Методы обследования больного — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Методы обследования больного

2017-12-09 323
Методы обследования больного 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ»

 

1. Цели преподавания дисциплины

 

Подготовить врача-стоматолога общей практики, владеющего глубокими знаниями и умением в области профилактики, диагностики и лечения заболеваний зубов и пародонта, имеющего представления о заболеваниях слизистой оболочки полости рта.

 

2. Задачи изучения дисциплины

 

1) Изучение анатомо-физиологических особенностей зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта.

2) Ознакомление с организацией стоматологического терапевтического отделения, эргономикой, санитарно-эпидемиологическим режимом в клинике терапевтической стоматологии.

3) Освоение клинических и дополнительных методов обследования стоматологического больного, правильного оформления медицинской документации.

4) Изучение этиологии, патогенеза, классификации и клиники заболеваний зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта.

5) Освоение методов диагностики, лечения и профилактики кариеса зубов и его осложнений, патологии твердых тканей зуба некариозного происхождения, болезней пародонта и слизистой оболочки полости рта.

6) Ознакомление с физическими методами в лечении и профилактики стоматологических заболеваний.

 

3. Перечень знаний и умений, приобретаемых студентами по завершении обучения

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

- этапы развития терапевтической стоматологии, роль ведущих ученых в развитии дисциплины, основы организации стоматологической помощи в Российской Федерации. Принципы оборудования стоматологического кабинета;

- определение, классификацию, этиологию и патогенез кариеса зубов;

- патологическую анатомию, клинику, дифференциальную диагностику, методы лечения и профилактики кариеса;

- классификацию, этиологию, патогенез, патологическую анатомию пульпита;

- клинику, дифференциальную диагностику, методы лечения воспаления пульпы;

- классификацию, этиологию, патогенез, патологическую анатомию периодонтита;

- клинику, дифференциальную диагностику, методы лечения воспаления периодонта;

- классификацию, этиологию, патогенез, патологическую анатомию поражений зубов некариозного происхождения. Клинику, дифференциальную диагностику, методы профилактики и лечения поражений твердых тканей зуба некариозного происхождения;

- возможные ошибки и осложнения, возникающие при лечении кариеса, его осложнений, заболеваний зубов некариозного происхождения, их устранение и лечение;

- проведение капилляроскопии и капиллярографии;

- проведение реопародонтографии;

- проведение радикальной гингивэктомии;

- радикальную пластическую операцию по Цешинскому - Видману -Нейману;

- ампутацию обнаженных корней моляров, проведение гемисекции корней при болезнях пародонта;

- исследование количественного и качественного состава десневой жидкости;

- определение миграции лейкоцитов (проба М.Я. Ясиновского);

- выявление насыщенности ткани аскорбиновой кислотой (проба Роттера);

- проведение пробы с бактериальными аллергенами;

- стоматоскопию;

- люминесцентную диагностику;

- определение микротоков полости рта;

- криотерапию при заболеваниях слизистой оболочки;

- биопсию;

- физиотерапию при заболеваниях слизистой оболочки;

- лечение заболеваний слизистой оболочки с применением гелий-неонового лазера.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

- проводить обследование больных с целью диагностики кариеса, пульпита, периодонтита, некариозных поражений зубов;

- определять индекс гигиены полости рта по Федорову - Володкиной;

- описывать рентгенограммы;

- определять степень подвижности зубов (I, II, III);

- определять вид налета на зубах, зубного камня, его цвет, консистенцию;

- определять состояние анатомических участков десны (свободная и прикрепленная десна);

- определять характер гингивита (острый, хронический, катаральный, гипертрофический, атрофический, язвенный);

- определять глубину карманов градуированным зондом;

- определять наличие поддесневого зубного камня, выделений из карманов;

- определять степень тяжести воспаления десны (легкая, средняя, тяжелая);

- проводить пробу Шиллера - Писарева для уточнения границ воспаления;

- определять пародонтальный маргинальный индекс (ПМИ);

- определять пародонтальный индекс (ПИ);

