Долецкий С.Я «Мысли в пути» (фрагменты) — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Долецкий С.Я «Мысли в пути» (фрагменты)

2017-12-09 283
Долецкий С.Я «Мысли в пути» (фрагменты) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Начнем с того, что врач должен быть человеком интеллигентным. Оставляя в стороне общеизвестное значение этого слова, напомню, что первоначальный смысл латинского «интеллигентус» - понимающий. Стремиться постигнуть всю сложность жизни и свое собственное в ней место, работать на благо общества, а не прозябать за его счет - все это, по-моему, качества интеллигентного человека. Как это утверждение ни банально, но каждый врач должен любить людей и обладать высокоразвитым чувством, которое хорошо определяется старым, вышедшим ныне из обихода термином - милосердие. Нам, детским хирургам, важно уметь почувствовать все то, что ощущает маленький пациент, оторванный от привычной обстановки, от родителей. Наверное, сильнее всего чувство страха. А для этого надо представить себе, что вот так, оторванный от тебя, среди чужих людей лежит твой ребенок, испуганный, больной, одинокий. Тогда появится забота, внимание, ровный и спокойный тон, а главное, приветливая улыбка и ласковое слово - аргументы более веские, нежели принесенный в кармане леденец. Впрочем, и он иногда полезен.

Среди принципов врачевания в детской хирургии особо выделяются два. Первый - необходимость понять характер ребенка. Кстати, при небольшом желании это значительно легче, чем понять характер взрослого. Ребенок еще не научился скрывать свои чувства, он весь как на ладони. Знание характера поможет не только общению и контакту с ребенком, но и влиянию на него в трудные минуты. Например, одна из наиболее сложных проблем нашей специальности - установление диагноза. Новорожденный и грудной ребенок не в состоянии рассказать о своих ощущениях и изложить свои жалобы. Общение с таким пациентом - дело трудное. «Типичная ветеринария»,— сказал один из наших молодых ординаторов. И он был не так уж далек от истины, хотя выразился грубовато. Дети постарше боятся врача, склонны согласиться с ним, лишь бы он скорее ушел. «Здесь больно?» - спрашивает врач. «Да, да», - охотно соглашается ребенок, хотя болит совершенно в другом месте. Ребята еще более старшего возраста, не понимая опасности заболевания, но, страшась операции или неприятной процедуры, просто лукавят. Зная, что при аппендиците живот болит справа, они нередко «очень искренне» заявляют: «У меня животик болит вот здесь (слева), а вот здесь (справа) никогда и ни чуточки не болит». Именно в этих случаях важно знать характер маленького человека и войти с ним в хороший деловой контакт. Второй принцип - никогда не обманывать доверие ребенка. До сих пор у меня стоит перед глазами сцена, которая про­изошла много лет назад на лекции по кожным болезням. Женщина-врач демонстрировала нам больную девочку.

- Повернись-ка спинкой, - сказала она, - я тебе ничего делать не буду.

А затем быстрым и ловким движением сорвала марлевую салфетку, прилипшую к большой язве на спине. Нас сразу оглушил и вид этой отвратительной язвы, и громкий крик испуганной девочки. Я хорошо помню, что острее всего тогда почувствовал обиду: зачем же ее так ни за что обманули? И хотя сейчас мне ясно, что лектор не была педиатром и не имела времени на длительные уговоры ребенка, который наверняка начал бы плакать, но это не уменьшает жестокости ее поступка.

…Еще одна сложная проблема - выхаживание оперированного больного. Бывают случаи, когда легче прооперировать ребенка, нежели выходить его. Яркий пример — проведение трахеотомии (вставление трубочки в дыхательное горло через небольшой разрез) у младенца, когда его судьба непосредственно зависит от правильности и тщательности последующего лечения. Моральное право на операцию хирург получает не только потому, что он в деталях изучил ее ход или обладает ловкими пальцами. Все зависит от того, как он сумеет подготовить больного, определить показания к операции в конкретной обстановке (специализированная клиническая или общехирургическая районная больница), хорошо ассистировать, а главное - благополучно довести ребенка до выписки. В это понятие входит знание всех послеоперационных осложнений, способность их предупредить и рано диагностировать, оказать экстренную помощь. Сведения эти самым скрупулезным образом передают дежурным палатным сестрам, что непосредст­венно входит в обязанности лечащего врача.

