Сборник методических разработок — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Сборник методических разработок

2017-12-09 326
Сборник методических разработок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

КАФЕДРА МИКРОБИОЛОГИИ

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

ПО МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ

МИКРОБИОЛОГИИ ПОЛОСТИ РТА

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

 

 

III СЕМЕСТР

 

 

Владикавказ 2012

 

Под редакцией доктора медицинских наук, профессора, зав. каф. микробиологии ГБОУ ВПО СОГМА Минздравсоцразвития Российской Федерации Л.Я. Плахтий.

Авторский коллектив: асс.к.м.н. Цховребов А.Ч.

Основное назначение разработок – методическая помощь студентам к каждому практическому занятию в III семестре. Указания составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Высшего и профессионального образования (2011г.)

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Л.В. Бибаева – д.м.н., профессор, зав. кафедрой биологии и гистологии ГБОУ ВПО СОГМА Минздравсоцразвития Российской Федерации.

А.Р.Кусова – д.м.н., профессор, зав. кафедрой общей гигиены и физического воспитания ГБОУ ВПО СОГМА Минздравсоцразвития Российской Федерации.

Методические рекомендации утверждены на заседании ЦУКМС ГБОУ ВПО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития РФ» от _____________201 г., протокол №

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1.

Тема: Микроскопический метод исследования. Оборудование и правила работы в бактериологической лаборатории. Световая микроскопия. Иммерсионная система микроскопа. Морфология микробов. Простые и сложные способы окраски препаратов. Особенности структуры эу- и прокариотических клеток.

 

I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний

1. 1. Что такое бактерия?

2. Отличия прокариот от эукариот;

3. Устройство микроскопа?

4. Сущность иммерсионной микроскопии;

5. Методы лабораторной диагностики инфекционных заболеваний;

6. Этапы приготовления мазка;

7. Простые методы окраски бактерий.

II. Целевые задачи

Студент должен знать: 1. Строение бактериальной клетки: клеточная стенка, цитоплазматическая мембрана, цитоплазма, нуклеоид, рибосомы, мезосомы, плазмиды. Значение этих образований для микробной клетки. 2. Принципиальные отличия простых способов окраски от сложных. 3. Метод и механизм окраски по Граму. 4. Различное отношение бактерий к окраске по Граму. 5. Методика окраски по Цилю –Нельсену.   Литература 1.Микробиология, вирусология и иммунология./Под. ред. В.Н. Царева. –М.,2009. 2.Медицинская и санитарная микробиология. / Под ред. А.А. Воробьева, Ю.С. Кривошеина, В.П. Широбокова. Основная литература: 1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология./Под. ред. А.А. Воробьева. М. 2004. 2. Микробиология./Под ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, Е.П. Пашкова, А.М. Рыбаковой.-М., Медицина, 2003. 3. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. / под. ред. А.И. Коротяева, С.А. Бабичева.Санкт-Петербург.2002. 4. Медицинская микробиология./Под Ред. Акад. РАМН В.И. Покровского.-М., 2001. 5.Микробиология и иммунология./ Под ред. А.А. Воробьева.-М., 1999. 6. Микробиология с вирусологией и иммунологией./Под ред. Л.Б. Борисова, А.М. Смирновой-М., 1994. Дополнительная литература: 1. Санитарная микробиология и вирусология./Под ред. З.Н. Кочемасовой, С.А. Ефремовой, А.М. Рыбаковой.-М., 1987. 2. Основы медицинской биотехнологии./Под ред. А.А. Воробьева.-М., 1990. 3. Внутрибольничные инфекции.Под ред. В.П. Венцела.-М., 1990. 4. Экологическая иммунология./Под ред. Р.М. Хаитова, Б.В. Пинегина, Х.И. Истамова.-М.:Изд-во ВНИИРО, 1995. 5. Клиническая иммунология./Под ред. А.В. Караулова.-М., 1999. 6. Иммунология для врачей./Под ред. С.А. Кетлинской, Н.М.Калининой.-СПБ., 1998. 7. Краткий терминологический словарь микробиолога-биотехника./Под ред. Ю.А. Овчинникова.-М.: Ан СССР, 1989. 8. Основы биотехнологии.-сПБ.: Изд-во фирма «Наука».-1995.
Студент должен уметь: 1. Приготовить мазок из чистой культуры бактерий E.coli, S.aureus и окрасить сложным способом. 2. технику и этапы пиготовления сложного метода окраски по Граму, Цилю –Нильсену. 3. Микроскопирование мазка. 1. Практикум лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, иммунологии и вирусологии./ Под. ред. А.А. Воробьева, В.Н. Царева. М.,2008. 2.Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии./Под ред. В.В. Теца, 2002. 3. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии./Под ред. Л.Б. Борисова.-М., 1984.

Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы указанной выше

III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

Сложные методы окраски предполагают --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

К сложным методом окраски относят ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

САМОКОНТРОЛЬ

 

Правильный ответ)

А. Выявления кислотоустойчивых микобактерий;

Б. Выявления зерен волютина;

В. Выявления клеточной стенки бактерий;

Г. Выявления жгутиков.

Правильный ответ)

А. Выявления кислотоустойчивых микобактерий;

Б. Выявления зерен волютина;

В. Выявления клеточной стенки бактерий;

Г. Выявления жгутиков.

4. Окраска по Нейссеру используется для: (выберите один

Правильный ответ)

А. Выявления кислотоустойчивых микобактерий;

Б. Выявления зерен волютина;

В. Выявления клеточной стенки бактерий;

Г. Выявления жгутиков.

Правильный ответ)

А. Выявления кислотоустойчивых микобактерий;

Б. Выявления зерен волютина;

В. Выявления клеточной стенки бактерий;

Г. Обнаружения капсул.

6. Окраска по способу Романовского-Гимзе позволяет контрастировать:

(выберите один правильный ответ)

А. Внутриклеточные нуклеопротеиды

Б. Капсульные полисахариды;

В. Миколевую кислоту кислотоустойчивых бактерий;

Г. Клеточную стенку.

Правильный ответ)

А. Отсутствием клеточной стенки;

Б. Отсутствием мембраны, окружающей нуклеоид;

В. Наличием рибосом;

Г. Отсутствием ядра.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 2.

II. Целевые задачи

Студент должен знать: Студент должен уметь:
1. Бактериологический метод диагностики инфекционных заболеваний, его цель и этапы. 1. Приготовить питательные среды.
2. Типы питания бактерий. 2. Оценить эффективность стерилизации и дезинфекции.
3. Принципы культивирования микроорганизмов.  
4. Питательные среды, требования, предъявляемые к питательным средам.  
5. Классификация питательных сред, состав и приготовление.  
6. Методы стерилизации.  
7. Механизм действия стерилизующих факторов на молекулярную структуру микроорганизмов.  
8. Отличия понятий контаминации и деконтаминации, дезинфекции и стерилизации, асептики и антисептики.  
9. Современные технологии стерилизации и аппаратура.  
10. Способы контроля эффективности стерилизации и дезинфекции.  

Основная литература:

1. Микробиология с вирусологией и иммунологией / Под ред. Л.Б. Борисова, A.M. Смирновой - М., 1994.

2. Медицинская микробиология. / Под ред. акад. РАМН В.И. Покровского. - М., 2001.

3. Микробиология, вирусология, иммунология / Под ред. А.А. Воробьева. – М., 2004. Глава 3.

4. Микробиология, вирусология и иммунология / Под редакцией В.Н. Царева – М., 2009. Часть 1, глава 1.4

5. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. /Под. ред. В.В. Теца, 2002. Глава 3

6. Практикум лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, иммунологии и вирусологии / Под ред. В.Н. Царева, А.А. Воробьева. – М., 2008.

