Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-12-09 | 323 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ»
1. Цели преподавания дисциплины
Подготовить врача-стоматолога общей практики, владеющего глубокими знаниями и умением в области профилактики, диагностики и лечения заболеваний зубов и пародонта, имеющего представления о заболеваниях слизистой оболочки полости рта.
2. Задачи изучения дисциплины
1) Изучение анатомо-физиологических особенностей зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта.
2) Ознакомление с организацией стоматологического терапевтического отделения, эргономикой, санитарно-эпидемиологическим режимом в клинике терапевтической стоматологии.
3) Освоение клинических и дополнительных методов обследования стоматологического больного, правильного оформления медицинской документации.
4) Изучение этиологии, патогенеза, классификации и клиники заболеваний зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта.
5) Освоение методов диагностики, лечения и профилактики кариеса зубов и его осложнений, патологии твердых тканей зуба некариозного происхождения, болезней пародонта и слизистой оболочки полости рта.
6) Ознакомление с физическими методами в лечении и профилактики стоматологических заболеваний.
3. Перечень знаний и умений, приобретаемых студентами по завершении обучения
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
- этапы развития терапевтической стоматологии, роль ведущих ученых в развитии дисциплины, основы организации стоматологической помощи в Российской Федерации. Принципы оборудования стоматологического кабинета;
- определение, классификацию, этиологию и патогенез кариеса зубов;
- патологическую анатомию, клинику, дифференциальную диагностику, методы лечения и профилактики кариеса;
|
- классификацию, этиологию, патогенез, патологическую анатомию пульпита;
- клинику, дифференциальную диагностику, методы лечения воспаления пульпы;
- классификацию, этиологию, патогенез, патологическую анатомию периодонтита;
- клинику, дифференциальную диагностику, методы лечения воспаления периодонта;
- классификацию, этиологию, патогенез, патологическую анатомию поражений зубов некариозного происхождения. Клинику, дифференциальную диагностику, методы профилактики и лечения поражений твердых тканей зуба некариозного происхождения;
- возможные ошибки и осложнения, возникающие при лечении кариеса, его осложнений, заболеваний зубов некариозного происхождения, их устранение и лечение;
- проведение капилляроскопии и капиллярографии;
- проведение реопародонтографии;
- проведение радикальной гингивэктомии;
- радикальную пластическую операцию по Цешинскому - Видману -Нейману;
- ампутацию обнаженных корней моляров, проведение гемисекции корней при болезнях пародонта;
- исследование количественного и качественного состава десневой жидкости;
- определение миграции лейкоцитов (проба М.Я. Ясиновского);
- выявление насыщенности ткани аскорбиновой кислотой (проба Роттера);
- проведение пробы с бактериальными аллергенами;
- стоматоскопию;
- люминесцентную диагностику;
- определение микротоков полости рта;
- криотерапию при заболеваниях слизистой оболочки;
- биопсию;
- физиотерапию при заболеваниях слизистой оболочки;
- лечение заболеваний слизистой оболочки с применением гелий-неонового лазера.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
- проводить обследование больных с целью диагностики кариеса, пульпита, периодонтита, некариозных поражений зубов;
- определять индекс гигиены полости рта по Федорову - Володкиной;
- описывать рентгенограммы;
- определять степень подвижности зубов (I, II, III);
- определять вид налета на зубах, зубного камня, его цвет, консистенцию;
|
- определять состояние анатомических участков десны (свободная и прикрепленная десна);
- определять характер гингивита (острый, хронический, катаральный, гипертрофический, атрофический, язвенный);
- определять глубину карманов градуированным зондом;
- определять наличие поддесневого зубного камня, выделений из карманов;
