Правовые основы взаимодействия различных видов транспорта при перевозках — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Правовые основы взаимодействия различных видов транспорта при перевозках

2017-12-09 545
Правовые основы взаимодействия различных видов транспорта при перевозках 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

22. Перевозки в прямом смешанном сообщении....................................... 261

Самостоятельная работа: правовое регулирование

осуществления перевозки в прямом смешанном сообщении................ 265

Практическое контрольное задание: ответственность

по обязательствам, вытекающим из договора перевозки

в прямом смешанном сообщении............................................................. 267

23. Транспортно-экспедиционные операции и услуги............................ 271

Самостоятельная работа 1: договор транспортной

экспедиции.................................................................................................. 276

Самостоятельная работа 2: правовое регулирование

транспортных операций иуслуг............................................................... 275

Практическое контрольное задание: ответственность

в экспедиционных обязательствах.......................................................... 279

24. Правовое регулирование международных перевозок........................ 283

Самостоятельная работа: международные перевозки....................... 289

Практическое контрольное задание: договор международной
перевозки.................................................................................................... 292

25. Правовое регулирование транзита товаров......................................... 295

Самостоятельная работа: правовые основы транзита

товаров...................................................................................................... 309


Практическое контрольное задание: регламентация

таможенных режимов перемещения товаров...................................... 311

26. Порядок транзита товаров....................................................................... 314

Самостоятельная работа: сущность процедуры

транзита товаров.................................................................................... 325

Практическое контрольное задание: доставка товаров

под таможенным контролем.................................................................. 326

27. Рассмотрение споров в связи с перевозками....................................... 330

Самостоятельная работа: претензионный порядок

рассмотрения споров в связи с перевозками........................................... 334

Практическое контрольное задание: процедура подготовки
претензии в связи с перевозкой и ее рассмотрения............................... 336

Нормативные источники................................................................................. 340

Литература........................................................................................................ 344

Принятые сокращения.................................................................................... 348


ПРЕДИСЛОВИЕ

В условиях углубления рыночных отношений широкое распро­странение получают перевозки различными видами транспорта, бази­рующиеся на договорных началах. Эффективное регулирование есте­ственных монополий на транспорте, целенаправленное влияние на технологию перевозок, установление гарантий строгого соблюдения сторонами перевозочных обязательств являются важными элемента­ми развития экономики государства.

Развитие экономики без транспортного обеспечения невозможно. С помощью транспорта перевозится огромное количество сырья, по­луфабрикатов, комплектующих, готовой продукции. Масштабы пере­мещения товаров, его всеохватывающий характер требуют подробной регламентации договорно-документационного обеспечения перево­зок, регулирования правового статуса сторон перевозочного процесса, оперативного разрешения спорных ситуаций, возникающих между ними при осуществлении перевозок.

Перечисленные проблемы являются объектом исследования транспортного права. Оно изучает организацию и деятельность феде­ральных органов исполнительной власти в области транспорта по подготовке и введению в действие подзаконных нормативных актов, которые устанавливают правила перевозки грузов, пассажиров, бага­жа, регулируемый законодательством порядок перевозки различными видами транспорта, его организацию и осуществление, способы обес­печения выполнения участниками транспортных правоотношений возложенных на них обязанностей.

Усвоению указанных проблем, уяснению их сущности служит данное пособие. Его цель - оказать студентам помощь в овладении основами транспортного права, приобретении ими практических на­выков и приемов применения транспортных норм к конкретным си­туациям, связанным с перевозкой.

Пособие охватывает все темы учебной программы но дисциплине "Транспортное право". Оно включает рекомендации по изучению ка­ждой темы курса, планы самостоятельных работ и практические кон­трольные задания, выдержки из отдельных нормативных источников, образцы перевозочных документов, материалы для организации и проведения деловых игр, перечни тем курсовых и дипломных работ по транспортному праву.

В методических рекомендациях обращается внимание на связь изучаемой темы с другими темами и разделами курса, выделяются


наиболее сложные, узловые вопросы и положения темы, даются оп­ределения основных понятий, их краткая характеристика, подчерки­вается значение этих понятий.

