ТЕМА: Нейроинфекции. Одонтогенные менингиты, энцефалиты, абсцессы головного мозга. Неотложная диагностика. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

ТЕМА: Нейроинфекции. Одонтогенные менингиты, энцефалиты, абсцессы головного мозга. Неотложная диагностика.

2017-12-09 443
ТЕМА: Нейроинфекции. Одонтогенные менингиты, энцефалиты, абсцессы головного мозга. Неотложная диагностика. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: учебная комната и палаты неврологических отделений.

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: познакомить студентов на примере соответствующих больных с наиболее часто встречающимися острыми нейроинфекциями, включая менингиты, энцефалиты, абсцессы разобрать наиболее частые механизмы и причины развития нейроинфекций головного мозга- ото- и одонтогенные, методы неотложной диагностики.

 

ХРОНОМЕТРАЖ ЗАНЯТИЯ:

Теоретический разбор материала - 30 минут

Тестовый контроль - 15 минут

Разбор итогов и наиболее типичных ошибок - 15 минут

Решение ситуационных задач - 20 минут

Клинический разбор двух больных в присутствии преподавателя - 40 минут

Самостоятельная микрокурация больных - 75 минут

Разбор курируемых больных в присутствии преподавателя - 60 минут

Подведение итогов занятия - 15 минут

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

В начале занятия на протяжении 30 минут проводится подробный теоретический опрос и выяснение исходного уровня знаний студентов. При этом обращается внимание на значимость острых нейроинфекций в структуре неврологической заболеваемости. Рассматривается современная классификация острых нейроинфекций с учетом этиологических, топических и клинических критериев, их первичного или вторичного генеза. Приводятся данные о пато- и саногенетических механизмах течения острых нейроинфекций, взаимодействии макро-и микроорганизмов в различные клинические фазы, возможности хронизации, участии нейроиммунных процессах в их реализации. Обосновывается понятие о эпидемичности возникновения ряда первичных нейроинфекций (менингококкового менингита), необходимости использования при них системы противоэпидемических мероприятий, значимости реактивности макроорганизма в возникновении и течении вторичных нейроинфекций. Обращается внимание на возрастные особенности течения нейроинфекций, склонность их к абортивности и маскированию у лиц пожилого возраста и лиц с токсическим анамнезом (алкоголизм, наркомания). Обосновывается система основных противоэпидемических мероприятий при нейроинфекциях

Особое внимание уделяется причинам возникновения и механизмам развития вторичных инфекционных заболеваний ЦНС: отогенных и одонтогенных менингитов, менингоэнцефалитов и абсцессов. Рассматривается роль одонтогенной инфекции и инвазивных методов лечения в стоматологии в возникновении менингитов и абсцессов головного мозга, возможные пути диссеминации, профилактика, наиболее частая локализация и особенности клинического течения данного вида нейроинфекционного процесса.

В течение 60 минут совместно с преподавателем проводится клинический разбор больных с различными видами острых первичных и вторичных нейроинфекций. Обращается внимание на особенности сбора анамнеза у этой категории больных, оценку тяжести общемозгового и очагового неврологического статуса, клинические симптомы нейроинфекции, где особое внимание уделяется менингеальному синдрому и симптомам, его составляющим – ригидность затылочных мышц, симптом Кернига, верхний, средний и нижний симптомы Брудзинского- методы их исследования), инфекционно-токсическому. Рассматривается роль люмбальной пункции в диагностике и лечении менингитов.

Разбираются характерные позы больных (например, “менингитная”), позволяющие осуществлять топическую привязку конкретной патологии. При этом подчеркивается возможность миграции и относительности клинических симптомов, связанных с очаговым поражением мозга и нарушением нейродинамики в целом.

Особое внимание обращается на умение дифференцировать различные клинические варианты острых нейроинфекций, оценку преморбидного фона в возникновении и течении патологии (менингококковый и туберкулезный менингиты).

