Тема. 10. Развитие организационно-управленческой мысли. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Тема. 10. Развитие организационно-управленческой мысли.

2017-12-09 178
Тема. 10. Развитие организационно-управленческой мысли. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На сегодняшний день, все большее значение для современной России, приобретают перспективные проблемы развития организаций.

Мировой опыт, накопленный к настоящему времени, свидетельствует, что среди всех ресурсов предприятий важнейшее значение имеет именно управление, т.е. способность и умение вырабатывать цели, определять ценности, координировать выполнение задач и функции, обучать работников и добиваться эффективных результатов их деятельности. Именно это характеризует назначение управления, его качество и эффективность, его воздействие на людей с разным уровнем образования, опытом, квалификацией и интересами.

Таким образом, большое теоретическое и практическое значение имеют выявление и реализация основных тенденций изменения организации управления.

Определяя роль и предстоящие перемены в управлении, важно исходить из реально складывающихся факторов его развития в Российской Федерации при становлении рыночной экономики. Главной чертой переходного периода является создание принципиально новых институциональных условий рыночных отношений и на этой основе - новых моделей поведения предприятий.

Главной чертой новых систем внутрифирменного управления должны стать ориентация на долгосрочную перспективу, проведение фундаментальных исследований, диверсификацию операций, инновационную деятельность, максимальное использование творческой активности персонала. Децентрализация, сокращение уровней управления, продвижение работников и их оплата в зависимости от реальных результатов станут основными направлениями изменений в аппарате управления.

Процесс модификации организационных структур управления, конкретных форм и методов руководства производственно-сбытовыми операциями развивается по ряду конкретных направлений:

1.Осуществление децентрализации производственных и сбытовых операций. С этой целью в рамках крупнейших компаний уже созданы или создаются полуавтономные или автономные отделения, полностью отвечающие за результаты своей работы. На эти отделения возлагается вся полнота ответственности за организацию производственно-сбытовой деятельности. В относительно небольшом органе корпоративного управления концентрируется решение только стратегических вопросов развития, связанных с крупными инвестициями. Каждое отделение полностью финансирует свою деятельность, вступает на коммерческой основе в партнерские отношения с любыми организациями.

2.Нововведенческая экспансия, поиск новых рынков и диверсификация операций. Это направление реализуется через создание в рамках крупных компаний инновационных фирм, ориентированных на производство и самостоятельное продвижение на рынки новых изделий и технологий и действующих на принципах рискового финансирования. Широко распространенной практикой крупных компаний становится создание в наиболее перспективных областях небольших предприятий, нацеленных на завоевание в кратчайшие сроки прочных позиций на рынке. Эти предприятия могут создаваться как на самостоятельной основе, так и по соглашению с другими компаниями, на кооперативных началах. В указанных ассоциациях могут принимать участие сотни фирм.

3.Дебюрократизация, постоянное повышение творческой и производственной отдачи персонала. Для этого предпринимаются самые разнообразные меры, включая распределение акций среди персонала и образование предприятий, находящихся в коллективной собственности их работников.

В настоящее время, требуются не только принципиально новые формы организации и методы управления, но и переходные режимы деятельности, поэтапная трансформация одних структур в другие, применительно к которым меняется характер государственного и рыночного воздействия, подходящие для российских условий.

Для всестороннего учета, как внутренних особенностей хозяйствующих структур, так и динамично меняющихся внешних условий, а также складывающихся прогрессивных тенденций, к формированию и реорганизации предприятий должен применяться системный подход.

Основные характеристики изменяющейся организации управления и анализ наметившихся тенденций позволяют выделить следующие разновидности новых моделей управления организациями.

Ориентация на предвидение. Организация может обеспечивать оперативные, независимые и ответственные действия своих работников, только когда предвидение будет служить общей базой для принятия решений, представлять для работников цель, на достижении которой они могут сосредоточить усилия. Достижение общего понимания и реализация такого подхода внутри и вне фирмы являются одними из ключевых функций высшего управленческого персонала.

Интеграция и перекрещивание функций. Традиционная функциональная организация охватывает такие отдельные сферы, как маркетинг, производство, научные исследования, опытно-конструкторские разработки и др. Организация управления в XXI веке будет иметь форму матрицы, поскольку ни одно важное решение не сможет приниматься, если оно не будет предусматривать интеграцию и координацию целого ряда функции.

Глобализация. Рост производственных и технологических возможностей во всем мире, всеобщность потребительских и ресурсных рынков требуют глобальной организации действий. Организация не может только производить или экспортировать товары в другие страны. Она должна иметь глобальную стратегию, которая позволяет действовать в ряде стран на любой стадии процесса по созданию добавленной стоимости. Например, людские ресурсы, финансы, сырье могут быть найдены в любой части мира. И аналогично научные исследования и опытно-конструкторские разработки, производство могут осуществляться в одной стране, а рынки могут находиться в ряде других стран. Компании должны принимать во внимание условия конкуренции и внешней среды в каждой стране для выработки глобальной стратегии.

