Для специальности: 040400 (060105) – Стоматология — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Для специальности: 040400 (060105) – Стоматология

2017-12-09 225
Для специальности: 040400 (060105) – Стоматология 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Факультет – Стоматологический Форма обучения – очная

Кафедра Биологической химии

Курс - 1, 2

Семестр – 2

Лекции – 13 часов

Лабораторные занятия – 50 часов

Самостоятельная работа – 7 часов

Семестр - 3

Лекции – 13 ч

Лекции Биохимия полости рта – 4 часа

Лабораторные занятия – 50 часов

Лабораторные занятия Биохимия полости рта – 8 часов

Самостоятельная работа Биохимия полости рта – 26 часов

Экзамен – 3 семестр

Всего 171 час

Г.

 

Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040400 (060105) – Стоматология в соответствии с учебным планом и на основании примерной программы по дисциплине Биологическая химия, утвержденной Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования Минобразования (М., 2002 г.).

 

Разработчик программы:

 

______________доц. Давыдов В.С.

 

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры биохимии 31 августа 2007 г. (внесены изменения и дополнения в рабочую программу от 5 сентября 2006 г.).

 

Заведующий кафедрой биохимии

 

 

________________д.м.н. Мустафин И.Г.

 

 

«Согласовано»

 

Председатель ПМК по стоматологическим дисциплинам

 

 

___________________проф. Уразова Р.З.

(дата, подпись)

 

 

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании Предметно-методической комиссии по естественнонаучным и медико-биологическим дисциплинам

«________» __________________2007 г.

 

 

Председатель

 

Доктор химических наук, профессор__________________________(Л.Е.Никитина)

 

 

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Целью курса биологической химии является формирование

системных знаний о молекулярных механизмах функционирования биологических систем; обеспечение создания теоретической базы для дальнейшего изучения медико-биологических и клинических дисциплин по специальности 060105 –«Стоматология».

 

1.2. Задачи лекционного курса: представить главные принципы построения макромолекул; изложить основные пути метаболизма и механизмы их регуляции и саморегуляции.

 

1.3. Задачи лабораторных занятий: обучить студентов правилам техники безопасности при взятии и обработке биопроб, при работе с лабораторной посудой и техникой; навыки выполнения биохимических анализов; совершенствовать учебно-исследовательскую работу студентов; прививать умение оценивать информативность результатов анализа на базе знания теоретических основ биологической химии.

 

2. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

 

2.1. Студент должен знать:

- химическое строение основных биомакромолекул живых организмов и основы межмолекулярных взаимодействий.

- связь между структурой и функцией белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов; биологическое значение витаминов; принципы действия гормонов.

- механизмы ферментативного катализа, значение главных кинетических констант в оценке функциональных возможностей конкретного фермента в живой системе.

- основы биоэнергетики; молекулярные механизмы и биологические функции митохондриальной и внемитохондриальных систем биоокисления.

- главные пути и основные механизмы регуляции метаболизма углеводов, липидов, белков, аминокислот, нуклеотидов.

- строение и особенности метаболизма мышечной и соединительной тканей, кости, тканей зуба; механизмы минерализации кости и твердых тканей зуба.

- диагностически значимые показатели состава крови, слюны, мочи и диапазоны их колебаний у здорового человека.

2.2. Студент должен уметь:

- писать уравнения биохимических реакций, представлять схемы главнейших путей метаболизма и механизмов их (само)регуляции.

- объяснять молекулярные механизмы особенностей структуры и функциональной деятельности основных органов и тканей.

- выполнять лабораторные работы, заполнять протокол исследования, оценивать его результаты.

- решать тестовые задания и ситуационные задачи на основе теоретических знаний.

2.3. Студент должен иметь навыки:

- биохимического мышления, применения биохимических знаний к пониманию молекулярных механизмов патогенеза заболеваний и принципов лечебного воздействия.

- оценки диагностической и прогностической значимости результатов биохимического анализа крови, желудочного сока, слюны, мочи.

- самостоятельной работы со справочной, учебной и научной литературой.

2.4. Студент должен иметь представление:

- о молекулярных механизмах воздействия лекарственных препаратов на белковые «мишени» и принципиальных основах избирательности такого взаимодействия.

- о возможностях глобальной системы Интернет в поиске новейшей биохимической и клинико-биохимической информации (ресурсы систем SWISS-PROT, ENZIME, Medline, PubMed и др).

