Общая Патофизиология нервной системы — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Общая Патофизиология нервной системы

2017-12-09 199
Общая Патофизиология нервной системы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.

Нервная система выполняет интегративную функцию в организме и обеспечивает взаимодействие с окружающей средой. Будучи образована наиболее дифференцированной тканью, она отличается большой функциональной лабильностью и в связи с этим подвергается патогенным воздействиям самых различных факторов окружающей среды. Патологические изменения в нервной системе проявляются нарушением взаимодействия с окружающей средой и расстройством функции различных органов. Выражением патологии нервной системы являются двигательные и сенсорные расстройства. Знание причин возникновения и механизмов развития основных патофизиологических синдромов поражения нервной системы и умение правильно оценить клинические данные необходимы врачу любой специальности.

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.

В результате самоподготовки студент должен знать:

- причины возникновения и механизмы развития нарушений функций нервной системы;

- механизмы развития патологической реактивности нервной системы и ее проявления;

- механизмы развития основных форм двигательных и сенсорных расстройств при патологии нервной системы.

III. ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ.

Для усвоения материала темы "Патофизиология нервной системы" необходимо знать:

- анатомо-гистологическое строение нервной системы;

- общую физиологию центральной нервной системы;

- механизмы регуляции движений;

- основные виды простой и сложной чувствительности.

IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

1. Причины, вызывающие нарушение функций нервной системы:

а) чрезвычайные воздействия на экстеро- и интерорецепторы (шум, вибрация и т.д.);

б) факторы, действующие непосредственно на нервную ткань (нейротропные инфекции, интоксикации, травмы);

в) факторы, нарушающие репаративно-синтетические процессы нервной системы (нарушение кровоснабжения, аноксическое и ишемическое повреждение мозга, нарушения питания и авитаминозы, эндокринные расстройства, наследственные нарушения обмена веществ).

2. Учение о генераторном (детерминантном) механизме развития патологии ЦНС. Понятие о генераторе патологически усиленного возбуждения (ГПУВ), механизмы возникновения, функциональная структура и стадии развития ГПУВ. Патогенетическое значение и принципы коррекции ГПУВ.

3. Регуляторные пептиды, механизм действия и их значение в патологии нервной системы.

4. Механизмы развития патологической реактивности нервной системы и ее проявления:

а) патологическая доминанта;

б) патологические рефлексы;

в) следовые реакции и "больной пункт";

г) патологический парабиоз;

5. Двигательные расстройства и их патогенез:

а) параличи и парезы периферические, центральные;

б) гиперкинезы: спинномозговые (фибрилляции), пирамидные (судороги), экстрапирамидные (атетоз, хорея, тремор);

в) атаксии: спинномозговая, мозжечковая, лабиринтная, церебральная.

6. Сенсорные расстройства и их патогенез:

а) расстройства простой чувствительности;

б) расстройства сложной чувствительности.

6. Принципы коррекции двигательных и сенсорных расстройств.

V. ЛИТЕРАТУРА:

а) основная:

1. Конспект лекции.

2. Патологическая физиология / Под ред. А.И. Воложина и Г.В. Порядина. - Москва, 2000. – Т. 2.- С. 459-494.

3. Патологическая физиология / Под ред. А.Д. Адо и В.В. Новицкого. - Томск, 2000. - С. 315-343.

б) дополнительная:

1) Патофизиология / Под ред. П.Ф. Литвицкого.- Москва, 2002.- Т.2.- 387-413.

2. Крыжановский Г.Н. Введение в общую патофизиологию. – М., 2000. –
71 с.

VI. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Причины, вызывающие поражение нервной системы.

2. Понятие и общая характеристика генератора патологически усиленного возбуждения (ГПУВ).

3. Механизмы возникновения и функциональная структура ГПУВ.

4. Патогенетическое значение и принципы коррекции ГПУВ.

5. Механизм действия регуляторных пептидов и их значение в патологии нервной системы.

6. Определение понятия "патологическая реактивность", свойства патологической реактивности.

7. Проявления патологической реактивности нервной системы.

8. Сущность и механизмы развития патологической доминанты.

9. Особенности патологического парабиоза и механизмы его развития.

10. Сущность и механизмы развития "больного пункта".

11. Виды патологических рефлексов и механизмы их развития.

12. Признаки центральных параличей и механизмы их развития.

13. Признаки периферических параличей и механизмы их развития.

14. Причины и механизмы развития различных видов атаксий.

15. Причины и механизмы развития гиперкинезов.

16. Виды и механизмы расстройств простой чувствительности.

17. Виды и механизмы расстройств сложной чувствительности.

VII. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ЗАДАНИЯ.

Составить в виде схемы сравнительную характеристику центральных и периферических параличей.

VIII. ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ЗАНЯТИИ.

1. Контроль уровня самоподготовки по тестовой методике.

2. Самостоятельное выполнение работы по изучению двигательных расстройств у животного.

3. Самостоятельное решение проблемных задач (письменно).

4. Фронтальный разбор теоретических вопросов и решений проблемных задач.

ООД

к выполнению работы

"Развитие атаксии при нарушениях афферентной импульсации"

Последовательность действий Способ выполнения действий
1. Оценка исходного состояния животного. 1. Дать возможность кролику свободно двигаться в комнате, при этом обратить внимание на синхронность и симметричность движений его задних конечностей, идентичность их тонуса.
2. Фармакологическая деаффе-рентация одной из задних конечностей животного. 2. Набрать в стерильный шприц 20 мл 0,5% раствора новокаина. Зафиксировать кролика руками на столе спиной кверху, оттянуть одну из задних лап. На заднебоковой поверхности бедра удалить шерсть и кожу, протереть спиртом. Сделать прокол кожи в верхней или средней трети бедра и, медленно продвигая иглу вперед, вводить под давлением новокаин для инфильтрации (анестезии) мягких тканей. В ткани у задней поверхности бедренной кости ввести не менее 10 мл новокаина. Общее количество введенного в конечность кролика новокаина должно быть в пределах 20-50 мл.
3. Оценка результатов опыта. 3. Через 20-30 мин после введения новокаина сравнить движения и тонус задних конечностей кролика.
4. Анализ полученных результатов. 4. Объяснить полученные результаты, исходя из действия новокаина на ткани организма, эфферентную и афферентную проводимость по нервам.
5. Оформление протокола. 5. Подробно описать результаты опыта, написать их объяснение и вывод.

 

ПАТОФИЗИОЛОГИЯ БОЛИ.

I. МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ.

Боль – одна из самых частых причин обращения больного к врачу. Возникновение боли рассматривается как проявление болезни. Однако ощущение боли может предшествовать развитию патологии, и тогда боль выполняет сигнальную функцию, предупреждая о возможности повреждения. Знание причин возникновения и механизмов развития различных видов боли, умение правильно оценить клинические данные необходимы врачу любой специальности.

II. ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ.

В результате самоподготовки студент должен знать:

- механизмы формирования боли (рецепторы, медиаторы боли, пути проведения болевой чувствительности), особые виды боли;

- взаимодействие ноцицептивной и антиноцицептивной систем, эндогенные механизмы подавления боли, биологическое значение боли;

- механизмы развития лицевой боли;

- принципы медикаментозной коррекции боли.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.