Лебедева Ирина Павловна, доктор пед. наук, профессор — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Лебедева Ирина Павловна, доктор пед. наук, профессор

2017-12-09 302
Лебедева Ирина Павловна, доктор пед. наук, профессор 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СТАТИСТИКА

 

Направление 540400 Социально-экономическое образование, профиль Экономика (код по ОКСО 050400.62). Цикл специальных дисциплин. Федеральный компонент.

Специальность 351 400 Прикладная информатика в экономике (код по ОКСО 080801.65. Цикл общепрофессиональных дисциплин. Федеральный компонент.

Специальность 061 100 Менеджмент организации (код по ОКСО 080507.65. Цикл общепрофессиональных дисциплин. Федеральный компонент

 

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-методическое управление Протокол №____

«____» _____________ 200__ г. «___» ___________ 200__ г.

________________________ Зав. кафедрой _________

 

.

 

Пермь 2008

 

 

Автор-составитель:

Лебедева Ирина Павловна, доктор пед. наук, профессор

Дисциплина входит в федеральный компонент специальных дисциплин

 

Согласование с деканом обучающего факультета:

 

Декан И.О. Фамилия

Директор библиотеки_______________

(подпись) (ф. и. о.)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

I. Рабочая программа дисциплины …………………………………………………………

Цели и задачи изучения дисциплины........... ………………………………………….

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.............................. ………

Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля…………….

 

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы........................................ ………..

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы………………………

 

4. Содержание курса…………………………………………………………………..

5. Темы практических и семинарских занятий…………………………………

6. Тематика контрольных работ…………………………………………………….

7. Учебно-методическое обеспечение………………………………………………

 

1.Литература……………………………………………………………………….

2. Материально-техническое и информационное обеспечение
дисциплины.....................................................................,………………………

3. Методические указания студентам………………………………………….

4. Методические рекомендации для преподавателя…………………………..

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций…………………………………….


Рабочая программа дисциплины

1.Цели и задачи изучения дисциплины

 

Статистика является базовой общеобразовательной дисциплиной для подготовки в области экономики, финансов и управления. Ее м иссия – формирование у студентов знаний основных методов сбора и обработки информации и применения основ теории статистики для анализа реальных социально-экономических общественных явлений и процессов.

Цель – сформировать представление о статистике как научной дисциплине, изучающей методы сбора, обработки и распространения статистической информации, а также экономико-математических и статистических методов, используемых при анализе социально-экономических явлений и проведении их прогнозирования.

Знания, полученные студентами в процессе изучения данного курса, являются основой для изучения других статистических дисциплин, а также профессиональных дисциплин специализации.

2.Требования к уровню освоения дисциплины

 

Требования к уровню подготовки студентов, успешно завершивших обучение по программе:

- знание теоретических основ статистики, особенно различных методов сбора, обработки и анализа информации;

- умение составить программу и разработать план проведения статистического наблюдения, анализировать результаты наблюдения;

- владение навыками расчета показателей оценки и анализа реальных условий хозяйствования на макро- и микроуровне, а также происходящих социально-экономических процессов и явлений в общественной жизни.

 

3.Объем дисциплины

 

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы 1

 

Направление 540400 Социально-экономическое образование, профиль Экономика (код по ОКСО 050400.62. Цикл специальных дисциплин. Федеральный компонент.

 

Вид учебной работы Форма обучения
    Очная  
№№ семестров    
Аудиторные занятия:    
Лекции    
Практические и семинарские занятия    
Самостоятельная работа    
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ    
Виды промежуточного контроля (зачет) - №№ семестров Экзамен – 4  
         

 

Специальность 351 400 Прикладная информатика в экономике (код по ОКСО 080801.65. Цикл общепрофессиональных дисциплин. Федеральный компонент.

Вид учебной работы Форма обучения
    Очная  
№№ семестров    
Аудиторные занятия:    
Лекции    
Практические и семинарские занятия    
Самостоятельная работа    
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ    
Виды промежуточного контроля (зачет) - №№ семестров Экзамен – 4  
         

Специальность 061 100 Менеджмент организации (код по ОКСО 080507.65. Цикл общепрофессиональных дисциплин. Федеральный компонент.

