Тема: «Поведение потребителя в рыночной экономике» — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тема: «Поведение потребителя в рыночной экономике»

2017-12-09 363
Тема: «Поведение потребителя в рыночной экономике» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Работа над ошибками по самостоятельной работе предыдущей темы.

2. Опрос по основным понятиям темы:

Общая полезность (total utility) – совокупная полезность всех потребляемых благ.

Предельная полезность (marginal utility) – полезность последней единицы потребляемого блага.

Функция полезности – функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества.

Предельная полезность равна частной производной общей полезности данного блага: .

Условие равновесия потребителя:

где MU1 – предельная полезность 1-ого товара; MU2 – предельная полезность

2-ого товара и т.д.; Р1 – цена 1-ого товара; Р2 – цена 2-ого товара и т.д.

Потребительский выбор (consumer choice) – выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).

Функциональный спрос – спрос на товар, обусловленный качествами, присущими самому товару.

Нефункциональный спрос – спрос, обусловленный факторами, не связанными с самим товаром.

Эффект присоединения к большинству (bandwagon effect) – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие.

Эффект сноба (snob effect) – эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар.

Эффект Веблена (Veblen effect) – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену.

Спекулятивный спрос – возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.

Нерациональный спрос – незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза; спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя.

Кривая безразличия (indifference curve) – линия постоянного уровня удовлетворения потребителя (постоянной полезности) от потребления различных благ.

Предельная норма замещения, субституции (marginal rate of substitution) – количество одного товара, которое потребитель готов обменять на другой товар так, чтобы степень его удовлетворенности от потребления данного набора благ осталась без изменения: ,

где MU1 и MU2 – предельные полезности 1-ого и 2-ого товаров.

Бюджетное ограничение, линия цен, прямая расходов (budget constraint) – все комбинации товаров, которые потребитель имеет возможность купить на располагаемую сумму (бюджет) при данных ценах этих товаров; характеризует совокупность допустимых вариантов выбора набора товаров потребителем при условии полного расходования им имеющегося дохода.

Бюджетное ограничение для двух товаров выражается формулой:

,

где Р1 – цена 1-ого товара; Р2 – цена 2-ого товара; Х1 – количество 1-ого

товара; Х2 – количество 2-ого товара; I – доход потребителя.

Кривая Энгеля (Engel curve) – кривая, показывающая, зависимость изменения величины потребления товара от изменения дохода потребителя.

В зависимости от реакции потребителя на изменение дохода при покупке товара различают три категории товаров:

1. ценные товары (luxury goods) – товары, спрос на которые резко увеличивается при росте дохода (предметы роскоши);

2. обычные товары (normal goods) – товары, спрос на которые при росте дохода вначале незначительно увеличивается, но по мере дальнейшего увеличения дохода стабилизируется на каком-либо постоянном уровне (предметы первой необходимости);

3. малоценные (некачественные, инфериорные) товары (inferior goods) – товары, спрос на которые уменьшается при росте дохода и увеличивается при его сокращении.

Взаимодополняемость благ – свойство товаров или услуг удовлетворять потребности лишь в комплексе друг с другом.

Взаимозаменяемость благ – свойство товаров или услуг удовлетворять потребности за счет друг друга.

3. Подумайте: верны ли следующие утверждения?

· Реклама построена в основном на использовании эффекта сноба.

· Рациональный потребитель будет покупать разные товары по одинаковым ценам только тогда, когда полезность этих товаров тоже будет для него одинакова.

4. Выберите правильный ответ:

4.1. Массовый спрос в 1994 г. на акции АО «МММ» объясняется:

а) эффектом присоединения к большинству;

б) эффектом сноба;

в) эффектом Веблена;

г) спекулятивным спросом.

4.2. Поведение российских избирателей на выборах в конце 1993 г., когда совершенно неожиданно высокий рейтинг завоевала ЛДПР (лидер – Жириновский В. В.), можно объяснить главным образом:

а) функциональным спросом на политические услуги ЛДПР;

б) эффектом присоединения к большинству;

в) эффектом сноба;

г) эффектом Веблена.

4.3. Если будет изобретен вечный двигатель, то из теории потребительского поведения исчезнет постулат:

а) множественности видов потребления;

б) ненасыщенности;

в) транзитивности;

г) все постулаты сохранят свою силу.

5. Выполните следующие упражнения:

Упражнение № 1

Студент составил для себя таблицу полезности трех благ в ютилах. Имея 25,2 ден. ед., он купил 3 кг хлеба по цене 2 ден. ед. за 1 кг, 4 л молока по цене 2,8 ден. ед. и 2 кг сахара по цене 4 ден.ед. за 1 кг.

