Тема: болезни пародонта. Гингивит. Пародонтит. Пародонтоз. Пародонтомы (эпулисы). Десмодонтоз (прогрессирующий пародонтолиз). Фиброматоз десен. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема: болезни пародонта. Гингивит. Пародонтит. Пародонтоз. Пародонтомы (эпулисы). Десмодонтоз (прогрессирующий пародонтолиз). Фиброматоз десен.

2017-12-09 318
Тема: болезни пародонта. Гингивит. Пародонтит. Пародонтоз. Пародонтомы (эпулисы). Десмодонтоз (прогрессирующий пародонтолиз). Фиброматоз десен. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Значимость темы.

Заболевания пародонта – одна из наиболее частых, распространенных и сложных патологий челюстно-лицевой области. Понятие «пародонт» объединяет комплекс образований: десну, периодонт, костную ткань альвеолы и цемент корня зуба.

Гингивит – наиболее частое заболевание пародонта, встречается преимущественно у детей, подростков и лиц не старше 30 лет. Более 50% людей в той или иной степени страдают пародонтитом. Прогрессирование хронического гингивита может привести к пародонтиту, нарушению целостности зубодесневого прикрепления и потере зубов. Пародонтоз – дистрофический, генерализованный процесс, поражающий все элементы пародонта, также способный привести к потере зубов.

Десмодонтоз (идиопатический пародонтолиз) – редкая форма поражения тканей пародонта. Характеризуется прогрессирующим течением и развивается на фоне тяжелой патологии: гистиоцитоз «Х», синдром Папийона-Лефевра.

Пародонтомы – опухолеподобные поражения пародонта. К ним относят эпулисы (наддесневики).

Эпулис – опухолеподобное образование на десне. Эпулис рассматривают как реактивный процесс, возникающий вследствие хронического раздражения тканей десны.

Фиброматоз десен не является заболеванием воспалительной природы. В происхождении болезни имеют значение генетическая предрасположенность и эндокринопатии.

Своевременная диагностика и лечение воспалительных и дистрофических поражений пародонта позволяют предотвратить выпадение зубов и сохранить их целостность.

2. Цель занятия: Изучить заболевания пародонта, уметь диагностировать их на основании клинико-морфологических проявлений на макроскопическом уровне, а также на основании микроскопической картины.

Студент должен уметь: 1) давать определения заболеваниям пародонта; 2) характеризовать этиологию, патоморфологические формы гингивита, пародонтита; 3) называть и давать характеристику гистологических форм пародонтом; 4) знать клинико-морфологическую характеристику фиброматоза десен.

 

3.План самостоятельного изучения темы:

а) вспомнить, что входит в понятие пародонт;

б) выучить материалы лекции и учебной литературы (п. 5);

в) основные вопросы, подлежащие обсуждению на теоретической части занятия:

1. Определение понятия гингивит.

2. Этиопатогенез гингивита.

3. Определение понятия пародонтит.

4. Этиопатогенез пародонтита.

5. Морфологические формы, исходы, осложнения гингивита.

6. Морфологические формы, исходы, осложнения пародонтита.

7. Патоморфологическая характеристика пародонтоза.

8. Патоморфологическая характеиристика десмодонтоза.

9. Определение, гистологические формы пародонтом.

10. Клинико-морфологическая характеристика фиброматоза десен.

г) выполнить задания п. 7.

4. Методические рекомендации по усвоению материала.

1. Выучить определение понятия гингивит.

2. Знать морфологические формы гингивита.

3. Выучить определение понятия пародонтит.

4. Знать морфологические формы пародонтита.

5. Выучить определение понятия пародонтоз.

6. Изучить патоморфологию пародонтоза.

7. Выучить определение понятия десмодонтоз.

8. Изучить патоморфологию десмодонтоза.

9. Знать определение понятия пародонтома.

10. Знать гистологические формы пародонтом.

11. Знать этиологию и морфологическую характеристику фиброматоза десен.

 

Литература.

1. Патологическая анатомия: атлас: учеб. пособие для студентов, обучающихся в учреждениях высш. проф. образования по специальности 060105 "Стоматология" /под ред. О.В.Зайратьянца.- М.: ГЭОТАР Медиа, 2010.- C. 394-405.

2. Руководство к практическим занятиям по патологической анатомии для стоматологических факультетов: учеб.-метод. пособие для преподавателей и студентов учреждений высш. проф. образования по направлению подготовки "Патологическая анатомия"/ М.А.Пальцев и др.- М.: Медицина; Шико, 2009.- C. 431-455.

3. Струков, А.И. Патологическая анатомия: учеб. для студентов мед. вузов / А.И. Струков, В.В. Серов.-5-е изд., стеp.- М.: Литтерра, 2010.- C. 804-810.