 

 

Вид учебной работы Форма обучения
    Очная  
№№ семестров    
Аудиторные занятия:    
Лекции    
Практические и семинарские занятия    
Самостоятельная работа    
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ    
Виды промежуточного контроля (зачет) - №№ семестров Экзамен – 6  
         

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Форма обучения очная

 

Направление 540400 Социально-экономическое образование, профиль Экономика (код по ОКСО 050400.62. Цикл специальных дисциплин. Федеральный компонент.

 

№ п/п Наименование раздела, подраздела, темы Всего часов Всего аудиторных часов В том числе Самост. работа Текущий контроль
лекции семинары и практич. занятия
               
 
  Тема 1. Предмет, методы, задачи статистики.             Доклад
  Тема 2. Метод статистического наблюдения.             Опрос
  Тема 3. Сводка и группировка данных статистического наблюдения. Ряды распределения.             Опрос
               
  Тема 4. Теория статистических показателей: абсолютные, относительные и средние величины. Показатели вариации.             Тестирование
  Тема 5. Ряды динамики.             коллоквиум
  Тема 6. Основы выборочного наблюдения.             коллоквиум
  Тема 7. Экономические индексы.             коллоквиум
  Тема 8. Статистическое изучение взаимосвязей социально-экономических явлений.             опрос
Итого по общей теории статистики           контрольная работа
Итоговый контроль экзамен
№ п/п Наименование раздела, подраздела, темы Всего часов Всего аудиторных часов В том числе Самост. работа Текущий контроль
лекции семинары и практич. занятия
               
 
  Тема 1. Предмет, методы, задачи статистики.             доклад
  Тема 2. Метод статистического наблюдения.             опрос
  Тема 3. Сводка и группировка данных статистического наблюдения. Ряды распределения.             опрос
               
  Тема 4. Теория статистических показателей: абсолютные, относительные и средние величины. Показатели вариации.             тестирование
  Тема 5. Ряды динамики.             коллоквиум
  Тема 6. Основы выборочного наблюдения.             коллоквиум
  Тема 7. Экономические индексы.             коллоквиум
  Тема 8. Статистическое изучение взаимосвязей социально-экономических явлений.             опрос
Итого по общей теории статистики           контрольная работа
Итоговый контроль экзамен

Специальность 061 100 Менеджмент организации (код по ОКСО 080507.65. Цикл общепрофессиональных дисциплин. Федеральный компонент.

 

№ п/п Наименование раздела, подраздела, темы Всего часов Всего аудиторных часов В том числе Самост. работа Текущий контроль
лекции семинары и практич. занятия
               
 
  Тема 1. Предмет, методы, задачи статистики.             доклад
  Тема 2. Метод статистического наблюдения.             опрос
  Тема 3. Сводка и группировка данных статистического наблюдения. Ряды распределения.             опрос
               
  Тема 4. Теория статистических показателей: абсолютные, относительные и средние величины. Показатели вариации.             тестирование
  Тема 5. Ряды динамики.             коллоквиум
  Тема 6. Основы выборочного наблюдения.             коллоквиум
  Тема 7. Экономические индексы.             коллоквиум
  Тема 8. Статистическое изучение взаимосвязей социально-экономических явлений.             опрос
Итого по общей теории статистики           контрольная работа
Итоговый контроль экзамен

 

Содержание курса

Тема 1. Предмет, методы, задачи статистики.

Становление статистики как науки. Эволюция государственной статистики в России. Организация статистики на современном этапе. Роль и задачи статистики в условиях рыночных отношений. Предмет статистики. Структура статистики. Статистическая методология. Категории статистики.

Тема 2. Метод статистического наблюдения.

Способы получения статистической информации.

Понятие статистического наблюдения, его значение и задачи.

Организационные формы статистического наблюдения. Статистическая отчетность. Перепись. Виды статистического наблюдения. Особенности сплошного и выборочного наблюдения. Способы статистического наблюдения.

Программно-методологическое обеспечение статистического наблюдения. Точность статистических наблюдений.

