Роль самооценки в жизни человека — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Роль самооценки в жизни человека

2017-12-10 358
Роль самооценки в жизни человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Молодой человек, вступая в период юношества, сталкивается с со­вершенно новыми для себя проблемами, решение которых во многом определяет качество его жизни в последующие годы. Юноша или девушка должны найти ответы на вопросы: кто я, где мое место в жиз­ни, каким я должен быть?

Эрик Эриксон в своей книге «Идентичность, юность и кризис» утвер­ждает, что главной психосоциальной задачей юности является фор­мирование идентичности, то есть выбор ценностей, убеждений и жизненных целей. На формирование идентичности сильное влияние оказывает самооценка индивидуума. Самооценка - это мысли и мне­ния о себе. Она определяется тем, что о нас думают другие, или тем, что, как мы полагаем, они о нас думают. В период юности происходит переосмысление опыта последних десяти лет и того влияния, которое на молодого человека оказывали друзья, родители, школьные учите­ля и общество в целом.

Для того чтобы у молодого человека сформировалась адекватная са­мооценка, необходимы три важных условия.

1. Принадлежность. Под принадлежностью понимается осознание того, что о тебе есть кому позаботиться и твое присутствие при­носит радость. Чувство принадлежности закладывается в младен­честве и развивается в последующие годы, если родители прояв­ляют по отношению к ребенку любовь и заботу.

2. Значимость. Это осознание того, что я хороший или что я цен­ный. Мы чувствуем свою значимость, когда поступаем так, как мы должны поступать. Наша значимость растет, когда другие люди одобрительно высказываются о наших поступках, когда мы чувст­вуем моральную и духовную поддержку со стороны.

3. Компетентность. Это чувство уверенности в том, что я способен справиться с задачами, которые ставит передо мной жизнь. Дей­ствительная компетентность позволяет осознать как свои пре­имущества, так и свои недостатки. Важную роль в формировании компетентности играет успех.

Безусловно, каждому человеку, независимо от возраста, важно чувст­вовать свою принадлежность, значимость и компетентность, но в пе­риод юности эта проблема стоит острее всего. Большинство социоло­гов подтверждают, что в возрасте с 15 до 20 лет - именно тогда, ко­гда адекватная самооценка особенно важна для успешной переоценки и формирования нравственных ценностей, - наблюдается сниже­ние самооценки.

Причины формированиянизкой самооценки в юношеском возрасте бывают различны:

• перенесенное насилие: как сексуальное, так и эмоциональное;

• ошибочные установки (я должен видеть одобрение со стороны других людей, чтобы чувствовать себя хорошо; я должен достичь определенного положения, чтобы меня уважали и т.д.);

• пренебрежение со стороны родителей.

Самооценка является настолько важным элементом для физического, умственного и духовного состояния юношей и девушек, что ни роди­тели, ни наставники, ни молодежные лидеры не должны пренебре­гать ею. Серьезное отношение к самооценке молодого человека по­зволяет взрослым лучше понять его и помочь ему стать полноценной личностью, созданной по образу и подобию Божьему.

Последствия низкой самооценки

Одно из наиболее серьезных последствий низкой самооценки - пред­взятое отношение к окружающему миру. Человек с низкой самооцен­кой воспринимает неожиданные или новые ситуации как угрозу лич­ному благополучию и безопасности. Ему кажется, что они спланиро­ваны специально против него. Таким людям кажется, что весь мир ополчился на них. Они склонны принимать все, что происходит с ни­ми, как злой рок, не пытаясь что-то изменить вокруг или измениться самим. Человек с низкой самооценкой видит себя в качестве жертвы, навсегда брошенной во враждебное окружение.

Люди с низкой самооценкой не способны строить здоровые взаимоот­ношения, что влечет за собой серьезные последствия: дефицит дру­зей, разочарование в жизни, большие проблемы в семье, низкая ре­зультативность в достижении целей.

Признаки низкой самооценки

1. Пессимистический взгляд на жизнь.

2. Неуверенность в своих навыках общения.

3. Чрезмерная чувствительность к мнению других людей.

4. Застенчивость по поводу своей внешности, действий, статуса.

5. Восприятие других людей как потенциальных конкурентов, спо­собных нанести удар, а не как друзей, с которыми можно разде­лить радость.

6. Черты мужественности или женственности приобретаются только посредством сексуальных побед.

7. Старание стать кем-то или чем-то другим, вместо того чтобы ра­доваться самому себе.

8. Восприятие настоящего как того, что не заслуживает внимания, и стремление фокусироваться на прошлых достижениях или мечтах

о будущем.

9. Боязнь Бога или убежденность в том, что Он не заинтересован во мне или гневается на меня.

10. Привычка копаться в состоявшихся беседах или ситуациях, выис­кивая, что могли иметь в виду другие люди.

11. Склонность осуждать других.

12. Настороженность в поступках и словах.

13. Стремление носить «барахло» вместо нормальной одежды.

14. Агрессивность, гневливость как средство самозащиты.

15. Потребительское отношение к окружающим.

16. Неспособность принимать похвалу.

17. Привычки и действия, направленные во вред себе.

18. Привычка позволять другим «вытирать о себя ноги».

19. Страх одиночества.

20. Страх близости, поскольку она может обернуться отвержением или излишней зависимостью.

21. Проблемы с верой и принятием Божьей любви, а также любви других людей.

22. Зависимость от обладания вещами как гарантии чувства безопас­ности.

23. Неспособность выражать эмоции.

24. Привычка использовать по отношению к себе негативные ярлыки.

25. Тревожность, ожидание чего-то страшного.

26. Склонность следовать мнению большинства и избегать независи­мого поведения.

27. Строгий, законнический и ритуальный стиль служения.

28. Представление о внешнем мире как враждебном и подавляющем.

29. Перекладывание ответственности на других в трудных ситуациях, переживаниях.

30. Потребность в подробных инструкциях или чрезмерном контроле.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.