При этом рассматриваются возможности инструментальной диагностики у больных с различными вариантами нейроинфекций. Особое внимание обращается на данные ликвородиагностики, обязательное знание студентами нормальных и аномальных визуальных показателей ликвора, ликворного давления, клеточного и биохимического состава. Обосновывается патогномоничность указанных изменений для постановки диагноза нейроинфекции, определения типа воспаления (что необходимо для назначения этиотропного лечения и динамического слежения за эффективностью последнего), прогноза заболевания. Определяется степень необходимости проведения нейровизуализационных методов исследования – РКТ, МРТ головного мозга при подозрении на наличие объемного образования инфекционного генеза (абсцесс, эмпиема). Рассматриваются основные принципы лечения (этиотропное, патогенетическое, симптоматическое) и профилактики нейроинфекций. Кроме обязательно разбираются показания и сроки хирургического лечения эмпием и абсцессов головного мозга, послеоперационное ведения больных и прогнозы при различных локализациях, и степенях «зрелости» абсцессов.

После обсуждения теоретических вопросов в течение 40 минут решаются ситуационные задачи по пройденной теме, при этом разбирается алгоритм постановки топического и клинического диагноза в конкретной ситуации.

Тестовый тематический контроль проводится на протяжении 15 минут, затем в форме само - и взаимооценок разбираются итоги и наиболее типичные ошибки (15 минут).

На протяжении 75 минут студенты осуществляют самостоятельную микрокурацию больных с нейроинфекционными поражениями. При этом они оценивают анамнестические и клинические данные: наличие общеинфекционного, общетоксического, общемозгового, очагового, в частности, менингеального, синдромов, а также инструментальные (ликворологические, томографические) маркеры указывающие на возможность инфекционного поражения нервной системы.

Далее на протяжении 60 минут производится совместное обсуждение курируемых больных, при необходимости – выборочный совместный осмотр. При этом определяется нозологическая и, по возможности, этиологическая принадлежность патологии, характер воспалительных изменений ликвора, проводится оценка состояния жизненно важных функций, что дает возможность спланировать принципы лечения этой категории больных, включающие методы недифференцированной интенсивной терапии, а также - этиотропного лечения конкретной патологии. При этом первостепенное внимание уделяется вопросам оказания скорой и неотложной помощи, обоснованности выбора госпитализации (в инфекционное или неврологическое отделение), оценки состояния и его коррекции нарушений на уровне приемного покоя больницы. Большое значение придается также лечению больных в восстановительном периоде и выработке реабилитационных маршрутов.

Освещаются проблемы профилактики различных видов острых первичных и вторичных нейроинфекций.

На протяжении занятия постоянного используются методы тестирования студентов в виде контроля исходных, промежуточных и итоговых знаний со стороны преподавателя, а также в форме само- и взаимоконтроля.

Подведение итогов усвоения теоретического и практического материала, бальная суммарная оценка каждого студента, формулировка тематики следующего занятия занимает 15 минут.

Контрольные вопросы:

1. Приведите современные классификации менингитов.

2. Каковы основные симптомы менингита. Назовите критерии диагностики менингита.

3. Каковы отличительные особенности гнойного менингита? Серозного менингита.

4. На каких симптомах основывается дифференциальная диагностика менингитов:

а) вирусного и туберкулёзного

б) менингококкового и вторичного гнойного.

5. Какие причины наиболее часто приводят к развитию вторичных гнойных менингитов?

6. Назовите пути диссеминации гнойного процесса, при которых возможно возникновение одонтогенного абсцесса.

7. Какова наиболее частая локализация одонтогенного абсцесса?

8. Какопы общие принципы лечения менингита?

9. Особенности терапии и врачебной тактики при гнойном менингококковом менингите.

10. Назовите основные отличия менингита от менингоэнцефалита?

11. Перечислите основные клинические формы клещевого энцефалита.

12. Пути профилактики клещевого энцефалита.

13. Клиника и лечение герпетического энцефалита

Практические навыки:

1. Особенности сбора анамнеза у больных с подозрением на острые нейроинфекции.

2. Особенности клинического исследования при острых нейроинфекциях: характерные позы, оценка тяжести общемозговых и очаговых симптомов, обоснование первичного и вторичного генеза патологии.

