели бы «поиграть». Есть
простые приемы, позволяющие решить эту проблему. Например, ве­дущий может просто сказать, что если через 3 (через 5) секунды добро­вольцев не будет, то игры не получится и придется заняться чем-то другим. Обычно на последней секунде появляется даже больше жела­ющих, чем требуется. Или другой прием: опытный педагог сразу уви­дит, кто хочет быть главным игроком, но еще не «созрел» окончатель­но, чтобы заявить об этом. Иногда достаточно легкого кивка головой такому учащемуся, чтобы тот смело вышел для участия в игре.

ú Возможны разные варианты использования данного правила. Напри­мер, ведущий может сам раздать карточки участникам с указанием их ролей, может вообще не задавать ролей, а может в присутствии всего класса предложить игрокам самим распределить эти три роли вопроса, касающихся не только профессиональной дея­тельности, но и их личной, семейной жизни, досуга и всего, из чего складывается жизнь.

4. Когда ведущий пойдет в коридор приглашать глав­ных игроков в класс, он должен спросить у них (еще в ко­ридоре), какие роли (стереотипы) каждый из них собира­ется представлять.

5. Главные игроки приглашаются в класс, усаживаются на «почетные места», и им предлагается по очереди кратко (за 3—4 минуты) рассказать об основных этапах прожитых
жизней.

6. После того как все главные игроки кратко расскажут о своих судьбах, ведущий предлагает начать пресс-конфе­ренцию, то есть предлагает остальным учащимся задавать
краткие вопросы и получать на них краткие ответы. Что­бы обращение к гостям было более уважительным, можно каждого из них попросить представиться — обязательно
по имени и отчеству. Может оказаться так, что на каком-то этапе вопросы иссякнут и тогда, чтобы поддержать ин­терес к игре, сам ведущий должен задать один-два инте­ресных вопроса. Но для этого он должен подготовить та­кие вопросы заранее... Может оказаться, что все вопросы будут адресованы только одному (самому интересному) иг­року. В этом случае ведущий также должен сам задать во­прос тому, о ком вроде бы и «позабыть успели», переклю­чив таким образом внимание класса и на других «гостей».

7. Примерно за 15—20 минут до конца занятия пресс-конференция прекращается, гостей благодарят и им предлагается занять свои места в классе, чтобы участ­вовать в общем обсуждении.

8. Обсуждение организуется следующим образом. Сна­чала ведущий может спросить у всех присутствующих, кто из «гостей» показался более счастливым и почему. При этом мнения могут быть очень разными. Далее можно по­ интересоваться, у кого какие роли (стереотипы) получи­лись и соотнести их с теми ролями, которые планирова­лись самими игроками (еще в коридоре).

10. Прокомментировать табл. 6 можно следующим обра­зом. Выделяется только два основных критерия: 1) жела­ние хорошо делать конкретное дело; 2) способность хорошо его делать (чем меньше таких критериев, тем по­нятнее, о чем идет речь). Труженик (настоящий, а не ка­рикатурный) — это человек, который умеет и мечтать, и реализовывать свои мечты. Лентяй (по определению) — это тот, кто не хочет, не способен по-настоящему мечтать, хотя способности у него могут и быть. В этом смысле лен­тяй близок к дураку: мог сделать что-то значительное, но Опыт показывает, что до данного этапа игра проводит­ся без особых затруднений, а все сложности начинаются именно на этапе обсуждения. Главная трудность — кого же считать настоящим тружеником, лентяем и бездарностью. При всей внешней легкости и очевидности их различения на «интуитивном» уровне сказать об этом внятно, понятно и просто получается далеко не у всех, да­же у взрослых... 9. Чтобы разобраться, кому какие роли удалось (или неудалось) сыграть на самом деле, ведущий может задать классу вопрос: «А чем вообще принципиально различают­ся труженик, лентяй и бездарность (безотносительно к на­шей игре: в чем их различие вообще)? Если мы вообще сможем их различить, то это поможет нам разобраться и
с нашими игроками». На доске ведущий выписывает критерии различе­ния этих стереотипов, предлагаемые школьниками, но сам пока никак их не комментирует и свои
критерии не называет. Единственное, о чем должен на­помнить ведущий игрокам, — это о том, что критерий раз­личения не должен быть применим ко всем рассматривае­мым стереотипам, например, если какое-то качество есть у труженика, то либо у лентяя, либо у бездарности его быть не должно, иначе все оказываются одинаковыми, без
различия... При этом сами учащиеся могут высказывать сомнения в том, что выписанные на доске критерии дей­ствительно позволяют различать труженика, лентяя и без­дарность. Очень часто в таких спорах участники игры сильно запутываются и в группе наступает некоторая рас­терянность (это особенно ощущается, когда игра прово­дится не в спешке, а при наличии резервного времени).