Студентам предлагается наиболее оптимальная последователь­ность изучения учебного материала.

В планах самостоятельных работ указывается тема работы, время для ее изучения, излагаются основные вопросы, подлежащие изуче­нию, дается перечень нормативных актов и литературных источни­ков, которые необходимо изучить студентам. Здесь же формулирует­ся примерная тема реферата по основной изучаемой проблеме.

Реферат объемом 7-10 страниц должен включать вводную, ос­новную и заключительную части, а также список использованных нормативных источников и литературы. В вводной части необходимо указать на место и роль рассматриваемой проблемы в рамках изучае­мой темы. В основной части реферата излагается суть проблемы, ана­лизируются характеризующие ее признаки, исследуются структурные элементы. Заключительная часть должна содержать краткие выводы, оценку рассмотренной проблемы, ее значение.

Планы контрольных заданий включают информационные блоки, рассчитанные на реализацию методической системы выполнения за­дания, складывающейся из:

• глубокого изучения теоретических аспектов рассматриваемой
темы;

• усвоения транспортных норм;

• ознакомления с практикой их применения;

• отработки применения этих норм к конкретной жизненной
ситуации (решение задач);

• работы с архивными судебными решениями по перевозкам.

Центральное место в выполнении практического задания отво­дится решению задач (казусов). Задание требует определенной после­довательности и соблюдения методических правил.

До начала решения каждой задачи необходимо изучить рекомен­дованные нормативные акты, а также специальную литературу. После этого, внимательно прочитав условия задачи, уяснить все детали из­ложенных обстоятельств, понять сущность правового вопроса, на ко­торый нужно дать ответ.

Следующим этапом решения задачи является поиск правовой нормы, на основе которой надлежит принять решение, применение ее к ситуации, изложенной в условии задачи, путем анализа и сопостав­ления составных элементов нормы, соответствующих статей и пунк­тов нормативных источников.


Заключительным этапом является формулирование мотивиро­ванного решения. В нем должны содержаться обоснование принятого решения, доводы и аргументы, которыми оно подтверждается.

Решение задачи со ссылкой на соответствующие правовые нормы необходимо зафиксировать в письменном виде с тем, чтобы ответы на поставленные вопросы в каждой задаче были четко сформулированы, а аргументы обоснованы.

Каждое задание к практическим занятиям содержит перечень нормативных источников и литературы. Для самоконтроля знаний по отрабатываемой теме предлагаются контрольные вопросы.

В пособии даны вопросы для самостоятельного изучения и по­вторения учебного материала по курсу при подготовке и сдаче зачета и экзамена, а также представлены темы курсовых и дипломных работ.


Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Сущность транспортного права

Основные вопросы:

1. Транспорт и его роль в экономике страны.

2. Транспортное право как отрасль права.

3. Задачи транспортного права.

При изучении данной темы необходимо сначала уяснить влияние перестройки на транспортную систему Российской Федерации, роль транспорта в развитии рыночной экономики.

Распад СССР повлек за собой существенные изменения в транс­портной системе России. Они коснулись ее структуры, организации управления, а также нормативной базы.

Переход государства к рыночным принципам развития хозяйства, условия реформирования социально-экономических отношений по­ставили перед транспортом новые, более сложные задачи по корен­ному улучшению его деятельности, повышению качества предостав­ляемых гражданам и юридическим лицам услуг по перевозкам.

Транспорт выполняет роль цементирующего фактора, объеди­няющего производственные и экономические связи различных сфер деятельности. Он обеспечивает нормальное производство и обраще­ние продукции промышленности и сельского хозяйства, нужды капи­тального строительства, удовлетворяет потребности населения в пе­ревозках.

Основная задача транспорта заключается в перевозках грузов, пассажиров, багажа и почты. В условиях рыночных отношений на­блюдается резкий переход от централизованной организации перево­зок, основным методом которой был административно-командный метод, к децентрализации транспортных процессов, для которых ха­рактерны строго рыночные механизмы взаимодействия.