Порция Хлеб, кг Молоко, л Сахар, кг
       
       
       
       
       

а) докажите, что студент не достиг максимальной полезности при своем бюджете;

б) какой набор благ обеспечивает студенту максимум полезности при его бюджете.

Упражнение № 2

Студент еженедельно получает от родителей 20 долл. на карманные расходы (еду и развлечения). Начертите бюджетную линию студента для каждой из следующих ситуаций, обозначая продукты питания на вертикальной оси, а развлечения на горизонтальной:

а) цена продуктов питания (РF) - 50 центов за единицу,

цена развлечений (РН) – 50 центов за единицу;

б) РF=50 центам, РН = 1 дол.;

в) РF=1 долл., РН = 50 центам;

г) РF=40 центам, РН = 40 центам;

д) РF=50 центам, РН = 50 центам, но доходы студента увеличиваются до 25 дол. в неделю;

е) Прокомментируйте бюджетные линии г) и д) и сравните их с бюджетной линией а).

Упражнение № 3

Студент читает журналы и слушает музыку, записанную на кассеты. Табл.3 показывает полезность, которую он получает от потребления различного количества журналов и кассет.

Таблица 3

Кол-во Журналы Кассеты
TU MU TU MU
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

Цена журнала – 1,5 долл., а цена кассеты – 7,5 долл. Предположим, что обычно студент покупает 2 кассеты и 10 журналов.

а) Сколько денег тратит студент на покупку этого количества кассет и журналов?

б) Какую полезность он получает от потребления такой комбинации товаров?

в) Рассчитайте предельную полезность, которую он получает от потребления кассет и журналов.

г) Какую полезность он получит, если весь свой бюджет будет тратить на покупку кассет?

д) Рассчитайте отношение предельной полезности к цене для каждого из товаров.

е) При какой комбинации двух товаров полезность окажется максимальной.

Упражнение № 4

В табл.4 показаны три набора безразличия двух товаров: продуктов питания (F) и развлечений (Н), каждый из которых представляет различный уровень полезности.

Таблица 4

Набор 1 Набор 2 Набор 3
Н F Н F Н F
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

а) Начертите три кривые безразличия – IC1, IC2, IC3.

б) Какая из кривых безразличия отражает наиболее высокий уровень полезности?

в) Какая из кривых представляет самый низкий уровень полезности?

г) Рассмотрите следующие комбинации товаров:

А. 50Н и 8F

Б. 45Н и 4F

В. 12Н и 45F

Г. 25Н и 16F

Обозначьте эти комбинации на кривых безразличия.

д) Может ли быть использована имеющаяся информация для нахождения оптимальной точки выбора потребителя?

6. План написания самостоятельной работы:

6.1. Основные понятия:

· полезность,

· кривая безразличия,

· бюджетная линия,

· предельная норма замены,

· предельная полезность,

· карта безразличия,

· равновесие потребителя,

· излишек потребителя (рента покупателя),

· излишек производителя (рента продавца).

6.2. Вопросы-тесты.

Пример.

Какой из следующих перечней значений общей полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности?

а) 200, 300, 400, 500;

6) 200, 450, 750, 1100;

в) 200, 400, 1600, 9600;

г) 200, 250, 270, 280;

д) 200, 350, 450, 600.

6.3. Определить, верны или неверны утверждения.

Пример.

Наклон бюджетной линии зависит от соотношения цен двух товаров.

7. Слушание и обсуждение реферата – доклада на тему: «Товары Гиффена: история возникновения этого явления, их характеристика для Украины».

8. Проведение управляемого эксперимента на тему: «Исследование поведение потребителя».

В фильме 1970-х гг. «Большая перемена» один из персонажей берется на спор выпить максимально возможное количество стаканов газированной воды. Через некоторое время эксперимент пришлось прекратить, так как герой фильма уже был не в состоянии потреблять последующие стаканы воды.

Эксперимент, моделирующий потребление, проводится в аудитории, предложив добровольцу потребить, например, максимально возможное количество сдобных булочек. При этом полезно будет попросить студента, исполняющего роль потребителя, перед каждым актом потребления оценивать полезность очередной булочки и построить на основании этих оценок графики зависимости общей и предельной полезностей потребляемых благ от их количества.

Используя результаты эксперимента (это, кстати, может быть лишь мысленный эксперимент), обсудите следующие вопросы:

· Выполняется ли в данном эксперименте закон убывания предельной полезности?

· Является ли функция общей полезности потребляемых благ, построенная по результатам эксперимента, монотонно возрастающей и непрерывной?

· Можно ли среди всего населения земного шара найти человека, который бы соответствовал модели потребителя (экономического человека) в экономической теории?

 

План семинарского занятия №5


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.