11. Когда группа явно растеряется, ведущий может предложить свои критерии различения труженика, лентяя и бездарности. Для этого он использует уже нарисован­ную на доске таблицу (табл., нижняя часть).

Прокомментировать таблицу можно следующим образом. Выделяется только два основных критерия: 1) желание хорошо делать конкретное дело; 2) способность хорошо его делать (чем меньше таких критериев, тем понятнее, о чём идёт речь). Труженик (настоящий, а не карикатурный) – это человек, который умеет и мечтать, и реализовывать свои мечты. Лентяй (по определению) – это тот, кто хочет, не способен по настоящему мечтать, хотя способности у него могут и быть. В этом смысле лентяй близок к дураку: мог сделать что-то значительное, но не захотел, не сумел использовать свои возможности (луч­ший пример — алкоголики, любимая тема разговоров у которых — «вот какой я был — молодец, герой, супер­мен — раньше», «вот если бы я раньше захотел»...). Без­дарность — это тот, кто может и очень даже хочет, но со­вершенно не способен... (бездарность при этом может быть большим начальником и даже президентом). Бездар­ность способна пробраться на престижную работу, но са­му работу она делать не умеет, потому и — «бездарность». Для логической полноты можно выделить и такой сте­реотип, который и мечтать о значительном не способен (разрушенная мотивационная сфера), и делать толком ни­чего не умеет (разрушенная операциональная сфера) — это скорее всего больной человек, над которым просто грешно смеяться. И наконец, такой стереотип, который мечтает скромно и, главное, способен осуществлять свои скромные мечты, но не более того: он «свое место зна­ет» — это обычный, нормальный человек, у которого все как у людей (потому и — «норма»...).

Стереотип «нормального человека» как раз и интере­сен тем, что по сравнению с «настоящим тружеником» он близок к «стандарту», к однозначно понимаемому счастью. Суть «нормального человека» в том, что он не способен на жизненное творчество и строит свое счастье по уже прото­ренной кем-то дорожке...

В данной игре не стоит слишком сильно акцентиро­вать внимание на стереотипе «нормального человека», по­скольку это может быть неприятно многим подросткам, которые и планируют свои перспективы, исходя из суще­ствующих «норм» и «стандартов», ловко рекламируемых современными средствами массовой информации. Смысл обращения к данному стереотипу — как бы между прочим сравнить стереотип «нормального человека» с другими ва­риантами построения своего жизненного и профессио­нального пути в расчете на то, что, может быть, хотя бы у из подростков со временем появится желание прожить свою жизнь действительно творчески... Игра как бы ука­зывает принципиальную возможность построения иного, не «стандартизированного» счастья.

Кто же по-настоящему счастлив из выделенных стере­отипов? Если за критерий счастья взять степень соответ­ствия того, что человек способен хотеть, и того, что о способен достичь, то счастливыми должны быть труже­ник, как это ни удивительно — больной человек, если его хотя бы не обижать, ведь очень многого ему не надо (веро­ятно, из зависти к их простому счастью больных очень любят обижать недалекие люди...), а также счастливым должен быть нормальный человек, так как «звезд с неба» он не хватает, да и не нужны ему эти «звезды»(для нормаль­ного предел мечтаний — это машина, дача, семья, вещи и, конечно же, поездка в Америку...). А вот несчастными должны быть лентяи (к своему несчастью, они часто бы­вают неглупыми и рано или поздно осознают, что прожи­ли жизнь пустую), а также бездарности (даже на высоких постах бездарность чувствует, что ничего у нее не получа­ется, если, конечно, такая бездарность еще не вошла в полный маразм или не превратилась в откровенно боль­ную личность, но это уже другой случай...)

Игра «Спящий город»

Данная игровая методика предназначена для повыше­ния у участников уровня осознания особенностей трудо­вой деятельности в наиболее престижных на данный мо­мент сферах деятельности с учетом специфики пережива­емого страной периода. Первоначально данная игра была разработана для помощи старшеклассникам в более обо­снованном выборе профиля дальнейшего профессионального обучения в одном частном международном универ­ситете под интересным названием МУСПО...