Это требует внесения существенных изменений в транспортное законодательство, приведения его в соответствие с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ. Такая работа ак­тивно ведется. За последние несколько лет приняты Федеральный за­кон "О федеральном железнодорожном транспорте" (1995 г.), Воз­душный кодекс Российской Федерации (1997 г.), Транспортный устав


железных дорог Российской Федерации (1998 г.), Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (1999 г.).

Рассматривая понятие транспортного права, следует иметь в виду различные мнения ученых-юристов о его сущности и месте в общей системе права. Некоторые юристы считают, что транспортное право является составной частью гражданского права, его подотраслью. Между тем, есть основания, опираясь на теорию многомерного или разноуровневого подхода к трактовке отраслей права1, рассматривать его как комплексную отрасль права.

Ее предметом являются разнородные понятия. Центральное ме­сто среди компонентов предмета транспортного права занимают пра­воотношения, связанные с организацией и осуществлением перевозки и базирующиеся на договорных началах. Вместе с тем, предмет транспортного права составляют также специфические отношения, возникающие в связи с использованием для реализации договора пе­ревозки источника повышенной опасности - транспорта. Речь, в част­ности, идет об отношениях между перевозчиком и клиентом, вызван­ных необходимостью строгого соблюдения правил пользования транспортным средством и обеспечения мер безопасности.

Предмет транспортного права составляют также правоотноше­ния, возникающие между сторонами в связи с претензионным поряд­ком рассмотрения споров.

Вторым важным фактором, дающим основание отнести транс­портное право к комплексной отрасли, является то обстоятельство, что его нормы не связаны единым методом правового регулирования. Основным методом правового регулирования транспортных правоот­ношений является метод равенства сторон. Однако применительно к некоторым правоотношениям используется метод властных распоря­жений. Так, указания перевозчика по поводу соблюдения правил пользования транспортом, выполнение действий, направленных на обеспечение безопасности перевозки, являются обязательными для грузоотправителя, грузополучателя, пассажира.

Следует также отметить, что транспортное право обладает само­стоятельной нормативной базой, включающей специальные законы (Транспортный устав железных дорог Российской Федерации, Воз­душный кодекс Российской Федерации, Кодекс торгового мореплава­ния Российской Федерации) и подзаконные акты (Устав автомобиль­ного транспорта РСФСР, Устав внутреннего водного транспорта

См. Алексеев С.С. Теория права. - М, 1995. С. 198-199;

Поленина СВ. Теоретические проблемы системы советского законодательст­ва.-М., 1979. С. 32-33.


Союза ССР), регулирующие организацию и осуществление перевозки различными видами транспорта, а также значительное количество ве­домственных нормативных актов, устанавливающих правила пере­возки грузов, багажа, почты и пассажиров. В этих нормативных ис­точниках объединены нормы гражданского, административного, гра­жданско-процессуального, международного и других отраслей права.

Самостоятельная работа

Понятие транспортного права Время - 2 часа

Основные вопросы:

1. Транспорт как одна из важнейших отраслей экономики госу­
дарства:

а) роль транспорта в экономике государства;

б) транспорт в условиях рыночных отношений;

в) задачи транспорта на современном этапе.

2. Транспортное право - комплексная отрасль права:

а) предмет транспортного права;

б) метод правового регулирования транспортного права;

в) нормы транспортного права;

г) отграничение транспортного права от смежных отраслей права.

3. Задачи транспортного права:

а) полное удовлетворение потребностей экономики, а также на­
селения в перевозках;

б) обеспечение сохранности перевозимых грузов;

в) своевременная доставка в пункт назначения грузов, пассажи­
ров, багажа.

Тема реферата:

Транспортное право - комплексная отрасль права.

Нормативные источники

1) Конституция Российской Федерации. - М.,1993. Ст. 8, 15, 17.

2) Гражданский кодекс Российской Федерации. 1996. Гл. 40.

3) Воздушный кодекс Российской Федерации. 1997. Гл. 1.

4) Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. 1999.
Гл. 1.


5) Транспортный устав железных дорог Российской Федерации.
1998. Гл. 1.

6) Устав автомобильного транспорта РСФСР. 1969. Разд. 1.

7) Устав внутреннего водного транспорта СССР. 1955. Разд. 1.