Тема 3. Сводка и группировка данных статистического наблюдения.

Ряды распределения.

Понятие статистической сводки. Классификация и основные этапы сводки. Современные тенденции осуществления статистической сводки.

Понятие и особенности группировки, ее виды и принципы проведения. Основные виды статистической группировки. Статистические таблицы и графики: понятие, основные элементы, классификация, принципы построения и анализ. Классификация рядов распределения и их элементы. Основные составляющие ряда распределения. Основные характеристики и графическое изображение вариационного ряда.

Тема 4. Теория статистических показателей: абсолютные, относительные и средние величины. Показатели вариации.

Система показателей статистики. Понятие, формы и виды статистических показателей. Классификация статистических показателей. Абсолютные величины, их значение и виды. Способы измерения абсолютных величин.

Относительные величины и область их применения. Виды относительных величин, способы расчета и формы выражения. Взаимосвязь абсолютных и относительных величин. Средняя величина, ее сущность и значение. Виды средних величин, способы расчета и условия применения различных видов средних. Средняя арифметическая и ее свойства. Структурные средние: мода и медиана, их значение и способы расчета. Понятие вариации и ее виды. Вариация альтернативного признака. Показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, среднее квадратическое отклонение, дисперсия.

Правило сложения дисперсий. Коэффициенты вариации.

Тема 5. Ряды динамики.

Понятие ряда динамики и его классификация. Основные элементы и показатели рядов динамики. Средние обобщающие показатели рядов динамики. Сопоставимость уровней динамического ряда. Методика определения параметров тренда. Сезонные колебания в рядах динамики.

Тема 6. Основы выборочного наблюдения.

Теоретические основы выборочного наблюдения. Генеральная и выборочная совокупность, их обобщающие характеристики. Репрезентативность выборки.

Понятие об ошибке выборки. Средняя и предельная ошибки выборочной средней и выборочной доли. Определение необходимой численности выборки.

Практика применения выборочных наблюдений в экономических и социальных исследованиях.

Тема 7. Экономические индексы.

Понятие об индексах, их роль и задачи в статистическом анализе.

Индивидуальные индексы: определение и расчет. Общие индексы: агрегатные индексы и общие индексы как средние из индивидуальных. Индексы постоянного и переменного состава, индексы структурных сдвигов, территориальные индексы. Индексный метод изучения взаимосвязей.

 

Тема 8. Статистическое изучение взаимосвязей социально-экономических явлений.

Виды и формы взаимосвязей. Роль качественного анализа в изучении взаимосвязей. Простейшие методы изучения статистических взаимосвязей. Задачи и условия применения корреляционно-регрессионного анализа. Оценка существенности корреляции. Основные показатели измерения тесноты связи.

 

Задача №1.1.

Какой вид и способ наблюдения целесообразно использовать для определения качества товара, поступившего на оптовую торговую базу?

Задача №1.2.

Укажите форму, вид и способ наблюдений:

¾ всеобщая перепись населения страны;

¾ годовой отчет промышленного предприятия;

¾ регистрация актов гражданского состояния (рождение, браки, разводы, смерть);

¾ изучение деятельности нескольких фермерских хозяйств;

¾ перепись художественной литературы в библиотеках города.

Задача №1.3.

Для изучения мнений о работе универсама всем покупателям в течение дня вручалась специальная анкета с просьбой ответить на ее вопросы. Укажите вид наблюдения по времени наблюдения, по охвату единиц совокупности и способу сбора данных, если было заполнено 80% розданных анкет.

Задача №1.4.

Разработайте опросный бланк для изучения состава поступающих на факультет повышения квалификации. Определите объект и единицу совокупности, укажите форму, вид наблюдения и способ получения данных.

Задача №1.5.

Проводится очередная инвентаризация остатков товарно-материальных ценностей на складе. Требуется:

1) кратко сформулировать цель инвентаризации;

2) определить объект и единицу совокупности;

3) указать критическую дату инвентаризации и сроки ее проведения;

4) определить форму, вид и способ наблюдения.

 

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные источники статистической информации.

2. Поясните сущность статистического наблюдения.