Игра может быть проведена как с группой в 12— 15 че­ловек, так и с целым классом и рассчитана на учащихся 9-х—11-х классов. Опыт показал, что данная игровая про­цедура может оказаться эффективной и при работе со взрослыми людьми, и даже в работе с профессиональны­ми психологами и профконсультантами. По времени ме­тодика занимает обычно около часа, хотя нередко участ­ники готовы играть и полтора часа.

Игровая процедура построена по принципу традицион­ных деловых игр и включает следующие основные этапы:

1. Общая инструкция: «В некотором городе (если игра проводится в каком-то конкретном российском городе, то лучше сказать: «примерно в таком городе, как ваш...») не­которые злые силы околдовали всех жителей, превратив их в вялых, почти спящих существ. Чтобы разбудить лю­дей, необходимо как-то зажечь в них искру жизни. Для этого требуется предложить жителям простые и понят­ные, но при этом реалистичные программы улучшения их жизни. По условию игры, наш класс (или группа) должен в течение урока разработать такие программы по следую­щим направлениям: 1 — порядок и спокойствие в городе, снижение числа преступлений и правонарушений (юри­дические аспекты); 2 — более совершенное управление городом (мэрская власть, управление); 3 — оживление экономической жизни, повышение благосостояния и за­нятости жителей (экономика в широком смысле); 4 — счастье жителей, помощь в решении семейных, личност­ных проблем, помощь в поиске смысла жизни (психоло­гические аспекты); 5 — здоровье жителей, профилактика заболеваний и извращений, решение экологических проблем (медицина). Сейчас мы разобьемся на команды в соответствии с перечисленными программами, попро­буем составить такие программы и посмотрим далее, что у нас получится, то есть сможет ли мы разбудить жителей города. Но при этом мы должны выполнить важное усло­вие: если хотя бы одна из программ вообще никем не бу­дет разрабатываться, то спящие жители даже слушать нас не захотят, не то, чтобы просыпаться».

ú В зависимости от конкретной ситуации ведущий игры может изменить или дополнить перечень программ. Например, можно рассмотреть и такие программы, как «поголовная компьютеризация жителей», «раз­витие туристического бизнеса», «развитие торговли и сферы услуг», «наука и образование» и др. Важно, чтобы таких программ не оказа­лось слишком много, хотя бы не более 5—7 штук, иначе игра станет слишком громоздкой.

2. Ведущий кратко выписывает на доске названия про­грамм (порядок, управление, экономика, счастье людей, здоровье). Далее он предлагает поднять руки тем участни­кам, которые хотели бы поработать над первой програм­мой (порядок), и выписывает количество желающих на доске. После этого — желающих поработать над второй программой и т. д. Если окажется, что для какой-то про­граммы желающих вообще не найдется, то нужно будет напомнить о том, что в этом случае игры не получится.

3. Далее ведущий рассаживает все команды за отдель­ные столы и дает следующее задание: «В течение 10—15 ми­нут каждая группа должна на листочке определить 5 основ­ных дел для реализации своей программы. Сначала можно выписать не 5, а больше таких дел, но потом в процессе группового обсуждения необходимо оставить только 5 са­мых важных направлений работы. При этом все выделен­ные дела (направления работы) обязательно должны быть реалистичными, то есть необходимо учитывать реальную ситуацию (примерно такую же, как в вашем городе на дан­ный момент...). Желательно, чтобы предлагаемые програм­мы поменьше напоминали то, что предлагают обычно так называемые экономические и политические «лидеры», то есть постарайтесь предложить более толковые програм­мы... После этого каждая группа должна будет опреде­лить, кто из ее участников выступит от имени данной группы (представит разработанную программу) и ответит на вопросы остальных участников игры».

4. Участники приступают к работе. Некоторое время ведущий не вмешивается в обсуждения и лишь отвечает на уточняющие вопросы, а далее все чаще и чаще напоми­нает участникам об истекающем времени и о том, что в каждой группе должен быть выбран докладчик (или два докладчика), который представил бы свой проект про­граммы.