 

Дополнительная литература:

Физиология микроорганизмов / Методические разработки к практическим занятиям по общей микробиологии. – Ростов-на-Дону, 2001.

Методические рекомендации, изданные кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии ГОУ ВПО СОГМА Росздрава:

1. Методы лабораторной диагностики / Методические рекомендации для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического факультетов, факультета высшего сестринского образования. – Владикавказ, 2003.

2. Забор патологического материала для микробиологической, вирусологической и серологической диагностики инфекций / Учебно-методические разработки для студентов высшего сестринского образования. – Владикавказ, 2005.

3. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по микробиологии / Учебно-методические рекомендации. – Владикавказ, 2003.

4. Сборник методических разработок по микробиологии для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического и фармацевтического факультетов / Учебно-методические разработки, часть I.- Владикавказ, 2008.

 

 

III. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы

1. Дайте определение микробиологического исследования выделения чистых культур микроорганизмов. Каковы основные принципы?

 

2. Методы выделения чистых культур.

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

3. Перечислите этапы выделения чистых культур.

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

 

4. Классификация питательных сред и методы их приготовления.

 

 

5. Методы стерилизации. Заполните таблицу:

Способ стерилизации Аппарат Надёжность Стерилизуемый материал
1. Стерилизация в пламени      
2. Плазменная стерилизация      
3. Сухой жар      
4. Паром под давлением      
5. Текучим паром      
6. Тиндализация      
7. Фильтрование      
8. Физические факторы (УФЛ, гамма-лучи, ультразвук)      
9. Газовая стерилизация      
10. Пастеризация      

 

6. Дайте определение асептики, антисептики, дезинфекции и стерилизации.

 

7. Перечислите химические методы дезинфекции:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

 

 

8. Как осуществляется контроль эффективности стерилизации (методы).

 

 

САМОКОНТРОЛЬ

1. При стерилизации наиболее быстро разрушаются следующие виды химических связей в пептидогликане бактериальной клеточной стенки:

А. Пептидные;

Б. Гликозидные;

В. Водородные;

Г. Ковалентные.

2. Для разрушения прионов необходимо:

А. Нарушить структуру НК;

Б. Нарушить структуру белка приона;

В. Разрушить все молекулы, образующие прион;

Г. Разрушить пептидогликан.

3. Перечислите способы стерилизации, освобождающие объект от споровых форм микробов:

А. Облучение ультрафиолетом;

Б. Автоклавирование;

В. Пастеризация;

Г. Сухим жаром.

4. Комплекс мероприятий, направленных на уничтожение на/в объектах патогенных микробов называются:

А. Асептика;

Б. Антисептика;

В. Дезинфекция;

Г. Стерилизация.

5. Если средство обладает моющим и антимикробным свойствами:

А. Допускается совмещение дезинфекции и предстерилизационной отчистки;

Б. Дезинфекция и предстерилизационная отчитска должны проводиься раздельно;

В. Данное средство может использоваться только для очистки;

Г. Данное средство может использоваться только для дезинфекции.

6. Сложные среды, содержащие белковые и углеводные компоненты, стерилизуют:

А. Дробно-текучим паром;

Б. Кипячением;

В. Сухим жаром в печи Пастера;

Г. Тиндализацией;

Д. Фильтрованием;

Е. Химической дезинфекцией.

7. К физическим методам стерилизации относятся:

А. Ультразвук;

Б. Ультрафиолетовые лучи;

В. Антибиотики;

Г. Фильтрование;

Д. Паровая стерилизация;

Е. Сухожаровая стерилизация.

8. Какие факторы используются при автоклавировании:

А. Температура;

Б. Фильтры;

В. Пар;

Г. Давление.

9. К простым средам относятся:

А. МПА;

Б. Пептонная вода;

В. Кровяной агар;

Г. Среда Гисса;

Д. МПБ.

Е. Сывороточные среды.