 

Основные знания, необходимые для изучения биохимии:

 

Латинский язык и основы терминологии (правильно понимать смысловое значение используемых в биохимии терминов).

Иностранный язык (уметь работать с иностранной литературой по современным достижениям общей биохимии и биохимии органов полости рта).

Анатомия человека; анатомия головы и шеи (знать общую морфологию органов и систем человеческого организма, особенности строения челюстно-лицевой области).

Медицинская физика с основами высшей математики и информатики (знать проявления общих законов физики в процессах жизнедеятельности; владеть основными понятиями термодинамики закрытых и открытых систем; знать элементы теории вероятности, распределения непрерывных и дискретных случайных величин; иметь общие представления о биофизике мембран, об основах биологического электрогенеза, о биофизике сокращения и расслабления мышц; владеть основными понятиями биомеханики, знаниями физико-механических свойств кости и твердых тканей зуба; иметь представление о биомеханике зубов и пародонта; знать основы информатики; уметь пользоваться современными компьютерными технологиями, включая программу молекулярного моделирования; владеть навыками работы в сети Интернет).

Биология с генетикой (знать общие закономерности происхождения жизни и её эволюции, индивидуального развития организма, явлений наследственности и изменчивости, соотношения генотипических факторов и условий среды в формировании фенотипа, эволюции челюстно-лицевой системы; иметь общие представления о наследственных болезнях, их причинах, диагностике и профилактике; знать основные филогенетически обусловленные пороки челюстно-лицевой системы).

Гистология, эмбриология, цитология; гистология органов полости рта (знать общую морфологию клеток и структурные основы их взаимодействия; иметь представления о строении и биологических функциях плазматической мембраны, ядра клетки, мембранных и немембранных органелл; владеть современными представлениями о клеточной дифференциации, эмбриогенезе тканей и их морфофункциональных особенностях; знать основные этапы онтогенеза зубов и зубо-челюстной системы, морфологические и функциональные характеристики тканей зуба и периодонта, их возрастную динамику).

Общая и биоорганическая химия (знать общие закономерности протекания химических реакций; владеть основными понятиями химической термодинамики и биоэнергетики [внутренняя энергия, работа, теплота, энтальпия, энтропия, энергия Гиббса, обратимые и необратимые по направлению реакции]; иметь представление о кинетике химических реакций; знать законы диффузии, электролитической диссоциации; понимать смысл общих физико-химических параметров водных растворов [рН, ионная сила, осмотическое давление, буферная емкость]; знать типы химических связей и физико-химических взаимодействий; уметь характеризовать реакции нейтрализации, гидролиза и процессы окисления-восстановления; иметь представление о комплексных соединениях и их биологической роли, о свойствах коллоидных растворов и факторах их устойчивости; знать основные классы органических соединений, их химическую реактивность и физико-химические свойства; иметь общие представления о стереохимии биологически важных органических молекул; иметь представление об устойчивости зубной эмали и дентина к возможным химическим и физико-химическим воздействиям среды.

 

3. Содержание дисциплины

3.1. Тематический план лекций во 2 и 3 семестрах и их объем в часах

 