5.Наконец, докладчики от каждой группы представля­ют свои программы и отвечают на вопросы. Чтобы дан­ный этап проходил интереснее, ведущий также должен
быть готов задавать вопросы в случаях, если учащиеся вдруг растеряются и перестанут задавать свои вопросы к докладчикам. Поэтому ведущему предварительно следует заготовить небольшой перечень острых вопросов для каж­дой группы. На данном этапе особенно важно поддержи­вать высокую динамику обсуждения. Опыт проведения данной игры показал, что учащиеся проводят обсуждение достаточно серьезно и заинтересованно. Например, мно­гие программы часто оказывались малореалистичными из-за «проблем с финансированием» или из-за «слабой подготовки кадров»...

6. При подведении общего итога все участники сами должны определить по каждой группе, насколько пред­ложенные программы были продуманными, реалистич­ными, интересными и насколько удалось сделать эти прог­раммы не противоречащими друг другу... Если боль­шинство программ удовлетворяют этим условиям, то можно сказать, что жители города если и не проснутся окончательно, то хотя бы приоткроют глаза и «потянут­ся»...

Эффект данной игры может быть усилен, если по ходу обсуждения снимать высказывания участников на видео­камеру, а после окончания игровой процедуры просмот­реть видеозапись. Но при этом игру должны будут прово­дить уже два человека: ведущий и оператор, а время про­ведения игры (вместе с просмотром записи) может увеличиться до 1,5—2 часов.

Использование видеоаппаратуры позволяет учащимся посмотреть на себя со стороны, оценить, насколько они хорошо осознали особенности профессиональной деяте­льности по обсуждаемой программе, насколько они вооб­ще убедительны и т. д. Нередко использование видео за­ставляет многих участников действовать более ответст­венно (под все видящим и все запоминающим «оком камеры»), хотя может оказаться и так, что кто-то, наобо­рот, захочет покривляться перед видеокамерой... При этом надо быть готовым к тому, что в первые минуты про­смотра видеозаписи учащиеся немного даже «подурачат­ся», ведь сам факт лицезрения себя на экране многих мо­жет удивить и поэтому ведущему следует спокойнее от­нестись к бурному эмоциональному просмотру игры в первые минуты демонстрации видеозаписи. Иногда даже рекомендуется использовать эти записи для повторного просмотра (через определённое время), когда первоначальные эмоции немного поутихнут.

 

Игра «Угадай профессию»

(игра парами в классе и возможности использования в индивидуальной профконсультации)

Цель данного игрового упражнения — познакомить участников со схемой анализа профессий.

Упражнение проводится с классом или группой, а мо­жет быть использовано и в индивидуальной работе. По времени оно занимает около часа. При этом на подготов­ку к игре уходит около 30—40 минут, а на саму игру — 10—15 минут.

Процедура использования схемы анализа профессии в груп­повой игре включает следующие основные этапы:

1. Ведущий просит назвать учащихся в классе (группе) профессию, которую все хорошо знают. Например, про­фессия — таксист.

2. Далее ведущий обращается к классу со следующим заданием: «Представьте, что я «свалился с луны» и ничего не знаю о земных профессиях, хотя по-русски все пони­маю... попробуйте объяснить мне, что это за профессия такая (например — таксист, то есть то, что ранее назвали учащиеся)». Обычно участники игры называют 8—12 ха­рактеристик профессии, которые являются далеко не ис­черпывающими, и сами признаются, что вроде бы и зна­ют, о чем рассказывать, но забыли. Иногда учащиеся про­сят, чтобы им задавали наводящие вопросы. Смысл данного этапа — сформировать желание у учащихся по­знакомиться со схемой, которая позволила бы им, не путаясь, рассказать о любой профессии Ведущий предлагает учащимся записать в свои тет­ради схему анализа профессии. Сразу же, по ходу записи таблицы ведущий показывает, как можно было бы анализировать только что обсуждавшуюся профессию (например, таксист), которая вызвала определенные за­труднения у участников игры. Задача данного этапа — несколько проанализировать профессию (таксист, напри­мер), сколько показать учащимся, что схема на самом деле несложная и с ее помощью вполне можно анализировать различные виды трудовой деятельности. Поэтому не сле­дует на данном этапе много спорить и лучше закончить его как можно побыстрее, чтобы у участников было ощу­щение легкости от использования данной схемы.