3. Определение топики острых нейроинфекций.

4. Оценка данных исходных и динамических ликвородиагностических показателей.

5. Оценка данных бактериоскопии и бактериологических посевов.

6. Обоснование этиологической терапии, расчет возрастных дозировок и длительности применения.

7. Обоснование патогенетической терапии.

8.Обоснование симптоматической терапии при различных формах острых

нейроинфекций.

9.Обоснование профиля учреждения для госпитализации больных с острыми

нейроинфекциями.

  1. Тактика ведения больных на уровне приемного покоя.
  2. Приемы срочной и неотложной терапии, применяемые при острых нейроифекциях.
  3. Прогноз исходов острых нейроинфекций.
  4. Порядок противоэпидемических мероприятий при острых нейроинфекциях эпидемического типа (менингококковый менингит, клещевая нейроинфекция, эпидемический энцефалит, полиомиелит и ППЗ).
  5. Обоснование оптимальных реабилитационных маршрутов для больных, перенесших острые нейроинфекции.

 

Занятие №7.

ТЕМА: Нейротравматология. Сочетанные черепно-мозговые и лицевые травмы. Принципы диагностики и неотложной терапии. Нейроонкология. Принципы диагностики и показания к оперативному лечению.

 

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: учебная комната и палаты неврологических и нейрохирургического отделений.

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучение классификации, клиники, диагностики опухолей головного мозга и спинного мозга, изучить клинику травматических повреждений головного и спинного мозга и периферических нервов, тактику врача при травматических повреждениях нервной системы.

 

ХРОНОМЕТРАЖ ЗАНЯТИЯ:

Теоретический разбор материала - 30 минут

Тестовый контроль - 15 минут

Разбор итогов и наиболее типичных ошибок - 15 минут

Решение ситуационных задач - 20 минут

Клинический разбор двух больных в присутствии преподавателя - 40 минут

Самостоятельная микрокурация больных - 75 минут

Разбор курируемых больных в присутствии преподавателя - 60 минут

Подведение итогов занятия - 15 минут

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

В начале занятия в течении минут разбирается классификация и клиника травматических повреждений головного и спинного мозга. Рассматривая вопросы классификации, необходимо выделить открытые, проникающие и непроникающие, и закрытые травмы головного и спинного мозга.

К закрытым травмам головного мозга относятся сотрясение, контузия, диффузная аксональная травма и сдавление. Дается понятие о степени тяжести ушибов головного мозга. Разбирается клиника и течение травмы при повреждении костей свода черепа и его основания.

Среди травматических повреждений спинного мозга выделяют сотрясение, ушиб, размозжение с частичным нарушением анатомической целостности или с перерывом спинного мозга, гематомиелию, эпидуральное и субдуральное кровоизлияние.

Освещаются основные вопросы патогенеза закрытых травм головного мозга: отмечается роль ликворного удара, нарушения мозгового кровообращения, в том числе и венозного, гипоксии, возникновения рефлекторных изменений в жизненно важных отделах мозга, нарушения дыхания и сердечно-сосудистой деятельности, нарушения целостности гематоэнцефалического барьера, отека и набухания мозга и других факторов в патогенезе травм мозга.

Рассматриваются патофизиологические механизмы травмы мозга. Подробно обсуждается изменение уровня сознания больного, развивающееся при ЧМТ различной степени выраженности. Рассматривается шкала ком Глазго и разбираются критерии ее клинического приложения.

Тестовый контроль по теме занятия может быть проведен исходно (перед теоретическим разбором), либо в текущем режиме и занимает 10—15 минут. Оценка итогов тестового контроля, наиболее типичных ошибок проводится преподавателем или самими студентами в режиме само- и взаимоконтроля в течение 15 минут

Затем в течение 30 минут проводится клинический разбор двух больных, курируемых студентами в присутствии всей группы под контролем преподавателя. Проводится дифференциальная диагностика различных травм головного мозга.

Указывается, что для сотрясения мозга характерным симптомом является потеря сознания, а также астенический синдром. Можно обнаружить слабо выраженные менингеальные симптомы и кратковременные микроочаговые знаки.