- определять индекс CPITN - индекс потребности в лечении болезней пародонта;

- взять мазок на цитологическое, бактериоскопическое, бактериологическое исследование содержимого кармана;

- выполнять пальпацию регионарных лимфатических узлов лицевого скелета, мягких тканей лица;

- пальпацию точек Валле;

- пальпацию слизистой оболочки рта;

- определять морфологические элементы поражения;

- зондировать глубокие язвы, свищи;

- взять материал для цитологического исследования (соскобы, отпечатки);

- взять материал для прямого микроскопирования на грибы, фузоспирохеты;

- проводить высушивание и витальное окрашивание эмали с целью выявления кариозных пятен;

- назначать и проводить обучение рациональной гигиене полости рта;

- проводить лечебные мероприятия по реминерализации эмали с целью профилактики и лечения кариеса и некариозных поражений зубов;

- проводить комплексные мероприятия по профилактике кариеса;

- проводить аппликационное, инфильтрационное и проводниковое обезболивание с целью безболезненного лечения пораженных твердых тканей зуба и пульпы;

- выбрать и проводить рациональный метод лечения кариеса, пульпита, периодонтита, некариозных поражений зубов в зависимости от клинических проявлений и состояния организма в целом;

- препарировать кариозные полости I-V класса, атипично расположенные полости;

- проводить антисептическую обработку и высушивание полостей в твердых тканях зуба;

- замешивать материалы для временных и постоянных пломб, пломбирования корневых каналов, лечебных и изолирующих прокладок;

- накладывать лечебные и изолирующие прокладки, временные пломбы и повязки, пломбы из цементов, амальгамы, полимерных материалов (акриловых, эпоксидных, композиционных);

- запечатывать интактные фиссуры зубов герметиками;

- шлифовать и пломбировать пломбы;

- накладывать пасту для девитализации пульпы;

- удалять временные и постоянные пломбы;

- раскрывать полости всех анатомических групп зубов, препарировать коронки интактных зубов;

- удалять пульпу после девитализации из корневого канала;

- проводить инструментальную, медикаментозную обработку корневого канала, его высушивание, определение степени его проходи-мости;

- пломбировать корневые каналы пастами и фосфат-цементом без использования и с использованием штифтов;

- проводить импрегнационную обработку плохо проходимых каналов;

- извлекать обломки инструментов из корневого канала;

- проводить лечебные мероприятия при поражении слизистой оболочки рта солями мышьяка;

- проводит лечебные манипуляции при перфорации дна и стенок коронковой полости;

- проводить лечебные манипуляции по ликвидации осложнений, связанных с терапией кариеса и его осложнений;

- удалять зубные отложения: налет, над- и поддесневой зубной камень;

- полировать зубы после снятия зубных отложений;

- проводить аппликации лекарственных препаратов на краевую десну;

- промывать карманы с помощью шприца, пульверизатора;

- вводить турунды с лекарственными веществами в карманы;

- рассечь пародонтальный карман при наличии абсцесса;

- проводить кюретаж карманов;

- приготовить и накладывать лечебные повязки;

- вводить в гипертрофированный десневой сосочек лекарственные вещества с целью склерозирования;

- проводить гингивэктомию;

- шинировать зубы при болезнях пародонта (лигатурное связывание, шины из быстротвердеющей пластмассы и композитов);

- делать инъекции лекарственных веществ в переходную складку;

- устранять местные травмирующие факторы;

- вводить лекарства под элементы поражения;

- местную обработку поражений слизистой оболочки: удаление налетов, некротизированных тканей, промывание, орошения, аппликации;

- правильно оформлять историю болезни и другую медицинскую документацию (направления в другие подразделения и др.); выписывать рецепты на лекарственные препараты.

4. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения терапевтической стоматологии:

- неорганическая и органическая химия

- биология

- анатомия человека

- топографическая анатомия

- физиология

- гистология и эмбриология

- биохимия

- микробиология

- иммунология

- фармакология

- патанатомия

- патофизиология

Учебный план пo терапевтической стоматологии

 

        Количество часов  
Семестр   Учебных недель   Лекции   Практические занятия   Всего аудиторных   Самостоятельная работа   Всего  
             
             
             
             
             
             
             
итого            

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Терапевтическая стоматология - основная стоматологическая дисциплина. История ее основания (Аркеви, Фошар, Миллер, Блек, Витцель и др.). Отечественные ученые, внесшие вклад в решение научных, организационных проблем, подготовки кадров (П.Г.Дауге, М.О.Коварский, А.И.Евдокимов, И.Г.Лукомский, Д.А.Энтин, Е.Е.Платонов, Е.М.Гофунг и др.). Связь терапевтической стоматологии с другими медицинскими дисциплинами.

Дентинная и эмалевая жидкости. Проницаемость эмали. Минерализация, деминерализация, реминерализация.

Состав и свойства слюны. Участие в процессах минерализации, деминерализации и реминерализации.

Микроорганизмы полости рта. Микробный налет на зубах. Кислотно-основное равновесие в полости рта. Кривая рН Стефана.

Защитные механизмы полости рта.

Кариес зубов

Определение. Распространенность у различных групп населения. Учет заболеваемости кариесом (показатель распространенности в %, показатель интенсивности - прирост интенсивности, индекс КПУ и КП).

Частота поражения отдельных групп зубов и локализация кариозных полостей. Использование вычислительной техники для учета заболеваемости и оценки профилактических мероприятий.

Современное представление о причинах возникновения и механизме развития кариеса. Роль общих и местных факторов. Вклад отечественных ученых в разработку проблемы кариеса зубов (И.А.Бегельман, И.Г.Лукомский, Е.В.Боровский, Т.Ф.Виноградова и др.).

Морфологические изменения тканей зуба на различных стадиях развития кариозного процесса (стадия пятна, поверхностный, средний, глубокий) по данным световой, электронной, поляризационной микроскопии. Классификации кариеса. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика.

Лечение кариеса зубов:

а) общее - показание к назначению внутрь лекарственных средств, способствующих повышению резистентности твердых тканей зуба;

б) местное лечение (без пломбирования и с пломбированием). Препараты для реминерализации эмали при кариесе в стадии белого пятна. Методика проведения. Премедикация и местное обезболивание при препарировании кариозных полостей. Показания к выбору пломбировочных материалов. Этапы и техника реставрации зубов.

 

Пульпит

Пульпа зуба. Строение, кровообращение, иннервация. Инволютивные и дегенеративные изменения в пульпе.

Этиология и патогенез пульпита. Классификация пульпита (ММСИ, ЦИУ и др.)

Патологическая гистология различных форм пульпита. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Методы лечения пульпита. Обезболивание. Оказание неотложной помощи при травме и боли.

Метод полного сохранения пульпы: показания, противопоказания, лекарственные препараты, методика, диспансерное наблюдение.

Метод витальной экстирпации - показания, противопоказания, методика, лекарственные препараты. Возможные осложнения при лечении пульпита витальными методами, их предупреждение и устранение.

Методы инструментальной обработки корневых каналов, медикаментозная обработка, методы пломбирования каналов.

Экстирпационный метод (полное удаление пульпы) - показание, методика применения. Метод витальной и девитальной экстирпации.

Метод девитальной ампутации пульпы. Удаление коронковой мумифицированной пульпы. Показания, методика выполнения.

Комбинированный метод лечения - удаление коронковой и корневой пульпы их проходимых каналов, мумификация корневой пульпы в плохопроходимых каналах многокорневых зубов.

Сравнительная оценка этих методов. Ошибки и осложнения, возникающие при лечении пульпита с применением мышьяковистой пасты. Их предупреждение и устранение.

Периодонтит

Периодонт. Строение, кровообращение, функции.