№№/пп Тема лекции Кол-во часов
1. Введение в биохимию. Аминокислоты – структурные мономеры белков. Белки: классификация, методы выделения и очистки.  
2. Строение белков. Структурная организация белковой молекулы. Физико-химические свойства белков. Молекулярная масса, размеры и форма, растворимость, ионизация, гидратация. Лабильность пространственной структуры белков и их денатурация.  
3. Строение нуклеиновых кислот. Связи, формирующие первичную структуру ДНК и РНК. Вторичная структура ДНК и РНК. Типы РНК. Строение хроматина и рибосом.  
4. История открытия и изучения ферментов. Особенности ферментативного катализа. Каталитический и регуляторный центры. Кофакторы ферментов. Специфичность действия ферментов. Зависимость скорости ферментативных реакций от температуры, рН, концентрации фермента и субстрата. Ингибиторы ферментов. Аллостерические ингибиторы и активаторы. Классификация и номенклатура ферментов. Изоферменты. Кофакторы и коферменты. Применение ферментов в стоматологии.  
5. Биологическое окисление. Эндергонические и экзергонические реакции в живой клетке. Митохондриальная цепь переноса электронов. Дегидрирование субстратов и окисление водорода (образование воды) как источник энергии для синтеза для синтеза АТФ. НАД-зависимые и флавиновые дегидрогеназы. Окислительное фосфорилирование, коэффициент Р/О. Дыхательный контроль как основной механизм регуляции сопряжения окисления и фосфорилирования.  
6. Обмен веществ. Понятие о метаболизме, метаболических путях. Основные углеводы пищи. Обмен и функции углеводов. Переваривание и всасывание углеводов. Переносчики глюкозы в клетки ГЛЮТ1-ГЛЮТ5. Функции инсулина.  
7. Аэробный распад глюкозы. Специфические превращения глюкозы до пирувата. Окислительное декарбоксилирование пирувата. Цитратный цикл. Энергетический итог аэробного распада глюкозы. Пентозофосфатный путь превращения глюкозы. Образование НАДФН и пентоз. Глюконеогенез. Цикл Кори. Биосинтез гликогена.  
8. Обмен и функции липидов. Классификация. Фосфолипиды как компоненты биомембран. Переваривание жиров. Роль желчных кислот в переваривании жиров. Хиломикроны. Липопротеидная липаза. Катаболизм жирных кислот. Образование кетоновых тел. Холестерин. Свойства, особенности метаболизма.  
9. Переваривание белков. Пищевая ценность белков. Заменимые и неза- менимые аминокислоты. Общие пути катаболизма аминокислот. Цикл мочевинообразования. Дезаминирование и декарбоксилирование аминокислот.  
10. Биосинтез ДНК (репликация): субстраты, источники энергии, матрица, ферменты и белки ДНК-репликативного комплекса. Биосинтез РНК (транскрипция). Биосинтез белков (трансляция). Биологический код.  
11. Основные свойства белковых фракций крови. Свертывающая система крови. Роль витамина К и кальция в свертывании крови. Основные механизмы фибринолиза. Основные антикоагулянты крови. Гемофилии.  
12. Распад гема. Образование «прямого» и «непрямого» билирубина. Нарушение обмена билирубина. Желтухи: гемолитическая, печеночно-клеточная, обтурационная.  
13. Биохимия соединительной ткани и костной ткани. Хрящ, кость, зубы. Коллаген как преобладающий белок межклеточного вещества. Многообразие типов коллагена (фибриллярные, базальных мембран, ассоциированные с волокнами). Эластин. Фибриллин. Катаболизм коллагена и эластина. Выявляемые в моче маркеры деградации коллагена (гидроксипролин) и эластина (десмозин). Специфические для кости гликопротеины: сиалопротеины, остеонектин, остеокальцин. Кристаллы гидроксиапатита как главный компонент минеральной фазы. Влияние минерального состава пищи и питьевой воды на костную ткань. Кость как депо кальция, фосфата, фторида. Гормональная регуляция остеогенеза: роль кальцитриола, паратгормона и кальцитонина транспортных белков для кальция и фосфата. Дефицит минерализации костей (рахит у детей, остеомаляция у взрослых). Остеопороз.  
14. Биохимия полости рта.Биохимия тканей зуба. Пульпа зуба. Особенности фибробластов пульпы. Клетки защиты: макрофаги, лимфоциты, тучные клетки. Дентин: специфические гликопротеины фосфофорин и дентинный сиалопротеин. Цемент зуба. Сходство и различия между цементом и костной тканью. Метаболическая инертность цемента как следствие диффузионного типа питания. Периодонтальная связка: фибронектин как гликопротеин периодонта. Высокая скорость обновления коллагена. Воспалительные заболевания периодонта, резкое усугубление их у курильщиков. Эмаль как наиболее минерализованная, твердая и долговечная биологическая структура. Деминерализация и реминерализация эмали. Кислотная деминерализация как пусковой механизм кариеса. Защитный эффект фторидов. Особенности корневого кариеса: бактериальный протеолиз коллагена.  
15. Биохимия полости рта. Биохимия слюны. Суточный объем и физико-химические параметры слюны (вязкость, ионная сила, рН, буферная емкость). Рефлекторные влияния на скорость секреции и состав слюны. Низкомолекулярные органические вещества слюны как отражение их уровня в плазме крови. Функциональное предназначение слюны: создание влажного скользящего покрытия поверхностей полости рта, антимикробная защита, поддержание долговечности эмали. Муцины слюны. Белки, синтезируемые сероцитами: статерин, цистатины, лактоферрин, гистатины и «белки, богатые пролином». Роль ферментов α-амилазы, лизоцима, лактопероксидазы в антимикробной защите. Минеральный состав: концентрация кальция, неорганического фосфата и др. электролитов в секрете слюнных желез. Буферные системы смешанной слюны. Роль фторид-ионов в поддержании здоровья эмали. Содержание фторидов в пищевых продуктах и воде. Оптимальный уровень суточного потребления и узость интервала между дефицитом и токсичностью фторида, избирательность фтора к твердым тканям. Флюороз зубов как следствие продолжительной избыточности фтора в период формирования эмали. Связь частоты кариеса с дефицитом фторидов. Централизованное фторирование питьевой воды как оптимальный способ профилактики кариеса.  
Итого    