- определять степень тяжести воспаления десны (легкая, средняя, тяжелая);
- проводить пробу Шиллера - Писарева для уточнения границ воспаления;
- определять пародонтальный маргинальный индекс (ПМИ);
- определять пародонтальный индекс (ПИ);
- определять индекс CPITN - индекс потребности в лечении болезней пародонта;
- взять мазок на цитологическое, бактериоскопическое, бактериологическое исследование содержимого кармана;
- выполнять пальпацию регионарных лимфатических узлов лицевого скелета, мягких тканей лица;
- пальпацию точек Валле;
- пальпацию слизистой оболочки рта;
- определять морфологические элементы поражения;
- зондировать глубокие язвы, свищи;
- взять материал для цитологического исследования (соскобы, отпечатки);
- взять материал для прямого микроскопирования на грибы, фузоспирохеты;
- проводить высушивание и витальное окрашивание эмали с целью выявления кариозных пятен;
- назначать и проводить обучение рациональной гигиене полости рта;
- проводить лечебные мероприятия по реминерализации эмали с целью профилактики и лечения кариеса и некариозных поражений зубов;
- проводить комплексные мероприятия по профилактике кариеса;
- проводить аппликационное, инфильтрационное и проводниковое обезболивание с целью безболезненного лечения пораженных твердых тканей зуба и пульпы;
- выбрать и проводить рациональный метод лечения кариеса, пульпита, периодонтита, некариозных поражений зубов в зависимости от клинических проявлений и состояния организма в целом;
- препарировать кариозные полости I-V класса, атипично расположенные полости;
- проводить антисептическую обработку и высушивание полостей в твердых тканях зуба;
- замешивать материалы для временных и постоянных пломб, пломбирования корневых каналов, лечебных и изолирующих прокладок;
- накладывать лечебные и изолирующие прокладки, временные пломбы и повязки, пломбы из цементов, амальгамы, полимерных материалов (акриловых, эпоксидных, композиционных);
|
- запечатывать интактные фиссуры зубов герметиками;
- шлифовать и пломбировать пломбы;
- накладывать пасту для девитализации пульпы;
- удалять временные и постоянные пломбы;
- раскрывать полости всех анатомических групп зубов, препарировать коронки интактных зубов;
- удалять пульпу после девитализации из корневого канала;
- проводить инструментальную, медикаментозную обработку корневого канала, его высушивание, определение степени его проходи-мости;
- пломбировать корневые каналы пастами и фосфат-цементом без использования и с использованием штифтов;
- проводить импрегнационную обработку плохо проходимых каналов;
- извлекать обломки инструментов из корневого канала;
- проводить лечебные мероприятия при поражении слизистой оболочки рта солями мышьяка;
- проводит лечебные манипуляции при перфорации дна и стенок коронковой полости;
- проводить лечебные манипуляции по ликвидации осложнений, связанных с терапией кариеса и его осложнений;
- удалять зубные отложения: налет, над- и поддесневой зубной камень;
- полировать зубы после снятия зубных отложений;
- проводить аппликации лекарственных препаратов на краевую десну;
- промывать карманы с помощью шприца, пульверизатора;
- вводить турунды с лекарственными веществами в карманы;
- рассечь пародонтальный карман при наличии абсцесса;
- проводить кюретаж карманов;
- приготовить и накладывать лечебные повязки;
- вводить в гипертрофированный десневой сосочек лекарственные вещества с целью склерозирования;
- проводить гингивэктомию;
- шинировать зубы при болезнях пародонта (лигатурное связывание, шины из быстротвердеющей пластмассы и композитов);
- делать инъекции лекарственных веществ в переходную складку;
- устранять местные травмирующие факторы;
- вводить лекарства под элементы поражения;
- местную обработку поражений слизистой оболочки: удаление налетов, некротизированных тканей, промывание, орошения, аппликации;
- правильно оформлять историю болезни и другую медицинскую документацию (направления в другие подразделения и др.); выписывать рецепты на лекарственные препараты.