Распространение информационных технологий. Фирма будет в значительной мере зависеть от использования информационных технологий в интересах повышения эффективности операций и принимаемых решений, достижения устойчивых конкурентных преимуществ на рынке. Компьютеры, информационные системы, системы связи будут оказывать существенное влияние на деятельность организаций и результаты их работы, на интеграцию производственных и обслуживающих процессов партнеров и повышение их конкурентоспособности.

Ориентация на акционера. Компания не сможет функционировать как закрытая организация, заинтересованная лишь в достижении своих внутренних целей. Менеджмент по-прежнему будет уделять преимущественное внимание акционерам компании, но интересы других держателей капитала также станут одним из приоритетов корпоративного управления. Фирмы будут играть более активную роль в поддержке культурных и других традиционных бесприбыльных организаций. Возрастет значимость вопросов этики ведения бизнеса в других странах. Потребуется выработка определенных мировых стандартов для глобальной корпорации.

Гибкость и адаптивность. Организация XXI века будет быстро адаптироваться к изменениям отраслевых рынков и внешней среды. Адаптивность как важнейшее свойство организации будет обеспечиваться целенаправленным обучением и тренировкой работников, включением самоанализа в процесс деятельности. Частью обучающейся системы организации станут последовательное экспериментирование, применение соответствующих средств оценки деятельности.

Ведущая роль клиента. Рыночная ориентация и удовлетворение потребностей клиентов останутся ключевыми факторами. Компании должны будут воспринять этот подход как постоянное условие принятия решений в области бизнеса. Наиболее полное отражение требований клиента к новому продукту или услуге станет их насущной потребностью. Все большее число фирм будет основывать свои системы поощрений и компенсаций исходя из уровня удовлетворения потребностей клиента.

Ориентация на создание добавленной стоимости и качество работы. Чтобы быть конкурентоспособными, компании должны быть уверены в том, что их деятельность обеспечивает создание добавленной стоимости. Это требует концентрации усилий и средств в тех сферах, в которых фирма имеет преимущества и возможность производства высококачественной продукции, создание добавленной стоимости. Это потребует повышения внимания к качеству не только дизайна и распределения продукции и услуг, но и деятельности всей организации.

Ускорение выхода продукции. Конкуренция, основанная на времени, является относительно новым и весьма важным параметром бизнес-стратегии. Компании-лидеры придают все большее значение оперативности бизнеса при создании гибких и мобильных организаций. Конкуренция, основанная на времени, является решающей в ускорении развития и организации производства новых продуктов.

Возрастание роли инноваций и предпринимательства. В настоящее время, крупные организации не являются в достаточной мере инновационными и предпринимательскими. В быстро меняющихся внешних условиях инновации в каждой фирме должны осуществляться своевременно и эффективно. С этим вопросом связана и конкуренция, основанная на времени, поскольку экономически объективной необходимостью является значительное сокращение времени на выпуск нового продукта.

Указанные характеристики взаимосвязаны и при соответствующей интеграции могут умножить эффективность фирмы. Они являются средствами достижения ее успеха, увеличения акционерного капитала. Возможности для достижения успеха современных предприятий в значительной мере зависят от внешних условий. Это интенсивная и глобальная конкуренция, быстрое технологическое развитие, демографические факторы и др. Чтобы добиться успеха, компании должны точно и оперативно учитывать эти изменения в программах своего развития, с тем, чтобы создать гибкую и мобильную организацию. Это оказывает большое влияние на возможность найма, подготовки и удержания квалифицированных, адаптивных и инновационных кадров для производства высококачественного продукта с большой долей добавленной стоимости. Все перечисленные выше характеристики организаций важны, но их приоритетность отличается в зависимости от условий разных стран, отраслей, рынков и т. п.

Характерной чертой последних лет и предстоящего периода становится переход от узкой специализации к интеграции в содержании и характере самой управленческой деятельности, в стиле управления. В условиях специализации рост производительности труда обеспечивается за счет дробления работ, функций, знаний. Повышение уровня специализации работ требует и большего объема усилий по координации, которая осуществляется в основном работниками среднего уровня управления и штабных служб. В результате число уровней управления постоянно возрастает, а каждый работник чувствует все большее отчуждение от своей деятельности. Таким образом, путь к чрезмерной специализации является тупиковым, следовательно, необходим курс на развитие интеграционных процессов в управленческой деятельности.

