Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-12-09 | 363 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. Работа над ошибками по самостоятельной работе предыдущей темы.
2. Опрос по основным понятиям темы:
Общая полезность (total utility) – совокупная полезность всех потребляемых благ.
Предельная полезность (marginal utility) – полезность последней единицы потребляемого блага.
Функция полезности – функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества.
Предельная полезность равна частной производной общей полезности данного блага: .
Условие равновесия потребителя:
где MU1 – предельная полезность 1-ого товара; MU2 – предельная полезность
2-ого товара и т.д.; Р1 – цена 1-ого товара; Р2 – цена 2-ого товара и т.д.
Потребительский выбор (consumer choice) – выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).
Функциональный спрос – спрос на товар, обусловленный качествами, присущими самому товару.
Нефункциональный спрос – спрос, обусловленный факторами, не связанными с самим товаром.
Эффект присоединения к большинству (bandwagon effect) – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие.
Эффект сноба (snob effect) – эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар.
Эффект Веблена (Veblen effect) – эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену.
Спекулятивный спрос – возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем.
Нерациональный спрос – незапланированный спрос, возникший под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза; спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя.
|
Кривая безразличия (indifference curve) – линия постоянного уровня удовлетворения потребителя (постоянной полезности) от потребления различных благ.
Предельная норма замещения, субституции (marginal rate of substitution) – количество одного товара, которое потребитель готов обменять на другой товар так, чтобы степень его удовлетворенности от потребления данного набора благ осталась без изменения: ,
где MU1 и MU2 – предельные полезности 1-ого и 2-ого товаров.
Бюджетное ограничение, линия цен, прямая расходов (budget constraint) – все комбинации товаров, которые потребитель имеет возможность купить на располагаемую сумму (бюджет) при данных ценах этих товаров; характеризует совокупность допустимых вариантов выбора набора товаров потребителем при условии полного расходования им имеющегося дохода.
Бюджетное ограничение для двух товаров выражается формулой:
,
где Р1 – цена 1-ого товара; Р2 – цена 2-ого товара; Х1 – количество 1-ого
товара; Х2 – количество 2-ого товара; I – доход потребителя.
Кривая Энгеля (Engel curve) – кривая, показывающая, зависимость изменения величины потребления товара от изменения дохода потребителя.
В зависимости от реакции потребителя на изменение дохода при покупке товара различают три категории товаров:
1. ценные товары (luxury goods) – товары, спрос на которые резко увеличивается при росте дохода (предметы роскоши);
2. обычные товары (normal goods) – товары, спрос на которые при росте дохода вначале незначительно увеличивается, но по мере дальнейшего увеличения дохода стабилизируется на каком-либо постоянном уровне (предметы первой необходимости);
3. малоценные (некачественные, инфериорные) товары (inferior goods) – товары, спрос на которые уменьшается при росте дохода и увеличивается при его сокращении.
Взаимодополняемость благ – свойство товаров или услуг удовлетворять потребности лишь в комплексе друг с другом.
|
Взаимозаменяемость благ – свойство товаров или услуг удовлетворять потребности за счет друг друга.
3. Подумайте: верны ли следующие утверждения?
· Реклама построена в основном на использовании эффекта сноба.
· Рациональный потребитель будет покупать разные товары по одинаковым ценам только тогда, когда полезность этих товаров тоже будет для него одинакова.
4. Выберите правильный ответ:
4.1. Массовый спрос в 1994 г. на акции АО «МММ» объясняется:
а) эффектом присоединения к большинству;
б) эффектом сноба;
в) эффектом Веблена;
г) спекулятивным спросом.
4.2. Поведение российских избирателей на выборах в конце 1993 г., когда совершенно неожиданно высокий рейтинг завоевала ЛДПР (лидер – Жириновский В. В.), можно объяснить главным образом:
а) функциональным спросом на политические услуги ЛДПР;
б) эффектом присоединения к большинству;
в) эффектом сноба;
г) эффектом Веблена.
4.3. Если будет изобретен вечный двигатель, то из теории потребительского поведения исчезнет постулат:
а) множественности видов потребления;
б) ненасыщенности;
в) транзитивности;
г) все постулаты сохранят свою силу.
5. Выполните следующие упражнения:
Упражнение № 1
Студент составил для себя таблицу полезности трех благ в ютилах. Имея 25,2 ден. ед., он купил 3 кг хлеба по цене 2 ден. ед. за 1 кг, 4 л молока по цене 2,8 ден. ед. и 2 кг сахара по цене 4 ден.ед. за 1 кг.