Иногда мы забываем о необходимости вызывать в больных или их родителях чувство уважения к себе. Прекрасно написано у Гиппократа о внешнем облике врача, который должен быть спокоен и приветлив, скромно и хорошо одет и пр. Ведь пациент испытывает сомнение, видя чрезмерно молчаливого или чрезмерно болтливого доктора, одетого ультрамодно или безвкусно и небрежно. У меня создается впечатление, что, не­смотря на прогресс науки и новые мощные лекарственные средства (антибиотики, гормональные препараты и др.), со­временные медики порой помогают больному меньше, чем на­ши предшественники лет 30—50 назад… Это одна сторона вопроса. А другая - отношение к молодому ординатору в коллективе. Если он добросовестно и четко выполняет свои обязанности, все, начиная с младшего персонала, думают одинаково: «Ему можно верить». Значит, все будет им сделано хорошо. О неясном или непонятном он спросит. Запишет аккуратно и именно то, что было на самом деле. И многое другое. К сожалению, бывает и наоборот.

Я убежден, что «психологию троечника» в работе можно и нужно ломать. Один-два раза показать такому человеку, что все без исключения видят и знают его безответственность, в медицине совершенно недопустимую. И, главное, высказать уверенность, что при некотором желании и старании он в основном в состоянии выполнить свое дело добросовестно. Постоянный контроль и наблюдение, а иногда и подчеркнутое доверие могут способствовать изменению его характера. Понятно, если такое доверие не угрожает здоровью пациента. Хочу еще раз подчеркнуть, что под врачеванием понимается привлечение всех возможностей, чтобы подчинить их одной цели - излечиванию больного. Оно требует от специалиста отдачи всего себя без остатка, и если он не способен на это, то лучше уж ему заняться препаратами, приборами или чем-то еще».

 

 


РЕКОМЕНДАЦИИ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СТУДЕНТОВ С ЭЛЕМЕНТАМИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

 

Для организации научно-исследовательской деятельности студент должен уметь под руководством преподавателя или самостоятельно выполнять отдельные элементы научного поиска. С этой целью в семинарские занятия были включены письменные вопросы и задания для подготовки к занятиям. Кроме того, предлагается выполнение реферативных работ, либо творческих теоретических работ, в том числе – путем создания мультимедийных презентаций по актуальным проблемам истории медицины.

В учебно-методическом кабинете кафедры по запросу студентов осуществляется подбор учебной, справочной, научной литературы в индивидуальном порядке. Для обеспечения учебного процесса в методическом кабинете имеются электронные учебные пособия и материалы, контролирующие материалы для самостоятельной работы. Научный поиск может носить индивидуальный и коллективный характер, осуществляться в учебное и внеучебное время, под руководством преподавателя или самостоятельно.

Формы возможной научно-исследовательской работы студентов:

  • выполнение творческих работ (теоретические исследования в области биоэтики, информационный поиск и реферирование);
  • участие в работе студенческого кружка,
  • участие в проведении конкурсов и олимпиад по предмету,
  • выступления с докладами на научно-практических конференциях,
  • публикации научных статей,
  • создание мультимедийных презентаций по актуальным проблемам истории медицины,
  • написание творческих эссе.

Лучшие научные работы упитываются при выставлении зачета по дисциплине.

Приложение 1.

Методика подготовки рефератов и требования к их оформлению

Реферат включает:

· Введение (обоснование актуальности темы),

· Основную часть (обобщенное и систематизированное изложение темы на основе литературных источников, а также собственное мнения по рассматриваемому вопросу),

· Заключение или выводы

· Перечень использованных литературных источников.

Объем реферата8-10 страниц машинописного текста (план-оглавление 1 страница, специальная часть – 6-8 страниц, список литературы – 1 страница). Текст должен быть напечатан или написан только на одной странице листа с полями: 2,5см. (со всех сторон).

Указатель литературы должен содержать 3-7 источников (учебники, пособия, монографии, справочники, периодические издания). Источники литературы располагаются в алфавитном порядке (по начальным буквам фамилии первого автора).

Описание источника литературы имеет следующую последовательность:

· Книга: фамилия, инициалы автора; название статьи с заглавной буквы, после названия статьи ставиться точка и тире; затем - город, где источник издавался, год издания.

· Журнальная статья: фамилия, инициалы автора; название статьи с заглавной буквы; название журнала с заглавной буквы (пред названием журнала ставиться //); год издания, номер и страницы.

Доклад по теме реферата на семинаре должен быть краткими (5 – 7 мин). Приветствуется иллюстрация доклада таблицами, схемами, цифровыми данными и другими формами наглядного представления материала. Реферат должен быть более объемным и подробным, чем устное выступление по данному вопросу.