Литература

1) Андрианов И.А., Зинченко С.А. Правовое регулирование от­
ношений транспортных организаций с клиентурой и между собой.
- Ростов-на-Дону, 1972.

2) Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебное пособие. - М.,
1999.

3) Лопатина Н.Ф. Единая транспортная система: хозяйственно -
правовой аспект. - М, 1979.

4) Романович А.Н. Транспортные правоотношения. - Минск,
1984.

5) Савичсв Г.П. Проблемы эффективности законодательства в
транспортных обязательствах. - М.,1979.

6) Савичев Г.П. Становление и перспективы развития транспорт­
ного законодательства в Российской Федерации // Вестник МГУ.
1993. №2.

7) Смирнов В.Т. Права и обязанности участников договора пере­
возки.-Л., 1986.

8) Поленина СВ. Теоретические проблемы системы советского
законодательства. - М., 1979.

9) Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 1995.

Вопросы для самоконтроля

1) Каковы назначение и функции транспортного права?

2) Какие существуют виды транспорта и как они взаимодей­
ствуют?

3) Что представляет собой транспортная сеть в Российской
Федерации?

4) Какова роль транспорта в развитии экономики Российской
Федерации?

5) Какие задачи стоят перед транспортом на современном этапе?

6) В чем заключается сущность транспортного права?

7) Каковы предмет и метод правового регулирования транспорт­
ного права?


8) В чем проявляется системный характер транспортного права?

9) Каковы особенности норм транспортного права?

10) В чем состоит комплексный характер транспортного права?

11) С какими смежными отраслями права связано транспортное

право?

12) Какие задачи выполняет транспортное право?

Практическое контрольное задание

Содержание и структура транспортного нрава Время - 2 часа

Основные вопросы:

1. Характеристика и особенности транспортного права.

2. Содержание транспортного права и его составные части.

3. Особенности норм транспортного права.

Нормативные источники

1) Гражданский кодекс Российской Федерации. 1996. Гл. 40,41.

2) Воздушный кодекс Российской Федерации. 1997. Гл. 1, 2.

3) Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. 1999.
Гл. 1,8.

4) Устав автомобильного транспорта РСФСР. 1969. Разд. 1, 9.

5) Устав внутреннего водного транспорта СССР. 1955. Разд. 1, 2.

6) Транспортный устав железных дорог Российской Федерации.
1998. Гл. 1,2.

Литература

1) Алексеев С.С. Теория права. - М., 1995.

2) Андреев В.К. Транспортное право. - Калинин, 1977.

3) Быков А.Г. Предприятие и транспорт. Правовые основы. - М.,
1979.

4) Быков А.Г., Половинник Д.И. Основы автотранспортного пра­
ва.-М, 1986.

5) Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебное пособие. - М.,
1999.

6) Новиков В.М., Иваницкий Н.М. Основы транспортного права
(железнодорожный транспорт). - М., 1997.


ЗАДАЧИ

Задача I

Начальник Московской железной дороги, проверив заявку Объе­динения "Электросипа" на перевозку грузов, исключил из нее четыре нерациональные, по его мнению, перевозки. О принятом решении ад­министрация Объединения была своевременно уведомлена.

Будучи неудовлетворенным принятым начальником Московской железной дороги решением, руководство Объединения обжаловано это решение в Министерство путей сообщения РФ. В жалобе указа­но, что исключенные из заявки четыре перевозки для Объединения крайне необходимы. Без них будут нарушены экономические связи между десятками предприятий по производству электрооборудова­ния.

В жалобе высказано недоумение по поводу действий руково­дства Московской железной дороги, которые противоречат долго­срочному договору об организации перевозок грузов, заключенному между железной дорогой и грузоотправителем.

• Обладает ли начальник железной дороги полномочиями вла­
стно-распорядительного характера при рассмотрении заявок на пере­
возку грузов?

• На каких началах должны строиться отношения между Мос­
ковской железной дорогой и Объединением "Электросила" в связи с
заключением долгосрочного договора об организации перевозок гру­
зов?