|
4. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения терапевтической стоматологии:
- неорганическая и органическая химия
- биология
- анатомия человека
- топографическая анатомия
- физиология
- гистология и эмбриология
- биохимия
- микробиология
- иммунология
- фармакология
- патанатомия
- патофизиология
Учебный план пo терапевтической стоматологии
Количество часов | ||||||
Семестр | Учебных недель | Лекции | Практические занятия | Всего аудиторных | Самостоятельная работа | Всего |
итого |
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Терапевтическая стоматология - основная стоматологическая дисциплина. История ее основания (Аркеви, Фошар, Миллер, Блек, Витцель и др.). Отечественные ученые, внесшие вклад в решение научных, организационных проблем, подготовки кадров (П.Г.Дауге, М.О.Коварский, А.И.Евдокимов, И.Г.Лукомский, Д.А.Энтин, Е.Е.Платонов, Е.М.Гофунг и др.). Связь терапевтической стоматологии с другими медицинскими дисциплинами.
Дентинная и эмалевая жидкости. Проницаемость эмали. Минерализация, деминерализация, реминерализация.
Состав и свойства слюны. Участие в процессах минерализации, деминерализации и реминерализации.
Микроорганизмы полости рта. Микробный налет на зубах. Кислотно-основное равновесие в полости рта. Кривая рН Стефана.
Защитные механизмы полости рта.
Кариес зубов
Определение. Распространенность у различных групп населения. Учет заболеваемости кариесом (показатель распространенности в %, показатель интенсивности - прирост интенсивности, индекс КПУ и КП).
Частота поражения отдельных групп зубов и локализация кариозных полостей. Использование вычислительной техники для учета заболеваемости и оценки профилактических мероприятий.
Современное представление о причинах возникновения и механизме развития кариеса. Роль общих и местных факторов. Вклад отечественных ученых в разработку проблемы кариеса зубов (И.А.Бегельман, И.Г.Лукомский, Е.В.Боровский, Т.Ф.Виноградова и др.).
Морфологические изменения тканей зуба на различных стадиях развития кариозного процесса (стадия пятна, поверхностный, средний, глубокий) по данным световой, электронной, поляризационной микроскопии. Классификации кариеса. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика.
|
Лечение кариеса зубов:
а) общее - показание к назначению внутрь лекарственных средств, способствующих повышению резистентности твердых тканей зуба;
б) местное лечение (без пломбирования и с пломбированием). Препараты для реминерализации эмали при кариесе в стадии белого пятна. Методика проведения. Премедикация и местное обезболивание при препарировании кариозных полостей. Показания к выбору пломбировочных материалов. Этапы и техника реставрации зубов.
Пульпит
Пульпа зуба. Строение, кровообращение, иннервация. Инволютивные и дегенеративные изменения в пульпе.
Этиология и патогенез пульпита. Классификация пульпита (ММСИ, ЦИУ и др.)
Патологическая гистология различных форм пульпита. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Методы лечения пульпита. Обезболивание. Оказание неотложной помощи при травме и боли.
Метод полного сохранения пульпы: показания, противопоказания, лекарственные препараты, методика, диспансерное наблюдение.
Метод витальной экстирпации - показания, противопоказания, методика, лекарственные препараты. Возможные осложнения при лечении пульпита витальными методами, их предупреждение и устранение.
Методы инструментальной обработки корневых каналов, медикаментозная обработка, методы пломбирования каналов.
Экстирпационный метод (полное удаление пульпы) - показание, методика применения. Метод витальной и девитальной экстирпации.
Метод девитальной ампутации пульпы. Удаление коронковой мумифицированной пульпы. Показания, методика выполнения.
Комбинированный метод лечения - удаление коронковой и корневой пульпы их проходимых каналов, мумификация корневой пульпы в плохопроходимых каналах многокорневых зубов.
Сравнительная оценка этих методов. Ошибки и осложнения, возникающие при лечении пульпита с применением мышьяковистой пасты. Их предупреждение и устранение.
Периодонтит
Периодонт. Строение, кровообращение, функции.
Этиология и патогенез периодонтита (микроорганизмы, травма, медикаментозные средства). Классификация периодонтита. Патологическая гистология различных форм периодонтита. Клиника острого, хронического и обострения хронического периодонтита. Общее состояние больного с периодонтитом. Рентгенологическое обследование и электродонтометрия. Диагностика и дифференциальная диагностика.