 

Оформление титульного листа На титульном листе следует указать полное название вуза, кафедры, тему реферата, фамилию, имя, отчество преподавателя и студента, номер группы, курс, факультет, год.   Смоленская государственная медицинская академия Кафедра философии с курсом психологии и педагогики Курс истории медицины   Реферат на тему Древнеегипетская мифология и врачевание Работу выполнил студент 1 курса 1 группы стоматологического факультета Иванов Иван Иванович   . Смоленск 2013   Пример оформления литературы: 1. Сорокина Т.С. История медицины. М., 1994. – С. 11 – 16. 2. Лисицын Ю.П. Задачи истории медицины // Советское здравоохранение - 1986. - №9. – с. 8-14.   Работа должна быть сброшюрована и подписана автором.  

 

Приложение 2.

Тематика творческих работ

  1. Альтернативная медицина как неотъемлемая часть современной медицины.
  2. Вклад в развитие средневековой медицины профессоров Падуанского университета.
  3. История переливания крови и донорства.
  4. История становления службы скорой помощи.
  5. Отечественные и зарубежные ученые - предшественники научной антисептики.
  6. История становления медицинской печати в России.
  7. История изобретения зубоврачебных инструментов и их совершенствования.
  8. История зубной щётки.
  9. История рентгенологических методов исследования.
  10. История косметологии и пластической хирургии.
  11. История организации медицинских съездов в России
  12. . Н. В. Склифосовский и его вклад в развитие хирургии зубоврачевания. Общественная деятельность Н. В. Склифосовского.
  13. История Красного Креста. Роль Анри Дюнана. РОКК.
  14. История становления военно-полевой медицины.
  15. История становления космической медицины.
  16. История и проблемы трансплантологии.
  17. История медицины в филателии и фалеристике.
  18. История создания международных медицинских организаций (ВОЗ, Международный комитет КК, Лига обществ КК и КП, движение «Врачи мира за предотвращение ядерной войны»).
  19. Исторический очерк развития отечественной медицинской книги.
  20. Медицинские притчи.
  21. Медицинские музеи в России и за рубежом.
  22. Награды и знаки отличия медицинских работников: история и современность.
  23. О вере и неверии людей науки. Архиепископ и хирург Войно-Ясенецкий.
  24. О врачах и медицине в литературе и искусстве.
  25. Организация научных обществ и проведение врачебных съездов в России.
  26. Памятники врачам в России и мире.
  27. Первые письменные памятники медицинского законодательства и практической врачебной деятельности.
  28. Становление гражданских больниц в России.
  29. Становление женского медицинского образования в России. Первая русская женщина-врач Н.П. Суслова.
  30. История хирургической стоматологии.
  31. История ортопедической стоматологии.
  32. История ортодонтии.
  33. История терапевтической стоматологии.
  34. История обезболивания в зубоврачевании и стоматологии.
  35. Из истории развития профилактического направления в стоматологии.
  36. Стоматологическая имплантология. История и перспективы развития.
  37. Эмблемы медицины и история их появления.
  38. Вклад А. А. Вишневского в развитие отечественной хирургии и анестезиологии.
  39. История становления стоматологического факультета СГМА.
  40. Профессора-стоматологи СГМА – заслуженные деятели науки РСФСР.

Литература по организации научно-исследовательской работы

1. Баскаков А.Я., Туленков Н.В. Методология научного исследования: Учеб. пособие. - К.:МАУП, 2004.—216 с.

2. Бойко Т.С., Рожков Ю.В. Научные работы: Учеб.-метод, пособие. - Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2009. - 76 с.31-460 с.

3. Меретукова З.К. Методология научного исследования и образования: Учебное пособие.- Майкоп, изд-во АТУ, 2003. - 244 с.

4. Огурцов А.Н. Основы научных исследований: Учеб.-метод, пособие. - Харьков: НТУ «ХПИ», 2008. - 178 с.

5. Пивоев В.М. Методология и методика научного исследования: Учеб.пособие. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006. - 100 с.

6. Сабитов Р. А. Основы научных исследований: Учеб. пособие. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. - 138 с.

 

Приложение 3

Контрольные вопросы по курсу дисциплины «история медицины»

1. Как понимали причины болезней люди первобытного общества?

2. Почему из всех стран древнего мира строение человеческого организма знали лучше всех египтяне?

3. Какие открытия были сделаны палеопатологами при раскопках в пещерах Ла Шапель-о-Сен и Шанидар?

4. Какая медицина преобладала в странах древнего Египта и Месопотамии?

5. Родина пластической хирургии?

6. Приведите название самого полного (около 900 рецептов) древнеегипетского папирусного свитка медицинского содержания.

7. Какие методы лечения применялись в древнем Китае?

8. Название главного трактата древнетибетской медицины.

9. Каким образом приобретали знания древнегреческие врачи?

10. Главные заслуги Гиппократа?