3. Какие вопросы решаются в плане статистического наблюдения?

4. Поясните содержание программно-методологической части плана наблюдения.

5. Назовите организационные формы статистического наблюдения.

6. Назовите виды статистического наблюдения по источникам сведений, по времени регистрации фактов, по охвату единиц совокупности.

7. Поясните сущность различных способов статистического наблюдения.

8. Дайте характеристику основных видов ошибок наблюдения.

9. В чем заключается контроль материалов статистического наблюдения? Перечислите способы контроля.

Тема. Сводка и группировка данных статистического наблюдения.

Ряды распределения.

Цель: дать студентам представление о сводке и группировке данных статистического наблюдения, как втором этапе статистического исследования. Научить студентов научно организованной обработке материалов статистического наблюдения, включающей контроль, систематизацию и группировку собранных материалов, составление таблиц и построение графиков, получение итогов и производных показателей.

Форма проведения занятия: практическое занятие.

План практического занятия:

1. Понятие статистической сводки. Классификация и основные этапы сводки. Современные тенденции осуществления статистической сводки.

2. Понятие и особенности группировки, ее виды и принципы проведения. Основные виды статистической группировки.

3. Статистические таблицы и графики: понятие, основные элементы, классификация, принципы построения и анализ.

4. Классификация рядов распределения и их элементы.

5. Основные составляющие ряда распределения.

6. Основные характеристики и графическое изображение вариационного ряда.

 

Вопросы выполнения сводки и группировки статистических данных рассматриваются в литературе: 1 (гл.3), 2 (гл.2, 3), 3 (гл.3).

Задачи для самостоятельного решения

 

Задача №2.1.

По данным о 10 предприятиях одной из отраслей промышленности за анализируемый период:

Номер предприятия Средняя численность работников, чел. Выручка от реализации у.е. Объем прибыли, у.е.
    4,0 0,72
    2,3 0,35
    2,7 0,37
    1,8 0,27
    1,8 0,32
    1,0 0,14
    4,0 0,9
    0,8 0,1
    3,1 0,6
    2,5 0,4

Требуется:

а) выполнить простую сводку данных;

б) провести группировку данных предприятий, выделив 4 группы предприятий по средней численности работников с равными интервалами;

в) по каждой группе рассчитать объем приведенных показателей в абсолютном выражении и в процентах к итогу; построить итоговую таблицу;

г) выполнить аналитическую группировку.

Задача №2.2.

По данным проведенного обследования оказалось, что доля расходов семей на покупку продуктов питания в общем объеме потребительских расходов составила, в процентах: 49, 45, 53, 49, 55, 45, 49, 53, 55, 45, 53, 49, 57, 45, 48.

Требуется построить дискретный и равноинтервальный (из 4-х групп) ряды распределения семей, рассчитав частоты, частости, накопленные частоты. Изобразить ряды графически.

Задача №2.3.

Стаж работы работников фирмы характеризуется следующими данными: 4, 8, 10, 2, 5, 8, 9, 7, 25, 9, 4, 11, 9, 3, 8, 12, 6, 7, 9, 8, 15, 8, 2, 9, 30, 8, 1, 9, 7, 6.

Требуется:

а) построить дискретный ряд распределения работников, рассчитав частоты, частости, накопленные частоты.

б) построить равноинтервальный ряд рапределения работников из 5-ти групп.

в) изобразить ряды графически и сделать выводы.

Задача №2.4.

Имеются следующие данные об урожайности озимой пшеницы в 25 обследованных хозяйствах:

27,1 25,5 25,3 16,8 23,5
16,4 15,0 24,4 23,9 18,3
20,5 21,4 19,5 17,6 22,4
21,8 30,0 26,5 23,6 17,3
19,4 22,4 28,6 27,7 29,6

Требуется:

а) построить равноинтервальный ряд распределения, выделив 5 групп хозяйств по величине урожайности;

б) изобразить ряд графически;

в) сделать выводы.

Задача №2.5.

Спроектируйте макет статистической таблицы, характеризующей зависимость успеваемости студентов:

а) от посещаемости учебных занятий;

б) от посещаемости учебных занятий и участия в научной работе.