 

3.2. Тематический план лабораторных занятий и самостоятельной работы во 2 и 3 семестрах и их объем в часах

 

№№/пп Тема лабораторных занятий Кол-во часов
1. Введение в биохимию. Техника безопасности работы в биохимической лаборатории. Качественные реакции на функциональные группы аминокислот и белков.  
2. Компьютерное моделирование аминокислот и белков.  
3.   Физико-химические свойства белков. Денатурация. Выделение и очистка белков. Молекулярная масса белков. Контроль.  
4. Сложные белки. Хромопротеины. Определение Feвгемоглобине.Тестовый контроль.  
5. Контроль по теме «Структура и функции белков».  
6. Общие свойства ферментов. Качественное определение активности.  
7. Количественное определение активности α-амилазы слюны и каталазы крови. Количественное определение холинэстеразы в сыворотке крови.  
8. Контроль по теме «Ферменты».  
9. Качественные реакции на витамины А, Д, группы В. Количественное определение витамина С в моче. УИРС.  
10. Контроль по теме «Витамины».  
11. Гормоны. Качественные реакции на адреналин, эстрон. Доказательство белковой природы инсулина цветными реакциями. Контроль по теме «Гормоны».  
12. Обмен углеводов. Количественное определение глюкозы в крови. Тест толерантности к глюкозе. УИРС. Качественные и количественные методы определения глюкозы и кетоновых тел в моче больного сахарным диабетом.  
13. Самостоятельная работа: Биохимия нервной ткани.Химический состав серого и белого вещества мозга. Важнейшие медиаторы нервных импульсов и их рецепторы; нейропептиды. Биогенные амины: пути образования и инактивации; функциональные проявления нарушений метаболизма; фармакологические средства коррекции. Аэробный распад глюкозы как главный источник энергии для нервных клеток. Форма контроля: Тестирование и собеседование. 3,5
14. Самостоятельная работа: Биохимия мышц.Преобразование химической энергии в энергию механического движения – ведущая функция мышечных клеток. Белки миофибрилл: сократительные (миозин, актин) и регуляторные (тропомиозин, тропонин). Саркоплазматические белки; роль миоглобина. Максимально возможная скорость потребления кислорода при выполнении мышечной работы; кислородная задолженность организма. Экскреция 3-метилгистидина как показатель интенсивности протеолиза сократительных белков. Креатинурия. Форма контроля: тестирование и собеседование. 3,5
15. Количественное определение пировиноградной кислоты в моче. УИРС. Контроль по теме «Обмен углеводов».  
16.   Переваривание липидов. Физико-химические свойства липидов. Кинетика действия липазы на триглицериды молока.  
17. Компьютерное молекулярное моделирование липидов и биомембран.  
18. Контроль по теме «Обмен липидов».  
19.   Обмен белков. Переваривание белков в желудочно-кишечном тракте. Анализ нормального и патологического желудочного содержимого.  
  Качественное и количественное определение аммиака и креатинина в моче. УИРС. Нарушение обмена аминокислот.  
  Определение в моче гомогентизиновой кислоты и белка качественными и количественными методами.  
22. Контроль по теме «Обмен белков и нуклеопротеинов».  
23.   Спектроскопия гемоглобина и его производных. Буферные системы крови и общий белок крови. Рефрактометрия. УИРС.  
  Количественное определение гемоглобина и билирубина в крови. Качественные реакции на кровяные и желчные пигменты в моче.  
25. Биохимия полости рта.Количественное определение кальция и фосфора в зубах.  
26. Биохимия полости рта. Биохимическое исследование слюны.  
27. Контроль по теме «Биохимия крови, минерального и водно-солевого обмена».  
28. Неорганические составные части мочи. Биохимическое исследование мочи.  
29. Самостоятельная работа: Биохимия полости рта. Зубы.Многообразие морфологических структур зуба. Эмаль как продукт амелобластов. Мезенхимное происхождение остальных частей зуба. Пульпа зуба. Особенности фибробластов пульпы. Спектр клеток защиты (макрофаги; антиген-представляющие клетки; лимфоциты; тучные клетки); его изменения при воспалении. Дентин: продукт деятельности одонтобластов. Состав предентина и плащевого дентина. Минерализация плащевого дентина непрямой кристаллизацией гидроксиапатита с участием матриксных везикул. Механизмы транспорта кальция одонтобластами. Пожизненный характер образования дентина Вторичный дентин, его биохимические характеристики. Особенности репаративного дентина. Форма контроля: тестирование и собеседование. 6,5