Ушиб головного мозга характеризуется,наряду с общемозговыми, наличием выраженных очаговых симптомов. Степень нарушения сознания может быть также различной тяжести и длительности.

Для оболочечных кровоизлияний характерно наличие “светлого” промежутка, нарастающие парезы, брадикардия, расширение зрачка на стороне гематомы, наростающий отек диска зрительного нерва гомолатеральной стороны, ослабление психической активности. Обращается внимание на два вида наиболее часто встречающихся субдуральных гематом: острые и хронические. Хронические гематомы выявляются через несколько недель, месяцев и лет.

Проводится разбор клинических признаков диффузной аксональной травмы и врачебная тактика при лечении данной группы больных.

Разбираются абсолютные и относительные показания к оперативному лечению больных с ЧМТ, в зависимости от вида травмы: ушиб головного мозга, сдавление мозга гематомами различной локализации, перелом основания черепа, травматическое субарахноидальное кровоизлияние, прорыв крови в желудочки.

Подчеркивается, что течение и исход травм мозга зависит от характера травмы (открытая или закрытая), степени повреждения мозга и ее локализации.

Для уточнения характера черепно-мозговой травмы, помимо детального общесоматического и неврологического обследования, необходимо произвести офтальмоскопию, рентгенографию черепа, Эхо-ЭГ, РКТ и МРТ головного мозга. При менингеальных явлениях и симптомах повышенного давления необходима люмбальная пункция (только при исключении наличия дополнительного объема головного мозга) и исследование глазного дна.

Разбираются основные принципы терапии травм мозга. Указывается на важность своевременного хирургического лечения при травмах черепа, осложненных гематомами, вдавленными переломами костей свода черепа, нарастающим отеком мозга. Даются показания к декомпресивной трепанации черепа на этапах эвакуации больного, рассматриваются ее варианты (резекционный и пластический), наложение разгрузочных шунтов.

Затем со студентами разбирается современная классификация опухолей мозга (по локализации и гистоструктуре). Дается понятие об основных морфологических типах опухолей: из глиозной ткани (глиомы), из соединительной и сосудистой ткани (архноидэндотелиомы или менингеомы, ангиоретикуломы), из железистой ткани (аденомы гипофиза, опухоли эпифиза).

Обращается внимание на особенности локализации опухолей головного мозга- супра- и субтенториальные.

Приводятся примеры различного течения нейроэктодермальных опухолей: незрелых (медуллобластомы, мультиформные спонгиобластомы) и зрелых (астроцитомы, оигодендроглиомы).

Рассматриваются дифференциально- диагностические критерии течения опухолей различной гистологической структуры и локализации, нейровизуализационные методы их диагностики (РКТ, МРТ, ангиография).

Дается подробное описание 2-х основных групп симптомов, возникающих при росте опухолей головного мозга – общемозговых и очаговых, зависящих от непосредственной локализации.

Особое внимание уделяется развитию, так называемых, синдромов дислокации головного мозга «синдромов вклинения».

Далее обсуждаются современные подходы к лечению опухолей головного мозга, включающие в себя не только оперативное лечение различной технической сложности, но и лучевую и химиотерапию.

Затем в течение 60 минут совместно с преподавателем проводится разбор больных. При переходе к клиническому разбору больных подчеркивается, что опухолевый процесс является сложным производным сочетанием, зависящим от ряда факторов: роста опухоли в полости черепа; ее воздействия на окружающие ткани и организм в целом; реакция организма, органов и тканей на это воздействие.

В начале клинического разбора необходимо остановиться на синдромологии опухолей мозга: общемозговые симптомы, зависящие от повышения внутричерепного давления (гипертензионные головные боли, рвота, застойные соски зрительных нервов, изменения психики) и очаговые симптомы (местные и отдаленные, первичные и вторичные). Рассматриваются клинические особенности гипертензионного синдрома. Рассматриваются особенности механизмов развития гипертензии: преобладающим механизмом является оклюзионно-гидроцефальный.