Этиология и патогенез периодонтита (микроорганизмы, травма, медикаментозные средства). Классификация периодонтита. Патологическая гистология различных форм периодонтита. Клиника острого, хронического и обострения хронического периодонтита. Общее состояние больного с периодонтитом. Рентгенологическое обследование и электродонтометрия. Диагностика и дифференциальная диагностика.

Оказание неотложной помощи при остром периодонтите. Лечение различных форм периодонтита. Медикаментозные и физические методы лечения (электрофорез йодидом калия, трипсин-электрофорез, анодгальванизация, токи УВЧ и др.).

Осложнения при лечении периодонтита и способы их устранения.

 

Заболевания пародонта

Анатомо-физиологические особенности пародонта, зубодесневое соединение, десневая жидкость. Функции пародонта.

Распространенность болезней пародонта у различных групп населения. Обследование больного с патологией пародонта. Критерии оценки состояния пародонта. Индексы гингивита: ИГ, РМА. Пародонтологические индексы: ПИ, CPITN. Оценка CPITN индекса, принятого ВОЗ, (потребности в лечении болезней пародонта).

Вид окклюзии, преждевременные контакты отдельных групп зубов. Патологическая подвижность и смещение зубов. Исследование состояния сосудов десен, стоматоскопия, капилляроскопия, определение стойкости капилляров методом дозированного вакуума по В.И.Кулаженко. Дополнительные методы: внутриротовая рентгенография, панорамная рентгенография, ортопантомография, лабораторные исследования - цитология содержимого пародонтального кармана, исследование количественного и качественного состава десневой жидкости, миграция лейкоцитов по М.А.Ясиновскому, микробиологическое и гистологическое исследования.

Сущность комплексного обследования больного терапевтом, ортопедом, хирургом-стоматологом, а также врачами других специальностей.

Классификация заболеваний пародонта (1983 г.).

Гингивит: катаральный, гипертрофический, язвенный. Этиология, патогенез. Роль местных и общих факторов в этиологии гингивита. Распространенность, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика отдельных клинических форм гингивита.

Пародонтит: острый, хронический, обострение хронического, стадия ремиссии, локализованный, генерализованный. Этиология, патогенез, патоморфология. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Пародонтоз. Этиология, патогенез, патоморфология. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика пародонтоза.

Идиопатические заболевания пародонта с прогрессирующим лизисом пародонта. Особенности клинических проявлений. Взаимодействие с другими специалистами.

Пародонтомы. Клиника, дифференциальная диагностика.

Комплексный подход к лечению заболеваний пародонта. Лечение гингивита: местное и общее. Показания к выбору методов и средств местного и общего лечения в зависимости от тяжести и стадии пародонтита. Лечение пародонтоза, идиопатических заболеваний пародонта. Физические методы в комплексном лечении.

Организация лечебно-профилактической помощи больным с патологией пародонта. Диспансеризация.

Профилактика болезней пародонта. Методы и средства. Значение поддержания гигиены полости рта в профилактике и лечении заболеваний пародонта.

 

II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. Основная литература.

 

1. Боровский Е.В. и др. Терапевтическая стоматология: Учебник.- М.: Медицина, 2007.

2. Пропедевтика стоматологических заболеваний: Учебное пособие / Под ред. Скориковой Л.А. и др. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 г.

2. Дополнительная литература

1. Справочник по стоматологии / Безруков В.М. – М.: Медицина, 1998г.

2. Хельвиг Э. и др. Терапевтическая стоматология. Пер. с нем.- Львов: Галл Дент, 1999 г.

3. Луцкая И.К. Руководство по стоматологии. – Ростов: Феникс, 2003 г.

4. Вагнер В.Д. Пособие по стоматологии. – М.: Медицинская книга, Н. Новгород: НГМА, 2003 г.

5. Миллер В.Д. Руководство по терапевтической стоматологии. – Н. Новгород: НГМА, 2001г.

6. Боровский Е.В., Леонтьев В.К. Биология полости рта. - М.: Медицина, 2001.

7. Рабухина Н.А. Рентгенодиагностика в стоматологии. – М.: МИА, 2008г.