Оказание неотложной помощи при остром периодонтите. Лечение различных форм периодонтита. Медикаментозные и физические методы лечения (электрофорез йодидом калия, трипсин-электрофорез, анодгальванизация, токи УВЧ и др.).
Осложнения при лечении периодонтита и способы их устранения.
Заболевания пародонта
Анатомо-физиологические особенности пародонта, зубодесневое соединение, десневая жидкость. Функции пародонта.
Распространенность болезней пародонта у различных групп населения. Обследование больного с патологией пародонта. Критерии оценки состояния пародонта. Индексы гингивита: ИГ, РМА. Пародонтологические индексы: ПИ, CPITN. Оценка CPITN индекса, принятого ВОЗ, (потребности в лечении болезней пародонта).
Вид окклюзии, преждевременные контакты отдельных групп зубов. Патологическая подвижность и смещение зубов. Исследование состояния сосудов десен, стоматоскопия, капилляроскопия, определение стойкости капилляров методом дозированного вакуума по В.И.Кулаженко. Дополнительные методы: внутриротовая рентгенография, панорамная рентгенография, ортопантомография, лабораторные исследования - цитология содержимого пародонтального кармана, исследование количественного и качественного состава десневой жидкости, миграция лейкоцитов по М.А.Ясиновскому, микробиологическое и гистологическое исследования.
Сущность комплексного обследования больного терапевтом, ортопедом, хирургом-стоматологом, а также врачами других специальностей.
Классификация заболеваний пародонта (1983 г.).
Гингивит: катаральный, гипертрофический, язвенный. Этиология, патогенез. Роль местных и общих факторов в этиологии гингивита. Распространенность, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика отдельных клинических форм гингивита.
Пародонтит: острый, хронический, обострение хронического, стадия ремиссии, локализованный, генерализованный. Этиология, патогенез, патоморфология. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика. Пародонтоз. Этиология, патогенез, патоморфология. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика пародонтоза.
Идиопатические заболевания пародонта с прогрессирующим лизисом пародонта. Особенности клинических проявлений. Взаимодействие с другими специалистами.
Пародонтомы. Клиника, дифференциальная диагностика.
Комплексный подход к лечению заболеваний пародонта. Лечение гингивита: местное и общее. Показания к выбору методов и средств местного и общего лечения в зависимости от тяжести и стадии пародонтита. Лечение пародонтоза, идиопатических заболеваний пародонта. Физические методы в комплексном лечении.
Организация лечебно-профилактической помощи больным с патологией пародонта. Диспансеризация.
Профилактика болезней пародонта. Методы и средства. Значение поддержания гигиены полости рта в профилактике и лечении заболеваний пародонта.
II. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Основная литература.
1. Боровский Е.В. и др. Терапевтическая стоматология: Учебник.- М.: Медицина, 2007.
2. Пропедевтика стоматологических заболеваний: Учебное пособие / Под ред. Скориковой Л.А. и др. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 г.
2. Дополнительная литература
1. Справочник по стоматологии / Безруков В.М. – М.: Медицина, 1998г.
2. Хельвиг Э. и др. Терапевтическая стоматология. Пер. с нем.- Львов: Галл Дент, 1999 г.
3. Луцкая И.К. Руководство по стоматологии. – Ростов: Феникс, 2003 г.
4. Вагнер В.Д. Пособие по стоматологии. – М.: Медицинская книга, Н. Новгород: НГМА, 2003 г.
5. Миллер В.Д. Руководство по терапевтической стоматологии. – Н. Новгород: НГМА, 2001г.
6. Боровский Е.В., Леонтьев В.К. Биология полости рта. - М.: Медицина, 2001.
7. Рабухина Н.А. Рентгенодиагностика в стоматологии. – М.: МИА, 2008г.