Задача 2

При заключении годового договора на перевозку грузов автомо­бильным транспортом автотранспортное предприятие "Тюменьобл-транс" и Объединение "Прогресс" со ссылкой на ч. I ст. 793 ГК РФ включили в раздел "Ответственность сторон" пункт об освобожде­нии сторон от ответственности в случае невыполнения объема пе­ревозок грузов, предусмотренного в договоре.

В процессе осуществления перевозок грузоотправитель в тече­ние первой недели января 2000 года систематически допускал за­держку подачи под погрузку автомобилей на 1,5-2 часа сверх уста­новленного срока.

В конце января автотранспортное предприятие предъявило гру­зоотправителю претензию о возмещении ущерба за простой под­вижного состава, повлекший невыполнение объема перевозок грузов, предусмЬтренного в годовом договоре. Мотивируя свое требование,


перевозчик указал, что включение в годовой договор пункта, освобо­ждающего стороны от ответственности за невыполнение объема перевозок грузов, является незаконным, так как не соответствует ч.2 ст. 793 ГКРФ, а также ст. 131 УАТРСФСР.

Грузоотправитель отверг претензии автотранспортного пред­приятия "Тюменьоблтранс". Согласившись с его мнением о неправо­мерности включения в годовой договор на перевозку грузов пункта об освобождении сторон от ответственности, грузоотправитель ука­зал, что причиной невыполнения объема перевозок грузов явилось стихийное бедствие - пожар и его последствия, не позволившие во­время подготовить груз к перевозке в течение первой недели января 2000 г. Эта причина является объективной и, в соответствии с за­коном освобождает его от ответственности. В обоснование своей позиции грузоотправитель также сослался на ч.2 ст. 793 ГК РФ и ст. 131 УАТ РСФСР.

• Проанализируйте указанные статьи и ответьте на вопрос, кто
прав в данном споре?

• Каким способом закреплена норма, освобождающая от ответ­
ственности грузоотправителя?

Задача 3

Иванов И.Н. совершал наречном судне "Ермак" по путевке круиз из порта Москва в порт Астрахань. В пути следования во время празднования дня Военно-Морского Флота Иванов И.Н. самовольно устроил в компании с другими пассажирами на корме судна фейер­верк. Он запустил несколько приобретенных в коммерческом магази­не ракет. Одной из них он едва не попал в находившегося рядом пас­сажира Свистунова Л.Г.

Увидев происходящее, капитан судна Синайский В.Л. потребовал прекратить опасное развлечение. Не добившись выполнения своего распоряжения, Синайский В.Л. с помощью двух членов экипажа судна задержал Иванова И.Н. и поместил его в изолированное помещение.

В ближайшем порту - Нижнем Новгороде - Иванов И.Н. был снят с судна и передан работникам милиции.

• Являются ли действия капитана судна "Ермак" правомерны­
ми?

• Распространяются ли его властно-распорядительные полномо­
чия на пассажиров судна?

• На каких началах строятся отношения между перевозчиком и
пассажиром?


Вопросы для самоконтроля

1) Какие общественные отношения регулируют нормы транспорт­
ного права?

2) Как нормы транспортного права регулируют общественные
отношения?

3) Какие критерии отграничивают транспортное право от других
отраслей права?

4) Каково содержание и структура транспортного права?

5) Какие особенности присущи транспортному праву?

6) В чем проявляется особый характер норм транспортного пра­
ва?

7) Какова структура норм транспортного права?

S) Какие существуют способы изложения норм транспортного права в статьях нормативно-правовых актов?

9) Какие институты включает в себя транспортное право?

10) Из каких подотраслей состоит транспортное право?

2. Принципы транспортного права

Основные вопросы:

1. Понятие принципов транспортного права.

2. Характеристика принципов транспортного права.

Изучая данную тему, необходимо опираться на общеметодологи­ческую трактовку принципов как основополагающих, руководящих начал, положений, которые определяют сущностные стороны того или иного явления, его наиболее характерные черты.

Критериями определения принципов транспортного права явля­ются, во-первых, проявление в каждом принципе сущностного харак­тера данной комплексной отрасли права, того, что пронизывает ее, отличает от других явлений и отраслей права и, во-вторых, закрепле­ние принципа в нормативных актах.