Задача №2.6.

Спроектируйте макет статистической таблицы, характеризующей распределение промышленных фирм по объему реализации продукции. Содержание сказуемого данного макета таблицы определите самостоятельно.

 

Задача №2.7.

Спроектируйте макет статистической таблицы:

а) простой;

б) групповой;

в) комбинационной.

Задача №2.8.

Спроектируйте макет статистической таблицы со сложной разработкой сказуемого для изучения распределения населения региона по месту жительства, выделив проживающих в городской и сельской местности. Содержание сказуемого данного макета таблицы определите самостоятельно.

Контрольные вопросы:

1. Поясните смысл статистической сводки.

2. Дайте характеристику различных видов сводки.

3. Что называется группировкой?

4. Как выбирается группировочный признак?

5. Поясните различные виды группировок.

6. Какие бывают интервалы, и как определяется их величина?

7. Что представляют собой ряды распределения?

8. Дайте характеристику различных видов рядов распределения.

9. Что такое классификация? Перечислите ее отличительные черты.

10. Дайте определение и назначение статистической таблицы.

11. Перечислите виды таблиц по характеру подлежащего. Приведите примеры.

12. Перечислите виды таблиц по строению сказуемого.

13. Каких правил нужно придерживаться при составлении статистических таблиц?

14. Дайте определение и назначение статистического графика. Перечислите его основные элементы.

15. Дайте характеристику различных видов статистических графиков.

Тема. Теория статистических показателей:

Задача №3.1.

Рассчитать относительные величины планового задания, выполнения плана и динамики, если выпуск продукции в отчетном году составил 38.3 тыс.ед. на следующий год планировалось выпустить 35.6 тыс.ед., а фактически произведено 39,5 тыс.ед.

Задача №3.2.

Розничный товарооборот региона по формам собственности характеризуется следующими данными, млн.руб.: частная – 10273; государственная – 1446; кооперативная – 2684.

Определить относительные величины структуры и координации, приняв за основу частную собственность.

Задача №3.3.

Рассчитать относительные величины сравнения урожайности пшеницы в ц/га относительно России при следующих данных:

Казахстан – 7,2

Россия – 14,5

США – 25,3

Китай – 33,2

Нидерланды – 80,1

Задача №3.4.

Пусть имеются следующие данные о производстве продукта А пятью рабочими бригады за смену:

Номер рабочего          
Произведено продукции А за смену, шт.          

 

Определить среднюю выработку одного рабочего данной бригады.

 

Задача №3.5.

Имеется следующее распределение студентов по результатам за экзамен:

Оценка за экзамен, баллы        
Число тсудентов        

 

Определить средний балл успеваемости студентов по результатам экзамена.

Задача №3.6.

Имеются следующие данные по фермерским хозяйствам области:

Группы хозяйств по себестоимости 1 ц сахарной свеклы, руб. Число хозяйств Валовой сбор в среднем на 1 хозяйство, ц
до 40 40-45 45-50 более 50   111,3 89,7 113,5 130,1

 

Определить среднюю себестоимость 1 ц свеклы в целом по фермерским хозяйствам области.

 

Задача №3.7.

Качество продукции предприятия характеризуется следующими данными (за месяц):

Вид продукции Процент брака Стоимость бракованной продукции, руб.
А В С 1,3 0,9 2,4  

 

Определить средний процент брака в целом по предприятию.

Задача №3.8.

Площадь складских помещений города характеризуется следующими данными:

Группы складских помещений п площади, тыс.м2 Число помещений
5-10 10-15 15-20 20-25 25-30 30-35  

 

Определить модальный и медианный размер складского помещения.

 

Контрольные вопросы:

1. Какова роль относительных величин в статистике?

2. Какие существуют формы выражения относительных величин?

3. Как классифицируются относительные величины?

4. Как исчисляются относительные величины?

5. Какова взаимосвязь между относительными величинами динамики, планового задания и выполнения плана?

6. Каково значение средних величин в статистике?

7. Какие виды средних величин применяются в статистике?

8. Как исчисляются средние арифметические: простая и взвешенная?