При разборе общемозговых симптомов опухолей мозга необходимо отметить наличие симптомокомплекса, включающего в себя головную боль, разлитого характера, фонтанирующую рвоту, застойные диски зрительных нервов. В этом разделе необходимо обратить внимание на важность офтальмоскопии, как дифференциального критерия в диагностике опухолей головного мозга.

Разбирая вопросы диагностики опухолей мозга обращается внимание на значение данных лабораторного обследования (электроэнцефалография, глазное дно, компьютерная и магнитно-резонансная томография головного мозга,). Необходимо подчеркнуть возможность дислокации мозга при люмбальной пункции. Диагноз опухоли мозга ставит вопрос об оперативном вмешательстве, разбираются показания и противопоказания к нему, послеоперационное ведение больных, показания к лучевой и химиотерапии.

Подчеркивается важность тщательной предоперационной подготовки: борьба с обезвоживанием, внутричерепной гипертензией.

Знакомство студентов с основными нейрохирургическими операциями при опухолях головного мозга (диагностические операции, удаление опухоли субтенториальной и супратенториальной локализации, шунтирующие операции, ламинэктомии, удаления опухоли) происходит на куполе операционной в течение 30 минут. По ходу практического занятия студентам демонстрируются рентгенограммы черепа, анализы ликвора, заключения окулиста, компьютерные и магнитно-резонансные томограммы, макро- и микропрепараты опухолей мозга.

После обсуждения теоретических вопросов в течение 40 минут решаются ситуационные задачи по пройденной теме, при этом разбирается алгоритм постановки топического и клинического диагноза в конкретной ситуации.

На протяжении последующих 75 минут студенты самостоятельно осуществляют микрокурацию тематических больных. При этом на основании данных анамнеза, общемозгового и очагового статуса, они определяют возможную топографию опухоли, нейротравмы, устанавливают синдромальный и топический диагнозы, нозологическую принадлежность патологии, обосновывают план дальнейшего обследования и лечения больных.

В течение 60 минут происходит обсуждение курируемых больных с осмотром части их в присутствии преподавателя. Студенты докладывают клинические данные, совместно с преподавателем знакомятся с результатами инструментального исследования курируемых больных, обосновывают план их дальнейшего лечения. Одновременно разбирается особенности послеоперационного ведения нейроонкологических больных, прогноз в отношении течения опухолей головного мозга в целом и у конкретных пациентов, вопросы экспертизы трудоспособности. Совместно обсуждаются показания к проведению инструментальных исследований и данные последних (рентгенограммы, компьютерные и МР- томограммы, ликворологическое обследование), при возможности студенты посещают операционный блок.

Подведение итогов занятия, суммарная оценка работы каждого студента, задание на следующее занятие занимает 15 минут.

 

Контрольные вопросы:

1. Приведите определения сотрясении, ушиба и сдавления головного мозга.

2. Назовите основные неврологические симптомы компрессии головного мозга внутричерепной гематомой.

3. Расскажите о значении рентгенографии черепа и нейровизуализационных исследований в диагностике закрытой черепно-мозговой травмы.

4. Назовите основные клинические симптомы переломов основания черепа.

5. Опишите клинические признаки травматического субарахноидального кровоизлияния.

6. В каких случаях закрытой черепно-мозговой травмы возможно осложнение гнойным менингитом? Перечислите методы профилактики такого осложнения?

7. Каковы причины нарушения дыхания при закрытой черепно-мозговой травме, особенности реанимационных мероприятий.

8. Назовите методы борьбы с травматическим отеком головного мозга.

9. Назовите показания к операции трепанации черепа при закрытой черепно-мозговой травме.

10. Опишите методы борьбы с гипоксией головного мозга.

11. Опишите принципы и методы диагностики внутричерепных гематом

12. Приведите современные классификации опухолей головного мозга

13. В какой степени проявление очаговых симптомов поражения головного мозга зависит от локализации и злокачественности роста опухоли?

14. При каких локализациях опухолевого роста в клиниче­ской картине преобладают общемозговые симптомы?

15.. Характерные особенности изменения глазного дна при различных локализациях опухолей головного мозга.