Вот почему, определяя перечень принципов транспортного права, следует исходить из Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, транспортных кодексов и уставов. Именно в основном законе госу­дарства, главе "Перевозки" ГК РФ, в общих разделах и главах транс­портных законодательных актов содержатся указания на принципы транспортного права, а их конкретизация находит отражение в разде­лах и главах, посвященных организации и осуществлению перевозок


грузов, пассажиров, багажа, а также ответственности сторон за невы­полнение обязательств по перевозкам.

Опираясь на указанные два критерия, к числу принципов транс­портного права можно отнести:

1) свободное перемещение грузов, пассажиров, багажа;

2) сочетание общегосударственных интересов с интересами
транспортных предприятий и клиентов;

3) сочетание централизованной регламентации перевозки с ве­
домственным урегулированием порядка ее осуществления;

4) осуществление перевозки на базе организационно-правовых
предпосылок;

5) повышение эффективности и качества транспортной деятель­
ности;

6) законность при осуществлении перевозки;

7) контроль и укрепление дисциплины на транспорте.
Принцип свободного перемещения грузов, пассажиров, багажа

вытекает из положений Конституции о едином экономическом про­странстве, свободе перемещения товаров и услуг, свободе экономиче­ской деятельности, свободе передвижения граждан. В соответствии с этим принципом и с учетом возможностей транспортных средств пе­ревозки осуществляются в любой регион, населенный пункт. Исклю­чение составляют лишь ограничения, связанные с природными катак­лизмами, военными действиями, эпидемиями и т. д.

Принцип сочетания общегосударственных интересов с интереса­ми транспортных предприятий и клиентов обусловлен тем обстоя­тельством, что транспорт является одной из составляющих нормаль­ного развития экономики государства. Поэтому оно заинтересовано в оптимизации транспортных процессов, расширении сети транспорт­ных артерий, в совершенствовании и количественном увеличении подвижного состава, в улучшении организации перевозок различны­ми видами транспорта.

Транспортные предприятия заинтересованы в максимальном из­влечении прибыли, что достигается путем интенсификации переме­щения объектов перевозки, ускорения оборачиваемости подвижного состава, использования самых современных и экономичных транс­портных средств. Все это благотворно сказывается на развитии эко­номики и отвечает интересам клиентов.

Расширение возможностей транспортировки грузов, пассажиров, багажа позитивно влияет на укрепление обороноспособности госу­дарства.


Принцип сочетания централизованной регламентации перевозки с ведомственным регулированием порядка ее осуществления указы­вает на сложность и многогранность перевозочного процесса, необ­ходимость выполнения комплекса действий, связанных с подготовкой груза к погрузке, осуществлением погрузочно-разгрузочных работ, креплением груза, его пломбированием, учетом особенностей пере­возки различными видами транспорта. Эти обстоятельства потребо­вали наряду с централизованной регламентацией транспортными ко­дексами и уставами перевозок отдельными видами транспорта регу­лирования ведомственными нормативными актами конкретных тех­нико-правовых вопросов организации и осуществления перевозок. К ним относятся, прежде всего, правила перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты соответствующими видами транспорта, а также раз­личные технические условия, ведомственные стандарты, тарифы и т.п.

Ведомственная нормативная база разрабатывается на основе транспортных законов, развивая и конкретизируя их отдельные поло­жения.

Принцип осуществления перевозок на базе организационно-правовых предпосылок означает, что перевозка грузов может быть осуществлена при выполнении определенных организационно-право­вых действий, составлении соответствующих документов. Важней­шей такой предпосылкой является разработка сторонами долгосроч­ного договора об организации перевозки грузов при систематических перевозках, а при разовой перевозке - заблаговременная подача пере­возчику заявки на перевозку конкретного груза.

Наличие таких документов делает перевозочный процесс доста­точно организованным, предсказуемым, гарантируемым от различно­го рода субъективных моментов, а в конечном итоге - оптимальным.