9. В каких случаях применяется средняя гармоническая?

10. Как исчисляются средние структурные величины?

11. Каково значение моды и медианы в статистике?

Тема. Вариация и ее показатели.

Цель: дать студентам представление о вариации, видах ее показателей и их свойствах. Научить студентов методике расчета показателей вариации и проведению анализа полученных результатов.

Форма проведения занятия: практическое занятие, тестирование.

План практического занятия:

1. Понятие вариации и ее виды. Вариация альтернативного признака.

2. Абсолютные и относительные показатели вариации: их определение и методика расчета.

3. Правило сложения дисперсий.

4. Понятие о моментах распределения.

Вопросы применения и методики расчета показателей вариации рассматриваются в литературе: 2 (гл. 5), 3 (гл.4).

Задачи для самостоятельного решения

 

Задача №4.1.

Распределение предприятий отрасли по объему полученной за год прибыли имеет следующий вид:

Группы предприятий по рпибыли, млн руб. Число предприятий
До 50 50-100 100-150 более 150  

 

Рассчитайте среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации предприятий.

 

Задача №4.2.

Имеются следующие данные о возрастной структуре производственного оборудования:Возраст оборудования, лет Количество оборудования, % к итогу
До 5 5-10 10-15 15-20 свыше 20 4,1 20,1 25,6 18,6 31,6
Всего 100,0

 

Определить:

1) средний возраст оборудования;

2) среднее линейное отклонение, дисперсию, коэффициент вариации;

3) построить гистограмму распределения оборудования по возрасту.

Задача №4.3.

Имеются следующие данные о распределении населения по уровню среднемесячного душевого дохода:

Среднемесячный душевой доход, тыс.руб. Численность населения, % к итогу
До 0,5 0,5-0,75 0,75-1,0 1,0-1,5 1,5-2,0 2,0-3,0 3,0-4,0 свыше 4,0 0,8 2,3 3,9 10,7 11,9 21,0 15,2 34,2
Всего 100,0

 

Определить:

1) среднемесячный душевой доход;

2) среднее квадратическое отклонение доходов;

3) коэффициенты вариации;

4) определить типичность или нетипичность среднемесячного душевого дохода.

Задача №4.4.

В коллективных хозяйствах района средняя урожайность зерновых составила 19 ц/га при среднем квадратическом отклонении 3 ц/га, а в фермерских хозяйствах – соответственно 26 ц/га и 4 ц/га.

Определить:

1) среднюю урожайность зерновых по району, если известно, что посевная площадь под зерновыми в коллективных хозяйствах в 9 раз превышает площадь фермерских хозяйств;

2) общую дисперсию и среднее квадратическое отклонение урожайности зерновых в районе (по правилу сложения дисперсий).

Задача №4.5.

Для изучения уровня заработной платы рабочих на предприятии выборочно обследовано 500 мужчин и 300 женщин. Результаты исследования показали, что у мужчин средняя заработная плата составила 7200 руб. при среднем квадратическом отклонении 600 руб., а у женщин – соответственно 5800 руб. и 350 руб.

Определить:

1) общую среднюю заработную плату рабочих на заводе;

2) среднюю из групповых дисперсий;

3) межгрупповую дисперсию;

4) общую дисперсию заработной платы;

5) коэффициент вариации заработной платы на предприятии.

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой вариация и как она классифицируется?

2. Какова роль абсолютных и относительных показателей вариации в статистике?

3. Методика расчета показателей вариации.

4. Свойства дисперсии.

5. Установление типичности или нетипичности средней величины.

6. Правила сложения дисперсий.

7. Моменты первого и второго порядков.

Тема. Ряды динамики.

 

Цель: дать студентам представление о рядах динамики, основных характеристиках рядов динамики, системе средних показателей динамики. Научить студентов методике расчета средних показателей рядов динамики и основным приемам выявления общей тенденции развития ряда.

Форма проведения занятия: практическое занятие, коллоквиум.

План практического занятия:

1. Понятие ряда динамики и его классификация.

2. Основные элементы и показатели рядов динамики.