10. К сложным средам относятся:

А. МПА;

Б. Пептонная вода;

В. Кровяной агар;

Г. Среда Гисса;

Д. ЖСА;

11. В жидкой питательной среде рост микробов может наблюдаться в виде:

А. Колоний;

Б. Диффузное помутнение;

В. Придонного помутнения;

Г. Пристеночного налета.

12. Плотность питательных сред зависит от содержания:

А. Сыворотки крови;

Б. Сахарозы;

В. Агар-агара;

Г. Пептона.

13. На рост бактерий влияют следующие условия культивирования:

А. Содержание в питательной среде питательных веществ;

Б. рН среды;

В. Температура;

Г. Влажность среды;

Д. Факторы роста.

14. Оптимальной температурой для выращивания большинства патогенных микроорганизмов является:

А. 20º С

Б. 30º С

В. 37º С.

Г. 40º С.

15. Питательные среды по назначению делят на:

А. Простые;

Б. Элективные;

В. Жидкие;

Г. Дифференциально-диагностические;

Д. Транспортные.

 

16.Для осуществления активного транспорта веществ в бактериальную клетку необходимо присутствие:

а) транскриптазы

б)транслоказы

в)гиалуронидазы

д)нейроминидазы

г)ДНК-азы

 

17.Процесс биологического окисления субстрата осуществляется микробной клеткой:

а) рибосомах

б)мезосомах

в)митохондриях

г)внутриклеточных включениях

д)лизосомах

18.Микробы, использующие неорганические источники углерода и хемосинтезирующие реакции для получения энергии называются:

а)фотолитотрофами

б)фотоорганотрофами

в)хемолитотрофами

д)хемоорганотрофами

д)истинными хемоорганотрофами

 

19.Среда тиогликолевая служит для выделения:

а) облигатных аэробов

б) облигатных анаэробов

в) факультативных аэробов

г) факультативных анаэробов

д) все ответы правильные

 

20.Энергия в микробной клетке запасается в виде:

а) УДФ

б) волютин

в) НАД

г) ФАД

д) АТФ

е) все ответы правильные

 

21.Для анаэробного культивирования используют:

а) баллоны с бескислородной газовой смесью

б) анаэростат

в) вакуумный насос

г) газовый пакет с редуцирующими реагентами

д) все ответы правильные

 

22. Среды, содержащие сахара и другие углеводы, стерилизуют:

а) автоклавированием

б) кипячением

в) сухим жаром в печи Пастера

г) фильтрованием

д) дробно-текучим паром

 

23.На рост бактерий влияют следующие условия культивирования:

а) газовый состав

б) содержание в питательной среде органических соединений

в) факторы роста

г) рН среды

д) влажность среды

е) все ответы неправильные

 

24.Процессы биологического окисления сопряжены с реакциями:

а) катабализма

б) амфиболизма

в) анаболизма

г) биосинтеза

д) расщепления веществ

 

25.При стерилизации наиболее быстро разрушаются следующие виды химических связей в пептидогликане бактериальной клеточной стенки:

а) пептидные

б) гликозидные

в) водородные

г) ковалентные

 

26.Пастерилизацию с последующим быстрым охлаждением проводят в следующем режиме:

а) при t 100 С в течении 30 секунд

б) при t 65-95 С в течении 30 сек.-2 минут

в) при t 35-55 С в течении 60 минут

г) все ответы верны

 

27.Для контроля качества стерилизации применяют:

а) физико-химические тесты

б) фенолфталеиновую пробу

в) биологические тесты

г) молекулярно-генетические методы

28.Кислоты как конечный продукт метаболизма источника энергии:

а) дыхание

б) брожение

в) оба

д) ни тот, ни другой

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.

Бактерий. Изучение ферментативной активности, факторов вирулентности и чувствительности к антибиотикам выделенных культур. Особенности транспортировки материала и выделения чистых культур анаэробных бактерий. Культуральные и патогенные свойства грибов.

Тестовый контроль.

Необходимый исходный уровень знаний:

1. Знание строения бактериальной клетки, химический состав клетки.