8. Диагностика в амбулаторной стоматологии: Учебное пособие / Под ред. В.Н.Трезубова. – СПб.: Спец лит, 2000 г.

9. Лечение и профилактика кариеса зубов.- Н.Новгород: НГМА, 2005г.

10. Лукиных Л.М. Кариес зубов. – Н.Новгород: НГМА, 2001г.

11. Борисенко А.В. Кариес зубов: Практическое руководство. – Киев: Книга плюс, 2000 г.

12.Борисенко А.В. Композиционные пломбировочные материалы: Практическое руководство. – М.: Книга плюс, 1999 г.

13. Современные пломбировочные материалы и методика их использования в практике: Учебно-методическое пособие. – М.: ИПО Профиздат, 2001г.

14.Томанкевич М. Современные композитные материалы в стоматологической практике: Практическое пособие. – Львов: Галл Дент, 2001г.

15. Лукиных Л.М., Шестопалова Л.В. Пульпит (клиника, диагностика, лечение). – Н. Новгород: НГМА, 1999 г.

16. Боровский Е.В. Клиническая эдодонтия: Монография. – М.: АО «Стоматология», 2002 г.

17. Хоменко Л.А., Биденко Н.В. Практическая эдодонтия. Инструменты, материалы и методы: Учебное пособие. – М.: Книга плюс, 2002 г.

18. Краммер И. Путеводитель по эндодонтии / Пер. с нем. – М., 2000 г.

19. Лукиных Л.М., Ливший Ю.Н. Верхушечный периодонтит: Учебное пособие. – Н. Новгород: НГМА, 1999 г.

20. Овруцкий Г.Д. и др. Неоперативное лечение околокорневых кист челюстей. – М.: Медицина, 2001г.

21. Иванов В.С. Заболевания пародонта. – М.: МИА, 2001г.

22. Курякина Н.В., Кутепова Т.Ф. Заболевания пародонта: Учебно-методическое пособие. – М.: Медицинская книга; Н. Новгород: НГМА, - 2003

23. Лукиных Л.М. Профилактика кариеса зубов и болезней пародонта: Монография. – М.: Медицинская книга, 2003 г.

24. Заболевания пародонта: Атлас / Под ред. Н.Ф.Данилевского – М.: Медицина, 1999 г.

25. Барер Г.М. Болезни пародонта (клиника, диагностика и лечение): Учебное пособие. – М.: ВУНМЦ, 1996

26. Современные аспекты клинической пародонтологии: Монография / Под ред. Л.А.Дмитриевой. – М.: Мед пресс, 2001 г.

27. Лекарственные растения и продукты пчеловодства, применяемые в стоматологии. – М.: Мед. книга, Н.Новгород: НГМА, 2000 г.

28. Справочник врача – стоматолога по лекарственным препаратам. – СПб.: Фолиант, 2002 г.

29. Международная классификация стоматологических болезней на основе МКБ-10. – М.: Медицина, 1997 г.

30. Симптомы и синдромы в стоматологической практике: Монография / В.Н.Балин. – СПб.: Элби, 2001г.

31. Заболевания слизистой оболочки полости рта и губ./ Под ред. Боровского Е.В. - М.: Мед пресс, 2001.

32. Вагнер В.Д. Санитарно-эпидемиологический режим в стоматологии. - М.: Медицинская книга, Н.Новгород: НГМА, 2001.

33. Сборник нормативных документов по организации стоматологической помощи. - М.: Грант, 1999.

34. Организация и экономика стоматологической службы /Под ред. Г.М. Гайдарова и др. - М.: Грант, 2001.

35. Справочник по организации и экономике стоматологической службы (Нормативные материалы по организации работы /Под ред. В.В. Степанова. — М.: Грант, 2002.

36. Седова Н.Н., Дмитриенко СВ. Ваш бизнес - стоматология: Учебное пособие.- М.: мед книга, Н. Новгород: НГМА, 2001.

37. Организация стоматологической поликлиники, кабинета. Эргономические основы организации рабочего места. Оснащение...- М.: ВУНМЦ, 2000.