Принцип повышения эффективности и качества транспортной деятельности распространяется на всех участников перевозочного процесса. Он адресуется как перевозчику, так и грузоотправителю, а равно грузополучателю. Так, в обязанности перевозчика входит вы­полнение требования своевременно и без потерь доставить груз в пункт назначения. Грузоотправитель обязан затарить, упаковать и за­крепить груз так, чтобы обеспечить безопасность перевозки, сохран­ность груза и подвижного состава, замаркировать его и при необхо­димости опломбировать.

В указанных случаях стороны решают вопрос о сопровождении груза в пути следования экспедитором.


Получатель обязан при наличии оснований проверять количество и состояние прибывшего груза, требовать составления коммерческого акта.

В целом же, обеспечение эффективности и качества транспорт­ной деятельности возможно лишь при условии совместных согласо­ванных действий участников транспортного процесса по выполнению возложенных на них обязательств.

Принцип законности (основополагающий принцип права) при­сущ и транспортному праву. В связи с особенностью транспортного процесса, обусловленной использованием в качестве перевозочного средства источника повышенной опасности, законодатель акцентиро­вал внимание участников перевозки на неукоснительном выполнении обязательств, связанных с обеспечением безопасности перевозок. В отдельных источниках, в частности, в Уставе внутреннего водного транспорта, прямо закреплена обязанность участников перевозки не­укоснительно и точно выполнять требования Устава.

Тесно с принципом законности связан принцип контроля и укре­пления дисциплины на транспорте. Последний является необходимым условием соблюдения транспортного законодательства. Особенно это касается железнодорожного законодательства.

Учитывая особое положение и значение железнодорожного транспорта в экономике государства, он признан областью естествен­ных монополий. Поэтому в интересах защиты прав потребителей, связанных с оказанием услуг железнодорожного транспорта, законо­датель возложил на компетентные государственные органы осущест­вление контрольно-надзорных функций за его деятельностью. Поми­мо Министерства путей сообщения, к ним относятся Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транс­порте, Государственный антимонопольный комитет Российской Фе­дерации, транспортная прокуратура и другие. Они призваны следить за соблюдением требований Транспортного устава железных дорог РФ юридическими и физическими лицами, на которых распространя­ется его действие.

Что касается обеспечения дисциплины на транспорте, то на неко­торых видах транспорта действуют специальные уставы и положения о дисциплине. Вопрос дисциплины на железнодорожном транспорте регулируется Положением о дисциплине работников железнодорож­ного транспорта Российской Федерации. На морском, внутреннем водном, воздушном транспорте действуют уставы о дисциплине.


Самостоятельная работа

Сущность принципов транспортного права Время - 2 часа

Основные вопросы:

1. Понятие и система принципов транспортного права:

а) понятие и значение принципов транспортного права;

б) законодательное закрепление принципов транспортного права;

в) связь и взаимообусловленность принципов транспортного права;

г) система принципов транспортного права.

2. Характеристика принципов транспортного права:

а) свободное перемещение грузов, пассажиров, багажа;

б) сочетание централизованной регламентации перевозок с ве­
домственным регулированием их осуществления;

в) сочетание общегосударственных интересов с интересами
транспортных предприятий и клиентов;

г) осуществление перевозки на базе организационно-правовых
предпосылок;

д) повышение эффективности и качества транспортной деятель­
ности;

е) соблюдение законности на транспорте;

ж) контроль и укрепление дисциплины на транспорте.

Тема реферата:

Сущность и значение принципов транспортного права

Нормативные источники

1) Конституция Российской Федерации. - М.,1993.

2) Гражданский кодекс Российской Федерации. 1996. Гл. 40, 41.

з) Воздушный кодекс Российской Федерации. 1997. Гл. 1, 4.

4) Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. 1999.
Гл. 1,8.

5) Устав автомобильного транспорта РСФСР. 1969. Разд. I, И, III.

6) Устав внутреннего водного транспорта СССР. 1955. Разд. I, П.

7) Транспортный устав железных дорог Российской Федерации.
1998. Гл. 1,11.

8) Закон о прокуратуре Российской Федерации. 1995.