2. Основные механизмы поступления питательных веществ в бактериальную клетку.

3. Азотное и углеродное питание.

 

II. Целевые задачи:

Студент должен знать: Студент должен уметь:
1. Метаболизм бактерий, его виды. 1. Проведение бактериологического исследования (по схеме);
2. Дыхание бактерий, классификация по типу дыхания. 2. Выполнение первого этапа выделения чистой культуры аэробов;
3. Методы микробиологической техники. 3. Приготовление мазка, окраска по Граму.
4. Методы культивирования аэробов и анаэробов.  
5. Методы выделения чистых культур бактерий.  

Основная литература:

1. Медицинская микробиология. / Под ред. акад. РАМН В.И. Покровского. - М., 2001.

2. Микробиология, вирусология, иммунология / Под ред. А.А. Воробьева. – М., 2004. Глава 3.

3. Микробиология, вирусология и иммунология / Под редакцией В.Н. Царева – М., 2009. Часть 1, глава 1.

4. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. /Под. ред. В.В. Теца, 2002. Глава 3.

5. Практикум лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, иммунологии и вирусологии / Под ред. В.Н. Царева, А.А. Воробьева. – М., 2008.

Дополнительная литература:

Физиология микроорганизмов / Методические разработки к практическим занятиям по общей микробиологии. – Ростов-на-Дону, 2001.

Методические рекомендации, изданные кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии ГОУ ВПО СОГМА Росздрава:

1. Методы лабораторной диагностики / Методические рекомендации для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического, фармацевтического факультетов, факультета высшего сестринского образования. – Владикавказ, 2003.

2. Забор патологического материала для микробиологической, вирусологической и серологической диагностики инфекций / Учебно-методические разработки для студентов высшего сестринского образования. – Владикавказ, 2005.

3. Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по микробиологии / Учебно-методические рекомендации. – Владикавказ, 2003.

4. Сборник методических разработок по микробиологии для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического и фармацевтического факультетов / Учебно-методические разработки, часть I.- Владикавказ, 2008.

III. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы по излагаемой теме:

1. Охарактеризуйте понятие метаболизма бактерий.

 

 

2. Дайте определение:

Субстрата –

 

Катаболизма –

 

Анаболизма –

 

3. Характеристика ферментов бактерий и их классификация.

 

4. Питание бактерий. Источники углерода:

Автотрофы –

 

Гетеротрофы –

 

5. Источники азота:

Прототрофы –

 

Ауксотрофы –

 

6. Источники энергии:

Фототрофы –

 

Хемотрофы –

 

7. Методика приготовления мазка и окраска по Граму.

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

7.

 

8.

 

9.

 

10.

 

8. I этап выделения чистой культуры аэробных бактерий.

 

САМОКОНТРОЛЬ

(выберите один или несколько правильных ответов)

1. Процесс биологического окисления субстрата осуществляется микробной клеткой в:

А. Рибосомах;

Б. Мезосомах;

В. Митохондриях;

Г. Внутриклеточных включениях;

Д. Лизосомах.

2. Для осуществления активного транспорта веществ в бактериальную клетку необходимо присутствие:

А. Транскриптазы;

Б. Транслоказы;

В. Гиалуронидазы;

Г. Нейраминидазы;

Д. ДНК-азы.

3. Микробы, использующие неорганические источники углерода и хемосинтетические реакции для получения энергии называются:

А. Фотолитотрофами;

Б. Фотоорганотрофами;

В. Хемолитотрофами;

Г. Хемоорганотрофами;

Д. Истинными хемоорганотрофами.

4. По типу питания бактерий, вызывающие болезни у людей, относят к:

А. Гетеротрофам;

Б. Автотрофам;

В. Прототрофам.

Г. Ауксотрофам.

Д. Гемотрофам.