Порция | Хлеб, кг | Молоко, л | Сахар, кг |
а) докажите, что студент не достиг максимальной полезности при своем бюджете;
б) какой набор благ обеспечивает студенту максимум полезности при его бюджете.
Упражнение № 2
Студент еженедельно получает от родителей 20 долл. на карманные расходы (еду и развлечения). Начертите бюджетную линию студента для каждой из следующих ситуаций, обозначая продукты питания на вертикальной оси, а развлечения на горизонтальной:
а) цена продуктов питания (РF) - 50 центов за единицу,
цена развлечений (РН) – 50 центов за единицу;
б) РF=50 центам, РН = 1 дол.;
в) РF=1 долл., РН = 50 центам;
г) РF=40 центам, РН = 40 центам;
д) РF=50 центам, РН = 50 центам, но доходы студента увеличиваются до 25 дол. в неделю;
е) Прокомментируйте бюджетные линии г) и д) и сравните их с бюджетной линией а).
|
Упражнение № 3
Студент читает журналы и слушает музыку, записанную на кассеты. Табл.3 показывает полезность, которую он получает от потребления различного количества журналов и кассет.
Таблица 3
Кол-во | Журналы | Кассеты | ||||
TU | MU | TU | MU | |||
Цена журнала – 1,5 долл., а цена кассеты – 7,5 долл. Предположим, что обычно студент покупает 2 кассеты и 10 журналов.
а) Сколько денег тратит студент на покупку этого количества кассет и журналов?
б) Какую полезность он получает от потребления такой комбинации товаров?
в) Рассчитайте предельную полезность, которую он получает от потребления кассет и журналов.
г) Какую полезность он получит, если весь свой бюджет будет тратить на покупку кассет?
д) Рассчитайте отношение предельной полезности к цене для каждого из товаров.
е) При какой комбинации двух товаров полезность окажется максимальной.
Упражнение № 4
В табл.4 показаны три набора безразличия двух товаров: продуктов питания (F) и развлечений (Н), каждый из которых представляет различный уровень полезности.
Таблица 4
Набор 1 | Набор 2 | Набор 3 | |||
Н | F | Н | F | Н | F |
а) Начертите три кривые безразличия – IC1, IC2, IC3.
б) Какая из кривых безразличия отражает наиболее высокий уровень полезности?
в) Какая из кривых представляет самый низкий уровень полезности?
г) Рассмотрите следующие комбинации товаров:
А. 50Н и 8F
Б. 45Н и 4F
В. 12Н и 45F
Г. 25Н и 16F
Обозначьте эти комбинации на кривых безразличия.
д) Может ли быть использована имеющаяся информация для нахождения оптимальной точки выбора потребителя?
|
6. План написания самостоятельной работы:
6.1. Основные понятия:
· полезность,
· кривая безразличия,
· бюджетная линия,
· предельная норма замены,
· предельная полезность,
· карта безразличия,
· равновесие потребителя,
· излишек потребителя (рента покупателя),
· излишек производителя (рента продавца).
6.2. Вопросы-тесты.
Пример.
Какой из следующих перечней значений общей полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности?
а) 200, 300, 400, 500;
6) 200, 450, 750, 1100;
в) 200, 400, 1600, 9600;
г) 200, 250, 270, 280;
д) 200, 350, 450, 600.
6.3. Определить, верны или неверны утверждения.
Пример.
Наклон бюджетной линии зависит от соотношения цен двух товаров.
7. Слушание и обсуждение реферата – доклада на тему: «Товары Гиффена: история возникновения этого явления, их характеристика для Украины».
8. Проведение управляемого эксперимента на тему: «Исследование поведение потребителя».
В фильме 1970-х гг. «Большая перемена» один из персонажей берется на спор выпить максимально возможное количество стаканов газированной воды. Через некоторое время эксперимент пришлось прекратить, так как герой фильма уже был не в состоянии потреблять последующие стаканы воды.
Эксперимент, моделирующий потребление, проводится в аудитории, предложив добровольцу потребить, например, максимально возможное количество сдобных булочек. При этом полезно будет попросить студента, исполняющего роль потребителя, перед каждым актом потребления оценивать полезность очередной булочки и построить на основании этих оценок графики зависимости общей и предельной полезностей потребляемых благ от их количества.
Используя результаты эксперимента (это, кстати, может быть лишь мысленный эксперимент), обсудите следующие вопросы:
· Выполняется ли в данном эксперименте закон убывания предельной полезности?
· Является ли функция общей полезности потребляемых благ, построенная по результатам эксперимента, монотонно возрастающей и непрерывной?
· Можно ли среди всего населения земного шара найти человека, который бы соответствовал модели потребителя (экономического человека) в экономической теории?
План семинарского занятия №5
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!