9) Положение о дисциплине работников железнодорожного
транспорта РФ. Утверждено Постановлением Правительства РФ от
25 августа 1992 г. №621.


Литература

1) Андреев В.К. Транспортное право. - Калинин, 1977.

2) Быков А.Г., Половинник Д.И. Основы автотранспортного пра­
ва. - М, 1986.

3) Витрянский В.В. В срок, без потерь и порчи // Хозяйство и
право. 1983. №12.

4) Волков М.М. Основные принципы правового регулирования
деятельности гражданской авиации. - Л., 1972.

5) Дегтяренко В.Н., Зимин В.В., Костенко А.И. Организация пе­
ревозки грузов. - М., 1997.

6) Курцев Н.П., Левина Г.Н. Транспортное право России. — Бел-
го-род, 1996.

7) Тарасов М.А. Транспортное право. - Ростов-на-Дону, 1968.

Вопросы для самоконтроля

1) Что представляют собой принципы транспортного права и ка­
ково их значение?

2) В каких нормативных актах закреплены основные принципы
транспортного права?

3) Какова система принципов транспортного права?

4) В чем проявляется взаимосвязь принципов транспортного права?

5) В чем суть принципа свободного перемещения грузов, пассажи­
ров, багажа?

6) Какие существуют организационно-правовые предпосылки осу­
ществления перевозки грузов?

7) Что означает принцип сочетания централизованной регламен­
тации перевозок с ведомственным регулированием их осу­
ществления?

8) Каково содержание принципа взаимного сочетания общегосу­
дарственных интересов с интересами транспортных предпри­
ятий и клиентов?

9) Как действует принцип повышения эффективности и качества
транспортной деятельности?

10) В чем заключается значение принципа законности и укрепления
дисциплины на транспорте?


Практическое контрольное задание

Классификация принципов транспортного права Время - 2 часа

Основные вопросы:

1. Принципы, отражающие организацию и осуществление пере­
возок.

2. Принципы, характеризующие транспортную деятельность.

Нормативные источники

1) Конституция Российской Федерации. - М., 1993. Ст. 15.

2) Гражданский кодекс Российской Федерации. - М., 1996.
Ст. 784, 791-796.

3) Воздушный кодекс Российской Федерации. 1997. Гл. 1,15.

4) Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. 1999.
Гл. 1,8.

5) Устав автомобильного транспорта РСФСР. 1969. Разд. 1, 3, 10.

6) Транспортный устав железных дорог Российской Федерации.
1998. Гл. 1.

Литература

1) Быков Л.Г. Предприятие и транспорт. Правовые основы. - М.,
1979.

2) Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебное пособие. - М.,
1999.

3) Новиков В.М., Иваницкий Н.М. Основы транспортного права
(железнодорожный транспорт). - М., 1997.

4) Ордамский Н.С. Правовые проблемы железнодорожного
транспорта в СССР. - Саратов, 1981.

5) Остроумов Н.Н. Правовое регулирование воздушного транс­
порта. -М., 1989.

6) Савичев Г.П., Витрянский В.В. Правовое обеспечение сохран­
ности грузов при перевозке. - М., 1989.

7) Трегубов В.И. Транспортное право. - М, 1975.


ЗАДАЧИ

Задача 1

Министерство путей сообщения РФ с участием Государствен­ного комитета по оборонным отраслям промышленности РФ разра­ботало Правила перевозки грузов в нестандартной таре и упаковке. Их подготовка была обусловлена невозможностью, вследствие осо­бых обстоятельств, осуществления перевозок отдельных грузов на основании действующих правил.

Правила перевозки грузов в нестандартной таре и упаковке были утверждены МПС РФ 5 марта 1998 г. с указанием, что они согласо­ваны с Госкомитетом по оборонным отраслям промышленности РФ и направлены в Министерство юстиции РФ для регистрации.

В сопроводительном письме Минюсту РФ Министерство путей сообщения РФ, обосновывая необходимость издания Правил, сосла­лось на ст. 5 Транспортного устава железных дорог Российской Фе­дерации. В соответствии с этой статьей федеральный орган испол­нительной власти в области железнодорожного транспорта с уча­<


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.