3. После первого знакомства со схемой анализа про­фессий все участники разбиваются на пары (в обычном классе многие и так уже сидят парами) и игрокам предла­гается следующее: 1) сначала каждый загадывает конкрет­ную профессию и так, чтобы не видел напарник, выписы­вает ее где-нибудь; 2) каждый игрок «кодирует» загадан­ную профессию с помощью характеристик схемы анализа профессии в свободной колонке на своей таблице; 3) иг­роки обмениваются тетрадями с закодированными про­фессиями; 4) каждый игрок по тетради своего напарника пытается отгадать загаданную (закодированную) профес­сию примерно в течение 5—10 минут и предлагает 3 вари­анта отгадки (если хотя бы один вариант будет правиль­ным или близким к правильному ответу, то считается, что
профессия отгадана).

Если профессия не отгадана и в ходе обсуждения игро­ки в паре выяснят, что значительная часть характеристик профессии названа (закодирована) была неверно, то ви­новатым оказывается тот, кто не смог правильно закоди­ровать профессию.

Схема анализа профессий

(перечень основных характеристики профессий)

Характеристики профессий по группам Место для примера профессии - «таксист» Место для кодирования загаданной профессии
Предмет труда:
1 - животные, растения (природа)    
2 - материалы    
3 - люди (дети, взрослые) Люди  
4 - техника, транспорт техника, транспорт  
5 - знакомые системы (тексты, информация в компьютерах...)    
6 - художественный образ    
Цели труда:
1 - контроль, оценка, диагноз    
2 - преобразовательная    
3 - изобретательная    
4 - транспортирование транспортирование  
5 - обслуживание обслуживание    
6 - собственное развитие    
Средства труда:
1 - ручные и простые приспособления    
2 - механические механические  
3 - автоматические    
4 - функциональные (речь, мимика, зрение, слух...) функциональные  
5 - теоретические (знания, способы, мышления)    
6 - переносные или стационарные средства    
Условия труда:
1 - бытовой микроклимат    
2 - большие помещения с людьми    
3 - обычный производственный цех    
4 - необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность)    
5 - экстремальные условия (риск для жизни и здоровья) Экстремальные  
6 - работа на открытом воздухе    
7 - работа сидя, стоя, в движении Сидя  
8 - домашний кабинет    
Характер общения в труде:
1 - минимальное общение (индивидуальный труд)    
2 - клиенты, посетители Клиенты  
3 - обычный коллектив (одни и те же лица...)    
4 - работа с аудиториями    
5 - выраженная дисциплина, субординация в труде    
Ответственность в труде:
1 - большая зарплата    
2 - льготы      
3 - «соблазны» (возможность брать взятки, воровать...) «Соблазны»  
4 - изысканные отношения, встречи со знаменитостями Встречи со знаменитостями  
5 - частые командировки    
6 - законченный результат труда (можно полюбоваться)    
Типичные трудности:
1 - нервное напряжение нервное напряжение  
2 - профзаболевания профзаболевания  
3 - распространены мат и сквернословие Мат и сквернословие  
4 - возможность оказаться за решёткой (в тюрьме)    
5 - невысокий престиж работы    
Минимальный уровень образования для работы:
1 - без специального образования (после школы)    
2 - начальное профессиональное образование (СПТУ) Начальное профессиональное образование  
3 - среднее профессиональное образование (техникум)    
4 - высшее профессиональное образование (ВУЗ)    
5 - учёная степень (аспирантура, академия...)    

 

Упражнение (схему анализа профессий) можно использовать и в индивидуальной работе как элемент профконсультации. Если школьник обратился к психологу с просьбой уточнить или проверить уже сделанный выбор, то можно предложить ему загадать (закодировать) по схеме уже выбранную профессию, предварительно познакомив учащегося с самой схемой анализа профессий. И тогда профконсультант выступит в роли отгадывающего. Важным в такой работе может оказаться обсуждение профессий, соответствующих характеристикам, которые выписал сам подросток и которые скорее всего, привлекают его больше всего в будущей работе. Такое обсуждение можно использовать для коррекции представлений учащегося о наиболее привлекательной для него профессии.

Если школьник вообще не знает, чего хочет, то профконсультант сначала опять же знакомит его со схемой анализа профессий, затем – предлагает ему выписать наиболее привлекательные для себя характеристики профессии и уже после этого и профконсультант, и подросток на отдельных листочках пытаются написать по 3-5 профессий, соответствующих этим привлекательным характеристикам, то есть, как бы пытаются отгадать закодированную профессию.


«Кто есть кто?»

Смысл игрового упражнения — дать возможность участ­никам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге.

Игра проводится в круге, но возможен вариант прове­дения ее в классе. В игре могут участвовать от 6—8 до 12—15 человек. Время на первое проигрывание — 5—7 минут.