5. По способу получения энергии бактерии, вызывающие болезни у людей, относятся к:

А. Хемоорганотрофам;

Б. Фотоорганотрофам,

В. Хемоорганотрофам;

Г. Фотолитотрофам;

Д. Гемотрофам.

6. На I этапе бактериологического метода исследования решаются следующие задачи:

А. Идентификация чистой культуры микробов;

Б. Определение чувствительности к антибиотикам;

В. Получение изолированных колоний;

Г. Определение вида микроба;

Д. Получение чистой культуры.

7. Преимущественный рост одних видов микробов при одновременном подавлении других можно получить на следующих видах питательных сред:

А. Селективных (элективных);

Б. Простых;

В. Сложных;

Г. Дифференциально-диагностических;

Д. Универсальных.

8. В понятие «культуральные свойства» микроба входит:

А. Характер роста на питательных средах;

Б. Макроскопическая характеристика колоний;

В. Морфология микробных клеток при микроскопии;

Г. Отношение возбудителя к окраске по Граму.

9. На рост бактерий влияют следующие условия культивирования:

А. Газовый состав;

Б. Содержание в питательной среде органических соединений;

В. Факторы роста;

Г. рН среды;

Д. Влажность среды;

Е. Все ответы неправильно.

10. На I этапе бактериологического метода готовят мазок из изолированной колонии и микроскопируют его для:

А. Определения тинкториальных свойств микроба;

Б. Получения чистой культуры;

В. Изучения микроскопической характеристики колоний;

Г. Изучения биохимических свойств микроба.

11. Ферменты в химическом отношении содержат:

А. Субстрат;

Б. Кофермент;

В. Апофермент;

Г. Простетическую группу;

Д. Метоболит.

12. Основные особенности метаболизма у прокариот:

А. Отсутствия типичных ферментов;

Б. Высокая интенсивность;

В. Выделение экзоферментов;

Г. Высокая проницаемость клеточной стенке и ЦПМ для относительно крупных молекул.

13. Высокая интенсивность метаболизма у прокариот обусловлена:

А. Отсутствием типичных ферментов;

Б. Ферментативной насыщенностью;

В. Выделением экзоферментов;

Г. Высокой проницаемостью клеточной стенки и ЦПМ для относительно крупных молекул;

Д. Оптимальным соотношением площади ЦПМ к объему клетки;

Е. Отсутствием адаптивной способности.

14. Установите соответствие основных фаз кривой роста бактериальной популяции и характеристики состояния популяции:

1.Лаг-фаза; А. Гибель клеток превышает частоту деления;

2.Экпоненциального роста; Б. Адаптация к питательной среде и условиям;

3. Стационарная; В. Быстрое увеличение численности популяции;

4.Отмирания; Г. Процессы деления и гибели клеток сбалансированы;

Е. Быстрое сокращение численности популяции.

15. Протеолитические ферменты микробов изучаются на средах:

А. С углеводами;

Б. МПБ;

В. Молоком;

Г. Желатиной.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4-5.

Тема: Бактериофаг. Генетика бактерий. Молекулярно-генетический метод диагностики. Строение и репродукция бактериофагов. Их медицинское значение. Наследственность и изменчивость у бактерий. Полимеразная цепная реакция и её применение.

.

 

Целевые задачи: Изучить материальную основу наследственности, формы изменчивости микроорганизмов, генетические рекомбинации.

 

I. Вопросы для проверки исходного уровня знаний:

1. Что такое генетика?

2. Что такое ген, хромосома?

3. Носители генетической информации у микроорганизмов?

4. Определение генома микроорганизмов.

5. Что является материальной основой наследственности микроорганизмов?

II Целевые задачи.

Студент должен знать:

1. Материальную основу наследственности микроорганизмов

2. Формы изменчивости микроорганизмов.

3. Условия возникновения изменчивости микрооорганизмов. Мутагены

4. Генетические рекомбинации микроорганизмов.