3. Средние обобщающие показатели рядов динамики.

4. Сопоставимость уровней динамического ряда.

5. Методика определения параметров тренда.

6. Сезонные колебания в рядах динамики.

7. Анализ взаимосвязанных рядов динамики.

Вопросы методики расчета показателей рядов динамики и установления закономерности изменения уровней изучаемого явления рассматриваются в литературе: 1(гл. 8), 2 (гл. 9), 3 (гл.5).

Задачи для самостоятельного решения

Задача №5.1.

Численность безработных в РФ (по методологии МОТ) за 2000-2004 гг. характеризовалась следующими данными:

Год          
Численность безработных на конец года, млн чел. 7,0 7,8 8,6 9,3 7,5

Определить:

1) среднегодовую численность безработных в 2001-2004 гг.;

2) абсолютные приросты численности безработных по годам (цепные);

3) цепные и базисные коэффициенты роста и прироста численности безработных;

4) среднегодовой темп роста численности безработных за 2001-2004 гг.

Задача №5.2.

Имеются следующие данные об остатках вкладов населения в банк РФ в первой половине 2005 г.:

Месяц январь февраль март апрель май июнь июль
Остаток вкладов на начало месяца, трлн руб. 127,6 129,7 132,7 133,8 135,3 137,1 139,8

Определить:

1) средний остаток вкладов населения в банках РФ за шесть месяцев 2005 года;

2) среднемесячный темп прироста вкладов.

Задача №5.3.

Провести аналитическое выравнивание ряда динамики данных о производстве картофеля в хозяйствах населения РФ за 2000-2006 гг.:

Год              
Произведено картофеля, млн т 29,9 31,1 29,8 35,9 34,9 33,8 28,7

Спрогнозировать производство картофеля на 2008 год (на основе тренда).

Задача №5.4.

Имеются следующие данные о динамике валового внутреннего продукта (ВВП) РФ (в сопоставимых ценах):

Год              
ВВП, в % к предыдущему году 95,9 96,6 100,9 95,4 105,4 109,0 105,0

1) определить процент изменения ВВП в 2006 г. по сравнению с 1999 г.;

2) рассчитать среднегодовой темп изменения ВВП за 2000-2006 гг.

Задача №5.5.

Имеются следующие данные о вводе в действие жилых домов:

Год            
Введено млн м2 общей площади 2,26 2,47 2,48 2,28 2,47 2,55

 

1. Рассчитать среднегодовой темп роста ввода в действие жилых домов, ориентированный на достижение:

а) фактического уровня в 2005 году;

б) общего объема жилья, введенного в действие за 2001-2005 гг.

2. Найти уравнение тренда и спрогнозировать ввод жилья в 2008 году.

3. Проверить ряд на автокорреляцию.

Задача №5.6.

Имеются следующие условные данные об объеме строительных работ, выполненных строительной фирмой по месяцам за 2001-203 гг. (по сметной стоимости, млн руб.):

Год Месяц      
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 1,5 1,9 2,0 2,2 2,4 2,8 3,3 3,6 3,2 3,0 2,7 2,0 1,9 2,2 2,4 2,4 2,7 3,1 3,6 3,4 3,3 3,2 3,0 2,4 2,3 2,5 2,5 2,8 3,0 3,4 3,8 3,6 3,3 3,0 3,0 2,8
Итого 30,6 33,6 36,0

 

Рассчитать:

1) для каждого года отдельно индексы сезонности (по месяцам);

2) для каждого месяца усредненные (за три года) значения индексов сезонности.

Контрольные вопросы:

1. Дайте классификацию рядов динамики.

2. Каковы правила построения рядов динамики?

3. Какими абсолютными и относительными показателями характеризуется изменение уровней изучаемого явления?

4. Расскажите о базисном и цепном способах анализа рядов динамики.

5. Какими средними показателями характеризуется изменение уровней изучаемого явления? Приведите методику их расчета.

6. Какие способы сопоставимости уровней динамического ряда существуют? В чем их сущность?

7. Перечислите методы проверки ряда на наличие тренда. Каковы функции каждого метода?

8. Дай


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.224 с.