Процедура игрового упражнения следующая:

1. Инструкция: «Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходя­щего для названной профессии)».

Ещё перед началом самой игры ведущий может спро­сить у участников группы, какие профессии для них наи­более интересны и выписать эти профессии (примерно 10—15 штук) на доске, называя впоследствии профессии из этого перечня. Это исключит случаи, когда названная профессия будет никому не интересна, а может, даже и неприятна.

Если игроков немного (6—8 человек), то показывать можно не одной рукой, а двумя (одной рукой — на одного человека, другой — на другого). Для большего количества участников лучше всё это проделывать одной рукой, ина­че будет путаница.

2. Показав рукой на своего товарища, все должны на время замереть, а ведущий сам по очереди подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, то есть чей образ, по мнению большинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии1. Конечно, и са­ми игроки могут сосчитать, сколько рук на них указыва­ют, но по опыту проведения игры, часто оказывается, что без помощи ведущего многие сбиваются.

Если упражнение проводится в классе и учащиеся си­дят на своих местах за партами, то все основные правила сохраняются, а ведущий должен быть готов к несколько большим эмоциям игроков. Однако при таком варианте игры школьникам намного проще сосчитать самим, сколь­ко товарищей на них показывают, ведь в отличие от игры в круге, где все сидят плотно друг с другом, в классе боль­ше простора и меньше ошибок с показыванием и обраще­нием друг к другу.

В целом данное игровое упражнение достаточно прос­тое и с интересом воспринимается участниками.

ú Следует заметить, что в свое время проводились эксперименты (В. Н. Шубкин и др.), показывающие, что прогнозы школьников от­носительно профессионального будущего своих одноклассников не­редко оказываются более точными, чем прогнозы их учителей и роди­телей. Это означает, что доверять мнению одноклассников о профес­сиональных перспективах своих товарищей все-таки можно.

«Походка» («Поступь профессионала»)

Смысл упражнения — в веселой форме смоделировать некоторые типичные черты и особенности поведения тех или иных профессионалов, позволяющие лучше понять обобщенные образы представителей данных профессий и соотнести их с представлениями о собственном Я-образе.

Количество участников игры — от 6—8 до 15—20 чело­век.

Время — от 20 до 30—40 минут.

Процедура включает следующие этапы:

1. Ведущий предлагает всем рассчитаться по порядку номеров.

2. Каждый достает листочек бумаги и проставляет на нем в столбик столько номеров, сколько оказалось участ­ников игры.

3. Общая инструкция: «Данное игровое упражнение одновременно очень необычное и очень простое. Мы по­пробуем изобразить те или иные профессии с помощью походки, ведь можно же изображать разные вещи и явления с помощью жестов, мимики, различных поз и т. п. Сначала каждый должен выбрать для себя профессию, которую он захочет представить с помощью своей походки. Сейчас каждый из Вас по очереди встанет со своего места, спокойно подойдет ко мне и очень тихо (шепотом) скажет мне на ухо, какого профессионала он хотел изобразить с помощью своей походки. После этого он так же тихо пройдет на свое место. Остальные должны будут внимательно наблюдать за походкой очередного игрока, а в сво­их листочках напротив номера этого игрока написать ту профессию, с которой у Вас проассоциировалась его по­ходка. Известно ведь, что по походке иногда можно узнать (угадать), работает человек грузчиком или артистом бале­та, военным или бухгалтером и т. д.».

Будет лучше, если первым пример покажет сам веду­щий, поскольку упражнение действительно очень нео­бычное и у кого-то из игроков оно может вызвать некото­рое недоумение. Ведущий должен продемонстрировать, что нет ничего особенного в том, что он просто встанет со своего места, подойдет к одному из игроков и шепотом
скажет ему на ушко, какую профессию он изображает с помощью своей походки.

«Ловушки-капканчики»

Целью игры является повышение уровня осознания возможных препятствий (ловушек) на пути к профессио­нальным целям и представления о путях преодоления этих препятствий.

Данное игровое упражнение проводится в круге.

Коли­чество участников — от 6—8 до 12—15.

Время — 20—30 минут.

Процедура включает следующие этапы:

1. Совместно с группой определяется конкретная профессиональная цель (поступление в конкретное учебное заведение; окончание данного заведения; оформление на конкретное место работы или конкретное профессиональ­ное достижение, включая построение карьеры и получе­ние наград, премий и прочего...).

2. В группе выб<


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.