30. Самостоятельная работа: Биохимия полости рта. Зубы.Цемент зуба: сходство и различия между цементом и костной тканью; содержание воды, органических и минеральных веществ; метаболическая инертность цемента как следствие диффузного типа питания. Эмаль: продукт амеобластов. Уникальность органической основы: особые белки эмали и отсутствие в ней коллагена и неколлагеновых белков костной ткани. Особенности строения амелогенина, амелобластина, энамелина. Две стадии формирования эмали: секреторная (синтез эмалевых белков) и стадия созревания (деградация белков эмали; удаление продуктов деградации и большей части воды). Своеобразный характер процесса минерализации эмали: отсутствие матриксных везикул и центров нуклеации; быстрое появление первичных кристаллов апатита на границе с дентином и постепенный рост только в длину (секреторная стадия) или в толщину (стадия созревания); роль амелогенина в реализации смены вектора роста. Зрелая эмаль как наиболее минерализованная, самая твердая и долговечная биохимическая структура. Отсутствие ремоделирования – принципиальное отличие всех минерализованных тканей зуба от костной ткани. Диффузия ионов из полости рта как единственный источник обновления кристаллов эмали. Деминерализация и реминерализация эмали. Кислотная деминерализация как пусковой механизм кариеса. Защитный эффект фторидов. Особенности корневого кариеса: бактериальный протеолиз коллагена. Форма контроля: тестирование и собеседование. 6,5
31. Самостоятельная работа: Биохимия полости рта. Слюна.Слюна как секрет слюнных желез. Суточный лбъем и физико-химические параметры слюны (вязкость, ионная сила, рН, буферная емкость). Рефлекторные влияния на скорость секреции и состав слюны; роль вкусовых, пищевых и гормональных факторов; раздельная регуляция выделения белков и жидкости. Низкомолекулярные органические вещества слюны как отражения их уровня в плазме крови. Возрастные особенности состава слюны и суточного ритма секреции. Функциональное предназначение слюны: создание влажного скользкого покрытия поверхностей полости рта; их антимикробная защита; поддержание долговечности эмали. Муцины слюны: главный компонент секрета мукоцитов. Гликопротеиновая природа муцинов, микрогетерогенность их олигосахаридных структур. Роль изобилия углеводных фрагментов в обеспечении высокой степени гидратации, низкой эластичности муцинов и защищенности их от протеолиза. Белки, синтезируемые сероцитами: статерин, цистатины, лактоферрин, секреторный компонент IgA, гистатины и «белки, богатые пролином». Протеолитические ферменты смешанной слюны. Происхождение и полиморфизм металлопротеиназ. Угнетение коллагеназ производными тетрациклина. Роль слюнных цистатинов в торможении аутопротеолиза слюны; их защитная функция при гингивитах и периодонтитах. Форма контроля: тестирование и собеседование. 6,5
32. Самостоятельная работа: Биохимия полости рта. Слюна. Минеральный состав слюны. Концентрация кальция, неорганического фосфата и др. электролитов в секрете слюнных желез. Буферные системы смешанной слюны. Циркуляция минералов в системе кровь-слюна-пищеварительный тракт-кровь (слюнный шунт). Роль шунта и костных депо в обеспечении гомеостаза кальция, фосфата, фторида и в создании условия для поддержания сохранности и долговечности зубной эмали. Белки слюны как главный источник формирования пограничной биопленки на поверхности твердых и мягких полостей рта (приобретенная пелликула). Главные компоненты биопленки: статерины, ББП, гистатины, цистатины, альфа-амилаза. Способность статеринов, ББП и цистатинов подавлять осаждение кальций-фосфатов и рост кристаллов в жидкой среде и на границе с твердой фазой (противодействие формированию зубных камней). Особая роль фторид-ионов в поддержании здоровья эмали. Оптимальный уровень суточного потребления и узость интервала между дефицитом и токсичностью фторида. Связь частоты кариеса с дефицитом фторидов. Централизованное фторирование питьевой воды как оптимальный способ профилактики кариеса. Форма контроля: тестирование и собеседование. 6,5
33. Компьютерный контроль на знание 200 химических формул. Зачет.  
Итого    