11. Основной этический принцип учения Гиппократа?

12. Древнеримский врач, анатомическое учение которого господствовало безраздельно в медицине в течение 14 столетий?

13. Назовите направление в медицине, основы которого были заложены выдающимся врачом Рима - Галеном?

14. Основной метод обучения в средневековых университетах?

15. Какие операции были наиболее распространёнными в средневековой Европе?

16. Что впервые удалось объяснить и экспериментально доказать Уильяму Гарвею?

17. Кто впервые предложил щадящий метод лечения ран с помощью использования хвойно-яичного бальзама, перевязку сосудов?

18. «Язык медицины» в Средневековье?

19. Причины эпидемий в средневековой Европе? Меры профилактики?

20. Кому принадлежит труд «О контагии, контагиозных болезнях и их лечении»?

21. Название бессмертного труда Авиценны?

22. Какие проблемы хирургического лечения начали успешно решаться во второй половине 19 века?

23. Кто и когда успешно продемонстрировал первую в стоматологии операцию с применением эфирного наркоза?

24. Основоположником какого направления в науке является Парацельс?

25. Какой препарат использовался в клинике Дж. Листера для дезинфекции?

26. Достоинства и недостатки клеточной теории Вирхова?

27. Имя основоположника оперативной и топографической анатомии?

28. Имя основателя экспериментальной физиологии?

29. Автор первой научно-обоснованной классификации заболеваний? Какой принцип был положен в её основу и почему?

30. Основная заслуга М.В. Ломоносова в становлении российской медицины?

31. Как звали французского врача, впервые снявшего цепи с душевнобольных?

32. Кто в отечественной военно-полевой практике первым применил эфирный наркоз?

33. Кто впервые предложил использовать хлороформ в акушерской практике? Почему церковь выступила против этого начинания?

34. Автор труда «О заразе (или контагии), заразных болезнях и их лечении» (1546)?

35. Кто написал первое в Европе руководство зубоврачеванию и предложил одну из первых классификаций болезней зубов?

36. Кто и когда получил официальное право заниматься зубоврачеванием в России?

37. Немецкий микробиолог, основоположник бактериологии как науки?

38. Автор научного труда «Рефлексы головного мозга»?

39. Основная заслуга И.П.Павлова?

40. Авторы гуморальной теории патологии?

41. Где и когда появились первые аптеки?

42. Когда и с какой целью на территории Кремля был открыт Аптекарский приказ?

43. Английский врач, изобретатель метода противооспенной вакцинации?

44. Основоположник первой отечественной терапевтической школы?

45. Кто из Российских хирургов 18-19 вв. работал в области стоматологии?

46. Кто автор труда «Дантистика или зубное искусство», изданного в 1829 г.?

47. Кто значился первым в «Российском медицинском списке» среди зубных врачей?

48. Кто и когда открыл первую честную зубоврачебную школу в России?

49. Кто организовал первую зубоврачебную школу в Москве?

50. По инициативе кого была создана первая в России доцентура по стоматологии?

51. Кто основал первую в России кафедру по одонтологии?

52. Роль Фомы Игнатьевича Важинского в стоматологии?

53. Первое в России периодическое печатное издание в стоматологии?

54. Акушер, предложивший метод обеззараживания рук раствором хлорной извести?

55. Основоположники отечественной научной гигиены?

56. Первый нарком здравоохранения РСФСР?

57. Первый нарком здравоохранения СССР?

58. Первый руководитель зубоврачебной подсекции при Наркомздраве РСФСР?

59. Первая русская женщина-врач?

60. Первым переводил труды Гиппократа на русский язык?

61. Австрийский учёный, первооткрыватель групп крови системы АВО?

62. Ему впервые удалось объяснить природу процессов гниения и брожения?

63. Автор первого русскоязычного научного труда в области акушерства?

64. В каком году был открыт медицинский факультет Московского университета?

65. Выдающийся русский психиатр, глава московской научной школы психиатров, автор классического «Курса психиатрии».

66. Английский учёный, создатель пенициллина.

67. Автор первого русского учебника по хирургии?

68. Перечислите основные принципы советского здравоохранения.

69. Имя основоположника отечественной нейрохирургии.

70. Автор метода местной анестезии с помощью раствора новокаина?

71. Кто был первым в России организатором бактериологической станции по борьбе с бешенством и возбудителями других инфекционных заболеваний?

73. Назовите выдающихся отечественных стоматологов-терапевтов 20-го века (3 и более)

74. Назовите выдающихся отечественных стоматологов-хирургов 20-го века (3 и более).

75. Назовите выдающихся отечественных стоматологов-ортопедов 20-го века (3 и более).

 

Приложение 4.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.