8. Диагностика в амбулаторной стоматологии: Учебное пособие / Под ред. В.Н.Трезубова. – СПб.: Спец лит, 2000 г.
9. Лечение и профилактика кариеса зубов.- Н.Новгород: НГМА, 2005г.
10. Лукиных Л.М. Кариес зубов. – Н.Новгород: НГМА, 2001г.
11. Борисенко А.В. Кариес зубов: Практическое руководство. – Киев: Книга плюс, 2000 г.
12.Борисенко А.В. Композиционные пломбировочные материалы: Практическое руководство. – М.: Книга плюс, 1999 г.
13. Современные пломбировочные материалы и методика их использования в практике: Учебно-методическое пособие. – М.: ИПО Профиздат, 2001г.
14.Томанкевич М. Современные композитные материалы в стоматологической практике: Практическое пособие. – Львов: Галл Дент, 2001г.
15. Лукиных Л.М., Шестопалова Л.В. Пульпит (клиника, диагностика, лечение). – Н. Новгород: НГМА, 1999 г.
16. Боровский Е.В. Клиническая эдодонтия: Монография. – М.: АО «Стоматология», 2002 г.
17. Хоменко Л.А., Биденко Н.В. Практическая эдодонтия. Инструменты, материалы и методы: Учебное пособие. – М.: Книга плюс, 2002 г.
18. Краммер И. Путеводитель по эндодонтии / Пер. с нем. – М., 2000 г.
19. Лукиных Л.М., Ливший Ю.Н. Верхушечный периодонтит: Учебное пособие. – Н. Новгород: НГМА, 1999 г.
20. Овруцкий Г.Д. и др. Неоперативное лечение околокорневых кист челюстей. – М.: Медицина, 2001г.
21. Иванов В.С. Заболевания пародонта. – М.: МИА, 2001г.
22. Курякина Н.В., Кутепова Т.Ф. Заболевания пародонта: Учебно-методическое пособие. – М.: Медицинская книга; Н. Новгород: НГМА, - 2003
23. Лукиных Л.М. Профилактика кариеса зубов и болезней пародонта: Монография. – М.: Медицинская книга, 2003 г.
24. Заболевания пародонта: Атлас / Под ред. Н.Ф.Данилевского – М.: Медицина, 1999 г.
25. Барер Г.М. Болезни пародонта (клиника, диагностика и лечение): Учебное пособие. – М.: ВУНМЦ, 1996
26. Современные аспекты клинической пародонтологии: Монография / Под ред. Л.А.Дмитриевой. – М.: Мед пресс, 2001 г.
27. Лекарственные растения и продукты пчеловодства, применяемые в стоматологии. – М.: Мед. книга, Н.Новгород: НГМА, 2000 г.
28. Справочник врача – стоматолога по лекарственным препаратам. – СПб.: Фолиант, 2002 г.
29. Международная классификация стоматологических болезней на основе МКБ-10. – М.: Медицина, 1997 г.
30. Симптомы и синдромы в стоматологической практике: Монография / В.Н.Балин. – СПб.: Элби, 2001г.
31. Заболевания слизистой оболочки полости рта и губ./ Под ред. Боровского Е.В. - М.: Мед пресс, 2001.
32. Вагнер В.Д. Санитарно-эпидемиологический режим в стоматологии. - М.: Медицинская книга, Н.Новгород: НГМА, 2001.
33. Сборник нормативных документов по организации стоматологической помощи. - М.: Грант, 1999.
34. Организация и экономика стоматологической службы /Под ред. Г.М. Гайдарова и др. - М.: Грант, 2001.
35. Справочник по организации и экономике стоматологической службы (Нормативные материалы по организации работы /Под ред. В.В. Степанова. — М.: Грант, 2002.
36. Седова Н.Н., Дмитриенко СВ. Ваш бизнес - стоматология: Учебное пособие.- М.: мед книга, Н. Новгород: НГМА, 2001.
37. Организация стоматологической поликлиники, кабинета. Эргономические основы организации рабочего места. Оснащение...- М.: ВУНМЦ, 2000.