3.1. Междисциплинарные связи

 

В соответствии с Протоколом №1 заседания кафедры биохимии от 31.08.07 г. и согласования с кафедрой терапевтической стоматологии КГМУ в лекционный курс введены материалы о роли белок-белковых взаимодействий пелликулы и адгезивности внеклеточных полисахаридов микрофлоры в формировании зубного налнта («зубной бляшки»). Состав налета, преобладание в нем микробной массы. Дефицит кислорода в глубине микробных колоний как стимул к усилению анаэробного способа утилизации доступных углеводов и к вытеснению аэробных организмов анаэробными. Роль кислых продуктов анаэробиоза в развитии очагов кариесной деструкции зуба. Меры профилактики.

  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

4.1. Рекомендуемая литература

Обязательная

1. Щербак И.Г. Биологическая химия. СПб, изд-во СПбГМУ, 2005.-480 с.

2. Николаев А.Я. Биологическая химия. М., Высшая школа, 2005.-520 с.

3. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. М., Медицина, 1998.-704 с.

4. Зубаиров Д.М., Тимербаев В.Н., Давыдов В.С. Медицинская биохимия. Казань, ФЭН, 2001.- 296 с.

5. Зубаиров Д.М., Тимербаев В.Н., Давыдов В.С. Руководство к лабораторным занятиям по биологической химии. Учебное пособие для вузов. М., ГЭОТАР-МЕД, 2005.-392 с.

6. Баишев И.М., Зубаиров Д.М., Байкеев Р.Ф. Компьютерное моделирование аминокислот и пептидов. - Казань. КГМУ, 1997. - 12 с.

7. Баишев И.М., Зубаиров Д. М. Компьютерное моделирование липидов и био­логических мембран. - Казань: КГМУ, 1999. - 22 с.

8. Байкеев Р.Ф., Зубаиров ДМ. Вопросы для тестового контроля по теме «Ферменты». - Казань; КГМУ, 1996. - 14 с.

9. Байкеев РФ., Зубаиров Д.М. Вопросы для тестового контроля по теме «Ви­тамины». - Казань: КГМУ, 1996. - 14 с.

10. Байкеев РФ., Зубаиров Д.М. Вопросы для тестового контроля по теме «Гор­моны». - Казань: КГМУ, 1996. - 10 с.

11. Байкеев Р.Ф., Давыдов В.С., Зубаиров Д.М., Литвинов Р.И. Сборник вопросов по биохимии. Казань: КГМУ.-Часть I.- 15 с.

12. Байкеев Р.Ф., Давыдов В.С., Зубаиров Д.М., Литвинов Р.И. Сборник вопросов по биохимии. Казань: КГМУ.-Часть II.- 22 с.

13. Пазюк Е.А., Свинтенок Г.Ю., Субханкулова Ф.Б., Зубаиров Д.М. и др. Контроль­ные тесты по биохимии. «Обмен углеводов». «Обмен липидов». - Казань: КГМУ, 2000. - 26 с.

14. Зубаиров Д.М., Давыдов В.С., Баишев И.М. и др. Обмен и функции азотсодержащих соединений. Методическое пособие для тестового контроля. – Казань: КГМУ, 2004.- 22 с.

 

Дополнительная

6. Р.Марри и др. Биохимия человека (в 2-х томах). М., Мир, 1993.-1684 с.

7. Ленинджер А. Основы биохимии (в 3-х томах). М., Мир, 1985.-957 с.

8. Элиот В., Элиот Д. Биохимия и молекулярная биология. М., 1999

9. Северин Е.С., Алейникова Т.А., Осипов Е.В. Биохимия. М., Медицина, 2000

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.