38. Леус П.А. Коммунальная стоматология. - Брест, 2000.

 

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ»

 

1. Цели преподавания дисциплины

 

Подготовить врача-стоматолога общей практики, владеющего глубокими знаниями и умением в области профилактики, диагностики и лечения заболеваний зубов и пародонта, имеющего представления о заболеваниях слизистой оболочки полости рта.

 

2. Задачи изучения дисциплины

 

1) Изучение анатомо-физиологических особенностей зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта.

2) Ознакомление с организацией стоматологического терапевтического отделения, эргономикой, санитарно-эпидемиологическим режимом в клинике терапевтической стоматологии.

3) Освоение клинических и дополнительных методов обследования стоматологического больного, правильного оформления медицинской документации.

4) Изучение этиологии, патогенеза, классификации и клиники заболеваний зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта.

5) Освоение методов диагностики, лечения и профилактики кариеса зубов и его осложнений, патологии твердых тканей зуба некариозного происхождения, болезней пародонта и слизистой оболочки полости рта.

6) Ознакомление с физическими методами в лечении и профилактики стоматологических заболеваний.

 

3. Перечень знаний и умений, приобретаемых студентами по завершении обучения

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

- этапы развития терапевтической стоматологии, роль ведущих ученых в развитии дисциплины, основы организации стоматологической помощи в Российской Федерации. Принципы оборудования стоматологического кабинета;

- определение, классификацию, этиологию и патогенез кариеса зубов;

- патологическую анатомию, клинику, дифференциальную диагностику, методы лечения и профилактики кариеса;

- классификацию, этиологию, патогенез, патологическую анатомию пульпита;

- клинику, дифференциальную диагностику, методы лечения воспаления пульпы;

- классификацию, этиологию, патогенез, патологическую анатомию периодонтита;

- клинику, дифференциальную диагностику, методы лечения воспаления периодонта;

- классификацию, этиологию, патогенез, патологическую анатомию поражений зубов некариозного происхождения. Клинику, дифференциальную диагностику, методы профилактики и лечения поражений твердых тканей зуба некариозного происхождения;

- возможные ошибки и осложнения, возникающие при лечении кариеса, его осложнений, заболеваний зубов некариозного происхождения, их устранение и лечение;

- проведение капилляроскопии и капиллярографии;

- проведение реопародонтографии;

- проведение радикальной гингивэктомии;

- радикальную пластическую операцию по Цешинскому - Видману -Нейману;

- ампутацию обнаженных корней моляров, проведение гемисекции корней при болезнях пародонта;

- исследование количественного и качественного состава десневой жидкости;

- определение миграции лейкоцитов (проба М.Я. Ясиновского);

- выявление насыщенности ткани аскорбиновой кислотой (проба Роттера);

- проведение пробы с бактериальными аллергенами;

- стоматоскопию;

- люминесцентную диагностику;

- определение микротоков полости рта;

- криотерапию при заболеваниях слизистой оболочки;

- биопсию;

- физиотерапию при заболеваниях слизистой оболочки;

- лечение заболеваний слизистой оболочки с применением гелий-неонового лазера.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

- проводить обследование больных с целью диагностики кариеса, пульпита, периодонтита, некариозных поражений зубов;

- определять индекс гигиены полости рта по Федорову - Володкиной;

- описывать рентгенограммы;

- определять степень подвижности зубов (I, II, III);

- определять вид налета на зубах, зубного камня, его цвет, консистенцию;

- определять состояние анатомических участков десны (свободная и прикрепленная десна);

- определять характер гингивита (острый, хронический, катаральный, гипертрофический, атрофический, язвенный);

- определять глубину карманов градуированным зондом;

- определять наличие поддесневого зубного камня, выделений из карманов;

- определять степень тяжести воспаления десны (легкая, средняя, тяжелая);

- проводить пробу Шиллера - Писарева для уточнения границ воспаления;

- определять пародонтальный маргинальный индекс (ПМИ);