Если при специализации типичным является авторитарный стиль руководства, то при интеграции — координационный, демократический. Руководитель должен не приказывать своим подчиненным, а направлять их усилия, помогать раскрытию их способностей, формировать вокруг себя группу единомышленников.

Ключевыми направлениями изменений в управлении должны стать: предвидение и лидерство; организационное построение; движущие силы бизнеса. Если раньше в ответе на вопрос, какое качество ценится руководителями больше всего, чаще отмечалась решительность, то теперь наиболее ценным фактором считается предвидение.

Можно выделить следующие характеристики эффективного корпоративного предвидения: простота и ясность целей; возможность их оценки; цель, стимулирующая организацию к более высоким достижениям; достижимость цели; коммуникабельность со всеми акционерами - от высшего руководства до рядового персонала предприятия; возможность для всех работников вносить свой вклад в реализацию цели и т. п.

 

Задания для выполнения контрольной работы.

Контрольная работа является одним из важнейших видов учебного процесса и выполняется студентами в соответствии с учебными планами.

Контрольная работа должна являться самостоятельным научно-исследовательским трудом студента, способствующим лучшему освоению учебного материала. Цель работы – формирование у студента навыков к самостоятельному научному творчеству, повышение его теоретической и профессиональной подготовки.

При написании контрольной работы студент должен показать знание материала, предусмотренной программой, умение работать с источниками информации, умение связать вопросы теории с практикой, умение аргументировать и делать выводы.

Контрольная работа должна иметь следующую структуру:

1. Содержание (план);

2. Введение;

3. Теоретическую часть;

4. Практическую часть;

5. Заключение

6. Список использованной литературы.

Выбор темы теоретической части контрольной работы осуществляется студентом самостоятельно, руководствуясь своими опытом, знаниями и возможностями получения необходимой информации.

Темы теоретической части контрольной работы:

1. Теория организации и ее место в системе научных знаний.

2. Различные виды систем: основы существования.

3. Принципы классификации систем.

4. Социальная организация: признаки и классификация.

5. Организация как система: ее признаки и законы.

6. Организационные процессы и их разновидности.

7. Организационно-правовые формы организации.

8. Организационная структура: основы создания и функционирования.

9. Взаимосвязь внутренних переменных организации как основа функционирования и развития.

10. Внешняя среда организации и ее характеристики.

11. Анализ внешней среды организации: основные методы.

12. Полномочия и власть в организации: характеристики взаимосвязи.

13. Делегирование и распределение полномочий.

14. Проблемы и ошибки делегирования полномочий: методы преодоления.

15. Источники власти в организации: механизмы реализации.

16. Концепция рациональной бюрократии и ее значение в развитии теории организации.

17. Системы департаментализации: основы типологии.

18. Эволюция управления как науки: особенности развития.

19. Система управления организацией.

20. Оценка эффективности организационных систем.

21. Коммуникации в организациях и современная информационная технология организационной культуры.

22. Законы организации

23. Принципы рационализации

24. Формирование субъекта и объекта организационной деятельности

25. Организационная структура: формы и общие характеристики

 

Задания к практической части контрольной работы:

 

Объектом исследования выступает любая известная студенту организация (выбирается студентом самостоятельно).

Задание № 1.

Назовите общее направление деятельности, миссию, цель, задачи, сферу деятельности и организационно-правовую форму выбранной для исследования организации. Охарактеризуйте направление работы структурных подразделений. Опишите элементы организационных структур организации.

Задание № 2.

Проанализируйте структуру управления данной организации и определите, к какому типу организационных структур она относится. Укажите ее достоинства, недостатки и возможности совершенствования. Представьте структуру управления организации графически.

Задание 3.

Представьте компоненты внутренней и внешней среды организации. Покажите, какие параметры организации наиболее подвержены влиянию внешней среды.

 

Список литературы

1. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 480 с.

2. Лафта Дж. К. Теория организации: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 416 с.

3. Парахина В.Н. Теория организации: учеб. пособие / В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2007. – 296 с.

4. Теория организации: Антология / Составление В.Л. Семикова – М.: Академический проспект: Гаудеамус, 2005. – 960 с. – («Gaudeamus»).

5. Латфулин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2004. – 395 с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).

6. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: Учебн. пособие. - М.: Издательство «Экзамен», 2002. - 320 с.

7. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2000.

8. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. − М.: Дело, 1992. − 702 с.

9. Мухин В.И. Основы теории управления. Учебник. – М.: Экзамен, 2002. – 256 с.

10. Файоль А., Эмерсон Т., Тэйлор Ф., Форд Г. Управление – это наука и искусство. − М.: Республика, 1992. – 351с.

11. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - Спб: Издательство «Питер», 1999. - 416 с. - (Серия «Теория и практика менеджмента»).

12. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 1999. - 296 с.

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.042 с.