16. Показания к лучевой терапии и химиотерапии при опухолях головного мозга.

18. Клиника дислокационного синдрома при опухолях головного мозга и симптомы ущемления ствола мозга в районе тенториального отверстия и большого затылочного отверстия.

19. Принципы дегидратационной терапии при опухолях головного мозга.

20. Срочные лечебные мероприятия при гипертензионном кризе и симптомах дислокации головного мозга.

21. Показания к радикальным и паллиативным операциям при опухолях головного мозга.

 

Практические навыки:

  1. Оценка данных анамнеза и жалоб больного при травмах головного мозга.
  2. Исследование больного с травматическим поражением головного мозга. Значение для диагноза данных осмотра кожных покровов, исследование пульса, артериального давления, менингеальных и очаговых симптомов.
  3. Оценка симптомов ликвореи, “очков”, кровотечения из ушей и носа.
  4. Изучение рентгенограмм черепа при травмах.
  5. Оценка данных люмбальной пункции, рентгенограмм черепа, компьютерных и МР-томограмм, глазного дна.
  6. Лечение больных с травмой мозга
  7. Исследование больного с опухолью головного мозга.
  8. Определение наличия синдромов вклинения.
  9. Исследование больного с опухолью спинного мозга.
  10. Проведение ликвородинамических проб.
  11. Оценка параклинических методов исследования при опухолях головного и спинного мозга (МРТ, РКТ, Эхо- ЭС, офтальмоскопия, ангиография).
  12. Назначение дегидратирующей терапии.
  13. Определение показаний к оперативному лечению.

 

Занятие №8.

ТЕМА: Вертеброгенные поражения нервной системы. Клиника, диагностика, лечение. Зачет.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: учебная комната, и палаты нейрохирургического и неврологических отделений.

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучение клиники, методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний периферической нервной системы. Разбор больных с заболеваниями периферической нервной системы.

 

ХРОНОМЕТРАЖ ЗАНЯТИЯ:

Теоретический разбор материала - 30 минут

Тестовый контроль - 15 минут

Разбор итогов и наиболее типичных ошибок - 15 минут

Решение ситуационных задач - 20 минут

Клинический разбор двух больных в присутствии преподавателя - 40 минут

Самостоятельная микрокурация больных - 45 минут

Разбор курируемых больных в присутствии преподавателя - 30 минут

Зачет, подведение итогов занятия - 1 час 15 минут

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

В течение 30 минут при активном участии студентов повторяются вопросы по анатомии и синдромам поражения периферической нервной системы. Отмечается, что в состав периферической нервной системы входят разные отделы (стволовые и спинальные мотонейроны, передние и задние корешки, межпозвоночные узлы, нервные сплетения, периферические нервы, симпатический ствол), что и обусловливает особенности клинических проявлений при поражении. Подчеркивается, что в состав большинства элементов периферической нервной системы входят двигательные, чувствительные и симпатические волокна. Поражение периферической нервной системы может иметь разное происхождение: инфекционно-аллергические, травматические и дисметаболические поражения.

Патологический процесс, развивающийся в нерве называется мононевропатий Подчеркивается, что условно различают 2 формы невропатии: аксональная (когда изменения наиболее выражены в нервных волокнах) и интерстициальная (изменения более выражены в оболочках нерва). Дается понятие о нисходящем валлеровсксм перерождении. Среди мононевропатий наиболее распространены: невропатия лицевого нерва, лучевого и малоберцового нервов. Чаще наблюдается заболевания многих нервов – полиневропатия, среди которых наиболее распространены радикулопатии, невралгии.

Отдельно разбирается патогенез, клиника поражения отдельных спинномозговых корешков на поясничном- L3,L4,L5,S1, и шейном уровнях- С5,С6,С7,С8. Рассматривается возможные причины компрессии различных корешков – вертебро- и дискогенная, отличие клиники радикулопатии, радикулоишемии и миелоишемии на разных уровнях. Вырабатывается алгоритм диагностики и лечения при дифференцированной степени поражения корешков, выделяются показания и противопоказания к хирургическому лечению, схема реабилитации данной группы больных.