38. Леус П.А. Коммунальная стоматология. - Брест, 2000.
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ»
1. Цели преподавания дисциплины
Подготовить врача-стоматолога общей практики, владеющего глубокими знаниями и умением в области профилактики, диагностики и лечения заболеваний зубов и пародонта, имеющего представления о заболеваниях слизистой оболочки полости рта.
2. Задачи изучения дисциплины
1) Изучение анатомо-физиологических особенностей зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта.
2) Ознакомление с организацией стоматологического терапевтического отделения, эргономикой, санитарно-эпидемиологическим режимом в клинике терапевтической стоматологии.
3) Освоение клинических и дополнительных методов обследования стоматологического больного, правильного оформления медицинской документации.
4) Изучение этиологии, патогенеза, классификации и клиники заболеваний зубов, пародонта и слизистой оболочки полости рта.
5) Освоение методов диагностики, лечения и профилактики кариеса зубов и его осложнений, патологии твердых тканей зуба некариозного происхождения, болезней пародонта и слизистой оболочки полости рта.
6) Ознакомление с физическими методами в лечении и профилактики стоматологических заболеваний.
3. Перечень знаний и умений, приобретаемых студентами по завершении обучения
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
- этапы развития терапевтической стоматологии, роль ведущих ученых в развитии дисциплины, основы организации стоматологической помощи в Российской Федерации. Принципы оборудования стоматологического кабинета;
- определение, классификацию, этиологию и патогенез кариеса зубов;
- патологическую анатомию, клинику, дифференциальную диагностику, методы лечения и профилактики кариеса;
- классификацию, этиологию, патогенез, патологическую анатомию пульпита;
- клинику, дифференциальную диагностику, методы лечения воспаления пульпы;
- классификацию, этиологию, патогенез, патологическую анатомию периодонтита;
- клинику, дифференциальную диагностику, методы лечения воспаления периодонта;
- классификацию, этиологию, патогенез, патологическую анатомию поражений зубов некариозного происхождения. Клинику, дифференциальную диагностику, методы профилактики и лечения поражений твердых тканей зуба некариозного происхождения;
- возможные ошибки и осложнения, возникающие при лечении кариеса, его осложнений, заболеваний зубов некариозного происхождения, их устранение и лечение;
- проведение капилляроскопии и капиллярографии;
- проведение реопародонтографии;
- проведение радикальной гингивэктомии;
- радикальную пластическую операцию по Цешинскому - Видману -Нейману;
- ампутацию обнаженных корней моляров, проведение гемисекции корней при болезнях пародонта;
- исследование количественного и качественного состава десневой жидкости;
- определение миграции лейкоцитов (проба М.Я. Ясиновского);
- выявление насыщенности ткани аскорбиновой кислотой (проба Роттера);
- проведение пробы с бактериальными аллергенами;
- стоматоскопию;
- люминесцентную диагностику;
- определение микротоков полости рта;
- криотерапию при заболеваниях слизистой оболочки;
- биопсию;
- физиотерапию при заболеваниях слизистой оболочки;
- лечение заболеваний слизистой оболочки с применением гелий-неонового лазера.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
- проводить обследование больных с целью диагностики кариеса, пульпита, периодонтита, некариозных поражений зубов;
- определять индекс гигиены полости рта по Федорову - Володкиной;
- описывать рентгенограммы;
- определять степень подвижности зубов (I, II, III);
- определять вид налета на зубах, зубного камня, его цвет, консистенцию;
- определять состояние анатомических участков десны (свободная и прикрепленная десна);
- определять характер гингивита (острый, хронический, катаральный, гипертрофический, атрофический, язвенный);
- определять глубину карманов градуированным зондом;
- определять наличие поддесневого зубного камня, выделений из карманов;