- определять пародонтальный индекс (ПИ);

- определять индекс CPITN - индекс потребности в лечении болезней пародонта;

- взять мазок на цитологическое, бактериоскопическое, бактериологическое исследование содержимого кармана;

- выполнять пальпацию регионарных лимфатических узлов лицевого скелета, мягких тканей лица;

- пальпацию точек Валле;

- пальпацию слизистой оболочки рта;

- определять морфологические элементы поражения;

- зондировать глубокие язвы, свищи;

- взять материал для цитологического исследования (соскобы, отпечатки);

- взять материал для прямого микроскопирования на грибы, фузоспирохеты;

- проводить высушивание и витальное окрашивание эмали с целью выявления кариозных пятен;

- назначать и проводить обучение рациональной гигиене полости рта;

- проводить лечебные мероприятия по реминерализации эмали с целью профилактики и лечения кариеса и некариозных поражений зубов;

- проводить комплексные мероприятия по профилактике кариеса;

- проводить аппликационное, инфильтрационное и проводниковое обезболивание с целью безболезненного лечения пораженных твердых тканей зуба и пульпы;

- выбрать и проводить рациональный метод лечения кариеса, пульпита, периодонтита, некариозных поражений зубов в зависимости от клинических проявлений и состояния организма в целом;

- препарировать кариозные полости I-V класса, атипично расположенные полости;

- проводить антисептическую обработку и высушивание полостей в твердых тканях зуба;

- замешивать материалы для временных и постоянных пломб, пломбирования корневых каналов, лечебных и изолирующих прокладок;

- накладывать лечебные и изолирующие прокладки, временные пломбы и повязки, пломбы из цементов, амальгамы, полимерных материалов (акриловых, эпоксидных, композиционных);

- запечатывать интактные фиссуры зубов герметиками;

- шлифовать и пломбировать пломбы;

- накладывать пасту для девитализации пульпы;

- удалять временные и постоянные пломбы;

- раскрывать полости всех анатомических групп зубов, препарировать коронки интактных зубов;

- удалять пульпу после девитализации из корневого канала;

- проводить инструментальную, медикаментозную обработку корневого канала, его высушивание, определение степени его проходи-мости;

- пломбировать корневые каналы пастами и фосфат-цементом без использования и с использованием штифтов;

- проводить импрегнационную обработку плохо проходимых каналов;

- извлекать обломки инструментов из корневого канала;

- проводить лечебные мероприятия при поражении слизистой оболочки рта солями мышьяка;

- проводит лечебные манипуляции при перфорации дна и стенок коронковой полости;

- проводить лечебные манипуляции по ликвидации осложнений, связанных с терапией кариеса и его осложнений;

- удалять зубные отложения: налет, над- и поддесневой зубной камень;

- полировать зубы после снятия зубных отложений;

- проводить аппликации лекарственных препаратов на краевую десну;

- промывать карманы с помощью шприца, пульверизатора;

- вводить турунды с лекарственными веществами в карманы;

- рассечь пародонтальный карман при наличии абсцесса;

- проводить кюретаж карманов;

- приготовить и накладывать лечебные повязки;

- вводить в гипертрофированный десневой сосочек лекарственные вещества с целью склерозирования;

- проводить гингивэктомию;

- шинировать зубы при болезнях пародонта (лигатурное связывание, шины из быстротвердеющей пластмассы и композитов);

- делать инъекции лекарственных веществ в переходную складку;

- устранять местные травмирующие факторы;

- вводить лекарства под элементы поражения;

- местную обработку поражений слизистой оболочки: удаление налетов, некротизированных тканей, промывание, орошения, аппликации;

- правильно оформлять историю болезни и другую медицинскую документацию (направления в другие подразделения и др.); выписывать рецепты на лекарственные препараты.

4. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения терапевтической стоматологии:

- неорганическая и органическая химия

- биология

- анатомия человека

- топографическая анатомия

- физиология

- гистология и эмбриология

- биохимия

- микробиология

- иммунология

- фармакология

- патанатомия

- патофизиология

Учебный план пo терапевтической стоматологии

 

        Количество часов  
Семестр   Учебных недель   Лекции   Практические занятия   Всего аудиторных   Самостоятельная работа   Всего  
             
             
             
             
             
             
             
итого            

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Терапевтическая стоматология - основная стоматологическая дисциплина. История ее основания (Аркеви, Фошар, Миллер, Блек, Витцель и др.). Отечественные ученые, внесшие вклад в решение научных, организационных проблем, подготовки кадров (П.Г.Дауге, М.О.Коварский, А.И.Евдокимов, И.Г.Лукомский, Д.А.Энтин, Е.Е.Платонов, Е.М.Гофунг и др.). Связь терапевтической стоматологии с другими медицинскими дисциплинами.

Дентинная и эмалевая жидкости. Проницаемость эмали. Минерализация, деминерализация, реминерализация.

Состав и свойства слюны. Участие в процессах минерализации, деминерализации и реминерализации.

Микроорганизмы полости рта. Микробный налет на зубах. Кислотно-основное равновесие в полости рта. Кривая рН Стефана.

Защитные механизмы полости рта.

Методы обследования больного

Деонтологические принципы в стоматологии: взаимоотношения врача и больного, медицинского персонала, уровень профессиональной подготовки врача и персонала. Обязанности медсестры и санитарки.

Основные методы обследования стоматологического пациента.

Жалобы больного, история развития заболевания. Перенесенные и сопутствующие заболевания. Переносимость лекарственных веществ. Условия быта и труда. Внешний осмотр, состояние лимфатических узлов. Осмотр слизистой оболочки преддверья полости рта, собственно полости рта, пальпация. Состояние зубов: зондирование; перкуссия. Зубная формула, обозначение временных и постоянных зубов.

Индексы: гигиенические: Грина - Вермильона, Федорова – Володкиной; кариесологические: КПУ, КПГ. Температурная диагностика и электроодонтодиагностика.

Прицельная и обзорная рентгенография. Назначения на лабораторные исследования: анализ крови общий, биохимический, на геморрагический синдром, на сахар, на ацетон; анализ мочи; слюны; желудочного сока; бактериологическое; гистологическое; цитологическое и аллергологическое. Анализ результатов исследования.

Диагноз: предварительный, дифференциальный и окончательный.

Планирование лечения. Планирование лечения отдельного зуба, болезней пародонта или слизистой оболочки полости рта. Планирование консультации других специалистов как стоматологического, так и не стоматологического профиля.

Медицинская карта стоматологического больного, правила заполнения. Медицинская карта как медицинский и юридический документ, материал для научных исследований.

Кариес зубов

Определение. Распространенность у различных групп населения. Учет заболеваемости кариесом (показатель распространенности в %, показатель интенсивности - прирост интенсивности, индекс КПУ и КП).

Частота поражения отдельных групп зубов и локализация кариозных полостей. Использование вычислительной техники для учета заболеваемости и оценки профилактических мероприятий.

Современное представление о причинах возникновения и механизме развития кариеса. Роль общих и местных факторов. Вклад отечественных ученых в разработку проблемы кариеса зубов (И.А.Бегельман, И.Г.Лукомский, Е.В.Боровский, Т.Ф.Виноградова и др.).

Морфологические изменения тканей зуба на различных стадиях развития кариозного процесса (стадия пятна, поверхностный, средний, глубокий) по данным световой, электронной, поляризационной микроскопии. Классификации кариеса. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика.

Лечение кариеса зубов:

а) общее - показание к назначению внутрь лекарственных средств, способствующих повышению резистентности твердых тканей зуба;

б) местное лечение (без пломбирования и с пломбированием). Препараты для реминерализации эмали при кариесе в стадии белого пятна. Методика проведения. Премедикация и местное обезболивание при препарировании кариозных полостей. Показания к выбору пломбировочных материалов. Этапы и техника реставрации зубов.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.176 с.