После обсуждения теоретических вопросов в течение 40 минут решаются ситуационные задачи по пройденной теме, при этом разбирается алгоритм постановки топического и клинического диагноза в конкретной ситуации.

На протяжении последующих 45 минут студенты самостоятельно осуществляют микрокурацию тематических больных. При этом на основании данных анамнеза, очагового статуса, они определяют возможный уровень компрессии корешка, преобладание чувствительной или двигательной картины поражения, учатся исследовать симптомы натяжения, устанавливают синдромальный и топический диагнозы, нозологическую принадлежность патологии, обосновывают план дальнейшего обследования и лечения больных.

На протяжении 15 минут студенческая группа выполняет задания тематического тестового контроля (промежуточный вариант), итоги которого вместе с обсуждением ошибок разбираются в следующие 15 минут

Затем в течение 30 минут проводится совместный разбор двух больных с патологией периферической нервной системы при активном участии всей группы. Разбирается клиника профилактика и лечение некоторых заболеваний периферической нервной системы: полинейропатий, мононевропатий, радикулопатий, плексопатий. Отмечается, что полиневропатии возникают при различных инфекциях и интоксикациях, могут быть первичными и вторичными. Обращается внимание на различные варианты течения полиневропатий (острое, подострое, хроническое).

Проводится разбор рентгенограмм, РКТ и МРТ снимков, подчеркивается важность нейровизуализационных методов обследования для исключения вторичного поражения периферической нервной системы, обусловленного патологией позвоночника.

Освещается вопрос об основных принципах инструментальной диагностики (электромиография, нейроэлектромиография, рентгенограммы РКТ, МРТ позвоночника и спинного мозга), лечения, о показаниях к санаторно-курортному лечению, трудовой экспертизы.

После обсуждения теоретических вопросов в течение 40 минут решаются ситуационные задачи по пройденной теме, при этом разбирается алгоритм постановки топического и клинического диагноза в конкретной ситуации.

Затем на протяжении 25 минут студенты самостоятельно осуществляют микрокурацию пациентов с различными поражениями периферической нервной системы, осуществляя опрос, исследование неврологического статуса, определение топики и этиологии поражения, составляя план инструментальной диагностики и лечения.

В течение 40 минут студенты докладывают о результатах микрокурации, обосновывая нозологические диагнозы, совместно с преподавателем разбирая данные инструментального обследования, оценивая результаты лечения, анализируя реабилитационные маршруты и прогноз.

Подведение итогов занятия, оценка теоретической и практической составляющей каждого студента с выставлением зачета - 1 час 15 минут.

 

Контрольные вопросы:

  1. Приведите классификацию вертеброгенных поражений нервной системы.
  2. Назовите клинические критерии диагностики рефлекторных и корешковых вертеброневрологических синдромов.
  3. Опишите план клинического и инструментального обследования больного с вертеброневрологической патологией.
  4. Опишите клинические проявления цервикалгии, цервикобрахиалгии, люмбалгии, люмбоишиалгии.
  5. Каковы клинические признаки радикулопатии C5, C6, L4, L5, S1?
  6. Опишите признаки радикуломиелоишемии
  7. Принципы лечения радикулопатий в различные сроки заболевания
  8. Принципы профилактики вертеброневрологической патологии.

 

Практические навыки:

1. Исследование болевых симптомов натяжения нервных стволов (симптомы Лacera, Нери, Вассермана, Мацкевича, посадки).

2. Исследование паравертебральных точек.

3. Умение дифференцировать корешковый и сегментарный типы расстройства чувствительности.

4. Умение определять полиневритический и невральный типы расстройства чувствительности.

5. Знакомство с лечением путем вытяжения.

6. Знакомство с физиотерапевтическими методами лечения (диадинамические токи, УФО).

7. Определение абсолютных и относительных показаний к оперативному лечению дискогенных компрессий корешков поясничного сплетения.

8. Исследование электровозбудимости мышц..

9. Определение экспертизы трудоспособности.

 

3.4. Методические указания студентам

 

Занятие №1.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.