- определять степень тяжести воспаления десны (легкая, средняя, тяжелая);
- проводить пробу Шиллера - Писарева для уточнения границ воспаления;
- определять пародонтальный маргинальный индекс (ПМИ);
- определять пародонтальный индекс (ПИ);
- определять индекс CPITN - индекс потребности в лечении болезней пародонта;
- взять мазок на цитологическое, бактериоскопическое, бактериологическое исследование содержимого кармана;
- выполнять пальпацию регионарных лимфатических узлов лицевого скелета, мягких тканей лица;
- пальпацию точек Валле;
- пальпацию слизистой оболочки рта;
- определять морфологические элементы поражения;
- зондировать глубокие язвы, свищи;
- взять материал для цитологического исследования (соскобы, отпечатки);
- взять материал для прямого микроскопирования на грибы, фузоспирохеты;
- проводить высушивание и витальное окрашивание эмали с целью выявления кариозных пятен;
- назначать и проводить обучение рациональной гигиене полости рта;
- проводить лечебные мероприятия по реминерализации эмали с целью профилактики и лечения кариеса и некариозных поражений зубов;
- проводить комплексные мероприятия по профилактике кариеса;
- проводить аппликационное, инфильтрационное и проводниковое обезболивание с целью безболезненного лечения пораженных твердых тканей зуба и пульпы;
- выбрать и проводить рациональный метод лечения кариеса, пульпита, периодонтита, некариозных поражений зубов в зависимости от клинических проявлений и состояния организма в целом;
- препарировать кариозные полости I-V класса, атипично расположенные полости;
- проводить антисептическую обработку и высушивание полостей в твердых тканях зуба;
- замешивать материалы для временных и постоянных пломб, пломбирования корневых каналов, лечебных и изолирующих прокладок;
- накладывать лечебные и изолирующие прокладки, временные пломбы и повязки, пломбы из цементов, амальгамы, полимерных материалов (акриловых, эпоксидных, композиционных);
- запечатывать интактные фиссуры зубов герметиками;
- шлифовать и пломбировать пломбы;
- накладывать пасту для девитализации пульпы;
- удалять временные и постоянные пломбы;
- раскрывать полости всех анатомических групп зубов, препарировать коронки интактных зубов;
- удалять пульпу после девитализации из корневого канала;
- проводить инструментальную, медикаментозную обработку корневого канала, его высушивание, определение степени его проходи-мости;
- пломбировать корневые каналы пастами и фосфат-цементом без использования и с использованием штифтов;
- проводить импрегнационную обработку плохо проходимых каналов;
- извлекать обломки инструментов из корневого канала;
- проводить лечебные мероприятия при поражении слизистой оболочки рта солями мышьяка;
- проводит лечебные манипуляции при перфорации дна и стенок коронковой полости;
- проводить лечебные манипуляции по ликвидации осложнений, связанных с терапией кариеса и его осложнений;
- удалять зубные отложения: налет, над- и поддесневой зубной камень;
- полировать зубы после снятия зубных отложений;
- проводить аппликации лекарственных препаратов на краевую десну;
- промывать карманы с помощью шприца, пульверизатора;
- вводить турунды с лекарственными веществами в карманы;
- рассечь пародонтальный карман при наличии абсцесса;
- проводить кюретаж карманов;
- приготовить и накладывать лечебные повязки;
- вводить в гипертрофированный десневой сосочек лекарственные вещества с целью склерозирования;
- проводить гингивэктомию;
- шинировать зубы при болезнях пародонта (лигатурное связывание, шины из быстротвердеющей пластмассы и композитов);
- делать инъекции лекарственных веществ в переходную складку;
- устранять местные травмирующие факторы;
- вводить лекарства под элементы поражения;
- местную обработку поражений слизистой оболочки: удаление налетов, некротизированных тканей, промывание, орошения, аппликации;
- правильно оформлять историю болезни и другую медицинскую документацию (направления в другие подразделения и др.); выписывать рецепты на лекарственные препараты.
4. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения терапевтической стоматологии:
- неорганическая и органическая химия
- биология
- анатомия человека
- топографическая анатомия
- физиология
- гистология и эмбриология
- биохимия
- микробиология
- иммунология
- фармакология
- патанатомия
- патофизиология
Учебный план пo терапевтической стоматологии
Количество часов | ||||||
Семестр | Учебных недель | Лекции | Практические занятия | Всего аудиторных | Самостоятельная работа | Всего |
итого |
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Терапевтическая стоматология - основная стоматологическая дисциплина. История ее основания (Аркеви, Фошар, Миллер, Блек, Витцель и др.). Отечественные ученые, внесшие вклад в решение научных, организационных проблем, подготовки кадров (П.Г.Дауге, М.О.Коварский, А.И.Евдокимов, И.Г.Лукомский, Д.А.Энтин, Е.Е.Платонов, Е.М.Гофунг и др.). Связь терапевтической стоматологии с другими медицинскими дисциплинами.
Дентинная и эмалевая жидкости. Проницаемость эмали. Минерализация, деминерализация, реминерализация.
Состав и свойства слюны. Участие в процессах минерализации, деминерализации и реминерализации.
Микроорганизмы полости рта. Микробный налет на зубах. Кислотно-основное равновесие в полости рта. Кривая рН Стефана.
Защитные механизмы полости рта.
Методы обследования больного
Деонтологические принципы в стоматологии: взаимоотношения врача и больного, медицинского персонала, уровень профессиональной подготовки врача и персонала. Обязанности медсестры и санитарки.
Основные методы обследования стоматологического пациента.
Жалобы больного, история развития заболевания. Перенесенные и сопутствующие заболевания. Переносимость лекарственных веществ. Условия быта и труда. Внешний осмотр, состояние лимфатических узлов. Осмотр слизистой оболочки преддверья полости рта, собственно полости рта, пальпация. Состояние зубов: зондирование; перкуссия. Зубная формула, обозначение временных и постоянных зубов.
Индексы: гигиенические: Грина - Вермильона, Федорова – Володкиной; кариесологические: КПУ, КПГ. Температурная диагностика и электроодонтодиагностика.
Прицельная и обзорная рентгенография. Назначения на лабораторные исследования: анализ крови общий, биохимический, на геморрагический синдром, на сахар, на ацетон; анализ мочи; слюны; желудочного сока; бактериологическое; гистологическое; цитологическое и аллергологическое. Анализ результатов исследования.
Диагноз: предварительный, дифференциальный и окончательный.
Планирование лечения. Планирование лечения отдельного зуба, болезней пародонта или слизистой оболочки полости рта. Планирование консультации других специалистов как стоматологического, так и не стоматологического профиля.
Медицинская карта стоматологического больного, правила заполнения. Медицинская карта как медицинский и юридический документ, материал для научных исследований.
Кариес зубов
Определение. Распространенность у различных групп населения. Учет заболеваемости кариесом (показатель распространенности в %, показатель интенсивности - прирост интенсивности, индекс КПУ и КП).
Частота поражения отдельных групп зубов и локализация кариозных полостей. Использование вычислительной техники для учета заболеваемости и оценки профилактических мероприятий.
Современное представление о причинах возникновения и механизме развития кариеса. Роль общих и местных факторов. Вклад отечественных ученых в разработку проблемы кариеса зубов (И.А.Бегельман, И.Г.Лукомский, Е.В.Боровский, Т.Ф.Виноградова и др.).
Морфологические изменения тканей зуба на различных стадиях развития кариозного процесса (стадия пятна, поверхностный, средний, глубокий) по данным световой, электронной, поляризационной микроскопии. Классификации кариеса. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика.
Лечение кариеса зубов:
а) общее - показание к назначению внутрь лекарственных средств, способствующих повышению резистентности твердых тканей зуба;
б) местное лечение (без пломбирования и с пломбированием). Препараты для реминерализации эмали при кариесе в стадии белого пятна. Методика проведения. Премедикация и местное обезболивание при препарировании кариозных полостей. Показания к выбору пломбировочных материалов. Этапы и техника реставрации зубов.
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!