Студент должен уметь:

По культуральным свойствам определить принадлежность бактерий к патогенным штаммам (R –S диссоциация)

Объяснить механизм возникновения антибиотикоустойчивости бактерий

ЛИТЕРАТУРА:

Основная литература:

1.Микробиология с вирусологией и иммунологией /Под ред. Л.Б.Борисова, А.М. Смирновой – М.,1994.

2.Микробиология, вирусология, иммунология /Под ред. А.А.Воробьева. М.-2004г.

3. Микробиология, вирусология, иммунология /Под ред. В.Н.Царева- 2009г.

4.Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. /Под редакцией В.В.Теца 2002г.

5. Практикум лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, вирусологии и иммунологии. /Под редакцией В.Н. Царева, А.А.Воробьева.- М.,2008.

 

Дополнительная литература:

1.Физиология микроорганизмов/ Методические разработки к практическим занятиям по общей микробиологии. Ростов- на – Дону, 2001.

2. Методические рекомендации, изданные кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии ГОУ ВПО СОГМА Росздрава:

Общая микробиология/ Учебно- методические рекомендации для студентов лечебного факультета. – Владикавказ, 2004.

Сборник методических разработок по микробиологии для студентов лечебного, педиатрического, медико- профилактического и фармацевтического факультетов/ Учебно-методические разработки, часть 1. Владикавказ, 2008.

3. Медицинская микробиология (учебное пособие) под ред. А.М.Королюка и В.Б.Сбойчакова- СПб. 1999.

4. Микробиология для врачей под редакцией А.Н.Маянского-Н.Новгород, 1998.

III. Задания для самостоятельной внеаудиторной работы по изучаемой теме.

1. Продолжите высказывание – что такое трансформация и какие стадии выделяют в этом процессе …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

 

2.Какие существуют формы проявления изменчивости микроорганизмов

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

 

3. Практическое значение изменчивости микроорганизмов

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

 

4.Продолжите фразу мутагены это

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

САМОКОНТРОЛЬ

Укажите правильные ответы:

 

1.Что относят к внехромосомным генетическим структурам?:

а) рибосомы

б) полисомы

в) плазмиды

г) мезосомы

д) транспозоны

 

Что такое мутагены?

А) гены обеспечивающие мутацию

Б) факторы, вызывающие мутацию

В) факторы передающие генетическую информацию

Г) факторы, восстанавливющие ДНК

 

Что такое инверсия

А) способ генетической рекомбинации

Б) исправление поврежденных участков ДНК

В) хромосомная мутация

Г) точковая мутация

 

Что такое модификация?

А) исправление поврежденных участков ДНК

Б) фенотипические изменения, не затрагивающие генома клетки

в) передача генетического материала рпи помощи бактериофага

г) наследственное скачкообразное изменение признака

 

Что такое репарация?

А) лизогения

Б) восстановление поврежденной ДНК

В) способ передачи генетической информации

Г) виропексис

 

Что такое экзон?

А) вирулентный бактериофаг

Б) профаг

В) участок гена несущий определенную генетическую информацию

Г) умеренный бактериофаг

 

Что такое мутации?

А) исправление поврежденных участков ДНК

Б) передача генетического материала при помощи бактериофага

В) наследственное скачкообразное изменение признака

Г) процесс образования бактериального потомства, содержащего признаки донора и реципиента

 

8. Для коньюгации характерно:

А) передача генетического материала при помощи бактериофага

Б) необходим контакт клеток донора и реципиента

В) передача генетического материала с помощью РНК

Г) передача генетического материала с помощью полового фактора

 

Что такое трансформация?

А) восстановление поврежденной ДНК

Б) передача генетической информации при контакте бактериальных клеток разной «половой» направленности

В) передача генетической информации с помощью фрагмента ДНК

Г) передача генетической информации от клетки донора клетке реципиента с помощью бактериофага

 

Что такое трансдукция?

А) передача генетического материала при помощи бактериофага

Б) необходим контакт клеток донора и реципиента

В) передача генетического материала с помощью РНК

Г) передача генетического материала с помощью полового фактора

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6.