4. Пальцев, М.А. Атлас по патологической анатомии: учеб. для студентов мед. вузов/ М.А. Пальцев, А.Б. Пономарев, А.В. Берестова.-3-е изд., стер.- М.: Медицина, 2007.- C. 231-255.

5. Пальцев, М.А. Патологическая анатомия: учеб. для студентов мед. вузов: в 2 т./М.А. Пальцев, Н.М.Аничков.-М.: Медицина.-(Учеб. лит. для студентов мед. вузов). Т.2, ч.1: частный курс.-2005.-С.354-355, 363-364.

6. Зиновьев, А.С. Клиническая патология оpофациальной области и шеи:Учеб. пособие для студентов стомат. фак. мед. вузов/А.С.Зиновьев, А.В.Кононов, Л.Д. Костеpина; Под общ. pед. А.С.Зиновьева.-Омск,1999.-С.83-94.

7. Горяинова, Г.Н. Патология орофациальной области и шеи: учеб. - метод. пособие к практ. занятиям и для самостоят. работы студентов стомат. фак. /Г.Н. Горяинова и [др.]; ГОУ ВПО "Курск. гос. мед. ун-та", каф. пат. анатомии.- Курск: Изд-во КГМУ, 2009.-С.13-17.

8. Патологическая анатомия [Электрон. ресурс]: Атлас для обучения студентов в мед. вузах/В.Е.Ермилов, Г.М. Рябинкин, Е.В.Шачнев, Е.Ф.Горбунов; Новгород. обл. дет. клин. больница.-М.:ЛабМетод.

9. Едемский, А.И. Патологоанатомическая терминология по стоматологии: Метод. пособие для самостоят. работы студентов стоматолог.фак./А.И.Едемский; КГМУ; Каф. патолог. анатомии.-Курск:КГМУ,2001.-20 с. Имеется электронный вариант.

10. Дудка В.Т. Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов стоматологического факультета по орофациальной патологии [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие для самостоят. работы студентов /авт.-сост. В.Т.Дудка и др.; ГОУ ВПО "Курск. гос. мед. ун-та", каф. патанатомии.- Курск: Изд-во КГМУ, 2011.- 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) (Издание только в электрон. виде.)

11. Лекционный материал.

Вопросы для самоконтроля.

1. Определение понятия «гингивит».

2. Классификация гингивита.

3. Катаральный гингивит. Язвенный гингивит. Клинико-морфологическая характеристика.

4. Гипертрофический гингивит. Клинико-морфологическая характеристика. Осложнения.

5. Определение понятия «пародонтит». Классификация. Этиология. Патогенез.

6. Клинико-морфологическая характеристика острого пародонтита.

7. Морфологические изменения тканей при хроническом пародонтите.

8. Виды резорбции костной ткани и их характеристика.

9. Морфологические изменения тканей в поздних стадиях пародонтита.

10. Морфологическая характеристика пародонтоза.

11. Определение понятия «десмодонтоз». Морфогенез.

12. Гистологические варианты пародонтом. Макро- и микроскопическая картина гигантоклеточного эпулиса.

13. Фиброзный эпулис. Макро- и микроскопическая картина. Гистогенез.

14. Ангиоматозный эпулис. Морфологическая характеристика. Исходы.

15. Клинико-морфологическая характеристика фиброматоза десен.

 

7. Обязательные задания для выполнения:

1. Вспомнить нормальное строение пародонта.

2. Выучить определения и знать значение следующих терминов и понятий:

гингивит

язвенно-некротический гингивит Венсана

пародонтит

рассасывание костной ткани

гладкая резорбция

лакунарная резорбция

пазушная резорбция

пародонтоз

десмодонтоз

эпулис

ангиоматозный эпулис

фиброматозный эпулис

гигантоклеточный эпулис

фиброматоз десен

 

8. Задания для самостоятельной работы на занятии.

Макропрепараты. Кодограммы.

 

- острый катаральный гингивит: локализованный;

- острый катаральный гингивит: генерализованный;

- гипертрофический гингивит;

- язвенно-некротический гингивит;

- пародонтит: зубной камень;

пародонтальный карман;

смещение зубов;

резорбция кости;

остеокласты в костных лакунах;

склероз сосудистых стенок;

- периферическая репаративная гигантоклеточная гранулема:

- ангиоматозный эпулис;

- фиброматозный эпулис;

- фиброматоз десен.

 

9. Проверка итогового уровня знаний проводится с помощью набора ситуационных и проблемных клинико-анатомических задач, тестовых заданий повышенной трудности.

 

Занятие № 16


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.