Тема: Симбиоз и антибиоз. Резидентная и патогенная микрофлора. Факторы вирулентности микробов. Синергизм и антагонизм у микробов. Антибиотики, механизм действия и методы определения чувствительности к антибиотикам.

Тестовый контроль.

I. Вопросы для проверки исходного (базового) уровня знаний:

1. История открытия антибиотиков, принципы получения и применения антибиотиков (исследования А.Флеминга, Г.Флори, Э.Чейна, З.Ермольевой, С.Ваксмана и др).

2. Место антибиотиков в современной медицине. Основные принципы антибиотикотерапии.

3. Классификация по химическому строению, характеру и механизму противомикробного действия, происхождению и спектру действия на микробную клетку..

4.Демонстрация антибиотиков с различным механизмом и спектром действия. Принципы рациональной антибиотико- и химиотерапии.

5.Третий и четвертый этапы выделения чистой культуры аэробов.

6.Выделение чистой культуры анаэробов (продолжение).

7.Дисбактериоз, эубиотики.

8.Определение чувствительности к антибиотикам методом индикаторных дисков.

9.Генетический контроль резистентности к антибиотикам у бактерий.

 

II.Целевые задачи:

Студент должен знать: Литература:
· основные принципы антибиотикотерапии; · классификацию антибиотиков по механизму действия, спектру и конечному результату действия на микробную клетку; · сравнительную характеристику основных групп антибиотиков (пенициллины, цефалоспорины, макролиды, аминогликозиды, тетрациклины, левомицетины); · Выполнение 3 и 4-го этапов исследования выделения чистой культуры аэробов и анаэробов. · Чувствительность методом индикаторных дисков.   1. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология. / Под ред. А.И. Коротяева, С.А. Бабичева. – Санкт –Петербург, 1989. 2. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология. / Под. ред. А.А. Воробьева. - М., 1999, 2001, 2004. 3. Медицинская микробиология. / Под ред. акад. РАМН В.И. Покровского. – М., 2001. 4. Микробиология. / Под. Ред. А.А. Воробьева, А.С. Быкова, Е.П. Пашкова, А.М. Рыбаковой. – М., Медицина, 2003. 5. Микробиология, вирусология и иммунология. / Под ред. В.Н. Царева, 2009. 6. Навашин С.М., Фомина И.П. Рациональная антибиотикотерапия. - М., 1082. 7.Яковлев С.В., Яковлев В.П. Краткий справочник по антибиотикотерапии. - М., 1998. 8.Машковский М.Д. Лекарственные средства. – М, 2000.
Студент должен уметь: · Определить биохимическую и протеолитическую активность выделенной чистой культуры. · Описать характеристику чувствительности чистой культуры к антибиотикам. · Запротоколировать. Литература: 1.Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии. / Под ред. Л.Б. Борисова. – М., 1984. 2.Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии. / Под. Ред. В.В. Теца, 2002.  

Восполнить недостающие знания поможет изучение специальной литературы, указанной выше.

 

III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме:

1.Заполните таблицу:

Характеристика чувствительности культур к антибиотикам Диаметр зоны угнетения роста бактерий
Высокочувствительная культура  
Средне чувствительная  
Слабо чувствительная  
Культура устойчива  

 

2. Заполните протокол исследования:

№№ п/п Исследуемый материал Результаты исследования Графическое изображение
       

 

САМОКОНТРОЛЬ

Укажите правильные ответы:

3. Укажите антибиотик, обладающий наибольшей антианаэробной активностью:

а) Ампициллин

б) Гентамицин

в) Цефоперазон

г) Метронидазол

д) Ципрофлоксацин

 

4. Принципами рациональной антибактериальной терапии являются:

а) Начало лечения с минимальных доз антибактериальных препаратов

б) Начало антибактериальной терапии после идентификации возбудителя

в) Учет предшествовавшей антибактериа


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.421 с.